XV. Возвращение тегеранского прихода в лоно матери-церкви
1. Командировка в Тегеран архимандрита Феофана (Ашуркова) в январе 1995 года
Тем временем оставшиеся прихожане собирались на Пасху и на Рождество в Свято-Николаевском храме в Тегеране, и приглашённый армянский или ассирийский священник проводил службу на непонятном языке. При храме продолжал действовать русский старческий дом (богадельня), но из года в год число русских насельников сокращалось. Отсутствие священника и регулярных богослужений, отголоски старых конфликтов и недоразумений среди прихожан, а также продолжающийся отъезд из страны русских людей – всё это постепенно привело к уменьшению численности прихожан. Казалось, что недалёк тот день, когда русский православный приход в Тегеране прекратит своё существование. Но по промыслу Божьему этого не случилось. Произошедшие в СССР, а затем в России изменения затронули и Иран. Сотрудники Российского посольства, торгпредства и других российских организаций в Иране начали активно посещать Свято-Николаевский собор в Тегеране, что раньше, по советским правилам пребывания за рубежом, категорически запрещалось. Наши соотечественники приходили по большим праздникам и по воскресеньям в церковь, молились, ставили свечи, убирали храм, навещали престарелых насельников богадельни. В жизнь тегеранской общины влилась свежая струя. Постепенно сформировалась группа постоянных прихожан из числа работающих в Иране граждан России. Наиболее ревностными из них были: Юрий и Ирина Николаевы143, Елена Бывшева, Сергей и Галина Третьяковы, Ольга Ширина. Они стали убеждать местных прихожан в необходимости возобновления богослужений в русском храме, для чего посоветовали обратиться в Московский Патриархат с просьбой направить в Иран православного священника. Благодаря их настойчивости на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было направлено письмо с такой просьбой, но, к сожалению, оно не дошло до адресата. Тогда с осени 1994 года представитель «Машинимпорта» в Иране Юрий Дмитриевич Николаев, действуя по евангельскому завету «Стучите и отворят вам» (Мф.7:7), начал обзванивать синодальные учреждения Русской Православной Церкви. В конце концов, ему удалось связаться с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. Г-н Николаев имел продолжительные беседы по телефону с председателем Отдела Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом и его заместителями, во время которых он настойчиво просил прислать в Тегеран священника. Эти длительные переговоры г-на Николаева принесли свои плоды. В январе 1995 года для совершения рождественских богослужений и изучения положения дел в тегеранском приходе священноначалием Русской Православной Церкви в Исламскую Республику Иран был командирован заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений архимандрит Феофан (Ашурков).
Прибыв в Тегеран, архимандрит Феофан был тепло встречен прихожанами, совершил рождественские богослужения в Свято-Николаевском соборе, встретился с руководством Посольства Российской Федерации, имел беседу в Министерстве культуры и исламской ориентации. Во время его визита прихожане передали официальное обращение тегеранской общины на имя Святейшего Патриарха о принятии их в лоно Русской Православной Церкви, а руководство посольства заверило отца архимандрита в том, что окажет максимальное содействие будущему настоятелю из России. По возвращении на родину архимандрит Феофан представил подробный доклад о положении православных в Тегеране, и уже 22 февраля 1995 года Священный Синод под председательством Патриарха, постановил:
«1. Принять русский православный приход при Свято-Николаевском храме в г. Тегеране в юрисдикцию Московского Патриархата.
2. Иеромонаха Александра (Заркешева), сотрудника Отдела внешних церковных сношений, направить в Иран для прохождения пастырского служения в должности настоятеля Св.-Николаевского храма в г. Тегеране»144.
2. Прибытие в Иран иеромонаха Александра (Заркешева) в апреле 1995 года, деятельность прихода до 2001 года

Иеромонах Александр (Заркешев)
14 апреля 1995 года, накануне праздника Святой Пасхи, новый настоятель иеромонах Александр (Заркешев) приехал в Исламскую Республику Иран. Сразу же в Свято-Николаевском соборе возобновились уставные богослужения по воскресным и праздничным дням. Из числа прихожан был организован небольшой хор, возглавляемый супругой сотрудника торгпредства Татьяной Лобадиной, а после её отъезда в Россию, – местной прихожанкой Анной Евинко. После проведения службы в трапезном зале стали проводиться чаепития для прихожан, а после богослужений на Рождество, Крещение и Пасху стали устраиваться праздничные угощения. В настоящее время Свято-Николаевский приход в Тегеране состоит из потомков русской эмиграции, имеющих иранское гражданство и постоянно проживающих в стране (приблизительно пятьдесят человек), а также православных верующих из числа сотрудников и их семей Посольства Российской Федерации, торгпредства, российских организаций, находящихся в Иране (приблизительно двести человек). Состав этой группы прихожан постоянно обновляется. Посещают Свято-Николаевский собор и православные христиане из посольств Белоруссии, Болгарии, Грузии, Греции, Кипра, Румынии, Украины и Югославии.
С самого начала пребывания в стране иеромонаху Александру предстояло ответственное и почётное деяние по перезахоронению останков советских воинов. Как уже говорилось выше, в годы Великой Отечественной войны на территорию Ирана были введены советские войска, которые обеспечивали прохождение военных грузов из портов Персидского залива в Советский Союз. Благодаря этому маршруту военно-технического снабжения советской армии удалось удержать нацистов от прорыва к нефтяным богатствам Каспийского моря и захвата Кавказа. На территории Ирана не велось боевых действий, однако находившиеся здесь советские солдаты умирали от болезней и погибали в результате несчастных случаев. Хоронили солдат, в основном, на русских православных кладбищах в Тегеране, Казвине, и на армянском кладбище в Тебризе. В 1953 году разрозненные солдатские захоронения были объединены в братские могилы. На русском православном кладбище в Тегеране перезахоронением останков воинов занимался сотрудник советского посольства Александр Фуковский, а на кладбищах в Казвине и Тебризе помощник военного атташе подполковник Сергей Крахмалов145. На месте братских могил были установлены трёхметровые обелиски из белого камня, увенчанные латунной пятиконечной звездой. Позднее, в 1998 году, стараниями иеромонаха Александра и военного атташе полковника И.И. Бобкина, в обелиск советским воинам на Русском кладбище в Тегеране был вмурован православный восьмиконечный крест из чёрного мрамора. В начале 1995 года муниципалитет города Казвина решил снести кладбище, на котором находилось братское захоронение советских воинов. Об этом было проинформировано Российское посольство, но у посольства в то время не было средств, чтобы осуществить перезахоронение павших воинов. Находившийся в это время в Тегеране в краткосрочной командировке архимандрит Феофан (Ашурков) узнал об этом и, будучи членом Комиссии по подготовке празднования 50-летия Победы, поставил на комиссии вопрос о финансировании перезахоронений останков советских воинов в Иране. Из бюджета празднования 50-летнего юбилея Победы были выделены необходимые средства. В июне 1995 года, под руководством военного атташе полковника Михаила Критского, останки советских солдат были извлечены из братской могилы в Казвине, уложены в новые гробы и доставлены в Тегеран в Свято-Троицкую церковь на русском кладбище, где иеромонахом Александром была совершена заупокойная панихида. На другой день останки воинов, в сопровождении иеромонаха Александра, были доставлены на территорию Российского посольства в Зарганде. Там уже была подготовлена новая братская могила с обелиском из чёрного мрамора, увенчанная православным крестом. Промыслительно, что новое место погребения солдат находится там, где когда-то размещалось полковое собрание Персидской казачьей бригады. Иеромонахом Александром был совершён обряд православного погребения останков павших воинов. Словам заупокойной молитвы скорбно внимали все послы стран Содружества Независимых Государств в Иране, собравшиеся почтить память павших в этой стране солдат Победы.
С середины 1960-х годов в Иране успешно работает внешнеэкономическое объединение Технопромэкспорт, которое в настоящее время заканчивает строительство двух крупнейших в Иране теплоэлектростанций в городах Ахваз и Исфаган. Летом 1995 года было достигнуто соглашение с руководителем представительства «Технопромэкспорт» г-ном Винокуровым А.И. о духовном окормлении российских строителей. В жилых посёлках российских специалистов стали регулярно совершаться православные богослужения, которые проводил иеромонах Александр. Для богослужений создавались временные часовни: вывешивались иконы, устанавливались ящики с песком для свечей. В Ахвазе (в посёлке Рамин, в тридцати километрах от города) использовалось помещение спортзала, а в Исфагане – помещение клуба. В этих часовнях служились молебны, панихиды, совершались освящение воды, Таинства Исповеди и Крещения. Церковными старостами православных часовен в жилых посёлках российских специалистов стали: в Исфагане – Пётр Иванович Ярмолинский, в Ахвазе – Владимир Антонович Косенко. Эти скромные и благочестивые люди являлись ближайшими помощниками иеромонаха Александра в организации и проведении православных богослужений. Из-за своей относительной близости к Тегерану (приблизительно четыреста километров) российская стройка в Исфагане оказывала постоянную помощь Свято-Николаевскому приходу в проведении текущих ремонтов, покраски и других строительных работ, за что автор приносит сердечную благодарность её руководству: С.И. Рыжову, В.Н. Кравченко, Ю.И. Андрианченко и А.П. Саратову.
Сразу же по прибытии в Иран у отца настоятеля сложились добрые отношения с духовенством Армянской Григорианской Церкви, во главе с архиепископом Ардаком Манукяном. Касаясь взаимоотношений между немногочисленными христианскими общинами в Иране, следует отметить, что все христиане в этой исламской стране далеки от показного официоза экуменических мероприятий и испытывают друг к другу подлинные, братские чувства на основе евангельской любви, вне зависимости от конфессиональной принадлежности.
Одним из важных событий в жизни Свято-Николаевского прихода в Тегеране явилось архипастырское посещение правящего архиерея – Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Владыка Митрополит находился в Иране с 4 по 8 сентября 1995 года во главе делегации Русской Православной Церкви. Это был первый официальный визит представителей Московского Патриархата в Иран, а также первый архипастырский визит с 1917 года. 8 сентября в воскресенье Митрополит Кирилл совершил Божественную Литургию архиерейским чином в Свято-Николаевском соборе, по окончании которой обратился со словами назидания к многочисленным прихожанам. Во время своего визита Митрополит Кирилл встретился с высшими духовными лицами Исламской Республики Иран, в результате чего были достигнуты договорённости об ответном визите в Москву руководителя Организации исламских и культурных связей Аятоллы Тасхери и о создании двухсторонней комиссии по богословскому диалогу «Ислам-Православие».
С осени 1995 года иеромонах Александр стал регулярно выезжать в Энзели, где возобновил православные богослужения в Свято-Николаевском молитвенном доме. Последний раз богослужения там проводил Архимандрит Викторин, но из-за конфликта с прихожанами местной общины он перестал наведываться в Энзели. В Свято-Николаевском молитвенном доме иеромонаха Александра встретила 90-летняя прихожанка Таисия Баева. Со словами: «Батюшка! Я тридцать лет жду Вашего приезда!» – она передала священнику ключи от храма. Через два года многолетняя смотрительница русского храма в Энзели мирно скончалась и была предана православному погребению на армянском кладбище иеромонахом Александром. В настоящее время приход Свято-Николаевского храма в Энзели состоит из пятнадцати человек – потомков русской эмиграции и семьи г-на Александра Большакова, представителя совместной российско-иранской транспортной компании «Ирсотр». В связи с тем, что старое здание Свято-Николаевского молитвенного дома в Энзели находится в аварийном состоянии, с конца 2001 года начались строительные работы по возведению нового здания.
С 1996 года география пастырского окормления православных христиан в Иране расширилась. Иеромонах Александр выезжал с пастырскими визитами в два отряда российских лётчиков, расположенных в Мешхеде и на острове Киш в Персидском заливе, а также в посёлок румынских специалистов, строящих нефтеперерабатывающий завод в г. Бендер-Аббас.
Серьёзным испытанием для Свято-Николаевского прихода стала ситуация с русским православным кладбищем в Тегеране. Основанное в 1894 году на средства служащих Российского Учётно-Ссудного банка в Персии, кладбище было расширено в 1924 году стараниями состоятельного православного грузина Акакия Хошия, который прикупил новый земельный участок для кладбища, а затем воздвиг на могиле своей жены Минодоры Игнатьевны (1882–1924 гг.) удивительную по красоте часовню из белого оникса. Напротив часовни был устроен белый мраморный фонтан со скамьёй. При настоятелях архимандрите Владимире и архимандрите Викторине к русскому кладбищу были присоединены близлежащие земельные участки с западной стороны. На кладбище покоятся представители нескольких поколений русской общины в Тегеране; есть ассирийские, греческие, грузинские, болгарские и сербские могилы. На одной могильной плите на чешском языке выбита надпись: «Здесь покоится Анна Корженова, с верой в освобождение родной чешской земли. 1941 год». Есть братское захоронение советских воинов погибших и умерших во время Второй мировой войны, могилы граждан СССР, умерших во время работы в Иране. Русское кладбище примирило всех – и русскую эмиграцию, и советских граждан.
В конце 1996 года муниципальные власти Тегерана утвердили новый план благоустройства и реконструкции города. Согласно этому плану христианские кладбища в районе Дулаб – русское православное, армянское григорианское, католическое и ассирийское – должны были быть снесены, а на их месте проложены дороги и разбит парк. По инициативе настоятеля Свято-Николаевского собора и тегеранского архиепископа Армянской Григорианской Церкви посольства христианских стран в Иране: Российской Федерации, Армении, Грузии, Польши, Италии и Франции направили в МИД ИРИ ряд дипломатических нот с разъяснением недопустимости сноса христианских кладбищ. Эти своевременные меры привели к тому, что территория христианских кладбищ в районе Дулаб внесена в реестр памятников старины и в настоящее время охраняется государством.
В 1997 году на территории Свято-Николаевского собора к приходскому залу было пристроено помещение кухни, что дало возможность использовать зал в качестве трапезной для проведения приходских приёмов и чаепитий. Все расходы по строительству взял на себя генеральный подрядчик строительства теплоэлектростанции в Исфагане «Центроэнергомонтаж», возглавляемый директором Владимиром Николаевичем Кравченко.
В том же году Свято-Николаевский приход в Тегеране, с помощью Российского Министерства по атомной энергии, приобрёл в Дубае (ОАЭ) новую автомашину, что сразу же облегчило ведение пастырской работы в Иране, особенно в окормлении православных общин в городах Исфаган и Энзели, находящихся от Тегерана в 420 и 380 километрах соответственно.
В 1998 году Свято-Николаевский собор в Тегеране наконец-то приобрёл законченный вид – купола русской церкви заиграли золотом. Так, как это первоначально было задумано архитектором Николаем Львовичем Марковым и изображено им ещё в 1944 году на акварельном эскизе будущей церкви. Купола храма были покрыты материалом «под золото» – нержавеющей сталью с нитрид-титановым напылением. Точно такое же покрытие имеет Храм Христа Спасителя в Москве. Данный материал был приобретён в России и перевезён в Иран, куда так же был вызван мастер из российской фирмы «Грант», который и выполнил основные работы. Российскому мастеру помогали добровольцы из числа прихожан. Спонсором данных работ выступила совместная русско-иранская транспортная фирма «Ирсотр». Торжественное освящение обновлённых куполов храма состоялось 7 апреля 1998 года, так что Пасху приход встретил в храме с новыми золотыми куполами.
29 марта 1998 года, в день 100-летия со дня основания Русской Духовной Миссии в Урмии, в Свято-Николаевском соборе была отслужена заупокойная панихида по почившим сотрудникам Урмийской Миссии. Вечером того же дня в Российском посольстве настоятель храма иеромонах Александр прочёл собравшимся лекцию об истории РДМ в Урмии.
В 1998 году пастырское попечение распространилось и на российских специалистов, работающих на военно-морской базе подводных лодок в Бендер-Аббасе. С 1999 года отец настоятель стал регулярно вылетать в Объединённые Арабские Эмираты, где совершает пастырское окормление русских православных людей, проживающих в городах Дубай, Шарджа и Абу-Даби. Православные христиане из СНГ пока не имеют своего храма в ОАЭ, поэтому богослужения проводятся в храме Антиохийской Православной Церкви в Абу-Даби и в армянском храме г. Шарджа.
В августе-сентябре 1999 года в Свято-Николаевском соборе художниками-реставраторами из Москвы были проведены реставрационные работы по восстановлению первозданного вида иконостаса храма. Пять старых икон было отреставрировано, а одна – икона Святителя Николая – написана заново. Это объясняется тем, что первоначально иконостас был предназначен для посольского Александро-Невского храма в Тегеране, но в 1921 году, при обустройстве Свято-Николаевского молитвенного дома, храмовая икона Св. Александра Невского была заменена в иконостасе на весьма посредственно написанный образ Святителя Николая.
В 1998 году городе Тебриз, провинция Восточный Азербайджан, отцом настоятелем было обнаружено братское захоронение российских воинов, павших в Персии в первую мировую войну. Летом 1999 года в Исфрагане был заказан большой деревянный православный крест, который был доставлен в Тебриз и установлен на братской могиле146.
В 2000 году исполнилось 55 лет со дня освящения Свято-Николаевского собора в Тегеране (1945 г.). К престольному празднику Святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, были приурочены юбилейные торжества. Прибывшими из Москвы художниками Александром и Екатериной Ивановыми были расписаны внутренние своды Свято-Николаевского собора. Роспись произведена в лучших традициях древнерусской живописи. Посильную лепту в это благое деяние по украшению храма внесли: И.Ф. Волошин, Ю.Ф. Перекрестов, В.И. Колесников, Э.И. Черекчиди. В сам день престольного праздника в Свято-Николаевском соборе была отслужена праздничная Литургия, а вечером в трапезном зале состоялся приходской приём, на котором игумен Александр рассказал собравшимся об истории приходской общины и вручил Патриаршие благословенные грамоты наиболее ревностным прихожанам.
В декабре того же года произошло торжественное освящение восстановленной воинской надгробной часовни в г. Тебризе147. Летом 2001 года состоялось освящение обновлённых могил казаков-баратовцев, павших в первую мировую войну и похороненных на армянском кладбище в Исфагане148.
28 января 2001 года Божественную Литургию в Свято-Николаевском соборе совершил епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, который прибыл в Тегеран во главе официальной делегации Русской Православной Церкви для участия в Третьем коллоквиуме Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам-Православие».
Добрые традиции благоукрашения храма сохраняются и в наше время. За последние несколько лет Свято-Николаевский собор в Тегеране сделали пожертвования: Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – образ небесного покровителя храма Святителя Николая Чудотворца, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения г-н В. Байбурдян – образ Божией Матери, Председатель ВО Технопромэкспорт г-н С.М. Боков – напрестольную дарохранительницу, Российский консул г-н А.А. Головин – священническое облачение, Патриарх-Католикос Грузии Илия II – образ Св. Георгия Победоносца, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации г-н К.В. Шувалов – позолоченные лампады к иконостасу. Даже неправославные представители стран СНГ в Иране считают своим долгом помочь русскому храму. Сотрудники посольства Республики Казахстан во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Т.Т. Жукеевым подарили приходу телевизор, а представитель Организации экономического сотрудничества в Иране г-н Г. Касымов передал в дар музыкальный центр.
В настоящее время в Исламской республике Иран Свято-Николаевский собор Русской Православной Церкви в Тегеране, как и другие христианские храмы, пользуется теми же привилегиями, что и мусульманские мечети. По льготному тарифу оплачивается электроэнергия, газ, вода и другие коммунальные платежи. В национальном собрании ИРИ – меджлисе есть депутаты от религиозных меньшинств: два депутата от армянской общины; по одному депутату от ассирийской, иудейской и зороастрийской общин. Что касается пресловутого «исламского фундаментализма» в Иране, то автор может засвидетельствовать, что за семь лет его пребывания в стране он ни разу не сталкивался с проявлением враждебности или нетерпимости. Наоборот, при встрече со священником простые иранцы особо вежливы и подчёркнуто предупредительны.
3. Открытие часовни Казанской иконы Божией Матери на Бушерской АЭС
С середины 1990-х годов российскими специалистами ЗАО «Атомстройэкспорт» возводится атомная электростанция в городе Бушер на южном побережье Персидского залива. У строительства атомной электростанции в Иране довольно интересная предыстория. В начале 70-х годов в Иране было принято решение о строительстве нескольких электростанций, работающих на ядерном топливе. В 1972 году иранский монарх Моххамед Реза Пехлеви с супругой Фарах посетил Советский Союз. Во время своего визита шах побывал на Нововоронежской АЭС, где ему предложили проект энергоблока на миллион киловатт. Мохаммед Реза заинтересовался этим проектом. Специалистами в области атомной энергетики из Западной Германии был предложен свой вариант электростанции. В конце концов, не без влияния политической конъюнктуры, шах остановил свой выбор на немецком варианте. В 1974 году в городе Бушер немецкие специалисты приступили к строительству АЭС. До 1979 году работы велись довольно активно, почти на 80% было построено здание первого энергоблока, но в связи с начавшейся в стране Исламской революцией, а затем ирано-иракской войной, строительство было приостановлено. Немецкие инженеры и рабочие покинули Иран, стройка была «заморожена», а уже доставленное из Германии оборудование законсервировано на складах. Во время войны с Ираком территория строительства подвергалась ракетным обстрелам, что привело к повреждению части оборудования. Одна из ракет попала в недостроенный купол станции, пробила, как карандаш бумагу, трёхсантиметровую стальную оболочку защиты реактора и разорвалась внутри пустовавшего реакторного отделения. Последствия этого взрыва автор видел во время своего первого визита на станцию.
В начале 90-х годов иранская сторона вернулась к идее использования атомной энергии. Было принято решение продолжить строительство АЭС в Бушере, но уже силами российских специалистов. В 1993 году стройплощадку Бушерской АЭС впервые посетила комиссия российского Министерства по атомной энергии и после детального ознакомления со станцией дала согласие на завершение строительства и ввод АЭС в эксплуатацию. 16 августа 1994 года в Бушер прибыла первая группа российских специалистов в количестве 25 человек. Постепенно «русское присутствие» на объекте возрастало. Необходимо было провести экспертную оценку состояния оборудования, около двадцати лет находившегося на консервации, а также зданий и строительных конструкций. Как отмечают наши специалисты, иранская сторона довольно ответственно отнеслась к консервации станции: в помещения закачивался тёплый воздух, убирался конденсат, т. о. оборудование хорошо сохранилось.
Но самое трудное заключалось в том, чтобы «состыковать» российское оборудование с уже имеющимся немецким, тем более, что строительная часть была выполнена под немецкий реактор и турбины. В одном только реакторном зале необходимо было вырубить около двух тысяч кубов бетона, не говоря про машинный зал и другие вспомогательные помещения. Если со строительной частью разобрались довольно быстро, то с интеграцией оборудования пришлось повозиться. Более 250 высококвалифицированных специалистов различных организаций полтора года проводили необходимые расчёты. На Бушерской АЭС работали представители конструкторских организаций, заводов-изготовителей, проектных институтов. Прежде чем принять решение о подписании контракта на продолжение строительства, была проделана огромная работа (одних только отчётов по результатам обследований набралось 108 томов). 8 февраля 1996 года контракт был подписан, и в том же году создано Управление строительства «Бушерской атомной электростанции» (УС БАС). В 1998 году было подписано Дополнение № 1, по которому российской стороне передавались все объекты строительства для сдачи их в эксплуатацию в полном объёме, что называется «под ключ». В настоящее время работы на Бушерской АЭС выполняются ЗАО «Атомстройэкспорт» во главе с генеральным директором Виктором Васильевичем Козловым. Пользуясь случаем, приход Русской Православной Церкви при Свято-Николаевском соборе в Тегеране приносит искреннюю благодарность Виктору Васильевичу за его усердные труды на благо Православия.
С 1996 года настоятель Свято-Николаевского собора в Тегеране иеромонах Александр начинал проводить пастырское окормление российских специалистов, занятых на строительстве Бушерской АЭС. Первоначально службы проводились в неприспособленных помещениях, выражаясь языком дореволюционного духовенства, «по-походному». Но по распоряжению генерального директора Управление строительства Бушерской атомной электростанции г-на Владимира Филипповича Дудника, было выделено специальное помещение для православной часовни. В сентябре 1999 года вместе с иеромонахом Александром в Бушер прилетели московские художники, которые до этого провели в Свято-Николаевском соборе в Тегеране реставрационные работы по восстановлению образов из иконостаса храма. Прибывшие художники написали на стене часовни большую фреску с изображением образа Казанской иконы Божией Матери. По обе стороны настенной фрески были повешены иконы Спасителя, Божией Матери Владимирской, Святой Троицы и Святителя Николая Чудотворца, после чего часовня была освящена иеромонахом Александром в честь Казанской иконы Божией Матери. Позднее, при содействии заместителя генерального директора Александра Филипповича Миронова, были приобретены две большие позолоченные лампады и установлены перед настенным образом Казанской иконы Божией Матери. Имеются в здании православной часовни и кондиционеры воздуха, т.к. летом в Бушере температура иногда поднимается до 50 градусов тепла по Цельсию, а средняя температура в летние месяцы составляет плюс 46 градусов.
Руководство УС БАС в лице В.Ф. Дудника, В.К. Донцова, А.В. Лютого и А.В. Миронова оказывает неизменную помощь и поддержку Свято-Николаевскому приходу в Исламской Республике Иран.
На настоящий момент православная община на Бушере является самой многочисленной в Иране, т. к. число российских специалистов вместе с семьями достигает 1.200 человек. Находясь в непростых условиях пребывания в стране с иной культурой и иной религией, наши соотечественники на Бушерской АЭС имеют возможность посещать православную часовню, где можно поставить свечи, вознести горячую молитву за своих близких, оставшихся на далёкой Родине, попросить у Господа помощи и поддержки, или просто побыть наедине с Богом и самим собой, а по большим христианским праздникам за православным богослужением ощутить себя частью Вселенской Церкви Христовой. Ведь многие только здесь, за границей, прочувствовали, что такое Христианство, и осознали, что они православные христиане.
* * *
Примечания
Впоследствии за труды на благо Церкви Святейший Патриарх Алексий II наградил их своими благословенными грамотами.
См. выписку из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви в Приложении.
Крахмалов С.П. Записки военного атташе. Иран – Египет – Иран – Афганистан. М., 2000, с. 37–39.
См. главу XI, раздел 1.
См. главу X, раздел 6.
См. главу XI, раздел 1.
