Деяние 42
Москва, четверг, 16/29 ноября 1917 г. 10.10–14.15.
Источники: Деяния IV.1. С. 46–76.
Присутствовало 318 членов Собора.
Председатель: архиеп. Новгородский Арсений (Стадницкий).
Повестка дня
1. Текущие дела.
2. Доклад о правовом положении Церкви в государстве. Докладчики С. Н. Булгаков, П. И. Астров, Ф. И. Мищенко.
2. Председатель объявляет о продолжении обсуждения статьи 3 {=3} доклада “О правовом положении Церкви в государстве”.
3–11. После выступлений Ф. И. Мищенко и отклонения поступивших поправок Собор принимает статью в редакции Отдела.
12. Председатель зачитывает статью 4 {=6}, которая посвящена степени государственного контроля за деятельностью Церкви.
13–31. В ходе дискуссии выступили Н. Д. Кузнецов, Е. Н. Трубецкой, В. И. Зеленцов, А. В. Васильев, Л. К. Артамонов, С. Н. Булгаков, В. В. Богданович, Д. А. Олсуфьев.
Из выступления А. В. Васильева “Я не знаю, ради чего мы напрашиваемся на наблюдение над Церковью со стороны государства, указываемое статьей 4-й. Государство знает и без нас свои обязанности и само понимает, что ему надо делать, а мы еще с своей стороны просим его о контроле над Церковью”48.
Из выступления Н. Д. Кузнецова: “Подчинить государственному суверенитету Церковь и допускать значение ее постановлений и действий в связи с соответствием их государственным законам возможно, лишь пока остается незатронутой внутренняя церковная сфера. В противном случае Церковь обязана не обращать внимания на соответствие или несоответствие ее действий и постановлений с законами государства. <...> По свидетельству истории, государство, направляемое враждебными Церкви сознанием и волею, может устанавливать такие законы, которые или в скрытом виде или даже явно посягают на свободу и самостоятельность Церкви”49.
Из выступления Е. Н. Трубецкого: “Если государство дает Церкви бюджетное содержание или вспомоществование, то отсюда следует, что деятельность Церкви не должна быть противна государственным законам. Если нам вычеркнуть статью 4-ю, то это будет означать вступление наше на путь отделения Церкви от государства, так как если мы не даем у себя места надзору со стороны государства, то мы свободны, как ветер, совершенно отстраняемся от государства, и о союзе Церкви с Государством не может быть уже и речи”50.
Из выступления С. Н. Булгакова: “Весь проект строился в сознании необходимости союза между Церковью и государством. Кто настолько ошеломлен последними событиями, что отчаялся совершенно в будущем русской государственности, тот, конечно, должен отвергнуть мысль о союзе Русского государства и Русской Православной Церкви. Но тогда весь проект должен построяться совершенно иначе”51.
32–33. 12.10–12.30 – перерыв.
34–51. Продолжение обсуждения статьи 4. После выступлений В. В. Радзимовского, Д. И. Волкова, М. П. Арашкевича, еп. Гермогена (Долганова), П. И. Астрова и отклонения поправок Собор принимает статью в редакции Отдела.
52–53. Собор принимает в редакции Отдела статью 5 {=5}, согласно которой государство признает церковную иерархию и органы церковного управления.
54–61. После дискуссии, в которой приняли участие Д. А. Олсуфьев, Н. Д. Кузнецов, П. И. Астров и Л. К. Артамонов, Собор принимает в редакции Отдела статью 6 {=4}, согласно которой государственные законы, имеющие отношение к Церкви, издаются по согласованию с церковной властью.
62–80. После дискуссии, в которой приняли участие А. В. Васильев, П. А. Россиев, П. Н. Апраксин, П. Б. Мансуров, В. Г. Рубцов, Н. Н. Фиолетов и П. И. Астров, Собор принимает статью 7 {=7}, согласно которой глава государства, министр исповеданий и их заместители должны быть православными.
81. Секретарь сообщает, что в Соборной канцелярии имеются отпечатанные послания Собора в связи с выборами в Учредительное Собрание.
82. Заседание закрыто в 14.15.
* * *
Примечания
С. 48.
С. 49.
С. 51.
С. 57.
