Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах в Палестине
1. Что же, – насладившись вдоволь зрелищем святынь, и видевши места, на которых древле действовал Бог, выведший чрез Моисея из Египта бежавший от рабства народ в чудесах и знамениях рукою крепкою, сокрушивший народы и их властителей, Сиона царя Амморейского, и Ога царя Васанского и все царства Ханаанские (Псал. 134, 10–12) и мышцею высокою водворивший там странствующий народ и умноживший его так, как представляют божественные писания, напоследок же чрез божественное вочеловечение Единородного Своего освятивший (сии места) и дивное дело нашего возсоздания совершивший, – одни мы будем пользоваться этим благом, подражая лакомкам в пище? Но где же будет тогда общение и взаимное сочувствие, чрез которые обнаруживается дело любви, и то, чем обыкновенно характеризуется отличительная особенность нашей природы? И так, попытаемся на сколько хватит сил, начертать словом, как бы рисунок на доске, и чтó мы видели непосредственно изложить боголюбцам посредством письмени. Для тех, которые сами видели эти места, может быть, я делаю нечто лишнее. Ибо если цель слова состоит в подражании видимой действительности, а всякое подражание является ниже действительности по точности, то ясно, что я (своим описанием) доставлю им меньше удовольствия, чем какое было им доставлено собственными очами. Почему же однакож я решаюсь на это? Потому, что тем, которые сами не видали этих прекрасных мест, а случайно от кого либо слыхали об них, мое изложение даст, думаю, более ясное об них представление, чем какое могли им дать те, которые сообщали им все без разбору, – да и видевшим доставит кое какое удовольствие; ибо на что с удовольствием смотрелось, о том приятно и послушать.
2. Существовал некогда на Орронте Божий град Антиохия, гремевший величием театров, красотою портиков, зданиями храмов, многочисленностью граждан и несметными богатствами и далеко превосходивший (во всем этом) почти все восточные города. Но время и рука варваров уничтожили его благосостояние: хотя и теперь еще он блистает крепкими башнями, сильными бойницами, цветущими лугами и струями разливающихся вокруг его вод; благодаря тому, что у самого города тихо течет река, опоясывает его и окружает его укрепления влажными кольцами. Кроме того он изрядно орошается водами Кастальского источника, волны когорого струятся вокруг его на подобие ключей и частыми протоками каналов омывают весь город и наполняют его струями, так как, благодаря щедрости и великодушию основателя города, воды из этого источника проведены в город чрез горы. Здесь пресловутое предместие Дафны украшается как венком богатой и разнообразной растительностью. (Тут же) и дивная гора, на которой обитал чудный Симеон. С ними граничит Чорная гора и Скопел, на которых древле многие боголюбивые человеки, искавшие Бога, обрели Его, и ныне есть такие из спасающихся, которые обитают в лесных чащах тех гор, красотою их привлекаемые. Кастальский источник, пробивающийся посреди двух холмов из подножия одного из них, обращенного к морю, огромной массой воды как бы из пасти извергается: тут и портик (бассейн) громадный усматривается, охватывающий волны источника; из него (портика) вода, переполняясь до краев, разделяется на два русла. Одно из них, направляясь по каналам, проведенным по возвышенностям и делаясь как бы воздушною рекой, проникает в город с правой возвышенной стороны; а другое при левом источнике, протекая по низменностям, разливается лагунами и орошает весь луг Дафны и смешивается с потоками Орронта с левой стороны. Дивная гора, помещаясь между городом и морем, является чем-то особенным и приятным для глаз зрителей; ибо, гранича с одной стороны с городом, с другой – с (известным) Росо, она в свою очередь имеет у себя с обеих сторон Скопел и так называемый Кавказ. А река Орронт, струясь безчисленными извилинами у подошвы горы, изливает свои струи в море. На вершине этой горы великий оный муж, предавшись молчальничеству, и восхождения положив в сердце1, в теле делается как бы превыше тела и тщится с телом соделаться эфирным и занять средину между Богом и людьми. И как соделалось это диво с боголюбивым оным мужем, я разъясню. Руками каменотесов вырубивши углубление в вершине дивной горы, он устроил монолитный или односоставный монастырь, посреди которого обтесавши цельный столп, на нем положил восхождения, на камени, по писанию, утвердив стопы2, на восток солнца воздвигает прекрасный Богу храм: в нем собирает своих учеников; и в то время как сам он под открытым небом, а они внутри церкви, стоя целую ночь, приносили Богу подобающую святым службу.
3. За сим и Антиохией есть Лаодикие, город великий и многолюдный, хотя и его величие время повредило, и за ним Забала или Зевел, а после этих укрепление Антарада или Туртуза. И таким образом по берегу до самого Триполиса (встречаются) различные городки. Близ Средиземного моря тянется огромный горный хребет, на котором живут так называемые Хасисии, народ Сарацынский, ни христианства не исповедующий, ни мнений Магомета не разделяющий, а придерживающийся особой ереси в учении о Боге: первенствующего между ними называют посланником Божиим и, по его приказанию отправляясь к государям великих стран, убивают их секирами посредством неожиданного на них нападения, погибая в тоже время и сами жертвою своей дерзости, так что из числа многих по совершении злодеяния лишь не многие уцелевают. И это они считают мученичеством и облечением в безсмертие3.
4. За этим хребтом находится прекраснейший и по достоянию превозносимый в писании Ливан, величайший горный хребет, с вершины и до подножия покрытый снегом, как волосами, в обилии произращающий певки, кипарисы и кедры, равно как украшающийся и другими, различными плодовыми растениями. Часть его, обращенную к морю, населяют христиане, а тою, которая обращена к Дамаску и Аравии, владеют сарацыны. Из его разселин и ущелий текут реки до самого моря, красивые и прохладные, когда снег начинает таять и образует потоки кристальных вод. У подножий его находится Триполис, который своим строителем поставлен на полуострове. Ибо отделяющийся от Ливана небольшой отрог выдвигается в море в виде языка, загибаясь на восточной части, и на оконечности его строитель заложил его основание. Это очень маленький город по окружности, но красуется высокими стенами и красивыми зданиями.
5. За ним находится так называемый Зевелет; и тотчас же (после него) Бейрут, город большой и многолюдный, окруженный множеством лугов и блистающий прекрасной гаванью. Гавань эта не натуральная, а искусственно сделанная, внедряется в город лунообразно, и на оконечностях ея, имеющих форму рогов полумесяца, построено две больших башни, и цепь, проведенная от одной из них к другой, ограждает корабли, находящиеся внутри залива. Он находится на границе Сирии и Финикии.
6. Далее Сидон и при нем гавань носящая, имя Дидима, описание положения которой прекрасно изобразил автор Левкиппы. Ибо, приближаясь к этому месту, ты действительно увидишь гавань с небольшою бухтою пред нею в том самом виде, как оне изображены в этом сочинении. Вне города, на разстоянии примерно вержения трех стрел, есть храм, окруженный длинным портиком, и в углублении храма лежит квадратный камень, на котором, как многие утверждают, Спаситель мира Христос, стоя, учил народ.
7. После Сидона городок Сарепта на самом прибое морских волн заложен и храм пророка Илии в доме приютившей его вдовицы, среди городка, устроен.
8. Далее находится город Тир, превосходящий красотою почти все города Финикии. Ибо и он на подобие Триполиса построен на таком же полуострове; но далеко превосходит его обширностью, равно как изяществом и красотою зданий. Его бухта несколько похожа на Бейрутскую гавань, хотя последняя далеко превосходит ее величиною и красотою и затмевает вышиною башен. Вне города, примерно на вержение двух стрел, находится очень большой камень, на котором Христос, остановившись для отдыха, послал, как гласит предание, Петра и Иоанна, священных апостолов, в город для приобретения хлебов; а они, отправившись и доставши их, вместе с Спасителем удалились к ближайшему источнику, находившемуся оттуда на разстоянии около одной мили. Седши при этом источнике и вместе с апостолами вкусив хлеба и испив воды, Спаситель благословил источник. И до настоящего времени этот источник по истине представляет собою неописуемое зрелище: бия ключем среди тамошних лугов, он является чем-то удивительным и крайне отрадным для путников. Говорят, что он в добавок и бездонный. Его устройство и вид таковы. Первые, потрудившиеся над источником, окруживши его восьмигранною башнею, вывели эту башню на значительную высоту, и краям ея по углам придавши форму фиалов на высоте равной площади луга, на высоте же сводов устроивши стоки в форме желобов, сделали так, что вода, стесненная со всех сторон, льется каскадами и, журча и шумя, орошает прилегающие к источнику луга многочисленными ручьями. Если бы кто стал на башне, как на каланче, то (пред ним открылась бы) богатая растительность злаков, волнуемых ветром, и в самый жаркий полдень вся окружность луга, орошаемая водою.
9. Далее Птолемаида или Акке, тоже город большой и многолюдный, превосходящий все другие; он принимает все транспортные суда; в нем привитает всякий народ, странствующий ради Христа по суше и по морю. Поэтому от скопления множества пришельцев воздух портится, случаются разнообразные болезни, а за ними следуют смертные случаи, от которых происходят зловония, от чего воздух портится, что и составляет непреодолимое зло этого города. Направо находится Кармил и прибрежная полоса всей Палестины, а налево – Галилея и Самария.
10. И так, первее всего за Птолемаидой находится Семфори, город Галилейский, почти совершенно необитаемый, не обнаруживающий даже и остатков своего прежнего благоденствия. После его – Кана, совсем микроскопический городок, по крайней мере таким выглядит в настоящее время. Здесь Спаситель претворил воду в вино. И затем среди различных холмов, в глубине образуемой ими лощины расположен город Назарет, в котором было возвещено великое таинство архангелом Гавриилом Деве Богородице, по великой и богатой милости воплотившегося ради нашего спасения Христа Бога нашего. При входе в первые ворота этого пригорода находится храм архангела Гавриила; и у левой стороны олтаря, находящегося в храме, усматривается небольшая пещера, в которой бьет ключем источник, в котором всенепорочная Богоматерь, ходя каждодневно, почерпала воду, во все время, когда, будучи отдана иереями праведному Иосифу, была охраняема им; а в шестой месяц после зачатия Предтечи, намереваясь по обычаю почерпнуть воду, получила первое приветствие от Гавриила, и смутившись, в трепете возвратилась в дом Иосифа, в котором услыхала от архангела: радуйся благодатная, и ответила ему: се раба Господня, буди ми по глаголу твоему (Лук. 1, 28. 38) и отсюда восприяла Божие Слово в пречистые свои ложесна. Этот дом Иосифа потом был превращен в прекрасный храм, на левой стороне которого близ олтаря находится пещера, разверзающаяся не в глубине земли, а являющаяся на ея поверхности. Отверстие ея украшено белым мрамором; над нею рукою живописца (изображен) крылатый ангел (который), снисшедши к неискусомужной Матери, приветствовал ее благовестием, к Честной честне прявшей приступив. Он изображается как бы разговаривающим с нею; у ней же, пораженной неожиданным зрелищем и вдруг от тревоги изменившейся в лице, едва из рук не выпала порфира4. Со страхом вышедши из комнаты, она пошла проведать родную и дорогую себе женщину и удостоила ее лобзаний любви. Вошедши чрез отверстие внутрь пещеры, ты спустишься на несколько ступеней, и там увидишь тот древний дом Иосифа, в котором, по возвращении с источника архангел, как я сказал, благовествовал сие благовестие Деве. На том месте, на котором совершилось благовещение, находится крест из черного камня, оправленный в белый мрамор, и над ним олтарь; на правой же стороне этого олтаря является маленькая комнатка, в которой Приснодева Богородица пребывала. По левую сторону благовещения видна другая комнатка, темная. В ней, говорят, Владыка наш Христос жил по возвращении из Египта до усекновения Предтечи. Ибо тогда, как говорят священные словеса, услышав Иисус, яко Иоанн предан есть, оставив Назарет, поселился в Капернауме (Матф. 4, 13–14). Затем есть горный хребет, составленный из разных холмов, на котором и тот утес, с которого иудеи намеревались свергнуть Спасителя, но Он прошел посреди их и отправился в Капернаум (Лук. 4, 29–30).
11. За этим хребтом есть большая равнина, на каковой равнине ближе к хребту находится гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща приосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря, в которых христианские отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями; и на той его части, на которой совершилось спасительное преображение Христово, находится сонм латинских монахов, а на правой стороне наши назореи освящаемые освящают священное оное место. Ибо спасительное преображение Христово совершилось на вершине того холма, на которой находится и латинский монастырь, в олтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников, Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Вне же монастыря, на разстоянии примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшного преображения, заповедал ученикам никому не говорить о виденин, доколе не воскреснет из мертвых. Около северной части горы находится пещера Мелхиседека, достойная обозрения. Она пронизана разными отверстиями, в ней есть и надземные и подземные (отделения), и различные жилища и келлии, служащия для жилья аскетов, келлии, в которых многие из великих святых совершили свое подвижническое течение. Близ этой пещеры есть храм на том самом месте, на котором Мельхиседек, встретив Авраама, возвращавшегося с сечи, оказал ему гостеприимство (Быт. 14, 19–20). Обративши свои взоры к крайнему востоку от этого святого холма увидишь лагуны и ложбину святейшего между реками Иордана. Простирая свои очи далее, увидишь части Ливана, обращенные к восходящему солнцу, и два больших холма, среди которых стоит Дамаск. Склонивши несколько взоры к левой стороне Иордана, увидишь, Тивериадское море, очень светлое и спокойное; на противоположной стороне его на другом берегу видно небольшое возвышение (в роде) холма, на котором Спаситель благословил хлебы и напитал пять тысяч человек, а по воскресении дал себя узнать ученикам в уловлении ста пятидесяти трех рыб (Иоан. 21, 11). С северной стороны того же холма эту лощину окаймляет другой хребет, – разстояние делится на двенадцать или более стадий. На его отрогах находится город Наим, в котором Господь воздвиг из мертвых сына вдовицы. В восточной же части города видно местечко Аендор. Посреди же Фавора, Наима и Аендора протекает поток Киссонский, о котором говорит Давид: сотвори их яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове, потребишася в Аендоре (Псал. 82, 10).
12. На один день разстояния отсюда находится город Севастия, который тетрарх Ирод построил в честь Кесаря. В нем и честную главу бóльшего в рожденных женами Иоанна Крестителя малый Ирод усекнул на своем пиру. Посреди этого города находится и темница, в которую Иоанн ввержен был по жалобам Иродиады, где и был усечен во главу. Темница эта находится под землею, – до нея от поверхности земли двадцать ступеней; посреди ея находится алтарь на том самом месте, на котором (Предтеча) был обезглавлен спекулатором. Направо от этого алтаря находится рака, в которой спрятано тело святого Захарии, отца Предтечи; а налево другая рака, в которой лежит тело святой Елисаветы, матери его. По обеим же сторонам темницы возлежат рядом останки разных святых и учеников Предтечи. Наверху темницы находится храм, в котором лежат две раки, изваянные из белого мрамора, из которых та, что правее, заключает в себе прах испепеленного тела Честного Предтечи, а другая – тело пророка Елисея; сверху же (гробницы) в золотом ковчеге лежит левая рука Предтечи, то же кругом оправленная в золото. В более возвышенной части города, и именно посредине ея есть холм, на котором некогда стоял дворец Ирода, где был пир, и плясала известная гнусная девица и в награду за свою пляску получила священную главу Предтечи. Теперь на этом месте ромейский монастырь. Храм в этом монастыре круглый. В левой части алтаря есть маленькая кельица, посредине которой виден мраморный кружок, лежащий на самом дне глубочайшей ямы, в которой было первое обретение честной главы и самими ангелами почитаемого Предтечи, брошенной в это место Иродиадой.
13. Потом, минуя стадий около пятнадцати, находится митрополия самарян, Сихарь, названный потом Неаполем, лежащий среди холмов, касаясь своим основанием подножий того и другого на значительном протяжении. Из этих холмов тот, который по правее, есть та гора, на которой, по словам самарян, Бог сносился с Авраамом, и требовал от него в жертву Исаака, и, как они уверяют, патриарх (будто бы) и совершил ее на ней. Но они не знают, чтó говорят; ибо тою горою была божественная скала Голгофы, на которой Спаситель мира потерпел спасительную страсть. У подножий холма находится то село, которое Иаков дал Иосифу сыну своему, в нем есть и колодец самого Иакова, у которого утомившийся Господь сидел и беседовал с самарянкою, как повествует священное евангелие. Об этом холме сказала самарянская женщина Господу: отцы наши в горе сей поклонишася. И Господь своею беседою с нею поучал всех, как нужно покланяться поклоняющимся в духе и истине (Иоан. 4, 20).
14. От Самарии до Святого града семьдесят четыре стадии; переход весь каменистой, да и вся страна сухая и взбудараженная неровностями, и (в тоже время) покрыта виноградниками и деревьями. А Святый град лежит среди различных оврагов и холмов, и зримое в нем достойно удивления: в нем в сущности два города, один лежащий на возвышенности, другой низменный: тот, что к стороне Иудеи, возвышенный, а (расположенный к стороне) имеющихся там холмов занимает низменное положение. Ибо на две части разделяется сие божественное место; и к низменной части правого холма примыкает Святый град, окружность которого простирается до оврага, а местность, лежащая над ним (оврагом), вся покрыта виноградником: здесь было побиение камнями первомученика святого Стефана. Налево и по ту сторону оврага находится Елеонская гора, куда Господь, часто удаляясь, все это место освятил молитвою, учением и наконец божественным вознесением своим к Отцу. А святый Сион, находится впереди Святого града, он лежит на правой стороне его. Вот его описание. Пред вами крепость, в которой находится святый Сион, матерь церквей; это громадный храм с цилиндрическою крышею. При входе в Красные врата, на левой стороне есть дом святого Иоанна Богослова, в котором Прсевятая Богородица пребывала по воскресении (Спасителя); здесь она и опочила. На этом месте, есть келлия, огражденная железными решетками, и на месте, на котором Она предала свою всесвятую душу Сыну и Богу, находятся два выпуклых кружка. Направо от сего храма у правой части алтаря есть горница, восход в которую имеет шестьдесят одну ступень. Храм этот о четырех куполах с труллом. В левой части горницы видно то место, где была Владычня вечеря, а в углублении алтаря сошествие Святого Духа на апостолов. В нижней части сего храма было омовение ног. Насупротив сего есть тоже храм, где был дом, в который Христос вошел к апостолам дверем затворенным. Здесь после побиения камнями был погребен первомученик Стефан, и потом был перенесен Гамалиилом в другое место. А так называемая башня Давидова лежит в северной части города. Это огромнейшая башня, и хотя все в Иерусалиме признают ее Давидовой, но мне думается, что можно сомневаться в этом с достаточным основанием. Иосиф повествует, что Давидова башня была из белого тесаного камня; храм же и другия две башни были построены после Иродом во имя Фасаила и Мариамны; а эта построена из обыкновенвого камня. И может быть ныне видимая возведена на фундаменте древнейшей башни. Рядом с сею башнею находятся ведущия в город ворота. Войдя в оные, пойдешь по широкой улице, по правую сторону которой близ королевских палат водружен метох преподобного отца нашего Саввы, а прошедши по улице примерно на вержение стрелы найдешь прекрасный храм Господня Гроба, имеющий тот самый вид, в каком он изображается у разных (писателей). Пещера, служившая гробом для тела Владычня, двойная: в одной лежит отваленный камень, обложенный белым мрамором, а в другой части, которая к северу, камень изсечен на ровном полу и возвышается над ним на один локоть слишкóм; на нем положен был мертвый и нагой Податель жизни: теперь он обложен чистым золотом от усердия и веры моего владыки и царя Порфирородного Комнина. Близ него находится Голгофа и на ней так называемое Краниево место, и выдолбленное для креста основание, и разселина расколовшейся скалы во время страсти крестной. Пониже разселины выдолбленное в скале место, в котором – череп Адама, и струившияся на него капли Владычней крови. Храм поверх Голгофы четырех-каморный круглый. И вблизи этого храма есть подземный храм, большой, в котором обретен честный и животворящии крест Владыки Христа. В восточной части города есть храм Святое святых. Храм этот чрезвычайно красив, с круглой крышей; он стоит на древнем месте известного преименитого храма Соломонова, внутри и снаружи украшен различными мраморами и мозаикой. На левой стороне храма две камары, в которых изображены – в первой Сретение Владыки Христа, поскольку на этом месте праведный Симеон принял в свои объятия Владыку Христа, во второй – видение дивной лестницы, которую видел Иаков, которая простиралась до небес, и ангелы Божии восходили и нисходили по ней, и внизу под изображенной лестницей зрится тот самый камень, который был подложен под главу Иакова. На правой стороне находится отверстие, нисходящее до некоей пещеры под храмом. В этой пещере положен пророк Захария, которого, по свидетельству евангелия, иудеи убили между храмом и алтарем (Матф. 23, 35). Вне храма большой выложенный камнем двор, древний, мне думается, помост великого храма. И около ворот, ведущих в святую Гевсиманию, есть храм святых Иоакима и Анны, в котором было Рождество Пренепорочной Богородицы, и вблизи его струятся воды овчей купели.
15. Отсюда за городом у восточной его стороны посреди изрытой оврагами лощины, отделяющей Елеонскую гору от Святого града, лежит местечко Гевсимания, где гроб Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, и сад, в котором часто пребывал Спаситель наш со своими учениками. Здесь три храма: один на левой руке и в углублении под землею, где божественный гроб Богородицы. Храм этот весь сводчатый, просторный, цилиндрический, и посреди его на подобие амвона стоит гроб Ея, изсеченный из камня в четыре-каморной форме. И в восточной его стороне из того же камня изваянный, как бы ложе и обложенный белым мрамором одр, на нем положено было пречистое тело Пресвятой Богородицы, принесенное святыми апостолами с Сиона. А вверху другой храм, – это пещера, в которой была Владычняя молитва, и апостолы, отягченные сном, спали. У подножия горы Елеонской, на разстоянии примерно вержения камня, существует третий храм, в который Господь, упрекнувши апостолов в нерадении, и удалившись, снова предался молитве, когда пот его падал на землю, как капли крови (Лук. 22, 44; Матф. 16, 43). В этом саду совершилось и предательство, и Иуда коварно облобызал Владыку, и толпа иудеев схватила Его. Насупротив этого сада, у верхней части его (обращенной) к Сиону, есть храм и под ним пещера, в которой Петр после своего отречения, удалившись и седши, плакася горько (Матф. 16, 75) в которой этот апостол и изображен плачущим. Повыше Гевсимании и храма молитвы зрится гора Елеонская, отделяемая, как я сказал, от Святого града долиной Иосафатовой и потоком плача и ущельем. Место это есть холм, стоящий несколько выше города. Поэтому со стороны города он кажется не очень большим, но с той его стороны, которая (обращена) к Иордану и Вифании, он чрезвычайно высок, ибо покатость его постепенно понижается до самой пустыни. На вершине этой горы есть место, на котором Спаситель, часто беседовавший с учениками по воскресении, потом совершил и страшное таинство вознесения. Близ него внизу есть пещера, в которой совершала свои аскетические подвиги святая Пелагия, где и святое тело ея в каменной раке почивает. Вблизи же его находится и другой храм, где Господь предал своим ученикам молитву: Отче наш. В левой части города есть ромейский монастырь, построенный, как говорит предание, на фундаменте древнего монастыря, воздвигнутого приснопамятною Меланией. Насупротив этой горы позади города, если смотреть от Самарии, есть монастырь, в котором, после побиения камнями святого первомученика Стефана и положения его здесь, как мы выше сказали, было перенесено Гамалиилом священное и святое его тело. Поток, выходящий от Гевсимании, проходит до лавры святого Саввы и пустыни Рува, которая у мертвого моря Содомского.
16. Тот час же от Гевсимании, на вержение стрелы подальше, стоит так называемый Кукум – здание, на скале построенное в форме четвероугольной, в вышину, я думаю, повыше двух копий (поставленных одно на другое), и в форме пирамиды заостряемое снизу до верху, в котором монах Ивир, заключив себя, печется о своем спасении. Далее начинается большой кряж, в котором искусственно сделаны разные пещеры, прозываемые пещерами дев, где обитают не многие православные, а больше армянские и яковитские монахи. Потом это ущелье расширяется, и в этом месте находится долина плача. А за нею село скудельника, купленное для погребения странных за цену Господню (Матф. 27, 7). После сего Купель Силоамская, водами которой орошается эта сухая страна. Отсюда виднеются и небольшие луга на площади долины, покрытые деревьями. Источник окружен и украшен каморами и частыми колоннами. И таким образом долина эта простирается до лавры святого Саввы, как мы сказали, на одиннадцать миль. Там долина расширяется в большое и изрытое оврагами ущелье. Здесь и лавра, и храм и гроб святого зрится. Пред лаврою по обоим берегам ущелья находятся пещеры и маленькие пирги; в них живут презревшие мир и его удовольствия ради Царствия небесного, терпят невероятный жар зноя, пламенем угашая пламя, угасимым не угасаемое. На месте, на котором стоит храм, и гроб Богоносного святого отца Саввы, овраг, разделяясь на трое, углубляется в великое ущелье. На краях его поставивши большия пирги, посредине святый воздвиг храм, и устроил вокруг невиданные дотоле помещения для подвижников, как об этом сообщает описание его дивного жития. Храм преизобилует приятностью, чрезвычайно высокий, просторный, полный света; помост его украшен мраморами, скромными, правда, и пустынными, но разнообразно отделанными. Перед храмом находится двор, выложенный каменными плитами, а по средине храма гроб великого отца нашего Саввы, возвышающийся над полом на ладонь, и покрытый доскою чистейшего белого мрамора. Вблизи его и около, но под землею, находятся гробницы просиявших в пустыне святых отцев, и между ними Козьмы и Иоанна, древних поэтов. Не далеко также отсюда сорок богоносных мужей, избранных из числа других, шесть из них непосредственно беседующих с Богом, которых имена: Стефан, Федор и Павел, четвертый происходил из великого города, пятый был Ивир, а шестый всем известный своей прозорливостью столпник Иоанн.
17. Возвращаясь в Святый град не чрез лощину, а чрез ея хребет, обрящешь за шесть миль от него монастырь преподобного отца нашего Феодосия киновиарха. Монастырь этот окружен различными пиргами, и пред ним на вержение стрелы подальше есть камора, в которой, как явствует из жизни святого, в его руке воспламенились угасшие угли. Среди монастыря стоит храм, имеющий на высоте кругловидную крышу, и под ним пещера, в которой находится гроб святого, и вблизи его разные каморы, в которых лежат останки великих святых. Спускаясь по ступеням пещеры, встретишь боковое отверстие другой пещеры, вшедши в которую ученик Святого Василий устроил себе гробницу, по повелению святого, как значится в Патерике, и в течение сорока дней во время молитвенных собраний виден был поющим вместе со святым и с братиями.
18. Супротив этого монастыря поправее в глубине иорданской пустыни находится монастырь святого Евфимия Великого, и он тоже окружен башнями и большими укреплениями. Посреди его стоит храм, имеющий тоже кругловидную крышу, а под ним есть пещера, и среди ея гроб великого Евфимия, очень похожий на гробницу Богоносного Саввы, тоже покрытый белым мрамором, – в нем погребены вместе со святым останки святых отцов Пасариона и Дометиана.
19. За этим монастырем есть пространство, примерно в двенадцать миль, и за ним находится большой овраг, а среди его (оврага) проходит поток, на противоположной стороне которого есть монастырь Хозива, нечто для разсказа невероятное, а для зрения удивительное. Ибо углубления пещер служат келлиями для монахов, и самый храм и усыпальница устроены в разселине скалы, и все это до такой степени накаляется лучами солнца, что огненные языки подымаются от камней в виде пирамид. Вода же, употребляемая для питья монахами, такова, какою бывает в стоячем болоте, когда солнце среди лета стоит над болотом и своими огненными лучами нагревает воду до точки кипения. В этом монастыре мы видели разных освященных мужей, и между прочим одного из них знаменоносного мужа и непосредственно беседующего с Богом. Лука имя этому старцу. С трудом мы вошли и вышли из монастыря по крутизне места и по чрезмерности солнечного зноя.
20. После этого начинается узкий, длинный и крайне трудный путь, направляющийся к концу пустыни, но (недоходя) до него в промежутке виднеются два утеса, среди которых этот путь пролегая доходит до Иерихона. На нем не встречается ни одного камня, которые кладутся обыкновенно в фундамент зданий, но общий вид ея какой-то унылый. Теперь, впрочем, вся окружность стала влажною, превратившись в сады обителей, основанных в пустыне. Ибо земля, разбитая на участки и разделенная между теми святыми обителями, вся усажена деревьями и покрыта виноградниками. Посему, поставивши на своих участках пирги, монахи получают обильные для себя плоды. На наш взгляд, вся пустыня и Иордан вместе с Мертвым морем Содомлян, по своему очертанию похожа на местность Ахриды, с тем только различием, что вода из Ахридского озера вытекает, разливаясь по разным местным оврагам, называемым у тамошних жителей стругами, а здесь Иордан пересекает озеро (Мертвое море) и кроме того площадь пустыни несравненно обширнее Ахридской равнины.
21. Направо от двойной скалы, о которой я говорил, находится площадь Мертвого моря, а за ним Сигор. Здесь после этой пустыни пройдя два монастыря, именно святого Евфимия и Лавры, представляется взорам великая пустыня. Налево от скал и дороги виднеется холм, на котором после сорокодневного поста Спасителя, искуситель подготовил Ему два искушения, хотя, будучи побежден, удалился со стыдом. Насупротив этого холма на разстоянии, как мне кажется, шести миль, находится (другой) холм, и на этом холме храм, в котором5 архистратиг Михаил беседовал с Иисусом Навином.
22. У Иордана водружены три монастыря, именно: Предтеча, Златоуст (и Каламон). Из них монастырь Предтечи, разрушенный до основания землетрясением, ныне заново выстроен щедродательною десницею боговенчанного нашего самодержца, Порфиродного и Комнина Мануила, чрез настоятеля обители, на возстановление ея возымевшего дерзновение. От нея подальше, примерно на разстоянии двух выстрелов из лука, течет святейший между реками Иордан, в котором великое таинство моего возсоздания Иисус мой, обнищав, совершил крещением: и около берега, на разстоянии примерно вержения камня, есть четыреугольное с круглой крышей здание, в котором после возвращения вспять6, возобновивший свое течение Иордан принял (в свои волны) нагим Одеваюшего небо облаками7, и десная рука Предтечи, наклонившись, прикоснулась к темени Его, и Дух в виде голубя сошел на сродное себе Слово, и глас Отца засвидетельствовал сыновство Свободителя.
23. Посредине между монастырем Предтечи и Иорданом есть крошечная гора Ермониим, на которой стоявшего Спасителя, Иоанн, указывая пальцем, возгласил толпам народа: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоан. 1, 29). В промежутке между монастырями Предтечи и Каламона находится разрушенный до основания течением Иордана монастырь святого Герасима, – в нем почти ничего не видно кроме незначительных остатков храма, двух пещер, и замкнутого столпа, в котором заключился великий старец Ивир, весьма симпатичный и удивительный. Посетивши его, мы очень много извлекли пользы из встречи с ним, ибо божественная некая благодать присуща старцу. Но считаем необходимым разсказать здесь для услаждения тех, которые любят услаждаться божественным, чудо, совершенное им за несколько дней до нашего прибытия. На извилистом и узловатом течении Иордана, как и на других реках, попадаются места, густо заросшия тростником. В этих местах привыкло обитать племя львов. Два из них в каждую неделю подходили к затвору старца, и, положивши головы на столп, выражением глаз, просили себе пищи. Получивши ее без труда, они с радостию уходили в свои обычные места при реке. Пищею для него служили или небольшия устрицы в реке, или может быть, куски полбового, или ячменного хлеба. Однажды когда они (львы) пришли и движением глаз просили обычной пищи, старец, не изобилуя тем, чем обыкновенно удовлетворял требование зверей, ибо случилось так, что в течение двадцати дней ничем съестным не запасался, священный оный муж сказал зверям: так как мы не только не имеем ничего съестного, чем могли бы утешить слабость вашего естества, но и самим нам недостает потребного по обычаю, Богу так о нас устроившему по причинам, которые Ему хорошо известны, то нужно вам идти к руслу Иордана, и принести к нам какое либо маленькое деревцо. Приготовивши из него крестики, мы раздадим их посетителям в благословение, а от них получивши в замен, по произволению каждого, какие либо крошки к пропитанию моему и вашему, ими и разбогатеем. Сказал, звери выслушали, и как бы разумным движением и походкою отправились к руслу Иордана. И, о чудо! не много спустя, принесли на плечах два дерева, и положивши оные у основания столпа, охотно удалились в заросли Иордана. Но довольно об этом. Возвратимся к истории сих мест.
24. Но и монастырь Каламона тоже (окруженный) башнями и бойницами сооружен из квадратного тесанного камня, и храм по средине его просторный с труллом опирающийся на круглые своды. К нему примыкает с правой стороны другой храм круглый, чрезвычайно маленький, воздвигнутый, как говорят, во времена апостолов, в нише8 которого написана икона Богоматери, держащей в объятиях Спасителя Христа, по форме, и по цвету и по размерам похожая на икону Пресвятой Одигитрии в царствующем граде. На основании древних преданий говорят, что она писана рукою апостола и евангелиста святого Луки. И этой молве заставляют верить с одной стороны частые чудеса, с другой – необычайное благовоние, от иконы исходящее. За ним (монастырем Каламона), примерно в пяти стадиях, стоит монастырь Златоуста. Подальше за ним, примерно на выстрел из лука, стоит затворнический столп, в котором вел отшельническую жизнь (известный) великий муж, родом Ивир, нравом простой, словом достопочтенный, в прежния времена долго совершавший аскетические подвиги на камне, неподвижно лежащем при море Атталии, где мы впервые и встретились с ним, соратуя приснопамятному царю и порфирородному Комнину.
25. По ту сторону Иордана прямо против (места) крещения есть разные кустарники, и среди их примерно на одну стадию дальше (от берега Иордана) есть пещера Крестителя Иоанна, очень маленькая и не могущая поместить в себе во весь рост человека хорошего роста. И подобная ей в глубине пустыни есть другая пещера, во время пребывания в которой пророк Илия был восхищен огненной колесницей. За этими пещерами по течению Иордана, говорят, находится пустыня, в которой дивный Зосима сподобился видеть равно-ангельную египтянку. За холмами лежит пустыня, простирающаяся до Синая и Раифа и Чермного моря. Здесь мое слово о пустыне должно и кончиться.
26. По правую сторону Святого града Иерусалима и башни пророка Давида есть горный хребет, (весь) покрытый виноградниками и на более низменных частях его находится монастырь Ивиров, в черте которого, говорят, было вырублено древо честного креста. Отсюда начинается граница горней9 (страны), основательно так названной, поскольку на пространстве многих стадий она гористее всех холмов. От Святого града примерно в четырнадцати стадиях находится дом пророка Захарии, в котором, после (архангельского) приветствия, Пречистая Богородица, вставши, пошла со тщанием и целовала Елисавет, и младенец взыграл радощами во чреве ея (Елисаветы), как бы принимая Владыку, и Дева произнесла дивную оную пророческую песнь. На этом месте есть небольшое укрепление, и храм водружен над пещерою, и в недрах этой пещеры совершилось рождение Предтечи и близ нея примерно на два выстрела из лука около верхней части горы, находится разсевшаяся скала, приютившая бегущую матерь Крестителя, державшую его еще младенца в своих объятиях, во время убиения младенцев Иродом10.
27. От Иерусалима посреди двух путей, одного, ведущего в горнюю, другого, ведущего к монастырю Киновиарха и лавры, есть небольшой хребет и путь на нем, ведущий даже до Вифлеема от святого Сиона. Город Вифлеем отстоит от Святого града примерно на шесть миль. Посредине между ним и Святым градом находится монастырь Святого пророка Илии, древнейшими боголюбивыми мужами воздвигнутый, но землетрясением до основания разрушенный. Но и этот монастырь всемирный благодетель, мой владыка и цар воздвиг из развалин чрез настоятеля его родом сириянина. И так между монастырем и Вифлеемом треугольник из страны образует гроб Рахили, прикрытый четыре-камарным круглым зданием. По левую сторону святого Вифлеема, между ним и монастырем Киновиарха, виднеется поле, и на этом поле пещера, в которой блаженные пастыри, играя на свирели, услышали ангельскую песнь: Слава в вышних Богу и на земли мир (Лук. 2, 14), в мире спасение от рождения Бога моего Девою Богородицею. Святый Вифлеем построен на скалистом гребне; в нем и священная пещера и ясли и колодезь, из которого захотел пить Давид, и храм водруженный на хребте пещеры зрится длинный и очень большой, покрытый крестообразно (крышею) от древ не гниющих. А крыша над алтарем сведена каменным куполом. Но и этот прекраснейший храм и величайший воздвигла щедродательная рука хранителя мира, моего царя, и украсила весь храм золотыми мозаиками. В нем (храме) поставленный в этой стране латинский пастырь, как бы вознаграждая императора за его великодушие, в разных местах, не исключая и алтаря над святой пещерой, поставил прекрасные его портреты. Вид пещеры, яслей и колодца следующий. У левой стороны алтаря находится устье святой пещеры, близ нея колодец, из которого чувственно и мысленно захотел пить праотец Давид, и воды которого двое соратников его, прорвавши цепь иноплеменников, зачерпнули в кадку и принесли ему, палимому жаждой; но он, выливши ее Богу, и до ныне провозглашается, как совершивший преславное дело (2Цар. 23, 14–17). От входа пещеры и до ея дна есть спуск состоящий из шестнадцати ступеней. И у северной части находится то священное убежище, в котором Дева родила Спасителя Христа, и вся тварь узрела Бога во плоти, и мир весь обновился, и я смертвый обогатился Божеством в то время, как мой Бог и Творец обнищал моей нищетой. Потом на одну ступень пониже усматриваются ясли безсловесных, имеющия форму равностороннего четыреугольника. Древние люди, обложивши их белым мрамором, посредине их сделали пуповидное изваяние, которым отмечается часть их, т. е. тех яслей, которые вместили в себе Невместимого, которые оказались шире небес и просторнее земли, моря и преисподней. Ибо те не могли Его вместить, а эти легко вместили Его – Младенца. Поражаюсь картиною, всецело переношусь мыслию внутрь этой священной пещеры, зрю под покрывало Владычнего рождения, и в яслях Младенца возлежание, и поразительную любовь ко мне Спасителя, и крайнее Его обнищание, чрез которое меня сподобил небесного Царствия, но и чертогом пещеру себе представляю, и в Матерних объятиях как бы на престоле седящего Царя. И лики ангелов, окружающих пещеру, вижу, и волхвов, приносящих дары Царю. И весь проникаюсь радостию. И помышляя о том, какой благодати я сподобился, ликую. Художник опытной рукой изобразил в самой пещере таинства, в ней совершившияся. Это великое таинство мира изображено в абсиде: Дева, возлежащая на одре, левую руку подложив под локоть правой, а к правой приклонивши ланиту, смотря на Младенца и внутреннее смиренномудрие обнаруживая в улыбке и в румянце ланит. Ибо лице не изменилось, как (обыкновенно бывает) у только что родившей и притом в первый раз родившей, которая бывает бледною. Сподобившейся родить превыше естества и подобало быть освобожденною от страдавий по естеству. Здесь и осел, и бык, и ясли, и младенец, и толпа пастырей, которых глас некий, с небесе поразивший их уши, разлучил с стадами, и они, беззаботно оставивши овец, пасшихся на лугу у источника, и поручивши собаке охрану стада, вытянули шеи в верх, напрягши слух по направлению шума, и ставши каждый по своему, как будто каждый помышлял о том, как бы стать по приличнее и поудобнее, и одним посохи казались безполезными, а у других очи были устремлены на небо. Поднимая вверх десницы по направлению глаз, они тревожно напрягали слух. Однакож не было нужды во втором слушании, ибо очи вернее ушей; так как ангел, представ им, указал им возлежание Младенца в яслях. А овцы, не обращая никакого внимания на зрелище, на просторе бродили – одни наклонившись к траве, другия бежали к упомянутому источнику. А собака, сердитое в отношении к чужим животное, повидимому, наблюдает необычность явления: волхвы, сойдя с коней с дарами в руках преклонивши колена, с трепетом подносят их Деве.
28. За святым Вифлеемом, примерно на разстоянии двух миль, внутри монастыря Киновиарха есть пещера, в которой волхвы, остановившись, решили не возвращаться к Ироду и другим путем возвратились в свою страну. По ту сторону лавры, примерно на двенадцать миль, близ пустыни Рува есть монастырь святого Харитона. И за этим монастырем на большом разстоянии двойной памятник Авраама в Хевроне, и дуб Маврийский, при котором патриарх Авраам гостеприимно принял Святую Троицу. Разсказанное относится к местности от Птолемаиды чрез Галилею до Святого града, Иордана и святой пустыни. Местности прибрежные имеют такой вид.
29. От святого града Иерусалима примерно в шести милях находится город Армафем, в котором родился великий пророк Самуил. И за ним примерно в других семи милях, или не много дальше, находится большой город Еммаус, лежаший среди ложбины на возвышенном холме, таким образом примерно на двадцать четыре мили раскидывается страна Рамбле, и храм громадный святого великомученика Георгия, который и родился в этих местах, и за благочестие подъял величайшие подвиги, где находится и его священный гроб. Храм продолговатый, и в углублении олтаря под полом святой трапезы (престола) виднеется маленькое отверстие гроба, окаймленное белым мрамором. Но необходимо (здесь) разсказать то, чтó мы слышали от клириков храма о том, чтó случилось на гробе святого за несколько лет пред сим. Нам говорили, что нынешний латинский епископ, определенный в этот город, пытался открыть устье гроба, и когда снята была доска, оное заграждавшая, найдена была большая пещера, в глубине которой находился гроб святого. И когда он покусился открыть и самый гроб, то из гроба вырвался огонь и одного из них (рабочих епископа) превратил на Половину в уголь, а другого мгновенно сделал жертвою смерти.
30. За этой страной есть Кесария Филиппова, город большой, многолюдный, Он стоит на берегу моря; при нем находится и весьма замечательная гавань, искуственно сделанная, – на что Ирод щедрою рукою затратил громадные деньги. В этом городе Христос спросил апостолов: Кого Мя глаголют человеки быти Сына человеческого? И Петр ответил Ему: Ты еси Христос, Сын Божий (Матф. 16, 13. 16), обнаруживая тем огнепальность своей любви.
31. За сим есть Кармил гора, о которой часто говорится в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. Гора эта есть горная цепь, начинающаяся от самых недр моря, углубляющегося в материк у Птолемаиды и Кайфы, и простирающаяся до гор Галилеи. На оконечности цепи у моря находится пещера пророка Илии, в которой дивный оный муж, проводя ангельское житие, сподобился быть восхищенным на небо. В этой стране древле был большой монастырь, как на это указывают и ныне еще видимые останки зданий, но, благодаря времени, все состаривающему, и частым нападениям врагов, совершенно исчез. За несколько (пред сим) времени один муж, монах, иерей по сану, седой по волосам, родом из Калабрии, по откровению пророка прибывши сюда, в этих местах или на (бывших) строениях монастыря устроив маленькую ограду, и воздвигши малый храм, и собравши братии человек десять, ныне то святое место населяет.
32. Здесь пусть окончится писание моего сказания здесь – предел и моему странствованию по Святым местам. И если (моим) читателям мой труд покажется полезным, то я буду считать это вполне достаточным для себя за него вознаграждением. Если же нет, то да возвратится мое произведение ко мне, своему родителю, и своим лепетом да напоминает мне эти божественные места, чтобы, переносясь к ним воображением чрез воспоминание, находить для себя сладкое утешение.
* * *
Восхождения в сердце своем положи (Псал. 13, 3).
На камень вознесе мя (Псал. 26, 5). И постави на камени нозе мои (Псал. 39, 3).
Ссылка на слова апостола Павла: подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие. Егда же тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в безсмертие (1Кор. 15, 53–54).
По апокрифическим евангелиям Пресвятая Дева пряла порфировые нити, когда явился к ней архангел.
Т. е. на месте, на котором стоит храм, а не в самом храме, которого при Иисусе Навине тут еще не было.
Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять (Псал. 113, 3).
Слова из стихиры на великий Пяток: одеваяй небо облаки, багряницею облачится поругания.
Ἐν τῷ μύαϰι. Μύαξ – ниша, называется в восточных храмах углубление в алтарной стене, в котором ставится жертвенник и где над жертвенником обыкновенно помещается икона Рождества Христова, или Пречистой Девы с Предвечным Младенцем.
Воставши Мариам иде в горняя со тщанием во град Иудов и целова Елисавет (Лук. 1, 39).
Разсказ об этом можно читать в Четьи-Минеи в житии святого Иоанна Предтечи под 24 числом Июня.