Деяние 159
Москва, пятница, 24 августа/6 сентября 1918 г. 19.15–20.30.
Архив: ГАРФ № 162, л. 4–18, машинопись (Ср. РГИА № 24, л. 122–136. Машинопись).
Присутствовало 140 членов Собора, в том числе 33 архиерее.
Председатель: Патриарх Тихон, ведет заседание митр.
Новгородский Арсений (Стадницкий).
Повестка дня
1. Текущие дела.
2. Доклады Редакционного отдела:
а) “О финансово-хозяйственных учреждениях”. Докладчик В. А. Керенский.
б) “О сборах в общецерковную казну с прошений и документов”. Докладчик В. А. Керенский.
в) “Об устройстве Варшавской епархии в пределах бывшего Царства Польского”. Докладчик С. Г. Рункевич (не рассматривались).
3. Доклад Отдела о церковном суде “Об устройстве церковного суда” (продолжение). Докладчик И. С. Стахиев (не рассматривался).
4. Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении “Об основаниях, при соблюдении которых автономия Украинской Церкви является канонически приемлемой”. Докладчики: архиеп. Астраханский Митрофан (Краснопольский) и С. А. Котляревский (не рассматривался).
5. Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении “О церковных округах”. Докладчик митр. Тифлисский Кирилл (Смирнов) (не рассматривался).
2–3. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает, что по информации, почерпнутой из газет, расстреляны еп. Макарий (Гневушев) и прот. Иоанн Восторгов. Кроме того, в газетах сообщают, что найдено тело еп. Тобольского Гермогена (Долганова). Члены Собора поют “Со святыми упокой”.
4. Митр. Арсений (Стадницкий) объявляет заседание при закрытых дверях и говорит, что “вниманию Собора будут предложены результаты работ Комиссии, учрежденной Собором 21 августа/3 сентября для обсуждения текущих событий церковнообщественной жизни. Комиссия тщательно рассмотрела изданную народным комиссариатом юстиции инструкцию по проведению в жизнь декрета от 23 января 1918 г. об отделении Церкви от государства, названного декретом “О свободе совести”, но на практике обращенного современной властью в орудие гонения на Православную Церковь и выработала проект обращения Святейшего Патриарха и Священного Собора к Совету народных комиссаров об отмене означенной инструкции. Засим комиссия наметила ряд частных мероприятий, составила своего рода инструкцию для духовенства и православного народа, которою им должно руководствоваться в тех случаях, когда выработанные комиссариатом юстиции меры будут проводиться в жизнь Церкви”1091.
5. Секретарь зачитывает обращение Собора в СНК. В послании говорится, что декрет “О свободе совести” ставит Православную Церковь в положение фактически и юридически гонимой. По поводу этого декрета Собор еще 23 января 1918 г. принял соответствующее постановление. 6/19 апреля Собор через особую комиссию передал в СНК “Слово правды об их распоряжениях, касающихся Православной Церкви”, в котором говорится, что этот документ является “тяжким и ни чем не вызванным со стороны Православной Церкви оскорблением ее религиозного чувства, насилием, самым вопиющим образом нарушающим ту свободу совести и те начала нелицеприятной справедливости и равноправия, которые провозглашены народными комиссарами”1092. Депутация просила власть отменить распоряжения, касающиеся Церкви. Власть обещала Комиссии, что будет создана особая комиссия, включающая представителей всех вероисповеданий, которая будет заниматься этими вопросами. Однако практическая деятельность власти не считалась с внутренней жизнью конфессий. Принятие 30 августа 1918 г. “Инструкции по проведению в жизни Декрета об отделении Церкви от государства” явилось нарушением обещания выслушать представителей Церкви. “Если совещательный голос представителей Православия при написании подобной инструкции и не был бы принят в полной мере, то он все же мог бы удержать коммунистических законодателей от некоторых статей, глубоко возмущающих православную совесть и абсолютно для нее неприемлемых”1093. К таким статьям относится признание всего церковного имущества, включая богослужебные сосуды, мощи и др. священные предметы, собственностью государства; передача церковного имущества не приходу, а специально созданному коллективу и т. п. “Итак, последняя “Инструкция” комиссаров юстиции ставит Православную Церковь пред лицом неизбежного исповедничества и мученичества, а российскую коммунистическую власть обрисовывает как власть, сознательно стремящуюся к оскорблению народной веры, очевидно, в целях ее уничтожения. Как с такой властью нам, защитникам народной веры, найти общий язык? Мы уже не взываем как прежде ни к национальной истории, ни к общегосударственному благу, ни к отвлеченной идее разделения Церкви и государства, ни к идее истинной или только условной политической свободы, ни к праву и справедливости, ни к любви и общечеловеческому братству. За истекшее полугодие все <...> ожидания в этом направлении рассеяны самой советской властью. Из многократных ее заявлений, не менее ярких действий и официальной литературы мы с печалью сердечной убедились, что коммунизм отверг все эти обычные в человеческом общежитии мерила и открыл свое забрало как сила враждебная всякой свободе и всякому праву, даже простой человеческой справедливости и простейшему человеколюбию. Во главу угла он поставил идею неравенства людей от рождения и проклятия одной части человечества во имя другой, вплоть до физического и даже насильственно-кровавого ее истребления. Здесь уже нет дыхания Духа Божия, нет даже духа человеческого, здесь дышит дух зла, ненависти и разрушения. Последние приказы власти народных комиссаров с официальными призывами к “захвату значительных количеств заложников” и к “массовому их расстрелу” без суда внушают невольный ужас всякому здоровому, сохранившему элементарное нравственное чутье человеку. Расправы над заложниками – это возвращает нас не только к темным векам варварства, но и уносит мысль из крещеной культурной Европы куда-то в глубь Африки. Мы уверены, однако, что наш российский коммунизм, будучи духовным явлением антихристианской сущности, исповедуется и проводится в жизнь людьми все же общего с нами европейского, насыщенного преданиями христианства, духовного воспитания. И потому мы еще надеемся, что Совет народных комиссаров хотя отчасти поймет нас, когда мы, в расчете на простейшую общечеловеческую нравственность и культурность, свидетельствуем о бесчеловечном и бесцельно жестоком насилии над народной верой, проводимом в последней “Инструкции”1094.
6. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что если заявление окажется безрезультатным, разработаны практические рекомендации на случай применения “Инструкции”.
7. В. В. Богданович и В. И. Зеленцов выступают по порядку заседания.
8. Секретарь зачитывает список предложенных Комиссией мероприятий.
9. Архим. Иларион (Троицкий) вторично оглашает проект обращения Собора и Патриарха в СНК.
10–11. По предложению председателя документ принимается без обсуждения.
12. Председатель сообщает, что желающие внести редакционные изменения могут передать их в Комиссию.
13. И. М. Громогласов дает предварительные объяснения к выработанным Комиссией частным мероприятиям. Комиссия решила подготовить письменное обращение к народным комиссарам с требованием отмены “Инструкции”. Причем должен быть указан срок, в течение которого Собор будет ждать ответа. Одновременно с этим должно быть выпущено обращение к верующему народу, “раскрывающее общий взгляд на значение святынь и должное отношение к ним. Нужно в ярких и смелых словах напомнить православным христианам их обязанность защищать церковные святыни и оберегать их от осквернения и поругания со стороны лиц, чуждых Церкви и враждебных ей. Такое послание будет иметь то практическое значение, что явится основою и руководством для проповеди на местах, требуемой современными обстоятельствами”1095. Наконец, Комиссия выработала систему частных мероприятий на тот случай, если “Инструкция” будет проводиться в жизнь.
14. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что эти тезисы будут обсуждаться на следующий день на закрытом заседании. “Поэтому предупреждаю, чтобы каждый из Вас обдумал вопрос сам с собою, не вынося его вовне и не делая предметом открытого обсуждения в обществе. Не говорите ничего ни о Комиссии, ни о тезисах, выработанных ею и подлежащих Вашему обсуждению”1096
15. Заседание закрыто в 20.30.
* * *
Примечания
Л. 5.
Л. 6.
Л. 8.
Л. 10–11.
Л. 16.
Л.18