А. Кордочкин

Источник

Перевод с латинского Е.П.Орехановой. Леовигильд Кордубский1012

Леовигильд был готского происхождения, и, возможно, был священником кордубского храма св. Киприана.1013 Его труд «Об одеянии клириков» был написан около 864 г. Заслуживает внимания противопоставление обычаев Западной и Восточной Церкви за два века до их формального разделения, в особенности в вопросе о безбрачии клириков.

Текст дошел до нашего времени не полностью: фрагмент рукописи, который «не был ни в коей мере благосклонным по отношению к этому [испанскому] народу»,1014 был сожжен в 1753 г., и содержание уничтоженного фрагмента осталось загадкой.1015

Об одеянии клириков

Во имя Господа, начало той же книги.

Превосходным и благопитающим клирикам о Христе Господе, тем, которые служат под началом блаженного понтифика и свидетеля Христова Киприана, Леовигильд, ваш последователь во всем.

Когда ваша светлость убедилась в невежестве клириков и поняла, что, поскольку вся христианская Гесперия терпит угнетение от исмаильтян,1016 иссякла бодрость духа, которая дает возможность понять значение одежды клириков. Ведь кто-то может подумать, что древние отцы использовали их только для прикрытия тела и не сокрыли от наших взоров никакого таинственного образа для научения верных. Узнать об этом было угодно вашей милости, когда христианской Церкви в наших землях угрожала лютая жестокость язычников. Тогда ваша милость соблаговолила побеседовать с нами об одеждах священнического сословия, и укорила нас за нашу простоту, а затем предложила мне истолковать значение одежды клириков, и собрать все, что я об этом помню из наставлений отцов, прежде, чем все это канет в забвение, чтобы те из нас, кто по немощи тела не в силах направить стопы к имеющимся учителям, или же кого удерживает взыскание налогов, которые мы каждый лунный месяц должны платить за имя Христово,1017 могли хоть ночью прямо среди церковных стен прочесть то, что посчитают нужным, чтобы случайно, не зная тайного смысла своей одежды, не облечься в одеяние нечестивых и не подражать покровению неверных, в котором нет никакого смысла. О сколь благочестиво было стремление Вашей светлости, коль Вы приказали говорить и об этом! Ибо кто дерзнет без трепета заговорить о сокрытом смысле священных одежд или без страха открыть тайну их значения? Мне лучше было бы благоговейно услышать это от вас, чем дерзновенно произносить беседу перед народом. И если бы я не вспоминал истинные наставления Господа моего: Открой уста твои, и Я наполню их (Пс.80:11), и: Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф.10:20) – я не предпринял бы этих усилий. Ho по велению Божию, удостоверившись в Вашем заступничестве, я отнюдь не дерзостно взялся за недозволенное, но покорно, восклицая и с восторгом души говоря: Дай мне уразуметь путь повелений Твоих (Пс.118:27). Ибо если мое невежество что и упустило в изыскании, то ваша дражайшая святость да не отвергнет его, понимая, что не по причине лености не смог я выполнить повеление, но что виной тому была медлительность моего ума. Прощайте.

I. Почему клирики повсюду заботятся о внешнем виде и одеваются в облачения, которые выделяют их среди прочих

Известно, что священнослужители Господа нашего Иисуса Христа – наместники апостолов, которым было сказано: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф.28:1920), и: Высоль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф.5:13). И там же: Вы – свет мира. He может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф.5:1415). Значит, если они наместники апостолов и, следовательно, эти слова обращены к ним, чтобы служить на пользу, το они должники перед всеми христианами, разумными и невеждами, как свидетельствует блаженный Павел, говоря: Я должен и елинам и варварам, мудрецам и невеждам (Рим.1:14). Итак, если священнослужители – должники и посланы, чтобы светить всем, кто в доме, они потеряют силу и ни к чему не будут пригодны, о чем они и были предупреждены, и будут выброшены вон и попраны, если не будут подвизаться, как подобает, и разумно рассеивать мрак, окутывающий тайные движения души верных, и не станут наполнять свой ум светом. Делать это повелел избранный сосуд Божий Павел Тимофею, епископу и своему ученику, и ободрял его, говоря: Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в вере, в чистоте (1Тим.4:12). И там же: Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1Тим.4:12). Так что священнослужителям недостаточно жить трезвенно и чисто, но они еще должны быть для всех примером. Надо, чтобы те, кто известен как духовный врачеватель, сумели осмысленно передать божественный закон разумным, а для исцеления невежд использовать отличия в образе жизни, одежде, чтобы те, даже если колеблются, обрели бы спасение своих душ. За таких в Ветхом Завете на площади были положены камни, взятые из Иордана, когда священники держали на плечах ковчег.1018 Если же кто-то скажет: «Почему же с нашими священниками так не происходит?» – тому следует ответить, что древние под покровом земных событий возвещали духовные тайны, которые пребудут вовек, а священнослужители Нового Завета, отбросив земной покров, открыто говорят всем: Если кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1Ин.2:1517). Кто так говорит, тому подобает представлять таинство не в золоте и драгоценных камнях, но в утеснении своего тела и в простых одеждах, особенно потому, что вернейший апостол Иаков сказал перед всеми ясно: Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак.1:18). Если апостолы – наши основоположники, то как мы сможем брать пример с других? Поэтому всякий священник должен заботиться о том, чтобы уставы, воспринятые от апостолов, соблюдать верно и чтобы его облик яснее свидетельствовал перед колеблющимися».

II. Почему во всей Церкви клирики бреют макушку кругом

Если кто-то хочет узнать тайну тонзуры, пусть прежде изощрит восприятие своего ума, ибо клирики выбривают ее на голове потому, что она сокрывает в себе высокое таинство, и если вопрошающий не предастся глубоким размышлениям, το не постигнет его значения, как надо, во всей полноте. Но чтобы лучше понять, что оно означает, – ибо сказано: «Чтобы познать Бога, прежде познай себя», – человек должен знать, что состоит из двух различных субстанций: невидимой души и осязаемого тела. При этом драгоценнейшая часть тела – голова, в которой сосредоточены все человеческие чувства; а драгоценнейшая часть души – ум, из которого проистекают дарования. Поэтому человеку сказано: Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душею твоею (Втор.6:5), – то есть возлюби всеми силами тела и наслаждениями души и дарованиями ума, и пусть ничего не будет для твоего ума выше любви к Господу, ибо если ты в уме своем предпочтешь любовь к этому миру, или к детям, или к родителям, то не будешь достоин наслаждаться Христом, Который есть жизнь живущих и упокоение всех верных. Но начинай любить Бога умом и потщись очистить его. Так и блаженный апостол Павел служил Богу и гласом глашатая восклицал: Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха (Рим.7:25). Во плоти святой апостол служил закону греха стремлением, а не совершением его, как он сам указывает в другом месте, где говорит: Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти (Гал.5.:17) И еще: Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы (Гал.5:17). Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим.7:23). Вижу, – говорит апостол, – того, кто тайно обманывает Церковь, противоборствующего, не побеждающего и пленяющего члены, не ум, который всегда свободен и которому подобает служить Богу. И насколько плоть противоборствует душе, настолько согрешает, ибо любит то, что ей не подобает любить; поэтому ум, который в человеческом состоянии создан выше и деятельнее, которому дано отличать драгоценное от малоценного, если он будет изгонять удовольствия членов тела и кроме своего Творца не будет искать ничего, то воспоет так: К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня (Пс.62:9). И он достоин услышать: Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине (Пс.144:18–19). По этой причине и клирики на головах своих изображают знак, чтобы утвердить умы колеблющихся и избавить их от всяких злых дел. Если кто-то поверхностно мыслящий скажет: «Эту видимую макушку мы можем очистить при помощи бритвы, но как же сможем мы очистить невидимую вершину ума, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать?» – надо ответить ему: «Считай, что наилучшее очищение – никому не вредить, о чем и евангелист свидетельствует, говоря: чего не хочешь себе, не делай другому.1019 Кто прилежен в этом, тот очищен и в ином очищении не нуждается. И так как тяжело нам всегда пребывать в таком расположении, то, если даже мы пренебрежем этим советом, сможем очиститься, творя милостыню, как свидетельствует святой Даниил, говоря Навуходоносору: Да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием (Дан.4:24). И Господь наш Иисус Христос говорит фарисеям: «Подавайте лучше милостыню, и все будет у вас чисто». Вот та бритва, которой мы можем очистить вершину нашего ума. И если сомневающийся в свою очередь скажет: «Если Навуходоносор и фарисеи, которые, как известно, не веруют, оставаясь в неверии, очищаются милостыней, то и язычники, если они щедры, без сомнения получат награду за свои дела, не так ли?» Тому, кто задаст столь нелепый вопрос, надобно ответить: «Знай, что милостыня – дело милосердия. Поэтому тот, кто хочет быть милосердным, должен начать с себя и сперва умилосердиться над собой, ибо правду говорят: Умилосердись о душе своей, угождая Богу (Сирах.4:24). Мы заново рождаемся именно для того, чтобы угождать Богу, Которому в самом деле не угодно, чтобы, родившись, мы окостенели. Поэтому пусть не обманывается тот, кто пытается посредством щедрой милостыни искупить себя, оставаясь в неверии или коснея в грехах и преступлениях, с которыми не желает расставаться, отказываясь от купели крещения, ибо сказано: Любящий неправду ненавидит свою душу (Пс.10:5). И тот, кто ненавидит свою душу, не является милосердным; но прежде следует принести Богу то, что Он сотворил в нас по Своему образу и по подобию, чтобы правильно понимать это правдивое речение Господа нашего, с помощью которого Он показал искушающим Его иудеям путь жизни, сказав: «Принесите Мне динарий». А увидев его, спросил: «Чье изображение на нем?» Они ответили: «Кесаря». Тогда Господь велел им отдавать Цезарю его изображение, а Божие – Богу.1020 Это повеление, как кажется, в духе соблюдал и святой Давид, когда в день испытания молился: Если бы Ты восхотел жертвы, Господи, я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь, но жертва Богудух сокрушенный (Пс.50:18–19). Разумеется, Давид мог принести щедрые жертвы и сотворить милостыню к беднякам, что он и делал, но он не знал ничего более ценного, чем принести Богу дух смиренный, который, как ему было известно, сотворен по образу Его. Поэтому и Господь наш Иисус Христос укорил творящих милостыню фарисеев, говоря: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; cue надлежало делать, и того не оставлять (Мф.23:23), – то есть прежде следует соблюдать веру, через которую приходит страх Божий и рождается милосердие, а потом уже щедро раздавать милостыню во очищение грехов. Именно такого рода милостыню Господь повелел творить фарисеям, когда незадолго до того говорил им: «Сотворите милостыню и все вам будет чисто». Точно так же и Даниил не сказал Навуходоносору только: «Искупи свои грехи милостыней», но прежде: «Да будет благоугоден тебе совет мой». Так что, если бы тому было угодно выслушать его совет и он достоин был бы принять эти слова, Даниил сообщил бы ему большее таинство, нежели милостыня, и благодаря ему он скорее отказался бы от почитания идолов. Поэтому всякому верному следует знать, и что есть два рода милостыни, посредством которых человек, очищаясь, в кратчайшее время стяжает пальму победы. И первая их них – это приязнь к Богу и ближнему, которую мы зовем любовью. Это основание, без которого никто не достигнет вершины совершенства, ибо апостол свидетельствует и говорит: Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1Кор.13:3). И он же говорит: Цель увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1Тим.1:5). А вторая милостыня полезна, если она совершается после первой, называемой основанием: это помощь бедным, попечение о заключенных или посещение больных, – все, благодаря чему Господь Иисус Христос в день Суда даст верным Царство Небесное, ибо Он сказал: Тогда скажет Царь тем, которые no правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. ибо алкал Я, и вы дали Мне есть (Мф.25:34–35) и так далее. Посредством двух этих родов милостыни человек по милости Божией приходит к совершенству, и одна без другой приносит мало толку. Однако для человека неважно, если он не сможет на драгоценное основание положить серебро, золото или ценные камни. Если он будет продолжать жертвовать то, что менее ценно, – это все равно вменится ему в милостыню, ибо Господь обещал награду даже за чашу холодной воды. Если же слушатель все еще будет задавать вопросы и захочет яснее понять тайну любви, говоря: «Я слышал, что блаженный апостол Павел свидетельствовал и говорил так: «цель увещания – любовь», – как выше было сказано, и значит человеку надо начать с изучения начала того, чему завершение – любовь», – тогда надо возвестить ему речение блаженного апостола Петра, где говорится о вере, которая есть начало заповедей. Он продолжает эту речь, так говоря верным и так проповедуя: Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (1Петр.1:5–7). Вот лествица, по которой верный приходит к истинной любви.

III. Почему все одинаково выстригают головы кругом

Этот священнейший двойной знак содержит в себе тайну, которая означает, что священник имеет двойное призвание: нести исцеление народу Божьему и себе самому. Во-первых, этот знак показывает богозданному народу, что греховная плоть побеждает ум и влечет к наслаждению человеческий род, если ее не направляет благодать Творца, чтобы никто не дерзнул слишком довериться себе и не сказал, что может силой ума отсечь пороки плоти. Но нет, всю добродетель нам следует полагать в Боге и каждый должен от души воскликнуть: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим.7:24), – чтобы удостоиться услышать апостола, который говорит: «Ни сила твоего духа, ни дарования души, но благодать Божия, которая дана нам чрез Иисуса Христа, Господа нашего». Истинное слово и достойное всякого почитания, потому что брат не искупит брата, то есть душа – тело, но лишь один Человек искупит: Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек, щедрой благодатью, которую Он изливает в сердца верных. Если к нему прилепится человеческий дух и будет Ему послушен, то отступят дурные похоти его тела, побежденные наслаждением правды. Но не всегда они угасают полностью, но пытаются воспрянуть вновь. Поэтому повсюду клирики, которые как рабы Божьи, имеют ясный ум, часто бреют макушку головы и поэтому отражают натиск непокорной плоти, а ниже тонзуры отпускают волосы, но не сколько угодно, и не так, чтобы покрыть всю голову, – чтобы на примере этого тайного знака верные научались обуздывать плотские пожелания и уделять им меньше, чем они требуют, потому что если попустить все дозволенные желания, то сразу же ум уклонится в недозволенные. Но если кто-то захочет правильно обуздывать свою плоть, пусть подражает тому, о ком воспел Псалмопевец, говоря: Я изнурял постом душу мою, и одеянием моим было вретище (Пс.34:13). Или: He сплю и сижу, как одинокая птица на кровле (Пс.101:8). Или же станет последователем апостола: Но изнуряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор.9:27). И если мы подражаем святым, то, выстригая кругом, отсекаем наслаждения плоти, чтобы ее опьяненная тучность не стала препятствием для наших умов и не преградила им доступ воздуха. Таков, как мне кажется, первый тайный смысл этого знака. А второй объяснил святой Григорий,1021 выдающийся учитель, в книге нравственных наставлений, говоря примерно так: «Потому у клирика голова выбрита, что настоятель заботится не столько о себе, но как о самом себе заботился о подопечных, чтобы исполнить то, что повелевает нам Истина: «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя».1022 И чтобы настоятель, заботясь о ближних, не увлекался до такой степени, чтобы забыть о себе, – поэтому волосам не дают покрывать всю голову, но сбривают их, чтобы, ежедневно видя тонзуру на голове у себя или у брата, клирик одинаково заботился обо всех, не уподобляясь светильнику, который иссякает, светя другим.

IV. Почему азиатские и африканские клирики отращивают бороды, а европейские, напротив, сбривают под корень

Эта двойственность таинства многим кажется противоречивой. Но если кто исследует ее смысл, то увидит, что он не туманный, а ясно высказан апостолами. Однако, если не рассмотреть полнее первопричину, то люди легкомысленные ничего не поймут, и если молитву возносит священник, который отращивает волосы, то и это покажется разумным. Когда апостолы разделили весь мир и каждый получил свой удел по жребию, Симону Петру достался Рим, который, как известно, глава Европы. И когда он устремился туда, путь его лег через Антиохию, и там он остановился, ободряя верных и наставляя их. И встретился ему апостол Павел, не соглашавшийся с иерусалимлянами, которые, утверждая, что посланы апостолами, хотели наложить на верных бремена Ветхого Завета. И в споре Павел заявил, как повторил и в послании к галатам: «Когда я увидел, что они не прямо поступают по истине евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? Мы по природе иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал.2:14–16). 4 что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. He отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер (Гал.2:20–21). Писание же, провидя, что Бог оправдает язычников по вере, возвестило: Благословятся в тебе все народы (Быт.26:4). Поэтому те, кто по вере, благословляются вместе с верным Авраамом. А кто от дел закона, под клятвою, ибо написано: Проклят всякий человек, кто не исполнит всех слов закона сего и не будет поступать по ним! (Втор.27:26). А поскольку no закону никто не оправдается пред Богом, ясно, что праведный живет по вере, а Христос нас искупил от клятвы закона, став ради нас клятвою. И если бы дан был закон, который мог бы оживотворить, то по закону было бы и оправдание, но Писание все заключило под законом, чтобы обетование было дано верным по вере в Иисуса Христа. Блаженный Петр, услышав, что те, кто пришел к вере из иудеев, дерзнули вещать от имени апостолов и налагать на всех язычников бремена закона, в знак отвержения этого изобразил на голове знак, который в Ветхом Завете означал отверженного, чтобы всем верным было известно, что им следует быть не под законом, но под благодатью Господа нашего Иисуса Христа. И тогда сбрил бороду и обрил кругом голову, хотя уже Моисеем было сказано: He стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей (Лев.19:27). И, отвергнув увещания иерусалимлян, запечатлев этот знак, отправился в Рим. И когда там по божественной благодати воспитал для Господа нашего Иисуса Христа многих сынов. и дьяконов, и священников из них, и поставил их по всем городам и селам, случилось так, что его подражатели становились апостолами и проповедовали истинную веру, неся этот знак. [в рукописи двух листов не хватает]

… Ирод хотел вывести его. В my ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое ангелом было действительно, а думая, что видит видение (Деян.12:69). [не хватает листа]

...и заповеди апостола Петра, в которых они были воспитаны, не оставили. Вот причина, по которой народ в Европе придерживается таких обычаев, а в Азии и Африке других.

Почему дьяконы и иподьяконы в праздничные дни ходят пред Господом в альбах,1023 разрезанных справа и слева, а священники в одеждах, подобных белым, но темных?

Известно, что дьяконы и низшие степени клира – это вестники пророчеств Божьих в церкви Христовой, и тем, кто возвещает прекрасное, подобают прекрасные одеяния, не ради превозношения, но как напоминание. чтобы они прямо говорили и себе и тем, кто их видит: Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти, но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа (Рим.13:12–13). Для обозначения этого клирики надевают альбы. Правая сторона открывается, чтобы все видели нашу скромность, как наставляет на святой Петр, говоря: Удаляйтесь от плотских похотей, восстающих на душу и провождайте добродетельную жизнь вашу между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (1Петр.1:11–12). А левая открывается, чтобы мы исповедовали наши грехи, как назидает нас святой Иаков, говоря: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак.5:16). И блаженный Иоанн: Если исповедуем грехи наши, то Бог, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин.1–9). Но одежда, хотя и разрезается и справа, и слева, все же не до такой степени, чтобы постыдно обнажалась плоть, потому что тело с обеих сторон пристойно прикрыто туникой, которая является совершенным образом одежды крещения. И так как в крещение мы облекаемся, чтобы погребсти ветхого человека с деяниями его и восстать обновленными вместе с новым небесным Господом нашим Иисусом Христом, Который взыщет, открыта ли правая сторона – и пожелает вспомнить правду Его, чтобы человек предстал не в позоре плоти, которую похоронил в крещении, но в тканой одежде, которая является знаком веры. Глядя на нее, Он удостоверится, что праведный живет верою, а не делами. И кто пожелает разрезать белую одежду слева, тот не пляской возвещает о вседозволенности плоти, чтобы не было ему сказано: Нечестивый хвалится похотью души своей (Пс.24:9), – но, каясь и прося у Бога прощения, искупает грехи, которые совершил после благодати крещения, чтобы мы стали последователями учителя язычников и его подражателями во всем, как он повелел верным Христовым. И если ты не знаешь, что сделал святой апостол, услышь: он, разрезав белую одежду справа, и представ не в ветхой плоти, но в ризе веры, сказал: Благодатию Божиею я есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился (1Кор.15:10) To есть, что во мне благого, то я получил не от ветхого родителя, но по благодати Божьей. И, наконец, чтобы побудить других, он показывает, что подъял труд с благодатью веры, чтобы никто, желая отличиться в состязании, не впал в небрежение и раньше времени не счел себя победителем, ибо сказано: Претерпевший же до конца спасется (Мф.10:22). И он же, открывая левую сторону, сказал: Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1Тим.1:15). Но потому я стяжал милость, чтобы Иисус Христос на мне явил все долготерпение для наставления тех, которые уверуют в жизнь вечную. Ясно показал и не отрицал блаженный Павел, что он – первый из грешников, и потом стяжал милость, чтобы Господь наш Иисус Христос показал Свое долготерпение верным, ибо никакое человеческое деяние не заслуживает оправдания. Поэтому всякий, кто не подражает этому спасительному таинству, – человек суетный и глупый, или, может быть, неверный, потому что, если он захочет разрезать белую одежду справа и попытается стяжать славу от дел плоти, а не от ризы крещения, то его можно сравнить с фарисеем, который благодарил Бога в храме, и при этом не знал, что от Hero принял то, что имел, но продолжал бахвалиться: Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди (Лк.18:11). He сказал: «Что Ты не сотворил меня таким, как прочие люди», – и если Он сделал фарисея таким, каким он себя воображал, еще находясь на поприще, и на какого себя надеялся, не желая понять, как надо поступить и как надо вместе с Давидом воскликнуть в озарении: Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим (Пс.118:73). Или: Поддержи меня, и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно (Пс.118:117). Поэтому, когда он вышел из храма, случилось то, что давно предсказал ему пророк, говоря: Проклят человек, который надеется на человека (Иер.17:5). И тот, кто захочет разрезать только слева, уподобится Навуходоносору, который, превозносясь и в себе полагая всю добродетель, сказал: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия?» Но сразу раздался божественный глас, извергающий его из числа людей и полагающий ему место среди зверей. Мытарь же, который долго стоял в храме и сокрушенно бил себя в грудь,1024 разрезал белую одежду слева и ризой веры оделся. Но мне кажется, что он разрезал белую одежду с обеих сторон, однако справа не потому, что явил добрые дела, а потому что выказал великую веру и надежду, ибо он верит лишь надеясь, и надеется, лишь веруя, и надеется, лишь любя. Поэтому он вышел из храма оправданный, так как был полон веры и исполнен надежды и любви. Ушел оправданным, потому что таким же, как он, было сказано: Вера твоя спасла тебя, иди в мире (Мк.5:34).

А священники потому пользуются окрашенными одеждами, что они – пастыри стад, одетых в пурпурное и алое, по поставлению, а не по природе. И грехи их несут на своих плечах. И как белизну природы нашей мы загрязняем грехом, так и священники природу белых одежд претворяют в темный цвет. Это значит, что в заблуждении мы часто предаемся дурным наслаждением, но, глядя на одежды священников, видим, что они в слезах молятся за нас между входом и алтарем и призывают милость Троицы Божией во искупление наших грехов, и легче удостаиваются того, чтобы их услышали, когда, призывая на путь очищения, говорят нам такие слова: Вы пали, но омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло. Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь зa вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь (Ис.1:16–18). И когда мы это сделаем, тотчас – несомненно верьте! – что если грехи наши были темны, как одна из этих окрашенных туник, то убелятся, как снег, и если были красны, как эти пурпурные червецы, будут чисты, как шерсть.

VI. Для чего дьяконам или низшим степеням клира нужно носить эневладий1025 и его белизной покрывать грудь и шею?

Этот род одеяния используют, чтобы возлюбить чистоту сердца, ибо сказано: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5:8),потому что тем, у кого до сих пор сердце черно, как у ворона, подобает соделать его белым, как у голубки, о чем молится псалмопевец, говоря: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня (Пс.50:12). И как сердце одевается плотью, которая скрывает его внутренность, так и сверху его покрывает светлой броней эневладий, изображающий подобие сердца: шея окружается тем же эневладием, под самое горло, чтобы показать, что из доброго сокровища сердца выносится доброе,1026 а лицемерие искореняется, дабы не было им сказано: Люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф.15:8). Или: Устами благословляли, а в сердце своем кляли (Пс.61:5). Поэтому святые отцы, когда познали пророчество такого рода, решили одним облачением украсить сердце и гортань, чтобы не казаться двоедушными и лицемерными. Но сердце верует и любит, и от этого уста открыто провозглашают и возвещают, чтобы на деле сохраняя невинность каждый говорил: В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою (Пс.118:11), – и, излагая учение, сказал: Устами моими возвещал я все суды уст Твоих (Пс.118:13).

VII. Почему иподьяконы носят орари на левом локте, дьяконы на плечах, а священники на шее и на груди?

Орари у клириков изображают иго Господа нашего Иисуса Христа, о котором сказано: Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф.11:30). Поэтому орари делаются маленькими, чтобы обозначать легкость, и мягкими, чтобы передавать приятность. А с левой стороны их носят клирики затем, чтобы, отвергая юношеские похотения, делать все право. Сначала иподьяконы носят их на локте, чтобы отринуть призыв на служение миру и его ежедневные учения,1027 а избрали новый род упражнений, научившись от слов апостола: Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1Тим.4:8). Поэтому сперва освящаются руки иподьяконов, прежде чем они примут посвящение, чтобы они не прибегали к силе ударов, но стали подражателями псалмопевца и вместе с ним каждый научился воспевать: Руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих... Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои... Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее (Пс.118:48, 30,35). И когда иподьякон в этом укрепится, благозаконно укротит пыл первой юности и избавится от мальчишества, тогда его сочтут достойным принять обязанности дьякона, и орарь, который он носил на локте, будет надевать на плечи, чтобы вспоминать, если и не полно, то хотя бы отчасти, что он несет заботу о Церкви Христовой. И этот знак он будет служить как для него самого, так и для всего народа, то есть, если кто-то увидит, что он тратит время на дела, не подобающие дьякону, то он поспешит оплакать свои прошлые упущения и скажет так: Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай, Боже! (Пс.24:7). И если кто знает его прошлую жизнь, за свое настоящее и будущее он воспоет так: Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего (Пс.70:17–18). И когда в своей чред дьякон будет хорошо управлять народом Божиим и благопристойно воздерживаться от человеческих пороков, тогда на шею его будет возложено иго Христово и он по праву будет поставлен пастырем церкви Божией, и будет разумно поучать пасомых и воспоет так: Чада, приобретайте себе мудрость без серебра. Подклоните выю вашу под иго ее, и пусть душa ваша принимает учение; его можно найти близко (Сирах.51:33–34).

VIII. Почему при поставлении епископов или в важнейшие праздники епископ надевает чистый колпак (cetharim), украшенный лентами?

Известно, что епископ-понтифик восходит на вершину церковной иерархии и заботится о всех ступенях этой лествицы. Потому нам подобает избирать предстоятелей не только зрелого возраста, но должно предпочитать также украшенных светом знания и старческими нравами, как повелел тот сосуд избранный1028 своему ученику Титу:1029 «Но епископ должен быть непорочен, как наместник Божий, не горд, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбив, но гостеприимен, благостен, трезв, праведен, свят, воздержан, чтобы мог наставить в здравом учении и обличить тех, кто спорит».1030 Памятуя об этом, святые отцы должны возводить на вершину понтификального служения не только святую простоту, но тех, кто свято и разумно сможет отражать натиск противников, ибо пословица1031 гласит: тот не лучше разбойника, кто стерпит, как разоряют дом его господина. Поэтому, если в клире найдется тот, кто соответствует определению апостола, на голову ему будет надет чистый колпак с лентами, чтобы все видели, что он среди коллег он пользуется уважением, подобающим старости, и люди воздают ему почет за его седины. Ибо сын Сирахов1032 говорит: He в долговечности честная старость и не числом лет измеряется. Мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости (Прем.4:8–9). Поэтому на голову епископу возлагается головной убор, подобный сединам, и его белизна достойно украшает голову предстоятеля. При поставлении епископов понтифики используют колпак, чтобы было видно, что известные старцы поставляют доселе неизвестного. Точно так же во время важнейших праздников на голову епископа надевается колпак, чтобы всем викариям было ясно, что каждый должен будет отвечать перед ним.

IX. Почему в ежедневном обиходе епископы Испании покрывают головы капюшонами, в то время как апостол говорит: муж, когда молится, пусть не покрывает головы своей, веруя, что сотворен по образу Божьему?1033

Нам следует веровать, что не эта видимая голова создана по образу Божьему, и не унижать Бога постыдным сравнением с видимыми телесными образами, – потому что Он бестелесен и невидим, и достойно мыслить, что Он повсюду, – но следует веровать, что по образу Божьему сотворен ум, который, как известно, глава души, и его воле подчиняются все силы телесные и без него люди не могут ни понимать, ни иметь мнение. Нам подобает исповедовать, что именно ум сотворен по образу Божьему и держать его пред Богом всегда без покрова страстности, как будто в таинстве венца. А эта видимая голова телесна. Тело же нам требуется умерщвлять, вспоминая заповеди блаженного апостола, который говорит примерно так: Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол.3:3). Если мы умерли для века сего, то правителю Церкви, с которого мы все берем пример, следует облачаться в одежду мертвых и покрывать голову и тело плащом с капюшоном, как будто он уже покоится под могильным холмом, чтобы его проповедь смягчала сердца верных, а вид устрашал их зрение, и чтобы каждый, глядя на него с плачем, в душе восклицал: «Сильно угнетен я, Господи, оживи меня по слову Твоему... Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца» (Пс.118:107,112). И этот род облачения епископы Гесперии ввели не сами, но по примеру блаженного Торквата и его спутников, чтобы, будучи возведены в сан понтифика, не оставлять монашеской простоты, но всегда покрывать головы капюшонами, подобными милотям. Поэтому епископы в Испании стараются следовать правилу тех, от кого они удостоились получить разумную веру. Ведь священники покрываются капюшонами, чтобы было понятно, что они едины с епископом, а головы покрывают не оттого, что якобы все они верховные владыки, но чтобы всем научиться примеру верховного пастыря.

X. Почему восточные священники и дьяконы женятся, а западные после посвящения в иподьяконы сохраняют безбрачие?

Из этих двух обычаев я отважусь подтвердить и подобающим образом восхвалить тот, который, как мне помнится, назвал лучшим сосуд избранный, особенно же потому, что Господь наш своими устами исповедует: Кто Мне служит, Мне да последует (Ин.12:26). Поэтому служить Христу подобает лишь совершенным, а совершенным скорее следует воздерживаться, чем вступать в брак, по доброй воле, не по принуждению, самовластно, а не со вздохами, ибо каждый получает свой дар. Поэтому апостол изрек такие слова: Если кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решится в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше (1Кор.7:37–38). Ибо великим даром от всемогущего Господа наслаждается тот, кто превыше своей воли ставит Его могущество, и тому подобает теснее прилепляться к Творцу своему, кто полностью отказался от телесных наслаждений. Если такой человек не захочет оставаться в безбрачии, то пусть он знает, что не сохранил совершенство. Так учитель народов свидетельствует, говоря: А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу. А женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею (1Кор.7:32–33). Что разделяется у женатого? Конечно, ум, не тело. Если же тот, кто женился, разделяется внутри себя, то он уже не сохраняет непорочности и совершенства. А если человек не непорочен, то он не должен касаться Тела Святого из святых, ибо об этом таинстве прообразовательно было сказано в Ветхом Завете: в почести священства отказано тому, у кого есть телесный недостаток.1034 Ведь тем, кому пророки возвестили о плотском, они заповедали соблюдать заповеди во плоти, нам же, духовным, скорее в уме, чем в теле следует воплощать образ. Памятуя об этом и подобном, западные отцы на многих синодах постановили справедливым, как вы знаете, чтобы в клир посвящать после того, как станет видно, что сломлена власть необходимости и воля не подчиняется утробе. Вот тогда пусть человек принимает сан иподьякона, чтобы после этого оставаться в безбрачии, доколе наслаждается непорочностью и совершенством и достоин быть в числе служителей Христовых. Второй же обычай, который ввели в народ Божий финикийские или восточные верующие, я не дерзну ни похулить, ни одобрить, потому что не знаю сочинений отцов, которые пишут по-аттически и следуют правилам греческого красноречия. Но не замедлю вам сообщить то, что азиатские отцы мне поведали во время диспута, когда я спросил, почему у них священники и низшие клирики женятся и не остаются безбрачными после рукоположения: о, если бы они могли воспользоваться суждением понтифика, в то время, как они сами судят о своих решениях. Ибо сосуд избранный, когда ясно рассуждал о состоянии девства, сказал: Если кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решится в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает (1Кор.7:37). На основании этих предписаний отцы освятили этот обычай, зная, что немного тех, кто неподвластен давлению плоти и обладают волей ума, чтобы тот, кто, на их взгляд, не выказывает способности жить без страстных пожеланий или похоти очей, связывал себя узами брака, говоря: лучше для них претерпеть это умаление, о котором говорит апостол и пойти средним и благим путем, остановившись на средней ступени, чем связывать свой сосуд узами воздержания и ежедневно сокрушать его через отверстия очей, чтобы, легкомысленно считая себя воздержанным, в будущем не потерпеть крах вместе с прелюбодеями и неразумными девами. И не сами собой они, как говорят, это сделали, но взяли пример с апостола, сказавшего: Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше (1Кор.7:38). Наречия «хорошо» и «лучше» – две степени одного качества, и хотя одно предпочитается другому в сравнении, в доброкачественности ему не отказывается. Поэтому некоторые из священников и низших степеней клира женятся, чтобы не являть одно пред Богом, другое пред людьми, потому что те, кто, будучи способен воздерживаться, замарали свой ум вожделением, тем никакой не будет пользы, ибо апостол говорит: Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда, чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения (1Фес.4:3–5). И поскольку блуд совершается не только в соитии полов, но и очами, Истина глаголет: Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:28). Поэтому, чтобы устранить саму возможность греха, говорят, что не следует и смотреть на женщин, потому что, если клирик совершит прелюбодеяние и нарушит прежде данный обет, он станет блудником, а блудники и скупцы царства Божия не наследуют.1035 Поэтому отцы приняли лучшее решение, рассудив, что некоторым лучше войти в жизнь вечную без цвета девства, чем с ложным девством быть вверженным в вечные муки, ибо сказано: Лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф.5:29).

Эти суждения, которые я частично почерпнул из наставлений древних отцов, частично от учителей этого времени, насколько помню, для вас собрал и представил на ваш суд.

* * *

1012

Биографических сведений о Леовигильде Кордовском не сохранилось. Непонятно. можно ли его отождествить с одним из мучеников Кордовских. пострадавших от арабов в 852 г. (см.: Wolf К. Christian Martyrs in Muslim Spain. Cambridge, 1988).

1013

Codofier C. (coord.). L.a Hispania visigotica y mozärabe. Dos epocas en su literatura. Madrid. 2011. P.284.

1014

 Antolin G. De habitu clericorum // Boletin de la Real Academia de la Historia. Vol.55. H.1909. P.110.

1015

1015 Введение составлено прот. A. Кордочкиным.

1016

1016 Трактат «Об одеянии клириков» написан в связи с тем. что христианские священники подвергались пасмешкам. проходя через мусульманские кварталы Кордовы.

1017

Мусульмане облагали христиан специальным налогом.

1018

 Ср.: (Нав.3:1). Рассказ о том, как священники, несущие ковчег завета, вошли в Иордан и под их ногами расступились воды, так что весь народ мог перейти реку. Камни из-под ног священников были вытащены на берег в память о чуде.

1019

См.: (Мф.7:12; Лк.6:31).

1020

См.: (Мк.12:15–17).

1022

Ср.: (Мф.22:37–39).

1023

Альба – литургическое облачение католических священнослужителей.

1024

См.: (Лк.18:10–14).

1025

Часть облачения. нечто вроде платка. закрепляемого на воротнике. или накидка.

1026

1026 Ср.: (Лк.6:45).

1027

Метафора воинской службы.

1028

Апостол Павел. См.: (Деян.9:15).

1029

Так в тексте. В действительности цитируется послание к Тимофею.

1030

См.: (Тим. 3:2–3).

1031

1031 Сказано «in proverbiis». т. с., возможно. в Притчах Соломона, но такой цитаты не находится.

1032

1032 На самом деле цитата из книги Премудрости Соломона.

1034

Ср. (Лев.21:17 и след.)

1035

См.: (1Кор.6:9).


Источник: Mater Hispania: христианство в Испании в I тысячелетии: пер. с лат. яз. / сост. протоиерей Андрей Кордочкин. - СПб.: Алетейя, 2018. - 608 с., ил. ISBN 978-5-907030-65-7

Комментарии для сайта Cackle