Источник

Деяние 110

Москва, четверг, 22 марта/4 апреля 1918 г. 9.00–14.10.

Источники: РГИА, № 12, л. 73–131, машинопись (Ср. ГАРФ № 111, л. 7–48, рукопись; Деяния Н М VIII. С. 146–147, протокол).

Присутствовало 279 членов Собора, в том числе 41 архиерей.

Председатель: митр. Арсений (Стадницкий).

Повестка дня

1. Текущие дела.

2. Доклад Отдела о церковном суде “О поводах к расторжению церковных браков” (продолжение). Докладчики Ф. Г. Гаврилов и В. В. Радзимовский.

2. Митр. Арсений (Стадницкий) объявляет о продолжении обсуждения доклада Отдела о церковном суде “О поводах к расторжению брака” и зачитывает ст. 20{=2 1 }, согласно которой снохачество и сводничество одним супругом другого является поводом просить о разводе.

3а. Ф. Г. Зибарев говорит по поводу статей, принятых накануне. Он считает, что, увеличивая число поводов к разводу, Собор поступает неправильно.

3б. Свящ. А. Р. Пономарев предлагает исключить эту статью. “Семья есть домашняя церковь, и мы ее разрушаем. А домашняя церковь есть часть целой Поместной Русской Церкви, стало быть, мы разрушаем всю Русскую Церковь”506.

3в. А. И. Надеждин: “Нам нужно посмотреть на настоящий законопроект о поводах к расторжению церковных браков как на освобождение супругов от крепостного ига, и я бы готов, не обсуждая, принять весь этот законопроект. Составители его подумали о том, что написали, и написали с целью укрепить, а не расшатать брак, чтобы каждый имел в виду возможные последствия – расторжение брака”507.

3г. Н. Д. Кузнецов: “Неужели даже такой возмутительный факт, как сводничество жены и склонение ее промышлять непотребством, совершенно разрушающий природу не только церковного, но и какого угодно брака, недостаточен, чтобы мы со спокойной совестью объявили, что между такими супругами уже нет брака. Поддерживать же оставшуюся его формулу, наполненную одной скверной, и продолжать называть при этом брак супругов христианским, как предлагают в скрытом виде некоторые ораторы, – это значит не охранять святость брака, а именно оскорблять ее”508.

3д. В. И. Зеленцов говорит о том, что статья недостаточно точно сформулирована, предлагает свою редакцию статьи, заменяя слово “супруг” словом “жена” и убирая ее вторую половину.

3е. И. Т. Губанов предлагает исключить 20 ст., утверждая, что сводничество – лишний повод к разводу.

3ж. В. Г. Рубцов говорит о необходимости этой статьи.

3з. Т. Г. Суринов защищает статью в редакции Отдела.

3и. А. И. Июдин: “Если мы примем эту статью целиком, то разойдемся со Святыми Отцами. Поэтому я предлагаю эту статью уничтожить”509.

3к. Прот. Э. И. Бекаревич.. “Я бы просил добавить к статье 20 слова “при наличии снохачества”. Умалчивать об этом нельзя, ибо грех снохачества очень распространен и даже вошел в обычай народный, так что сын, который решается протестовать против этого, считается непочтительным сыном”510.

4. Разъяснения докладчиков:

4а. Докладчик Ф. Г. Гаврилов: “И я хочу сказать теперь тем горячим верою, но простым сердцем людям, которые думают, что своим законопроектом мы разрушаем брак. Доказать обратное не трудно. Жизнь семейная часто бывает ужасна, особенно у крестьян. И люди вдумчивые, которые войдут в дух законопроекта, поймут, что в нем не разрушение, а охрана брака чистого и святого”511.

4б. Докладчик В. В. Радзимовский высказывается против предложения В. И. Зеленцова об исключении второй половины 20 статьи. Говорит, что снохачество подходит под 3-й пункт 20 статьи: извлечение мужем выгоды от непотребства жены.

5–6. Собор отклоняет предложение свящ. А. Р. Пономарева снять 20-ю статью.

7–8. Собор признает поводом к разводу обоюдное сводничество супругов.

9–10. Собор принимает поправку Э. И. Бекаревича о снохачестве.

11–12. Собор принимает ст. 20 с учетом поправок.

13. Обсуждается ст. 21{=22} доклада, согласно которой супруг вправе просить о расторжении брака в случае вступления другого супруга в новый брачный союз.

14. Предварительные замечания докладчика В. В. Радзимовского: “Бывают случаи, когда при существовании первого брака вступают во второй. Суд, конечно, не может признать этого брака. Раньше был такой порядок: первый брак оставался в силе. Чтобы показать, что супруг от первого брака имеет право просить о расторжении, Отдел и вносит эту статью”512.

15. Свящ. А. Р. Пономарев предлагает исключить эту статью.

16. Докладчик Ф. Г. Гаврилов: “Статья эта имеет в виду гражданский брак, когда один супруг, без предварительного расторжения брака, воспользовавшись документами, выданными от Совета или комиссариата, вступает в новый брак”513.

17–18. Собор отклоняет предложение свящ. А. Р. Пономарева о снятии статьи.

19–20. Собор принимает статью в редакции Отдела.

21. Собор переходит к обсуждению статей 22, 23, 24. Эти статьи рассматривают такую причину развода, как душевная болезнь одного из супругов.

22а. Прот. П. А. Миртов предлагает рядом с душевными болезнями поставить такую причину для развода, как алкоголизм.

22б. Л. К. Артамонов говорит, что предложенные статьи дают повод для злоупотреблений: один супруг будет объявлять другого сумасшедшим, чтобы покинуть его. Особые недовольства вызывает 22 статья.

22в. М. Т. Губанов говорит о том, что нет четкой границы между сумасшедшим и нормальным человеком, и если человека отправляют в сумасшедший дом, это не значит, что он сумасшедший. Предлагает исключить эти статьи.

22г. Н. А. Вознесенский предлагает изменить начало статьи (вместо “супруг вправе просить” – “брак расторгается по просьбе одного из супругов”) и вслед за прот. П. А. Миртовым говорит, что рядом с душевной болезнью следует указать такую причину, как алкоголизм.

22д. Архим. Матфей (Померанцев) утверждает, что статьи 22–24 следует исключить. “Если мы примем эти статьи и поправку к ним об алкоголизме, то покажем себя неверующими во Христа, сильного сотворить чудо исцеления от болезни”514.

22е. В. И. Зеленцов предлагает “поручить Отделу особо разработать вопрос об алкоголизме как поводе к разводу и внести его на обсуждение Собора”515.

22ж. А. И. Июдин считает предложенные статьи ненужными.

22з. В. Г. Рубцов предлагает принять статьи в редакции Отдела с добавлением об алкоголизме.

22и. Н.И. Шелутинский говорит, что до сумасшествия одного супруга часто доводит другой. Предлагает или снять эти статьи, или ограничить право расторжения брака особыми условиями (обращать внимание на продолжительность брака).

22к. Т. Г. Суринов поддерживает статьи о душевных болезнях, говорит, что не надо в них упоминать про алкоголизм: “Тогда нас всех разводить надо и судов не хватит”516.

22л. П. И. Астров говорит, что весь законопроект есть отход от церковного предания и от опыта Отцов Церкви, выступает против признания алкоголизма причиной для развода.

22м. Еп. Уссурийский Павел (Ивановский) говорит, что следует различать пьянство и алкоголизм. Алкоголизм – болезнь, которая может являться поводом к разводу. Если Собор решил, что пьяница не может быть членом Приходского совета, то алкоголизм следует рассматривать как повод к разводу.

22н. В. П. Клевезаль говорит, что диагностировать психические болезни сложно, и выступает против упоминания алкоголизма как повода для расторжения брака.

22о. Митр. Харьковский Антоний (Храповицкий) призывает пожалеть сумасшедших и считать поводом к расторжению брака лишь ту душевную болезнь, которая началась до заключения брака и была скрыта.

23–25. Происходит избрание членов Комиссии по мерам борьбы с нестроениями в церковной жизни.

26–27. 12.00–12.45 – перерыв.

28. 12.45 – в Соборную палату прибывает Патриарх Тихон.

29а. Свящ. П. И. Александров рассказывает о своей семейной истории, считает, что принятие таких статей является преступлением.

29б. Прот. П. А. Миртов еще раз обращается к теме алкоголизма. “Мы стоим перед алкоголизацией всего русского народа – вот ужас, значение которого затушевывается только общим, глубоким в этом вопросе невежеством. Мы все толкуем о пьянстве, постоянно смешивая пьянство с алкоголизмом. Однако это два явления хотя и родственные, но похожи одно на другое как целковый на 100 рублей”517. Прот. П. А. Миртов напоминает, что у алкоголиков родятся больные дети, которые являются невинными страдальцами, и предлагает поддержать редакцию Отдела.

29в. Протопр. Н. А. Любимов в своем выступлении присоединяется к речи прот. П. А. Миртова.

29г. Свящ. А. Р. Пономарев говорит, что сумасшествие трудно доказать, что разные эксперты могут давать разные показания. Предлагает снять обсуждаемые статьи из законопроекта.

29д. Прот. Э. И. Бекаревич считает необходимым принять статью и включить в нее слова об алкоголизме.

29е. В. А. Рождественский: “Когда я ранее читал статьи 22, 23, 24, они были для меня ясны: я читал то, что было в них написано. Здесь говорится о праве известного лица воспользоваться тем или другим поводом к разводу, а у меня получилось такое впечатление от речей предшествующих ораторов, что некоторые склонны понимать это право в смысле обязанности”518. В. А. Рождественский говорит, что если иметь в виду только то, что написано в статьях, поводов к дискуссии не будет. Считает, что не надо в этих статьях упоминать об алкоголизме. “Я предложил бы этот пункт предварительно сдать на рассмотрение Отдела, где он был бы обсужден и где мы имели бы возможность выслушать лекции о борьбе с алкоголизмом”519.

29ж. Еп. Уральский Тихон (Оболенский) считает, что не надо увеличивать количество поводов для развода. Считает, что алкоголизм как медицинская причина является поводом для развода, но Собору не стоит обращаться только к медицинским показаниям. Напоминает о случаях, когда неизлечимые алкоголики по милости Божией выздоравливали.

29з. Архим. Вениамин говорит, что принятие этих статей ведет к отходу от канонов и что Собор встал на неправильный путь, увеличивая поводы к разводу. Говорит, что законопроект надо передать в Совет епископов, которые должны очень внимательно над ним поработать.

30. Патриарх Тихон покидает Соборную Палату в 13.45.

31. Н. Д. Кузнецов <текст выступления отсутствует>520.

32–33. Собор постановляет прекратить запись ораторов и сократить время выступлений.

34. П. И. Астров: “Я считаю себя несколько задетым словами Н. Д. Кузнецова, что я будто бы говорил, что церковные судьи никуда не годятся, не судьи – а суд”521.

35. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает, что в этот день еще состоится вечернее заседание.

35а. Заседание закрыто в 14.10.

* * *

Примечания

506

Л. 76.

507

Л. 77.

508

Л. 78.

509

Л. 81.

510

Л. 82.

511

Л. 83.

512

Л. 88.

513

Л. 89.

514

Л. 100.

515

Л. 101.

516

Л. 107.

517

Л. 114.

518

Л. 124.

519

Л. 125.

520

Выступления Н. Д. Кузнецова обнаружить не удалось.

521

Л. 131.


Источник: Обзор Деяний Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. [Электронный ресурс].

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle