пер. Г.А. Тароняна

Источник

24. Климент Александрийский

(перевод С.Г. Карпюка)

Климент Александрийский (Тит Флавий Клемент)(около 150–между 211 и 216 гг.)

родился в языческой семье в Афинах, но сам принял христианство, много путешествовал. В конце II в. возглавил александрийскую богословскую школу; его предшественником и учителем был Пантен, который, согласно церковному историку Евсевию Кесарийскому, в конце II в. совершил с миссионерской целью путешествие в Индию.

Климент написал много апологетических и полемических сочинений.

Строматы

(Στρωματεῖς, или Στρώματα. Часто переводят как «Ковры» или «Смесь», т. е. имеется в виду пестрота содержания, «с разными темами»)

I.15.71 Итак, философия – весьма полезное достояние, с давних пор процветала среди варваров, освещая (своим блеском) народы, а потом уже пришла и к эллинам. А представляли ее среди египтян пророки, среди ассирийцев – халдеи, среди галлов – друиды, среди бактрийцев – саманеи, среди кельтов – философствующие, среди персов – маги (...), среди индийцев – гимнософисты, а также другие философы варваров. Их (гимнософистов) племя состоит из двух частей, и одни из них называются сарманами, а другие – брахманами. А из сарманов те, которые называются гилобии («живущие в лесах»), ни в городах не живут, ни крыши над головой не имеют. Они изготовляют себе одежду из коры деревьев, питаются плодами и пьют воду из пригоршни, не женятся и не заводят детей, как и нынешние так называемые энкратеты. Есть среди индийцев повинующиеся наставлениям Будды559, они его за наивысшую благочестивость почитают как бога.

I.15.72 (...) Об этом совершенно ясно пишет Мегасфен, современник Селевка Никатора, в третьей книге своей «Индики»: «Все то, что сказано древними (греческими флософами) о природе, говорится и у философов вне Греции: то-то у индийцев – брахманами, то-то в Сирии – так называемыми иудеями». (...)

III.7.60. (...) Брахманы не употребляют животной пищи, не пьют вина, но некоторые из них, как и мы, принимают пищу каждый день, а другие – раз в три дня, как сообщает Александр Полигистор в «Индике». Они презирают смерть и совсем не ценят жизнь, ибо убеждены, что существует повторное рождение. Богами они почитают Геракла и Пана.

Те из индийцев, которые называются семнами, проводят всю жизнь нагими. Они стремятся к истине, предсказывают будущее и поклоняются какой-то пирамиде, под которой, как они считают, покоятся мощи некоего бога.

Ни гимнософисты, ни так называемые семны не живут с женщинами, полагая, что это противно природе и противозаконно. По этой причине все они блюдут чистоту, девственность хранят и женщины-семны. Считают, что они ведут наблюдения над небесными явлениями и, посредством истолкования их, предсказывают кое-что из будущего. (...)

VІ.4.17. (...) (Самоубийства язычников) не носят характера мученичества за веру, так как они не познали настоящего бога и предают себя смерти пустой, так же как индийские гимнософисты – напрасному огню. (...)

* * *

559

Βούττα. Это первое упоминание имени Будды в античной литературе.


Источник: Древний Восток в античной и раннехристианской традиции : (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия) / Российская акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки ; [подбор текстов, пер. с древнегреч. и латин., примеч. и аннот. указ. Г.А. Тароняна]. - Москва : Ладомир, 2007. - 638, [4] с. : табл.

Комментарии для сайта Cackle