И.П. Ювачев

Источник

XXXVIII. Сион

Топография Иерусалима. – Сион. –"Город Давидов». – Дом Тайной вечери. – Гробница Давида. – Обозначение святых мест. – Сионские кладбища. – Вышний Сион Нового Завета.·– Армянский монастырь св. Иакова. – Мусульманская процессия. – Место побиения камнями св. Стефана.

Через весь Иерусалим, с севера на юг по меридиану, проходит прямая улица. Начинается она у Дамасских ворот, а оканчивается у Сионских, или Баб-ен-неби-Дауд. Эта улица делит Иерусалим на две почти равные части, если принять во внимание, что город растет на запад вне стен своих. Восточную часть, исключая южного угла, то есть, огражденный двор с мечетью Омара, можно разделить в свою очередь на северную и южную. В первой живут преимущественно мусульмане, а во второй – иудеи. В западной половине Иерусалима, в которой находится храм Гроба Господня, сосредоточены христиане разных исповеданий. Русские вышли за стены города на северо-запад, а армяне подались на юг, к Сиону.

Собственно гора Сион, где когда-то был дворец царя Давида, а теперь указывают его гробницу, выступает высоким мысом за южную стену города и круто спускается в Гинномову долину.

«Давид взял крепость Сион: это – город Давидов. Давид жил в той крепости, потому и называли его городом Давидовым». Вот свидетельства св. писания (2Цар. 5: 7, 9; 1Пар. 11: 5, 7). До времен Неемии выделяли «город Давидов» из всего Иерусалима, как это мы видим из его описания постройки стен (Неем. 3: 15). Пророк же Исаия (2: 2) Сион назвал «горою дома Господня»; на этом основании некоторые (в том числе и покойный Георгий Властов, см. его «Священную летопись», т. 4, стр. 117) разумеют под горою Сион возвышенность Мориа, на которой Соломон выстроил храм Иеговы. Так это или иначе, но гора Сион с времен Давида стала лозунгом избранного народа. На горе Сионе воцарится Господь. Там будет спасение. Оттуда идет благословение. Одним словом, в Сионе сокрыты все чаяния Божьего народа. К нему он стремится, как к главной святыне на земле.

Я тоже собрался посетить Сион и его чтимые паломниками места. Подвигаясь на юг города, мы запутались в кривых улицах еврейского квартала. Пришлось и нам, по выражению пророка Иеремии (50: 5), встречных «спрашивать о пути к Сиону, к месту имени Господа Саваофа» (Ис. 18: 7). На юге города становилось все менее и менее людно. А на самом Сионе едва встретишь человека. Было около второго часу дня.

То, что называют здесь «Сионской горницей», или домом Тайной вечери, в настоящее время есть мусульманская мечеть Ен-неби-Дауд. Вот здесь-то и показывают место гроба царя-пророка Давида. О «гробницах Давидовых» поминает и Неемия (3: 16). Но теперь, после такого ряда разорений Иерусалима, в продолжение почти трех тысяч лет, вряд ли кто из ученых археологов станет ноложительно утверждать, что каменное возвышение в подземелье, покрытое пеленой, и есть непременно гроб царя Давида. Во всяком случае, магометане благоговейно чтут древнюю гробницу и пускают сюда христиан не очень охотно. Да и то надо заметить, вершина горы Сиона сама по себе так не велика, что здесь, где бы ни указывали гробницу Давида, все будет близко около действительного места. А что она была на Сионе, об этом свидетельствует писание и Ветхого и Нового Завета. ,И почил, – сказано, – Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом». «И гроб его у нас до сего дня», – свидетельствовал апостол Петр мужам иудейским в Иерусалиме.

Недалеко от места первой христианской церкви, или «матери всех церквей», показывают дом Иоанна Богослова, где проживала с ним Божия Матерь. Близ Сионских ворот (Баб-ен-Неби-Дауд) находятся постройки, в которых будто бы жили первосвященники Анна и Каиафа. При этом указывают все подробности пребывания Иисуса Христа на Сионе: к какому дереву Он был привязан, где Его били по ланитам, где от Него отрекся Петр. На восточной стороне горы показывают и пещеру, в которой Петр горько оплакивал свое отречение.

Все события последних дней земной жизни Иисуса Христа так трогательны и так дороги для каждого христианина, что становится понятным, когда, для постоянного напоминания себе, стараются воспроизвести их тем или другим способом. Известно, например, сколько мест в одной только России, где разным долинам и холмам около монастырей приданы названия чтимых святынь в ІІалестине. Вам укажут и Вифанию, и Гефсиманию в самом центре империи; а в некоторых церквах и часовнях воспроизведены пещеры Рождества Христова или Святого гроба. Тем более, если мы видим желание благочестивых христиан наглядно вспомнить все подробности страстей Христовых в самом Иерусалиме! Как образа и картины напоминают нам известные события из жизни Спасителя, Божьей Матери и святых людей, так здешние дома, памятники, пещеры и гробницы рисуют в нашем воображении картины давно минувших евангельских событий.

На горе Сионе, около Неби-Дауд, расположены христианские кладбища: православное, латинское, армянское, американское и др. Наше православное находится в ужасном запустении и выглядывает очень грустно, особенно если посравнить его с соседними. Распоряжается православным кладбищем греческий патриарх и, конечно, степень благоустройства вполне зависит от него. Кучи камней, беспорядочно разбросанные на кладбище, усугубляют еще более безотрадную картину. И это Сион! Он выключен вне города и отдан под могилы! Не исполняется ли пророчество, что Сион будет вспахан, как поле (Иер. 26: 18; Мих. 3: 12). А прежде, когда иудейское царство было самостоятельно, как велико было значение горы Сиона! Пророки ее называли «радостью всей земли», Божиим пребыванием, избранницею Господнею. Самое высшее благословение того времени, если сказать: благословит тебя Господь от Сиона!.. И вдруг такое запустение!

Но и в Новом Завете гора Сион не утратила своего значения для нового Израиля, то есть, христиан. Здесь была та горница, где совершена была самим Иисусом Христом первая евхаристия и здесь же был дом Иоанна Богослова, в котором проживала Божи Матерь. После смерти и воскресения Иисуса Христа, Его ученики, по преданию, пребывали главным образом на Сионе. Здесь им являлся Господь, и здесь же, по Его заповеди, они дожидались обетования свыше. В этой горнице произошло великое явление Святого Духа в виде огненных языков и были произнесены речи на разных языках о великих делах Божиих. Таким образом из Сиона стала распространяться проповедь о воскресении Спасителя. «От Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима», – предсказывали пророки.

Но теперь настало время покланяться Отцу не на горе сей и не в Иерусалиме, как сказал Христос самарянке, а – в духе и истине. Теперь мы приступили, объясняет апостол, к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов. Теперь гора Божия есть вышний Иерусалим – матерь всем нам (Гал. 4: 26,). Отныне нам надо возводить очи наши к той горе, к тому вышнему небесному Сиону, откуда придет обещанная помощь Господня.

На обратном пути мы зашли в монастырь св. Иакова. Построили его, говорит предание, грузины; но, как многие их святыни, и этот большой монастырь перешел в руки армян. Полагают, что храм его построен на месте усекновения главы апостола Иакова, брата Господня. В монастыре живет армянский патриарх, и имеется в нем множество келий для паломников.

Выслушав службу на непонятном для нас армянском языке, мы вернулись к русским постройкам.

Случилось мне обойти и мусульманские кварталы в северо-восточной части Иерусалима, да еще в такое время, когда последователи Магомета справляли один из своих больших праздников. Еще с утра толпы разодетых мусульман двинулись к восточным воротам Баб-ситти-Марьям, через которые должна была пройти их религиозная процессия в сопровождении дервишей и турецких войск с музыкой. К главному шествию процессии я опоздал. Видел только возвращающиеся в город последние партии дервишей и солдат, окруженные массами пестрого народа. Крики, пение, музыка, придавали всей картине что-то горячее, восточное. Все здания и заборы, примыкающие к дороге, были усеяны многочисленными зрителями. Присоединился и я к ним. Мое темное европейское платье сильно выделяло меня среди ярких восточных костюмов; но так как все были заняты зрелищем, то на меня не обращали никакого внимания. Лишь только хвост процессии скрылся в воротах и я двинулся по дороге на Елеонскую гору, как посыпались на меня сверху камни. Это бросали возбужденные праздником дети магометан. Пришлось мне податься к каменной ограде и под ее защитою быстро пройти через Кедронский поток к Гефсимании. Как раз в этом месте, говорит предание, побивали камнями первомученика Стефана.

На проявление особенного фанатизма иерусалимских магометан все-таки нельзя пожаловаться. Здесь они держат себя сравнительно тихо и скромно. Это можно объяснить, во-первых, тем, что население Иерусалима смешанное, и представителей двух других религий – иудейской и христианской – значительно больше. Одних иудеев насчитывают в городе более 45.000 человек 36. Во-вторых, европейские консулы здесь зорко следят за безопасностью своих соотечественников. И, наконец, зачем мусульманскому населению проявлять какие-либо неприязненные чувства к иноверным, когда оно живет их богатыми приношениями из всех стран христианского мира?!

* * *

36

Почти три четверти всего населения Иерусалима.


Источник: Паломничество в Палестину к гробу господню : Очерки путешествия в Константинополь, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и Грецию / И.П. Ювачев. - Изд. Александро-Невск. о-во трезвости, что при Воскресен. церкви "О-ва распространения религиозно-нравств. просвещения в духе православной церкви". - Санкт-Петербург : Тип. СПб. акц. общ. печ. "Слово", 1904. - XVI, 365, [2] с., 126 ил.

Комментарии для сайта Cackle