Преодоление разделения
Книга I
Содержание
Часть первая. Деятельность свящ. Александра Киселева в Германии Деятельность свящ. Александра Киселева в Германии в период Великой Отечественной войны (1941‒1945 гг.) Эмиграция семьи Киселевых из Эстонии в Германию Служение отца Александра в берлинских храмах Окормление отцом Александром военнопленных и восточных рабочих Богословско-пастырские курсы в Берлине в 1942‒1943 гг. Участие отца Александра во власовском движении (ноябрь 1944‒апрель 1945 г.) Деятельность отца Александра Киселева в послевоенный период (1945‒1949 гг.) Приложения Воспоминания воспитанницы гимназии при Доме «Милосердный Самарянин» в Мюнхене Маргариты Густавовны Маас-Кутше Из воспоминаний секретаря Берлинско-Германской епархии РПЦЗ протоиерея Николая Артемова Фонд наследия протопресвитера Александра Киселева в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Письма Именной словарь Часть вторая. «Русское возрождение» По страницам журнала «Русское возрождение» Подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси Единомышленники и соработники о. Александра Киселева Вести с Родины и полемика с соотечественниками Прославление Российских Святых и Новомучеников Памяти ушедших Произведения протопресвитера Александра Киселева Библиография
От составителей
«Преодоление разделения» – издание, состоящее из двух книг, подготовлено на основе материалов Фонда наследия протопресвитера Александра Киселева и его окружения, почти 70-летнее священническое служение которого было тесно связано с процессом воссоединения двух ветвей Русской Православной Церкви, завершившееся подписанием акта о каноническом общении 17 мая 2007 г.
Фонд наследия протопресвитера Александра Киселева формируется в ПСТГУ под общим руководством профессора протоиерея Владимира Воробьева в Отделе Новейшей истории Русской Православной Церкви и на кафедре истории Русской Православной Церкви. Начало ему положили две дипломные работы, которые затем легли в основу книги «Да единомыслием исповемы», опубликованной в издательстве ПСТГУ в 2009 г. В ней нашли отражение пастырское и миссионерское служение протопресвитера Александра Киселева и деятельность о. Александра в контексте церковно-общественной жизни русской диаспоры в Прибалтике в 1918‒1940 гг.
Книга I состоит из двух частей. В первую часть включены материалы, повествующие об обстоятельствах служения о. Александра в Германии в 1941‒1949 гг., написанную с привлечением документов Архива Германской епархии РПЦЗ (АТЕ), Синодального архива РПЦЗ в Нью-Йорке (СА), других немецких и российских архивов (Архива института современной истории в Мюнхене (IFZ), Российского Государственного военного архива (РГВА), а также материалы личных архивов и аудиозаписи устных воспоминаний. Особую историографическую ценность представляют документы, повествующие о переписке о. Александра с владыкой Серафимом Ляде и архиепископом Иоанном Шаховским.
В сборе материалов оказали неоценимую помощь выпускники ПСТГУ – И.Л. Антонов и А.В. Кинстлер, автор раздела, посвященного служению о. Александра в Германии в 1941‒1949 гг. Выражаем глубокую благодарность за помощь и широкое консультирование прот. Николаю Артемову, клирику Русской Православной Церкви Зарубежом.
Во вторую часть вошли статьи из журнала «Русское возрождение», инициатором и создателем которого был о. Александр Киселев. Материалы, публикуемые в журнале, позволяют проследить, как важное событие в жизни Русской Православной Церкви – воссоединение, прошло через все пастырское и миссионерское служение о. Александра, а также тех, кто был с ним рядом. На страницах журнала публиковались материалы подготовки к мероприятиям по празднованию 1000-летия Крещения Руси, в осуществлении которых отец Александр Киселев принимал самое деятельное участие вместе с другими представителями зарубежной общественности.
В книгу II войдут материалы, повествующие о событиях церковной жизни в Эстонии после вынужденного отъезда отца Александра Киселева, в частности материалы следственного дела И. Лаговского, по которому также проходили сподвижники о. Александра Т.Е. Дезен и H.Н. Пенькин, арестованные в 1940 г., кроме того, сюда войдут материалы, посвященные диалогу двух ветвей Русской Православной Церкви, предшествующие подписанию акта об их каноническом общении, на котором свои подписи поставили два Предстоятеля: Святейший Патриарх Алексий II (Ридигер, †05.12.2008) и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла, †16.03.2008).
Тексты приведены в соответствие с правилами современной орфографии и пунктуации. Документы не редактировались и не унифицировалось употребление прописных букв, если оно акцентировало какое-то событие. В оформлении библиографических ссылок встречается неполнота описания, что связано с ограниченностью имеющейся печатной информации по данному вопросу, вследствие чего широко привлекались интернет-ресурсы.
Вместо предисловия
7 октября 2009 г. исполнилось 100 лет со дня рождения протопресвитера Александра Киселева, пастырское и миссионерское служение которого на протяжении почти 70 лет в той или иной мере было посвящено делу восстановления церковного единства Русской Православной Церкви, прерванного трагическими событиями в начале XX в.
Отцу Александру пришлось служить и в Эстонской Апостольской Православной Церкви, и в Европейском Экзархате митрополита Евлогия (Георгиевского) в Германии. В сложное военное время (1941‒1945) он пользовался поддержкой Зарубежной Церкви в Русской Православной митрополии в США, а после получения ею в 1970 г. автокефалии – в Русской Православной Церкви за рубежом. Позже, в 90-е гг. XX в., он открыто осудил политику Зарубежного Синода в России, где РПЦЗ стала создавать параллельную юрисдикцию. Его общение с ныне покойным Патриархом Алексием II и другими священнослужителями Московской Патриархии оказалось неприемлемо для священноначалия РПЦЗ, и отец Александр вернулся в Американскую Церковь. Но, живя в Москве и служа в московских храмах, воспринимался всеми как русский, а никак не американский священник.1
Отец Александр был в числе тех, кто как святитель Иоанн Максимович, болезненно переживал наши церковные разделения и горячо молился о воссоединении Русской Церкви. Юрисдикционные конфликты, которые пришлись на его пастырское служение, не умаляли слов Спасителя, которыми он руководствовался всю свою долгую жизнь: «Сыне даждь ми сердце» (Пр.23:26). Где бы он ни находился во время вынужденной эмиграции: сначала в Германии, где окормлял русских военнопленных, оказавшихся в немецких концлагерях, затем в Соединенных Штатах, все его мысли всегда и везде были связаны с Россией, куда он вернулся и где упокоен.
Следует подчеркнуть, что к духовному руководству отца Александра прибегали многие российские люди, приезжавшие в США. Немалое пастырское участие отец Александр проявил и в общении со мной, поддержав меня в период духовного становления.
В 1978 г. при участии отца Александра был создан подготовительный комитет к зарубежному празднованию 1000-летия Крещения Руси, и в рамках этого комитета началось издание журнала «Русское возрождение». В его задачи входило стать собирателем и глашатаем духовных чаяний русского народа, в которых присутствовали надежда народа на последующее воссоединение.
«Мы – дети одной Церкви и сыны одного Отечества. Пограничные кордоны и тяжелая рука власти могут мешать, но не могут воспрепятствовать нашему общему делу, нашей единой любви, нашему братству» – декларировалось редакцией журнала.
И далее следует:
«С верой в правоту дела и надеждой на помощь Божию мы приступили к изданию журнала, долженствующего отражать и осмыслять наше РУССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ».
Материалы, публикуемые на страницах журнала «Русское возрождение», свидетельствуют о том, как трудно и сложно проходило преодоление разделения наших Церквей. И хотя подчас эти контакты Русской Православной Церкви находились под жестким государственным контролем, и в первую очередь должны были опровергать сведения о тоталитарности политики Советского государства, Русская Православная Церковь Московского Патриархата (в лице ее иерархов) «выйдя из заточения» начала предпринимать осторожные попытки установления контактов со своей отпавшей ветвью – Русской Православной Церковью Заграницей.
Предысторию попыток установления этого общения до некоторой степени можно проследить на примере деятельности двух видных иерархов, неоднозначно воспринимаемых зарубежной общественностью и поныне – митр. Н. Ярушевича и Н. Ротова. Их служение пришлось на время, связанное с выстраиванием международной деятельности Русской Православной Церкви в 50‒70-е гг. XX в. И хотя свидетельства их явных контактов с представителями Русской Зарубежной Православной Церкви отсутствуют, молчаливое сочувствие неформальным отношениям, имевшим место в этот период, является косвенным подтверждением их участия в этом долгом и сложном деле, в результате чего робкие попытки установления контактов с Русской Зарубежной Православной Церковью стали давать первые плоды, столь пышно расцветшие в начале XXI в.2
Эти первые контакты сводились к личным встречам верующих, клириков и архиереев двух частей Русской Православной Церкви. Именно они являются драгоценными крупицами той «закваски», тем «горчичным зерном», которые смогли сделать невозможное по человеческим понятиям – помогли затянуть ту трещину, которая по сложным историческим обстоятельствам развела ветви прежде единой Русской Православной Церкви.
Всего через несколько дней после похорон протопресвитера Александра Киселева (†02.10.2001) святейший Патриарх Алексий II (†05.12.2008) обратился к членам Русской Православной Церкви Заграницей с новым призывом воссоединиться с Церковью в России. Наверное, этому способствовало и то обстоятельство, что в воспоминаниях Святейшего Патриарха отец Александр являл образ достойного предстоятеля у Престола Божия – Представителя Русской Зарубежной Церкви.3
Слова Святейшего Патриарха Алексия II, произнесенные у гроба отца Александра, что он «всегда оставался пастырем, всегда старался духовно окормлять тех, кто нуждался к его попечении», как нельзя полно и объемно раскрывают сущность образа и всесторонней деятельности отца Александра. Их знакомство со Святейшим Патриархом насчитывает более 70 лет – Святейший Патриарх Алексий II начинал свое церковное служение, прислуживая в алтаре отцу Александру в Таллиннском соборе свт. Николая в конце 1930-х гг.
Следует отметить, что именно личные контакты представителей обеих ветвей Русской Православной Церкви, а не выстраивание их канонических взаимоотношений, являются предметом рассмотрения данного издания. Эти контакты и персоналии, которые их осуществляли, очень разные и подчас неоднозначные, и их изложение носит фрагментарный характер. Но хочется выразить надежду, что собранные вместе они объемно и ярко воссоздадут ту атмосферу, в которой осуществлялось «преодоление разделения».
Преодоление разделения, в осуществление которого внесли свой неоценимый вклад клирики, иерархи и миряне, закончилось подписанием «Акта о каноническом общении», когда обе стороны отказались от «исключительности», признали друг друга как части единой Русской Православной Церкви. На подарочных панагиях и крестах было выгравировано: «В память о восстановлении канонического общения внутри Поместной Русской Православной Церкви 4/17 мая 2007 года, г. Москва». И слово «внутри» выражает суть сложного длительного пути и большой кропотливой работы по преодолению этого разделения.4
Одной из ключевых фигур этого процесса является личность протопресвитера Александра Киселева, свидетеля и участника этого сложного времени, много потрудившегося для преодоления разделения и, к сожалению, не дожившего до важного исторического события. 100-летию со дня его рождения и посвящена эта книга.
Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон ( Степанов)5
* * *
О. Александр вернулся в Россию в начале 1990-х гг., осуществив, одним из немногих, заветную мечту первой волны русской эмиграции – вернуться на Родину и успеть послужить ей. Проживал в Москве в Донском монастыре.
В задачи данного исследования не входит полный обзор деятельности ОВЦС, которую последовательно возглавляли Н. Ярушевич, Н. Ротов. Аспекты этой деятельности будут рассматриваться только в той мере, в какой она позволит проиллюстрировать постепенно устанавливающиеся контакты между обеими ветвями Русской Православной Церкви.
Шумилов Игорь, свящ., Масанов С.Д. Да единомыслием исповемы. М., 2009. С. 10.
Прот. Николай Артемов словом «внутри» выражает суть проходивших в Германии в 1993‒1997 гг. собеседований, осознававшихся участниками как «внутрицерковное» (Николай Артемов, прот. Собеседования представителей клира двух Германских епархий (МП и РПЦЗ) 1933‒1997 гг. как начало восстановления единства Русской Церкви. Материалы XVIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. T. I. М., 2008. С. 302).
Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) скончался 20.10.2010 г.