Русские келлии Филофеевского монастыря
Русская обитель Вознесения Господня
Русская обитель во имя Вознесения Господня находится на Святой Горе Афон; в пределах Филофеевского монастыря. Она расположена на прямой большой дороге между греческими Каракальским и Филофеевским монастырями, на ровном месте, от которого склон постепенно идет вниз. Перед дорогой виднеются большие новые ворота, откуда до келлии прочищен путь. От Дафны обитель находится в 3,5 часах, а от Кареи – в 1 часе пути. Место, в котором была расположена обитель, живописное, возле небольшого источника, вполне обеспечивавшего обитель водой, что было не во всякой келлии.
На месте, принадлежащем обители Вознесения, в давние времена существовала другая келлия – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Судя по остаткам древнего иконостаса, обитель основана в XVII столетии. Она долгое время пребывала в греческих руках, пока в 1855 г. ее ни приобрел русский старец о Паисий, ставший ее первым настоятелем. После него настоятельствовал о. Евфимий, впоследствии оставивший обитель по преемству своему ученику схииеромонаху Антонию (Любимову).
О. Антоний в молодости поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру, где и пробыл более десяти лет. Оттуда он прибыл на Афон в начале 60-х гг. XIX в., постригся в монашество и впоследствии принял схиму. Обителью он управлял более двадцати лет и, находясь уже в преклонных летах, передал управление келлией иеромонаху Илариону, а сам удалился на покой. Это было в 1903 г., а через год схииеромонах Антоний тихо скончался.
О. Иларион был родом из Саратовской губернии. На Афон он прибыл молодым и поступил в обитель св. Георгия на Керашах, где прожил более двадцати лет, а затем по настоятельной просьбе схииеромонаха Антония, нуждавшегося в энергичном помощнике, перешел к нему.
Небольшой храм обители в 1877 г. был перестроен; но вследствие сырого материала и случившегося в 1905 г. сильнейшего землетрясения, повредился и после капитального ремонта вновь был восстановлен.
Все помещения обители состояли из двух трехэтажных корпусов, образующих собой букву Г. В зданиях обители были расположены братские кельи, настоятельское и паломнические помещения, различные мастерские, трапезная, кладовые и т. п. Обитель принимала заказы на иконы разных размеров и наименований; а также рассылала различные афонские масла по всей России.
Из числа святынь в храме имелись две старинные иконы – Спасителя и Богоматери, бывшие когда-то наместными, а здесь находились на колоннах, поддерживающих свод храма. Спаситель был изображен с поднятой благословляющей десницей и опущенной левой рукой. Казалось, что Спаситель как бы задумался. Богоматерь с младенцем-Христом на правой руке, была изображена бегущей, с раздувающимся от ветра покрывалом на ее главе. Младенец был изображен обнаженным, слегка прикрытым ризой Богоматери. Эта странность фантазии в иконах, исполненных каким-то художником без всякого шаблона, обращала на себя внимание.
Земли при обители было около 8 десятин, большей частью, как и на всем Афоне, неудобной для возделывания, а что пригодно, то было обработано с большим трудом и затратами. Территория была засажена виноградниками, масличными деревьями и мелким орешником. Над уходом за ними трудилось все братство обители. В летнее время вся местность казалась сплошным садом.
К 1912 г. братии в обители было до 30 человек, из них 6 священнослужителей. Службы ежедневно велись по Афонскому уставу, на них поминались имена благодетелей.
Лит.: Павловский А. А. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 102105; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. Ч. II. С. 63–65; Русская обитель Вознесения Господня. Нижний-Новгород: Типолитография Т-ва И. М. Машистова, 1907; Павловский А. А. Привет со Святой Горы Афонской. В память 300-летия царствования Дома Романовых. Путеводитель по Афону. Афон: Издание Братства русских обителей на Афоне, 1913. С. 133–135.
6959. Схииеромонах Пахомий
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Буберенко. Уроженец России. Жил на Введенской келлии Кутлумушского монастыря, у старца Иоанна, в конце жизни малое время был настоятелем Вознесенской келлии Филофеевского монастыря. Был известен как составитель акафистов. Особенно важные из них – Рождеству Богородицы, Пресвятой Богородице-Игуменье Афонской, о. Иоанну Кронштадтскому, царю Николаю II и Всем усопшим (см. каталоги АРПМА и БРПМА). Написал также очерк «История Афонской смуты или имябожеской ереси» (БРПМА. Док. № 36876) и др. книги. Преставился в июле 1941 года.
В 1929 году писал письмо игумену Мисаилу (Сапегину) (АРПМА. Док. № 1467).
6960. Схииеромонах Иларион
Мирское имя не известно. Уроженец Саратовской губернии. Пустынник, сначала жил на келлии св. Георгия Великой Лавры, затем на Вознесенской келлии Филофеевского монастыря, у старца Антония Верного, после смерти которого в 1904 году стал старцем келлии. В 1919 году еще числился настоятелем келлии.
6961. Схииеромонах Антоний Верный
Мирское имя не известно; отчество – Григорьевич; фамилия – Любимов. Уроженец России. Брат иеродиакона Арсения. 10 лет был послушником Киево-Печерской Лавры. На Афоне жил 40 лет на Вознесенской келлии Филофеевского монастыря. Был старцем келлии. Преставился 5 ноября 1904 года.
Схимонах Денасий (Юшков): «Отсюда [из Филофеевского монастыря. – Сост.] я спросил дорогу на келью Вознесения Господа; куда и пришел еще рано. Здесь живет бывший нашей обители иеродиакон Арсений (русский) с родным братом, старцем – хозяином келлии, иеромонахом Антонием. С ними живут еще несколько собратий»68.
6962. Схииеромонах Геннадий
Мирское имя и отчество не известны; фамилия – Полозов. Уроженец России. Жил на Вознесенской келлии Филофеевского монастыря, у старца Антония Верного.
Преставился в больнице Андреевского скита 16 января 1904 года и был погребен на скитском кладбище.
6963. Иеромонах Илия
Мирское имя – Илья Федорович Коковкин. Крестьянин из Саратовской губернии, Балашовского уезда, села Авдотинка. Родился в 1870 году. Рост средний, волосы черные, глаза карие. Поступил в Руссик в декабре 1905 года. Вышел из обители на Вознесенскую келлию Филофеевского монастыря в 1907 году, где был пострижен в мантию и рукоположен в иеромонаха. В 1919 году числился наместником настоятеля келлии.
6964. Иеромонах Иоасаф
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Кванин. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Вознесенской келлии Филофеевского монастыря, у старца Антония Верного. В 1919 году числился третьим в омологии келлии.
6965. Иеродиакон Митрофан
Мирское имя – Роман Яковлевич Семенко. Уроженец Воронежской губернии, Бирюченского уезда, села Волоконовское. Жил на Вознесенской келлии Филофеевского монастыря. Преставился в больнице Руссика 20 апреля 1898 года.
6966. Схимонах Иегудиил
Мирское имя – Иван Иванович Полежаев. Мещанин из города Валуйки Воронежской губернии. Прибыл на Афон в 1874 году. Пустынник, сначала жил на Вознесенской келлии Филофеевского монастыря, затем на Архангельской келлии возле Андреевского скита, у старца Прокопия. В 1889 году приобрел за 105 турецких лир собственную каливу.
6968. Монах Гавриил
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Волынкин. Уроженец Вологодской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Вознесенской келлии Филофеевского монастыря, у старца Антония Верного. Пострижен в рясофор с именем Савватий, в мантию.
6967. Схимонах Израиль
Мирское имя – Яков Ильич Шерстобитов. Уроженец Ставропольской губернии. Прибыл на Афон в 1864 году. Жил на Вознесенской келлии Филофеевского монастыря, у старца Варлаама, где был пострижен в мантию с именем Иоанникий, в схиму. Преставился в 1874 году.
Русская обитель святого великомученика Георгия Победоносца
Русская обитель св. Георгия расположена между Каракальским и Филофеевским греческими монастырями, в пределах последнего, в получасе пути от обоих по склону горы, на северо-восточной стороне Афона, при дороге, ведущей из Филофея в Каракалл и на пик горы. Благодаря окружающей келлию зелени, и в особенности благодаря в изобилии посаженным большим бурбонским розам, обитель была очень красива. С галереи, окружающей главный храм, также открывался превосходный вид на острова и на пик горы с видневшимися кое-где большими и малыми обителями.
Обитель эта является старейшей из русских, не считая Руссика и Ильинского скита. Основана она была в начале XVI столетия. Об этом свидетельствуют надписи на каменных плитах, обнаруженных во время восстановления из развалин старого храма. До 1815 г. обитель; как и все греческие келлии, переходила из рук в руки, то ветшая, то обновляясь. В том же году ее приобрел один русский старец, схимонах Афанасий, уроженец Херсонской губернии. Поступив туда с небольшим числом братий, он прожил в ней несколько десятков лет, вплоть до 1877 г., когда за старостью лет и слабостью здоровья передал управление обителью следующему настоятелю – схииеромонаху Пахомию.
О. Пахомий родился в слободе Бутурлиновка Воронежской губернии. Прибыв на Афон, принял постриг в обители св. Артемия в 1863 г. Через 9 лет, по настоятельной просьбе схимонаха Афанасия, он перешел к нему. При нем о. Афанасий прожил еще три года, оставив обитель в полуразрушенном виде.
Из-за ветхого состояния келлии о. Пахомию пришлось совершенно упразднить старые, едва державшиеся постройки и заменить их новыми. Только благодаря энергии и непрестанным хлопотам ему удалось закончить начатое дело. Не имея своих собственных средств, схииеромонах Пахомий осуществил строительство исключительно благодаря поддержке русских христолюбивых благотворителей. Для этого ему пришлось несколько раз съездить в Россию к знакомым благотворителям, при помощи которых обитель была приведена в достойное состояние. И по наружному своему виду, и по внутреннему благолепию и ценности церковной утвари келлия являлась одной из лучших из младших обителей Афона.
Обитель имела две церкви – во имя св. великомученика Георгия и во имя святителя Николая и св. мученицы Матрены Солунской. Первый из них находился на 3-м этаже. Он был небольшой, но очень красиво расписанный домашним художником. В нем имелись в числе святынь мощи св. угодников Божиих. Там же находилась древняя чудотворная икона Божией Матери, называемая «Милостивой», прославившаяся многими чудесами. Перед ней еженедельно, по воскресным дням, совершался параклис (молебен) с акафистом. Вторая церковь – во имя святителя Николая и св. мученицы Матрены Солунской – находилась на 2-м этаже, перед главным входом.
К 1913 году в обители жило около 30 человек монашествующей братии и 5–6 священнослужителей.
Все русские паломники, идущие на вершину или с нее, имели в обители отдых и подкрепление насущной пищей. Если приходили на ночь, то оставались, а после литургии и трапезы шли дальше.
Лит.: Павловский А. А. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 98–102; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. Ч. II. С. 62–63; Павловский А. А. Привет со Святой Горы Афонской. В память 300-летия царствования Дома Романовых. Путеводитель по Афону. Афон: Издание Братства русских обителей на Афоне, 1913. С. 139–141.
6969. Схииеромонах Пахомий
Мирское имя не известно. Уроженец Воронежской губернии, Бобровского уезда, слободы Бутурлиновка. Жил на келлии св. великомученика Георгия Филофеевского монастыря, с 1877 года был старцем келлии. В 1919 году еще был жив, но находился в России.
Схимонах Денасий (Юшков): «Недалеко отсюда [от Вознесенской келлии Филофеевского монастыря. – Сост.] находится русская келья во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Старцем келлии состоит иеромонах Пахомий».69
6970. Иеромонах Макарий
Мирское имя не известно. Уроженец Херсонской губернии. Пустынник, с 1815 года жил на келлии св. великомученика Георгия Филофеевского монастыря. В 1919 году числился наместником настоятеля келлии.
6971. Иеромонах Досифей
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии св. великомученика Георгия Филофеевского монастыря. В 1919 году числился третьим в омологии келлии.
6972. Схимонах Афанасий
Мирское имя не известно. Уроженец Херсонской губернии. Пустынник, с 1815 года жил на келлии св. великомученика Георгия Филофеевского монастыря, до 1877 года был старцем келлии. Преставился в 1880 году.
Русская обитель преподобного Евфимия Великого
Эта келлия была расположена между Филофеевским и Каракальским монастырями, рядом с обителью святителя Николая Чудотворца.
Она существовала с давних времен, а первым русским ее настоятелям был с 1860 г. схимонах Александр Московский. Потом обитель возглавлял схииеромонах Илия (Орловецкий), уроженец Херсонской губерний, который при вступлении в должность настоятеля переустроил келлию заново; выстроил церковь во имя прп. Евфимия Великого и во имя Успения Богоматери.
До того о. Илия (Орловецкий); прибывший на Афон в 1870 г.; устроил обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы
К 1913 году в обители прп. Евфимия Великого было до 10 насельников. Впоследствии келлия полностью опустела и перешла в распоряжение Филофеевского монастыря.
Келлия была полностью уничтожена пожаром.
Лит.: Павловский А. А. Привет со Святой Горы Афонской. В память 300-летия царствования Дома Романовых. Путеводитель по Афону. Афон: Издание Братства русских обителей на Афоне, 1913. С. 138.
6973. Иеромонах Илия
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Орловецкий. Уроженец Херсонской губерний. Жил на келлии прп. Евфимия Великого Филофеевского монастыря. В 1919 году числился старцем келлии, но находился в России.
6974. Иеромонах Агафангел
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии прп. Евфимия Великого Филофеевского монастыря. В 1919 году числился наместником настоятеля келлии.
6975. Иеромонах Иоанн
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии прп. Евфимия Великого Филофеевского монастыря. В 1919 году числился третьим в омологии кельи.
6976. Схимонах Трифон
Мирское имя – Трофим Ефремович Жирнов. Уроженец города Одесса Херсонской губернии. Прибыл на Афон в 1863 году. Жил на келлии прп. Евфимия Великого Филофеевского монастыря, у старца Иоанна.
6977. Схимонах Феодосий
Мирское имя – Иоакинф Федорович Ломачук. Крестьянин из Киевской губернии, Сквирского уезда, Воробьевской волости, села Шалеевское. Жил на келлии прп. Евфимия Великого Филофеевского монастыря, у старца Илии. Преставился в больнице Руссика 12 сентября 1917 года.
6978. Послушник Василий
Мирское имя – Василий Загребельный, отчество не известно. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии прп. Евфимия Великого Филофеевского монастыря.
Русская обитель святителя Николая Чудотворца
Русская обитель св. Николая Чудотворца была расположена в широкой долине, окруженной высокими горами и холмами, между Каракальским и Филофеевским монастырями, по соседству с обителями св. Георгия и Вознесения Господня. От господствующего монастыря Филофея обитель отстояла в 15 минутах ходьбы, от Кареи в 2,5 часах и от Дафны – в 3 часах пути.
По древнему преданию обитель была построена в XIV в. Основали ее несколько греков, выходцев из Филофеевского монастыря, искавших пустыннической жизни. Обитель попеременно была населена то греками, то молдаванами, то иноками других национальностей, пока в 1860 г. в нее не вступил первый русский настоятель иеромонах Александр. В 1875 г. здесь настоятельствовал схииеромонах Иоаким (Кузов). После него настоятелем был схииеромонах Нон (Кресанов), выходец из Пантелеимонова монастыря. Из-за своей старости и неспособности что-либо делать он передал управление келлией иеромонаху Нафанаилу, а сам удалился на покой. Тот, в свою очередь, вследствие сильного недомогания в 1904 г. выехал в Россию и передал управление обителью своему племяннику о. Георгию, рукоположенному в этом году во иеромонахи.
Иеромонах Георгий, уроженец Саратовской губернии, с самого своего вступления в настоятельство прилагал все силы на благоустроение обители. Несмотря на весьма и весьма скудные средства, он все-таки успел немало сделать в этом направлении; кроме того, разработал участок земли, принадлежавший обители, что на Афоне весьма трудно.
Храм в честь св. Николая Чудотворца был небольшой, устроенный в греческом стиле. В нем имелось несколько весьма древних, замечательных по живописи икон, а именно: Спасителя, Божией Матери с Предвечным Младенцем, св. Николая Чудотворца, св. Иоанна Крестителя, св. великомученика Георгия и св. Димитрия Солунского.
В главном обительском корпусе; кроме братских келий и светлой приемной; имелись еще паломнические и различные хозяйственные помещения. Корпус был двухэтажный. С одной стороны от него находились помещение для рабочих и муларня; а с другой – дровяной сарай и прачечная.
В 1913 г. братии в келлии насчитывалось до 10 человек. Устав был общежительный, службы велись ежедневные, как и в больших обителях. Келлия имела свои небольшие угодья.
Лит.: Павловский А. А. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 108–109; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. Ч. II. С. 67; Павловский А. А. Привет со Святой Горы Афонской. В память 300-летия царствования Дома Романовых. Путеводитель по Афону. Афон: Издание Братства русских обителей на Афоне, 1913. С. 136–138.
6979. Схииеромонах Иоаким
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Кузов. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX века. Настоятель и старец келлии св. Николая Филофеевского монастыря.
6980. Иеромонах Нафанаил
Мирское имя не известно. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии св. Николая Филофеевского монастыря. Старец келлии.
6981. Иеромонах Георгий
Мирское имя – Иоанн Филиппович Мирошниченко. Уроженец Харьковской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии св. Николая Филофеевского монастыря, у старца Тарасия, после смерти которого стал старцем келлии. В 1919 году еще числился старцем келлии.
6982. Иеромонах Илия
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Сусликов. Уроженец Курской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии св. Николая Филофеевского монастыря.
6983. Монах Феофан
Мирское имя – Федор Мамаев, отчество не известно. Уроженец Вятской губернии. Поступил на Афон в 1881 году. Жил на келлии св. Николая Чудотворца Филофеевского монастыря. В 1919 году числился наместником настоятеля келлии.
Русская обитель Преображения Господня
В начале XX в. по соседству с греческой келлией Архистратига Михаила; в пределах Филофеевского монастыря, на высокой горе, стояла большая, красивая, заново обновленная русская обитель во имя Преображения Господня.
По преданию келлия была устроена несколько веков назад. В русские руки она перешла от владевшего ею грека в 40-х гг. XIX в. Первым русским ее настоятелем был иеромонах Иоанникий. После него еще семь настоятелей сменили друг друга, пока восьмым по счету не стал схимонах Софония. Он прибыл на Афон в 1862 г. и поступил в русский Андреевский скит, где прожил 16 лет. В 1878 г. о. Софония выбыл из скита с одним учеником в глухую пустынь и через три года перешел на келлию Двенадцати Апостолов. В 1896 г. он приобрел пустынную келлию Преображения Господня, которую ему пришлось, вследствие ее совершенно разрушенного вида, возобновить сначала.
Обитель состояла из трех отдельных корпусов. Первый, с храмом Преображения, занимал три этажа. Кроме главного храма, внизу главного корпуса, была выстроена небольшая церковь во имя Успения Богоматери. Внизу располагались подвалы, три больших паломнических приемных и небольшой свечной завод. На среднем этаже – большая трапезная с кухней, несколько келий и две приемных. В верхнем этаже – помещение для братии, обширная красивая гостиная и несколько номеров для паломников. Второй корпус стоял с правой стороны: в нем были просфорная, хлебная и другие хозяйственные помещения. В третьем корпусе внизу находилась конюшня, вверху – помещения для паломников и обительских рабочих.
В храме Преображения Господня имелись часть Древа Животворящего Креста Господня и до 25 частиц мощей св. угодников Божиих. Кроме того, в обители хранились три древние иконы: Спасителя, Богоматери и Преображения Господня, – оставшиеся от древнего иконостаса.
Братства в обители в 1907 г. было до 25 человек и 5 священнослужителей.
Лит.: Павловский А. А. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 106–108; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. Ч. II. С. 65–67.
6984. Схимонах Софония
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии Преображения Господня Филофеевского монастыря. В 1919 году числился старцем келлии, к этому времени жил на Афоне более 50 лет.
6985. Иеромонах Спиридон
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии Преображения Господня Филофеевского монастыря. В 1919 году числился наместником настоятеля келлии.
6986. Иеромонах Иоанн
Мирское имя не известно, отчество – Лукьянович, фамилия – Левицкий. Уроженец России. Жил на келлии Преображения Господня Филофеевского монастыря. В 1919 году числился третьим в омологии келлии.
6987. Иеромонах Алексий
Мирское имя – Сергий Комаров, отчество не известно. Уроженец Московской губернии, Рузского уезда. Прибыл на Афон в 1868 году. Жил на келлии Преображения Господня Филофеевского монастыря.
6988. Послушник Савва
Мирское имя – Савва Пушка, отчество не известно. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии Преображения Господня Филофеевского монастыря, у старца Софонии.
6989. Послушник Харитон
Мирское имя – Харитон Иванович Морозов. Уроженец Донской области, Ростовского округа, селения Александровка. Жил на келлии Преображения Господня Филофеевского монастыря. Преставился в больнице Руссика 19 мая 1897 года.
Русская обитель Рождества Пресвятой Богородицы
Подробная история русской келлии Рождества Богородицы Филофеевского монастыря неизвестна. В начале XX в. в ней настоятельствовал русский схимонах Елисей, который в 1919 г. еще был в здравии и руководил обителью.
К середине XX века келлия полностью опустела, а в начале XXI века греческие монахи вновь восстановили ее.
6990. Схииеромонах Исаия
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Ивершин. Уроженец Полтавской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии Рождества Богородицы Филофеевского монастыря.
6991. Иеромонах Феоктист
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии Рождества Богородицы Филофеевского монастыря. В 1919 году числился наместником настоятеля келлии.
6992. Схимонах Елисей
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии Рождества Богородицы Филофеевского монастыря. В 1919 году числился старцем келлии.
6993. Схимонах Ириней
Мирское имя – Ермолай Дорошенко, отчество не известно. Уроженец Херсонской губернии; Александрийского уезда. Прибыл на Афон в 1870 году. Сначала жил на келлии Рождества Богородицы Филофеевского монастыря; затем на собственной каливе на территории Ставроникитского монастыря, возле каливы старца Исаии Тамбовского.
6994. Монах Алипий
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии Рождества Богородицы Филофеевского монастыря. В 1919 году числился третьим в омологии келлии.
Русские келлиоты Филофеевского монастыря
На территории Филофеевского монастыря, на разных ее келлиях и каливах, подвизались монахи из России. О некоторых из них сохранилась информация в архиве Руссика.
6995. Схимонах Августин
Мирское имя – Антоний Николаевич Корра. «Отец Августин родился в России, в Полтавской губернии, в 1882 году. Его мирское имя было Антоний Корра (возможно, он был из семьи выходцев из Греции, либо же автор просто изменил его фамилию на греческий лад – Перев.). Отца его звали Николаем, а мать – Екатериной. Антоний немедленно отправился на Святую Гору. Это было в 1908 году. Посетив различные монастыри и келлии, он остался в каливе Честного Креста Господня, принадлежавшей монастырю Каракаллы. Здесь в 1910 году он стал монахом, получив при постриге имя Августин. В 1943 году, стремясь к большему безмолвию, он перешел жить в келлию Введения во храм Пресвятой Богородицы, подчинявшуюся монастырю преподобного Филофея. Здесь он с ревностью подвизался до самой своей старости и больше ни разу не выходил в мир. Отец Августин упокоился в Господе 27 марта 1965 года в возрасте 83 лет»70.
6996. Монах Иларион
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Жиредиев. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии св. Иоанна Предтечи Филофеевского монастыря, у старца Зосимы.
* * *
Примечания
Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям // Душеполезный собеседник. М., 1898. Вып. 1. С. 57.
Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям // Душеполезный собеседник. М., 1898. Вып. 1. С. 58.
Старец Паисий. Отцы святогорцы и святогорские истории. Сергиев Посад, 2001. С. 76.