П.Ф. Фёдоров

Соловки

Содержание

Климат Общий вид природы Состав населения Монашествующие Даровые рабочие богомольцы Трехдневные богомольцы О причинах паломничества Богомольцы второй половины навигации Наемные рабочие Соловецкого монастыря Военные, ссыльные и арестанты Жилище Освещение Одежда и белье Баня и прачешная Питание Богомольческая, или нижняя трапеза Рабочая трапеза Питание крестьян Летнего берега Белого моря Питание крестьян Симбирской губернии Питание Белоруссов Мошевской губернии Администрация Экономическое состояние Ремесленное значение Образовательное значение  

 

Отдельный оттиск 2-го выпуска XIX тома записок ИМПЕРАТОРСКОГО Русского Географического Общества по Отделению Этнографии, изданного под редакцией действительного члена В. И. Даманского.

Едва ли в православной Руси найдется человек, которому не известна Соловецкая обитель! Она замечательна особенностями своего географического положения среди северного, холодного моря; она славится своими святынями, дорогими русскому сердцу, своими историческими достопримечательностями, своим благоустройством, многолюдством, завидным богатством, трудолюбием и аскетизмом живущих в ней монахов. И в чисто нравственном отношении ее ставят на одно из первых мест среди других русских монастырей, Историческое прошлое ее тоже было замечательно во многих отношениях.

Все это, а главным образом большая популярность этой знаменитой обители среди простого многомиллионного люда, невольно заинтересовывает и вызывает сильнейшее желание ближе, основательнее познакомиться со всем складом и устоями её жизни.

Обстоятельства моей службы и самая профессия несколько благоприятствовали удовлетворению этого интереса и собиранию нужных сведений. Военная винтовая шхуна «Полярная Звезда», на которой я состою судовым врачом, каждое лето по нескольку раз заходит в гавань Соловецкого монастыря, называемую по её прекрасным морским качествам гаванью «Благополучие».

С 1882 по 1886 года шхуна простояла там 69 дней. Весной 1886 г. и мне, в качестве простого паломника, удалось на Соловецком пароходе побывать в обители и прожить там целую неделю.

Кроме того, в г. Архангельске есть много лиц, которые подолгу жили в Соловках и могли сообщить мне некоторые интересные данные.

Очень многое в жизни Соловецкого монастыря (в продолжение упомянутых 76 дней) мне приходилось видеть самому непосредственно, о многом расспрашивать, бывать в кельях монахов, беседовать, спорить, переписываться с ними о различных предметах, лечить их от разных болезней, обращаться к монастырскому начальству с теми или другими просьбами; наконец ценные сведения, особенно по части заболеваемости, я получил от монастырского фельдшера.

Прочитав все, что можно было найти в русской светской литературе о Соловецком монастыре, я увидел, что имеющиеся в ней сведения, во-первых, скудны, недостаточны, а во-вторых, большею частью, односторонни или даже прямо ложны. Брошюры и книги, составленные духовными лицами, содержат почти исключительно описания святынь и разных достопримечательностей монастыря и совсем не касаются внутреннего склада жизни.

Все это привело меня к той мысли, что поделиться добытыми мною сведениями будет делом нелишним.

Представить внешнею и внутреннюю сторону жизни Соловецких монахов, их значение для русского народа – вот та главная цель, которую бы мне хотелось выполнить в предлагаемом труде.

Как выполнена эта задача, предоставляю судить читателю; я же, со своей стороны, вполне искренно могу сказать только, что одно беспристрастное искание истины руководило мною в моей работе.

Перевод в г. Кронштадт и недостаток времени заставили меня отказаться от разработки собранного материала относительно духовно -религиозной жизни монашествующих.

Ввиду удобства изложения весь материал будет расположен, по возможности, в виде отдельных, самостоятельных глав.


Источник: Федоров, П.Ф. Соловки. – Крондштадт: [Тип. «Крондштадского вестника"], 1889. – [3], 344 с., [18] л. ил.: табл., карты, ил.

Комментарии для сайта Cackle