Библиотеке требуются волонтёры
А. Кордочкин

Mater Hispania: христианство в Испании в I тысячелетии

Источник

Содержание

Приветственное слово митрополита Волоколамского Илариона

Предисловие Торжество Православия Падение вестготского королевства. Завоевание Испании арабами-мусульманами Ауров О.В. Основные этапы истории церкви и христианской литературы в Испании до 1000 г. Испанская Церковь в период Поздней Империи (конца III – конца V вв.). Начало истории испанской христианской литературы Испанская Церковь и христианская культура в эпоху расселения варваров и образования романо-варварских королевств (нач. V – кон. VI вв.) Испанская Церковь и христианская культура в Толедском королевстве (конец VI – начало VIII вв.) Церковь и культура в Аль-А́3 Библиография Источники Исследования Римский период Аврелий Пруденций Клемент (348 –после 405) Стихи из цикла «Перистефанон» I. Гимн в честь святых мучеников Эметерия и Хелидония Калагуррских III. Гимн в честь страдания Евлалии, блаженнейшей мученицы IV. Гимн в честь восемнадцати святых мучеников Цезаравгустанских V. Страдание Винценция Гимн в честь блаженнейших мучеников: Фруктуоза, епископа церкви Тарраконской, а также Авгурия и Евлогия, диаконов VIII. О месте, на котором пострадали двое мучеников и где ныне находится калагуррский баптистерий Испанский пассионарий Мученики Ацискл и Виктория Страдание святых блаженнейших мучеников Ацискла и Виктории Мученики Факунд и Примитив Страдание святых Факунда и Примитива Мученица Леокадия Толедская Страдание святой и блаженнейшей девы Леокадии Мученица Евлалия Меридская Евлалия Меридская Мученики Фруктуоз, Авгурий и Евлогий Страдание святых епископа Фруктуоза и дьяконов Авгурия и Евлогия Мученик Викентий Сарагосский Страдание святого и блаженнейшего Викентия (Винценция) Мученица Евлалия Барселонская Житие святой Евлалии Барселонской Мученики Эметерий и Хелидоний Страдание святых мучеников Эметерия и Хелидония Мученик Торкват и его спутники Жизнь или смерть святых Торквата, Тизефонта, Изиция, Индалеция, Евфразия, Секунда, Цецилия Мученицы Иуста (Юста) и Руфина Страдание святых дев и мучениц Иусты и Руфины Мученик Кукуфат Страдание блаженнейшего мученика Кукуфата Мученик Феликс Жиронский Страдание блаженнейшего мученика Феликса Мученики Иуст и Пастор Страдание святых мучеников Иуста и Пастора Мученики Фавст, Иануарнй и Марциал Страдание святых мучеников Фавста, Иануария и Марциала Мученики Серванд и Герман Страдание святых мучеников Серванда и Германа Мученики Викентий, Сабина и Кристета Житие Викентия, Сабины и Кристеты Бесчисленные Сарагосские мученики Страдание бесчисленных святых Сарагосских мучеников Мученик Зоил Обретение тела блаженнейшего мученика Зоила Мученица Аргентея и с ней пострадавшие Жизнь или страдание блаженнейшей девы Аргентеи Мученики Вериссим, Максима и Иулия Страдание святых мучеников Христовых Вериссима, Максимы и Иулии Мученик Виктор Церациенский Страдание святого и блаженнейшего мученика Виктора Мученик Виктор Браганский Страдание мученика Виктора Мученицы Нунилона и Алодия Страдание блаженнейших дев Нунилоны и Алодии Мученик Пелагий Жизнь или страдание святого мученика Пелагия Мученик Манций Страдание святого мученика Манция Епископ Север Меноркский. Послание Вестготский период Свт. Леандр Севильский Проповедь святого епископа Леандра во славу Церкви по поводу обращения народа, произнесенная после собора Перевод с латинского H.С.Сорокиной. Cвт. Леандр Севильский. Об образе жизни дев и презрении к миру Епископ милостью Бога и Христа Леандр своей дочери во Христе и сестре Флорентине I. Не привечать мирянок II. Избегать деве мужей III. О необходимости деве избегать юношей IV. О поддержке девы девой V. О необходимости воздавать любовью VI. О необходимости скромности для девы VII. Деве должно терпеть своих клеветников VIII. Деве не должно никого оговаривать IХ. Деве не подобает гордость Х. О внешности дев ХI. О смирении девы ХII. О терпении дев ХIII. О воздержании дев XIV. Дева не осуждает других XV. Дева читает и молится XVI. He должно понимать ветхий завет по плоти XVII. Не разговаривает дева с девой наедине XVIII. О воздержании в пище XIX. Об употреблении вина ХХ. Как дева принимает ванны ХХI. Греховен громкий смех в деве ХХII. Β каком состоянии принимаются служанки, Принявшие обет девства ХХIII. Безмятежна дева и в бедности, и в богатстве XXIV. О строгости и послаблении на мясо XXV. Дева остается в том монастыре, в какой поступила XXVI. О бегстве от честной жизни XXVII. Об особом подходе настоятельницы к каждой насельнице XXVIII. He должно быть у девы в монастыре никакой собственности XXIX. Не подобают деве клятвы XXX. Не разговаривают дева с девой наедине XXXI. He помышляет дева о возвращении в мир Свт. Исидор Севильский (ок.570–636) Свт. Исидор Севильский. История царей готов, вандалов и свевов Пролог Начало истории Выводы История вандалов История свевов Свт. Исидор Севильский. «О знаменитых мужах» I. Осия, епископ Кордубский II. Итаций, епископ Испанский, прозванный Славный III. Сириций, знаменитейший понтифик и наместник римского престола IV.  Павлин пресвитер V. Проба, жена проконсула VI. Иоанн, епископ Константинопольский VII, Седулий пресвитер VIII. Посидоний, епископ Африканской Провинции IX. Примасий, Африканский епископ X. Протерий, предстоятель Александрийской церкви XI. Пасхасин, Епископ Сицилийский XII. Юлиан Померий XIII. Aввa Евгипий XIV. Фульгенций Руспийский XV. Евхерий XVI. Иларий XVII. Апрингий XVIII. Юстиниан император XIX. Факунд XX. Юстиниан (Иустиниан) епископ XXI. Иуст XXII. Мартин Брагский XXIII. Авит XXIV. Драконций XXV. Виктор, епископ Туннунской церкви в Африке XXVI. Иоанн, епископ Константинопольский XXVII. Григорий, папа Римский XXVIII. Леандр Севильский XXIX. Лициниан XXX. Север XXXI. Иоанн XXXII. Евтропий XXXIII. Максим, епископ Цезаравгусты Перевод с латинского Н. О. Харламовой. Эпитафия Антонине Эпитафия Антонине Перевод с латинского P. Л. Шмаракова. Послание короля Сисебута сыну Тевдилану Обращение короля Сисебута к сыну Тевдилану, когда тот отказался от мирского образа жизни и удалился в монастырь Перевод с латинского Т.Л.Александровой. «Житие св. Емилиана», Браулиона Сарагосского Браулион Сарагосский. Божьему человеку, господину моему и брату пресвитеру Фрунимиану епископ Браулион [шлет] приветствие неисчислимое множество раз. Житие святого Емилиана Евгений Толедский Стихи V. О краткости этой жизни VI. Против пьянства VIII. (Стихи в библиотеке) IХ. О базилике святых восемнадцати мучеников Х. О базилике святого Викентия (Винценция), находящейся в Цезаравгусте, где, как говорят, пролилась его кровь ХI. О базилике св. Емилиана ХII. В базилике святого Феликса, находящейся в Татанезии ХIII. Жалоба на болезнь XIV. Плач о наступлении старости XXV. Эпитафия царю Хиндасвинту XXVI. Эпитафия на гробнице царицы Рекиберги XXXVII. Семистишие о начале мира XXXIX. Об изобретателях букв LXXVI.  Заключение CI. O лете Житие Меридских отцов Во имя Господа начинается книга Житие святых Меридских отцов Предисловие 1. Рассказ о смерти раба Агуста 2. Рассказ о смерти некоего монаха кавлинианиата 3. Рассказ о смерти аббата Нанкта 4. Рассказ об исходе и о чудесах святых епископов Меридских 5. Рассказ о жизни и добродетелях святого епископа Мазоны Эпилог Валерий Бергиленский Эпитамерон, посвященный моим скорбям Воздыхания по поводу пережитых скорбей Эпитамерон, посвященный вышеназванным злоключениям Возобновление повествования от начала покаяния To, что осталось сказать в дополнение к предшествующим воздыханиям Марей E.C. Cвт. Ильдефонс Толедский. «О знаменитых мужах» О знаменитых мужах Предисловие Начинаются главы I. Епископ Астурий II. Епископ Монтан III. Монах Донат IV. Епископ Авразий V.  Епископ Иоанн VI. Епископ Гелладий VII. Епископ Юст VIII. Епископ Исидор IX. Епископ Ноннит Х. Епископ Конанций XI. Епископ Браулион XII. Епископ Евгений XIII. Епископ Евгений II Приложение «Житие св. Фруктуоза» Житие или же воспоминание о чудесах, которые Бог показал в добром служении святейшего епископа Фруктуоза во укрепление веры верных и во спасение их Период арабского завоевания Рыбина М. В. Кордубские мученики Альвар и «Житие Евлогия» Жизнь и мученические страдания святейшего мученика Евлогия, пресвитера и учителя нашего, который принял смерть в год 897 испанский эры, в год вознесения Христова 859, в правление царя Мухаммада,11 марта Перенесение мощей святого пресвитера Евлогия Перевод с латинского M. В. Рыбиной Сщмч. Евлогий Кордубский. Памятная книга святых Послание Евлогия Альвару Кордубскому Досточтимейшему отцу Евлогию – Альвар Предисловие божественного Евлогия к первой части «Памятной книги святых» Книга первая Перевод с латинского M. Р. Ненароковой. Книга вторая Глава I. О мученике Перфекте, кордубском священнике Глава II. О мученике монахе Исааке Глава III. О мученике Санкции Глава IV. О мучениках Петре, Валабонсе, Сабиниане, Вистремунде, Хабенции и Иеремии Глава V. О мученике дьяконе Сисенанде Глава VI. Мученичество дьякона Павла Кордубского и монаха Теодемира Глава VII. Девы-мученицы Нунилона и Алодия Глава VIII. Жизнь и страдание святых дев Флоры и Марии Глава IX. Гумесинд Толедский и Сервусдеи, пострадавшие в Кордубе Глава Х. О святых мучениках Аврелии, Феликсе, Георгии, Сабиготоне и Лилиозе Глава XI. Монахи-мученики Христофор и Леовигильд Глава XII. Мученики Эмила и Иеремия Глава XIII. О мучениках Рогелии и Сервиодее Глава XIV. Эмир и знать принимают решение уничтожить христиан Глава XV. Волнение христиан и их различные мнения на собравшемся в Кордубе соборе епископов Глава XVI. Эмир Абд Ар-Рахман внезапно умирает; к власти приходит его сын Мухаммад Перевод с латинского Е.П.Орехановой. Книга третья Глава I. Приход к власти эмира Мухаммада Глава II. Лицемерие делопроизводителя, который раньше заставлял отлучать от церкви святых Глава III. Разрушение христианских храмов Глава IV. О бунте провинций Глава V. О ненависти подданных к эмиру, ο его жадности и о налогах с христиан Глава VI. О насмешках знати над мучениками Глава VII. О мученике Фандиле Глава VIII. Подвиги мучеников Анастасия, Феликса и Дигны Глава IX. Мученица матрона Бенильда Глава X. Святая мученица Колумба Глава XI. Дева и мученица Помпоза Глава XII. Священномученик Абундий Глава XIII. Мученичество святых Аматора, Πетра и Людовика Глава XIV. О мученике Витесинде Глава XV. Мученичество священника Илии и монахов Павла и Исидора Глава XVI. О мученике монахе Аргимире Глава XVII. О мученице деве Аурее Перевод с латинского Е.П.Орехановой. Леовигильд Кордубский Об одеянии клириков I. Почему клирики повсюду заботятся о внешнем виде и одеваются в облачения, которые выделяют их среди прочих II. Почему во всей Церкви клирики бреют макушку кругом III. Почему все одинаково выстригают головы кругом IV. Почему азиатские и африканские клирики отращивают бороды, а европейские, напротив, сбривают под корень Почему дьяконы и иподьяконы в праздничные дни ходят пред Господом в альбах, разрезанных справа и слева, а священники в одеждах, подобных белым, но темных? VI. Для чего дьяконам или низшим степеням клира нужно носить эневладий и его белизной покрывать грудь и шею? VII. Почему иподьяконы носят орари на левом локте, дьяконы на плечах, а священники на шее и на груди? VIII. Почему при поставлении епископов или в важнейшие праздники епископ надевает чистый колпак (cetharim), украшенный лентами? IX. Почему в ежедневном обиходе епископы Испании покрывают головы капюшонами, в то время как апостол говорит: муж, когда молится, пусть не покрывает головы своей, веруя, что сотворен по образу Божьему? X. Почему восточные священники и дьяконы женятся, а западные после посвящения в иподьяконы сохраняют безбрачие? Перевод с латинского языка Т.Л.Александровой. Пророческая хроника Принятые сокращения Пророческая хроника Начало генеалогии сарацин История Мухаммада псевдопророка Хроника Альфонсо ІII Начинается хроника вестготов от времен короля Вамбы вплоть до наших дней, составленная в правление славного короля Ордоньо, сына блаженной памяти короля Альфонсо Евхаристическое богослужение испано-мосарабского обряда на праздник Рождества Христова Начало Евхаристии. Перед чтением из Священного Писания: Вступительный антифон* Славословие Трисвятое* Молитва Чтение книги Исаии пророка Гимн трех отроков* Пение псалма * Воззвание* Послание апостола Павла к евреям Чтение Святого Евангелия от Луки Поучение Хвалебная песнь Песнь приношения* Начало евхаристической мессы И священник читает первую молитву Другая молитва Имена приносящих Молитва после имен Молитва на целование мира Антифон на целование мира * Молитва Возношения Перед гимном Санктус* Гимн* После гимна. Молитва Повествование о Тайной Вечере Молитва после повествования Антифон на преломление хлеба * Молитва Господня. Вступление Благословение Причастное песнопение* Заключительная молитва. Библиография Испано-мосарабскии календарь по рукописи Liber ordinum, Silos, Archivo Monа́2 Условные обозначения: (Л. 1) январь [месяц, дней] 31 Февраль месяц, дней 29 (Л. 1, об.) Март месяц, дней 31 Апрель месяц, дней 30 (Л.2) Май месяц, дней 31 Май месяц, дней 31 (Л.2 об.) Июль месяц, дней 31 Август месяц, дней 31 (Л.3) сентябрь месяц, дней 30 Октябрь месяц, дней 31 (Л.3 об.) Ноябрь месяц, дней 30 Декабрь месяц, дней 31  

 

Предлагаемое читателю издание содержит переводы на русский язык источников по истории христианства в Испании в I тысячелетии. Впервые на русском языке представлены многие бесценные свидетельства жизни на Иберийском полуострове в ІV–Х вв.: «Испанский пассионарий» (жития испанских мучеников), «Житие Меридских отцов», «О знаменитых мужах» Исидора Севильского, «О знаменитых мужах» Ильдефонса Толедского, аскетические сочинения авторов VI–IX вв., несколько древних хроник, поэтические тексты христианских авторов, литургические тексты, восходящие к VII в. Впервые публикуется на русском языке испано-мосарабский календарь, отражающий литургическое почитание древних испанских святых.

Приветственное слово митрополита Волоколамского Илариона

Сегодня, когда Европа стоит на пути отказа от христианских традиционных ценностей, когда распятия выносят из общественных мест, самое время вспомнить то основание, на котором строилась двухтысячелетняя европейская культура – христианство.

Одним из европейских государств, где уровень отношения к христианству хотя и пошатнулся, но все еще продолжает оставаться высоким, является Испания. Эта страна отличалась традиционной религиозностью, и тем не менее ее духовные основы в XX веке также были поколеблены. Несколько тысяч христиан пострадали за веру в Гражданскую войну 1936–1939 годов, но Испании удалось удержаться и не упасть в пропасть коммунистического безбожия.

Сегодня, как и во всей Европе, в Испании происходят глубинные процессы, направленные на секуляризацию и вытеснение Церкви из общественной жизни. Вместе с испанскими католиками православные люди, живущие в этой стране, обращаются к опыту и писаниям древних святых, к их текстам, находя в их поведении пример для подражания и стойкости в вере. Эти тексты составляют наше общее наследие – Восточной и Западной Церквей. Его изучение может стать возвращением к истокам веры, к началам, лежащим в основании всего современного христианства. Оно может и должно стать той отправной точкой, от которой нам надлежит вести диалог о поиске некогда утраченного единства.

Христианская Испания первого тысячелетия нам неизвестна, мало кого из древних испанских авторов переводили на русский язык. В отечественной науке и литературе практически отсутствовала целостная картина религиозной истории Испании в первом тысячелетии. Представляя настоящее издание, отмечу его главную цель – заполнить эту лакуну, познакомить русского читателя с древними святыми испанской земли.

Эта книга раскрывает доселе неизвестные нам страницы истории: рассказы о гонениях на первые поколения испанских христиан, о «золотом веке» православия в Испании – времени расцвета богословской мысли и монашеской культуры, и, наконец, о тех вызовах, с которыми столкнулись христиане после арабского завоевания Иберийского полуострова.

Надеюсь, что публикация этого труда поможет многим познакомиться с древней Испанией и откроет им имена ее святых.

Призываю Божие благословение на всех читателей данной книги.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский

Дорогие читатели!

Я рад иметь возможность участвовать в издании книги, которая впервые знакомит русского читателя с историей христианства в Испании в первом тысячелетии. Уверен, что она будет интересна не только кабинетным богословам. До сих пор многие, говоря об истории христианства в Испании, помнят прежде всего реконкисту и инквизицию. Но что было раньше, в эпоху неразделенной Церкви? Какое отношение история имеет к современности?

Отношения Церкви и государства в вестготском королевстве, жизнь христианского меньшинства в мусульманской Испании после арабского завоевания Иберийского полуострова – эти и многие другие сюжеты, о которых пишут древние авторы, остаются актуальными и для нашего времени.

Уверен, что книга послужит важному сближению двух разных стран, но с похожей историей. Арабское завоевание Иберийского полуострова, опыт гражданской войны в XX веке – осознание этих исторических событий в Испании способствует свежему взгляду и на историю нашей страны как в Средневековье, так и в новейшее время.

Надеюсь, что читатели, ознакомившись с книгой, откроют для себя много нового и захотят посетить Испанию не только как место летнего отдыха, но и как страну древних святых и святынь.

Пользуясь возможностью, сердечно благодарю участников проекта, переводчиков и всех, чьими трудами выход книги стал возможен.

С уважением, A.А.Сиванков

Президент группы компаний «ИнвестПраво»

Первый заместитель председателя Совета Благотворительного фонда

социальной защиты сотрудников органов внутренних дел,

военнослужащих внутренних войск и членов их семей «ЗАБОТА»

Член Попечительского Совета ВПА Международной полицейской ассоциации

Член попечительского Совета Федерации боевого самбо России

Член Общественного совета при УВД no ЗАО ГУ МВД России no г. Москве


Источник: Mater Hispania: христианство в Испании в I тысячелетии: пер. с лат. яз. / сост. протоиерей Андрей Кордочкин. - СПб.: Алетейя, 2018. - 608 с., ил. ISBN 978-5-907030-65-7

Комментарии для сайта Cackle