под редакцией  А.В. Елисеева

Источник

Глава третья

6. Состав населения

В Палестине, как и во всех странах Востока, определить численность населения весьма затруднительно по совершенному отсутствию каких либо статистических данных. Можно думать однако, что все население её не превышает полумиллиона душ, которые по религии можно разделить на христиан, евреев и магометан. Христиан насчитывается всего до 55 тысяч, евреев до 25–30 тысяч, друзов и метавиле, составляющих особые магометанские секты, свыше 15 тыс.: а остальные 400 т. приходятся на долю мусульман суннитского толка. Разделяя христиан, по вероисповеданиям, мы получим до 35 тысяч православных, 13–15 т. католиков, 2–2½ т. протестантов 2–2½ т. армян и около 2 т. сектантов вроде яковитов несториан.

7. Туземцы Святой Земли

Собственно говоря, туземное население Палестины вовсе не арабское, как это иногда утверждают, судя по господствующему языку, а смешанное, потому что настоящее арабы суть только бедуины пустыни – кочевые потомки Измаила, относящиеся очень враждебно к нынешнему правительству. Они не занимаются ручными работами, а извлекают средства пропитания, разводя огромные стада верблюдов, овец и коз. Будучи разделены на роды и живя в палатках, они переходят по невозделанным и удалённым полосам земли и не знают другого закона, кроме корана и старинных обычаев. Каждый род управляется шейхом на основании этих последних с неограниченной властью. Все бедуины расторопны, воздержаны, великодушны и гостеприимны. Они отличные наездники, но за то и страшные разбойники; вооруженные копьями, саблями и пистолетами, они грабят не только отдельных путешественников, но часто и целые деревни. В настоящее время сыны пустыни – бедуины редко переходят Иордан; они встречаются только в пустынях Хевронской и Хорданской и очень редко в Саронской равнине. Настоящее туземное население Палестины – феллахи, потомки древних сирийцев, принявших только язык и облик арабов; феллахи занимаются только земледелием и отличаются оживлённым выражением лица и нередко благородством осанки. Называемые настоящими арабами «куфарами» т. е. деревенскими жителями, феллахи Палестины презираются бедуинами за неправильный язык и еще более за свое раболепие.

В городах Святой Земли живет самое смешанное население; благодаря различным помесям, этот народ довольно подвижный смышлённый и интеллигентный и достойный своих финикийских предков.

Сирийцы терпеливы и гостеприимны, за исключением мест, посещаемых европейцами, где они запрашивают с иностранцев несоразмерные цены. Этот подвижный народ, послуживший благодатной почвой, в которую пали первые семена Христова учения, ко времени вторжения ислама, исповедовавший, вероятно, сплошь христианство, под давлением магометан изменился чрезвычайно. Огромное большинство сирийцев приняло ислам, тогда как до 75–1008 тысяч сохранило еще свою христианскую веру. Арабизированными сирийцами являются и несториане, и марониты, и яковиты. Среди этого то туземного населения в последние 40 – 50 лет усердно работает протестантская и католическая пропаганда.

Турки не столь многочисленны в Палестин. Они живут в городах, занимают высшие должности и обыкновенно говорят только на своем собственном языке.

8. Правление

Турция есть монархия неограниченная. Султан, как наместник Пророка и тень Аллаха на земле, стоит неизмеримо выше всех своих сановников; во главе светского управления находится великий визирь, а во главе духовного – шейх -уль-ислам. На основании гатти-шерифа, подписанного султаном Абдул -Меджидом 3 ноября 1839 г. в Гюльхане, всем турецким подданным обеспечивается безопасность жизни, честь и собственность. По Высочайше утверждённому танзимату учреждён государственный совет и отдельные политическое и финансовое управление, судебная власть и военное управление. Сверх того, по конституции 1876 года, обеспечиваются свобода вероисповеданий и печати. Но исполнение всех этих постановлений встречает, к сожалению, непреодолимое противодействие не только в нравах и образе мыслей населения, но и в малой культуре его, равно как в крайнем деспотизме и невежестве властей.

9. Административное деление

Турецкая империя делится на вилайеты, состоящие под управлением вали или генерал-губернаторов. Вилайеты подразделяются на санджаки, во главе которых поставлены мутасерифы. Санджаки делятся на казы под управлением каймакамов, а последние – на нахии (общины). В империи считается несколько независимых областей вроде Египта, Ливана, Дерсима и др.

10. Религия

1. Государственная религия Османской империи есть суннитский ислам, исповедуемый громадным большинством населения. Всякий иноверец более или менее презирается и правительством, и народом. Величайшие враги мусульман суть идолопоклонники, которые совершено не терпятся законом, затем следуют евреи и наконец различные христианские вероисповедания. Христиане, даже будучи турецкими подданными, никогда не достигают полноправности граждан.

Султан до некоторой степени обладает высшей духовной властью, но решения его в этом отношении нуждаются в утверждении шейх-уль-ислама. Улемы (духовные правоведы), во главе которых стоит последний, с давних пор обладают высшей духовной властью; они объясняют коран, предстоятельствуют при религиозных отправлениях, заведуют воспитанием принцев и истолковывают право. В сословие улемов входят: имамы (собственно богословы), муфтии (духовные правоведы) и кади (собственно судьи).

Политическое законодательство, восходящее почти вполне ко временам Солимана I, именуется киянун; духовное и гражданское вместе – шериат. Оно имеет четыре источника: коран, сунну-иджма, эл-шуммет (согласие народа) и кияс. Решения шейх-уль -ислама вообще обязательны, и его печать утверждает решения высшей духовной власти.

Религии, имеющие право гражданства.

1) Друзы. Кроме мусульман суннитов и не многих шиитов, в Святой Земле живут еще друзы, марониты, метавиль и ансарии. Друзы, обитающие по преимуществу на Ливане и в Хауране, в Палестине встречаются очень редко; называя себя мусульманами, они на самом деле исповедуют такую смешанную религию, которой им самим не разобрать. К доктринам шиитского толка они примешали христианские догматы по учению гностиков и маздеян. Так они исповедуют единоипостасного Бога, являвшегося многократно в человеческом образе, как повелителя вселенной, и живут, как они уверяют, только по данным им естественным законам. Они отвергают многоженство и осуждают пьянство, как и вообще все пороки, в особенности в тех, кто уже переступил 30-летний возраст. Еженедельно собираются друзы на богослужение, а будничный труд считают общей обязанностью. Хотя друзы и не признают корана, но живут в хороших отношениях с мусульманами.

2) Метавиле или метуале, живущие главным образом в Тире и Сидоне, суть мусульмане шиитского толка, т. е. они отвергают сунну (религиозное предание ислама) и чтут Али, зятя Магометова, как имама, полагая его иногда выше пророка. Отличаясь крайней нетерпимостью, они, по-видимому, посещают те же мечети, как и прочие мусульмане.

3) Терпимые религии. Израильтяне. Палестинские иудеи не соблюдают так строго законов Моисея и применяют его лишь в измененной форме, по учению Талмуда. Для них не дорога вовсе надежда на восстановление царства Иудейского и храма Иерусалимского.

Христиане. Православные, армяне, католики (к последним присоединяются еще марониты и униаты из греков, армян, коптов и сирийцев), копты, сирийцы-яковиты и протестанты. Из христианских сект особенно замечательны:

Носаири или ансарии, тоже очень редкие в Палестине, которые, как и друзы, называют себя магометанами и исполняют официально обряды ислама, хотя на самом деле имеют свой культ – смесь сабеизма с христианством. Единый Бог носаири является в 5 лицах; поклоняются они также и солнцу, и луне. При исполнении религиозных обрядов у них часто совершаются гнусные оргии.

Марониты, входящие ныне в состав латинской церкви, принадлежат к числу христиан, принявших главенство папы с 1215 г., хотя и отличаются догматами и некоторыми обрядностями от католиков.

Яковиты ведут свое учение от Якова Барадая, жившего в VI в.; эта секта была до того распространена в Сирии и Месопотамии, что приверженцы его назывались даже сирийскими христианами; отсюда оно пошло с коптами в Египет и в Абиссинию. Связь между сирийцами и коптами была порвана только в 1352 г., благодаря давлению мусульман. Яковиты придерживаются ереси Евтихия, признают иконы и 7 таинств, крестятся, как католики слева направо, практикуют обливание при крещении, а не погружение и т. д.

Несториане, некогда распространявшиеся до пределов Индии и Китая и обитающее теперь, главным образом, в гористой области Джулалерк, между Персией и Арменией, суть последователи ереси Нестория, нечестиво мыслившего о Сыне Божием. Они находятся под главенством патриарха или первосвященника Мар-Шимуна, сан которого наследствен в данном роде. Главные догматы их религии: признавание 2-х лиц и 2-х естеств в Иисусе Христе, именование св. Девы не Бого-, а Христородицей, причащение под 2 видами и т. д.

11. Заметка о нравах жителей

Здесь имеется в виду не описание различных нравов у жителей Святой Земли, что было бы и невозможно для нашего «Путеводителя», а только ряд советов для паломников в сношениях с туземцами, вытекающих из знания нравов этих последних. Чтобы избегнуть больших неприятностей, иностранец должен быть очень сдержан перед особами женского пола, даже при простом рассмотрении женского костюма, потому что жители, особенно внутри страны, чрезвычайно ревнивы и недоверчивы. Не менее опасно ласкать и маленьких детей, как мальчиков, так и девочек, как у нас принято в Европе, даже с самыми невинными намерениями. Вообще следует себя держать несколько подальше от туземцев, не балуя их бакшишами, а при случае поступать строго и решительно, иначе туземцы не дадут сделать путешественнику ни шагу. Надо также, по возможности, уважать все обычаи туземцев, особенно религиозные.

12. Монета

До последнего времени все почти иностранные денежные знаки принимались охотно, даже русские бумажки и наше серебро, но недавно турецкое правительство воспретило обращение не только ассигнации, но и серебряных денег иностранных государств, а поэтому путешественнику необходимо запасаться золотой монетой русской или иностранной, а всего лучше турецкими деньгами. Так как обмен иностранных денег на турецкие возможен повсюду в местных банках и у менял, то мы представляем здесь приблизительную ценность русских денег. Обмен всего лучше сделать при помощи знающих людей в Константинополе, Смирне или Иерусалиме; но не надо идти одному к меняле иначе рискуешь быть обманутыми жестоко.

Надо заметить однако, что в разных областях и даже городах Турции, хотя имперская монетная единица и одинакова, но размен её постоянно колеблется; так турецкая лира, стоящая 100 пиастров, в некоторых городах ценится 105–112 пиастров; тоже самое бывает и с серебряной крупной монетой. Путешественнику необходимо самому хорошенько научиться распознавать турецкую мелкую монету, так как в ней легко ошибиться.

Лира Турецкая (лира османлы) золотая монета заключает в себе 100 пиастров = 23 1/3 франка.

Меджидиэ (серебр. мон.) заключает 20 пиастров.

Для перевода этих монет на франки и сантимы, (как на наиболее употребительные монетные единицы при уплатах и сделках) и на турецкие пиастры и пары, мы приводим следующую табличку параллельных стоимостей.


Франки Сантимы Пиастры Пары
Полуимпериал 20 40 98
Серебл. рубль 4 19
25 копеек 1 4 30
20 копеек 63 3
15 копеек 50 2 10
10 копеек 31 ½ 1

* * *

8

Во всей Сирии и Палестине.


Источник: Путеводитель по Святой земле. Изд. ред. журн. «Русский Паломник» под ред. А.В. Елисеева. - СПб.: Типо-Лит. П.П. Сойкина, 1888. – 182 с.

Комментарии для сайта Cackle