свящ. Николай Александров

Источник

Часть II. Исаак

§ I Женитьба Исаака (Быт. 24:1–67)

По смерти своей матери Сарры, Исаак остался 37 лет. Престарелый Авраам (Быт. 24:1), желая еще при жизни своей устроить Исаака, решился женить последнего. Но сокровенным желанием Авраама было взять Исааку жену из дома брата своего Нахора. «Желая устранить Исаака от родства с Хананеями, чтобы он оттуда не взял себе жены, (праотец) призывает благоразумнейшего из своих домочадцев, и поручая ему это дело, говорит: «положи руку свою под стегно мое» (24:2). На греческом языке нанисано так: «под стегно мое», а по-еврейски читается «под чресло». Почему же так говорит праотец? Таков был обычай у древних; также и потому, что здесь было начало рождения Исаака»356. Заручившись клятвой со стороны раба, что тот возьмет жену Исааку из родственного племени, Авраам отпускает раба с большими подарками в Месопотамию. Авраам был в полной уверенности, что Тот, Кто воззвал его из отечества и дотоле так благоустроял его дела, и в самой старости даровал ему сына Исаака, Тот благопоспешит ему и в предлежащем деле»357, т. е. укажет жену Исааку, которая должна стать достойной участницей великих обетований Божиих Аврааму и его потомству. И действительно, Господь указал рабу Авраамову, когда последний прибыль в Месопотамию в город Нахоров, жену для Исаака. Раб, остановившись у колодезя, к которому приходили городские девицы за водою, просил Господа указать девицу, которая достойна быть женою Исаака (24:13–14). «Замечай благоразумие раба: он знал страннолюбиe праотца, и то, что девице, которую он должен привести к нему, надобно иметь одинаковый с праведником нрав; потому раб и не ищет никакого другого знака, а хочет узнать характер девицы по ее гостеприимству, и говорит: если она наклонит мне водонос, когда я попрошу у ней воды и не только исполнит мою просьбу, но и покажет собственное радушие и скажет: «и верблюды твоя напою»: то, таким образом, чрез сообщение воды она даст достаточное свидетельство доброты своего нрава»358. Такой радушной и гостеприимной девицей оказалась Ревекка, дочь Вафуила, внучка Нахора. Удовлетворив просьбу раба, она радушно пригласила его в дом отца своего, где раб изложил цель и обстоятельства своей поездки и высватал сыну Авраамову – Исааку – дочь Вафуила – Ревекку. Одарив невесту и родственников ее богатыми подарками, раб, не смотря на просьбы родителей Ревекки, на другой же день отправился с высватанной невестой в обратный путь. Братья и мать, отпуская Ревекку, благословили её и пророчески сказали: «сестра наша! да родится от тебя тысяча       тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих». (Быт. 24:60). Посмотри, говорит св. Иоанн Златоуст, как эти люди, без собственного ведома предсказывают девице будущее, потому что сам Бог направлял к тому мысли их359. Когда путники приближались к цели своего путешествия, Исаак случайно вышел в поле «поразмыслить». Ревекка увидев его и узнав, кто это, сошла с верблюда360 и в смущении взяла покрывало и покрылась. Узнав от раба все обстоятельства, при которых он выбрал привезенную для него девицу, Исаак «ввел ее в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась его женою, и он возлюбил её, и утешился Исаак в печали по Сарре, матери своей» (24:67).

Св. Кирилл Александрийский толкует историю женитьбы Исаака как прообраз отношения Иудеев и язычников к церкви Христовой. «Не удостоил Авраам из дщерей ханаанских взять жену возлюбленному сыну своему Исааку, но велел ближайшему слуге своему идти в страну идолослужителей и там озаботиться взятием наиприличнейшей жены ему. Ибо не восхотел и Бог Отец синагогу иудейскую ввести в союз с Христом, который зиждется в Исааке. Исаак есть рожденный поздно и возлюбленный, и Христос явился в последние времена и есть возлюбленный, есть «услаждение» и «веселие», потому что так толкуется имя Исаака. А что Хананеи могут представлять собою образ Израильтян, это может быть ясно и весьма легко, из толкований самого имени их361. Кому же более приличествует идти, или лучше, переходить к смирению, как не иудеем? Они смирились, быв лишены славы Христовой и впадши в крайнее неразумие, потому то не из Ханаанской земли взята невеста Исааку, а из Месопотамии. Ибо, как я сказал, не из иудеев, а из язычников духовно обручена Спасителю Христу Церковь. По воле Отца, посредствовали при сем слуги наиболее верные и ближние, разумеем учеников, которые соделались и раздаятелями, «и строителями тайн» Христа Бога (1Кор. 4:1), имея в руках своих едва не все то, что есть в доме Его. Они, оставив Иудею, подобно тому как и слуга Авраамов ханаанскую землю, сошли в страну идолослужителей, некоторым образом возложив себе на плечи полученные от Бога и Отца блага, имея ум полный вышней премудрости и исполненные дарований Св. Духа. Заметь, что даже имени слуги Авраамова не упоминается, дабы он во всем был образом служения верного и испытанного ученика. Далее, тот остановился для отдыха при кладезе водном к вечеру, призывал в молитве Бога на помощь себе и на воде хотел испытать девицу. И Божественные ученики пошли, как я сказал недавно, в страны язычников к вечеру, т. е. в последние времена века, и на водах испытывали духовную деву362. Ибо Церковь весьма способна и подготовлена к тому, чтобы черпать животворное слово «от источника спасения», согласно написанному (Ис. 12:3). Имеет она также в изобилии и то, что относится до способности ума и сердца, дабы служить к жизни. Ибо Ревекка напоила и самого слугу и верблюдов его. А теперь слуга может служить образом сынов Израилевых, и именно людей, уже имеющих детоводителем закон, и как бы еще в тенях – таинство Христово, только в тайноводство не посвященных совершенно. Язычники же, ничем не отличаясь от неразумных животных, по справедливости могут быть уподобляемы верблюдам. Эти последние принадлежат к числу нечистых животных по закону. А таковы, конечно, еще не знающие Того, Который по естеству и истинно есть Бог. И так Церковь имеет полную возможность напоить священными и божественными струями, как тех, которые из иудеев приходят к восприятию любви Христовой, так и тех, которые призваны к тому же из язычников. Когда же ученики увидали такую Деву, то запястьями тотчас украсили ее и на Уши присоединили украшение, т. е. сделали её славною и блистательною украшениями послушания. Ибо украшенный орган слуха может означать послушание. Сделали они ее как бы для всех видною и делами рук, потому что это, я думаю, значит возложение запястий на руки. Затем слуга Авраама рассказывал жившим в Харране о богатстве господина своего и о том, что он имеет одного только и притом возлюбленного наследника. И Божественные ученики тайноводствовали язычников, проповедуя о богатстве Бога и Отца, о надежде жизни, освящении, а также ясно возвещали и о том, что один только Сын по естеству и по истине – Христос, Который и назначен наследником всего. Девицу спрашивали, охотно-ли она пойдет со слугою; а она тотчас отвечала утвердительно. И Церковь из язычников весьма готова, даже едва не пылает любовью ко Христу. Об этом свидетельствует и божественный Давид в отношении к обществу из язычников, говоря: «уготованию сердца их внят ухо твое» (Пс. 9:38). Когда же Исаак наконец вступил в союз с Ревеккою, то сказал, что «утешился по матери своей» (Быт. 24:67). Из этого легко понять, что и Христос был огорчен по случаю некоторого рода смерти чрез неверие иудейской синагоги, от которой и Сам Он рожден по плоти; когда же сделался Женихом Церкви из язычников, то некоторым образом уже перестал от скорби по той. Ибо сказано в одном месте устами пророка к Церкви: «и будет якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе»363(Ис. 62:5).

Св. Амвросий Медиоланский в своем сочинении «De Isaac et anima» рассматривает историю жизни Исаака, как заключающую в себе вместе с прообразами «тайны Христовой», аллегорическое изображение развития христианской души с того момента, как перестает она быть язычницей, всецело преданной миру и его интересам. Тогда как в истории Авраама св. Амвросий рассматривал восстание от греховного падения души ветхозаветного человека, в истории Исаака он имеет в виду именно душу христианина, поставив себе задачей проследить постепенное восхождение души до тесного соединения ее со Христом, образом которого (соединения) служит брак Исаака с Ревеккой.

Задавшись вопросом, что такое душа в человеке и решив его в том смысле, что душа ни кровь, ни гармония тела, ни воздух, ни огонь, ни «έντελέχια», но жизненная сила, потому что Адам сотворен «в душу живу» (Быт. 2:7), св. Амвросий переходит к выяснению нравственной природы души. «Душа по природе своей весьма превосходна, но, благодаря неразумной своей части364, бывает подвержена растлению, так что, не выдерживая меры, склоняется к телесным удовольствиям и (удовлетворяет) прихоти (тела), позволяет вводить себя в обман и, склоненная в пользу материи, сливается с телом»365.

Но если душа, вспомнив о первоначальной чистоте своей природы, решается исправить себя, то первый шаг на этом пути заключается в том, что душа порывает тесную связь с телом и как бы освобождает себя от уз. «Совершенная душа отвращается от материи, она удаляется от всего неумеренного, непостоянного, коварного и презирает все это... она стремится к небесному и избегает всего земного. Бегство же не значит, что душа оставляет землю; но, находясь и на земле, она соблюдает правду и умеренность и отрекается от пороков и всего вредного (для души)... Так и Исаак вывел себя, отвлекся от пороков века сего, возвысил душу свою, выйдя в поле. Он показал этим, что имеет родственные отношения с добродетелями, потому что кто прогуливается один, в непорочности сердца своего и не имеет никакого отношения к земным порокам, тот беспрепятственно идет по беспорочному пути и не оставляет у себя никакого места для тления. Таков был Исаак, когда увидел приближающуюся Ревекку, готовый для заключения духовного союза. Пришла она одаренная небесными таинствами, ибо принесла с собой много украшений для ушей и рук, так что слухом и делами она показала красоту Церкви и справедливо было сказано ей: «будь в тысячи тысяч и да владеет потомство твое жилищами врагов». Итак, прекрасна Церковь, которая нашла детей себе из враждебных народов. Но рассуждение это можно относить и к душе, которая победила страсти тела и обратилась к делам добродетели и враждебные чувства сделала покорными себе»366. Итак, первый шаг души, по пути ее к совершенству, – это отвлечение от тела и стремление к Богу или Церкви, что и показал Исаак, выйдя в поле на встречу Ревекке.

Вторая ступень совершенства также показана Исааком, когда он ввел Ревекку в шатер матери своей и утешился с ней в печали по матери. Оставляя связи с земным, душа еще далека от божественного, но она тщательно ищет и находит его. Она проникается божественной истиной, вся отдается ей и сливается с ней. Для всего земного она становится чужой и сродняется с небесным. Естественное чувство тревоги и печали, когда душа отринула земное, но небесного еще не обрела, теперь исчезает и сменяется полною радостью и тихим покоем367.

§ 2. Рождение у Исаака детей: Исава и Иакова; характеры братьев; продажа Исавом первородства Иакову (Быт. 25:20–34)

Заветною мечтою Исаака, как и всех патриархов, было иметь потомство, потому что все обетования, носителем которых он был, могли быть осуществимы только при существовании потомства. Поэтому, с первого же года женитьбы, Исаак усердно молился Богу о даровании ему детей. Молитва его была услышана, но удовлетворена просьба только через 20 лет. В объяснение столь долгого неплодства Ревекки, как и матери Исаака Сарры, святые отцы говорят, что неплодная «Ревекка предуготовляла путь Девe... Видя, как ложесна заматоревшие и связанные разверзаются благодатью Божией для деторождения, не удивляйся, когда потом слышишь, что родила Дева. Или, лучше удивляйся, изумляйся, но верь чуду»368.

Когда Ревекка готовилась быть матерью, она почувствовала какое-то необыкновенное биение во внутренности своей и пошла вопросить Господа. Ей открыто было, что от нее произойдут два народа, из которых один сделается сильнее другого и что больший будет в порабощении у меньшего (25:21–23). В объяснение того, каким образом Ревекка ходила «вопрошать Господа», святые отцы рассуждают различно. По учению св. Иоанна Златоуста, Ревекка прибегла к истинному знанию, – к священнику, служителю Божию, желая тайно приобрести чрез него сведения, и, рассказав все о себе, узнала все в точности, потому что человеколюбивый Господь устами священника все ясно открыл и чрез то сделал ее еще ревностнее. И чтобы ты знал, как высоко было тогда священническое достоинство, Писание нигде не говорит, что «священник» отвечал ей, но, сказано: «иде вопрошати Господа», Писание присовокупляет: «и рече Господь ей», т.е. чрез священника: «два языка в утробе твоей носиши»369. По мнение св. Ефрема Сирина, этим священником Божиим был некто иной, как Сим, сын Ноя, он же и Мелхиседек370. Бл. Феодорит держится на этот счет несколько иного взгляда. «Поскольку, говорит он, патриархи имели обычай в местах, где жили, воздвигать жертвенники Богу, то вероятно, Ревекка ходила к одному из сих жертвенников помолиться Богу всяческих и узнать, что будет»371. Наконец по мнению бл. Августина, Бог вразумил Ревекку во сне или чрез Ангела372. Но по мнению того же бл. Августина, нам лучше всего не допытываться, каким образом ходила Ревекка вопрошать Господа, когда мы достоверно знаем из Писания, что она вопросила Господа и получила от Него ответ»373.

Когда Ревекке настало время родить, «и вот близнецы в утробе ея. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый; и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков» (25:24–26). «Бог в самом начале как бы назнаменовал уже, что, по Его предречению, возгосподствует меньший над большим; он держал, сказано, рукою пяту Исава, а это было знаком, что он преодолевает того, который казался сильным.... И так как это свыше предопределено было ему, то и Ревекка, давая ему имя, назвала его Иаковом, что значит запинание... Заметь, какая у древних была проницательность, или лучше сказать, сколь велика премудрость Божия, которая так устроила, что жены не просто, не как случится, налагали имена рожденным от них, а заключали в имени дитяти предзнаменование того, что имело быть с ним»374. Исав и Иаков были единственными детьми Исаака. «Этот патриарх не имел ни второй жены, ни наложницы, а довольствовался потомством от двух близнецов, родившихся от одного ложа»375. И «после того, как получил от Ревекки двух детей, Исаак уже более не сожительствовал и с нею»376.

Характеры братьев были весьма различны. Исав любил проводить жизнь в поле, на охоте за зверями, тогда как Иаков предпочитал быть дома, у семейного очага. Самые занятия эти говорят за то, что Исав был воинственного характера, грубый в симпатиях и не придающий никакого значения вопросам нравственности и религии. Иаков же, живя постоянно в обществе благочестивых родителей, зная от них историю своего деда и отца и имея, конечно, тоже миросозерцание, что и его родители, был благочестив и поэтому имел все данные стать наследником своего отца. Исава самый род занятий заставлял быть грубым и придавать высшее значение чувственным благам. Свое предпочтение чувственного духовному он доказал тем, что продал право первенства брату Иакову за чечевичную похлебку. Однажды Исав возвратился с поля усталый и голодный. Иаков в это время варил похлебку из чечевицы. «И рече Исав Иакову: напитай мя варением сочива сего, яко изнемогаю. Сего ради прозвася имя ему Едом. И рече Иаков: отдаждь ми первенство» (25:30–31). «На это Исав отвечал: что мне пользы от первенства, когда угрожает мне смерть, если не приму пищи? Но Иаков требует и клятвы, чрез которую уступка ему первенства получила бы свою твердость. «И кляся», сказано, «Исав» (–33). С этого времени изменился порядок (между братьями), и достоинство первородства перешло к тому, который сиял душевною добродетелью. «И отдаде», говорит Писание, «Исав первенство», т. е. продал за пищу достоинство, данное ему самою природою. Потому Писание и прибавляет: «и ни во что же вмени себе Исав первенство» (–34): так он стал не чувствителен к преимуществу, предоставленному ему самою природою»377. Св. Ап. Павел указывает на факт продажи Исавом своего первородства, имевшего громадное значение во всех отношениях, как на решительное доказательство крайней нравственной испорченности Исава. В Послании к Евреем, предостерегая христиан, он говорит: «чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр. 12:16). «Но разве Исав был блудником»? толкуя это место, спрашивает св. Иоанн Златоуст; «не то говорит он здесь», отвечает в разъяснение апостольского толкования св. отец, «будто Исав был блудником, а противополагает это словам: «имейте святыню»      (ст. 14); слово же: «нечестивец» к нему относится. Итак, пусть никто не будет, подобно Исаву, нечестивцем, т. е. чревоугодником, невоздержным, преданным миру, презирающим духовные блага, который за одну снедь отказался от своего первородства, т. е. который данную от Бога честь отдал по собственной беспечности и для малого удовольствия потерял величайшую честь и славу»378. По мнению бл. Феодорита, «блудодейством Исава апостол назвал чревоугодие, ибо по причине онаго Исав отдал благословение первородных. Но не погрешит и тот, кто блудом Исава назовет беззаконный его брак, потому что взял за себя жен иноплеменных»379. Относительно целесообразности самого факта продажи Исавом своего первородства св. Иоанн Златоуст замечает, что «все это сделалось так для того, чтобы открылось неразумие (Исава) и исполнилось на самом деле предсказание Божие»380, что «больший поработает меньшему"(25:23). Но, не смотря на явное превосходство Иакова пред Исавом, Исаак любил до пристрастия своего перворожденного сына. Отцу нравились в Исаве отвага, ловкость и физическая сила. Исаак видел в старшем сыне наследника, способного защищать свой род от опасностей, грозивших отовсюду. Необходительность, суровость, жестокость и неровности в характере Исава отец позабывал, когда тот приносил ему с поля дичь, составлявшую любимое блюдо в столе патриарха. Но Ревекка, видя в добром характере Иакова все данные, чтобы на нем выполнилось пророчество, бывшее о нем, когда он находился еще в утробе матери, естественно отдавала предпочтение младшему сыну перед старшим. Однако противоположные взгляды Исаака и Ревекки на свойства своих детей не сопровождались ни с какой стороны вредом ни для Исава, ни для Иакова. Оба они пользовалась в отношении друг друга полноправностью, дававшею каждому из них возможность и свободу развивать свои природные дарования и силы личным трудом. Без всякого принуждения со вне, по одному своему легкомыслию и чувственности Исав отказался от права первородства в пользу Иакова.

Св. Кирилл Александрийский обозревая библейский рассказ о рождении Исава и Иакова, об их характерах и легкомыслии Исава, выразившемся в продаже права первородства, – во всем этом, согласно толкованию св. Апостола Павла, усматриваем ясное указание на исторические судьбы божественного домостроительства о спасении людей. «Внимательнее замечай, говорите он, – вид домостроительства, превосходно начертанный, как бы в прообразе, в двоице братьев, происшедших от Исаака, в Исаве и Иакове. Божественному Аврааму было так сказано Богом: «во Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21:12). Истолковывая cиe изречение, наученный в законе Павел говорит: «Аврааму речени Быша обеты, и семени его. Не глаголет же: и семенем яко о мнозех, но яко о едином: и семени твоему, иже есть Христос» (Гал. 3:16). И так во Христа исполняется обетованное и как бы во образе и предъизображение Его полагается Исаак. Имя же cиe толкуется, как «радость» и «веселие». И Христа божественный Давид именовал радостью (Пс. 31:7). И так с великою пользою принять в нашем рассуждении Исаак в значении веселия, как прообраз Христа. Ревекка же была женою его. Ее имя толкуется как «величайшее терпение»381. И ее лицо мы, если будем право мыслить, примем в прообразе Церкви, слава которой в терпении. Так и для чад ее, разумею живущих в вере и духе, путем к спасению служит терпение (Лук. 21:19. Евр. 10:36). Итак, смотри, как Ревекка уже поздно и едва-едва зачала во чреве (потому что была неплодна), однако же родила по благоволению Бога и по любви Его к Исааку, Исава первородного и тотчас после него происшедшего Иакова, чрез которых нам очень хорошо изображены два народа, Израиль и язычники. И первородный есть Израиль (Исх. 4:22), так как он первый призван был чрез закон: второй же и следующий за ним, это верующие во Христе382. Но всякий может видеть различие двух народов, как бы со стороны ума и нравов и из самых имен того и другого, и из вида или устройства тел. Ибо Исав значит «дуб», т. е. жестокий и непреклонный383. Сказано также в одном месте от Бога и Израилю: «вем яко жесток еси, и жила железна выя твоя и чело твое медно». (Ис. 48:4). Иаков же значит «запинатель», т. е. человек искусный или умеющий побеждать; потому что человек будет запинать того, кого победит. Побеждает же во всяком случае не подзаконный народ, но тот, который во Христа, который чрез веру избежал обвинения за грех и притупил державу смерти. И Исав был «чермен весь», как написано (Быт 25:25) «яко кожа космат» (там же); Иаков же гладкий и безволосый. Чермнота или краснота есть образ ярости и гнева, если верно то, что у находящихся в состоянии гнева всегда появляется краснота на коже. А что косматость и густота волос есть признак зверовидности, в этом кто может сомневаться? И всякий может видеть, что такого рода нравами отличается Израиль, который и духом или рассудком управляется соответствующим тому и очень склонен к дерзости и жестокости. Поэтому то Израильтяне и убили св. пророков, а в последние времена нечестиво поступили и с самим Еммануилом. Гладкость же служит ясным указанием на приличествующий человеку вид. Очень кроток и весьма склонен к скромности также и новый и живущий в вере народ. Ибо красота уст будет служить ясным доказательством красоты и духовной, и наружной, как и наоборот несомненно косматость и красноту в Исаве мы сочли признаком дикости. Впрочем, у обоих матерь была одна, т е. Ревекка. И Господь наш Иисус Христос представил себе Церковь, как деву чистую, служащую как бы к духовному возрождению двух народов. Ибо что касается до цели пришествия, то Он создал их «вo единаго новаго человека, творя мир» и примиряя «обоих во едином» духе (Ефес. 2:15–16). Но Израиль был необузданный и несходный с новым народом, будучи первородным по времени. Это, думаю, означает то, что в самом чреве младенцы играли, как бы означая будущую вражду. А что новый народ будет лучше и в славе большей, нежели первородный Израиль, на это тотчас и указал Всеведущий, так говоря: «и людие людей превзыдуть, и больший поработает меньшему» (Быт. 25:23. ср. Рим. 9:12). И устами святых предвозвещаемо было относящееся до обоих таинство; многообразно предвозвещаемо было нам также и то, что Израиль пойдет позади язычников, что Бог показывал и на самом рождении: Исав вышел из чрева первым, а за ним следовал Иаков, который тем самым, что ухватился за пяту его, показал, что он запнет и победит брата»384.

Весьма различные характеры Исава и Иакова, по мнению св. Кирилла Александрийского, очень определенно указывают на различие в характерах иудеев и членов новозаветной Церкви из язычников. «Если мы с правами сих юношей (Исава и Иакова) точно сравним с одной стороны мрак иудейской жизни, а с другой чистоту и свободное благородство общества из язычников, то мы скажем справедливо. Ибо Израиль был дикий, имевший ум приверженный с земному, был горд и войнолюбив, и весьма склонен к скверноубийству, подобно тому как был дикий и убивавший зверей на охоте Исав. Так и пророческое слово взывает против них, что они «сети поставиша еже погубити мужи» (Иер. 5:26)... Ибо они послали некоторых из фарисеев вместе с так называемыми иродианами (это были сборщики податей), искушая Христа и говоря: «достоить-ли кесареви дань даяти, или ни»? (Лук. 20:22). Таким образом и Израиль был подлинно ловец. А народ новый и верующий, подобно тому как и божественный Иаков, есть народ гражданственный и привязанный к домашнему очагу, кроткий и спокойный, простой и не лукавый, «живый в дому», как написано (Быт. 25:17). Ибо истинно можно сказать, что кротчайшее общество оправданных верою, как бы записалось в какой славный и благоустроенный город – в Церковь, и в дом, крепко утвержденном и непоколебимом с при всех искушениях, основало жительство во Христе и жизнь свою. И ум у верующих простой и от всякого двоедушия свободный. Для них очень ненавистно являться притворными в мысли и образе жизни. И о них, как я думаю, говорит в одном месте божественный Давид: «Господь вселяет единомысленныя в дом» (Пс. 67:7). А единомысленным и является простой во Христе, который и в дому вселяется, тогда как к Израилю некто из св. пророков взывал: «многими путми твоими трудился еси» (Ис. 57:10). Итак, те, которые во Христе, как бы домом живут, жительством и жизнью в святости и освящении. Такою жизнью они украшаются, как бы каким венцом, надетым на голову, и такой образ жизни считают за благоденствие. По этому-то и говорят они: «возвеселихся о рекших мне: в доме Господень пойдем» (Пс. 121:1).

Но любил, сказано, «Исаак Исава, яко ловитва его бяше брашно ему» (Быт. 25:28). И первородный Израиль удостаиваем был любви свыше, потому что деятельность жизни по закону и труды в сем приносил Богу, как бы некоторую пищу. Ибо и в Израиле были боголюбивые и хранившие закон.       Так, был в славе у Бога первородный Израиль, но только не до конца соблюл принадлежавшую ему по первородству честь. Он как бы уступил свое первородство народу новому и после него вышедшему, т. е. из среды язычников, весьма сильно уклонившись к плотскому и мирскому. Поэтому и случилось то, что читается в евангельских притчах: «сотвори царь браки сыну своему» (Mф. 22:2). Затем, явились звавшие на вечерю, возвещая приглашенным на нее слова Бога: «приидите на браки» (–4). Но у каждого был какой-либо предлог к отказу. Один говорите: «жену поях, имей мя отречена», другой же: «село купих, и не могу npиumu» (Лук. 14:18, 20). Из этого видишь, как они подражали Исаву, предпочитая славе от Бога пользование привременным и плотским и едва не предлагая другим получить их первородство. Ибо тотчас вместо тех призваны были уверовавшие из язычников и восхитил долженствовавшую принадлежать Израилю славу, а также и благословение по причине своей готовности к послушанию, по причине легкости и быстроты в исполнении того, что угодно Богу»385.

§ 3. Путешествие Исаака в Герару. Опасность, которой подвергалось целомудрие Ревекки в пределах царя герарского. Зависть жителей Герары благосостоянию Исаака. Благословение Исааком Иакова и Исава и смерть Исаака. (Быт. 26:1 – 27:40; 35:27–29)

Жизнь Исаака, как и отца его Авраама, не проходила без искушений и несчастий. Искушения и неприятности были как внешнего характера, так и внутреннего, чисто семейного.

Засуха, столь часто повторяющаяся в земле ханаанской, произвела неурожай в той местности, где проживал Исаак со своим семейством. Во избежание голода, Исаак решился, по примеру своего отца, идти в Египет, который считался житницей всего востока. Но Господу не угодно было путешествие Исаака в Египет, и Он велел остаться ему в Гераре. «Владыка Бог во всем дает видеть собственную свою премудрость и попечительство. Ибо и Аврааму патриарху дозволил идти в Египет не потому, что затруднялся пропитать его в Палестине, но чтобы Египтянам показать благочестие сего мужа, и побудить их к соревнованию добродетели патриарха. Исааку же повелел оставаться в Палестине и снабдил его обилием всего необходимого, показывая тем, что мог и отцу доставить все это, чем так щедро оделил сына. Ибо при скудости и недостатке необходимых вещей, когда земля соделалась бесплодною, Исаак, посеяв, собрал обильный плод»386. При повелении остаться в Гераре Господь и Исааку повторил свое обетование о славном и многочисленном потомстве Авраама, которое наследует землю ханаанскую. Этим повторением Исааку обетования, данного Аврааму, Исаак провозглашается носителем всех обетований о народе еврейском и имевшем произойти от него Семени, о Котором благословятся все народы (26:2–5). В Гераре Исаак подвергся великому искушению. Опасаясь дерзости жителей Герарских, он, как некогда и Авраам, выдал Ревекку за свою сестру. На такой поступок его принудил страх смерти, которая угрожала ему, как мужу красивой женщины. Но следствием положения Ревекки при Исааке, как сестры, было то, что едва один из филистимлян не взял ее в замужество. К счастью Авимелех, царь Герарский, вовремя узнал, что это жена Исаака, и, под угрозой смерти, запретил своим подданным касаться этого человека и жены его (Быт. 26:7–11). «И вот что дивно и чудно: как... Бог... утверждает безопасность своих рабов чрез те самые обстоятельства, которые, по-видимому, противны и враждебны им»387.

Получив, благодаря заступничеству Авимелеха, право на безопасное проживание в пределах его царства, Исаак решился начать здесь оседлую жизнь. Он посеял ячмень и, не смотря на местный неурожай, при помощи Божией, собрал обильную жатву. «Заметь премудрость Божию: Бог, дабы показать праведнику, что Он, Творец природы, может и немощному дать силу, как и в начале повелением Своим возбудил Он землю в произращении плодов, теперь сделал то, что праведник получил сторичный плод от посеянного им на той земле: чем и его Бог привел в большее благосостояние, так, что он ни в чем уже не нуждался, да и жителям Герары показал самым делом, какою помощью свыше пользуется праведник. Благопромыслительный и премудрый Господь часто одними и теми же делами своими избранным своим благодетельствует и заблуждающимся еще дает средство познать силу Его промысла»388. Но сильно возросшее благосостояние Исаака, вместо того, чтобы привести филистимлян к познанию и почитанию Бога, так, ясно благодетельствующего Исааку, озлобило их против праведника. Из зависти они засыпали землей колодцы, выкопанные рабами отца Исаака Авраама, в бытность последнего в Гераре незадолго до рождения Исаака. Даже сам Авимелех сказал Исааку: «удались от нас, потому что ты стал гораздо сильнее нас» (24:12–16). «Так как пастухи (repapcкиe) причинили ему (Исааку) явную обиду, то он по свидетельству Писания, «прозва имя кладезю тому: Обида» (26:20). И так, самое название места, как бы медный столб, послужило для последующих времен памятником и кротости праведника, и несправедливости тех жителей»389. По свойственному ему смирению Исаак не вступал в горячие препирательства с враждебными ему пастухами, а снова откапывал засыпаемые ими колодези. Однакоже видя, что смирение не укрощает враждебных пастухов, Исаак поднялся и оставил Герару.

Но удаление от внешних неприятностей не доставило Исааку желанного мира и спокойствия. У него открылись домашние неприятности, которые с не меньшею силою огорчали кроткого праведника. Исав, своим беспорядочным нравом не мало огорчавший Ревекку и ранее, теперь еще более причинял неприятностей и не только матери, но и отцу, не видевшему дотоле ничего худого в своем первенце. Не взирая на убеждения отца всячески удаляться от нечестивых и развратных язычников, Исав самовольно женился на двух хеттеянках, породнившись чрез это с нечестивым племенем. Поступок этот, конечно, должен был сильно огорчить Исаака, все еще смотревшего на Исава, как на своего наследника и носителя всех божественных обетований о славе и величии его потомства. Жены Исава, естественно, должны принять близкое участие в исполнении славных обетований Божиих. Но дурной нрав их не замедлил проявиться в обращении с родителями Исава. Пиcaниe замечает о них, что «они были в тягость Исааку и Ревекке"(26:35), С таким дурным нравом жены Исава, по мнению Исаака и Ревекки, были, конечно, недостойными матерями потомства, на которое излито столько благословений.

Исав не переставал во все время огорчать своих родителей, но особенно обеспокоил он их на закате дней жизни Исаака своей враждой к Иакову за то, что последний предвосхитил у него благословение первородного. Состарившись и чувствуя приближение смерти, Исаак решил благословить своих сыновей. Не смотря на явную распущенность Исава, отец хотел все-таки наделить его благословением первородства. Но Ревекка, памятуя пророчество Божие, когда младенцы были еще во чреве ее, и имея в виду пренебрежение Исавом прав первородства, решила мысленно, что первенцем, носителем благодатных обетований Божиих должен быть Иаков. Решение Ревекки было вполне согласно с премудрым промыслом Божием, который и избрал ее поэтому своим орудием. «Премудрый и благопромыслительный Господь чрез Ревекку готовит исполнение собственного предречения»390. «Предварительно узнала она от Бога всяческих, что «больший поработает меньшему». Поверив же сему предречению, привела она в действие все средства, чтобы Иакову получить отцово благословение»391.

Исаак, как бы желая торжественнее обставить обряд благословения Исава, вздумал устроить семейное торжество. Он призвал Исава и сказал ему: «сын мой! поди в поле, налови дичи и приготовь кушанье, а я благословлю тебя"(27:4). Узнав об этом намерении Исаака, Ревекка уговаривает Иакова, в отсутствие Исава, прибегнуть к хитрости, чтобы предвосхитить благословение первородства. «Тот (Иаков) по началу боялся делать это; но, побуждаемый матерью, приводит с поля двух козленков, красивых и нежных и приспособляет их для снеди. Надев же на плечи козлиные кожи и покрыв ими нагие части тела своего, прекрасно подражает косматости Исава, дабы обмануть отца, если бы он стал осязать его руками. Затем, взяв в руки приготовленную снедь, вбегает к отцу»392. «Так как Бог действовал в этих событиях, то и совершилось все успешно»393. Иаков, поступив во всем по совету Ревекки, успел получить благословение от отца, и совершил cию похвальную татьбу, за что и содействие от Бога приобрел, и старания его достигли успеха»394. Он стал первородным по благословению. Благословение свое Иакову Исаак выразил в следующих словах: «вот запах от сына моего, как запах от поля (полного), которое благословил Господь: да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина, да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя прокляты; благословляющие тебя благословенны»! (27:27–29). «Иаков приял благословение и удалился. Потом пришел Исав, приготовил снедь и приглашал отца вкусить. Исаак, увидев, что под именем Исава, другой овладел сокровищами его благословения, вострепетал весьма великим трепетом и сказал: «кто же это, который достал мне дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? Он и будет благословен» (27:33). Так Исаак не мог благословений своих возвратить назад, ибо... сам он, благословляя Иакова, сказал: «проклинающие тебя прокляты» (27:29), и потому боялся, чтобы, если проклянет Иакова, проклятие уст его, изреченное тому, кого прежде благословил он, не обратилось на него самого»395. Но «почему Бог не открыл воли Своей Исааку? Чтобы явственным сделалось Божие попечение об Иакове; a cиe открывается в том, что Исаак усиливался благословить Исава, Божия же благодать, против воли Исааковой, привлекла благословение на Иакова. Это разумел и сам Исаак. Ибо, употребив все средства, когда послал Исава на ловитву, а Иакова, принесшего пищу, много раз спрашивал: точно-ли он первородный Исав? и не только спрашивал, но и осязал его руками, потом, по возвращении Исава, приведенный в ужас случившимся, не огорчился, как обманутый сыном, но познал Божие намерение, и подтвердил данное им благословение»396.

Исав, узнавши о получении благословения первородства Иаковом, «поднял громкий и весьма горький вопль» (27:34), «(но) не о том, что утратил духовные благословения, а о том, что лишился добрых плодов земли благословенной, не о том, что не мог уже быть оправдан, но о том, что не мог обладать своими братьями, и не о том, что не наследовал жизни бессмертной, но о том, что не его уделом стала земля ханаанская»397. Исаак преподал плачущему Исаву следующее благословение: «вот от тука земли будет обитание твое, и от росы небесной свыше: и ты будешь жить мечем твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься      и свергнешь иго его с выи твоей"(27:40). Рассуждая о способе, которым приобрел Иаков благословение первородства, свв. отцы не считают хитрость, употребленную в данном случае, преступною. Прежде всего свв. отцы настаивают, что при оценке событий подобного рода, кажущихся на первый взгляд преступными, следует обращать внимание на цель, которая имеется при совершении известного поступка. И действительно, Ревеккой и Иаковом употреблена хитрость не для житейской и корыстной какой-либо цели, но для получения отеческого благословения, по характеру своему, блага духовного. Поэтому то и Бог является в этом случае содействующим замыслу Ревекки и Иакова. Итак, способ достижения безразличен, если он сам по себе не причиняет вреда ближнему и, если цель хороша и не противоречит воле Божией. Так рассуждают св. Иоанн Златоуст398, бл. Августин399, бл. Иероним400, св. Амвросий401, Ориген402. Бл. Феодорит не усматривает в поступке Иакова даже и лжи или хитрости, который клали бы на его добросовестность некоторую тень, потому что он действительно не лгал Исааку, когда называл себя первенцем его: Исав продажей своего права первородства, юридически передал Иакову все права, которыми пользуется первенец, и между прочим право благословения первородства. Таким образом Иаков не лгал, когда называл себя Исааку первенцем его и получил благословение первородства как имевший на него всезаконные права403. Некоторые свв. отцы и учители церкви не находят возможным обвинять Ревекку и Иакова за способ, которым получено было Иаковом благословение, и потому еще, что в данном случае входило в планы Божественного домостроительства указать в поступке Иакова на будущие новозаветные события, которые, имея для себя прообраз в Ветхом Завете, не должны казаться странными и быть неожиданностью. Такое подготовление ветхозаветных людей к таинствам Нового Завета служит, по мнению свв. отцов, отличительною чертою Божественного домостроительства в Ветхом Завете, который и называется в этом смысле «пестуном во Христа». С этой точки зрения фактическая сторона в поступке Иакова не имеет никакого значения в нравственной оценке его; вся сила фактов в таинственном указании их на событии Нового Завета404.

Дикая злоба, которою вскипел Исав на Иакова заставила Ревекку опасаться за жизнь ее любимого сына, и она сочла за лучшее удалить его от Исава. Не открывая Исааку истинной причины своего опасения за Иакова, чтобы не огорчить мужа, сильно любившего Исава, Ревекка заявила мужу, что следует отправить Иакова в Месопотамию для женитьбы на девушке из родственного дома Лаванова. Исааку не менее, чем Ревекке, неприятна была женитьба Исава на Хананеянке, поэтому он охотно соглашается отпустить Иакова в далекую страну, чтобы избежать еще больших неприятностей, в случае женитьбы и Иакова на развращенных обитательницах Ханаана. Напутствуемый благословениями отца, Иаков отправляется в далекое путешествие, с которого начинается его самостоятельная жизнь, представляющая из себя весьма светлую страницу в истории жизни ветхозаветных праведников. С выступлением на поприще самостоятельной жизни, Иаков становится и носителем божественных обетований об имеющем произойти из этого народа Спасителя миpa, и представителем еврейского народа, а об Исааке Бытописатель умалчивает. Между тем Исаак жил еще долго после удаления Иакова в Mecoпoтaмию. Возвратившись на родину после продолжительной жизни в Месопотамии и долгих странствований в ханаанской земле, Иаков застал своего отца еще в живых. На его глазах и умер престарелый отец, проживший 180 лет. Помирившиеся к этому времени дети его погребли своего отца в Хевроне в одной пещере с Авраамом (35:29).

Благословение Исааком своих детей и некоторые частные обстоятельства этого благословения, по пониманию свв. отцов, имеют глубокий прообразовательный смысл, указывая на отношения израильтян и язычников к царству Христову, а также и на взаимные их отношения. Основанием для такого святоотеческого понимания этого события служат слова св. Ап. Павла, что «верою в будущее (т. е. в мессианское)405 Исаак благословил Иакова и Исава» (Евр. 11:20). Более подробно святоотеческое понимание благословения Исааком своих детей изложено у св. Кирилла Александрийского, слова которого мы и приведем. «Мы утверждаем, говорит св. Кирилл, что прежде других, разумею званных в вере и во Христе, Израилю заповедал Владыка всяческих и Отец стараться приносить, как бы некоторый славный дар и как бы плоды честного поведения, и добычу от благих трудов, угодное Ему житие и жизнь, которая преднаписуема была древним в жизни подзаконной, едва не прикрываемая образами и как бы в лесу каком скрываясь за покровом буквального изложения, впрочем, не неуловимая для желающих искать ее посредством духовного и точного умозрения. Это, думаю, значит, что Исаак возжелал «ловитвы» от Исава. Но Израиль получил, как я сказал, повеление и обещался исполнить его; потому что он говорил на Хориве, когда собран был в собрание, и когда Бог сошел на гору Синай в виде огня: «вся елика рече Господь Бог, сотворим, и послушаем» (Исх. 19:8; 24:3, 7). Но на деле изобличен был, как очень беспечный, хотя и скорый на обещание. Посему то и уступил место другому, и его предупредил таким образом запинатель Иаков, т. е. новый верующий народ. Ибо этот народ принес Богу то, что Он желал, и между тем как первородный народ уклонялся и медлил, он плодоприносил веру, которую Божественное естество принимает вместо пищи. Так и Спаситель св. апостолам предуказывал обращение Самарян, говоря: «Аз брашно имам ясти, его же вы не весте"(Ин. 4:32) Разъясняя же сказанное, говорит: «Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя, и совершу дело Его» (–34). А что для Израильтян была бесполезна готовность к обещанию, между тем как дело не приводимо было ими к исполнению, и что, напротив, для язычников совершенно никакого вреда не было в том, что они поздно пришли к вере, узнав Искупителя и почтив Его послушанием всему доброму, – этому научил нас Христос посредством притчи (притча о делателях в винограднике – (Mф. 21:28–31). Усматривай в этом (в притче) изображение, с одной стороны, Исава, с полною готовностью пошедшего на охоту, и обещавшегося сделать это, а с другой, Иакова, упредившего его, хотя по началу отказывающегося делать тоже самое, однако благословленного от отца. Так и новый народ восхищает благословение, едва не имея поддельную одежду иудейского жития, подобно тому, как, несомненно, и Иаков с помощью козлиных шкур мудро подражал косматости Исава. Но он тотчас же услышал отца, воскликнувшего: «глас убо, глас Иаковль, руце же, руце Исавове» (27:22). Каким образом, однако, мы применим к верующим народам то, чтобы они имели вид и подобие иудейской жизни, а также голос иной, по сравнение с Иудеями? Скажем прежде всего то, что в божественных Писаниях рука всегда является знамением дела и действий или деятельной способности. Что касается до тождества деятельности и плодовитости действий, то закон исполняют и сами те, которые во Христе мысленно и духовно священнодействуют и приносят себя самих в воню благоухания Богу и Отцу. Так говорит и Сам Христос, ясно установивший для нас законы евангельские (Mф. 5:17–18). Так понимаешь ли, каким образом исполняют закон те, которые во Христе, принявшие вместо плотского обрезания, обрезание в духе? Они же входят в покой Христов, и во Христе субботствуют и представляют собою того «иже в тайне» и внутренне есть «Иудей» (Рим. 2:29). Это, думаю, значит, что Иаков имел руки Исавовы, а голос – иной, нежели какой был у него. Ибо мы не пользуемся необузданностью языка Иудеев и не имеем обыкновения злословить искупившего нас Владыку, отрицаясь Его; но и напротив, вместе с Богом и Отцем славословим Сына и именуем его Господом, Спасителем и Искупителем»406. Таинственное прообразовательное значение придает св. Кирилл Александрийский и самим благословениям которые получили Иаков и Исав. ,,Се воня сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь. И да дасте тебе (Господь) от росы небесныя и от тука земли, множество пшеницы и вина: и да поработают тебе язы́цы, и да поклонятся тебе князи: и буди господин брату твоему, и поклонятся тебе сынове отца твоего: проклинаяй тя, проклят: благословляяй же тя, благословен» (27:27–29). «В этих словах смешана некоторым образом речь историческая, и чрез два лица приходит к единству истина, свидетельствуемая посредством дел. Ибо сказанное во всяком случае исполняется не только в Иакове, но и во Христе, и в оправданных верою, которые соделались и чадами по обетованию в Исааке. Таким образом смысл пророчества может быть применен и к новому народу, и к самому Христу, который есть начало и вождь. Считается Он также и вторым Адамом и произошел, как бы некий второй корень человечества. Ибо, что «во Христе», то – «нова тварь» (2Кор. 5:17, Гал. 6:15), и мы обновлены в Нем к освящению, нетлению и жизни. А слово благословения, думаю, означает духовное благовоние – во Христе, на подобие поля и цветущего луга, испускающего прекрасное и приятное благоухание из весенних цветов. Так именно Себя Самого называли нам в Песни Песней Христос, говоря: ,,Аз цвет польный и крин удольный» (Песн. 2:1). Он был лилиею (крином) и розою, произросшею из земли, по человечеству, но только не ведавшею греха, лучше же сказать, испускавшею для живущих по всей вселенной благолепнейшее благоухание от дел своих. Посему св. Писание уподобляет Христа также ниве, благословенной от Бога, и весьма справедливо, так как есть благоухание познания Бога и Отца... Применимы ко Христу, но приличествуют по справедливости и новому народу также следующие слова: «да даст тебе (Господь) от росы небесныя, и от тука земли, множество пшеницы и вина», (27:28);. потому что роса небесная и тук земли значит то, что исшедшее от Бога Отца Слово дано нам по причастию, т. е. чрез Духа, и что мы через Него соделались общниками божественного естества. Стали иметь мы также и множество хлеба и вина, т. е. крепости и веселия, если истинно слово, говорящее: «хлеб сердце человека укрепит, и вино веселит» (Пс. 103:15). Таким образом, хлеб служит знамением мысленной и духовной крепости, а вино – веселия407. То и другое дано тем, которые во Христе, чрез Него. Ибо иначе каким образом мы соделались твердыми в благочестии и некоторым образом неподвижными, способными право мыслить и непоколебимо утвержденными? Мы получили власть «наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию» (Лук. 10:19). Это, думаю, значит множество хлеба. Но и множество вина получили мы, потому что радуемся и соделались веселыми, как написано (Рим. 12:12; 15:13). Ибо мы ожидаем высших обителей жизни в нетлении долговечного жития, соцарствования самому Христу. Да будет сказано это и о нас, так как к сему по справедливости приводит слово. Затем сила благословения может быть перенесена опять на Самого Эммануила. Ибо «да поработают тебе язы́цы», сказано, «и да поклонятся тебе князи: и буди господин брату твоему» (27:29): потому что Еммануил наименован первородным, когда соделался подобен нам и именно стал первородным «во многих братиях» (Рим. 8:29). Но по этой причине Он не потерял ничего из того, в силу чего Он есть и Бог и Господь всяческих. Мы покланяемся Ему, как Владыке, и Он господствует как Бог, над призванными благодатно к тому, чтобы быть братиями Его... Итак, господствует Еммануил, как Бог, над приведенными в состояние братий Его, и Ему «всяко колено поклонится, небесных и земных, и преисподних, и всяк язык      исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2:10–11). И «проклинаяй тя», сказано, «проклят, благословляяй же, благословен» (27:29). Речь ясна; потому что прокляты и богоненавистны злословящие Его, и, напротив, исполнены благ, даруемых свыше и от Бога, благословляющие, т. е. возвещающие Его Божественную славу408.

«Обратим внимание на другое благословение, т. е. на данное первородному, именно Израилю, образом которого служит Исав. «Се от тука земли», сказано, «будет вселение твое, и от росы небесной свыше: и мечем твоим жити будеши, и брату твоему поработаеши, будет же (время) егда низложиши и отрешиши яремь его от выи твоея» (27:39–40). Ибо Израилю дано благословение, закон, данный чрез Моисея (Ин. 1:17). Он был словом Христовым, данным чрез посредство ангелов (Гал. 3:19). Что сам Христос говорил древним, в этом уверяет нас премудрый Павел (Евр. 1:1–2). А что закон есть Его собственные слова, это показал и сам Спаситель (Mф. 5:18: Mк. 13:31). Итак, если истинно то, что закон был словом Христовым и дан через посредство ангелов, то он был вроде благословения Израилю, Христа же мы будете разуметь, как росу небесную и тук земли. Ибо как множество ангелов, как бы услаждается, напояемое росами, свыше сходящими и духовными, так и тучная земля пользуется мысленными дождями для плодоношения духовного. Но мы, которые во Христе чрез веру, обогатились хлебом и вином. Израиль же непричастен сему, потому что это не значится в числе предметов данного ему благословения. И в этом смысле не причастны таинственного благословения несчастные иудеи, поскольку и это не дано служению по закону; но, лучше сказать, соблюдено народам, которые во Христе и в вере. И мы в мире чрез Христа, Израиль же в войне. Мы и чувственно наследовали землю обетования, служащую образом вышней и мысленной земли, о которой упомянул сам Спаситель, говоря: «блажени кротции, яко тии наследят землю» (Mф. 5:6). И мы находимся в положении чад чрез свободный дух и приступаем ко Христу, как подобному нам и брату нашему, находясь в прекрасном и свободном подчинении. Израиль же находится под игом и обременен законами Моисея. Ибо Исав слышал слова: «брату твоему поработаеши» (27:39), т. е. подчинишься, при том не добровольно, тому, который по природе подобен тебе. Моисей же был человек и подобный нам, ничего не имевший особенного в рассуждении человечества. Так и Владыка всех называл Израиля «народом Моисеевым» (Исх. 32:7). Божественный же Павел и самый закон в его письмени приписывает Моисею (Евр. 10:28). А что Израиль имел свергнуть возложенное на него премудрым Моисеем иго, когда Христос призывает его к благодати чрез веру, это предуказано в словах: «будет (время) егда низложиши и отрешиши яремь его от выи твоея"(27:40). Ибо отрешили от вый своих очень неудобоносимое иго закона уверовавшие из числа Израильтян, так как призваны к свободному состоянию через веру во Христа»409.

В том же духе, т. е. в применении к христианам из язычников и к Израильтянам, толкует св. Кирилл Александрийский вражду Исава к Иакову за свою утрату благословения первородства и бегство Иакова к Лавану. Исав «начал питать дикие намерения и замышлять убийство против брата своего, которому завидовал. Подобным образом враждовал и страшно гневался также первородный Израиль на верующих и происшедших после него, т. е. на новый народ; потому что и сей был на первом месте у Бога, считался в положении первородного и был исполнен благословения свыше, обогатившись благодатию во Христе чрез Духа. Так нападал Израиль на тех, которые во Христе чрез веру; а что касается до намерений его и покушений, то сделался и жестоким убийцею, совершая гонение и уязвляя стрелами зависти. Но Ревекка убеждала Иакова, чтобы он, покинув дом, удалился от брата своего и шел к Лавану, человеку бывшему идолослужителем. Да и сам божественный Исаак, отец Иакова, увещевал последнего воздержаться от брака с Хананеянкою, а напротив стараться сделать сожительницею своею какую-либо из дочерей Лавана. Так и подвергающемуся опасностям, и гонимому новому народу Церковь, прообразом которой может быть Ревекка, благоразумно советует удаляться от гнева убивающих. А с нею как бы согласен и сам Жених ее, т. е. Христос, повелевающий устраняться от духовного родства с теми, которые воспламеняются гневом и замышляют дикое убийство (знамением родства служит брак), а напротив предпочитать тех, которые происходят из дома Лаванова, т. е. из язычников. Мы найдем, что св. апостолы, которые были начатком верующих и новых народов, старались тщательно исполнять то, что заповедано было Иакову; потому что и они удалялись от толпы иудеев, замышлявшей убийство против них. Они благоразумно старались удаляться от гнева гонителей, меняя страны и города; ибо припоминали повеление и слова Христа «егда гонят вы» из града сего, «бегайте в другий» (Mф. 10:23; ср. Деян. 13:40–43). Слышишь ли, как Жених, т. е. Христос, заповедал ученикам своим удалиться к обществу Еллинов и там производить чад и являться как бы отцами народов? А что и Бог будет вместе с верующим народом и обильно благословит его, это может показать, и очень легко, божественный Исаак, венчающий благословениями свыше Иакова, удаляющегося из дома родительского (28:3–4). Ибо благословенны те, которые во Христе, очень возросли, сделались множеством и «собраниями языков» и соделаны сонаследниками св. отцов. Они «возлягут со Авраамом и со Исааком, и Иаковом во царствии небесном» по слову Самого Спасителя (Mф. 8:11). С другой стороны, мы получаем и благословение от Него, потому что Он сказал о нас: «отче святый соблюди их» во истине Твоей (Ин. 17:11, 17). Но если разуметь при этом в духовном смысле и матерь Исава, Ревекку, то и cиe нимало не повредит умозрениям нашим. Ибо мы приняли Исава за прообраз Израильтян; Ревекке же придали значение Церкви. И сами Израильтяне сделались сынами Церкви, чрез веру во Христа, уже не к ветхому оному и древнему народу сопричисляемые, но напротив применяемые в новый, в смешении с происшедшими из язычников; потому что «аще кто во Христе, нова тварь» (2Кор. 5:17). Христос же и два народа создал «во единого новаго человека, творя мир», по Писаниям (Еф. 2:14, 15), примиряя обоих и приводя их «во едином дусе ко Отцу»; ибо «средостение ограды» Он разорил и «закон заповедей ученми упразднил» (Ефес. 2:14–18)410.

* * *

356

Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 132, Бес. 48; тоже см. Твор. бл. Феодорита т. 1, стр. 72–74, Толк, на кн. Быт., вопр. 75.

357

Св. Иоан. Злат. Бес. па кн. Быт., ч. III, стр. 134, Бес. 48.

358

Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 137, Бес. 48. Тоже Тв. св. Кирил. Алекс, т. IV, стр. 154.

359

Ibid. стр. 146.

360

Восточный этикет запрещал женщинам ехать в присутствии высоких уважаемых личностей и обязывал принимать начальников и знатных лиц стоя на ногах. История представляет не мало примеров этому. Нееман Сириянин сходил с своей колесницы для встречи посланного от пророка Елисея (4Цар. 5:21), и Авигея сходила с своего осла, чтобы поклониться Давиду (1Цар. 25:23). 0 существовании такого обычая в классические времена передает Т. Ливий (Histor. XXIV, 44).

361

Еврейское имя «Хананей» происходит от имени земли «Ханаан», которая и означает низменность, долину, понижение.

362

Здесь у св. Кирилла Алекс. очевидно разумеется таинство крещения, прообразом чего, по учению св. отцев и учителей Церкви, был кладезь, у которого остановился раб «для испытания девы». См. Тв. св. Григ. Нис. т VIII, отр. 13. «Слово на день Светов», св. Амвр. Медиол. «De Abraham» lib. 1, cap. IX, 87, 88, «De Иsaac et anima», cap. 1, 2.

363

Твор. св. Кирил. Алек. т. IV, стр. 155–159, см. стр. 153.

364

Выше мы говорили, что Амвросий строго различает в душе человека две стороны: сознательную (разумную) и бессознательную (неразумную): последняя сторона, по св. Амвросию, тяготеет к телу к есть как бы нечто связующее между чистым духом и плотью.

365

«De Иsaac et аminа», cap. II, 5.

366

Ibidem, cap. III, 6–7

367

Ibid., cap. IV, 11–17. Изложили мы здесь мысли св. Амвросия своими словами в виду того, что у св. Амвросия они излагаются очень подробно и главное в связи с толкованием текста книги «Песнь Песней», с историческими подтверждениями высказываемых мыслей, что для нашего сочинения совершенно излишне. В дальнейшем изложении истории Исаака мы не будем приводить аллегорического понимания ее св. Амвросием, так как вышеизложенным совершенно исчерпывается взгляд св. Амвросия на историю Исаака.

368

Св. Иоанна Злат. Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 133–134, Бес. 49.

369

Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 160–161, Бес. 50.

370

Тв. св. Ефр. Сир. т. VIII, стр. 329-ЗЗ0, Толк, на кн. Быт. гл. XIV.

371

Тв. бл. Феодорита т. 1 стр. 75. Толк, на кн. Быт. вопр. 77.

372

Херасков. Руков. к Пятокн. Моис. стр. 133.

373

Quaest in Gen. quaest. LXXIV, 6.

374

Св Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 161 и 168–169, Бес, 50 и 51.

375

Бл. Август. «О Граде Бож.» кн. XVI, гл. 36.

376

Тв. св. Епиф. Кипр. т. V, стр. 270, «Прот. антидик.» гл. 22

377

Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 162, Бес. 50.

378

Бес. на посл, к Евр. XII, 16, стр. 479, Бес. 31; ср. св. Кирил. Алек. т. IV, стр. 169.

379

Толк, на посл. к Евр. XII, 16, Твор. т. VII, стр. 613.

380

Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 163, Бес. 50.

381

Также объясняют значение этого имени Филон (См. его op. «De Sacrif. Abel et Caini» pag. 101) и св. Амвросий (см. его «De Иsaac et anima», cap. I. 1). Нo собственно имя Ревекка означает веревку с петлей, а затем в переносном смысле указывает на женскую красоту, уловляющую мужчин как бы в свои сети.

382

И св. Иоан. Злат, утверждает, что Бог, говоря о двоих языках в утробе Ревекки «предсказывает об иудеях и о нас христианах» см его Бес. на разн. м. св. Пис., ч. 1. стр. 433. Тоже говорите и бл. Августин в соч. «О граде Бож.» кн. XVI. гл. 35.

383

Так именно толкуете это имя Филон. А собственно и согласно Быт. XXV. 25. имя Исав значит косматый.

384

Тв. св. Кир. Алекс, т. IV, стр. 163–168

385

Тв. Св. Кир. Алекс, т, IV, стр. 169–173.

386

Бл. Феодор. т. I, стр. 75, Толк, на кн. Быт., вопр. 78.

387

Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 176, Бес. 51.

388

Ibidem, стр. 179–180, Бес. 52.

389

Ibidem, стр. 185, Бес. 52.

390

Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 198, – тоже стр. 200,202, 204, Бес. 53.

391

Тв. бл. Феодорита т. I, стр. 76, Толк, на кн. Быт. вопр. 80.

392

Тв. св. Кир. Алекс, т. IV, стр. 174–175.

393

Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч.III, стр. 202, Бес. 53.

394

Ibidem, стр. 219, Бес. 54.

395

Тв. св.      Ефр. Сир. т. VIII, стр. 355. Толк, на кн. Быт. гл. XXVII.

396

Тв. бл.      Феодорита т.I, стр 76, 77, Толк, на кн. Быт., вопр. 81.

397

Тв. св.      Ефр. Сир. т. VIII, стр. З55–356, толк, на кн. Быт. гл. XXVII.

398

Тв. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 202–203. Бес. 53.

399

Бл. Августин. «О граде Бож.» кн. XVI, гл. 37.

400

См. «Historia Eccles. vet. test.». Buddei, period. I. pag. 249.

401

Св. Амвросий «De lacob et vita beata», cap. III, 10.

402

Cм. «Hist.Eccles. vet. test.» Baddei, period. I, pag. 249.

403

См. твор. бл. Феодор. т. I, стр. 77. Толк, на кн. Быт. вопр. 82.

404

См. св. Амвр. «De Iacob et vita beata», cap. II, 6–9: бл. Августин

405

Св. Иоан. Злат. Бес. на посл, к Евр. 21:20, стр. 397–309, Бес. 26.

406

Тв. св. Кирил. Алек. т. IV, стр. 176–179.

407

По мнению бл. Феодорита, «пшеница и вино суть прознаменования божественных таин», – Тв. бл. Феодорита т. I, стр. 78, – Толк, на кн. Быт., вопр. 83.

408

Тв. св. Кир. Алекс, т. IV, стр. 279–183; ср. Тв. бл. Феодорита т. I, ст. 77–79. Толк, на кн. Быт., вопр. 83.

409

Тв. св. Кир. Алекс., т. IV, стр. 183–186.

410

Тв. св. Кир. Алекс, т. IV, стр. 192–195.


Источник: История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) / по творениям святых отцов и древних церковных писателей /Сочинение священика Николая Александрова. / Казань. Типо-лит. Императорского Университета. 1901. – 258 с.

Комментарии для сайта Cackle