М.Х. Трофимчук

Источник

1998–1999

К 1998 году работа по реформе церковно-пастырского образования в Русской Православной Церкви была завершена. С этого времени ввели новый учебный план духовной семинарии, утверждённый Священным Синодом Русской Православной Церкви, который мы тут и воспроизводим.


Наименование предметов Количество часов в неделю по курсам
I II III IV V
1. Библейская история 6
2. Священное Писание Ветхого Завета 4 4 2
3. Священное Писание Нового Завета 4 4 2
4. Катехизис 4
5. Догматическое богословие 6 4
6. Патрология 6
7. Нравственное богословие 4
8. Основное богословие 4
9. Апологетика 4
10. Сравнительное богословие 2 2
11. Богослужение, устав и литургика 4 4 4 4
12. Гомилетика 2 2
13. Церковное право 4
14. Общая церковная история 4 4
15. Византология 4
16. История Поместных Православных Церквей 4
17. История Русской Церкви 6 4 4
18. История России 2 2
19. Практическое руководство для пастырей 2
20. Сектоведение 4
21. Церковное пение 4 2
22. Церковное искусство 2 2
23. Введение в философию 2
24. История философии 2 2
25. Церковнославянский язык 4 4
26. Миссиология 2
27. История религий 2 2
28. Пастырское богословие 2
29. Стилистика 2
30. Риторика 2
31. Педагогика и психология 2
32. Иностранный язык новый 4 X X X X
33. Древнегреческий язык 4
34. Латинский язык 4 X X X
35. История русской религиозной философии 2
36. Экономика прихода 2
40 40 40 40 20
*Изучение языков факультативно

Перемены коснулись наименований: воспитанники семинарии стали называться студентами, классы были переименованы в курсы. Школьная система, существовавшая в семинарии, заменена лекционно-зачётной, применяемой в светских вузах. В программе семинарии появились новые предметы, в том числе и из преподаваемых в духовной академии. Это апологетика, византология, история Поместных Православных Церквей, история философии и история русской религиозной философии. Изменилась система изучения языков. Проявившие способности и интерес к языкам могли заниматься ими факультативно. План занятий V курса был сокращён вдвое с тем, чтобы увеличить время для написания дипломной работы.

Реформа затронула и академию. В отличие от прежних лет студенты IV курса должны были учиться в первом семестре все шесть дней в неделю и в конце первого полугодия сдавать экзамены. В течение второго семестра четверокурсники занимались только кандидатскими сочинениями и дипломными работами. Теперь инспекторы академии и семинарии были заменены одним лицом – проректором по воспитательной работе. На эту должность назначен бывший инспектор семинарии архимандрит Савва (Базюк). Соответственно и помощники инспектора стали называться помощниками проректора по воспитательной работе.

2 октября на 58-м году жизни скончался насельник Троице-Сергиевой Лавры, доцент МДА архимандрит Георгий (Тертышников). Вся семья Московских духовных школ вместе с насельниками Лавры вознесли молитвы о упокоении души новопреставленного отца Георгия.

По инициативе учредителей православного журнала Московской духовной академии и семинарии «Встреча» 6 октября был проведён открытый день Московской духовной академии. В этом мероприятии приняли участие студенты и преподаватели МГУ, МГИМО, а также слушатели и преподаватели военных академий: Академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, Академии Управления МВД РФ, Академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, Академии военно-воздушных сил имени Жуковского. Тема встречи – «Меч и мир: православный взгляд».

Накануне праздника преподобного Сергия Радонежского (8 октября) в академию прибыл первосвятитель Албанской Церкви блаженнейший архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий. Ему был вручён диплом Почётного члена МДА.

Затем гостем Московских духовных школ был предстоятель Болгарской Церкви Святейший Патриарх Болгарский Максим. Он служил божественную литургию в академическом храме на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В числе сослуживших ему был и архиепископ Солнечногорский Сергий.

Годичный академический акт возглавили два Патриарха – Московский и всея Руси Алексий и Болгарский Максим.

Его Святейшество обратился к высокому гостю с поздравлением в связи с 50-летним юбилеем подворья Болгарской Православной Церкви в Москве и наградил его орденом Святого благоверного князя Даниила Московского I степени. Наград Русской Православной Церкви удостоены также митрополиты Болгарской Церкви Геласий и Неофит, архимандрит Борис, настоятель Болгарского подворья.

Святейший Патриарх Болгарский Максим выразил глубокую благодарность за оказанное внимание и честь быть удостоенными высоких наград. Затем поздравил студентов и преподавателей с престольным праздником и в связи с 50-летием Болгарского подворья за неоценимый вклад Московских духовных школ при подготовке болгарских клириков и в укрепление болгарско-русских церковных связей наградил Московские духовные школы орденом святых Кирилла и Мефодия I степени.

На этом акте Святейший Патриарх Алексий вручил протоиерею Владиславу Цыпину диплом доктора церковной истории и возложил на него голубой докторский крест за диссертацию на тему «История Русской Церкви. 1917–1997», которую он защитил 9 октября 1998 года. По предложению ректора епископа Евгения протоиерей Владислав Цыпин удостоен от Патриарха звания профессора.

25 ноября преподаватель М.М. Дунаев защитил магистерскую диссертацию на тему «Православие и русская литература».

В этом году исполнилось 50 лет со времени водворения Московских духовных школ в Троице-Сергиевой Лавре, на своём историческом месте, под сенью преподобного Сергия. Этому юбилею был посвящён Филаретовский вечер 2 декабря. По приглашению администрации на вечер прибыли из разных уголков страны старейшие иерархи и священники, учившиеся в Московских духовных школах в 1948 году. Возглавил вечер Святейший Патриарх Алексий. Молодым ребятам было интересно слушать тех, кто учился в Московских духовных школах более полувека тому назад. Своими воспоминаниями поделились: митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай, архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек, духовник Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ архимандрит Кирилл и другие. Все очень тепло говорили о своих первых учителях, о своих однокашниках.

В заключение Святейший Патриарх Алексий поздравил всех с «золотым юбилеем» и сказал: «Воспоминания очевидцев событий пятидесятилетней давности, когда только что возрождённые Московские духовные школы возвратились в Лавру преподобного Сергия, очень важны для тех, кто сегодня учится в наших духовных учебных заведениях. Сегодняшним пастырям нужно знать, через какие трудности и испытания прошли их отцы и деды. У них не было условий, которые созданы теперь, но они преодолевали всё, стараясь получить богословское образование... Мы смотрим на будущих пастырей и тружеников церковных как на нашу надежду, и я снова, как и на последнем Архиерейском соборе, хочу повторить, что в духовных заведениях закладывается будущее Церкви XXI века, начала третьего тысячелетия по Рождестве Христовом».

Выступлением хора Регентской школы закончился этот замечательный вечер, точнее, закончилась его официальная часть. Но своими воспоминаниями продолжали делиться гости за ужином в профессорской академии в присутствии ректора епископа Евгения. В завершение празднования все последовали в академический храм на акафист Покрову Пресвятой Богородицы.

Так получилось, что в этом учебном году был ещё один юбилей – Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II исполнилось 70 лет. Московские духовные школы, находящиеся под омофором Его Святейшества, вместе со всей полнотой Русской Православной Церкви праздновали 70-летие со дня рождения её предстоятеля. Они принимали участие и в проходивших в Москве всецерковных торжествах, посвящённых этому юбилею.

За время патриаршего служения нынешнего предстоятеля Русской Православной Церкви было образовано большое число новых епархий. К моменту празднования 70-летия Его Святейшества их насчитывалось около семидесяти на территории нынешней Российской Федерации и более 120-ти – вместе с ближним и дальним зарубежьем; возобновлена жизнь более чем в 450 монастырях (в конце 1980-х годов их было 19); открыто более пятидесяти духовных учебных заведений. Все эти свершения подтверждали намерения Патриарха, понимание им особенностей эпохи, в которую ему выпало служить, о чём он говорил в день своей интронизации: «Церковь наша – и это мы явственно видим – вступает на путь широкого общественного служения. На неё как на хранительницу непреходящих и нравственных ценностей исторической памяти и культурного наследия с надеждой взирает всё наше общество. Дать достойный ответ на эти надежды – наша историческая задача».

Уже с этого года началась подготовка Русской Православной Церкви к 2000-летию Рождества Христова. Так, 16 декабря в МДА открылся научно-общественный форум «Россия в истории христианства», в работе которого приняли участие преподаватели академии во главе с ректором епископом Евгением. Форум был организован Российской академией наук.

В текущем учебном году в Московских духовных школах проходили различные мероприятия, посвящённые обсуждению проблем образования и воспитания будущих священнослужителей. С 4 по 6 мая состоялось совещание ректоров и преподавателей духовных школ. 10 июня – заседание Синодальной богословской комиссии. В течение года работали семинары преподавателей православной педагогики, регентов и преподавателей церковного пения, а также преподавателей философских дисциплин. Одним из основополагающих вопросов многих подобных дискуссий является вопрос; какие требования предъявляет наше время выпускнику духовной школы. «Каким бы ни был общий фон эпохи, в Боге нет пременения», – сказал митрополит Киевский Владимир. – Прежнее поколение православного народа и пастырей выстояло благодаря тому, что в них были вера и твёрдость духа, верность призванию и Евангелию. Это идеал служения в долге, духе и истине. Сейчас же, когда контуры духовности размыты, в жизни чаще встречаются христиане только по имени, а не по житию. И студент духовных школ также не свободен от этого внешнего влияния и воздействия. Всегда памятуя об идеале доброго Пастыря Христа, студент духовной школы должен суметь гармонизировать в себе молодость и церковность, воспитать себя так, чтобы жить по принципу: я пришёл в Церковь и к народу Божию не для того, чтобы мне послужили, но, чтобы служить другим... И молодой пастырь должен развить в себе умение почувствовать вопрошающую о смысле жизни душу, очистить её от наносного и открыть к ней доступ Истине. Значит, пастырь должен быть твёрдым в вере. Искусство полемиста сегодня пригодится, когда часто возникает необходимость опровергнуть оккультистов, магов, псевдофилософов, околоцерковных теоретиков, пытающихся предложить пытливому уму альтернативную истину о Боге. Пастырь должен помнить и уметь доказать другому, что спасительной является одна лишь православная истина... Мудрость святых отцов, освящённая светом Евангелия и подтверждённая церковным подвигом многих поколений, упраздняет основу для так широко бытующего в среде молодых священников «младостарчества». В его основе гордыня, а попросту говоря – амбиции, зачастую не подкреплённые личным подвигом молитвы и исполнением церковного послушания. Так строго я говорю об этих вещах потому, что условия пастырского служения сегодня обусловлены рядом факторов, прежде не так ярко проявлявшихся. Сейчас, когда лукавый попустил такой наплыв тоталитарных сект, подателей изощрённо упакованных образчиков псевдодуховных истин, пастырь должен научить народ Божий отличать зерна от плевел, иначе тернии, которые вырастут в неокрепших душах, навсегда заглушат добрые всходы и закроют свет спасительной веры для ищущего сердца».

Завершился очередной учебный год.

В 1999 году кандидатами богословия академию окончили: чтец Роман Аксёнов, иеромонах Пантелеймон (Бердников), чтец Александр Болонников, диакон Сергий Дидковский, чтец Сергей Елисеев, иеромонах Пётр (Еремеев), иеромонах Амвросий (Ермаков), иеромонах Дамиан (Залетов), чтец Георгий Колыванов, иеродиакон Василий (Костюк), чтец Иван Лапидус, иеродиакон Савва (Лесных), иеромонах Роман (Лукин), иеромонах Андрей (Мороз), чтец Дмитрий Предеин, чтец Игорь Якимчук, священник Александр Яровой.

Кандидатскую диссертацию защитил преподаватель академии по кафедре пастырского богословия игумен Всеволод (Варющенко).

Семинарию окончили 87 человек.


Источник: Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах (1944–2004) / М.Х. Трофимчук. – Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - Сергиев Посад: Тип. Патриаршего изд.-графич. центра, 2005. – 639 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle