Русские келлии Великой Лавры
Русская обитель святого великомученика Артемия
Недалеко от моря, по главной дороге от Кареи в Лавру св. Афанасия, была расположена большая русская обитель св. великомученика Артемия.
Основание келлии относится к XIV в. Долгое время она была в греческих руках. Обитель имела очень печальный и запущенный вид, пока в 1863 г. в нее не переселился с несколькими иноками схимонах Игнатий. В течение своего четырнадцатилетнего пребывания в обители он понемногу привел ее в порядок. Первым делом он возобновил и отстроил новый храм во имя св. Артемия и церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а также корпус под братские помещения. В 1877 г. схимонах Игнатий умер, оставив келлию по порядку наследования наместнику обители схииеромонаху Парфению, жившему на Афоне с 1870 г. Ввиду увеличившейся братии схииеромонах Парфений построил новый корпус под братские и паломнические помещения.
Должность наместника в это время выполнял родной брат отца Парфения иеромонах Модест. В 1905 г. он внезапно умер от разрыва сердца. Это событие так подействовало на отца Парфения, что он слег, а через неделю его не стало. После его кончины обитель перешла в управление иеромонаха Афанасия, к этому времени, прожившего на Афоне свыше 30 лет. Он был уроженцем Области Войска Донского и посвятил себя иноческой жизни с 13-летнего возраста.
Всех построек в обители было пять. Первая и самая большая – двухэтажная. Внизу находилась церковь Покрова Божией Матери, трапезная, кухня, братские и паломнические помещения. Наверху – главный храм во имя великомученика Артемия, с очень красивым иконостасом, чистые приемные, помещения настоятеля и священнослужителей. Слева к корпусу была пристроена большая светлая галерея с открытым видом на море и виднеющуюся вдали Карею. Постройка была очень красивая; перед ней располагался широкий двор, с трех сторон окруженный разными корпусами. С задней стороны главного здания находились развалины древнего храма во имя святых Архангелов. К сожалению, монастырь, несмотря на настойчивость иеромонаха Парфения, не дозволил ему возобновить этот храм.
С левой стороны от главного корпуса находился небольшой двухэтажный дом с кладовой и свечной мастерской, так как обитель сама изготовляла свечи. Рядом с ней располагались различные мастерские и новый большой корпус под кельи, паломнические приемные и сараи.
У самого моря обитель имела свою собственную арсану (пристань) в два этажа для рыбной ловли и выгрузки товаров. На ней стояли обительские судна и хранились все принадлежности для рыбной ловли.
Обитель считалась одной из самых больших русских келлий. Хотя у нее было много земли, но, как и везде, она не приносила никакой пользы, так как на ее возделывание приходилось тратить много денег. У келлии было 2–3 десятины огородов, виноградников и маслин. Ввиду большого ежегодного наплыва паломников, считавших обитель попутной станцией, запасов, получаемых ею с возделанной земли, не хватало и на полгода: ежегодно число проходящих через нее на пик горы и обратно паломников достигало 3–4 тысяч человек.
В числе святынь келлия имела мощи святых угодников Божиих, две старинных чудотворных иконы. Одна – Божией Матери, подаренная Лаврой схимонаху Игнатию по приобретении келлии, а другая – св. великомученика Артемия, изображающая его сидящим на троне. Достойна упоминания находившаяся в обители икона резной работы из слоновой кости и пальмового дерева, замечательно художественно исполненная одним из монастырских иноков, работавших над ней из дня в день около 12 лет.
К 1913 г. братство келлии насчитывало свыше 50 человек, в том числе 20 священнослужителей. После Первой мировой войны число насельников неуклонно снижалось, и в 1962 году оставались «2 собрата: иеромонах, еще служащий, и 1 монах 79 лет». После смерти последнего русского монаха келлия перешла во владение кириархального монастыря Великая Лавра.
Лит.: Павловский А. А. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 115119; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. Ч. II. С. 70–72; Павловский А. А. Русская обитель св. Артемия на Св. Горе Афон. Нижний Новгород, 1910; Павловский А. А. Привет со Святой Горы Афонской. В память 300-летия царствования Дома Романовых. Путеводитель по Афону. Афон: Издание Братства русских обителей на Афоне, 1913. С. 147–150; Троицкий П. Описание некоторых русских афонских келий // URL: http://sibiriakov.sobspb.ru/ros_i_afon/ russk_afon/16_troizk_opis.nekrus.afon.htm
6569. Схииеромонах Афанасий
Мирское имя не известно. Уроженец Донской области. Прибыл на Афон в 1880 году. Подвизался на келлии великомученика Артемия Великой Лавры. С 1905 года старец келлии.
В 1907 и 1932 годах писал письма игумену Мисаилу (АРПМА. Док. № 1466).
6570. Схииеромонах Парфений
Мирское имя не известно. Уроженец Ставропольской губернии. Подвизался вместе с родным братом иеромонахом Модестом на келлии великомученика Артемия Великой Лавры. Старец келлии. Преставился 19 августа 1905 года.
Переписывался с наставниками Руссика (АРПМА. Док. № 1278).
Из дневника схииеромонаха Владимира (Колесникова): «Представительный человек и хороший хозяин. Его келья почти лучшая и благоустроенная, и обеспеченная, необходимая для паломников при путешествии по горе.
Но удивительно, что за 9 дней перед его кончиной скончался там же брат его иеромонах Модест, младший, второй по омологии. По смерти брата о. Парфений очень скорбел и много плакал постоянно, может быть, от излишней скорби смерть. Артемьевские братья очень плакали, тогда архиерей (пришедший на отпевание) сказал по-русски слово, что не плакать, а радоваться нужно, и этим успокоил»45.
Лит.: Троицкий П. В. Андреевский скит и русские келлии на Афоне. М, 2002. С. 125; Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям // Душеполезный собеседник. М., 1898. Вып. 2. С. 95.
6571. Иеромонах Адриан
Мирское имя – Адриан Тимофеевич Черников. Крестьянин из Воронежской губернии. Прибыл на Афон в 1891 году. Подвизался на келлии великомученика Артемия Великой Лавры. В 1918 году числился наместником настоятеля келлии.
6572. Иеромонах Сергий
Мирское имя не известно. Крестьянин из России. Подвизался на келлии великомученика Артемия Великой Лавры. В 1918 году числился третьим в омологии келлии.
6573. Иеромонах Модест
Мирское имя не известно. Уроженец России. Подвизался вместе с родным братом схииеромонахом Парфением на келлии великомученика Артемия Великой Лавры. Преставился 10 августа 1905 года.
6574. Схимонах Анфим
Мирское имя – Афанасий Жуков, отчество не известно. Уроженец России. Жил в конце XIX века на каливе около Горбатого Моста, на территории Ставроникитского монастыря. Был пострижен в мантию с именем Арсений, затем жил на Артемьевской келлии Великой Лавры.
Из рассказа схимонаха Анфима (Жукова): «Встретив в русском монастыре св. Пантелеимона светлый праздник Воскресения Христова, на третий день св. Пасхи возвращался я в свою квартиру. Пройдя Горбатый Мост и дойдя почти до Покровской келлии, встречаю на дороге жену, имеющую на руках дитя. Я недоумевал, что это значит, откуда взялась женщина, и молча пошел дальше. Она мне сказала: «Воротись!» Я воротился и сказал ей: «Что тебе нужно?» Она мне отвечает: «Каждое бдение ходи в Русский монастырь и пробуждай спящих». Я говорю: «Как это можно? Я сам спящий». Она говорит: «Тебе только три бдения будет трудно, иди и пробуждай». А я говорю: «Кто ты такая? Как я тебе могу поверить? Если ты Матерь Божья, то пусть святой Николай чудотворец сойдет сюда, тогда я поверю». Она ответила: «Иди и пробуждай». Тогда я приклонил колена, но не к ней, а на восток, к алтарю Покровской церкви, и стал молиться, а она мне сказала: «Почему ты не в схиме?» Я ничего не отвечал, потом она меня потрепала по плечу и сказала: «Молитва твоя исполнится». Я обратился, ее уже нет, и я едва дойти мог домой от слез. После этого принял схиму и поселился в скиту св. Артемия»46.
6575. Схимонах Симеон
Мирское имя – Степан Замлелов, отчество не известно. Уроженец села Павловского Ставропольской губернии и уезда. Прибыл на Афон в 1869 году. Жил на Артемьевской келлии Великой Лавры. Преставился в 1881 году.
6576. Монах Иоанн
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Стахиев. Уроженец Киевской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на каливе на Катунаке, около Артемьевской келлии, на территории Великой Лавры.
6577. Послушник Гавриил
Мирское имя – Гавриил Николаевич Голубев. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии св. Артемия Великой Лавры.
Русская обитель апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Русская обитель Иоанна Богослова находилась на Керашах, на территории, принадлежащей Великой Лавре. Когда была построена келлия, неизвестно. В конце XIX в. ее приобрел схимонах Антоний (Ушаков), прибывший на Афон в 1885 г. После его смерти обитель возглавил схимонах Аверкий, который в 1919 г. еще был жив. Дальнейшая судьба обители неизвестна.
6578. Иеромонах Григорий
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Богословской келлии Великой Лавры. В 1919 году числился наместником настоятеля келлии.
6579. Иеромонах Акакий
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Богословской келлии Великой Лавры. В 1919 году числился третьим в омологии келлии.
6580. Схимонах Антоний
Мирское имя – Андрей Никифорович Ушаков. Уроженец Саратовской губернии. Прибыл на Афон в 1885 году. Жил на Богословской келлии Великой Лавры. Старец келлии.
6581. Схимонах Аверкий
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Богословской келлии Великой Лавры. В 1919 году числился старцем келлии.
6582. Схимонах Марк
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Богословской келлии Великой Лавры. В 1919 году числился наместником настоятеля келлии.
6583. Схимонах Иоанн
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Санин. Уроженец России. Отец монаха Феофила. Жил со своим сыном на Богословской келлии Великой Лавры.
В 1887 году писал письмо игумену Макарию (АРПМА. Док. № 1286).
6584. Монах Амвросий
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Богословской келлии Великой Лавры. В 1919 году числился четвертым в омологии келлии.
6585. Монах Иоанн
Мирское имя – Николай Иванович Звинячкин. Уроженец Орловской губернии, Севского уезда, Стрелецкой волости, села Емское. Жил на Богословской келлии Великой Лавры. Преставился в больнице Руссика 17 октября 1908 года.
6586. Монах Иоаким
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Моклович. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Богословской келлии Великой Лавры.
6587. Монах Феофил
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Санин. Уроженец России. Сын схимонаха Иоанна. Жил со своим отцом на Богословской келлии Великой Лавры.
В 1887 году писал письмо игумену Макарию (АРПМА. Док. № 1286).
Бессарабо-молдавская обитель апостола и евангелиста Иоанна Богослова
На расстоянии получаса ходьбы от келлий св. Артемия и Крестовской была расположена большая обитель св. Иоанна Богослова. От Лавры обитель находилась в 3 часах пути, столько же до нее было от Кареи и от местности Морфино.
Местность, окружавшая келлию, называется Провата. Она весьма живописна, с известной дозой величавой дикости природы. Высокий пик горы с громадными ущельями и стремнинами, море, уходящее в глубокую даль, – все это придает обители прелестный вид.
Келлия была основана давно, но за старостью разрушилась. О ней сохранилось следующее предание, которое рассказывали многие из афонских старцев-старожилов. Согласно ему, во время существования монастыря Морфино (от которого ныне остались развалины), на месте, где стояла данная обитель, была церковь во имя св. Иоанна Богослова и богословская школа, в которой обучались монахи вышесказанного монастыря.
В 1870 г. келлию приобрел первый из молдаван, старец о. Доментиан (уроженец Бессарабской губернии), прибывший на Афон в 1869 г. вместе с иеромонахом Феодосием Суручаном (также уроженцем Бессарабской губернии). О. Доментиан пробыл в обители до 1880 г., когда передал управление келлией иеромонаху Феодосию. По прибытии они решили отстроить обитель заново, шагах в 50–60-ти от старой. Место было очень дикое, так что им пришлось потратить много труда и энергии на его очистку его и застройку. При этом с иеромонахом Феодосием произошел печальный случай, чуть не стоивший ему жизни, если бы не спасение Промыслом Божиим. Когда строили церковь, то и о. Феодосий работал в числе братии. Вследствие большой нагрузки верхние леса не выдержали и обрушились. В то время о. Феодосий был наверху и упал в глубокую, около 15 сажен, пропасть. Все его платье порвалось, но сам он остался невредимым. Иеромонах Феодосий имел несколько знаков отличия – русских и румынских.
Своим видом обитель напоминала небольшой скит. В ней было 6 корпусов. Три из них, в форме буквы П, соединялись крытыми галереями. В первом, помимо церкви в 2 этажа, находились большая трапезная, кухня, кельи и фондарики. Средний корпус был также в два этажа, внизу располагались магазины для склада припасов; вверху – две приемных, кельи и большой крытый фондарик – галерея, в верхней части которой была выстроена просфорная. Третий корпус был большим, в пять этажей. Внизу находились большие погреба. На втором этаже располагались кухня для гостей; маленький фондарик, буфетная и библиотека, в которой имелось до 3000 книг по церковной истории. На третьем этаже – помещения больницы и больших паломнических приемных. На четвертом жил настоятель и имелись приемные для высокопоставленных посетителей. На последнем этаже располагались два паломнических помещения.
На старом месте был построен каменный двухэтажный корпус с келлией и маслобойней. Рядом с ним – деревянный, с конюшней и сеновалом. Шестой корпус был предназначен для разных мастерских, кузницы и слесарни и помещений для мастеров и рабочих.
В старом храме хранились частицы святых мощей и старинная чудотворная икона св. Иоанна Богослова, написанная на узкой длинной доске. О ней есть следующее предание. В 1821 г. в этой обители, во время папского гонения, жил один грек, впоследствии старец келлии Феодора Тирона и Стратилата, отец Анания. Он свидетельствовал о таком случае. На обитель напали восемь вооруженных разбойников. Они собирались всех убить и разграбить келлию, но никого, кроме о. Анании, не поймали и хотели его убить, требуя денег. Понимая опасность, о. Анания обещал выдать все деньги, но перед смертью попросил позволения приложиться к иконе св. Иоанна Богослова. Войдя в церковь, он припал к образу, читая тропарь и думая, что его вот-вот убьют, ибо дать разбойникам было нечего. Простояв около часа, он огляделся и не увидел разбойников. Пройдя по всем помещениям обители, он не нашел никого из монахов и в течение трех месяцев жил один, сам заботясь о церкви. В это время почти все насельники Афона удалились на остров Тассо, куда отправились и монахи этой обители.
Братства в обители насчитывалось свыше 30 человек, в том числе пять-шесть священнослужителей.
Лит.: Павловский А. А. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 119125; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. Ч. II. С. 72–75.
6588. Схииеромонах Феодосий
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Суручан. Уроженец Бессарабской губернии, Оргеевского уезда. Прибыл на Афон в 1869 году. Жил на Провате, на Богословской келлии Великой Лавры. Старец келлии
6589. Схииеромонах Антипа
Мирское имя – Александр Григорьевич Лукиан. Уроженец Молдавии, села Калапедешти. Родился в 1816 году. Жил на Провате, на Богословской келлии Великой Лавры. Был духовником. Преставился 10 января 1882 года. См. его биографию: БРПМА. Док. № 42219.
Лит.: Антоний (Святогорец), иеромонах. Жизнеописания Афонских подвижников благочестия XIX века. Джорданвилл, 1988. С. 43.
6590. Иеромонах Епифаний
Мирское имя не известно. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Провате, на Богословской келлии Великой Лавры.
6591. Монах Евфимий
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Изман. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Провате, на Богословской келлии Великой Лавры.
Русская обитель святого великомученика Георгия Победоносца
Русская келлейная обитель Св. Георгия Победоносца расположена на юго-восточной стороне Святой Горы, в пределах Лавры Святого Афанасия. Местность, занимаемая обителью, имеет историческое название Керасия или Кераши. Обитель служила станцией для отдыха для всех паломников, желавших подняться на пик горы. От этой келлии начинался длинный и утомительный подъем на главный пик Афона, где расположена церковь Преображения Господня. Поэтому все паломники, которые, путешествуя по горе, намеревались подняться и на шпиль, обязательно заходили в обитель.
Основание обители относится к началу XIII столетия. Сохранившееся в документах Лавры св. Афанасия предание гласит следующее: «Когда св. Афанасий, Великий афонский отец и подвижник, основал свою обитель, нынешнюю Лавру, к нему пришел известный в то время морской пират с несколькими своими товарищами и, в глубоком раскаянии о своей прежней жизни, просил его принять в число иноков, чтобы загладить прежнюю греховную жизнь. Как великий прозорливец, св. Афанасий Афонский угадал в разбойнике искреннее желание спастись от ожидавшей его гибели и получить вечное спасение, а потому благосклонно ответил ему: «Чадо мое, ты великий грешник, но еще больше всепрощение Господа Бога нашего. Посему, если желаешь найти вечное спасение, то пойди и выбери себе место сам, какое пожелаешь: на месте том спасешься». Раскаявшийся морской пират отправился по Св. Горе искать самого неприступного убежища, но, желая быть один и в полной тишине замаливать грехи свои, не взял с собою своих бывших приспешников, а удалился от них один и избрал местом своего покаяния Карулю. Спутники же его, которых было несколько человек, также разбрелись в поисках своего спасения; один из них, именуемый Георгием, устроил себе пристанище в местности Керасия, соорудив там небольшую каливку. Почти три века спустя после этого пришел другой инок, знаменательно носивший то же имя Георгия, и, увидев следы прежнего жилья, построил здесь небольшую келлейку с церковью во имя св. великомученика Георгия. Назвать сим именем новую обитель побудило его не только собственное имя; но и случившееся в то время в Афонском Зографском монастыре следующее чудо. К Афону приплыла икона св. великомученика Георгия; все монастыри решили возложить эту икону на дикого мула и, где он остановится, тамошней обители и иметь эту икону. Дикий мул остановился у Зографского монастыря. Вот это то чудо и побудило старца-инока основать обитель в честь св. великомученика Георгия».
Что стало с этой обителью спустя несколько веков, неизвестно, так как различные смуты и запустения Афона не могли не отразиться и на сей обители, которая периодически, многими десятками лет, оставалась в полном запустении, без всякого присмотра. Однако впоследствии она была опять обитаемой, как видно из книг епископа Порфирия (Успенского) и неизвестного паломника. Населена она была греками. Неизвестный паломник писал, что сюда, на Кераши, не шел ни один русский. Действительно, русские несколько позднее начали прочно заселять Святую Гору. Они пришли на Кераши и восстановили эту келлию, которая, благодаря тому, что служила отправной точкой для поднимавшихся на пик горы, стала одной из самых больших афонских келлейных обителей.
С 70-х гг. XIX в. здесь жил один русский старец, о. Игнатий. Не имея возможности и средств заботиться о благоустройстве и благолепии своей полуразрушенной обители, он в 1883 г. передал ее другому старцу, о. Вениамину. Тот был родом из Харькова. Отец его был состоятельным человеком и имел два чугунно-медно-литейных завода, благодаря которым в его честь была названа городская улица. После смерти мужа мать о. Вениамина, не имея возможности продолжать заводское дело, продала заводы и со всем семейством переехала в Таганрог, где открыла торговлю. Ее младший сын, Вася (будущий старец о. Вениамин), от природы был тихий, богобоязненный н весьма любил монашество. После Крымской войны, в 1856 г., он из Таганрога на парусном судне Ильинского скита (это судно прибыло в Россию за провизией) отправился на Афон, где и вступил в братства вышеназванного скита. Там он прожил 14 лет (до 1870 г.), изредка в поисках одиночества уходя из обители на более или менее продолжительное время. Покойный настоятель скита игумен Паисий благосклонно относился к таким его отлучкам и впоследствии благословил о. Вениамина, вместе с другим своим учеником о. Варсонофием, отправиться на Капсал, в келлию св. Саввы Освященного, в пределах Пантократорского монастыря. Вместе они тихо и смиренно проводили свою жизнь. Но о. Вениамину было суждено Богом принять в свое ведение и ветхую обитель св. великомученика Георгия.
Ученик о. Игнатия о. Георгий, как и сам его старец, питали великую духовную любовь к о. Вениамину. Однажды о. Георгий посетил келлию св. Саввы Освященного, где подвизался о. Вениамин, и рассказал ему о желании о. Игнатия передать свою келлию на Керашах какому-нибудь другому деятельному лицу. Когда о. Георгий это рассказывал, присутствовал и соименный ему ученик о. Вениамина, будущий настоятель Керашанской келлии во имя св. великомученика Георгия. На обоих услышанное произвело большое впечатление, но на этот раз вышеприведенный разговор не привел ни к каким результатам. Мысль же о тщательном осмотре керашанской местности с этого времени не покинула их. К этому их побуждали чудотворения, проистекавшие от иконы св. великомученика Георгия, о чем они раньше неоднократно слышали, а также красота местности.
Весной 1882 г. о. Георгий, ученик о. Вениамина, посетив Керашанскую обитель и впервые увидев чудную красоту места, занимаемого обителью, был очарован ею. Как человек, обладающий от природы умом и сметливостью, он при взгляде на развалины келлии, понял, что она не может далее оставаться в таком положении и должна быть обновлена и преобразована молитвенным предстательством св. великомученика Георгия. Побуждаемый духовным тяготением и внутренней любовью к этому месту и к обители в честь святого, имя которого он сам носил, о. Георгий всей душой пожелал перейти в нее, о чем вознес усердную молитву пред иконой тезоименного святого.
Возвратившись в келлию св. Саввы Освященного, о. Георгий подробно передал старцу о. Вениамину свои впечатления и думы, как вообще о Керашанской величавой местности, так и о келлии св. великомученика Георгия. Тут же он предложил старцу переселиться в оставленную о. Игнатием обитель, дабы обновить ее и устроить. Сначала о. Вениамин отговаривал его от этой мысли, доказывая, что обитель св. Саввы, в которой они живут, вполне благоустроена, что в ней собрано около 18 человек братии и трудно будет покинуть место, с которым все свыклись в течение многих лет. Желая проверить наблюдения и впечатления любимого ученика, о. Вениамин, руководимый Духом Божиим, вознамерился сам осмотреть Керашанскую обитель. Посещение это решило участь келлии св. великомученика Георгия, так как и о. Вениамин был очарован красотой местности. Особенно глубокое впечатление произвела на о. Вениамина чудотворная икона св. великомученика Георгия с дивно написанным, живым и радостным ликом. К этому времени на Керашах появилось человек несколько пустынников, подобно о. Игнатию живших в своих каливках, разбросанных по горе. Вместе с о. Игнатием они стали просить о. Вениамина переселиться сюда и принять в свое владение разрушающуюся келлию. Слухи об о. Вениамине как о хозяйственном и высокодуховном иноке побуждали пустынников иметь его своим руководителем.
Возвратившись в свою обитель, о. Вениамин обстоятельно рассказал своему собрату и сотруднику о. Варсонофию о впечатлениях, а также сообщил просьбу тамошних иноков-пустынников. О. Георгий весьма порадовался духом, что о. Вениамин расположен к керашанской местности. О. Варсонофий одобрил мысли о. Вениамина, но как ближайший сотрудник и старший собрат начал отговаривать от переселения на Кераши: «Насколько бы ни было привлекательно то место, – говорил он, – ты все-таки не должен уходить отсюда. Помни, что ты из Ильинского скита часто выходил, но нигде не мог пристроиться, пока покойный игумен о. Паисий не благословил нас обоих на пустынную жизнь и сказал нам: «Живите вместе, делите между собой радость и горе, вместе молитесь, друг друга утешайте и друг друга не оставляйте». Вспомни он нам пророчествовал, что мы с тобою должны умереть в одном месте, как и вместе поклялись перед о. Паисием не оставлять друг друга до конца жизни». Доводы, приведенные собратом, на время отклонили желание о. Вениамина переселиться на Кераши, пока о. Игнатий не стал приглашать его снова. К тому же произошли неожиданные события, вследствие которых о. Варсонофий одобрил решение о. Вениамина и уже более не удерживал его от его намерения.
На прощание о. Варсонофий сказал ему: «Хотя ты телесно отдаляешься, но душевно мы всегда должны оставаться совокупно. Помни, хотя ты и на Керашах будешь жить, однако заповедь нашего почившего старца игумена о. Паисия приведет тебя умирать сюда, в нашу начальную хижину». Это действительно сбылось, и о. Вениамин скончался впоследствии на Капсале, в келлии св. Саввы Освященного, 20 ноября 1890 г.
В 1883 г., с взаимными молитвами и благословениями, после сердечного прощания, о. Вениамин с ближайшим своим учеником и сотрудником о. Георгием и несколькими братиями, переселился в обитель св. великомученика Георгия. С этого времени и начинается новая пора в истории келлии.
О. Игнатий весьма радостно принял пришедших; с великой душевной отрадой н чувством особого восторга передал он келлию во владение о. Beниамину. Иноки должны были отправиться в Лавру св. Афанасия, дабы засвидетельствовать акт передачи келлии через документ, именуемый «омологием». На просьбы керашанских старцев лаврское начальство просило подождать, пока по афонским обычаям оно не наведет справок о личности о. Вениамина у Пантократорского монастыря.
Ответ Пантократора оказался в высшей степени благоприятным для о. Вениамина. После этого Лавра немедленно выдала о. Вениамину омологий и вручила ему правление келлией. О. Вениамин был записан старцем обители, о. Георгий – вторым (наместником). Получив омологий, они возвратились в келлию, отслужили благодарственный молебен пред чудотворной иконой св. великомученика Георгия Победоносца, а затем повели жизнь, полную энергичных трудов для приведения обители в благоустроенное состояние.
О. Вениамин, будучи ревнителем отшельнической пустынной жизни, и здесь, по переселении, продолжал таковую, ни во что не вмешиваясь, и возложив все заботы на своего наместника и ученика о. Георгия, который справлялся блестяще. Схииеромонах о. Георгий происходил из крестьян села Ленивка Харьковской губернии. На Афон он прибыл в 17-летнем возрасте в 1876 г. и поступил в число братии Пантелеимонова монастыря, где жил тогда знаменитый старец иеросхимонах Иероним (Соломенцов), первый организатор русской обители св. Пантелеимона. В монастыре о. Георгий пробыл около 8 месяцев, но потом, вследствие молодости, о. Иероним отправил его на Капсал, на келлию Двенадцати апостолов, к одному опытному и доброму старцу. О. Георгий настолько свыкся с пустынной жизнью, что не пожелал уже возвращаться в монастырь, хотя о. Иероним многократно приглашал его. Прожив на келлии Двенадцати апостолов 6 лет, он пожелал перейти на келлию св. Саввы Освященного к о. Вениамину. На это свое переселение он опять взял благословение у о. Иеронима. В келлии св. Саввы он и принял монашество, в 1879 г. был хиротонисан в иеродиаконы, а потом, по переселении своем на Кераши, 2 сентября 1884 г. был произведен в сан иеромонаха.
Первым неотложным делом о. Георгия был ремонт церкви, так как пол под ней весь прогнил, а штукатурка осыпалась. Скоро церковь стала неузнаваемой – все в ней было почищено, покрашено и упорядочено. В своей деятельности о. Георгий не ограничился одним храмом. В течение нескольких лет производились различные перестройки и ремонты. В 1886 г. был устроен новый братский корпус с помещением на 20 человек братии. Энергичный о. Георгий, ставший настоятелем после смерти своего старца, а при жизни его бывший ближайшим помощником, сумел привести обитель в благолепный вид.
Из-за неудобного ландшафта братии пришлось положить немало труда на ее обработку. Для того чтобы хоть как-то выровнять поверхность, ставили бизули (стены), остатки которых можно найти и сегодня. Некоторые из них были очень длинны, другие высоки (около 10-ти аршин). В результате всех усилий обитель обзавелась большими, идущими уступами, огородами и виноградниками, а территория, занимаемая обителью (около 5-ти десятин), выглядела как амфитеатр.
На устроение келлии, помимо больших денежных затрат, требовалась еще и громадная энергия. Особенно скорбел о. Георгий об иконостасе, который обветшал и был не к лицу обновленной церкви. Молитвенным предстательством и небесною помощью св. великомученика Георгия скорбь старца сменилась радостью. В 1886 г. прибыли из России паломники: петербургские купцы Григорий Родионович Жаров и Андрей Устинович Киселев, астраханские купцы Алексей Артемьевич Вендеревский и Конон Моисеев. Им так понравилась обитель, что они предложили соорудить иконостас за их счет. Купец Конон Моисеев Промыслом Божиим и сам оказался иконостасных дел мастером. Поэтому тут же сняли мерку и договорились о цене.
Конон Моисеев советовал о. Вениамину и о. Георгию не помещать в иконостас образ св. великомученика Георгия (ибо не подходила мерка), а советовал поставить ее позади клироса в киоте. То же сказали и прочие купцы-жертвователи. О. Вениамин с о. Георгием согласились.
Когда иконостас был готов и доставлен на Кераши, обратились за благословением в Лавру. Однако та запретила ставить иконостас, считая его роскошным украшением, не соответствующим пустынности места. Все попытки склонить Лавру к снятию запрещения были тщетны. Наконец о. Георгия озарила мысль: не есть ли это наказание св. великомученика Георгия за то, что его икону вознамерились переставить в другое место? Оба инока, о. Beниамин и Георгий, дали слово св. Георгию оставить его икону на прежнем месте, в иконостасе. Вскоре они вновь возбудили ходатайство, и тогда Лавра, будто бы кем побуждаемая, без всякого прекословия, дала свое благословение. Когда же начали ставить иконостас, то размеры рам оказались вполне соответствующими образу св. великомученика (только немного подправили верх рамы), а правое крыло иконостаса оказалось, как раз на том месте, где обыкновенно стояла икона св. Георгия. Все единодушно признали в этом великое чудо и уверились, что св. Георгий не желает оставить место, которое возлюбил.
– – –На эту икону по своему усердию Верхний Ландих Владимирской губернии устроил серебряную ризу в 1894 г. В 1900 г. обитель своим иждивением Георгий Исидорович Осипов из села позолотила ризу.
Вскоре совершилось еще одно великое чудо. Пономарь обители, инок Д-й, ежедневно наливавший в церковные лампады масло, заметил, что в лампадке перед иконой св. Георгия обыкновенно горит сильнее других и масла в ней выгорает больше. Не сознавая, что этим святой оказывает особую любовь к обители, пономарь стал огорчаться и однажды, обращаясь к иконе, сказал: «Ты, св. Георгий, более всех кушаешь масло, на тебя не наготовишься; всегда в твоей лампаде более других выгорает его». Произнеся это, он поправил лампаду и пошел звонить на утреню. Кончилась утреня, пономарь стал по обычаю поправлять горение лампад. Но после трех часов богослужения лампадка пред иконою св. Георгия оказалась в том же положении, в каком он оставил ее перед утреней. Пономарь на это не обратил внимания, тем более, что старец о. Вениамин по своему усердию часто и сам поправлял лампады. Приближалась литургия. Пономарь опять увидел, что во всех лампадах масло значительно выгорело, а в лампаде пред иконою св. Георгия нисколько не уменьшилось, хотя огонь не угасал. Это опять не вразумило его. Перед вечернею масло снова оказалось в целости, и лампада не гасла. Полагая, что в лампадку масло добавляет сам старец о. Вениамин, пономарь в третий раз не обратил на это внимания. Прошло несколько дней. Совесть пономаря начала тревожиться. Он вспомнил свои слова, произнесенные пред иконой и стал трепетать. Убедившись, что масла в лампаду никто не подливает, он пришел к о. Георгию, подробно рассказал о своих неразумных словах и чуде у лампады. О. Георгий дал ему наказание положить 300 земных поклонов пред образом св. Георгия и просить прощения за дерзость, но это не помогло. Тогда о. Георгий спросил о. Вениамина, не подливал ли он в эту лампаду масла; о. Вениамин ответил отрицательно. Опросили всю братию – никто ничего подобного не делал. Все стали наблюдать за лампадой. Действительно, чудо подтвердилось. За время наблюдения (около недели) лампада горела, а количество масла не уменьшалось. Решено было по поводу этого обстоятельства совершить бдение, а огонь в лампадке усилили. Бдение подходило к 6 песни канона, т. е., прошло более половины богослужения, но масло оставалось на прежнем уровне. Только после пения кондака св. Георгия «Возделан от Бога» количество масла в лампаде стало уменьшаться и к концу бдения совершенно выгорело. С тех нор правильное выгорание масла возобновилось.
В благоукрашении храма керашинской келлии участвовал Петербургский купец Родион Михайлович Капралов, впоследствии принявший в этой же обители монашество и в схиме о Господе почивший с именем Иродион, и астраханский купец Павел Алексеевич Мальков.
В 1895 г. обитель провела по ущельям и стремнинам дорогу к морю и выстроила там арсану. Для паломников, прибывающих с моря, эта дорога, несмотря на большие затраты и затруднения при ее прокладке, заметно облегчала сухопутное сообщение с обителью. На арсане хранились обительские лодки; она служила также пунктом для доставки припасов и материалов.
Недалеко от этой арсаны находились два замечательных места. Первое, расположенное от берега влево, – островок Св. Христофора, на котором когда-то был монастырь, разрушенный до основания бичом Афона – землетрясением. Едва заметные следы построек видны и теперь, а лежащие в воде, быть может, сотни лет две колонны подтверждают вполне это предание; и второе, вправо от арсаны, в четверти часа пути на лодке, – большая подводная пещера, простирающаяся в длину до 50 сажен. По сохранившемуся у местных греческих насельников преданию и следам какого-то небольшого здания известно, что некогда здесь спасался какой-то старец, прозывавшийся Вениамином. Как для геологов, так и вообще для путешественников эта Вениаминова пещера представляла особый интерес.
В 1899 г. вследствие неудобности старого храма была совершена закладка нового, освященного в 1902 г. К 1913 г. обитель имела уже четыре корпуса. В главном (внизу) находились паломнические помещения. Во втором – храм во имя св. Георгия и также паломнические и братские помещения. Имелись также необходимые для большого обительского хозяйства кладовые и мастерские.
В числе святынь, кроме частиц мощей святых угодников Божиих, в храме хранилась уже упоминавшаяся древняя чудотворная икона (наместная) св. великомученика Георгия. О ней сохранилось следующее предание: до вступления в обитель русских она находилась в убогом виде. Один старец, живший неподалеку в каливке, захотел взять икону к себе, но икона троекратно, чудесным образом, возвращалась на прежнее место. В обительской летописи есть несколько записанных чудес, происшедших от св. иконы.
Из окон обители открывался чудный вид на море. Направо была видна высокая гора, прозванная Кармильской, с церковью в честь св. пророка Илии. Налево была видна гора поменьше, называемая Сидирокастрон, с остатками старинного города, бывшего еще в языческое время, упоминаемого Страбоном и 11-ю позднейшими писателями. Здесь по преданию и было знаменитое прорицание Аполлона, о котором говорится в истории Афона; об этом же свидетельствуют остатки жертвенника. Между горами широким ущельем вьется вышеупомянутая дорога на арсану к морю, красиво синеющему до самого горизонта, где расположены несколько островов
Устав в обители, как и во всех русских обителях, был строго общежительный. К 1913 г. насельников в келлии насчитывалось до 40 человек, из них 7 священнослужителей.
Лит.: Павловский А. А. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 125127; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. Ч. II. С. 75–76; Александр, архим. Русская Афонская пустынная общежительная обитель св. Великомученика Георгия на «Керашах» (в пределах Лавры св. Афанасия). Афон, 1912; Павловский А. А. Привет со Святой Горы Афонской. В память 300-летия царствования Дома Романовых. Путеводитель по Афону. Афон: Издание Братства русских обителей на Афоне, 1913. С. 153–158.
6592. Схииеромонах Пахомий
Мирское имя не известно. Уроженец Воронежской губернии. Пустынник, сначала жил на Артемьевской келлии, Великой Лавры, затем на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры. С 1877 года стал старцем келлии.
6593. Иеромонах Георгий
Мирское имя – Гурий Платонович Стеблев. Уроженец Харьковской губернии, Змиевского уезда, селения Ленивка. Прибыл на Афон и поступил в монастырь св. великомученика Пантелеимона в 1872 году. Жил на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры, у старца Вениамина (Плетнева). Был пострижен в рясофор с именем Гавриил, в мантию с именем Георгий. После смерти старца сам стал старцем келлии. Преставился в мае 1915 года в Солуни, куда ездил на лечение.
В 1899 году писал письмо игумену Андрею (АРПМА. Док. № 3738).
Из дневника схииеромонаха Владимира (Колесникова): «Был очень деловой человек и великолепно обстроил келью и новый храм расписал художественной живописью, вызвав из Москвы художника И. М. Челяпова. Много раз приходилось пользоваться его радушным приемом при путешествии на вершину Афона»47.
6594. Иеромонах Венедикт
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры. В 1919 году числился старцем келлии.
6595. Иеромонах Митрофан
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры. В 1958 г. с двумя собратьями оставил келлию и поступил в братство Пантелеимонова монастыря.
В 1957 году писал письмо игумену Илиану (АРПМА. Док. № 3717).
6596. Иеромонах Вениамин
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры, у старцев Вениамина (Плетнева) и Георгия (Стеблева), последний по своему завещанию назначил его своим преемником, но монастырь не благословил, и он стал наместником настоятеля келлии старца Дорофея (Милованова), а в 1918 году монастырь принудил о. Дорофея выписать из омология о. Вениамина за то, что тот был переводчиком при русско-французском отряде.
6597. Иеродиакон Иларион
Мирское имя – Илья Иванович Касимцев. Уроженец Саратовской губернии, Аткарского уезда, села Судачьево. Прибыл на Афон в 1881 году. Жил на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры, у старца Beниамина (Плетнева).
6598. Иеродиакон Матфей
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры. В 1958 г. с двумя собратьями оставил келлию и поступил в братство Пантелеимонова монастыря. Послушание проходил в рухольной.
6599. Схимонах Дорофей
Мирское имя – Дмитрий Гурьевич Милованов. Уроженец Терской области, Владикавказского округа, станицы Сунженская. Был ветеринарным фельдшером. Прибыл на Афон в 1883 году. Жил на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры, у старца Вениамина (Плетнева). После смерти старца Георгия (Стеблева) стал настоятелем келлии. Преставился в ноябре 1940 года, утонул во время рыбалки.
Вл. Маевский: «Не прошло и несколько минут, как я уже находился в обществе гостеприимного, радушного и простого старца отца Дорофея и керашских братий, вскоре заставивших меня совсем позабыть о всех трудностях моего путешествия в эту далекую обитель южного Афона»48.
6600. Схимонах Вениамин
Мирское имя – Василий Романович Плетнев. Мещанин из Харькова. Прибыл на Афон в 1857 году как паломник, заболел и в Ильинском скиту был пострижен в схиму. С 1885 года жил на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры, которую приобрел за 6000 рублей. Старец келлии. Преставился 25 ноября 1896 года.
В 1888 году писал письмо игумену Макарию (Сушкину) (АРПМА. Док. № 3981. Кон. № 40).
Лит.: Александр, архим. Русская Афонская пустынная общежительная обитель св. великомученика Георгия «на Керашах». Афон; 1912.
6601. Схимонах Трифон
Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры. В 1958 г. с двумя собратьями оставил келлию и поступил в братство Пантелеимонова монастыря. Преставился 5 января 1959 года.
6602. Схимонах Иоанн
Мирское имя – Иона Петрович Макаров. Крестьянин из Тамбовской губернии, Кирсановского уезда, Инжаевской волости, села Земляное. Жил на Керашах, на каливе старца Паисия Грека, на территории Великой Лавры. Преставился в больнице Руссика 6 января 1917 года.
6603. Схимонах Мефодий
Мирское имя и отчество не известно, фамилия – Роман. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Керашах, у старца Иоанникия.
6604. Схимонах Иродион
Мирское имя – Родион Михайлович Капралов. Бывший петербургский купец. Жил на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры. Преставился в начале XX века.
6605. Монах Иннокентий
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Бугачев. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на своей каливе на Керашах.
6606. Монах Досифей
Мирское имя – Дмитрий Яковлевич Евсенев. Уроженец Саратовской губернии, Аткарского уезда, села Матышево. Прибыл на Афон в 1884 году. Жил на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры, у старца Вениамина (Плетнева).
6607. Монах Варсонофий
Мирское имя – Василий Антонович Войтюк. Крестьянин из Подольской губернии, Гайсинского уезда, Купянской волости, села Крутогроб. Прибыл на Афон в 1912 году. Жил на келлии св. великомученика Георгия на Керашах. Преставился в больнице Руссика 19 января 1915 года, от роду 36 лет.
6608. Монах Софроний
Мирское имя – Семен Дмитриевич Ефимов. Уроженец Саратовской губернии, Аткарского уезда, села Судачьево. Прибыл на Афон в 1884 году. Жил на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры, у старца Вениамина (Плетнева). В 1919 году числился третьим в омологии келлии. Затем стал старцем келлии. Преставился 20 января 1953 года.
6609. Монах Гурий
Мирское имя – Гавриил Федорович Савутин. Уроженец Саратовской губернии, Аткарского уезда, села Сосновка. Прибыл на Афон в 1885 году. Жил на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры, у старца Вениамина (Плетнева).
6610. Монах Леонтий
Мирское имя – Федор Андреевич Морозов. Уроженец Курской губернии, Новооскольского уезда, слободы Серебрянская. Жил на Керашах. Преставился в больнице Руссика 10 января 1908 года.
6611. Монах Марко
Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Сергеев. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Керашах, у старца Епифания.
6612. Послушник Исидор
Мирское имя – Исидор Иванович Барбос. Уроженец Бессарабской губернии, Оргеевского уезда, Самашканской волости, села Олешконы. Прибыл на Афон в 1813 году. Жил на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры. Преставился по дороге в больницу обители 12 марта 1914 года.
6613. Послушник Гордий
Мирское имя – Гордий Исидорович Иванов. Крестьянин из Бессарабской губернии, Оргеевского уезда, Самашканской волости, села Олешконы. Жил на келлии св. великомученика Георгия Великой лавры. Преставился в больнице Руссика 12 марта 1914 года.
6614. Послушник Николай
Мирское имя – Николай Ефимович Морозов. Уроженец Оренбургской губернии и уезда, станицы Городищенская. Прибыл на Афон в 1888 году. Жил на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры, у старца Вениамина (Плетнева).
6615. Послушник Михаил
Мирское имя – Михаил Филиппович Свешников. Уроженец Оренбургской губернии и уезда, Илецкой Защиты, поселка Изобильное. Прибыл на Афон в 1885 году. Жил на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры, у старца Вениамина (Плетнева).
* * *
Примечания
АРПМА. Оп. 11. Д. 22. Док. № 315. С. 6.
АРПМА. Оп. 20. Д. 10. Док. № 518. С. 231.
АРПМА. Оп. 11. Д. 36. Док. № 329. С. 122.
Маевский Вл. Афонские рассказы. Париж, 1950. С. 112.
