Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

С.В. Шумило

«Казацкий епископ» Анатолий (Мелесь) и Афон

Интересно, что с Зографским Свято-Георгиевским монастырем, а значит и с «Черным Выром», по всей видимости, как-то был связан и уроженец местечка Золотоноши Переяславского полка Анатолий Мелесь. В архивных материалах по его делу сообщается, что он «в 1749 году в Афонскую Гору в Павло-Георгиевский монастырь ушел»103. Около 1751 г. этот странствующий монах на Афоне патриархом Константинопольским Кириллом был возведен в сан архимандрита104, а через четыре года, в 1755 г., тем же патриархом «без избрания протчиих архиереев, во епископа с наименованием запустелой от древних лет Мелетинской епархии двумя епископами в митру произведен»105. По словам еп. Феодосия (Макаревского), в 1751 г. он посещал Российскую империю для сбора пожертвований на Афонский Георгиевский монастырь106. Какой именно это монастырь, здесь не уточняется. Возможно, он представлял интересы Зографского Свято-Георгиевского монастыря. Правда, в ряде документов он фигурирует как архимандрит афонского «Павловского Георгиевского монастыря»107, поэтому не исключено, что он, все же, был из монастыря св. Павла, где тоже одно время подвизались болгары и сербы. Либо же он во время посещения Российской империи одновременно представлял интересы и Зографско-Георгиевского, и Павловского монастырей. Уже в сане епископа Анатолий Мелесь оказывал содействие православным болгарам, сербам и грекам на Балканах, испытывавшим от турок притеснения за веру, в их переселении в пределы южной Украины. В этом деле как уполномоченный от «турецких» славян он успешно провел переговоры в Санкт-Петербурге с российским правительством. Получив в 1756 г. разрешение от властей, он с этой целью с 1757 по 1759 гг. объездил всю Украину и остановился на Запорожской Сечи108.

С апреля по декабрь 1759 г. этот «афонский епископ» почти целый год проживал на Сечи, где без разрешения российского Синода и Киевского митрополита совершал богослужения архиерейским чином109, и при этом отказывался поминать церковные власти110. По мнению ряда исследователей, еп. Анатолий (Мелесь) пытался создать на Запорожье отдельную автономную казачью епархию111. В 1760 г. решением Синода он был лишен сана и в качестве простого монаха сослан в Сибирь. Через девять лет, во время Первой турецкой войны, его дело было пересмотрено, и в 1769 г. А. Мелесь был направлен как иеромонах морским капелланом на россий-ский флот в Средиземном море. В 1770 г., после Чесменской битвы, «ради заслуг Анатолия во флоте», Синод таки признал его в «епископском чине и дозволил ему исправлять священнослужение архиерейское». В 1772 г. епископ Анатолий получил в Черниговской епархии в управление казачий Глуховский монастырь, где стал юродствовать. Скончался 2 февраля 1772 г.112

Долгое время проживая на Афоне, в Зографско-Георгиевском или Павловском монастыре, а также поддерживая тесные отношения с Запорожской Сечью, этот уроженец Украины не мог не иметь каких-то связей на Афоне с казачьим скитом «Черный Выр». В противном случае он не имел бы настолько большого доверия на Сечи, что ради него казачья старшина чуть было не вступила в конфликт с российским Синодом и Киевской митрополией.

* * *

103

ИР НБУВ. Ф. 301 (Лебедев) – Ед. хр. 664 (Муз. 935). Л.42 об.

104

Там же.

105

Єременко М., Лиман І. Військове духовенство на Півдні України (1734–1853 рр.) Мелітополь, 2014. Док. No 2. С. 204.

106

Феодосий (Макаревский), еп. Указ. соч. С. 75.

107

ЦГИАК Украины. Ф. 59. Оп. 1. Д. 1878. Л. 8.

108

Феодосий (Макаревский), еп. Указ. соч. С. 75.

109

ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 78. Л. 1–26.

110

Там же. Л. 42.

111

Власовський І. Нарис історії Української Православної Церкви. Нью-Йорк, 1956. Т. 2. С. 233–234; Сухих Л. А. Анатолій Мелес. Прагнення Запорозької Січі до церковної автономії // Наукові праці історичного факультету Запорізького державного університету. Запоріжжя, 1999. Вип. VІІІ. С. 276; Єременко М., Лиман І. Указ. соч. С. 66–69; Лыман И. И. Запорожский иерей Анатолий Мелес // Культурная жизнь юга России. 2003. No 1. С.36; Его же: Церковний устрій Запорозьких Вольностей (1734–1775). Запоріжжя, 1998. С. 69–70.

112

Феодосий (Макаревский), еп. Указ. соч. С. 75–77; Голомбиовский А. Греческие епископы-самозванцы в России в XVIII в. // Киевская Старина. 1894. Т. 45. No 5. С. 341.


Источник: Шумило С. В. «Духовное Запорожье» на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе. — К. : Издательский отдел УПЦ, 2015. — 116 с.

Комментарии для сайта Cackle