Источник

Деяние 122

Москва, понедельник, 2/15 апреля 1918 г. 17.10–20.30.

Источники РГИА № 14, л. 74–119, машинопись (Ср. ГАРФ № 123, л. 19–41, машинопись с рукописными вставками; Деяния Н М IX. С. 67–82, протокол с фрагментами стенограммы).

Присутствовало 252 члена Собора, в том числе 35 архиереев.

Председатель: митр. Антоний (Храповицкий).

Повестка дня

1. Текущие дела.

2. Доклад Отдела о миссии. Докладчики М. А. Кальнев, проф. М. Н. Василевский и архим. Гурий (Степанов).

3. Доклад Отдела о духовно-учебных заведениях “О типе и управлении духовно-учебными заведениями”. Докладчики прот. К. М. Аггеев и архим. Вениамин.

2. Митр. Антоний (Храповицкий) зачитывает ст. 11{=26–33} доклада Отдела о миссии, которая посвящена размерам пенсий епархиальных миссионеров. К статье имеется поправка С. Н. Волобуева, которая посвящена содержанию миссионеров, получивших увечье в результате исполнения служебного долга.

3–5. Собор принимает с учетом поправки С. Н. Волобуева ст. 11, определяющую размер пенсий, которые назначаются епархиальным и уездным миссионерам.

6. Митр. Антоний (Храповицкий) предлагает перейти к обсуждению пересмотренных Отделом пунктов “Б” – “Д” статьи 9{=42–44}. Статья определяет, кто может быть председателем Синодального миссионерского совета, кто входит в состав этого совета, определяет денежное содержание членов совета.

7. Митр. Херсонский Платон (Рождественский) зачитывает совместное решение Финансового, Издательского и Миссионерского отделов о составе миссионерского совета: председателем является один из членов Синода, избираемый на три года, первый товарищ председателя, являющийся председателем Всероссийского православного миссионерского общества, занимается вопросами внешней миссии, второй товарищ председателя (избирается Св. Синодом на 3 года) ведает делами внутренней миссии.

8. Еп. Пермский Андроник (Никольский) вносит поправку, согласно которой в миссионерский совет входят председатель, товарищ председателя и восемь членов Совета, избираемых от Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Вторым товарищем председателя является председатель Всероссийского православного миссионерского общества. Прибывающие в Москву миссионеры могут участвовать в заседаниях совета с решающим голосом.

9. Прот. К. М. Аггеев выступает против того, чтобы члены Синода и Высшего Церковного Управления занимали руководящие посты в миссионерском совете, считает, что они не могут заниматься исполнительской работой.

10. К. В. Данилевский: “В целях более правомерного управления миссией в состав Синодального миссионерского совета входят или два представителя от внешней миссии: один от <противобуддоламаистской>676, другой от противомагометанской; или один представитель той или другой внешней миссии, но при условии, чтобы первым товарищем председателя Синодального миссионерского совета <...> было лицо, специально подготовленное к той или другой из внешних миссий, т. е. к борьбе с <буддоламаизмом> или к борьбе с магометанством. Причем если первый товарищ председателя Синодального миссионерского совета будет научно и практически подготовлен в области борьбы с магометанством, то представитель от внешней миссии должен быть специально подготовлен в области борьбы с <буддоламаизмом и наоборот>“677.

11. Д. И. Боголюбов: “Состав совета немногочислен. Совет сконструирован неудачно. <...> Проект нужно пересмотреть и ввести представителей от академий по сектантству, расколу и богословским наукам. Представительство от церковно-общественных организаций нужно признать обязательным, а вызывать представителей нужно на три месяца”678.

12. А. Г. Куляшев: “Я считаю своим нравственным и священным долгом подать свой голос за тот доклад о составе миссионерского совета, который представлен <...> миссионерским отделом. Я убедительно прошу Священный Собор принять этот доклад без всяких изменений”679.

13. Прот. А. П. Рождественский считает, что миссионерский совет не должен возглавляться членом Синода.

14. Еп. Никольско-Уссурийский Павел (Ивановский): “Для пользы дела необходимо не только представительство на местах, но и вызов миссионеров с мест. Я поддерживаю представительство от заграничных миссий”680.

15. Проф. Л. И. Писарев не согласен с подбором членов миссионерского совета. Он предлагает следующую поправку: “а) высшее управление миссией сосредотачивается в Миссионерском отделе Священного Синода; б) в состав Миссионерского отдела входят: три члена Священного Синода и четыре члена-консультанта из деятелей миссии (два по внутренней и два по внешней миссии); в) четыре члена-консультанта избираются сроком на три года Священным Собором из числа лиц, известных своей теоретической и практической подготовкой, и в делах миссионерского отдела принимают участие с правом совещательного голоса; г) членыконсультанты вызываются периодически Миссионерским отделом по мере надобности; д) по делам издательства миссионерского характера Миссионерский отдел из своей среды организует особую комиссию, которая на правах полноправного органа участвует в Издательском совете на общих основаниях, предусмотренных уставом Издательского совета”681.

16. Еп. Полоцкий Серафим (Александров) предлагает принять предложение Отдела. Разбирает выступления предыдущих ораторов.

17–19. Архиеп. Алеутский Евдоким (Мещерский): “Я очень прошу Священный Собор признать представителей иностранной миссии в составе миссионерского совета”682. Приводит примеры, говорящие о том, что жизнь американской миссии недостаточно известна в России.

20. Еп. Вятский Никандр (Феноменов) предлагает, чтобы 8 постоянных членов миссионерского совета были избраны Св. Собором из своего состава, а остальные лица вызывались по мере нужды.

21. М. А. Кальнев разбирает выступления по вопросу о миссионерском совете, говорит, что главной причиной несогласия с предложенным в докладе проектом является отсутствие денег на его реализацию. “Если их <денег> нет, то они должны быть, иначе для чего же Собор так долго и подробно рассуждал о необходимости миссии, об ее усилении, о жалованье и пенсии миссионеров, об организации всей миссии? Неужели это были одни бесплодные слова, пустые рассуждения? Или эта уж таковая судьба нашей православной русской миссии, что и теперь, когда она так нужна, для всех других проектируемых учреждений деньги найдут, но не найдут их лишь для одной всегда и прежде обездоленной, забытой нашей миссии”683.

22. Докладчик архим. Гурий (Степанов) предлагает ввести в статью о составе Синодального миссионерского совета следующее примечание: “Представительство в Синодальном миссионерском совете от внешней миссии должно быть организовано так, чтобы в этом совете были лица, специально подготовленные в области миссионерской борьбы с магометанством и буддоламаизмом, как теми двумя религиозными верованиями, которые преимущественно исповедуются нашими инородцами и которые активно, с большой энергией борются с христианством за миссионерское воздействие на инородческие племена. Посему, если председателем Миссионерского общества будет являться лицо, специально подготовленное в области борьбы с магометанством, то представителем от внешней миссии должно быть лицо, специально подготовленное в области миссионерской борьбы с буддоламаизмом и наоборот”684.

23–24. Собор отклоняет предложение прот. А. П. Рождественского о передаче вопроса об устройстве миссионерского совета на решение Св. Синода.

25–30. Собор отклоняет поправки еп. Никандра (Феноменова), еп. Андроника (Никольского) и проф. Л. И. Писарева.

31–32. Собор принимает пункты “Б” – “Д” статьи 9 в пересмотренном на совместном заседании отделов виде.

33. Митр. Антоний (Храповицкий) сообщает, что первая часть поправки К. В. Данилевского отпадает.

34. Собор принимает предложенное архим. Гурием (Степановым) и К. В. Данилевским дополнение к ст. 9{=43 прим.}, согласно которому в состав миссионерского совета обязательно должны входить специалисты по борьбе с исламом и буддоламаизмом – основными исповеданиями российских инородцев.

35–36. Собор утверждает в редакции отделов пункт “Е” статьи 9, который описывает механизм управления внутренней и внешней миссией.

37–38. Собор принимает в редакции Миссионерского отдела с учетом поправки А. Г. Куляшева статьи 1 и 2 Основных положений устава Всероссийского миссионерского общества. Согласно ст. 1 Миссионерское общество находится под покровительством Патриарха; ст. 2 посвящена функциям председателя. Прочие основные положения и сам текст устава передается на рассмотрение и утверждение Синода.

39–40. Собор отклоняет предложение А. Г. Чагадаева об исключении из круга задач миссии “развития христианской благотворительности”.

41–42. Собор благодарит докладчиков Отдела о внутренней и внешней миссии М. А. Кальнева, М. Н. Василевского и архим. Гурия (Степанова).

43–44. Собор решает продолжить заседание для обсуждения доклада Отдела о духовно-учебных заведениях “О типе и управлении духовно-учебными заведениями”.

45. В. В. Успенский считает, что в проекте меньшинства много слабых мест, к ним относится, например, вопрос о том, кто будет учиться в пастырской школе. “По проекту предполагается, что в ней будут обучаться дети, у которых есть призвание к пастырству чуть ли не с самого детства. <...> Я еще понимаю, что у десятилетнего ребенка может быть глубокая религиозная настроенность, но чтобы было призвание к пастырству – этого я не понимаю. <...> Проект меньшинства <...> ставит дело так, что в духовной школе будут воспитываться люди случайные, без пастырского призвания – последнее будет исключением”685.

46. П. И. Астров поддерживает проект меньшинства. “Гуманитарная школа хороша, но о ней пусть позаботится само государство, заинтересованное в гуманитарном образовании, а для Церкви, в интересах удовлетворения ее задач, нужна единая духовная школа. <...> Здесь говорили, что Церковь не должна забывать своей задачи – христианизации общества. <...> Но средств для этого у Церкви нет – они у государства”686.

47. Н. И. Спасский: “Доклад Отдела о реформе духовноучебных заведений, являющийся, несомненно, посильной данью настоящему сверхлиберальному времени, по моему мнению, должен быть отвергнут целиком, так как он, во-первых, совершенно не разрешает прямой своей задачи – усовершенствования духовно-учебных заведений для подготовки истинных пастырей Церкви, а во-вторых, я нахожу его даже не христианским. <...> Доклад этот вместо одного учебного заведения для подготовки истинных пастырей Церкви устраивает множество учебных заведений: там есть и гимназия для подготовки чиновников, там есть и школы, по ст. 9 “имеющие своею задачей проведение христианских начал в жизнь и сознание общества”, там есть и пастырские школы двух сортов: 1-го сорта качеством выше и 2-го сорта качеством ниже, но только нет такого цельного духовно-учебного заведения, подготовляющего истинных пастырей Церкви, какими были наши духовные семинарии”687.

48. Заседание закрыто в 20.30.

* * *

Примечания

676

В источнике здесь и ниже «буддоламайство».

677

Л. 81.

678

Л. 81–82.

679

Л. 82.

680

Л. 86.

681

Л. 88.

682

Л. 91.

683

Л. 97, ср. Деяния НМ IX. С. 86.

684

Л. 100–101, ср. Деяния Н М IX. С. 87–88.

685

Л. 107–110.

686

Л. 111–112.

687

Л. 112–113.


Источник: Обзор Деяний Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. [Электронный ресурс].

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle