26. Фрутольф из Михельсберга и Эккехард из Ауры «Хроника» (рубеж XI–XII вв. и 1106–1125 гг.)
Фрутольф (умер в 1103 г.), автор всемирной «Хроники» и трактатов по теории музыки, работал в монастыре св. Михаила (Михельсберг) в Бамберге. «Хроника», большая часть которой сохранилась в автографе (Jena, Universitätsbibliothek, Bose qu. 19), доведена до 1099 г. До работы X. Бресслау 1896 г. «Хроника» приписывалась Эккехарду. В части до 1002 г. (до восшествия на престол германского короля Генриха II) «Хроника» не содержит оригинальных известий, являясь обширнейшей компиляцией известных источников.
В 1106 г. сочинение Фрутольфа было продолжено Эккехардом (с 1108 г. – аббатом монастыря Аура к северу от Вюрцбурга), который радикально переработал при этом заключительную часть (за 1098–1099 гг.); в итоге возникла так называемая редакция I «Хроники» Эккехарда. Переработка на основе новых источников (прежде всего – «Хроники» Сигеберта из Жамблу) и продолжение до 1116 г. носит название редакции III. Продолжение до 1125 г. представляет собой редакцию IV (перечисляем только реально сохранившиеся редакции).
Издания: Ekk. Р. 1–267 (текст Фрутольфа с добавлениями Эккехарда под именем «Хроники» Эккехарда); Frut./Ekk. Р. 48–208, 268–376 (только начиная с 1002 г.).
Переводы: На немецкий язык: Frut./Ekk. S. 49–209, 269–377 (только с 1002 г., a latere); на русский язык: Свердлов 1. С. 185 (только «русские» фрагменты).
Литература: Помимо введения к изданию Frut./Ekk. S. 1–43, см.: Bresslau 1896. S. 139–234; Manitius 3. S. 350–361; Wattenbach, Holtzmann 2. S. 491–506; 3. S. *149–*155; RFHMAe 4. P. 574.
1.
В лето Господне 937-е: [Сообщение о походе князя Игоря на Константинополь753.]
(Ekk. Р 189)
2.
В лето Господне 1089-е. [Смерть регенсбургского епископа Оттона и назначение на его место Гебхарда.] В Кёльне император754 отпраздновал свадьбу, взяв в жены вдову маркграфа Удона (Uto)755, дочь короля Руси (Rusci)756. [Затем император собирает войско и осаждает, хотя и безуспешно, замок маркграфа Экберта757.]
(Frut./Ekk. Р. 104)
3.
В лето Господне 1099-е. (...) [Стоявшее близ Константинополя войско крестоносцев пополнилось новыми подкреплениями и выступило в сторону Никеи, взяв которую, передало ее, согласно договору, византийскому императору758.] Оттуда, продвигаясь по державе Константина (regnum Constantini)759, земле чрезвычайно обильной, они достигают Русского моря (mare Rusciae)760. Как явствует из письма, доставленного графом Робертом (Růpertus)761, Христос вел свое войско [по местам] с таким изобилием пропитания, что баран стоил монету (nummus), а бык – сикль (siclum)762. [Перипетии осады крестоносцами Антиохии763.]
(Frut./Ekk. Р 150)
* * *
Примечания
Буквальное заимствование из «Хроники» Сигеберта из Жамблу (№ 25/1). Это сообщение было включено в «Хронику» Эккехардом при работе над редакцией III в 1113 г.
Генрих IV.
Сообщение происходит из текста Фрутольфа. Имя знаменитого маркграфа Саксонской северной марки из рода Штаденов Удона II названо по недоразумению вместо имени его значительно менее известного сына – Генриха I Высокого (или Длинного). Эккехард, редактируя текст Фрутольфа, исправил эту ошибку. Правильные сведения находим и у «Саксонского анналиста», детально знавшего родословие Штаденов-Удонов (см. № 45/20 и соответствующий комментарий).
Киевского князя Всеволода Ярославича. Речь идет о втором браке его дочери Евпраксии, в Германии получившей династическое имя Адельхайды. О вероятных политических целях этого союза см: ДР. С. 373–378 [IV, 5.3]; Назаренко 2008. С. 15–67; о Евпраксии-Адельхайде в целом: Russ 2006. S. 481–518 (здесь прочая литература).
Маркграф майсенский Экберт II, один из вождей саксонского восстания.
Алексею I Комнину, к началу правления которого (1081 г.) Византийская империя утратила всю Малую Азию, так что даже находившаяся на берегу Мраморного моря Никея была в руках сельджуков. Речь идет о событиях Первого крестового похода и взятии Никеи, которое имело место в июне 1097 г. Таким образом, весьма пространная статья 1099 г. в «Хронике» Эккехарда носит синоптический характер.
Вероятнее всего, так названы земли, исторически принадлежавшие Византийской империи, создателем которой автор считает римского императора Константина Великого – как основателя Константинополя, византийской столицы. В связи с затруднениями при истолковании топонима «Русское море» (см. следующее примеч.) высказывалось также предположение, что Константин в данном случае – это армянский правитель Киликийской Армении.
Название «Русское море» применительно к Черному морю зафиксировано целым рядом литературных традиций: древнерусской (см., например: ПСРЛ 1. Стб. 7; 2. Стб. 6), арабской (начиная от ал-Масуди: см. т. III Хрестоматии) и латинской: кроме Эккехарда, см. также Альберта Ахенского (№ 40/3), Хельмольда (№ 50, примеч. 1282) и др. (Soloviev 1959. S. 1–12). Однако черноморское побережье никоим образом не находится на пути из-под Никеи к Антиохии. Поэтому в «mare Rusciae» Эккехарда иногда усматривали испорченное Marasim – название одного из опорных пунктов армянских Рубенидов в Киликии (к северу от Антиохии) (Hagenmeyer 1877. S. 146; к этому мнению присоединились и последние издатели сочинения Эккехарда: Frut./Ekk. Р. 150. Аnm. 60, 61). Вместе с тем, вполне вероятно, от Никеи какой-то отряд крестоносцев мог совершить рейд к близкому морскому побережью – аналогично тому, какой описан применительно к Четвертому крестовому походу Жоффруа де Виллардуэном, и с той же целью, какую излагает Жоффруа: запастись дешевым продовольствием на берегу «Русского моря» к северо-западу от Константинополя (Жоффр. 226–227. С. 58). Не исключено также, что известие о «Русском море» в компилятивном тексте Эккехарда просто оказалось не на месте, на самом деле относясь ко времени пребывания крестоносцев под Константинополем (Свердлов 1. С. 188–189. Коммент. 10). В таком случае аналогия с известием Жоффруа де Виллардуэна выглядела бы полной.
Фландрский граф Роберт II, участник Первого крестового похода, вернувшийся в 1100 г. Письмо пересказывает также и Фрутольф, но без упоминания о «Русском море».
Параллельное место в «Хронике» Фрутольфа позволяет понять, что «монета» – это милиарисий (стандартная византийская серебряная монета), а «сикль» – выраженная в серебре стоимость византийской золотой монеты (номисмы; в этом смысле древнему термину ближневосточного происхождения «сикль» соответствовал был латинский – «солид»).
С октября 1097 по июнь 1098.
