Источник

Сказания об Иосифе Прекрасном в обработке крестьянина-старообрядца И. С. Мяндина

Подготовка текста и комментарии Т.Ф. Волковой

О прекраснем Иосифе7

Из двенатцети сынов Ияковлих8 один прекрасный Иосиф был утешением его старости, ибо Ияков, оплакивая свою прелестную Рахиль,9 только утешался Иосифовыми премудрыми разговорами. И сего ради зело любляше Иосифа, паче же за красоту и премудрость его. Братия же Иосифова зело ненавидяще его, паче же того ради, понеже Иосиф сония расказал братиям, якобы видел он: на поли снопы их кланялись Иосифову снопу, таже паки одинатцеть звезд кланялись одной звезде, за что Ияков возбранил Иосифа много расказывати, да не в завидение возбудит в братиях.

Во един от дний прииде ко Иякову девица именем Селима,10 зело млада и прекрасна, дщи бывши Нахорова, брата Рахилина.11 Умерши бо родителю ею, оста она сиротою, Ияков же взя к себе и соблюдаше ю, яко зеницу ока. По времени же и обручи ю прекрасному Иосифу, и готовляху к браку, понеже и Селима взаимно любяше Иосифа, якоже и он. Сего ради болии завистию одержими беяху братия на Иосифа, паче же Симион,12 зане хотяше Селиму пояти себе в жену. Того ради со стады отидоша в гневе велице далече от жилища своего и помышляху, како бы им Иосифа погубити.

Ияков же, приготовивши все к брачьному празднику, и Селима, украсивши вместе с возлюбленным Иосифом брачную сень, точию ожидаху братию. Минувши же много времени, а они не являхуся. Тогда Ияков рече Иосифу, сыну возлюбленному: «Что бысть детем моим, яко доселе не приидоша со стады своими? Но возми брашно13 и пойди видети их, и скоро возвратися ко мне». Иосиф же взя потребная и хотя итти. Селима же, яко предчювствуя долгую разлуку, с плачем провожайте его. И долго по пути провожаше очима. И, яко скрыся, тогда иде в жилище Ияковле печальна.

Иосиф же долго искаше братию по пустыни. И позна место от некоего пастыря, с радостию многою потече к ним на целование. Но они, яко зверие лютии, на него устремишася и, нимало не внимаху слезному молению его, абие14 ввергоша его в ров, глаголюще: «Се тебе и господьство над нами!» Потом начата торжествовати, аки бы победивше врага. Идущим же им и веселящимся, внезапу воззреша на страну15 и видеша купцей измаильтян,16 едущих на верблюдех, И реша в себе: «Лучше есть да продамы юношу сего купцем – и мы без печали будем». И совещаше цену за Иосифа и продаша его. И тако праведный Иосиф иде в чюжу землю в работу17. И на пути плакася горько на гробе Рахили,18 матере своея, дондеже19 и очима его опухнути. Се же видеша купцы, утешиша его и обещашася в хорошее место его определите.

Ияков же, отец его, и Селима не ведущи Иосифу нещастнаго приключения. Братия же его окровавиша Иосифову ризу, и, егда точию помышляше Ияков о возвращении и мечташе скоро узрети Иосифа, абие зрит посланную братиями ризу Иосифову окровавленную кровию юнчею20. И яко громом поразило Израиля о таком внезапном событии над возлюбленным». Сего ради Иосифа ради плачь сотвориша Ияков и Селима на многи дни. Хотя Иякова и уверяли сыновья, что Иосифа изъял зверь и они ризу нашли на пустом месте, но Ияков тому не верил, а потому и оплакивал возлюбленнаго, что его злодеи умертвили.

Купцы же измаильтине продали Иосифа князю египетскому Петерфию, и бе у него рабом с пастыри на пажити скотстей, и над ними был началник лютый и зол зело, но Иосиф из него сделав кроткаго друга. И ко удивлению всех пастырей из древ палмовых и дерна сотвори Иосиф прекрасную сень21, и цветами ю украсил, и лиру,22 чего ради звук лиры и видения сени привлекал многих окрестных пастырей ко Иосифу. Добродетели, премудрость и красота его всюду была известна.

Слышавши се и госпожа Иосифова Далука,23 которая красотою в то время цветяше во Египте, яко некая земная богиня. И повеле рабом своим вести себя в пастырьския жилища в то время, егда у сени Иосифовой вси пастыри приношаху со Иосифом жертву Богу Израилеву и, веселящеся, послушаху лиру Иосифову. И абие внезапу узреша жену Петерфириеву, едуща на колеснице. И воззрением абие на Иосифову красоту Далука так уязвися любовию, что не могла она утаитися. А потому мужу своему князю Петерфирию24 скоро повеле раба Иосифа взяти во свои чертоги на службу, где мняше скорее склонити его на свою сторону. Сего ради каждый день новыя ризы25 и украшения различныя Далука на себя возлагаше и благими мастьми мазашеся Иосифа ради. Праведный же ни возрением не смея к Далуке касатися, но точию служа господину своему со всяким усердием. Петерфирий же постави его за усердную службу над всем имением своим господином.

Госпожа же его, видя себя в небрежении от раба своего Иосифа, чюдяся26. Потом нача сама глаголати к нему: «О, милый Иосифе, чесо ради гнушаешися мене, госпожи своея, возлюбившия тебе сердечьно? Почто убегаеши и не повеселитися со мною? Почто не идеши в мои объятия, яко же и се бози наши любящеся?» И со словом показа на Венеру обнаженную, держащую Марса во объятиях своих.27 Возрев же Иосиф на истуканныя идолы, рече к Далуке: «Се безчювствени суще идолы, мы же чювствени, и сего ради неподобно есть у жива мужа любити жену, такоже и мне, уже имеющу обрученную невесту, помышляти о тебе, ибо аз боюся Бога отца моего Израиля». Далука же, яко не возможе Иосифа ни словом, ни добротою риз прельстити, помысли себя обнажити донага и со словом сверже с себя все одежди и покровы и показа Иосифу все прелестныя и нежныя члены. И схватив за ризы Иосифа, и влече к себе на скверное дело. Иосиф же, призвав Бога Израилева, и сверже ризу, и остави ю в руках Далуки, сам же скоро из ложницы вон избежа.

Избежавшу же Иосифу из Далукиных объятий, ужасеся Далука, зря ризу Иосифову в руках своих. Тут Далука излила весь гнев на Иосифа и показа Петерфирию с сими словами: «Виждь поступки своего купленнаго раба, что сотворил твоей верней сопрузе, не довле28 ли ему власть над всем твоим имением, восхоте и меня поругати!» Петерфирий же, видя в руках Далукиных Иосифову ризу, паче же и самую распущенный власы и открытою грудью, верова словесем жены злыя. Разгневася на Иосифа Петерфирий, абие повеле без испытания в темницу воврещи.

Иосиф же, ощути себя в таком заключении, нача молитися Богу Израилеву, яко да подаст ему терпение. Далука же, оставшись во своих полатах, не могла наитти нигде покоя себе, она пошла и ко Иосифу в темницу. Но как же она удивилась, когда при свете увидя Иосифа, спящаго преспокойно и во сне разговаривающа с Селимою своею! Скоро возвратилась во свои чертоги Далука, нося с собою сердце Иосифово.

В то время согрешиша два раба царя фараона: старей29 хлебарем30 и старей виночерпиям.31 И царь повеле воврещи в темницу обоих тут же, где находился и Иосиф. И как же они удивились, когда увидели себя вместе с жидовином! Сего ради по гордости своей не хотели с ним разговаривать, но, однако же, Господь скоро прославил праведника.

Во един от дний рабы фараоновы видеша сны, зело устрашили их. В то время вниде Иосиф служити мужем онем по обычаю и виде их седящих в недоумении, и нача вопрошати. И яко по многом вопрошении не отвещаша, тогда Иосиф паки рече с тихостию: «О, мужие, поведите32 ми, яже что ради бысте в печали, или сония вас устрашиша, или ино что?» И яко видеша Иосифа прилежно вопрошающа, рекоша ему: «О, юноше, аще можеши разрешити33 сония, то поведаем ти». И рече Иосиф: «Бог мой скажет вам сония ваша мною, рабом своим». И нача первый: «Аз видев, яко несох в корзине на главе моей хлебы и прилетеша птицы, и растерзаша мене». И рече Иосиф: «Тебя царь заутра повелит повесить, и тако будут птицы клевать тебя».

И нача другий: «Аз видев: источивши из винограда в чашу вино и подаях ю царю». «Тебя фараон ученит в первый чин, и будешь ему паки подавать в чаши вино», – сказал Иосиф, присовокупи и то: «Егда будеши в чести, помяни и меня».

Наутрие царь фараон испыта обоих и нашел хлебаря виновнее и казни его, а виночерпея учини в первый чин. И виночерпий в чести и славе забыл про Иосифа.

По двою лету фараон, царь египетский, во сне увидел два сна, превосходящий умы всех мудрецов египетских, и никтоже не можаше разрешити их тайны. И сего ради царь фараон в недоумении бысть. Тогда старей виночерпиям приступи к царю и сказа ему о Иосиф и о снах их.

И абие Иосиф со всякою честию изводится ис темницы и предста пред лице фараоново. И нача царь глаголати ко Иосифу: «Аз слышах, яко сония можеши разрешити». И рече Иосиф к фараону: «Бог мой может разрешити сония ваша, царю, мною, рабом твоим, но повеси34 ми сны оны ныне».

Тогда нача царь: «Аз видех, – рече, – 7 крав тучных, исходящих из моря, и 7 сухощавых, и пожроша оныя тучных. И паки 7 класов добрых и 7 пустых, и пожроша пустыя добрых. И тако аз убудихся». Тогда рече Иосиф к царю фараону: «Сны твои обои едино возвещают: 7 лет хлебородных и 7 неурожайных. И сего ради да изберет царь мужа праведна и мудра и да наполнит пшеница довольно в урожайныя годы, чтобы довольствовались в неурожайныя».

Слыша сие царь фараон, дивися премудрости Иосифовой и рече: «Кого имам избрати, кроме тебя, праведна и в премудрости сияюща!» Иосиф же со смирением отговаривался такой чести. И сего ради вси вельможи друг пред другом хотяще восхитити той великий сан, но фараон, зная корыстолюбие своих вельмож, усугуби прозбы ко Иосифу, да не оставит людей бедных. И егда согласившись Иосиф на приятие того сана, абие царь фараон посади его на свою колесницу и вда ему свой жезл царский. Иосиф же вседе на колеснице фараонов в славе велице и иде в палаты, уготованныя ему.

Петерфирий же, яко виде Иосифа в таковей славе, абие утаився вельмож и бежа в дом свой. И сказа Далуце, жене своей, про Иосифа, яко «седит на колеснице фараонове, и аз убоявся и бежа, да не в гнев впаду». Она же, яко слыша, рече ему: «Не бойся, аз изходатаих честь ему: аще бы не любила Иосифа паче меры, то не бы ввержен был в темницу. Поиди ныне и поклонися Иосифу, он бо не помянет зло к тому».

Се же им глаголющим, абие узре Далука колесницу фараонову и на ней Иосифа, шествующа с вельможами и окружающими его. Как Далука была терзаема, видя Иосифа, часто ездяща на колесниц фараонов по всему Египту и собирающа пшеницу в хлебородныя лета от всего десятую часть!

Одныжды (так!) шествующу Иосифу по земли Египетстй, и увидя на долинах воды многи, и абие приказал своим слугам копати рвы; и изшушиша воды. И тако повел сеяти пшеницу и сыпати в хранилища. И в сии хлебородныя лета Иосиф наполни пшеницею все хранилища и кладовыя.

По 7-ом лете не принесла урожай хлеба посеянная пшеница, тако же и 2, и в 3 год. И внезапу ощутиша людие глад велий. Та же участь постиже и в дому патриарха Иякова. И яко услыша он, что во Египте пшеницею довольствуясь народ, и абие посылает Ияков сыны своя на верблюдех со златом во Египет купити пшеницу.

И якоже приидоша братия Иосифова во Египет, абие узре Иосиф во един день идущих к нему чюжестранцов и в сих чюжестранцов Иосиф позна своих братию. И рече ко своим слугам: «Се суть соглядатаи приидоша из земли своей, коих надобно задержать·. Се же слышавше братия Иосифова, убояшася и, падше, поклонишася Иосифу, и рекоша: «Мы не прелагатаи35 есмы, но родныя братия, и нас было 12, но един из нас изъяден зверьми, а другий остался со отцем. И до днесь отец плачется его ради». И абие Иосиф повел Симиона воврещи в темницу, и наполни вретища36 их пшеницею, и отпусти, рек: «Скоро идете в дом свой и приведите ко мне меньшаго Вениамина,37 тогда веру иму вам и отпущу Симиона».

Пришедше же сыны Ияковли в дом свой с печалию великою и поведаше отцу вся приключьшаяся с ними во Египте, и како правитель Египта весьма яряся на них. Слышав же сия Ияков, зело опечалися, бояся лишитися Вениамина. Но глад преодоле и любовь. Сего ради егда недоставшу пшеницы, тогда глагола Ияковь сыновом своим: «Поимете Вениамина и дары правителю Египта и идете купити пшеницу».

Шедше же сыны Ияковли паки во Египет и явишася правителю с дары своими и Вениамином. Видев же Иосиф Вениамина, единоутробнаго брата своего, нача вопрошати: «Жив ли есть отец ваш?» Тогда Вениамин ответа: «Жив есть и молит о здравии твоем». Таже38 изыде Иосиф в ложницу и плакася. Потом повеле всем братиям сести на трапезу с ним. И нача сажати по возрасту, яко бы волхвуя чашею, называя имена, перстом ударяя. Вениамина же близ себе посади и любезно беседуя, вопрошая о любезной Селиме и о всех прочих.

По обеде же повеле насыпати пшеницу и злато данное возвратити тайно, и во вретище Вениаминово положити златую чашу. И егда братия Иосифова поидоша в путь свой, зело хваляху Иосифа, и абие скоро гонец прискака к братиям Иосифовым и нача обыскивати вретища их, глаголя: «Не довольствовалися есте тем, что властелин вам возвратил злато и угостил, а вы еще украли чашу, которою волхвует господин мой!» И найде оную во вретищи Вениаминову, и возврати паки всех их ко Иосифу.

Тогда рече Иосиф к ним: «Воистинну прелагатаи есте, понеже чашу мою украдосте; да того ради где обретеся чаша, той мне да поработает». И абие Рувим39 припаде к ногама Иосифовым и рече: «Молю тя, владыко, да не разгневаешися на рабы твоя! Повели ми остатися вместо Вениамина, да некако отец, не видя его, с печали умрет!» Вениамин же стоя, плачася, ибо братия его укаряху яко татя, и прочая.

Видев же Иосиф сие зрелище, не могий удержатися и рече: «Изыдите вон, служителие»; сам же повеле молчати и с плачем отвеща к ним еврейским гласом и рече: «Аз есмь брат ваш Иосиф! Еще ли жив есть отец наш? К тому40 не бойтеся: вы сотвористе о мне злая, но Бог сотвори благая». Слышавше же се братия, ужасошася, Иосиф же абие утешив я41 и облыбыза первие Вениамина, а потом и всех братию поряду42, и повеле не боятися им. И отпусти всех ко Иякову с колесницами и дары: «Да вскоре шедше, приведите ми Иякова и вся домашния его, и жены, и дети ваши со скоты и имением».

И абие идоша братия Иосифова в дом свой, радующеся. Егда же узре Ияков приближающийся колесницы и конницы мнози, недоумевашеся: «Что се, – глаголя, – будет?». Мняше43 бо: правитель Египта разгневася на сыны его и хощет пленити их. И абие узре Вениамина и всех, идущих во мнозе веселии и радости. Сего ради болии в недоумении быв.

Вниде же первие Вениамин и рече: «Радуйся, отче, яко сын твой жив есть!» Удивль же ся Ияков о словеси сем, таже и другая сынове реша: «Сын твой жив есть и царствует во Египте». Тогда рече к ним Ияков: «Почто смущаете дух мой, той бо, единою зверми изъяден, царствовати не может». Вениамин же, пришед во объятия отча, рек: «Веру ими ми, отче, яко все, еже рекохом ти, истинна есть». И поведа все случьшееся во Египте, и показа ему писания и дары от Иосифа.

Несказанно возрадовася о таком событии Израиль. И первие Бога благодарив, таже воздвигся со всем имением, и скоты, и родом – душ 72, и поидоша во Египет. На пути же Ияков, Селима и Венеамин разглагольствующе точию об Иосифе.

Егда же узре Иосиф приближившася Иякова, отца своего, с родом, абие поиде в сретение со всеми вельможами. И срете Иосиф отца своего, и спусти жезл свой, и поклонися отцу своему, и лобызастеся. Таже и Селима притече во объятия Иосифова. И бе видети радость и веселие неизглаголенное. И тако внидоша вси во Египет.

И прият царь фараон Израиля со всем семейством его, и любезно беседова с ним. Потом даде царь фараон землю Геесинскую44 Иосифову племени во владение. И по увеселении же Израиля с родом и празновании брака великолепнаго Иосифа с Селимою,45 и всего Египта, Ияков преселися в земли, дарованнеи фараоном.

Жит же Ияков во Египте и виде сыны Иосифовы Ефрема и Манасию.46 И при смерти всех благослови и прорече всем хотящая быти. И бысть всех жития Ияковля лет.47 И погребоша его в земли, заповеданой им. Жить же Иосиф всех лет 120. И заповеда сыном Израилевым, егда изыдут из Египта, и изнесут кости его в землю обетованную. И тако умре и погребен бысть во Египте.

О прекраснем Иосифе и о еже чесо ради братия продаша его, и κακο паки взыде на самый верх чести и величия и Египет от глада избави

Иосифе же, сын Рахилин,48 зело любим бе отцем своим Ияковом49 за многую его кротость и послушание, паче же премудрость и красоту его. Сего ради братия Иосифова50 завистию одержими бяху на Иосифа и мышьляху день от дни, како бы погубити праведнаго, паче же подвигшеся на гнев, того ради яко соння видевше о Исифе господьствующе над ними. И с того времени больми подвизавшеся, како бы избыти от ненавистнаго ими брата. К тому же Симион51 болши име ненависть на Иосифа за Селиму,52 почти обрученую Иосифу девицу прекраснейшую. Но Симион сам хотя присвоити оную себе в жену. Но отец его Ияков как любляше Иосифа, а потому и Селиму желал присовокупити ему как любимую дочь за красоту и добродетель ея. И уже приготовлено бе к браку и только дожидающе братию, отлучившихся за паствою скота. Они же нарочито отлучишася, чтобы не видети торжества братия или дабы исполнити свое намерение.

Видя Ияков, яко не возвращахуся его сынове, абие посла Иосифа, возлюбленнаго сына своего, на взыскание их. Иосиф же поиде, и Селима провождаше его с сердечным сокрушением и плачем, яко бы предчювствуя долгое разлучение. Такоже и Ияков, внутренно рыдая, провождаше.

Иосиф же долго искаше братию свою. Последи же сказа ему некий от пастырей, где обретахуся сынове Ияковли. Рад же бысть, яко услыша об них. И скоро потече на целование их. Они же, яко зверие лютие, абие53 немилостивно вземше, ввергоша его в ров глубок, не внемлюще нимало жалостному молению его. Потом яко бы некое торжество сотвориша – седоша ясти и пити, и веселитися. И внезапу возревше и видевше идущих на верблудех измаильтеских купцов.54 И совещавшеся братия Иоснфови продати его иностранным гостем. И абие возратиша купцей и извлекоша Иосифа из рова, и продаша гостем.

И тако быша без печали, точию боящеся отца своего, како ему явитися без Иосифа. Но обаче умыслиша окровавить ризу Иосифову и поднести ко Иякову, скоро сотвориша, как замыслили. Но Ияков, яко услышал такое внезапное приключение, постигшее по словам сыновьей его, якобы зверь растерзал Иосифа, возлюбленнаго его сына, и виде ризу его окровавлену, на плачь и рыдание обратися.

Такоже и Селима горко плакате. Но Ияков, хотя и вполне помышляя, что Иосиф снеден бысть от зверей, но зря ризу целу и глаголя: «Его не зверь съел, а злодеи ободрали его и умертвили». И от того часа Ияков николиже обвеселися, выну55 оплакивая злочастную судбу, постигшую Иосифа, вместе с Селимою, ибо и она бысть причастница горести Ияковли.

Но и братия Иоснфови, хотя сиачалу были веселы, избывши своего ненавистнаго брата, но, увидя во отце своем паче прежняго перемену, убояшася, и веселие их на горесть обратися. И к тому в дому Ияковли не бе радостных восклицаний, ни песней веселых, ни ино что, но точию плачь и сетованне.

Иосиф же веден иностранными купцы, и узре гроб Рахили,56 матери своей, на пути. И сотвори на гробе сугубый плачь и рыдание, яко и лице его видети опухло. Тогда купцы узнали, что он не есть раб, но свободный сын Израилев. И сказали ему, чтобы он не печалился, ибо они его ведут в хорошее место.

Так и сотворили, как обещали, ибо продали Иосифа во Египет Петерфию57 князю за дорогую цену. И Перфирий князь поставил Иосифа над всем домом своим господином. И благословил Господь Петерфия Иосифа ради, и бе радость велия между рабами его.

Госпожа Иосифова – жена Петерфиева – уязвися на Иосифову красоту и начат зело за ним следити. И ежедневно облачашеся в различно позлащенныя ризы и всячески Иосифа прельшаше к себе на смешение. Праведный же Иосиф, видя се, убегаше. Единою же вниде Иосиф в некий прекрасный сад, где Юпитер и Венера58 в объятиях обнаженными члены друг у друга объемшеся. Тут же прибыла и Далука, жена Петерфирнева,59 нечаянно. Увидя Иосифа, как обрадовалась и сказала: «Вот ты, любезный Иосифе, от меня все бегаешь, а здесь неужели не видишь, как любятся боги между собой!» И со словом обнажи все свои члены донага и сказа: «Внждь, Иосифе, мои члены, неужели лучше моих у твоей Селимы?» Иосиф же при таком зрелища весь изменися, то зря на идолов, то на Далуку обнаженную. Но Далука восторжествовала, увидя Иосифа, яко соизволяюща, бросилась к нему в объятия. Иосиф же спомнил свою Селиму и Иякава, как стрела из лука бросился вон из саду, так что ризу свою верхную оставил в руках Далукиных.

Тут-то злая жена и вымыслила весь свой гнев и вину свою взвалить на Иосифа. Вот встает с места и одевает свои обнаженныя уды60 и идет к мужу своему Петерфию, показывает Иосифову ризу со словом, бутто бы раб Иосиф ей чести хотел надругатися.

Как громом поразило такия речи жены своей. Скоро приказал Иосифа ввергнути в темницу. Далука хотя на Иосифа и гневалась, но зело его любила, так что не могла иметь покоя, а потому и принуждена была итти и в темницу. И там никак не могла соблазнить праведника ко своей воли.

В то же время согрешили два министра царя фараона – хлебарь и виночерпий,61 и царь велел их в темницу ввергнут, которыя как были высокаго звания, то Иосифа гнушались и не хотели с ним разговаривать. По времени же ети министры видели сон страшен и были в размышлении. Ето Иосиф увидел и стал настоятельно их спрашивать о их размышлении. Не могли отговориться от такого праведнаго мужа, разсказали все подробну, даже сны свои. На ето им растолковал сны, что хлебарь будет казнен, а виночерпий – в прежнюю честь. Так и случилось. По времени же царь фараон возврати виночерпия на первую честь, а хлебаря повеле казнити. Иосиф же виночерпию помолися об нем царю донести, но виночерпий забыл про Иосифа, Дóндеже сам Бог не забыл его.

По немногом времени царь фараон египетский виде сны страшны, яко все мудрецы египетский и волхвы халдейския не могуще поведати никакой новости. И царь в недоуменин бысть. Виночерпий же сказа царю про Иосифа, и абие скоро Иосиф ис темницы приводится пред царя. И царь фараон расказа свои сны Иосифу и ожидал ответа от него. Тогда начал Иосиф предсказывати судбу Божию: седмь коров тучных означают хлебородныя времена, а седмь худощавых – голодныя, а потому надо найти из всего народа одного добродетельнаго мужа и премудра, дабы в хлебородныя годы собрал хлеба столько, сколько нужно прокормить весь народ в голодныя годы.

Сия слышав царь Фараон, удивися и рече: «Воистинну где обрящу такова мужа, якоже ты? Тебя поставляю старейшиною над всей Египтом. И поручаю все дела, и да напутьствуеши всех». И абие приказал облещи его в царьскую багреницу62 и посади на свою колесницу, и уготовати прекрасныя полаты. Иосиф же, хотя не по охоты, принужден был приняти ету честь.

И начал исполнити и путешествовати. Сперва приказывал в хлебородныя годы собирати десятую часть в житницы, а потом высушил озеро и тут насеяти пшеницей. Ибо Иосиф при объезде страны Египетская увидел удобныя места, могущия учинити большую пользу народу. И в те плодородныя годы они принесли много доходу от посеву на новых местах пшеницы. И тако наполните египетския житницы, вновь соделанныя.

В один год пшеница посеянная не принесла трудолюбивым земледелцам никакую пользу. Так же и в другий год, и в третий. И внезапно ощутили окрестныя страны глад велий. Та же участь постиже и патриярха Иякова. Но внезапно бысть извещение праведному мужу о избытке пшенице в Египте. И абие Ияков посылает десять сынов своих со златом на верблюдах купити пшеницу во Египте у доблественнаго и премудраго правителя фараонова.

Прибывше же в Египет, братия Иосифова абие явишася Иосифу, и он, призвав их, вопрошаше о роде и откуду прибыли, потому что признал их с перваго взгляду, чего ради долго их распрашивал и наконец сказал: «Вот ети соглядан чюжаго царства. Надо их задержать».

Услышили сыновья Израилевы грозное мнение египетскаго правителя, весьма убоялись, и от страха пали Иосифу в ноги, просили помилования, расказывая, что они все родныя братия и что было их двенатцеть, и один зверьми съеден, а другий остался для веселия отца.

Иосиф, хотя знал ето все, да не верил, а потому и велел Симиона арестовать. И отпусти против денег братьям пшеницы и сказал, чтобы привезли к нему Вениамина,63 иначе Симион не будет пущен.

Сыновья Ияковлн привезли немного пшеницы и разсказали, что с нима произошло, отчего Ияков и паче опечалился, боясь лишиться Вениамина. В последний день, когда ужь пшеницу съели, сказал Ияков: «Поедте с деньгами и привезите хлеба из Египта, да не голодом умрем. Возмите же и Вениамина, только с уговором, чтобы не оставить его в Египте, как и Симиона». Тут Рувим64 взялся Вениамина сохранить, с клятвою дав слово Иякову отвечать своей головою.

Вот сыновья Ияковли приеждают в Египет и с Вениамином и являются Иосифу. Тут-то правитель Египта паки свиделся с братьями, но и паче с единоутробным Вениамином, которых паки вопрошал о здравии отца, Селимы и протчих. И по обычаю гостеприемства приказал братьям с собою на одной трапезе обедать, сажая их по чину и старшиньству, даже имены нарнцая, перстом ударяя в златокованую чашу. Вениамина же близ себя посади и зело приятно с ним беседуя, вопрошаше о отце и Селиме.

По обеде же повеле насыпати пшеницу в их мешки и деньги назать возвратить, тайно и сверх того Вениамину в мешок чашу, которой, волхвуя, называл имена, положити. И тако отпусти благополучно восвояси.

По отшествии же братиев Иосиф посла скораго гонца вслед братьев, якобы обыскати украденную златую чашю. Посланный же с яростню нача испытывати о потерянной чаши. И по обысканни же мешков найдена была ета чаша у Вениамина в мешку. И абие всех возвратили к правителя Египта. Иосиф же, яко гневаяся, рече к своим братиям: «Воистинну аз ведах, яко прелагатаи65 сии люди: украли есте мою чашю, иже творих волхование, не помянусте мои добродеяния, то за ту вину да останет той в раба место, у котораго найдена бысть чаша».

Слышав же Рувим, припадь на колена Иосифу, моля Вениамина отити ко Иякова, сам в его место желая остатися в Египте. И вси Вениамина укаряху яко татя,32даже и Иосифа сообщника его быти, глаголаху66, за что и звери съели его. Вениамин же ничтоже не глаголя, точию67 плачася.

Видев же Иосиф сие происшествие, едва удержася от слез. Последи же повеле прочим изыти ис полаты, сам же, став посреде братии, рек светлым гласом: «Аз есм брат ваш Иосиф! К тому68 не бойтеся, вы сотвористе мне злая, но Бог сотвори о мне благая». Слышавше же братия, но и паче убояшася, мняще, яко Иосиф отмстит за обиду. Вениамин же радовашеся.

Тогда Иосиф объем Вениамина и прочих, рече: «Не бойтеся мщения, уже бо оставих, но скоро идете и скажите отцу моему и Селиме, что Иосиф жив есть и царствует во Египте, и да бы двигнулся со всем домом своим в Египет, да во время глада препитаю».

Абие сынове Ияковли пути ся яша69 и скоро до Иякова дошедше. И яко поведаша отцу своему такую радость о Иосифе, он же не веровав, последи же едва уверился на Вениаминовы глаголы. Тогда воздвижеся и Израиль70 со всем домом и имением, и скоты, и домашними, яко до семидесяти душ, и прииде во Египет.

Иосиф же далече срете отца своего и урони жезл, и припад, поклонися царь пастырю. И облобызастася. Такоже и Селима. Тогда внидоша вси во Египет с веселием и радостию и вселистася в земли Геесенстей.71 И тако пожиста многа лета благополучно. Ияков же при умертвии всех сынов благослови и внучат. Такоже и Иосиф прорече отшествие сынов Израилевых, повеле и кости свои не оставити. И сия до зде72 и прочие.

* * *

7

О прекраснем Иосифе – Иосиф Прекрасный – сын библейского патриарха Иакова от его любимой жены Рахили, единоутробный брат Вениамина (см. Быт.30:22–24).

8

Из двенатцети сынов Ияковлих... – Иаков (Израиль) – третий из библейских патриархов, герой Пятикнижия Моисеева, сын Исаака и Ревекки. Имя Иаков, производное от Акев (пята), было дано ему потому, что он родился, ухватившись за пятку своего брата-близнеца Исава. Иаков имел 12 сыновей от разных жен и наложниц: от Лии – Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара и Завулона; от Рахили – Иосифа и Вениамина; от Валы – Дана и Неффалима, от Зелфы – Гада и Асира. Второе имя – Израиль, согласно библейскому рассказу, было дано Иакову самим Богом (Быт.35:9–10).

9

Рахиль – одна из жен патриарха Иакова, младшая дочь Лавана, внучка Нахора, сестра Лии, мать Иосифа и Вениамина. Умерла при родах Вениамина (Быт.35:16–20).

10

Селима – вымышленный персонаж, отсутствующий и в Библии, и в Хронографе. Имя Селима иудейское и мусульманское, означает «миролюбивая».

11

...дщи бывши Нахорова, брата Рахилина... – Нахор – сын Фарры, брат Авраама, первого библейского патриарха (Быт.11:26). Рахиль приходится ему правнучкой, а не сестрой.

12

...Симион... – Симеон – второй сын Иакова от Лии (Быт.29:33). родоначальник одного из колен израилевых, получившего в удел юго-западную часть Ханаана. В Библии изображается как человек жестокий и мстительный (Быт.25, 26, 34).

13

пищу, угощение;

14

тотчас же;

15

в сторону;

16

...измаильтян... – Измаильтяне – народы, описанные в Библии, потомки Измаила, сына патриарха Авраама от наложницы Агари (Быт.16:15). Двенадцать сыновей Измаила стали родоначальниками племен измаильских, которые жили к востоку от Египта по направлению к Ассирии. Современными представителями измаильтян считаются арабы.

17

в рабство;

18

...плакася горько на гробе Рахили... – Знаменитая гробница Рахили существует до сих пор. Она находится около современного Вифлеема.

19

дондеже – здесь: до такой степени, что;

20

теленка, бычка;

21

навес, беседку;

22

Лира – струнный щипковый музыкальный инструмент; считается символом поэтического творчества, вдохновения.

23

Далука – в Ветхом Завете жена Потифара не имеет имени. Имя эта женщина приобретает только в средневековых легендах, где она фигурирует то как Зулейка (Зулайха, Зулейха), то как Селиха («соблазнительница»). Источник, из которого Мяндин почерпнул это имя, пока не выявлен. Имя Далука фигурирует в древнеегипетском предании о царице Далуке ибнат Забба. Согласно этому преданию, после того как в водах Красного моря был потоплен фараон и его войско, знатные египтянки, испугавшись, что на них нападут цари Сирии и Запада, избрали на царство мудрую «старуху» Далуку ибнат Забба, которая обнесла Египет охраняемой воинами стеной. Самый ранний дошедший до нас источник, который сохранил рассказ об этой легендарной царице – исторический труд «Футух Миср» («Завоевание Египта») Ибн Абд ал-Хакама (ум. в 870 г.).

24

Петерфирий – так в Хронографе и у Мяндина именуется царедворец фараона, купивший у измаильтян пленного Иосифа. В Ветхом Завете он назван Потифаром. Согласно Библии он был начальником царских телохранителей и жил в Гелиополисе.

25

верхние одежды;

26

удивлялась;

27

...Венеру обнаженную, держащую Марса во объятиях своих – Венера в римской мифологии – богиня красоты, плотской любви, желания, плодородия; Марс – бог войны, супруг Венеры. Скульптурные изображения Венеры и Марса создавались многими известными художниками. Возможно, И. С. Мяндин видел какое-то живописное изображение римских богов или его репродукцию, подсказавшую ему этот образ в его версии Сказания.

28

довольно, достаточно;

29

то есть старейшина;

30

...старей хлебарем... – В этом месте в Библии речь идет о старейшине хлебодаров, т. е. о должностном лице, руководившем раздачей хлебов при дворе египетского царя.

31

...старей виночерпиям. – Виночерпиями в древности назывались слуги, подносившие напитки на пиру. Главный виночерпий – царедворец из ближайшего окружения царя, отвечавший за снабжение стола напитками. Должность виночерпия считалась очень важной в древних восточных странах, в том числе и в Египте.

32

поведайте;

33

разгадать, объяснить;

34

поведай;

35

лазутчики, соглядатаи; 3 мешки из грубой ткани; 3 после этого, тогда.

36

мешки из грубой ткани;

37

Вениамин – единоутробный брат Иосифа, в родах Вениамина умерла их мать Рахиль (см. Быт.35:17–18).

38

после этого, тогда;

39

Рувим – сын Иакова от Лии, сестры Рахили (см. Быт.29:32).

40

больше, впредь;

41

их;

42

подряд;

43

думал;

44

...землю Геесинскую – Гессен (или Гошен) – название местности в Древнем Египте, расположенной в северо-восточной части Египта, в дельте Нила, где сейчас находится долина Вади-Тумилат. Название Гессенская земля эта территория имела в период с VII по IV в. до н. э. при XXVI династии фараонов (672–525 гг.). Это были пограничные земли, служившие базой для фараонов, когда они предпринимали свои походы в Азию. В этом округе каторжным трудом поселившихся здесь израильтян были построены укрепленные города Пифом и Раамсес (Исх.1:11). Гессенская земля охватывала на западе Вади-Тумилат, на востоке – область Сокхоф с Пифоном как главным городом, на севере простиралась до руин Пер-Рамсеса (дом Рамсеса) и была богата как пахотными землями, так и пастбищами.

45

...брака великолепнаго Иосифа с Селимою... – Согласно библейскому рассказу (Быт.41:45), фараон дал Иосифу в жены Асеиефу, дочь илиопольского жреца Потифара, по-видимому, тезки бывшего хозяина Иосифа (однако некоторые иудейские толкователи считали возможным, что оба эти Потифара – одно и то же лицо).

46

Ефрем и Манасия – сыновья Иосифа от Асенефы (Быт.46:20). Первым из них родился Манассия. Умирающий патриарх Иаков благословил сыновей Иосифа, отдав первенство младшему по рождению – Ефрему (Быт.48:14). Колено Ефремово в дальнейшем превосходило колено Манассии по численности и отличалось воинственным духом. К нему принадлежал и Иисус Навин – завоеватель обетованной земли (см. 1Пар.7:27).

47

И быст всех жития Ияковля лет. – В списке УЦ 66 в данном месте годы жизни Иакова не приводятся. В двух других мяндинских списках Сказания об Иосифе этого указания также нет: в списке УЦ 267 в этом месте говорится: «исполнь сый лет»; в списке РНБ НСРК О. 100 фраза о продолжительности жизни Иакова отсутствует.

48

Иосиф же, сын Рахилин... – См. коммент. 8.

49

...Ияковом... – См. коммент. 2.

50

...братия Иосифова... – См. коммент. 2.

51

...Симион... – См. коммент. 2.

52

...Селиму... – См. коммент. 4.

53

тотчас;

54

...измаильтеских купцов. – См. коммент. 7.

55

всегда, постоянно.

56

...гроб Рахили. – См. коммент. 8.

57

...Петерфию... – См. коммент. 11.

58

...Юпитер и Венера... – Юпитер – а древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, верховное божество римлян. Скорее всего, Мяндин, работая над третьей версией Сказания, представляющей собой краткий пересказ второй версии, по-видимому, не имел ее перед глазами и перепутал название супруга Венеры, которая в предшествующем варианте изображена в объятиях Марса (что соответствует мифу). На использование образа Юпитера Мянднна, возможно, натолкнула одна из ипостасей Юпитера – он тоже, как и Марс, был богом войны, к ногам которого полководцы-победители в капитолийском храме приносили жертву из взятой на войне добычи.

59

...Далука, жена Петерфиева... – См. коммент. 10.

60

члены;

61

...хлебарь и виночерпий... – См. коммент. 13, 14.

62

...царьскую багреницу... – Багряница (пурпур, порфира) – торжественная верхняя одежда или мантия царей пурпурного цвета, являлась знаком верховной власти..

63

...Вениамина... – См. коммент. 15.

64

...Рувим.. – См. коммент. 16.

65

лазутчики, соглядатаи;

66

даже говорили что Иосиф был его сообщником;

67

только;

68

впредь;

69

отправились в путь;

70

...Израиль... – См. коммент. 2.

71

...в земли Геесенстей. – См. коммент. 17.

72

до сего места;


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург: Наука, 1997-. / Т. 20: XVIII-XX века. - 2020. - 399, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle