В.В. Акимов

Источник

Начало истории Церкви и распространение христианства в І–ІІІ веке

Римская империя как место возникновения и жизни ранней Церкви

Начало евангельской проповеди хронологически почти совпало с началом Римской империи, огромного государственного образования, охватывавшего практически весь цивилизованный мир. Ранняя Христианская Церковь возникла, жила и распространялась главным образом на территории Римской империи.

Римская империя была создана Октавианом Августом (63 год до P. X. – 14 год no P. X.) в 27 году до P. X. Просуществовала она около пяти столетий (с 27 по 476 год), хотя вполне правомерно говорить и о пятнадцати столетиях Римской империи (до 1453 года), поскольку Византийская империя, Восточная римская империя, явилась ее прямым продолжением, наследницей.

Успех Октавиана Августа определялся не только предшествующей политикой Юлия Цезаря, но и единством культур народов, их общим мировоззрением, греческим языком. Корни Римской империи уходят в империю Александра Македонского (356–323), объединившего земли от Адриатики до Китая. Фанатик эллинской культуры, Александр стремился поделиться ей со всем миром. И хотя империя Александра не пережила своего создателя, эллинизм пережил его на тысячу лет. Спустя 300 лет после смерти Апександра осколки его империи объединил Октавиан Август.

Древние церковные писатели считали провиденциальным тот факт, что пришествие в мир Иисуса Христа и рождение Церкви исторически почти совпали с появлением Римской империи. Действительно, если бы Иудея не была вовлечена в политический и культурный контекст жизни империи, проповедь апостолов едва ли была услышана на таком огромном географическом пространстве так быстро, и могла ограничиться территорией Ближнего Востока – Передней Азии и Египта. Глобализация первых веков благоприятствовала Христианству.

Внешние условия распространения христианства

Адольф Гарнак выделял такие внешние факторы, которые способствовали быстрому распространению христианства в Римской империи7:

1)  эллинизация, объединившая Восток и Запад в области языка и воззрений;

2)  политическое единство народов империи, факт единой монархии порождал представление о небесной монархии и создавал условия для образования единой Вселенской Церкви;

3)  хорошие дороги, регулярное сообщение, исправно работающая почта, способствовавшие обмену вещей и идей;

5)  постепенная демократизация римского общества, уравнение римских граждан и провинциалов, улучшение положения рабов;

6)  религиозная толерантность, терпимость римлян к другим политеистическим религиям.

7)  общинная форма жизни, существование ряда общественных организаций.

Необходимо также отметить, что римлян, обладавших живой религиозностью, не удовлетворял привычный языческий культ, имевший формальный характер. Такие люди стремились приобщиться к таинственным восточным культам.

Так что не случайно священные книги христиан были написаны на греческом языке, а апостол Павел так стремился в центр империи, Рим, откуда его могли услышать во всех концах Вселенной. Вместе с тем, ряд этих положительных факторов мог обращаться и против самого христианства, когда государство решалось на его преследование.

Внутренние условия распространения Христианства

К внутренним факторам, способствовавшим христианской миссии, можно отнести

1)  распространение в империи сирийских и персидских религий, которые имели некоторые общие черты с Христианством и подготовили сознание язычников к новой религии, пришедшей с Востока;

2)  религиозный (религиозно-философский) синкретизм, уходящий корнями в эпоху Александра Македонского и возраставший благодаря культурному обмену, который стал возможен в многообразной по национальному и культурному составу, но политически единой империи (следует заметить, что синкретизм из союзника Христианства скоро превратился в противника, породив гностицизм, манихейство);

3)  интерес язычников империи к религиозной философии, презиравшей плоть, телесность, имевшей возвышенное представление о Боге, искавшей Откровения, спасения от мира, плоти и смерти;

3)  возникший в среде интеллектуальной языческой элиты философский монотеизм, а также представление о единстве человеческого рода и о едином нравственном законе;

4)  обращенность христианской проповеди к бедным и обездоленным (т. е. к самым широким слоям населения) и сам характер этой проповеди как проповеди любви;

5)  широкое распространение иудейства и знакомство с ним многих язычников.

Значение иудейства в деле христианской миссии

Хотя иудеи и выступили против христиан одними из первых, но само Христианство многим обязано именно им. Первоначально христианская проповедь была обращена в первую очередь к иудеям. Таково было указание Иисуса Христа. Поэтому первые проповедники шли именно туда, где проживали группы иудеев, шли в города.

География распространения иудеев и их синагог поражает своей обширностью. Иудеи жили во всех римских провинциях Средиземноморья, в Сирии, в Месопотамии, Мидии. Особенно много их было в Сирии, Египте, Риме и Малой Азии, где они оказывали влияние на общественную жизнь. По мнению историков, в Египте в I веке их было около 13%, а во всей империи – около 7% (4 из 50 миллионов жителей империи)8.

Христианской проповеди во многом помогала предшествующая иудейская проповедь, которая в языческом окружении главный акцент делала не на обрядах, а на вере в Единого Бога и на Его заповедях, на монотеизме и нравственных требованиях. Иудеи рассеяния обладали переводом Библии на греческий язык, Септуагинтой. Иудеи рассеяния были оторваны от храма с его жертвами, они обращали внимание на духовную сторону своей религии. Иудейство вне Иудеи стало своеобразной философской религией. В империи иудеи жили, главным образом, в городах. Поэтому и Христианство первоначально было именно религией городов.

Однако иудеи не занимались активной проповедью и прозелитизмом: иудейство не стремилось выйти за национальные границы, а прозелитизм был в Римской империи и вовсе вне закона. Активная миссия стала отличительной чертой христианской религии, все больше приобретавшей универсальные черты.

Рождение Церкви в Пятидесятницу. Первые гонения со стороны иудеев

После Вознесения Христа количество Его учеников было незначительным. В 1Кор. 15:6 упоминается 500 человек, которым Он явился в Галилее. Согласно Деяниям, в Иерусалиме число уверовавших вместе с апостолами было 120 человек (Деян. 1:13–16). В Иерусалиме на место Иуды был избран Матфий. Через десять дней после Вознесения на апостолов сошел Святой Дух. Этот день принято считать днем рождения Церкви. Робкие и запуганные ученики превратились в бесстрашных проповедников. Проповедь апостола Петра в Пятидесятницу приобщила к Церкви 3 000 человек. Через некоторое время после второй проповеди апостола Петра о Воскресении число верующих возросло до 5 000 (Деян. 4:4).

Первая община пребывала в учении апостолов, общении, преломлении хлеба (вероятно, имеется в виду Евхаристия) и молитвах (Деян. 2:42). Дух любви и единения последователей Христа проявился в общении имуществ. В связи с увеличением общины возникла необходимость в людях, которые бы помогали апостолам и служили при столах. С этой целью было избрано 7 человек, которых стали называть диаконами.

Первые последователи Христа были из числа иудеев. Среди иудеев были так называемые эллинисты, иудеи рассеяния, для которых храм и храмовые жертвы не являлись безусловно необходимыми. В духе эллинистов мыслил Стефан, один из семи диаконов. Он открыто высказал мысль о том, что храм и еврейские обычаи с пришествием Христа теряют свое значение. Иудеи побили Стефана камнями, и он стал первомучеником. При побиении присутствовал Савл, будущий апостол Павел, который сторожил одежды убийц Стефана.

Гонения со стороны иудеев начали возрастать. Ирод убил Иакова и арестовал апостола Петра, которого из темницы освободил Ангел (Деян. 12). В результате апостолы покинули Иерусалим, а центр проповеди переместился в Антиохию Сирийскую.

Иудео-христиане и языко-христиане. Апостольский собор в Иерусалиме

Позиция иудеев-эллинистов, которые принимали Христианство, способствовала началу проповеди среди язычников. Когда на последователей Стефана поднялось гонение, они оставили Иерусалим и начали проповедь среди представителей разных народов. Например, Филипп крестил евнуха царицы Ефиопской (Деян. 8), а апостол Петр – сотника Корнилия в Кесарии (Деян. 10). Однако настоящим центром проповеди среди язычников стала Антиохия Сирийская, где Христианство преодолело границы иудейства. Именно в Антиохии ученики Христа стали называться христианами (Деян. 11:26). Это прозвище им могли дать язычники. Все больше язычников становилось христианами. В результате этого, сформировались две группы христиан: христиане из язычников и христиане из иудеев.

Очень много для превращения Христианства в универсальную мировую религию сделал Савл, превратившийся в апостола Павла. После обращения Савл проповедовал в Дамаске, Тарсе. На апостольское служение его избрали в той же Антиохии. Оттуда он отправлялся и в свои апостольские путешествия, обращаясь с проповедью и к иудеям, и к язычникам.

Между иудео-христианами и языко-христианами в Антиохии произошел конфликт. Причиной конфликта стало различное отношение к храму и моисееву закону. Этот конфликт спровоцировали пришедшие из Иудеи, которые говорили о необходимости обрезания. Для разрешения спорных вопросов об отношении христиан к иудейским обычаям Павел и Варнава отправились в Иерусалим. Это собрание апостолов и пресвитеров, произошедшее около 50 года, называют Апостольским собором. На нем было решено, что языко-христиане должны воздерживаться от идоложертвенного, крови, удавленины, блуда, а также не должны делать другим того, чего себе не хотят (Деян. 15:29). Однако в самой общине Иерусалима, включавшей главным образом иудео-христиан, по-прежнему предпочитали следовать требованиям моисеева закона. Впрочем, даже приверженность закону не спасла апостола Иакова от расправы.

Гибель Иерусалима. Судьба иудеев

В 70 году исполнилось и пророчество Христа о разрушении Иерусалима. Ревнители Закона, зилоты, в 66 году начали восстание против римского владычества. Несколько человек в то время объявили себя мессиями. Иудеев усмирил Тит, сын императора Веспасиана, который захватил и разрушил город Иерусалим. Христианская община Иерусалима фактически перестала существовать, а вместе с гибелью храма и прекращением жертв иудео-христианские настроения в Церкви были изжиты.

После поражения иудеев их Синедрион переехал в прибрежный город Ямнию. Там был определен еврейский канон Священного Писания. Среди членов Синедриона особенно прославился рабби Акиба. В 85 году в синагогальный чин Синедрионом была внесена анафема на назарян и всех еретиков. Отделение христиан от иудеев стало важной задачей для иудеев.

В 132 году началось второе крупномасштабное восстание. Его возглавил Симеон Бар Кохба (Сын Звезды). Рабби Акиба признал в Симеоне мессию, Сына Звезды, о котором говорится в мессианском пророчестве из Книги Чисел. Так иудеи окончательно отвергли Иисуса как Христа, Мессию, Помазанника. В результате ужасных кровопролитных сражений восстание было подавлено в 135 году, а Иерусалим был разрушен вторично. Император Адриан выселил всех иудеев из их родины, а на месте Иерусалима основал новую римскую колонию, город Элия Капитолина.

В противостоянии христианам иудеи отвергли Септуагинту, занялись унификацией еврейского текста Библии. К X веку в результате этой работы появился так называемый Масоретский текст. Но еще раньше, в 140 году был сделан новый греческий перевод, перевод Акилы, который должен был заменить Септуагинту. Пути христианства и иудейства разошлись окончательно.

Христианская миссия и география распространения Христианства в І–ІІІ веке

В I веке Христианство распространялось апостольской проповедью. О проповеди апостолов Петра и Павла рассказывает книга Деяний. Апостол Иоанн, согласно Иринею Лионскому, покинув Иерусалим, проповедовал и жил в Ефесе (Против ересей 3:3–4). О проповеди апостолов говорит Ориген в толкованиях на Книгу Бытия. Слова Оригена сохранил для нас первый церковный историк Евсевий Кесарийский Церковная история 3:1). Согласно этим источникам, Фома проповедовал в Парфии, Андрей – в Скифии, Иоанн – в Асии, Петр – в Понте, Галатии, Вифинии, Каппадокии, Асии и Риме.

Вплоть до XVI века происходило развитие так называемой миссионерской легенды – рассказов о том, как апостолы проповедовали Евангелие по всему миру. В каждой стране возникали свои истории о распространении Христианства от проповеди конкретного апостола. Например, жители Константинополя и Руси вели начало своего Христианства от апостола Андрея.

Вероятно, особый рост численности христиан пришелся на время после императора Марка Аврелия и в период с 260 до 303 год.

Родиной христианства является Палестина, население которой говорило на арамейском языке, наследии великой империи персов. Оттуда, благодаря общности языка, Христианство быстро проникло в Сирию, Финикию, Едессу. Также оно проникло в Киликию и на Кипр. В царстве Осроена со столицей в Едессе Христианство впервые стало государственной религией (около 200 года). Распространялось оно и в Италии, Риме, Северной Африке, Египте, на Балканском полуострове, у германских народов. Ко II веку проповедь дошла уже до Галлии и Испании, а крупнейшими центрами христиан были Ефес, Рим и Антиохия.

Наибольший успех миссия имела в Малой Азии, Фракии, Армении, Кипре, Едессе, где к IV веку христиане могли составлять около половины населения. В Сирии и Египте, Риме, Африке и Южной Испании в IV веке христиане составляли значительную часть населения и оказывали большое влияние на общественную жизнь. Небольшое распространение к IV веку получило Христианство в Палестине, Финикии, Аравии, в некоторых районах Греции и Италии.

Распространение Христианства среди различных слоев общества

Первые христиане в своем большинстве не занимали высоких мест в общественной иерархии. Они были невольниками, вольноотпущенниками, ремесленниками. Об этом говорит и Новый Завет, и древние христианские и языческие авторы. Вместе с тем, эти же источники сообщают, что были и исключения, когда Христианство принимали богатые и знатные люди. Письменные источники находят подтверждение в данных археологических. Источники III века, а также Евсевий Кесарийский, свидетельствуют о том, что с конца II века (от эпохи императора Коммода) Христианство начали принимать представители общественной элиты.

С самого начала Христианство распространялось в первую очередь среди городского населения. В армии сторонников новой религии было традиционно немного, обнаруживаться среди военных они начали в конце II века. Известны мученики-воины. Среди христиан было и немало женщин. В евангельском рассказе женщины встречаются довольно часто. Именно женщины стали первыми вестницами Воскресения. Женщины были сотрудницами апостола Павла. Источники первых веков упоминают женщин-служительниц (диаконис).

* * *

7

Гарнак, А. Миссионерская проповедь и распространение Христианства в первые три века / А. Гарнак. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. С. 42–46. К внешним условиям А. Гарнак относит также возникшее в единой империи философское представление о единстве человеческого рода, единстве прав и обязанностей; проникновение в империю восточных верований, сирийских и персидских; возросшее уважение к религиозной философии, искавшей Откровения.

8

См.: Гарнак, А. Миссионерская проповедь и распространение Христианства в первые три века. С. 31–36.


Источник: История Христианской Церкви в доникейский период / В.В. Акимов. - Минск : Ковчег, 2012. - 266 с.

Комментарии для сайта Cackle