Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова

Источник

33.«Перенесение св. Годехарда хильдесхаймского» (вскоре после 1132 г.)

Годехард, или, в южнонемецком варианте, Готхард (960/1–1038), аббат баварского монастыря в Нидер-Альтайхе, активный сторонник монастырской реформы, был весьма близок к императору Генриху II, который назначил его также настоятелем в баварском Тегернзе и южносаксонском Херсфельде, а в 1022 г. – на освободившуюся хильдесхаймскую кафедру. И на должности епископа Годехард прославился как борец за монастырскую реформу и строитель многочисленных церквей.

В 1132 г., в связи с канонизацией Годехарда, состоялось обретение хильдесхаймским епископом Бернхардом его мощей и положение их в монастыре, построенном в его честь. В ближайшее время после этих событий они были описаны анонимным хильдесхаймским клириком с присовокуплением чудес, приписывавшихся новоявленному святому.

Издания: Transl. Godeh. Р. 639–653.

Переводы: На русский язык: Свердлов 1. С. 204 (только часть гл. 3).

      3. [Чудо об оживлении засыпанного землей отрока. Чудо об исцелении умиравшего от водянки в Миндене.] Примерно в то же время891 благодаря блаженному Годехарду произошло замечательное чудо, достойное, чтобы запечатлеть его в памяти. Некие странствующие из Руси (peregrinantes de Ruzia)892 шли к монастырю, посвященному св. Годехарду, и в День ваий вступили в некое пустынное место. Но когда они намеревались по христианскому обычаю отслужить божественную службу, вышло так, что внезапно на них напало множество язычников893, предававших смерти кого только могли. И вот пал священник, который был вместе с ними, мученически отойдя к Господу. Остальные же, видя, что также будут убиты, приготовились сопротивляться, хотя и были безоружны, но прежде всего с особенной ревностью взмолились о защите к блаженному Годехарду. После чего, хотя многие и с оружием вступили в схватку с безоружными, но по воле Божией язычники обратились в бегство, там и сям бросая свое оружие. Видя это, те били их посохами, какими пользуются странники, и предали смерти около шести [человек]. Оставшись победителями, они подобрали оружие, брошенное разбойниками, и в знак победы принесли в нашу церковь кто щит, кто меч. [Чудо о спасении во время бури на реке Везер отрока, не умевшего плавать, тогда как его умевший плавать отец утонул.]

(Transl. Godeh. Р. 647)

* * *

891

Речь идет о событиях, имевших место вскоре после канонизации, т. е. в 1130–х гг.

892

Слово peregrinantes можно понять и в более специальном смысле – «паломники» (ср. лат. peregrini > нем. Pilger, русск. пилигримы, и т. п.); ср. № 38/1. Не думаем, чтобы «странствующие из Руси» могли быть просто выдумкой агиографа, обобщенным названием путешественников из некоей отдаленной страны (Свердлов 1. С. 205. Коммент. 2). Некоторые, хотя и скудные, свидетельства о связях Хильдесхайма с Русью имеются: в ризнице хильдесхаймского кафедрального собора хранилась древнерусская паломническая реликвия – новгородский крест-мощевик, возможно, именно XII в. (Назаренко 20036. С. 54–58). Конечно, вряд ли то были православные паломники; вероятно, речь идет о латинянах, проживавших на Руси или возвращавшихся из Руси.

893

В ряде других чудес св. Годехарда также фигурируют язычники, которые часто прямо именуются славянами. Таким образом, нападение состоялось, видимо, на славянских землях к востоку от границ Хильдесхаймской епархии.


Источник: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост. пер. и коммент. А.В. Назаренко. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 512 с. ISBN 978-5-91244-013-7

Комментарии для сайта Cackle