Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова

Источник

28. Лев Марсикан (Остийский) «Хроника монтекассинского монастыря» (начало XII в.)

Лев Марсикан (по своему происхождению из местности Марсико на юге Италии), с 1060/3 г. – монах в Монтекассино во времена расцвета монастыря при аббате Дезидерии, в конце XI в. – на службе у папы Урбана II, с 1102/7 г. – епископ-кардинал Остии и Веллетри близ Рима; умер в 1115 г. Лев был довольно плодовитым писателем, автором (реальным или предполагаемым) агиографических (например, «Итальянской легенды» об обретении в Херсонесе мощей св. Климента Римского; см. № 17, примеч. 458), гомилетических и исторических («Истории крестового похода») сочинений, ряд из которых утрачен, но главнейшим его трудом явилась «История Монтекассинского монастыря», включающая ценные сведения по истории Западной империи и папства в целом. Во второй трети XII в. она была продолжена Петром Диаконом.

Издания: Leon. Mars. 1846. Р. 574–884; Leon. Mars. 1980 (нам недоступно).

Литература: Hoffmann 1973. S. 109–162; Fagnoni 1980. Р. 53–129; RFHMAe 7. Р. 177–179.

1.

[II, 17. Мученическая кончина епископа Адальберта770, коронация императора Оттона III771 и казнь Кресценция772, восставшего против императора.]

      II, 18. В то же время муж Божий Ромуальд773 вместе с кровным родственником императора блаженным Бонифацием774, который несколько спустя соделался мучеником Христовым на Руси (Russia)775, и со многими другими немцами (Teutonici) из войска названного императора, прибыл в сей монастырь блаженного Бенедикта776 для молитвы. Здесь он тяжело заболел, но по милосердию Божию быстро поправился [и] вернулся восвояси.

(Leo Mars. 1846. Р. 640–641)

2.

II, 37. [История прибытия отряда норманнов из Нормандии в Капую777, где у герцога Пандульфа778 пребывал Мел.] Этот Мел (Melus) – вернусь несколько назад – был первым и славнейшим из граждан Бари, да и всей Апулии, мужем чрезвычайно решительным и рассудительным. Когда апулийцы не могли [более] выносить заносчивости и высокомерия греков (Greci), которые незадолго до того, а именно во времена первого Оттона779, пригласив к себе на подмогу данов (Dani)780, русь (Russi)781 и гваланов (Gualani)782, присвоили себе Апулию и Калабрию783, то они в конце концов подняли восстание [во главе] с названным Мелом и с неким Даттоном (Datto), столь же высокознатным, родичем этого Мела784. [Потерпев поражение, Мел связывается с прибывшими в Капую норманнами785, одерживает с ними ряд побед, но, в конце концов разбитый византийцами786, бежит в Германию к императору Генриху787 в надежде на его поддержку против греков.]

(Leo Mars. 1846. Р. 652)

* * *

770

Св. Адальберта Пражского, пострадавшего в 997 г. См. № 22, примеч. 600.

771

Оттон III был коронован папой Григорием V 21 мая 996 г.

772

Предводитель оппозиционной Оттону III римской знати, казнен в апреле 998 г.

773

Ромуальд из Камальдоли, идеолог пустынножительства, наставник Бруно-Бонифация (см. № 14).

774

Бонифаций – монашеское имя св. Бруно Кверфуртского, под которым последний был преимущественно известен в итальянской традиции (см. № 10, введение; № 14, примеч. 388). О его кровном родстве с Саксонской династией ничего не известно. Бруно-Бонифация, как приближенного Оттона III, нередко путали с его современниками-тезками, которые действительно были родственниками Оттонов: с аугсбургским епископом Бруно (троюродным братом Оттона III) или другим Бруно – сыном каринтийского герцога Оттона и правнуком императора Оттона I по женской линии, который также был участником римского похода Оттона III и стал римским папой под именем Григория V.

775

На самом деле в Пруссии, но привязка мученичества св. Бруно-Бонифация к Руси возникла в силу ряда обстоятельств достаточно рано (см. № 13, примеч. 383; № 14, примеч. 391).

776

Основателем Монтекассинского монастыря был св. Бенедикт Нурсийский, почитающийся Западной церковью как один из основоположников монашества.

777

См. № 13/1 и примеч. 372.

778

Пандульфа II, герцога Беневента и Капуи.

779

Германского императора Оттона I.

780

О неоднозначности этнонима «даны» см. № 11, примеч. 351. Если речь все-таки идет о данах в собственном смысле, то вряд ли приходится сомневаться, что их отряды времен Харальда Синезубого попадали на византийскую службу через Русь.

781

О русском корпусе на византийской службе см. № 13, примеч. 376. Хронист не указывает точных дат, но ясно, что речь идет о событиях 970-х гг., т. е. об отрядах руси в византийской армии при киевских князьях Святославе Игоревиче и/или Ярополке Святославиче. При работе над «Хроникой» Лев активно использовал «Историю норманнов» своего старшего современника, также монтекассинского монаха Амата. На труде Амата основано и повествование о Меле (Amat. I, 17–20), но цитируемых сведений о руси в византийском войске на юге Италии времен Никифора II Фоки или Иоанна I Цимисхия в единственно сохранившейся версии «Истории» – старофранцузском переводе – нет.

782

Кто такие «гваланы», не вполне понятно. В «Барийских анналах» (№ 15/1) в аналогичной роли упомянуты Guandali – вероятно, какие-то западные славяне. В данном случае скорее всего имеются в виду аланы, отряды которых известны в византийских войсках вплоть до эпохи Комнинов.

783

Не очень ясно, что имеет в виду хронист: ни Оттону I во время его третьего итальянского похода (966–972 гг.), ни тем более Оттону II в 982 г. не удалось ликвидировать византийской власти на юге Италии. Тем не менее, эти походы, равно как и постоянные набеги арабов, вызвали со стороны Константинополя меры по укреплению своей администрации в Апулии и Калабрии: именно в то время здесь был учрежден византийский катепанат, а в Таренте (современном Таранто) создана греческая митрополия. Возможно, такое усиление византийской власти Лев и предпочитает именовать «присвоением» Апулии «греками».

784

Краткую справку о восстании под предводительством Мела см. в № 13, примеч. 377.

785

Повествование возвращается к тому, с чего начинается глава.

786

При Каннах, в октябре 1018 г.

787

Германскому императору Генриху II.


Источник: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост. пер. и коммент. А.В. Назаренко. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 512 с. ISBN 978-5-91244-013-7

Комментарии для сайта Cackle