1973–1974
С 14 августа происходила регистрация и размещение поступающих в Московскую духовную семинарию. Торжественно прошли праздники Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. На Успение в 18 часов чин Погребения Божией Матери совершил ректор епископ Владимир, епископ Пряшевский Николай и епископ Подольский Серапион.
В этом учебном году впервые в 1-е и 2-е классы семинарии зачислили по 50 человек, было образовано по два параллельных класса.
Преподавателем академии утвердили священника Валентина Радугина. Преподавателями семинарии назначили иеромонаха Георгия (Тертышникова), иеромонаха Елевферия (Диденко), священника Зотика Якимчука, А.А. Матвеева, Г.Н. Нефёдова. Преподавателем Священного Писания Нового Завета в 3-м классе семинарии с 13 ноября назначен архимандрит Иероним, наместник Троице-Сергиевой Лавры.
Хотелось бы напомнить, что в этом учебном году исполнилось 30 лет со дня возрождения Московских духовных школ и 25 лет возвращения их в обитель Живоначальной Троицы...
Наступило 1 сентября – начало учебного года духовных школ, возглавляемых епископом Владимиром.
После Божественной литургии, которую совершил инспектор Александр, перед молебном владыка ректор обратился к учащим и учащимся со словами назидания. Он, в частности, сказал: «Сознавая серьёзность и трудность, а вместе с тем и святость того дела, на которое мы теперь вступаем, мы обязаны по долгу своему вознести сейчас самую усердную и искреннюю молитву Господу Богу, Его Пречистой Матери и всем святым угодникам и через это молитвенное обращение испросить для себя помощь Божию и благословение небесное. Господь Иисус Христос непрестанно укрепляет наши слабые силы, попаляя наши грехи и восполняя наши недостатки. Голос Его и ныне обращается к нам: «Вы их напитайте»53, только будьте искренны и совершенны, и народ, жаждущий истины Христовой, всегда будет насыщен, несмотря на наши слабости и недостатки. Сознавая всё это, мы должны радоваться и никогда не унывать, мы должны тем более благодарить Господа славословием и просить Его, чтобы и впредь Он пробавил над всеми нами Свою великую и богатую милость».
В актовом зале в 13 часов епископ Владимир снова обратился к присутствующим с кратким словом. Закончил он своё выступление таким призывом: «Любите Господа Бога всем сердцем вашим, и всею душою вашею, и всем разумением вашим... любите и ближнего вашего, как самих себя54, потому что на любви основана вся наша вера, вся наша жизнь – церковная, общественная и семейная. Любите Святую Православную Церковь, нашу любвеобильную мать, которая привела нас к жизни духовной и ведёт заботливо ко спасению. Любите свою Родину и молитесь, чтобы Бог даровал мир и процветание нашей стране, счастье и благополучие нашему народу, а нам – силу служить своей Родине и народу верою и правдою до последних дней своих».
Время шло, и о новом ректоре уже сложилось определённое мнение. Он оказался простым и доступным для всех. Двери его кабинета были открыты всегда, и нуждающиеся во встрече могли прийти к нему в любое время. Часто он проповедовал. Проповеди произносил на литургии после чтения Евангелия.
Бывшие ученики владыки ректора вспоминают о нём как о личности выдающейся. Дар слова, чувство слова развито в нём необычайно. Он и стихи писал. А если говорить о глубинах богословских знаний, то в разное время он возглавлял и кафедру Священного Писания Нового Завета и преподавал катехизис, гомилетику, догматическое, нравственное богословие. Войдя в аудиторию, он мог совершенно неожиданно что-то такое сказать, что заставляло задуматься, что взбадривало, освежало мысли. Вот несколько таких его высказываний «по ходу дела»: «Подлинный критерий того, что мы находимся в присутствии Божием, либо полное забвение себя, либо видение себя убогим ничтожеством. Полное забвение предпочтительнее», «Андрею Рублёву в год Куликовской битвы было двадцать лет. С какой силой надо было мучиться за страну, как любить её, как знать, чтобы написать этих ангелов, умолить небеса отпустить их на землю. В каких землях есть такой шедевр, как «Троица»?», «Был ли Христос? В голову не пришло бы спрашивать, если бы уже до этого вопроса не помрачало рассудок желание, чтобы Его не было. Вору надо, чтобы не было света, миру – чтобы не было Христа. «Мир... Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нём, что дела его злы»»55.
Архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич) говорит, «что владыка ректор отличается аристократизмом, благородством, порядочностью, простотой и доступностью. Владыка имел привычку прогуливаться в академическом саду. Его появления ожидали все, кому необходимы были родительский совет и поддержка. Мы знали, что откровенный разговор с владыкой останется между участниками беседы... Это были своеобразные исповеди... Вряд ли у студентов были секреты от владыки. Беседы с ним очищали душу, казалось, будто сошла на тебя милость Божия и сама божественная мудрость указала путь к решению духовных и житейских проблем. Когда владыка говорил, появлялось удивительное чувство, будто именно для тебя он берег по-отечески тёплые слова, которые согревали душу, помогали жить, преодолевать трудности»56.
Можно привести эпизод, касающийся тех же вечерних прогулок владыки ректора. Все ворота в академии закрываются в 23 часа. Позже этого срока припозднившийся студент перелезает через забор. После приземления он вдруг видит перед собой ректора и от растерянности и стыда только и может вымолвить: «Простите, владыка, пожалуйста, не говорите ничего инспектору». Студент знал, что ректор его не выдаст.
Среди учащихся в годы ректорства владыки Владимира был нынешний митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Он рассказывает: «Мы, дети духовенства, верующие, научились быть осторожными в высказываниях, следить за каждым словом, потому что знали, что есть люди, которые только и ждут случая донести на священника. На этом можно было даже сделать себе карьеру. В академии мы были открыты друг перед другом, фальшь всегда была видна. Я был студентом академии, когда и среди нас завёлся один такой. Он рылся в наших личных вещах, читал записи в тетрадях и дневниках. Иногда исчезали листы и записные книжки. Мы выследили этого юношу и пришли посоветоваться к владыке Владимиру, что делать. Ректор выслушал, в чём дело, и исключил «шпиона» из учебного заведения. Что здесь началось!.. Тогда ректор поставил перед государственной властью и церковной иерархией вопрос ребром: или «стукач» остаётся в академии, или он. И тёмные силы отступили»57. Отступили по частному случаю, но не отступали глобально: времена были такие, что любая деятельность Церкви, тем более духовных школ, воспитывающих будущих пастырей, контролировалась государственными органами. Заводились дела. И ректора вызывали в Совет по делам религий, давали рекомендации, высказывали претензии по содержанию проповедей, например, или по приёму «ненужных» абитуриентов.
Сейчас уже сложно представить всю тяжесть этого креста – выдерживать натиск чиновников-атеистов, не уступать в схватке с богоборческой государственной системой. Но послушание ректора и архипастыря подразумевает отстаивание каждой души, защиту своих студентов ценой невероятных усилий. Впрочем, это послушание остаётся таким же и в нынешние времена.
Постепенно епископ Владимир начал вводить некоторые новшества, касающиеся школьных порядков. Так, теперь после праздничной литургии сам ректор и присутствующие за богослужением наставники разделяли трапезу вместе с учащимися. Хор, который пел на галерее, после литургии сходил к священнослужителям на середину храма, и все вместе пели тропарь, кондак и величание праздника. Проповеди в академическом храме должны были произносить все наставники согласно составленному расписанию, независимо от того, в сане они или нет.
Впоследствии владыка ректор добился от гражданских властей снижения налогов, которые платили преподаватели по многим статьям налогового кодекса.
Что касается учебного процесса, то с годами возникла настоятельная необходимость составления новых современных учебников. Речь, конечно, не идёт о том, чтобы подправлять богословие Православной Церкви. Вся богословская наука остаётся неизменной до настоящего времени. Даже «Правила приёма» в духовные школы, опубликованные ещё в «ЖМП» за 1962 год и опубликованные в 1990 году, почти не отличаются друг от друга, за исключением количества молитв, которые поступающие должны знать наизусть. Суть новшества учебников заключается в том, чтобы они отражали те изменения, которые узаконены на Поместных соборах Русской Православной Церкви. Так, в старых учебниках епархии располагались по губерниям, в настоящее время – по областям. В 1970 году была отменена клятва на старые обряды, значит, это должно быть внесено.
Словом, перед преподавателями была поставлена задача сделать коррективы – каждому по своему предмету. Обновлённые учебники проверялись двумя преподавателями, а затем их утверждали на специальной комиссии. Дело с учебниками стопорилось из-за того, что их требовалось очень много (особенно если учесть заочников), а размножали их только с помощью печатных машинок.
Во времена своего ректорства в Одесской семинарии, тогда ещё архимандрит, отец Владимир обсуждал учебные программы со Святейшим Патриархом Алексием I. Говорили о таком важном предмете, как катехизис. Молодой ректор считал, что катехизис митрополита Филарета (Дроздова) слишком архаичен для современных студентов. Патриарх считал, что нужно преподавать именно по Филарету. «Его катехизис стал уже символической книгой для нашей Церкви», – утверждал Святейший. Эта история свидетельствует о том, насколько осторожно, взвешенно и продуманно нужно подходить ко всяким таким нововведениям. То есть ректор не искал лёгких путей, не думал, как бы упростить ситуацию, а старался выполнять порученное ему дело максимально ответственно.
Каждая дисциплина в конечном счёте есть наука о внутреннем устроении, о созидании духовного человека, о стяжании благодати Духа и устроении Царства Божия внутри нас58, что возможно только в Церкви Живого Бога, в общении Тела и Крови Христовых, дарованных Церкви, и поэтому есть также наука о Церкви. Поэтому важной задачей духовной школы, но мысли Святейшего Патриарха Пимена, является преодоление схоластичности, мёртвой рассудочности, отвлечённого интеллектуализма в преподавании. И наоборот, всё здесь должно служить внутреннему преображению, накоплению духовного опыта, стяжанию благодати Божией, которая и позволяет судить обо всём59.
Епископ Владимир был любителем пения. Иногда он приходил на спевку, делал свои замечания, порой предлагал разучить какое-нибудь необычное песнопение.
Учебный год набирал обороты. В самом его начале на 84-м году жизни скончался протоиерей М.А. Старокадомский. 7 сентября группа учащихся во главе с протоиереем Алексием Остаповым выехала в Люберцы, где проходило отпевание покойного.
10 сентября стало известно, что наш ректор возведён в сан архиепископа. Все с радостью приветствовали и поздравляли владыку.
Всенощное бдение и литургию в академическом храме на Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) возглавил архиепископ Владимир. За литургией рукоположили в сан иерея диакона Ковальчука, а на следующий день – во иеромонаха заведующего канцелярией монаха Сергия (Фомина), в будущем митрополита, управляющего делами Московской Патриархии.
Владыка ректор не оставлял без внимания свою паству в Дмитрове. 23 сентября, в воскресенье, ректор и группа учащихся (хор) совершили там богослужение в храме Казанской иконы Божией Матери. Всё духовенство Дмитрова и множество верующих торжественно и с большой радостью встречали своего пастыря. На литургию пришли даже продавцы из соседнего магазина, чтобы только увидеть епископа и семинаристов. Потом и покупатели заявились в храм, чтобы отыскать продавцов. За литургией архиепископ Владимир рукоположил в сан иерея диакона П. Дроздова, а воспитанника В. Шевченко – в сан диакона.
В праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня преподаватели и учащиеся после всенощного бдения в академическом храме отправились в Успенский собор, где владыка ректор вместе с наместником Лавры архимандритом Иеронимом совершили чин Воздвижения Креста Господня.
Надо сказать, что в эти годы установилась тесная связь между академией и Лаврой. Возможно, способствовали тому личные симпатии между владыкой ректором и отцом наместником архимандритом Иеронимом. Не исключено, что в союзе этом был заинтересован Патриарх Пимен и делал всё, чтобы студенты академии и иноки Лавры поддерживали друг с другом молитвенное общение. Частенько бывало так, что Святейший приезжал в Лавру, вызывал к себе в покои ректора архиепископа Владимира, наместника архимандрита Иеронима. С ними он чувствовал себя непринуждённо, разговаривал, отдыхал...
Несмотря на занятость, владыка ректор не упускал из поля своего внимания и то, что связано с отдыхом учащихся, по мере возможности присоединялся к студентам, если они, например, отправлялись на экскурсию. Так, вместе с ректором ребята ездили во Владимир и Суздаль. Осмотрели славные древние храмы. Епископ Владимирский и Суздальский Николай принимал их у себя, подарил сувениры.
В духовных школах шли занятия, совершались богослужения, по праздникам студенты смотрели художественные фильмы, для них приглашали лекторов, проводили межцерковные совещания и собеседования. Современный православный пастырь не может ограничить свои знания, свой кругозор исключительно богословскими науками, ему необходима и общая культура. По этому поводу Патриарх Пимен приводил в пример будущим пастырям личность святителя Игнатия (Брянчанинова), который исключительно глубоко постиг дух святоотеческих творений, но также хорошо знал и понимал жизнь, окружающую действительность, потому что имел всестороннее образование и большой духовный опыт.
С 25 по 31 октября 1973 года в Москве проходил Всемирный конгресс миролюбивых сил. В работе конгресса в составе советской делегации принимали участие Патриарх Пимен, митрополит Ленинградский Никодим – президент Христианской мирной конференции и митрополит Тульский Ювеналий. Заседания проходили в академическом храме. Вступительную речь произнёс Патриарх Пимен. Как не раз подчёркивал Святейший, в том числе и в этой своей речи, миротворческое служение – важнейшая обязанность священника, которую он выполняет, будучи верным сыном Русской Православной Церкви и патриотом своей великой Родины. Призывал всех брать пример с преподобного Сергия, великого игумена Радонежского, прибегать к его духовной помощи, учиться взиранием на Пресвятую Троицу побеждать рознь мира сего.
В честь участников конгресса Патриарх Пимен устроил в Трапезном храме обед, во время которого академический хор пел духовные песнопения.
Можно сказать, что и учащиеся духовных школ были участниками форума. Одни – как обслуживающий персонал, другие – как хористы, третьи – как невольные свидетели происходящего. Это всё из разряда жизненных наблюдений, обретения опыта, умственного кругозора, которые необходимы молодым людям, готовящим себя к пастырскому поприщу.
В этом учебном году, как уже говорилось, приступил к преподаванию в семинарии наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иероним. После назначения отец наместник за полдником обратился ко всем присутствующим. Во-первых, он поблагодарил ректора за оказанное ему доверие, а кроме того, не постеснялся и попросил помощи, если такая потребуется. В дальнейшем он очень привязался к духовным школам. У него были творческие, дружеские отношения с владыкой ректором, со многими преподавателями. Отец наместник не пропускал ни одного богослужения. После каждого проводил краткие, но содержательные беседы.
Следует заметить, когда наш хор пел в Лавре, наместник Иероним часто приглашал меня на трапезу и сажал за центральный стол, где находились одни архимандриты. По этой причине я часто уклонялся от посещения трапезы. Замечу, что эти действия наместника свидетельствуют о его большом расположении к тем, кто его учил. И отец наместник архимандрит Иероним, и ректор архиепископ Владимир – это были два столпа, один из которых держал на высоте Троице-Сергиеву Лавру, другой – Московские духовные школы.
Отец наместник частенько приглашал к себе владыку ректора, инспектора архимандрита Александра, секретаря Совета протоиерея Алексия Остапова, архимандрита Евлогия, А.П. Горбачёва и других преподавателей. Всем вместе им было о чём поговорить, будь то дела лаврские или академические. В свою очередь, и владыка ректор принимал у себя архимандрита Иеронима и своих подопечных. Часто владыка ректор и отец наместник встречались наедине. Это было благодатное незабываемое время, когда между академией и Лаврой установилась самая тесная связь.
10 декабря в академии отметили 125-летие со дня рождения художника В.М. Васнецова – почётного члена МДА (был избран в 1914 году).
Приближалось 14 декабря – день памяти святого праведного Филарета Милостивого. После кончины Патриарха Алексия эти академические вечера приобрели несколько иной смысл. Каждый последующий вечер был посвящён какой-то определённой теме. В этом учебном году это было 25-летие перехода академии и семинарии из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру и воспоминание о праздновании в июле 1948 года 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.
14 декабря в 19 часов начался академический вечер. Первым с докладом выступил архиепископ Питирим. Он говорил о торжествах 1948 года, посвящённых 500-летию автокефалии. Прочитал отрывок из речи Патриарха Алексия I на этих торжествах. ««Мы в этом году празднуем 500-летие автокефалии Русской Православной Церкви, – говорил Святейший, – для которой 1448 год является знаменательным: с этого времени она самостоятельно начала ставить российских митрополитов, избирая и посвящая их Собором русских иерархов. И первым из русских избранников и ставленников явился святой Иов, носивший титул митрополита Киевского и всея Руси; преемники его назывались уже «Московскими и всея Руси»».
Архиепископ Питирим говорил, что с принятием на Руси христианства Константинопольский Патриарх с уважением и снисходительностью относился к Русской Православной Церкви и давал её митрополитам такие широкие права, каких не имела ни одна подчинённая Константинополю Церковь. Это было продиктовано тем, что Русская Церковь имела много епископов, она охватывала большую территорию. Кроме того, русский народ имел свой язык, свои нравы, обычаи, отличался чистотой веры, горячей любовью к Церкви и Православию.
Русская Православная Церковь обрела самостоятельность в 1448 году. В последующие десятилетия она непрестанно стремилась обрести патриаршество. Это осуществилось в 1589 году, и Московский Патриарх занял пятое место после Патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.
Патриаршество в Русской Православной Церкви просуществовало до 1700 года, после чего волей Петра I во главе Русской Церкви в 1721 году был учреждён Святейший Синод. Но русский народ, православное духовенство непрестанно стремились к восстановлению патриаршества, что и произошло в 1917 году. Всероссийский поместный собор, который состоялся в Москве, восстановил патриаршество и в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) митрополит Московский и Коломенский Тихон был интронизован на кафедру Патриарха Московского и всея Руси и возглавил Русскую Православную Церковь.
Далее архиепископ Питирим коснулся жизни Русской Православной Церкви от восстановления патриаршества до наших дней и закончил словами: «Каноническое бытие Русской Православной Церкви, её самостоятельность, величие её духовного достоинства свидетельствуют о том, что жизнь в ней шла в полноте божественной благодати и что Русская Православная Церковь по заслугам занимает своё место в ряду Православных Восточных Церквей».
Воспоминаниями из жизни Московских духовных школ поделились протоиерей Алексий Остапов и профессор А.И. Георгиевский. Затем все гости переместились в кинозал и посмотрели документальный фильм о церковных торжествах 1948 года, посвящённых 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви.
После ужина все встали на вечернюю молитву, в конце которой проповедь произнёс воспитанник 3-го класса семинарии А. Фролов.
В ночь с 16 на 17 декабря скончался протоиерей Андрей Сергиенко, профессор академии. Сразу же в академическом храме была отслужена заупокойная лития. 19 декабря в Александров, где жил протоиерей Андрей, выехала группа учащихся на отпевание усопшего.
Начались рождественские каникулы. 31 декабря в 23 часа в академическом храме владыка ректор отслужил новогодний молебен. За праздничной трапезой ректор ещё раз всех поздравил с Новым годом. Некоторые потом смотрели по цветному телевизору (в кинозале) новогодний «Голубой огонёк».
На Рождество Христово устроили новогоднюю ёлку. На этом студенческом празднике присутствовали посол Индии в СССР с супругой и сопровождающие их лица.
9 января в 17 часов в Троицком соборе учащихся и преподавателей поздравил Патриарх Пимен.
В начале 1970-х годов священноначалием Русской Православной Церкви было установлено каждый год совершать экуменическую молитву о мире, о единстве. Она совершалась в различных храмах Москвы, теперь было решено помолиться в академическом храме. 12 января, в субботу, к 12 часам наставники и учащиеся, те, кто не уехал на каникулы, собрались в академическом храме, куда прибыли представители различных вероисповеданий. Возглавил молитву митрополит Ювеналий. В храме присутствовали ректор архиепископ Владимир, протопресвитер Виталий Боровой, ксёндз Станислав Можейка (католик), И.М. Орлов, В.Г. Куликов (баптист), епископ Паркеев и другие.
После рождественских каникул, 28 января, на заседании Совета академии поздравили архиепископа Владимира с утверждением его в звании доцента. А 30 января после сокращённых занятий, в 12.30, все учащие и учащиеся собрались в актовом зале, где торжественно чествовали профессора А.И. Георгиевского. 27 января 1974 года ему исполнилось 70 лет, а в октябре 1973 года он отмечал тридцатилетие своей преподавательской деятельности. А.И. Георгиевскому было присвоено звание заслуженного профессора МДА и вручён диплом.
В этот же день была заслушана пробная лекция преподавателя протоиерея Валентина Радугина на тему «Канонист А.С. Павлов». Её высоко оценили и автору присудили звание доцента.
В среду, 13 февраля, в академию прибыл митрополит Ювеналий, который после вечернего богослужения совершил акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Затем в актовом зале владыка ректор доложил об избрании митрополита Ювеналия почётным членом МДА и вручил ему диплом. В ответном слове владыка поблагодарил ректора за высокую честь, которую ему оказала академия, после чего рассказал о деятельности Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС).
А 19 февраля 1974 года ректор Московских духовных школ побывал на приёме у Фурова в Совете по делам религий. Во времена перестройки, когда этот совет ликвидировали, один из бывших его сотрудников передал владыке Владимиру некоторые бумаги из личного дела, которое было на него заведено. Среди этих бумаг сохранился своего рода протокол этой встречи. В нём зафиксировано, что Фуров высказал некоторые замечания в адрес архиепископа Владимира, в том числе о том, что по непонятным (для Совета) причинам ректор не отчисляет неугодных им студентов, что он самоправно принимает ненужных абитуриентов. В проповедях, произнесённых в духовных школах и опубликованных в «ЖМП», допускает серьёзные промахи и ошибки с точки зрения политических оценок его высказываний.
Что касается проповедей владыки ректора, то учившийся гораздо позже Степан Маркевич помнил, как перепечатанные и переписанные от руки «слова» архиепископа Владимира (он уже переехал к тому времени в Ростов-на-Дону) передавались студентами из рук в руки. Ещё не вышедшие отдельным изданием, они уже были нужны, уже получили высокую оценку самых строгих критиков – студентов.
14 апреля – Пасха Христова. Праздничное богослужение, на котором присутствовали гости из США и представители Индийского посольства, совершил архиепископ Владимир.
7 мая на очередном заседании Совета академии уже после пасхальных каникул владыка ректор вручил диплом почётного члена Московской академии архиепископу Берлинскому Филарету – «за богословскую, экуменическую и миротворческую деятельность» и поздравил его с этой наградой. В ответном слове архиепископ Филарет поблагодарил Патриарха Пимена, Совет академии, ректора и пожелал всем труженикам духовных школ успехов.
Выпуск в академии и семинарии состоялся 13 июня. В этот день богослужение в академическом храме возглавил владыка ректор в сослужении выпускников в священном сане. За литургией был рукоположен во священника диакон Александр Торопов, воспитанник 4-го класса. После литургии, перед благодарственным молебном, архиепископ Владимир обратился к выпускникам с напутственным и назидательным словом, которое закончил так: «Всем своим существом, разумением, убеждениями и усилиями будьте достойными свидетелями Христу, Его Истине, верными сынами Церкви и Отечества, никогда не отчаивайтесь, ибо с вами благодать Духа Святого и Сам Христос, сказавший: «Се, Аз с вами есмъ во вся дни до скончания века. Аминъ»»60.
В Троицком соборе перед началом молебна к выпускникам обратился архимандрит Иероним (Зиновьев) – наместник Троице-Сергиевой Лавры, преподаватель семинарии. Затем в актовом зале состоялось собрание, посвящённое 26-му выпуску академии и 28-му выпуску семинарии. Там же чествовали профессора В.Д. Сарычева в связи с его 70-летием. Владыка ректор от всей души поздравил юбиляра и вручил ему орден Равноапостольного великого князя Владимира II степени.
Кандидатами богословия академию в 1974 году окончили: иеромонах Илия (Рейзмир), иеромонах Сергий (Фомин), Андрей Рогинец, иеродиакон Герман (Веретельников), Виктор Думкин, священник Михаил Книгницкий, священник Андрей Поликопа, иеромонах Алипий (Погребняк), диакон Александр Киселёв, священник Василий Кабанов, священник Владимир Семикин, иеромонах Косма (Алехин), иеромонах Виталий (Мешков), Димитрий Луцюк, иеродиакон Иннокентий (Самылкин), священник Пётр Белокрылов, Пётр Пилипчук, диакон Владимир Кирьянов, иеромонах Трифон (Мочалов), иеродиакон Константин (Ефремов).
Совет академии рекомендовал для продолжения занятий в аспирантуре иеродиакона Германа (Веретельникова), Виктора Думкина, Андрея Рогинца, священника Владимира Семикина, иеромонаха Сергия (Фомина).
Семинарию окончили 36 человек.
Подводя некоторые итоги, можно сказать, что за 30 лет после возрождения Московских духовных школ академию окончили 485 человек, из них епископами стали 31 человек.
Семинарию за это время закончили 815 человек. За 10 лет существования сектора заочного обучения заочно академию окончили 202 человека, семинарию – 239, аспирантуру – 57 человек.
К этому времени в штате академии и семинарии числилось 13 профессоров, 12 доцентов.
* * *
Примечания
Пастырь. Митрополит Владимир (Сабодан) глазами современников. К., 2000. С. 85.
Пастырь... С. 79–80.