Требуются волонтёры
Азбука веры Православная библиотека История Церкви Подвижники и монастыри крайнего севера
Распечатать

К.А. Докучаев-Басков

Подвижники и монастыри крайнего севера

Содержание

Вместо предисловия

Преподобный Диодор Юрьегорский и основанный им монастырь Соловецкие пустынники 1605–1619 гг. и 1-е известие о них Дамиану Оставление Соловецкого острова, водворение на Юрьевых горах, устройство монастыря и проч. «О пророчестве преподобнаго отца нашего Диодора Юрьегорскаго» I. Строитель старец Феодосий. 1637 г. II. Строитель старец Пахомий, в 1657 г. III. Строитель старец Тихон, 1677 г. «Емецкого волока Благовещенская убогая пустыня» Строитель иеромонах Павел, 1718–1741 гг. Кодлозерская пустынь Веретьевская Благовещенская пустынь Кожеозерский монастырь 1-й строитель иеромонах Корнилий, 1723–1738 гг. 2. Строитель иеромонах Исаия (1741–1751 г.) 3. Строитель иеромонах Иона, 1756 (26 сент.) – 1761 (в нояб.) гг. 4. Последний строитель иеромонах Андроник, 1763–1764 гг. Елгомская Богоявленская пустынь II. Строитель иеромонах Герасим, 1663 г. III. Строитель старец Антоний, 1671–1680 г. IV. Строитель монах Иосиф, 1685 г. V. Строитель монах Моисей, неизвестнаго года XVIII век VI. Строитель монах Иона, 1704 г. VII. Строитель монах Феодосий, 1711 – 1724 г. (5 октября) VIII. Строитель монах Гавриил, 1727 г. Управляющий иеромонах Андроник, 1756, 1759 г. Управляющий иеромонах Аарон, 1762 г. Описание сел Муромский монастырь Сведения о преподобном Лазаре муромском Настоятели Муромскаго монастыря после преп. Лазаря 1. Священноинок Феодосий 2. Преподобный чудотворец, Афанасий игумен 3. Игумен Ефрем, 1508 г. 4. Игумен Лаврентий, 1537–1539 г. 5. Игумен Зосима, 1583 г. 6. Игумен Иоасаф I-й, 1586 г. 7. Черный поп Мисаил, 1628–1629 гг. 8. Строитель Иларион (Запольский), 1650 г. 9. Игумен Афанасий 2-й, 1673 г. 10. Игумен Иоасаф 2-й, 1686 г. 11. Игумен Тарасий, 1764–1773 г. 12. Строитель иеромонах Пафнутий 1775–1783 г. 14. Строитель иеромонах Иосиф, 1784–1785 г. Священники упраздненного монастыря Открытие Муромскаго монастыря, 1867 г. Новое раскольническое сочинение. (Библиографическая заметка) Рукописные памятники трудов по переводу и изъяснению свящ. книг Ветхого Завета прот. Г. П. Павского и ученика его прот. С. К. Сабинин I. Рукописные труды по переводу св. Писания прот. Г. П. Павскаго Оглавление пророческих речей Исаии, по хронологическому порядку расположенных II. Рукописные труды по переводу и изъяснению св. писания В. Завета прот. С. К. Сабинина История Челменской пустыни Черный поп Мисаил, 1623 – 1637 гг. Строитель, монах Варлаам, 1642–1645 гг. Строитель, иеродиакон Филофей Строитель иеромонах Макарий «195 (1687)-го году Маия в день» Строитель монах Иоасаф, 1728–1732 гг. Монах – сборщик XVIII века, по возвращении из сбора «Пустынь Иоанна Волосатаго». (Каргопольский Успенский женский третьеклассный монастырь) Превращение пустыни из мужской в женскую, около 1650 г. Средства содержания монастыря «Монастырь Никольский, Корнильева (Паданская) пустыня» Хергозерская, Макарьевская пустынь Благочестивый пресвитер XVII века Настоятель или управляющий, черный поп Григорий, 1667 г. Строитель иеромонах Иоиль, 1721 г. I. II. Писан на простом полулисте Пустынник Захарий Наглимозерская – Артова пустыня Пресвитеры Наглимозерские Здания Наглимозерской пустыни  

 
Вместо предисловия

Вполне преданный всестороннему изучению родного края, постоянно увлекаемый любознательностью, я свободные часы свои (начиная со 2-й половины шестидесятых годов) всегда посвящал этому делу: изучая народный быт, местную историю, достопримечательности – монастыри, пустыни, церкви и проч. и проч.; а для скорейшего и лучшего достижения цели почти каждое лето совершал путешествия, то в глубь своего родного уезда (каргопольского), некогда богатого иноческими обителями, то – и по всей олонецкой губернии1 заглянув не раз и в соседние... И, не смотря на то, что почти везде, кроме препятствий к доступу к местным архивам и книгохранилищам, встречал почти всеобщее, окончательное истребление древней письменности: памятники старины, памятники жизни монашествующих, по многим причинам, за немногими исключениями, почти вовсе не сохранились; их владельцы были так небрежны в себе, к своей жизни, к предкам и потомству, что не только ничего по себе не оставили, но нерадением своим даже и хранившееся до них истребили. И, не смотря на все это, я, в течение более чем десятилетия, не мало обогатился как историческими данными, так и бытовыми материалами и памятниками народного творчества... Результатом всех этих долговременных моих изысканий был целый ряд исторических статей, готовых к печати, об обителях нашего севера2. Многие из бытовых сочинений уже изданы...

Но и этим, собранным мною материалом, я не довольствовался, а по-прежнему всеми силами старался – где только возможно – везде разыскивать, как письменные памятники, так и поэзию народного творчества... И вот, наконец, в 1874 г. приступил к систематическому разбору архива Спасо-каргопольского монастыря, с разрешения настоятеля. Архив разобрал я в один год. Об этом было говорено и печатно: «Архив мужского каргопольского Преображенского монастыря разобран им (т. е. мной) и приведен в такую систему, что подобный труд в годичный срок под силу выполнять комиссиям («Биржа», 1876 г. № 50). При этом должен объяснить и то, что платы себе от монастыря за этот поистине воловий труд я никакой не выговорил, а вырядил право, – для которого собственно и принялся за разбор архива, – прописанное в «Ведомости о положении архивов ведомства св. Синода», составленной «во исполнении предложения г. товарища обер-прокурора св. Синода (отосланной монастырем в олонец. дух. консисторию от 18 июня 1875 г. за № 57) – на тему: «был ли архив разбираем? если был, то – кем? с какою целью?» – где между прочим говорится: «Докучаев выразил желание, при трудах разбора архива, извлечь нужные материалы для составляемой им истории монастыря. Желание это признано благоприятным в видах развития известности о древней забытой обители. И я, говорится от лица настоятеля, нашел вполне возможным предоставить Докучаеву право пользования архивом до тех пор, пока он не окончил истории»...

Здесь должны мы сказать, что на этом поприще трудился до нас во всей олонецкой губернии один только Е. Барсов; но он работал совершенно при других, очень благоприятных для себя, условиях: благодаря просвещенному вниманию архиепископа Аркадия, как по мановению волшебного жезла стекались к рукам первого со всех концов олонецкой епархии всевозможные сведения и древности... Впрочем, от всей души ему спасибо и за эти бескорыстные труды...

Зная по собственному опыту, как трудно, почти невозможно изыскание необнародованных исторических материалов вообще, которые в нашем крае, за исключением таких книгохранилищ, как бывшее Выго-Лексинское и Свирского монастыря, – редкость, счастливое исключение, которые при том постепенно, почти систематически истребляются; примером служит истребление актов Челменской пуст.3 и то, что почти из 55 основателей монастырей-пустынь, находившихся некогда в уездах олонецком и каргопольском, занимавших пространство несравненно больше всей теперешней олонецкой губернии, едва-едва сохранились до нас жития каких-нибудь пяти основателей4; об остальных же 50-ти почти ничего не сохранилось, или имеются сведения (весьма о немногих) самые краткие и неопределенные... По этому-то мы, чтоб спасти от всеконечного истребления собранные нами памятники, «увековечить» их посредством печати, поместили здесь как «житие преподобн. Диодора Юрьегорского», так и другие документы целиком, нисколько не изменяя слога, как памятники нашей местной письменности XVII – XVIII в., какими очень бедна наша допетровская полуграмотная Русь вообще и олонецкая губ. в особенности...

* * *

1

См. «4-й выпуск Трудов комиссии по исследованию кустарной промышленности в России, стр. 210.

2

См. наш «Беличий промысел (над. 1880 г. Спб.). – Некоторые из этих ст., хотя немногие, уже напечатаны, наприм. «Веретьевская Благовещ. пуст.», «Муромский монастырь. («Олонец. Губ. Вед.» 1874 г. № 71, 1877 г.

№№ 61 – 63.; последний впрочем под чужим именем некоего Констант. Михайлова Петрова, который ее присвоил; см. его собственную заметку – признание в 63 № «Олонец. Губерн. Вед.» 1877 г., в котором он описание мое назвал не моим, а какого-то игумена Феодосия.

3

См. «Памятн, книж. Олонец. губ. на 1868 – 69 гг.», ст. Е. Барсова: «Преподобные Обонежские Пустынножители»: «Кирилл Челмогорский».

4

Двух Александров, Свирского и Ошевенского, Кирилла Челменского, Никодима Кожеозерского и Диодора Юрьегорского.

Комментарии для сайта Cackle