Деяние 170
Москва, пятница, 7/20 сентября 1918 г. 10.00–14.45.
Архив: ГАРФ № 173 (Ср. РГИА № 26, л. 86–188. Машинопись).
Протокол (машинопись) л. 53–67.
Деяние (машинопись) л. 71–186.
Присутствовало 134 члена Собора, в том числе 32 архиерея. Председатель: Патриарх Тихон.
Повестка дня
1. Доклады Редакционного отдела:
а) “Об основных положениях автономного устройства Украинской Церкви”. Докладчик С. Г. Рункевич.
б) “Об участии женщин на разных поприщах церковного служения”. Докладчик проф. В. А. Керенский.
2. Текущие дела.
3. Доклад Отделов о Высшем Церковном Управлении и о церковном имуществе и хозяйстве “О положении о штатах Высшего Церковного Управления”. Докладчик В. П. Шеин.
4. Отчет о развитии соборного счетоводства.
5. Доклад Отдела о единении с Православною Церковью всех христианских исповеданий по вопросу о единении со старокатоликами и англиканами.
6. Доклад Отдела об устроении Православной Церкви в Закавказъе”Об устроении Православных церквей в Закавказье и на Кавказе вообще”. Докладчик прот. А. П. Юницкий.
3–5. С. Г. Рункевич зачитывает, а члены Собора принимают подготовленный Редакционным отделом вариант Положения о временном Высшем Управлении Православной Церкви на Украине, а также предложение Отдела о необходимости согласования этого документа с ранее принятыми соборными определениями. Собор принимает доклад в изложении Редакционного отдела.
6. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает, что принятое постановление будет передано в Совещание епископов.
7–8. Секретарь зачитывает, а Собор принимает к сведению постановления Патриарха и Синода:
а) от 4/17 сентября за № 762 о перемещении еп. Никольско- Уссурийского Павла (Ивановского) на кафедру еп. Вяземского, викария Смоленской епархии;
б) от 4/17 сентября за № 763 о бытии избранному свободным голосованием клира и мирян Подольской епархии Пимену (Пегову) епископом Подольским и Брацлавским;
в) от 4/17 сентября за № 765 о назначении еп. Тверского Серафима (Чичагова) на Варшавскую кафедру.
9–10. Секретарь зачитывает:
а) Список докладов, внесенных Отделами, но не рассмотренных Собором:
1. Об учреждении Патриаршей палаты церковного искусства и древностей.
2. Об основных положениях Библейского совета при Высшем Церковном Управлении.
3. Об устройстве Православной Церкви в Финляндии.
4. По делу о провозглашении грузинами автокефалии своей Церкви.
5. О Церковно-Издательском совете.
6. Об Уставе устройства церковного суда.
7. Об общих положениях Устава церковного судопроизводства.
8. Об Уставе о церковных наказаниях.
9. Об Уставе о расторжении освященных Церковью браков.
10. О бюджете Высшего Церковного Управления.
11. Об образовании Ревизионной Комиссии для передачи имущества от старых к новым высшим церковным учреждениям.
12. Об Уставе православных академий.
13. Дополнительный к этому доклад об изменении некоторых статей Устава православных духовных академий.
14. О высшей церковно-богословской школе.
15. О сохранении старого стиля для церковного исчисления до решения вопроса о реформе календаря всей Православной Церковью.
16. О последовании литии, певаемой в нужде, скорби и обстоянии.
17. О внешкольном религиозном просвещении народа.
18. Об учреждении представительства Патриарха Московского и всей России пред всеми Восточными Патриархами и главами православных автокефальных Церквей.
19. О правовом положении духовенства в русском государстве.
20. Об образовательном цензе православного духовенства.
б) Постановление Собора от 31 января 1918 г., согласно которому в том случае, если Собор будет вынужден приостановить свою работу, не выполнив всех намеченных задач, Высшему Церковному Управлению предоставляется право вводить в жизнь подготовленные отделами доклады.
в) Собор утверждает постановление Соборного Совета “уполномочить Соборный Совет все доклады, которые останутся нерассмотренными Собором, препроводить на разрешение Высшего Церковного Управления, а сему управлению предоставить, по бывшим примерам, <право> вводить выработанные Отделами предначертания в жизнь по мере надобности полностью или в частях, повсеместно или в некоторых епархиях”1191.
11–12. Секретарь зачитывает:
а) Заявление 31 члена Собора о необходимости подтвердить полномочия лиц, избранных Высшим Церковным Управлением и Соборным Советом для защиты перед гражданскими властями имущественных прав Православной Церкви.
б) Постановление Собора от 7/20 апреля о поручении Св. Синоду, Высшему Церковному Совету и Соборному Совету поступать по своему усмотрению в деле отстаивания перед светскими властями нужд Православной Церкви.
в) Постановление Соборного Совета просить протопр. Н. А. Любимова, А. Д. Самарина, Н. Д. Кузнецова участвовать в переговорах с народными комиссарами.
г) Постановление Высшего Церковного Управления о приглашении к участию в этом деле С. Г. Рункевича, И. М. Громогласова, А. А. Салова.
д) Согласно постановлению Соборного Совета от 6/19 сентября Собор утверждает полномочия лиц, ведущих переговоры с народными комиссарами. Соборному Совету и Высшему Церковному Управлению, в случае невозможности для кого-либо из этих лиц выполнять свои обязанности, дается право приглашать на их место других лиц.
13. Председатель объявляет о переходе к обсуждению доклада Отделов О Высшем Церковном Управлении и О церковном имуществе и хозяйстве “О положении и штатах Высшего Церковного Управления”.
14–15. Докладчик В. П. Шеин зачитывает:
а) Доклад “О положении и штатах Высшего Церковного Управления”. Согласно докладу, положение и штаты Канцелярий Св. Синода, Высшего Церковного Совета и Патриаршего управления утверждаются Высшим Церковным Управлением. Высшее Церковное Управление имеет право изменять эти положения и штаты; оно же решает вопросы об установлении прибавок, пенсий и т. д. Служащие имеют право на ежегодный отпуск и отпуск по болезни. Кроме того, предлагается дополнить определение Собора от 3/16 апреля 1918 г. поправками, согласно которым члены Синода и Высшего Церковного Совета, не посещающие занятия по болезни, сохраняют содержание в течение двух месяцев.
б) Предложение 30 членов Собора (П. Д. Урусов и др.), согласно которому во время перерыва работы Собора Высшее Церковное Управление увеличивает содержание своих чиновников с учетом инфляции.
в) Постановление Соборного Совета представить эти документы на решение Собора.
16. Собор принимает доклад и поправки.
17. Секретарь зачитывает постановления Соборного Совета:
а) По докладу Отдела о Высшем Церковном Управлении “О будущих соборах Российской Церкви и их составе”: “За краткостью остающегося до прекращения занятий Собора времени, предложить Собору, не входя в рассмотрение настоящего доклада, предоставить Высшему Церковному Управлению созвать будущий Собор на началах, установленных в сем докладе для созыва больших Соборов девятилетнего периода”1192.
б) По словесному заявлению Патриарха: “Предоставить святейшему Патриарху созвать будущий Собор весною 1921 года и <...> сохранить за избранными настоящим Собором членами Св. Синода и Высшего Церковного Совета их полномочия до избрания нового состава сих установлений будущим Собором”1193.
18. Л. К. Артамонов: “Священный Собор уже постановил, что настоящий Собор прерывает свои заседания сегодня, и что созыв четвертой сессии последует тогда, когда Святейший Патриарх по обстоятельствам церковной жизни признает это необходимым. Поэтому срок выборов нового Собора и его созыв надо определить на три года вперед от созыва четвертой сессии нашего Собора. Фиксирование же созыва нового Собора 1921 годом может поставить Высшее Церковное Управление в тяжелое положение, так как обстоятельства могут так сложиться, что провести новые выборы окажется невозможным. Полномочия членов первого Собора прекрат<ятся>, а нового Собора долго не будет”1194.
19. А. В. Васильев: “Всякие сроки не безусловны, а условны. Если воле Божьей угодно будет, то предположение Соборного Совета осуществится, если нет, то предположение не будет осуществлено. Я предлагаю, не мудрствуя лукаво, принять предложение Соборного Совета”1195.
20–22. Собор утверждает постановления Соборного Совета.
23. Председатель Отдела о соединении Церквей архиеп. Алеутский Евдоким (Мещерский): “<...> Я очень скорблю, что доклад поступил в такое тяжелое время, когда кончаются часы нашего священного единения в этой палате и когда при окончании работы путаются мысли и я не могу доложить вам всего того, что мог бы сообщить. Собор, с нашей точки зрения, давно должен был бы обратить внимание на этот вопрос. Если Церковь жива, то мы не можем оставаться в таких узких рамках, в каких были. Если у нас нет мужества пойти с проповедью за пределы нашего отечества, то мы должны выслушать голос, идущий оттуда к нам. Я имею в виду голос англикано-епископальной церкви. <...> Отдел о соединении Церквей, ознакомившись с положением вопроса о соединении со старокатолическою и англо-американскою епископальною Церквами, искренно и настойчиво ищущими единения или сближения, не находит непреодолимых препятствий на пути к означенной цели. Считая единение христианских церквей особенно желательным в переживаемое время напряженной борьбы с неверием, грубым материализмом и нравственным одичанием, Отдел предлагает Священному Собору принять следующее постановление:
1. Священный Собор Православной Российской Церкви, с отрадою видя искренние стремления старокатоликов и англикан к единению с Православною Церковью на основе учения и преданий древне-кафолической Церкви, благословляет труды и усилия лиц, работающих над изысканием пути к единению с названными дружественными Церквами.
2. Собор предоставляет Священному Синоду организовать постоянную при Священном Синоде Комиссию с отделениями в России и за границей для дальнейшего изучения старокатолического и англиканского вопросов, для разъяснения путем сношений со старокатоликами и англиканами трудностей, лежащих на пути к единению, и возможного содействия к скорейшему достижению конечной цели”1196.
24–25. Собор утверждает это постановление.
26–29. Председатель Комиссии по ознакомлению с финансовым положением Собора архиеп. Владивостокский Евсевий (Никольский) сообщает предварительные сведения к докладу Комиссии, а прот. А. В. Санковский и М. И. Арефьев зачитывают доклад Отдела, в котором содержится подробный анализ финансовой деятельности Собора1197.
30. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что доклад должен быть напечатан в Деяниях Собора или же в Церковных ведомостях.
31. Собор принимает доклад к сведению и благодарит докладчиков.
32. Митр. Арсений (Стадницкий) предлагает приступить к обсуждению доклада Отдела об устроении Православной Церкви в Закавказье в связи с объявленной грузинами автокефалией. По благословению Патриарха во время обсуждения этого вопроса председательские функции исполняет митр. Кирилл (Смирнов), так как обсуждаемый вопрос имеет к нему непосредственное отношение.
33. Прот. А. И. Юницкий зачитывает доклад Отдела. Доклад предполагает образование Бакинской епархии с включением в ее состав приходов, ранее не бывших в экзархате, а входивших в состав Владикавказской и Туркестанской епархий. Доклад содержит описание структуры и состава этой епархии.
34. Митр. Кирилл (Смирнов) говорит, что соборному обсуждению должен подлежать сам факт учреждения Бакинской епархии. Остальные положения доклада могут быть переданы Высшему Церковному Управлению.
35. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что на прошлом заседании Высшему Церковному Управлению был передан доклад о церковных округах. Этот доклад еще не разработан, а вниманию Собора уже предлагается проект митрополичьего округа на Кавказе. “По недостатку времени все эти вопросы остались для нас не выясненными настолько, чтобы мы могли вынести сейчас по ним определенное и основательное решение. Мы должны разрешить обсуждаемый вопрос, так сказать, бессознательно, должны наложить штемпель на то, на что не имеем права ввиду недостаточного знакомства с предметом. <...> Я смотрю на этот вопрос с широкой точки зрения. Имея в виду автокефалию Грузии, а также послание по этому поводу Святейшего Патриарха, которое несколько расходится с этим докладом, нужно признать, что обсуждаемый вопрос имеет большое значение и для всей Русской Церкви. Поэтому решать его без должной подготовки невозможно и для Собора недопустимо. Я полагал бы передать вопрос о митрополичьем округе на Кавказе, как это сделано в отношении к другим округам, на рассмотрение и решение Высшего Церковного Управления”1198.
36–38. Еп. Охтенский Симон (Шлеев) предлагает следующий проект решения по этому вопросу: “Священный Собор, заслушав доклад об учреждении на Кавказе Бакинской епархии и митрополичьего округа, поручает Высшему Церковному Управлению в первую очередь, незамедлительно открыть названную епархию и округ”1199.
39. Л. К. Артамонов указывает на связь этого вопроса с объявленной Грузинской Церковью автокефалией. Собор должен в принципе утвердить доклад, предоставив обсуждение частностей Высшему Церковному Управлению.
40. А. В. Васильев: “Не только отсутствие времени, но и то, что не определилось еще отношение нашей Церкви к Грузинской автокефалии, заставляет нас передать вопрос на рассмотрение Высшего Церковного Управления”1200. Однако, по мнению А. В. Васильева, Собор должен принять некоторые принципиальные положения этого доклада.
41. П. И. Астров считает, что часть статей должен принять Собор, а остальные – Высшее Церковное Управление.
42–44. В. А. Потулов присоединяется к мнению митр. Арсения (Стадницкого).
45. Еп. Тамбовский Зиновий (Дроздов): “Нам нужно решить первый вопрос, как относиться к грузинам, кто они – братья или раскольники, находятся они с нами в единении или вражде? И только решив этот вопрос, мы можем решить другой вопрос относительно устройства Православной Церкви в Закавказье и на Кавказе вообще. <...> Я думаю, что хорошо устроить округ, но тогда, когда будет выяснено положение Закаспийской области”1201.
46. П. Я. Руднев предлагает дождаться разрешения этого вопроса естественным образом. “Высшие органы церковной власти будут следить за естественным развитием вопроса и в нужный момент установят нужные формы управления, а следующий Собор эти формы утвердит”1202.
47. П. Б. Мансуров считает, что сейчас решить этот вопрос нельзя.
48. Еп. Чигиринский Никодим (Кроткое) не видит неудобств в том, что приходы Дагестанской области относятся к Владикавказской епархии.
49. Митр. Кирилл (Смирнов) говорит, что список ораторов исчерпан.
50. Прот. А. И. Юницкий высказывается в поддержку доклада.
51. Митр. Кирилл (Смирнов) зачитывает поступившие поправки к докладу.
52. Еп. Симон (Шлеев) выступает по порядку голосования.
53–54. Собор принимает предложение митр. Арсения (Стадницкого) передать доклад на рассмотрение Высшего Церковного Управления или последующей сессии Собора.
55–56. 12.50–13.40 – перерыв.
57–60. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич зачитывает, а Собор утверждает текст дополнительного доклада “Об участии женщин в жизни Церкви”. Доклад передается Совещанию епископов.
61–63. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич зачитывает, а Собор утверждает текст постановления о церковных округах. Доклад передается Совещанию епископов.
64–66. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич зачитывает, а Собор утверждает текст постановления об изменениях в статьях 80 и 83 Соборного определения об епархиальном управлении. Доклад передается Совещанию епископов.
67–69. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич зачитывает, а Собор утверждает текст “Постановления об управлении духовно-учебными заведениями и церковноприходскими школами и организации законоучительства для учащихся в светских учебных заведениях”. Доклад передается Совещанию епископов.
70–72. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич зачитывает, а Собор утверждает текст “Постановления о положении и штатах Высшего Церковного Управления”. Доклад передается Совещанию епископов.
73–75. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич зачитывает, а Собор утверждает текст “Постановления о созыве будущего очередного Собора и о полномочиях членов Св. Синода и Высшего Церковного Совета”. Доклад передается Совещанию епископов.
76. Собор благодарит Редакционный отдел и его председателя С. Г. Рункевича.
77–80. В. П. Шеин говорит, что сведения о гонениях стекались со всех сторон “и представляют ужасную картину того, что приходится терпеть Церкви. <...> Декрет о свободе совести поставил Православную Русскую Церковь в положение не только фактически, но и юридически гонимой. В своем особом постановлении, которое было напечатано в “Церковных ведомостях” и сообщено Совету народных комиссаров, Священный Собор определенно выявил это скрытое в словах декрета враждебное всякой религиозной свободе существо его. <...> Со времени издания декрета открылся целый ряд поруганий и осквернений храмов и святынь, захватов церковного имущества; целый ряд ничем не оправданных и никому не нужных захватов и убийств, насилий, арестов и издевательств над служителями Христа и Его Церкви”1203. Далее В. П. Шеин рассказывает о конкретных случаях убийств священнослужителей, сведения о которых стали известны Комиссии о гонениях. Государство активно вмешивается в дела Церкви. Самарский комиссар по вероисповедальным делам в циркулярном предписании приказал принтам всех церквей епархии венчать лиц, браки которых расторгнуты революционными трибуналами. “Что это – наглость ли, доведенная до крайних пределов, или же чудовищная несознательность и темнота? Издавать от имени народа декрет об отделении Церкви от государства, вводить гражданский брак и потом, когда сам народ не признает действительным этот гражданский брак и стремится освятить его в Церкви, говорить снова о той же “воле народа” благословлять церковно брак. И таких распоряжений было не одно, <...> и в других местах требовали этого от священников. <...> А Калужский революционный трибунал пошел еще дальше. Он вынес постановление о лишении священнического сана настоятеля Ковельского собора о. протоиерея С. Протопопова. В другом же случае Калужский губернский исполнительный комитет потребовал отмены постановления о запрещении в священнослужении священника Покровского, <...> и, не дожидаясь этой отмены, своею властью восстановил в правах Покровского и разрешил ему священнослужение. Так понимают свободу внутренней жизни Церкви советские власти на местах”1204. Далее рассказывается об изъятии церковной собственности, ограблении монастырей и храмов, закрытии принадлежащих Церкви учебных заведений, больниц и богаделен. В конце доклада приводятся имеющиеся в распоряжении Собора на 7/20 сентября 1918 г. данные об убийствах за веру, о захватах архиерейских домов, духовных учебных заведений, при этом указывается, что приведенные сведения неполные. Оглашается поименный список новомучеников. Собор поет “Со святыми упокой”1205.
81–83. Секретарь зачитывает, а Собор передает на разрешение Высшего Церковного Совета выработанный особой комиссией проект соборного предначертания о защите церковного имущества, не имеющего значения святынь.
84. Секретарь зачитывает постановление Совещания епископов об отклонении принятого 4/17 сентября постановления Собора “О церковном суде”.
85. Н. Д. Кузнецов рассказывает о том, как выполняется поручение об организации переговоров между делегацией Собора и СНК. На просьбу принять делегацию В. Д. Бонч-Бруевич ответил, “что это от него не зависит, и что надо подать об этом официальное заявление в Совет народных комиссаров, потому что прием не обычный. <...> Сегодня в ответ на мое заявление я получил бумагу от 20 сентября за № 10 274 с сообщением, что свои пожелания делегация от Собора может представить в письменной форме, в приеме же делегации надобности не встречается. Кроме того, я должен сказать, что мною было подано в Совет народных комиссаров по поводу известной инструкции заявление о том, что это не инструкция, вытекающая из декрета 23 января, а новое узаконение, изданное с нарушением порядка издания закона, и что сам Комиссариат юстиции не имел права издавать такую инструкцию. К этому заявлению присоединились представители многих вероисповеданий, которые на днях собрались у меня на квартире и представили Совету народных комиссаров и от себя протесты. В ответ на это В. Д. Бонч-Бруевич сообщил мне, что ввиду важности затронутых вопросов по поводу всех этих заявлений Юридическое совещание при Комиссариате юстиции даст свое заключение, и тогда весь материал будет внесен на обсуждение Совета народных комиссаров”1206.
86. Л. К. Артамонов выступает с речью о работе Собора и его руководящих органов. “<...>Собор имел 3 сессии: первая сессия продлилась 116 дней – с 15 августа по 9 декабря 1917 года; в течение этого времени состоялось 65 пленарных заседаний; вторая сессия продолжалась 78 дней, с 20 января по 7 апреля 1918 года, и за это время было 64 пленарных заседания; наконец, третья сессия продолжалась 85 дней, с 15 июня по 7 сентября 1918 года, в течение ее состоялось 41 пленарное заседание. Следовательно, всего за три сессии Собора рабочих дней 279, и за это время состоялось 170 пленарных заседаний, то есть почти на каждые три дня приходилось два пленарных заседания. Каждое заседание длилось в среднем 5 часов (с небольшим перерывом). На пленарные заседания выносились на обсуждение вопросы, уже обстоятельно разработанные в Отделах, на которые распределялись все члены Собора. Надо отметить, что Священный Собор имел 22 Отдела, 3 совещания (хозяйственное, юридическое и религиозно-просветительное), около 10 временных комиссий, в которых работа шла ежедневно, но лишь в другие часы, не совпадающие с пленарными заседаниями. <...>
Итак, во все 3 сессии состоялось 170 пленарных заседаний, потребовавших от Собора затраты около 850 часов напряженной умственной деятельности. В этих заседаниях председательствовали, непосредственно руководя занятиями Собора: в первых трех –покойный митрополит Киевский Владимир (Богоявленский); в 25-ти заседаниях председательствует высокопреосвященейший митрополит Тихон. Но с избранием нашего святейшего отца на Патриарший стол фактическое председательствование и руководство занятиями переходит к высокопреосвященнейшему митрополиту Новгородскому Арсению (Стадницкому), который проводит более 140 заседаний1207. Всякое пленарное заседание сопровождается составлением протокола и засим деяния; кроме того, ему обычно предшествует заседание Соборного Совета. Всех заседаний Соборного Совета было 125. В них председательство обычно принадлежало святейшему отцу, который возглавлял свыше 100 таких заседаний Соборного Совета, остальные же возглавлял товарищ его митрополит Арсений (Стадницкий). Далее, наши соборные решения строго по уставу в указанный срок поступали на обсуждение в Епископские совещания. Всех Совещаний епископов состоялось свыше 150; их всегда возглавлял святейший отец Патриарх. Таким образом, мы видим, что в течение 279 соборных рабочих дней состоялось 170 пленарных заседаний, 125 заседаний Соборного Совета и свыше 50 заседаний Епископского совещания, не считая других случайных собраний. <...> Если принять во внимание всю повседневную только соборную работу <...>, прибавить к этому частое совпадение в те же дни председательствования в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете, ежедневный прием множества разного рода просителей, исполнение патриаршего служения в храмах г. Москвы и поездки в другие города для той же цели, длительное всегда после службы благословение многих тысяч молящихся, то мы получим только поверхностную и неполную картину рабочего дня и того физического утомления, какого требует такая напряженная деятельность. <...> И я прошу Священный Собор присоединиться к тому чувству, которое сейчас наполняет мою душу и вставанием выразить святейшему отцу наше глубокое сыновнее почитание, нашу искреннюю любовь и признательность за все его великие труды и непрестанные о Церкви заботы”1208.
89. Члены Собора, поднявшись с мест, поют Патриарху Είς πολλά έτη, δέσποτα.
90. Л. К. Артамонов характеризует работу митр. Арсения (Стадницкого).
91. Члены Собора, поднявшись с мест, поют Είς πολλά έτη, δέσποτα.
91а. Митр. Арсений (Стадницкий): “Я счастлив, что на меня выпал великий исторический долг, и благодарю Господа, что Он дал мне силы и возможность не пропустить ни одного заседания Собора”1209.
91б. Л. К. Артамонов характеризует деятельность секретаря Собора В. П. Шеина, а также его помощников – В. Н. Бенешевича, который занимался подготовкой Деяний Собора, и П. В. Гурьева.
92. Члены Собора, поднявшись с мест, поют: “Многая лета”.
93. В. П. Шеин благодарит чиновников Канцелярии Собора за хорошую работу.
94. П. И. Астров обращает внимание на состав Собора: “Он состоит из всех частей церковного тела, и мы, миряне, призваны участвовать в церковном строительстве как полноправные его члены. Мы помним колебания, сомнения и опасения, которые были связаны с вопросом об участии мирян в церковном соборе. Я не буду повторять, что тогда говорилось по этому вопросу. Но вот мы видим и знаем, что совершилось и совершается ныне. Мы призваны к соборной работе и внесли свою посильную долю участия в церковное строительство – это засвидетельствовано Деяниями Собора. И наши потомки будут вспоминать и изучать время, когда так определенно, ясно и точно проявилось наше участие в святой соборной работе. Это участие есть факт, и его должно отметить. Соберет ли нас Господь на 4-ю сессию? <...> Обращаясь к будущему, отмечу то единодушие, которое обнаруживалось на Соборе, в основных и важнейших вопросах, и в этом единодушии я хотел бы видеть указание на то направление, которое должна получить церковная жизнь в будущем. Работу Собора потомки будут судить, но пусть оценят они и единодушие Собора, и пусть послужит это единодушие залогом того, что и грядущие поколения будут совершать великое церковное дело в святом единении всех Членов Церковного Тела”1210.
95. Протопр. Н. А. Любимов вспоминает сомнения и споры по поводу участия мирян в работе Собора. “<...> Я должен засвидетельствовать, что все эти опасения оказались напрасными, что участие мирян в работе Собора показало, что они суть живые члены тела Церкви. Как избранники верующего народа они оказались на высоте своего призвания верными сынами Святой Церкви. Они не тормозили работы Собора, но всею своею деятельностью показали, что как избранники и представители верующего народа они считают своим долгом горячо отстаивать нужды Церкви. <...> Отмечая эту строго церковную работу мирян на Священном Соборе, их верность каноническим основам Церкви, я, с благословения Святейшего Патриарха, в полной уверенности, что и все другие присутствующие на Соборе епископы Русской Церкви единомысленны в этом отношении с Его Святейшеством, приношу от лица пастырей благодарность мирянам – членам Священного Собора, что они пребывают с нами в единении духа и силы, и что в них мы имеем поддержку, при которой нам не страшны все усилия врагов Церкви и никакие гонения”1211.
96. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает, что Патриарх произнесет заключительное слово.
97. Патриарх Тихон произносит заключительное слово: “Преосвященные архипастыри, отцы и братие. Есть хорошо известная вам русская поговорка несколько иронического характера; она гласит следующее: “Начал за здравие, а кончил за упокой”. Я очень счастлив, что в настоящее время мы осуществляем эту поговорку наоборот: начали за упокой, а кончили за здравие. Вы слышали несколько речей ораторов, которые воздавали по заслугам похвалу членам президиума. Священный Собор им действительно воздал должное, но он почитает своим священным долгом принести от лица президиума благодарность и всем простым рядовым членам Собора за их усердную продуманную работу на пользу Святой Церкви. П. И. Астров и Л. К. Артамонов резонно указали на то, что в деле великого строительства церковного имеют значение все члены Церкви. Как в теле имеет значение каждый член, так и в церковном теле дорог и важен каждый работник. И настоящее наше собрание, которое является последним в эту сессию, все же не чуждо, и при сознании нами исполненного долга, некоторой скорби, которая является естественной при разлуке. За год мы уже привыкли друг к другу, сжились, работая вместе, а теперь приходится разъехаться на неопределенное время. Скорбь наша усугубляется тем, что когда оканчивались предшествующие сессии, назначался определенный срок для начала следующей сессии, а теперь, к сожалению, мы по многим обстоятельствам лишены этой счастливой возможности указать срок, когда мы снова соберемся. Но да послужит для нас утешением то, что как бы ни были сильны препятствия и озлобления, о нас печется Господь, Который не оставит Своей Святой Церкви. И самое созвание Собора именно в наши дни, когда происходит нечто неслыханное и когда даже иноверцы выражают протест, есть Божие попечение о Святой Церкви, выразившееся в решении тех вопросов, которые были предметом нашего обсуждения. И мы, как и все верующие члены Церкви Христовой, проникнуты сознанием, что Господь не оставит нас, немощных, без Своей помощи и попечения и в дальнейшие дни, что Он Сам приведет Церковь к тихой пристани. А теперь воздадим Господу Богу благодарность за то, что нами или вернее Духом Божиим чрез нас, немощных, сделано на этом Соборе и вместе с тем будем молиться Ему, чтобы Он пробавил1212. Свою милость ведущим Его – всем истинно верующим, преданным Святой Церкви.
Объявляю настоящую сессию Священного Собора закрытой”1213.
98. Заседание закрыто в 14.45.
99. После заседания Патриарх в сослужении совершает молебен.
100. В 15.15 Патриарх покидает Соборную палату.
* * *
Примечания
Л. 77.
Цитируется по протоколу (л. 59). В Деянии текст испорчен.
Л. 83.
Л. 83.
Л. 83.
Л. 84–85.
Из-за значительного объема и концентрированного изложения этот доклад не поддается пересказу. См. л. 86–123.
Л. 130.
Л. 131.
Л. 133.
Л. 135–136.
Л. 137.
Л. 149–150.
Л. 161.
Л. 148–169.
Л. 172–173.
Изредка также председательствовали митр. Кирилл (Смирнов) и митр. Антоний (Храповицкий). – А. К.
Л. 173–177.
Л. 170.
Л. 182–183.
Л. 184.
Л. 184–186.
