Русские келлии Симонопетрского монастыря
Русская обитель Благовещения Пресвятой Богородицы
По дороге из Кареи в Ильинский скит, в пределах Симонопетрского монастыря, находилась обитель Благовещения Пресвятой Богородицы. После завоевания турками Византии келлии строились таким образом, чтобы они были незаметны, и ютились под горой. Вот в таком незаметном, но живописном месте и находилась Благовещенская обитель. С келлии открывался вид на весь Капсал, с рассредоточенными по нему келлиями и каливами, на море и пик горы. Обитель была основана много столетий назад. Точных сведений об этом не сохранилось, но известно, что она принадлежала Протату, так как на этом месте раньше находилась протатская мельница. Об этом свидетельствует документ, выданный при приобретении келлии. В XVI в. ее приобрел духовник Лавры св. Афанасия, некий Карамали, после которого обитель стала переходить из рук в руки.
В 1862 г. в разваленном она виде была приобретена одним русским монахом, о. Захарием, жившим до этого в скиту св. великомученика Пантелеимона Кутлумушского монастыря. Ввиду сырости и неудобства совершать в старой церкви богослужения о. Захарий поискал места повыше и положил основание новому храму, также во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. По смерти его настоятелем келлии стал о. Артемий, бывший наместником обители.
О. Артемий был родом из кубанских казаков, прослужил на военной службе 25 лет, участвовал в Кавказской и Русско-турецкой войне, за что имел пять наград. Умер он в 1896 г. При нем было положено начало переустройству обители.
Последующий ее настоятель, схииеромонах Иоанникий, прибыл на Афон в 1887 г. и принял постриг в Ильинском скиту. По благословению архимандрита этого скита о. Гавриила и по просьбе о. Артемия он перешел в Благовещенскую обитель, где и был назначен наместником. По вступлении в обязанности настоятеля о. Иоанникий переустроил, вследствие необходимости, всю обитель.
Во-первых, храм, выстроенный о. Захарием, из-за частых землетрясений и сырого материала пришел в полную негодность, и о. Иоанникий отстроил его заново. Затем были воздвигнуты три корпуса под братские помещения и большая колокольня в русском стиле. В противоположном корпусе была выстроена небольшая церковь во имя свв. Харалампия, Власия и Мины. Старый храм стоял внизу, в двухстах шагах от обители. Возле него находился небольшой корпусок, в котором жили несколько иноков. В храме этом служба происходила раз в неделю, а в других церквах в самой обители, по Афонскому уставу, ежедневно.
Сама обитель была расположена четырехугольником. Три его стороны образовывали три корпуса, а четвертую – высокая стена, к которой примыкала часовня-усыпальница. Вне главного корпуса у самой стены стоял еще небольшой корпус под хозяйственные принадлежности. В обители была также своя иконописная мастерская.
В числе святынь келлии имелись часть Древа Животворящего Креста Господня и 17 частиц мощей св. угодников Божиих. Храмовый праздник отмечался 25 марта при большом стечении насельников Святой Горы.
В обители жили два замечательных инока – о. Виссарион и о. Гервасий. Замечательны они были своей художественной работой по переписыванию славянских рукописей и тетрадей нотного церковного пения. Эти работы велись ими более 14 лет. По красоте, изяществу и чистоте работы эти рукописи выделялись из общего ряда. Каждая заглавная буква в них представляет собой виньетку, над каждой новой главой есть начальные и заключительные виньетки, разнообразные по своей огромной фантазии и математически правильные, несмотря на то, что работы производились от руки. В их помещении находилась небольшая, штук в 600, библиотека с несколькими старинными рукописями.
В обители некоторое время жил на покое известный строитель Свято-Троицкого Николаевского монастыря в России (Уссурийский край), игумен о. Алексей (Осколков).
В 1907 г. братии в обители было до 40 человек, из них 5 священнослужителей. После мировых потрясений 1914–1920 гг. число насельников скита неуклонно снижалось и, к сожалению, впоследствии келлия пришла в полный упадок. В начале XXI века греческие монахи вновь восстановили ее.
Лит.: Павловский А. А. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 93–98; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. Ч. II. С. 59–62; Анатолий, иером. Святая гора Афон и святая обитель Благовещенская. Н. Новгород, 1908; Павловский А. А. Привет со Святой Горы Афонской. В память 300-летия царствования Дома Романовых. Путеводитель по Афону. Афон: Издание Братства русских обителей на Афоне, 1913. С. 127.
6997. Схииеромонах Иоанникий
Мирское имя – Иван Афанасьевич Симоненко. Уроженец села Кочинец Киевской губернии, Коневского уезда Имя матери – Ирина. Родился в 1855 году. Прибыл на Афон в 1887 году и принял постриг в Ильинском скиту. Затем по благословению жил на Благовещенской келлии Симонопетрского монастыря, у старца Артемия, после смерти которого в 1896 году стал настоятелем келлии. Преставился в апреле 1952 года, был найден умершим в келлии, вместе послушником иеромонахом Симоном.
Лит.: Анатолий, иером. Святая гора Афон и святая обитель Благовещенская. Н. Новгород, 1908.
6998. Иеромонах Сергий
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Благовещенской келлии Симонопетрского монастыря. В 1919 году числился наместником настоятеля келлии, но находился в России.
6999. Схимонах Захария
Мирское имя не известно. Казак из Екатеринославской губернии, Новомосковского уезда, села Гупаловка. На Афоне сначала жил в скиту св. великомученика Пантелеимона Кутлумушского монастыря, где был пострижен в мантию, а затем приобрел Благовещенскую келлию Симонопетрского монастыря. Был первым русским старцем келлии. Преставился в 1877 году.
Лит.: Анатолий, иером. Святая гора Афонская и святая обитель Благовещенская. Н. Новгород, 1908. С. 20–21.
7000. Схимонах Артемий
Мирское имя – А. А. Казачков. Казак из станицы Казанской Кубанской области. 19-летним был взят на военную службу, участвовал в Крымской войне, за что был награжден 4-мя крестами Св. Георгия, орденом Св. Анны и др. В 1862 году прибыл на Афон, где жил на Благовещенской келлии Симонопетрского монастыря у старца Захарии. После смерти старца сам стал настоятелем келлии. Преставился в 1896 году.
Лит.: Анатолий, иером. Святая гора Афон и святая обитель Благовещенская. Н. Новгород, 1908.
7001. Схимонах Тихон
Мирское имя – Трофим Андриянов, отчество не известно. Уроженец Воронежской губернии, Богучарского уезда, села Калач. Жил на Благовещенской келлии Симонопетрского монастыря, у старца Иоанникия. Преставился в больнице Андреевского скита 20 декабря 1907 года в возрасте 76 лет и был погребен на скитском кладбище.
7002. Схимонах Алексий
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Загурьевский. Крестьянин из Кубанской области. Жил на Благовещенской келлии Ставроникитского монастыря, у старца Иоанникия. Преставился в больнице Андреевского скита 30 августа 1918 года и был погребен на скитском кладбище.
7003. Схимонах Руф
Мирское имя – Роман Кравцов, отчество не известно. Уроженец России. Прибыл на Афон в 1889 году. Жил на Благовещенской келлии Симонопетрского монастыря, у старца Иоанникия.
7004. Схимонах Антоний
Мирское имя – Андрей Прохорович Кучеренко. Крестьянин из Киевской губернии, Коневского уезда, Сельской волости, села Квитки. Жил на Благовещенской келлии Симонопетрского монастыря, у старца Иоанникия. Преставился в больнице Руссика 1 сентября 1915 года.
7005. Схимонах Диомид
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Метла. Уроженец Полтавской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Благовещенской келлии Симонопетрского монастыря, у старца Иоанникия.
7006. Схимонах Иларион
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Проценко. Крестьянин из Подольской губернии, Гайсинского уезда, Грановской волости, села Михайловка. Жил на Благовещенской келлии Симонопетрского монастыря, где был пострижен в мантию с именем Леонид, в схиму. Преставился в больнице Андреевского скита 28 ноября 1911 года в возрасте 80 лет и был погребен на скитском кладбище.
7007. Монах Пахомий
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Котляров. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Благовещенской келлии Симонопетрского монастыря, у старца Иоанникия.
7008. Монах Онуфрий
Мирское имя не известно, отчество – Филиппович, фамилия – Родимчук. Уроженец Подольской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Благовещенской келлии Симонопетрского монастыря, у старца Иоанникия.
7009. Монах Емилиан
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Харуев. Уроженец Подольской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Благовещенской келлии Симонопетрского монастыря, у старца Иоанникия. Был пострижен в рясофор с именем Евфимий, в мантию.
7010. Монах Спиридон
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Полторак. Уроженец Подольской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Благовещенской келлии Симонопетрского монастыря. Пострижен в рясофор с именем Сергий, в мантию.
7011. Монах Ефрем
Мирское имя – Евфимий Пушка, отчество не известно. Уроженец Саратовской губернии. Прибыл на Афон в 1886 году. Жил на Благовещенской келлии Симонопетрского монастыря.
7012. Послушник Ермолай
Мирское имя – Ермолай Швецов, отчество не известно. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Благовещенской келлии Симонопетрского монастыря, у старца Иоанникия.
