иером. Мефодий

Историческое описание Кавказского миссионерского монастыря

Источник

Иеромонах Мефодий

Кавказский миссионерский монастырь

Кавказский миссионерский монастырь находится в Кубанской области, близь станицы Кавказской, Кавказского отдела, в местности, называемой «Обвалы» или «Провалы», на правом берегу реки Кубани, среди леса и оврагов, образовавшихся от времени вследствие обвалов гористого берега реки Кубани. Святейший Синод определением своим от 31 – января – 12 февраля 1892 за № 368 постановил: «учредить на месте бывшего раскольнического скита, близ станицы Кавказской, Кубанской области, Кавказский миссионерский монастырь, назначив настоятелем сего монастыря иеромонаха Мефодия» (См. Ставроп. Епарх. Вед. № 20 стр. 1140).

Следовательно, Кавказский миссионерский монастырь образовался там, где некогда процветал раскол, распространяя свое зловредное учение. Поэтому мысль невольно переносится ко времени существования Никольского раскольнического скита. Вот как пишется о нем в «Историческом очерке о заселении станицы Кавказской Кубанского казачьего войска». «Лишь обстроилась станица и жители обзавелись кое-каким хозяйством, старики Андрей Адриянов и Аникей Давидов, оба старообрядцы безпоповцы, поселились в пещерах, устроенных ими в обрыве над Кубанью, в 2 верстах выше станицы. Это было на третьем году водворения станицы (в 1797 году). Перед войною 1812 г. к старообрядцам прибыли из России около десятка иноков и поселились здесь же в пещерах. Некоторые из них возвратились потом в Россию, другие умерли здесь же и только один инок по имени Евфимий остался на месте и жил в пещере до 1832 г., когда случившийся обвал горы с пещерами в р. Кубань заставил его избрать другое место для будущего скита. Такое место нашлось ближе к станице, около Ивановского поста. Евфимий жил здесь до смерти своей, последовавшей в конце шестидесятых годов. Старожилы говорят, что не было случались нападения черкесов на иноков; в начале они даже доставляли инокам хлеб, мед и воск.

Примеру безпоповцев последовали и поповцы. В сороковых годах старики Иван Зрянин и Яков Терешин поселились в обвалах прежних пещер. Последний умер в 1857 году, а первый сделался потом старообрядческим епископом под именем Иова. Поповцы не имели своих попов и за духовными требами ездили на дом. Московские старообрядцы, принявшие австрийское духовенство, видя духовную нужду своих единоверцев, в 1855 году вызвали Зрянина в Москву и здесь 5-го октября возвели его в сан епископа Кавказского и Донского. Возвратившись в Кавказскую станицу, Иов построил две плетневые келлии на месте обвалов горы и положил основание старообрядческого Никольского скита. К нему начали прибывать и селиться старообрядцы c Дона, Терека и других мест. Он умер 30 января 1872 года. Преемником его сделался Донской казак Степан Морозов под именем Силуана. В скиту было 20–30 иноков, слепых и дряхлых, содержались они на доброхотные пожертвования. Скит имел общежительный устав, молитвенный дом, постройки для жилья и службы для монастырского хозяйства. И февраля 1894 г. скит был упразднен епархиальным миссионером архимандритом Исидором; иноки разбрелись, а епископ Силуан отправился на Дон для жительства. Раскольнический скит перестал существовать и заменился Никольским, православным миссионерским монастырем. (См. ст. 6–7, сочинения есаула А. Ламонова.)

Таким образом Никольский раскольнический скит был главным и чрезвычайно вредным и опасным средоточием раскола на всем Кавказе, ибо более 50 лет существовал раскольнический монастырь, служивший постоянным местопребыванием раскольнического лжеархиерея, именовавшегося епископом Екатеринославским, Донским и Кавказским и управлявшего раскольниками пяти областей, а именно: Екатеринославской губернии, области Войска Донского, Ставропольской губернии, областей Кубанской и Терской и всего Закавказья. Их деятельность состояла в том, что они поставляли раскольникам лжепопов, устраивали и освящали походные и постоянный лжецеркви, открыто и торжественно служили, подобно православным архиереям, и не только поддерживали и укрепляли раскол, но даже совращали многих православных.

Известно, что соседние хуторяне иногда приезжали на служение их и даже приглашали к себе для совершения треб: молебнов, панихид и пр.

11 февраля 1894 года, волею Божией, разрушился этот важный центр раскола, лжекафедра пала и монастырь из раскольнического стал православным миссионерским, а чрез три года этот монастырь пробрёл и право гражданственности, так как Святейший Правительствующий Синод определением своим от 31 января – 12 февраля 1897 года за № 368 постановил: «учредить на месте бывшего Никольского раскольнического скита Кавказский миссионерский монастырь». В настоящее время в новообращенной обители живет около 70 человек братии, между которыми есть и присоединившиеся из раскола на правах единоверия и православия. Там, где в продолжение полувека существовал вредный и мрачный очаг заблуждения, распространявший духовную копоть и заразу на вечную погибель многих тысяч душ русского народа, ныне воссиял благодатный светоч православия, светом Христовым просвещающий всех. В святой обители постоянно ежедневно совершается Божественная литургия, за которой с сугубым усердием возносится молитва о просвещении и обращении в лоно св. Церкви Православной всех заблуждающихся; а кроме того некоторые из братии постоянно трудятся в проповеди слова Божия, наипаче раскольникам и сектантам; равным образом и желающие присоединиться к православию здесь же научаются и наставляются в истинах христианской веры и приучаются к христианскому благочестивому житию, а иногда и совсем остаются в обители, делаясь сынами св. обители, как новой своей матери, где получили духовное возрождение и обновление. Так угодно Богу. Несмотря на свое короткое существование, монастырь успел уже снискать себе уважение даже среди раскольников, бывших сначала заклятыми врагами ново устроенной обители. Теперь уже не редкость видеть раскольников, посещающих обитель для поклонения и посещения монастырского Богослужения. Особенно с большим доверием относятся раскольники из молодых. Теперь уже прекратилась на этом месте мерзость запустения и лжеархиереи уже не могут творить беззакония. Вот образчик прежнего беззакония. Лжеепископ Иов один день за одной и той же литургией ухитрился поставить лжеиерея Димитрия прямо из мирян. Таким образом он его сначала сделал лжепопом и потом сряду же лжедиаконом. Поэтому лжепоп Димитрий впоследствии часто служил за лжепротодиакона. Еще больше подобных беззаконий было при лжеепископе Силуане. Теперь же все это миновало и в св. обители строго соблюдается устав св. православной Церкви Христовой. Братия же, сознавая свое высокое призвание быть проводниками света Христова, ведет себя чинно и благообразно, строго проводя подвижническое жиле в посте, молитве и труде. И Господь Бог по молитвам угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая, покровителя и заступника св. обители, посылает благодать возблагодать. По примеру древних обителей здесь есть не только полный монашеских чин, но появились схимники, которых стало двое. Это иеросхимонах Рафаил и схимонах Евгений.

Первый принял схиму 15 августа 1896 года, а второй 14 сентября 1897 года. Особенно пользуется большой любовью братии и популярностью среди простого народа иеросхимонах Рафаил за свою кротость и смирение. Поэтому он состоит духовником монастырским, а народ обращается к нему с духовными нуждами, особенно часто просят его читать молитвы над беснующимися, известными в просторечии под именем «кликуш». Божественная благодать, всегда немощная врачующая неоскудевающая восполняющая, исцелила многих из подобных немощных людей, которые прибегали к молитвам о. Рафаила.

Остальная же братия монастыря, по примеру св. апостола Павла, своими руками питает и одевает себя. В монастыре есть свои портные, плотники, сапожники, столяры, кузнецы, живописцы, даже один фотограф.

Но в виду того, что монастырь не имеет никаких постоянных источников: ни земельного надела, ни субсидии от правительства, ни запасного капитала, монастырю пришлось для своего пропитания искать источников инуде. Такими источниками оказались подворья: Романовское и Армавирское.

Романовское подворье устроено на усадебном месте, подаренном Екатеринодарскою мещанкой Евдокией Шульгиной. Евдокия Шульгина, ныне покойная, ревнуя о благоустроении новоустраивающейся миссионерской обители, в1894 году около марта месяца пожертвовала под подворье половину своей усадьбы, находящейся в Романовском хуторе при базарной площади, и много содействовала в постройке церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери.

Романовское подворье

В настоящее время Романовское подворье имеет деревянную, обложенную кирпичом церковь, вместительный братский корпус, гостиницу для богомольцев и службы для хозяйства монастырской братии.

Церковь окончательно была отстроена только в конце 1897 года, а братский корпус с гостиницей и конным двором были уже окончены в начале 1897 года. Теперь можно сказать, что все необходимое на Романовском подворье сделано, хотя по недостатку средств, сделанное имеет вид временных построек. Поэтому со временем настоит неотложная нужда в созидании капитальных построек, а главным образом необходимо расширить площадь Романовского подворья. Означенное подворье с северной и южной стороны окружено частными постройками, из которых некоторые покрыты камышом, и находятся от церкви подворья не более 5 сажен, так что в пожарном отношении они представляют опасное соседство. Вследствие этого нынешнее монастырское начальство сильно озабочено приобретением соседних поместий чрез покупку, чтобы таким образом избавиться от опасных построек в случае пожара.

Вскоре за Романовским подворьем образовалось и Армавирское подворье.

Армавирское подворье было окончательно устроено в 1896 году на собственной земле Мелитопольского крестьянина Онуфрия Самойловича Довжика, в селении Армавир, почти на краю селения, не вдалеке от православного приходского кладбища. В настоящее время Армавирское подворье имеет две церкви, кроме братских помещений.

Первая церковь построена в жилом помещении иметь подвижной престол. Она освящена во имя Покрова Пресвятая Богородицы. В ней совершается будничное богослужение и ранняя обедня по воскресным и праздничным дням. Другая церковь построена и освящена была 17 октября 1896 года во имя Благоверного Князя Александра Невского, в священную память в Боге почивающего Благочестивейшего Императора Александра III-го. Поэтому в объявлении на сей случай было написано: «извещая о сем, приглашаем всех на это великое торжество для принесения горячих верноподданнических молитв в ново-построенном храме об упокоении блаженно почивающего Императора Александра III-го и объявлении непрестанных чудес милости Божией и небесного покрова над благополучно царствующим Благочестивейшим Государем Императором нашим Николаем Александровичем, над Августейшим Его Семейством и над всем Царствующим Домом».

В 1897 году вдова Февронья Федоровна Довжик устроила на свое иждивение обширную братскую трапезную в память Священного Коронования Их Императорских Величеств Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича и Супруги Его Александры Федоровны.

Впрочем, и на Романовском подворье есть колокол, устроенный в память Священного Коронования Их Императорских Величеств, о чем гласить на колоколе следующая надпись: «колокол сей приобретен тщанием Нахчаждиева и других жителей станицы Кавказской при миссионере иеромонахе Мефодии в память Священного Коронования Их Императорских Величеств. Весу в нем 54 п. 30 фун.»

Если сильно нуждаются в капитальных постройках подворье монастыря, то тем более в капитальных постройках нуждается сам монастырь. Ибо раскольники сознавали, что их скит существует незаконно и лишь временно, а посему все богатые средства свои обращали на свою личную потребу, на пространное житие, на питие и яства; обитель же их представляла из себя, при передаче ее православным, небольшие и жалкие хижины, не исключая и церкви. Следовательно, теперь православной монастырской братии представляется великая и трудная задача вместо раскольничьих полу развалин построить все нужные монастырские здания и главным образом соответственный духу и силе православия вместительный величественный храм.

Нужно ли говорить, что все это не выполнимо без щедрой помощи православных ревнителей и благодетелей; потому что временные доходы от подворьев еле-еле покрывают текущие расходы по содержанию братии и по постройке неотложных зданий в монастыре и на его подворьях. Вследствие вышеизложенного усердно просим благоговейных и боголюбивых христиан оказать посильное пожертвование на благоустройство и благоукрашение ново – открытого Кавказского миссионерского монастыря; мздовоздаятелем же за это будет Сам Господь по молитвам Святителя и Чудотворца Николая, Покровителя и Заступника Св. Обители. Пожертвования могут быть посылаемы по следующему адресу: «Романовская почтово-телеграфная контора, в Кавказский миссионерский монастырь настоятелю его иеромонаху Мефодию; » телеграммы можно адресовать так: Романовская, отцу Мефодию».

Для цельности представления о Кавказском, миссионерском монастыре считаем не лишним предложить благосклонному вниманию читателей описание посещения монастыря епархиальным Архиереем в 1-й раз со дня образования монастыря.

1897 г. октября 2 дня с вечерним поездом на ст. Кавказскую из Ставрополя изволил прибыть Его Преосвященство, Преосвященнейший Агафедор, Епископ Ставропольский и Екатеринодарский, со свитою. На вокзале Его Преосвященство был встречен настоятелем Кавказского миссионерского монастыря иеромонахом Мефодием и Кавказским отделением Ставропольского Епархиального Училищного Совета в полном составе, бывшим на заседании 2 октября, и огромною массою публики из жителей хутора Романовского, собравшихся сюда, чтобы воздать должную честь своему возлюбленному Архипастырю и удостоиться получить Архипастырское благословение. Собравшееся духовенство имело счастье представиться Его Преосвященству в вагоне, в котором благоугодно было прибыть Владыке. Хотя Владыка соблаговолил отправиться прямо на ночлег в Романовское подворье Кавказского миссионерского монастыря, но по некоторому недоразумению он был отвезён в Успенскую приходскую церковь, откуда уже прибыл в Казанскую церковь Романовского подворья. Несмотря на позднее время, здесь собралось такое огромное число лиц, желавших видеть Владыку, что местный просторный храм не мог вместить всех богомольцев. В числе последних находились не только православные христиане, но и инославные (католики, лютеране и армяне) и даже некоторые из раскольников и сектантов. Все желали получить святительское благословение, что Владыка, насколько было возможно, и исполнил после обычной торжественной встречи в храме и по выходе из храма; вследствие этого Владыка мог прийти в приготовленные для Его Преосвященства покои только после двух часов.

При окончании литии Преосвященнейший Владыка сказал краткое, но многознаменательное приветствие всем присутствующим в храме, а затем стал благословлять всех, начиная с братии монастырской. По прибытии Владыки в настоятельское помещение, был предложен чай, который кушали с Владыкой ключарь, благочинный, епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ, помощник атамана Кавказского отдела г. Шелковской и др. Затем Владыке благоугодно было опочить; но народ все стоял в монастырской ограде и разошелся только уже по просьбе местной администрации, чтобы дать надлежащий покой Владыке.

На другой день Владыка встал в 7 часов утра и тотчас же приступил к осмотру Романовского подворья. Первее всего Преосвященнейшему Агафедору благоугодно было осмотреть местную школу грамоты, помещающуюся в настоятельском помещении за неимением специального здания. Школа открыта в прошлом году нынешним настоятелем монастыря о. Мефодием на средства монастырские. Первоначально она помещалась в одной из комнат гостиной для поклонников; в, 1896/7 учебном году в ней обучалось 45 человек, из которых окончило курс 5 человек: 4 мальчика, и 1 девочка; в нынешнем же 1897/8 году поступило в школу 76 человек мальчиков и девочек, хотя желающих учиться записалось 110 человек, но им было отказано потому, что помещение не позволяло больше принять.

Молитвы утренние дети пропели все сполна в присутствии училищной корпорации и епархиального наблюдателя священника В. Фиалкина. По окончании молитвы изволил прибыть в школу Преосвященнейший Владыка, которого дети встретили положенной молитвой и хоровым пением:"ис полла эти деспота». Сначала дети отвечали по Закону Божию, а затем уже и по остальным предметам. Владыка остался доволен постановкой дела, и епархиальный наблюдатель в книге для ревизующих сделал следующую надпись: «3 окт. 1897 г. Ревизия произведена в присутствии Его Преосвященства. Подготовка детей, но Закону Божию и счислению весьма хорошая; чтение русское и славянское, а равно и письмо удовлетворительно. Школа носит следы постоянно отеческого попечения о ней о. иеромонаха Мефодия. Епархиальный наблюдатель священник В. Фиалкин». И действительно, школа, не смотря на свое второгодичное существование имеет не только все учебные книги и пособия, но даже при ней обучаются дети ремеслам: сапожному, столярному и живописному. В виду того, что в числе обучающихся есть дети из дальних хуторов, верст за 5–20, при школе имеется пансион для подобных детей, которых сейчас находится 7 мальчиков. В числе обучающихся есть, кроме великороссов и малороссов, армяне, евреи и поляки. Поэтому школа разделяется на три отделения; старшее, среднее и младшее. В старшем отделении обучается 12 человек, в младшем 34 и в среднем 30. Так как все дети, спрошены лично Его Преосвященством, отвечали осмысленно и бойко, то подобных лиц Владыка одарил различными крестиками и брошюрами религиозно – нравственного содержания; за тем, преподав всем и каждому порознь свое святительское благословение, изволил осмотреть мастерские: сапожную, портняжную и др. Заведующим и законоучителем школы состоит иеромонах Мефодий; но в виду его многосторонних обязанностей он не может всегда лично преподавать Закон Божий, поэтому за отсутствием его, по его распоряжению, преподает Закон Божий иеродиакон Александр, который с любовно относится к своей должности. Учителем допущен состоящий в числе братии, указный послушник Кавказского монастыря дворянин Владимир Андреевский с образованием окончившего 3-й курс восточного факультета С.-Петербургского университета. Наконец, осмотревши в нынешнем году отремонтированную капитальным образом внутри и снаружи Казанскую церковь и преподав благословение хозяину подворья, Владыка изволил отбыть в 9 часов утра далее.

В час дня 3 октября Владыка изволил прибыть в Кавказский Николаевский общежительный монастырь и был встречен братией монастырской в полном составе «со славою» за границею монастырской близи часовни св. Воскресения.

Такая встреча Владыке была сделана с одной стороны, чтобы воздать должную честь Архипастырю, а с другой стороны, чтобы предотвратить трудность и опасность спуска с горы среди обвалов; отчего и самая местность известна у простого народа под названием «Обвалы» или «Провалы». Картина от подобной встречи получилась величественная. Тот час же от часовни начала дорога спускаться вниз уступами и с каждым уступом открывалась новая картина зрителю: с 1-й террасы видны были три огромных гостиных для богомольцев, вправо от них почти на обрыве над р. Кубанью схимнический и леснический корпус; со 2-й террасы среди леса рисовался благочиннический корпус и черный двор с мастерскими: кузнечной, столярной, бондарной и шорной; а с 3-й террасы показалась монастырская церковь с колокольней, окруженная кольцом следующими зданиями: настоятельским корпусом, казначейским корпусом, братским корпусом, рабочим корпусом, трапезной с кухней, пекарней, свечным заводом и домом для просфорни, наконец, за церковью виднелся чрез аллею другой схимнический корпус с новооткрытым минеральным колодцем и перевозною пристанью, и домиком для перевозчиков.

По входе в храм, Владыка, облачившись в мантию и принявши архипастырский посох, изволил шествовать в алтарь при громогласном пении входного «Достойно есть». На литии многолетие было произнесено по переменно двумя иеродиаконами.

Затем Владыка, благословив братию и народ, изволил отбыть в отведенные для него покои и потом чрез полчаса отправился со своею свитою осматривать монастырские здания, расположенный вокруг церкви в самой низкой котловине монастырской площади; при чем Владыкою были осмотрены мастерские: сапожная и портняжная, а также виноградник и, наконец, новооткрытый в горе минеральный колодец. И, действительно, вода оказалась на столько чистою, что была прозрачна, как слеза и вкус ее был приятным и вяжущим. Отец же настоятель доложил, что водою лечатся многие из приезжих от катарального состояния пищеварительной системы и было много случаев излечения, из коих особенно замечателен случай излечения одного сына доктора М. М. Вследствие чего о. настоятелем одна бутылка подобной воды в августе текущего 1897г. была отправлена в химическую лабораторно Ессентуков. Химик Климов нашел, что вода минерализована, но, чтобы произвести полный анализ, обещал приехать на источник; главные же минералы железо и сера. В монастырском храме Владыка обратил внимание на оставшиеся от лжеепископа Силуана следующие вещи: две митры, панагия, крест, как копия с креста митрополита Алексея Московского Чудотворца, о чем гласит надпись на кресте.

Армавирское подворье Владыка изволил посетить 4 октября, приехав в Армавир на курьерском поезде в 10 часов утра. На вокзале Владыка был встречен местною администраций, местным благочинным и о. настоятелем Кавказского миссионерского монастыря. Владыка, посетил сначала приходскую Николаевскую церковь и школу при ней, изволил прибыть тотчас же на Армавирское подворье Кавказского миссионерского монастыря. Здесь тоже Владыка был встречен с подобающею честью братией монастырского подворья и стороннею публикою во главе с военным генералом Мантейфелем. Затем Владыка, осмотрев означенное монастырское подворье до мельчайших подробностей и преподав о. настоятелю с братией Архипастырское свое благословение изволил отбыть вскоре же в Прочноокоп, для освящения церкви-школы при единоверческой церкви.

Таким образом Кавказский миссионерский монастырь имеет беспримерную историю своего возникновения.

Зная существование Кавказского миссионерского монастыря, невольно воскликнешь с псалмопевцем Давидом: «Дивны дела Твои, Господи».


Источник: Историческое описание Кавказского миссионерского монастыря / иером. Мефодий - Ставрополь-Кавказ : Типо-Литография Т.М. Тимофеева, 1898. – 23 с.

Комментарии для сайта Cackle