свящ. Михаил Благонравов

22. Архиепископ Гаий

Гаий, архиепископ Астраханский и Кавказский, родом грузин, из княжеской фамилии Токаов, родился в 1750 г. в сел. Магаро Тифлисской губ. Время своей юности он провел при дворе грузинского царя, занимаясь письмоводством. В 1770 году он принял монашество, а в 1772 г. вместе с католикосом Антонием I и царевичем Леоном путешествовал в Петербург для политических переговоров относительно присоединения Грузии к России. Пробыв два года в Петербурге, послы вернулись на родину, а Гаий поступил в Московскую академию для изучения русского, латинского и греческого языков. В 1784 г., по присоединении Крыма к России, Гаий возведен был в сан архимандрита и назначен в свиту генерала Потемкина, получившего в управление Новороссийский край. Когда учреждено было Моздокско-Маджарское викариатство, в которое вошли города: Кизляр, Моздок, Георгиевск, Ставрополь, архимандрит Гаий, 29 мая 1793 г., был посвящен в епископа Моздокско-Маджарского, викария Астраханской епархии. По Высочайше утвержденному докладу Св. Синода, от 16 октября 1799 г., о распределении епархий и о названии их сообразно границам и названиям губерний, от Астраханской епархии была отделена Саратовская губерния, в которой образована самостоятельная епархия. Еп. Гаий был перемещен в Саратовскую епархию, а Моздокско-Маджарское викариатство сново вошло в состав Астраханской епархи. Так как в г. Саратове не было зданий ни для архиерея, ни для Консистории, ни для семинарии, а в уездном городе Пензе, бывшем до 1797 г. губернским, за упразднением губернских правительственных учреждений, оставалось много пустых и ничем не занятых каменных зданий, то указом Св. Синода велено епископу Саратовскому иметь местопребывание в г. Пензе. Поэтому еп. Гаий сначала именовался Саратовским и Пензенским, а с 1803 г. Пензенским и Саратовским. 10 января 1808 г. еп. Гаий был перемещен в Астрахань и пожалован архиепископом.

Архиепископ Гаий был пастырь добрый, кроткий, сострадательный, обходительный, ласковый, общительный и гостеприимный. По случаю храмового праздника в кафедральном соборе у него всегда бывала трехдневная трапеза. В первый день он угощал чинов, купцов и других светских лиц, во второй – почетное духовенство, в третий – прочих духовных лиц и певчих. Начальники и учителя семинарии и училища были у него самыми желанными гостями, с которыми он радушно делил свою трапезу почти каждый воскресный и праздничный день. Оказывая им такое внимание, он возвышал их в общественном мнении и поддерживал между ними единодушие и общительность, от чего дела в семинарии и училище шли мирно и благополучно. Из светских лиц особенно близки были к нему известные в то время благотворители – грек Варваций и Кирилл Федоров. Плодом такой общительности с названными благотворителями и с другими жителями г. Астрахани было благоустроение и украшение Астраханского собора. Так при нем сделано следующее: построена Варвацием каменная соборная колокольня (недавно разобранная); в верхнем Успенском соборе стены облеплены и наведены под мрамор, а в 5 главах и на 4 столбах написаны лики святых, что стоило 100000 руб.; сделаны серебряные с сенью царские двери в 135000 руб., а на 4 местных иконах среброзолоченные ризы в 80000 руб.; кругом собора и к дому архиерейскому вновь сделаны каменные перилы в 10000 руб.; вылит колокол в 1150 пуд., стоимостью в 35000 руб.; исправлена и пополнена соборная ризница на сумму более 30000 руб. При архиеп. Гаии жители г. Астрахани пережили эпоху славной отечественной войны 1812 г., при чем неоднократно проявляли свой патриотизм.

Во главе с преосвященным они пожертвовали на военные потребности 546574 руб., в том числе сам Гаий пожертвовал 1000 руб., архиманд. Спасо-Преображенского монастыря 10000 руб. и духовенство 4000 р. Когда получен был Высочайший манифест об изгнании из России неприятеля, в Астрахани началось празднество, которое продолжалось три дня: 26, 27 и 28 января 1813 года. После Божественной литургии и благодарственного молебна с целодневным звоном в Астрахани в эти дни происходила пушечная пальба, иллюминация, фейерверки. Торжествуя и веселясь, астраханцы не забыли и дел христианской благотворительности. В пользу потерпевших от нашествия неприятеля была устроена подписка, спектакли и маскарад, давшие сбору до 2887 руб. С христианской любовью относились астраханцы и к пленным французам,       которых приведено было в Астрахань 412 человек. Во все время пребывания пленных в городе астраханцы относились к ним по слову Писания: «аще алчет враг твой, ухлеби его, аще жаждет напой его». Архиеп. Гаий оставил по себе несколько оригинальних и переводных сочинений. Кроме того он составил «Краткую грузинскую грамматику». Для прочного насаждения веры и науки среди осетин, он составил осетинский алфавит, положив в его основание славянскую азбуку, и перевел на осетинский язык «Начальное учение человеком, хотящим учитися книг Божественного писания», которое было напечатано в Москве в 1798 г. параллельно по-церковно-славянски и по-осетински. Таким образом он первый положил начало осетинской письменности. Пробыв на Астраханской кафедре 13 лет, архиеп. Гаий скончался 21 февраля 1821 г. На 72 году от роду и похоронен в нижнем Успенском соборе.


Источник: Издание его же и Анисии Ар. Пименовой. Астрахань. Типография П. С. Цейхенштейна, Белогородская ул., д. Я. И. Комова. 1902г.

Комментарии для сайта Cackle