П.Ф. Фёдоров

Богомольцы второй половины навигации

Остается сказать еще несколько слов о второй половине навигации.

Со 2-й половины Июля все меньше и меньше стремится богомольцев в Соловки, реже совершает рейсы пароход «Соловецкий», а пароход «Вера» совсем перестает ходит в Суму и Онегу. В конце Августа и в начале Сентября число богомольцев в каждый рейс считается уже десятками. Простонародье редеет, появляется публика почище: мелкие торговцы, богатые крестьяне, мещане, купечество и чиновники всех ведомств (последние, впрочем, чаще проездом). Публика большею частью недальняя – из соседних приморских городов и местечек, реже с верховьев Двины и больших городов. Приезжает она из тех же побуждений как и простонародье, но в среде её попадаются и такие, которые посещают обитель просто с целью «поглазеть» полюбопытствовать, внести хоть некоторое разнообразие в свою томительно-скучную жизнь. К числу таких посетителей относятся, между прочим, немцы-лютеране, (которых я встречал там каждую навигацию в продолжение 5 лет), а также большая половина чиновничества. Времяпровождение их уже резко различается от простонародья; в то время как последнее, охваченное религиозным настроением, почти совсем, не интересуется хозяйственной стороной монастыря, весьма мало заглядывает на скотный двор, находящийся в 12-ти верстах от него, глазеющая публика, наоборот, особенно любит ездить по скитам на тройках, преимушественно на скотный двор – попить там молока, чаю; она любит также посмотреть кухню, квасную, оружейную, содержащую древние копья, луки, стрелы, пищали, секиры, ризницу и т. д. Вообще, в продолжении 3 дней она может найти для себя не мало интересного и приятного. Нечего говорить, что публика «почище» – взыскательнее, требовательнее, любит больше почет и внимание, так что даже опытные и ловкие гостинщики не всегда могут угодить eй в размещении. Всем, кто побогаче и починовнее, хочется занять отдельный № во втором этаже каменной гостинницы, преимущественно с лицевой стороны её, так как здесь пред глазами гавань, монастырь и движение богомольцев. А между тем таких номеров всего 6 (задних 9). Вот тут часто выходит ропот и неудовольствие, даже жалобы настоятелю. Внимание к разным лицам чистой публики прямо пропорционально богатству и чину, определяемым по внешности – одному и номер и пища лучше, почет и предупредительность особые. Людей заведомо богатых или важных архимандрит принимает в свои «покои» закусить, оказывает им все внимание и гостеприимство, иногда даже не жалея шампанскаго. К известным богачам предупредительность простиралась до того, что за ними посылался пароход. И в церкви к богатым и важным лицам относятся иначе: под ноги дают ковер, на подносе от архимандрита выносится просфора и т. д.

И несмотря на все это, мне кажется, в России не найдется ни одного монастыря, в котором было бы такое ничтожное количество посетителей не из-за религиозных потребностей. Ведь даже из Архангельска в Соловки путешествие занимает обыкновенно 5 дней, требует порядочного расхода денег и сопровождается неприятностями морской качки, а поэтому только не многим, знакомым с морем, имеющим иногда недельку свободного времени, можно для удовольствия, или из любопытства, прокатиться в Соловки. Совершенно другое дело в таких обителях, как Троицко-Сергиевская, Киево-Печерская и т. д., – стоящих в центрах населеннейших местностей, имеющих, во все стороны, прекрасные пути сообщения. Сюда много публики, особенно в известные праздники, несомненно идет стадным образом, по установившемуся обычаю или просто ища развлечений и зрелищ.


Источник: Федоров, П.Ф. Соловки. – Крондштадт: [Тип. «Крондштадского вестника"], 1889. – [3], 344 с., [18] л. ил.: табл., карты, ил.

Комментарии для сайта Cackle