Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова

Источник

6. Грамота германского императора Оттона I об учреждении магдебургской архиепископии (968 г.)

В 968 г. германский император Оттон I с санкции папы Иоанна XIII учредил на базе монастыря св. Маврикия в Магдебурге на реке Эльбе архиепископию, в задачу которой входила миссионерская деятельность на славянских землях к востоку от германских границ. Грамота представляет собой, собственно говоря, послание к восточносаксонской знати, владения которой оказывались на территории новой митрополии. Текст сохранился в оригинале, но без заключительной части: нет визы нотария и даты. По содержанию он датируется октябрем 968 г.

Издания: Грамота издавалась неоднократно. Важнейшие издания: DD Ott. I. N 366; UB Magdeb. 1. N 67; регест: Böhmer II/1. N 484.

Литература: Об обстоятельствах учреждения и ранней истории Магдебургской архиепископии в целом, кроме литературы, приведенной в примечаниях, см.: Claude 1972.

Во имя святой и неделимой Троицы. Оттон (Otto)124, милостию Божией император август, всем нашим подданным (fideles)125, именно епископам и графам, а также прочим землякам (comprovinciales) нашим126 – вечного в Господе спасения и всяческого блага.

Будучи убеждены, что распространение веры Господней служит на пользу и укрепление нашей державы, мы горячо стремимся споспешествовать ему всеми имеющимися средствами. Посему, намереваясь, как известно всем вашим милостям (vestrorum caritas)127, учредить в городе Магдебурге (Magadaburgensis civitas)128 архиепископский престол129 и, кроме того, находя настоящее время для свершения сего благоприятным130, мы, по совету досточтимого архиепископа Хаттона (Hatto)131 и епископа Хильдеварда (Hildewardus)132, а также прочих наших подданных, постановили избрать архиепископом и митрополитом всего славянского народа (Sclavorum gens) по ту сторону Эльбы (Albia) и Зале (Saia), недавно обращенного к Богу или подлежащего обращению133, досточтимого мужа Адальберта (Adalbertus), некогда назначенного и посланного в качестве епископа и проповедника к ругам (Rugi)134, коего и направили в Рим для получения паллия135 от господина папы136. И дабы подкрепить и утвердить это наше избрание, направляем его к вашим милостям в непременном желании, чтобы он, по избрании всеми вами как подачей голоса, так и поднятием руки137, воссел на своем престоле. [Следуют распоряжение о рукоположении Адальбертом подчиненных ему епископов новоучреждаемых епархий в Мерзебурге, Майсене и Цайце138, а также призыв к саксонской знати содействовать предприятиям нового архиепископа.]

(DD Ott. I. Р 502–503)

* * *

124

Германский император Оттон I.

125

Трудный для перевода термин, который будет встречаться и в других текстах. Буквально он означает «верные» и имеет в виду всех, так или иначе входящих в иерархическую структуру феодально-ленных отношений, во главе которой стоял король. Останавливаемся условно на переводе «подданные», хотя он и грешит некоторой модернизацией.

126

Отец Оттона I, германский король Генрих I, происходил из династии саксонских герцогов и стал основателем так называемой Саксонской династии на троне германских королей. Вот почему Оттон I именует саксонскую знать, к которой обращена грамота, «земляками».

127

Планы организации кафедры в Магдебурге Оттон I вынашивал по меньшей мере с 955 г.

128

Существующий и по сей день город в среднем течении Эльбы.

129

Еще с франкских времен территория государства в церковном отношении делилась на архиепископии (митрополии), которые объединяли в себе по нескольку епархий. На территории Восточнофранкского, впоследствии Германского, королевства к середине X в. существовало пять архиепископств с центрами в Майнце, Кёльне, Трире, Заль­цбурге и Гамбурге (Бремене). Ср. № 1, примеч. 12.

130

Благоприятность момента заключалась в том, что в 968 г. умерли два главных противника «магдебургского проекта»: майнцский архиепископ Вильгельм, внебрачный сын Оттона I, и престарелый хальберштадтский епископ Бернхард. Причина их несогласия с планами императора была одна: Магдебург входил в Хальберштадтскую епархию и, следовательно, в Майнцскую митрополию; тем самым, выделение Магдебурга в отдельный митрополичий округ означало для Майнца и Хальберштадта крупные потери как территории, так и доходов. Между тем, согласно каноническому праву, отделение от епархии какой-то ее части было возможно только с согласия епархиального архиерея. Вот почему организация кафедры в Магдебурге, задуманная Оттоном I еще в 950-е гг., откладывалась так долго. Поэтому император не утверждал избрание нового хальберштадтского епископа Хильдеварда до тех пор, пока тот не согласился с выделением земель вокруг Магдебурга из состава своей епархии (см. № 11/1).

131

Архиепископа майнцского, который был по традиции примасом (номинальным главой) германской церкви.

132

Епископа хальберштадтского.

133

Из такой формулировки виден ярко выраженный миссионерский характер учреждаемой митрополии. С этим связана давно идущая в науке дискуссия о том, сколь далеко на восток, по мысли устроителей Магдебургского архиепископства, простиралась его юрисдикция. Входила ли в нее, например, территория Древнепольского государства и возникшаz как раз в то время (польский князь Мешко I принял крещение в 966 г.) польская епископия с центром в Познани (ср. № 11, примеч. 239)? Одни историки считают, что Магдебургская митрополия включала только земли полабских славян, ведь именно на этих землях в 968 г. находились епископские кафедры, подчиненные Магдебургу (см. примеч. 138). Другие склонны думать, что на востоке миссионерская сфера Магдебурга доходила до Руси включительно – недаром первым магдебургским митрополитом стал миссионер Руси епископ Адальберт. Об этой сложной проблематике см. подробнее: Назаренко 1994. С. 80–98; он же 2001а. С. 311–338.

134

В качестве названия руси в грамоте использован латинский этноним Rugi, характерный и для других памятников, связанных с магдебургской архиепископской кафедрой: см. заготовку подтвердительной папской грамоты Магдебургу ок. 995 г. (UB Magd. N 130), сведения об Адальберте в «Деяниях магдебургских архиепископов» середины XII в. (Gesta Magd. 9. Р. 381) (памятники в Хрестоматию не вошли), № 52/2 и др. Это объединяет магдебургскую традицию с «Продолжением хроники Регинона» (№ 7/2–3) и может служить дополнительным аргументом в пользу гипотезы об Адальберте как авторе «Продолжения». Об Адальберте и его миссии на Русь см. № 7 и соответствующие примеч. См. также № 11, примеч. 237.

135

Паллий (лат. pallium) – деталь торжественного облачения католических архиепископов. Представлял собой длинную шерстяную белую ленту с семью черными крестами. Надетый на плечи, паллий спускался на грудь, подобно омофору епископов Восточной церкви. Паллий вручался при рукоположении папой или с его разрешения. Адальберту паллий был вручен папой 18 октября 968 г. (сохранилась ставленая грамота: Papsturk. N 190).

136

Римский папа Иоанн XIII.

137

Выкрикнутое выборщиками хором имя кандидата (что иногда сопровождалось поднятем рук) считалось признаком божественного наущения. Однако силу закона в каноническом праве Западной церкви такой порядок приобрел много поже, в 1215 г. на IV Латеранском соборе.

138

Все три города существуют и на современной карте, располагаясь на левобережье Эльбы, в землях лужицких сорбов; эти епархии были учреждены в 968 г. вместе с Магдебургской. Кроме них, в подчинение Магдебургу были переданы две организованные еще в 948 г. на славянских землях к востоку от Средней Эльбы епископии с центрами в Бранденбурге и Хафельберге.


Источник: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост. пер. и коммент. А.В. Назаренко. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 512 с. ISBN 978-5-91244-013-7

Комментарии для сайта Cackle