А.В. Гаврилов

Страница из истории церковно-приходской школы

Источник

Содержание

I. Основание училищ II. Места и помещения сельских училищ III. Определение, увольнение и награждение учителей сельских училищ IV. Прием воспитанников в училища и число воспитанников V. Предметы учения общие VI. Предметы учения частные, учебники, способ преподавания и книги для домашнего чтения VII. Время учения, испытаний, продолжение курса и отчетность VIII. Награды и наказания учеников IX. Выпуск учеников из училищ Х. Обязанности наставников XI. Обращение учителя с учениками XII. Сумма на содержание учителей  

 

В жизни церковно-приходской школы не мало поучительного. В течение многих веков эта школа была единственным светильником среди темного православного русского народа.

Возникала она, росла и крепила на благодатном учении св. церкви. Священник или другой кто из причта открывал школу в своем доме, к церковной сторожкой, редко в доме сельского общества и, в силу исполнения 10 правила седьмого вселенского собора: «паче всего подобает учить отроков, читая им Божественное Писание, ибо для сего и священство получили», учил, не требуя за это никакой мзды или довольствуясь тем вознаграждением, какое могли давать прихожане служителю церкви. Учили просто, как вообще проста вся жизнь крестьянина, но учили тому, что всегда было так дорого православному русскому человеку, учили Божественному Писанию. Букварь на славянском языке, начатки, молитвы, часослов, псалтирь, чтение и письмо гражданской печати и четыре правила арифметики – вот и все предметы школьного курса. В течении многих лет светильник этот теплился, как лампада пред иконой, светом ровным, тихим и приятным, без вспышек и треска, святя и освящая темные крестьянские души.

В тридцатых годах настоящего столетия частная церковная школа обратила на себя внимание правительства. 29 октября 1836 года Святейший Синод издал на имя епархиальных архиереев циркулярный указ об усилении забот по устройству церковно-приходских школ. В указе говорилось:

1) Обязанность первоначального обучения поселянских детей относится к обязанностям приходского духовенства, которое сим средством и случаем должно воспользоваться для исполнения своей беспрекословной обязанности наставлять детей в вере и благочестия.

2) Сие обучение производить домашним образом, в доме одного или двух из членов приходского причта, смотря по способности и по надежности.

3) Для обучения приходских детей назначается, по усмотрению епархиального архиерея, местный священник или диакон, а иногда и причетник, по нужде и способности.

4) Он не только принимает для обучения желающих, но и располагает в сему родителей и детей, чему способствуют и прочие члены причта советами и представлением полезности: принимает же без всякого договора и без требования возмездия.

5) Обучать чтению церковной и гражданской печати, а желающих к письму. Между тем учащиеся должны изучить на память молитву Господню, символ веры, десять заповедей, стих: «Богородице Дево радуйся», к чему учащийся присовокупит краткое и самое простейшее изъяснение оных из катехизиса, и главнейшие сказания из священной истории, передавая ее изъяснение и сии сказания в виде разговоров и рассказов, по временам и случаям возобновляемых, без школьной принужденности и буквального выучивания на память.

6) Оказавшим успехи в церковном чтении, в праздничные дни, давать место на клиросе в церкви, приохочивать их к церковному пении, и по возможности употреблять к церковному чтению, дабы очевидность успехов их служила в утешение родителям их, и в поощрение прочих к учению.

7) Смотря по удобности, можно к предметам учения присовокупить начала арифметики.

8) Начать обучение можно с детей православных, дабы за ними привлечь и раскольнических.

9) Если раскольники не иначе пожелают отдать детей своих в учение, как по книгам старопечатным, или с старопечатных изданным в единоверческой типографии: принимать их с сим условием, и обучать по сим книгам.

10) Учащийся должен употреблять особенное внимание, чтобы, не смущая детей раскольнических и не раздражая родителей их жестокими укоризнами против раскола, внушать им уважение к православной церкви и к ее учениям.

11) Постоянное время учения должно продолжаться от окончания осенних полевых работ, до начала весенних и, примерно, от 1 сентября до 1 мая, в летние месяцы ученики могут собираться по праздникам в послеобеденное время для повторения молитв и учения катехизического и священной истории, а в буднишние дни чаще или реже, как позволят сельские занятия. На июнь, июль и август учение совсем прекращается.

Духовенство с любовью приняло это распоряжение к исполнению. Занятия его усилились, школы умножились; в московской епархии число их было не меньше числа вполне материально обеспеченных школ ведомства министерства государственных имуществ; тоже было и в других епархиях. «Успех обучения поселянских детей по правилам 1836 года», писал московский митрополит Филарет в 1850 году, «был не скор и не обширен, но благонадёжен и безопасен. Обучаемые духовенством дети охотно читали и пели в церкви, вносили в семейство чтение священных книг, священной истории, житий святых и подобных назидательных книг; от сего должно было происходить доброе нравственно-религиозное действие на народ и не возбуждалось излишнего любопытства или охоты к чтению суетному и производящему брожение мыслей.

Видимый успех церковно-приходской школы подал министерству государственных имуществ мысль привлечь духовенство к своим школам. В феврале 1850 года граф Киселев предложил на рассмотрение Святейшего Синода правила о разграничении сферы влияния духовенства и чинов министерства на приходские школы в казенных селениях; в них, между прочим, говорилось: «местному управлению государственных имуществ принадлежит: а) избрание селений для учреждения училищ и представление о сем епархиальному архиерею для назначения наставников; б) снабжение училищ помещением и учебными пособиями; в) отпуск сумм на содержание наставников и приобретение всех училищных принадлежностей».

Предложение министра Святейший Синод принял с подобающим важности дела вниманием, пригласив к обсуждению его, кроме присутствовавших в Синоде, всех синодальных членов, как-то: митрополита московского Филарета, экзарха Грузии, архиепископов – Иосифа литовского, Евгения астраханского и Григория казанского. Архипастыри дали свои отзывы не в пользу предложения. Митрополит Филарет писал:

«Со времени учреждения приходских училищ в казенных селениях под ведомством министерства государственных имуществ, начальство их ввело в них методу (ланкастерскую), менее простую, нежели какая предписана в правилах Святейшего Синода 1836 г., и начало издавать о разных предметах для чтения крестьян особые книги, о которых трудно сказать, будут ли их действием на умы народа оправданы благие намерения и надежды.

Чтобы судить о сем определительно, необходимо иметь в виду известную книгу. Посему представляется вниманию книга, изданная и распространенная во многих тысячах экземпляров, под заглавием: Рассказы о Боге, человеке и природе, чтение для детей дома и в школе.

Понятие природы не для крестьянских детей. В предисловие книги сказано, что сделать предмет учения занимательным должна мать, и никто не можешь заменить ее в деле первоначального развития юного ума. Поэтому растолковать крестьянскому мальчику, что такое природа, падает жребий на его безграмотную мать.

Книга не начинается, как надлежало ожидать по заглавию, учением о Боге Творце, о происхождении Мира и человека, о данных от Бога человеку способностях, о происхождении от первого человека, по порядку природы, семейства и потом общества и государства, что было бы и с священным Преданием согласно, и для детей в повествовательном виде просто. Напротив того, книга начинается, в образе рассказов, изложением демократической теории образования человеческого общества. Это не удивительно в книге виртембергского педагога Вурста, которая в предисловии признана основанием русской книги; 1848 и 1849 годы показали, что немецкие педагоги, и в числе их Вурст, не по случайному недосмотру принимали и преподавали демократические мысли. Удивительно, что русский сделался подражателем Вурста, и очень доверчиво смотреть на виртембергского педагога.

В первой главе книги, в первом рассказе, т. е. в первой статье книги, Яков и Иосиф составляют между собою общественный договор, по учению Руссо; только не именуют сего учителя, а делают вид, будто сами выдумали договор свой.

К договору, которым основана земледельческая собственность, Яков и Иосиф присовокупляют договор оборонительный; и потом, с присоединившимися к ним, постановляют три закона, посредством всеобщего предоставления голосов, и даже без участия начальства, ибо начальство еще не существует.

Во втором и третьем рассказах, по случаю пожара и нападения разбойников, постановляется правило, чтобы члены общества помогали друг другу, по той причине, что от не вспоможения другому потерпел бы вред каждый и все. Следственно преподается учение помогать ближнему только для собственной выгоды, что ведет к пренебрежению учения о человеколюбии. По сей теории, если пожар в другой деревне, и следственно нашей деревне не угрожает, то мы можем и не помогать тамошним бедствующим.

В четвертом рассказе, умножение бед приводит наконец к мысли установить начальство, и оно установляется и избирается также всеобщим подаванием голосов. Яков называл по одиночке каждого хозяина; заставлял повторять обещание признавать и уважать начальство.

И над этими мечтательными рассказами надписано общее заглавие: История общественной жизни.

Чего надлежит ожидать, если крестьяне, по несчастию, поймут и примут теорию, заключенную в сих рассказах? Не приметят ли они, что нынешнее их общество основано не по сей теории, что, например, помещик или окружный начальник начальствует над ними не по их договору и выбору? Не придет ли им на мысль, что надобно бы переустроить общество по образцу Якова и Иосифа?

В шестом рассказе установляются финансы, в седьмом наказание, в десятом рассмотрение годового отчета и бюджета в общем собрании. Точно так надлежало бы учить крестьян, если бы нужно было приготовлять их к образованию республики: а из сего надлежит заключить, что это не точно так, как нужно для русских крестьян.

Таким образом в десяти рассказах представляется образование общества и управления, без Бога и без царя: ибо в них ни о Боге, ни о царе не упоминается.

В рассказе одиннадцатом, наконец, русский наставник, вероятно, поправляет Вурста, изображая благотворность царской власти. Но одним рассказом будут ли изглажены впечатления десяти предшествующих? Притом царь представляется здесь не от Бога поставленным, а нужным по тому случайному обстоятельству, что Яков – голова оказался не довольно хорошим; и неизвестно, с какою мыслью представляется случайное вступление в подданство соседнему царю, а не жительство под державою своего царя, природного и наследственного.

После главы первой, в которой, по ее заглавию, содержится история общественной жизни, во второй главе излагается понятие о человеке вообще, о его чувствах, о душе, и в конце сей второй главы учете о Боге начинается, по методу Канта, доказательством бытия Божия, выведенным из понятии о мздовоздаятеле. Трудно убедиться в правильности и удобности сего порядка, по которому прежде всего предлагается учете, как произошло общество, законы, начальство, потом учете о человек, как имеющем глаз, ухо, чувство обоняния и пр., и что учете о Боге начинается позже всего вышеозначенного.

Впрочем, в главе третьей учете о Боге и священная история изложены согласно с священными источниками, хотя не всегда точно, конечно, по приспособлению к разумению простых читателей.

Глава о Бог подает причину думать, что книга составлена благонамеренно: но другие вышеприведенные главы не позволяют удостовериться, что она составлена осмотрительно, и что способна принести добрые плоды.

Если предположить, что политические мысли сей книги, посредством ее распространения во множестве экземпляров, пустили уже некоторые корни в низшем классе народа, что распространение сей и других книг между поселянами возбудили уже не только расположение к чтению назидательному, но и любопытство к чтению разнообразному; что, с другой стороны, не здравая пища сему любопытству в обилии готова во множестве издаваемых романов и других книг не только суетных, но и нравственно и политически вредных, которые корыстолюбие распространяет в больших городах посредством книжных лавок и разносчиков, и повсюду посредством ярмарок и разносчиков: то нельзя не прийти к заключению, что в настоящее время духовенство не с таким удобством и благонадежностью может принять в свое полное заведывание и на свою ответственность приходские сельские училища, как то было прежде – с 1836 года, по данным на то правилам.

Представляя простое церковное обучение поселян более благонадежным, а обучение более искусственное и разнообразное менее безопасным, я могу опасаться, что это покажется односторонним взглядом, свойственным званию, к которому принадлежу, и что русская мысль покажется слабою в сравнении с мудрствованием иностранных педагогов. Посему принужден и я призвать иностранных свидетелей к делу, теперь рассматриваемому.

В парижском повременном издании Сеятель (Lе Semeur) 6 февраля 1850 года представлены следующие соображения о действии обучения на нравственное состояние народа:

М. Еауеt сообщил парижской академии наук нравственных и политических, что в продолжение двух последних десятилетий число преступлений и проступков ежегодно возрастало в большей пропорции в департаментах более образованных, нежели в менее образованных.

Против сего возражал М. Fivaud, что между осужденными в 1847 году 52 из 100 не умели ни читать, ни писать.

Возражение сие было бы не очень сильно и в том случае, если во всем народонаселении число неумеющих читать и писать относилось к умеющим в такой же пропорции. Но если разряд неграмотных несравненно многочисленнее, нежели грамотных, а число преступников из того и другого почти равно, то опять надобно заключить, что между образованными преступников пропорционально более, нежели между неумеющими читать и писать.

М. Cousin рассуждал о сем так: «не обучение возвышаете нравственность, но воспитание, что совсем другое дело, и особенно воспитание религиозное. В Шотландии, в Голландии и в некоторых других странах первоначальное обучение сделало народонаселение лучшими. Почему? Потому, что когда употребляли столько усилий для обучения бедных чтению, то это, поверьте не для того, чтобы приготовить их к чтению худых книг, приносимых разносчиками, как это делается в известной нам стране (т.е. во Франции), но, чтобы расположить их читать Библию».

Из всего вышесказанного Святейший Синоде благоволит усмотреть, почему не широкий путь, указанный обучению поселянских детей высочайше утвержденным определением Святейшего Синода, должен быть признан более благонадежным и безопасным, нежели расширенный путь, на который оно вступило в последующие годы, по направлению начальств, подведомственных министерству государственных имуществ.

Но сознавая купно с Святейшим Синодом, что обязанность первоначального обучения поселянских детей относится к обязанностям приходского духовенства, полагаю, что и ныне духовное ведомство должно с полною ревностью соответствовать общеполезным видам министерства государственных имуществ в образовании сельского юношества на религиозно-нравственных началах, с деятельностью в употреблении мер, существенно полезных, без поспешности в принятия мер, которых последствия не верны или обоюдны.

Посему я полагал бы вышеизложенные предположения, сообщенные от министерства государственных имуществ, принять с присовокуплением следующих:

1) С точностью держаться прямой цели обучения поселянских детей – доставить им религиозно-нравственное образование.

2) Как в методе, так и в пространстве обучения, держаться соответственной с сею целью простоты.

3) Тщательно направлять обучаемых детей к чтению назидательному и полезному для дел звания, и всемерно устранять от них чтение неблагоприятное для нравственности и для общего спокойствия, питающее чувственность и страсти, или возбуждающее брожение политических мыслей, о чем ведомство государственных имуществ, без сомнения, равно с духовным, заботиться не оставить».

Со своей стороны архиепископ астраханский Евгений заметил, что способ обучения в сельских казенных приходских училищах должен быть обыкновенный, а не по методу Ланкастера, ибо введение последней нельзя допустить: за не поместительностью домов училищных, а более потому, что в этом методе всеобщее движение учащихся производятся по команде, похожей на военную, с употреблением командных слов: стройся, смирно – марш, стой, во фронте, смирно – к молитве, руки за спину, старше первой половины на правый фланге, первая половина – смотри! вторая половина – смотри! марш, смирно – голову прямо, во фронте и проч. Эти командные слова и общие движения легко могут утвердить простодушных крестьян в той мысли, которая можете быть внушается им скрытно от не благомыслящих людей, что детей их хотят обучать для того, чтобы отдать их в казаки, или в солдаты, а потому не согласятся и отдавать их в училище.

Что касается архиепископа Григория, то он заявил, что приходские училища в казенных селениях ведомства министерства государственных имуществ могли бы быть приняты в духовное ведомство при соблюдении следующих условий: а) чтобы учители сих училищ при обучении никогда не опускали главной цели заведения сельских училищ, именно религиозно-нравственного образования детей; б) чтобы употребляли учебные книги, кроме арифметики, прописи и ноты, только одобренные духовною цензурою; в) чтобы при преподавании катехизиса и священной истории Ветхого и Нового Завета, также и при изъяснении божественной литургии не вдавались ни в какие школьные тонкости, а производили всевозможно простыми рассказами должную ясность в уме и назидательное впечатление на сердце детей; г) чтобы между сим обучением располагали детей изучать на память молитву, так называемую, Христову, – Отче наш, Символ веры, две главных заповеди, на которых весь закон и пророцы висят, молитвы: утреннюю «от сна восстав», пред обедом, после обеда, молитву ежечасную: «Господи не лиши мене небесных, Твоих благ», и первую молитву из молитв на сон грядущим «Боже вечный» и проч., и приучали детей без молитвы ничего не делать и жизнь вести согласно с Господними заповедями, непрестанно проясняя им те заповеди и исправляя против тех заповедей проступки их; д) чтобы для домашнего чтения дозволяли детям поселян книги только назидательные и полезные по житейскому их состоянию; г) неусыпно стараясь, чтобы книг неблагоприятных для нравственности, а особливо питающих чувственность и страсти для чтенья у детей отнюдь никогда не было. В том же смысле высказались и прочие преосвященные.

При внимательном обсуждении предположений министерства государственных имуществ в связи с отзывами упомянутых преосвященных, Святейший Синод, по определению 20 – 31 декабря 1850 г., поручил архиепископу Григорию составить «проект правил относительно заведывания духовенством училищами, учрежденными упомянутым министерством, с применением к правилам 1886 года и с определением отношений духовенства к местам и лицам ведомства названного министерства».

В январе 1851 года проект был готов, рассмотрен, исправлен митрополитом Филаретом и представлен в Святейший Синод. Проект носил заглавие: «Правила касательно училищ для государственных поселян».

В виду важности положенных в основание сих правил начал и неизвестности их в нашей педагогической литературе, не лишним считаем привести эти правила в том виде, как они вышли из-под пера архиепископа Григория и митрополита Филарета1.

I. Основание училищ

1) Цель учреждения училищ для детей государственных крестьян есть удобнейшее распространение и утверждение между государственными крестьянами религиозно-нравственного образования, производящего в них все сердечную любовь и преданность к Богу, благоговение в православной вере и ее уставам, повиновение Государю и поставленным от него властям и законам, любовь, справедливость, доброхотство и взаимную возможную помощь между собою, готовность во всякое время служить отечеству и отвращение вообще от всякого порока.

2) Училища сии по учебной и нравственной части состоят в ведении местных приходских священников, под наблюдением, в сем отношении, начальства епархиального.

3) Построение или наем и содержание помещения для училищ, покупка учебных книг и других училищных принадлежностей по требованиям наставника доставляются от местных управлений государственных имуществ, благовременно, прежде начатия учения.

II. Места и помещения сельских училищ

Сельские училища учреждаются преимущественно в таких казенных ведомствах селах или и деревнях, которые более многолюдны, более промышленные, поэтому более подвержены порче веры иди нравов и имеют более священнослужителей для удобнейшего приобретения надежных наставников.

Впрочем, и при соблюдении сих условий места для учреждения училищ назначаются управляющими палатами государственного имущества не иначе, как по предварительном соглашении с епархиальным начальством; потому что, собственно, ему должно знать и ему более известны местные особенные в отношении к религиозному образованию нужды народа и особенные местные удобства удовлетворению оных.

Дома для училища устраиваются или нанимаются по распоряжению палаты государственного имущества. Дома cии, особенно в многолюдных селениях, должны быть поместительны для учеников и устроены так, чтобы в них было особое помещение для учителя и его помощника, с отведением некоторого количества земли под огород для них, ежели они не из местного причта и не имеют собственного дома.

III. Определение, увольнение и награждение учителей сельских училищ

1) Наставники для сельских училищ определяются епархиальным начальством, по его усмотрению в их надежной способности для известного училища.

2) В наставники определяются местные священники, ежели есть удобство, или диаконы, когда они из кончивших курс семинарского учения и способны, или кончившие курс семинарского учения в двух первых разрядах, но еще не получившие мест.

3) Увольняются сии наставники епархиальным же начальством; но не иначе, как в летнее, свободное от учения, время, и, кроме особенных случаев, не ранее трех лет от определения.

4) По увольнении одного и определения другого наставника, епархиальное начальство уведомляет палату государственных имуществ и поручает ввести в училище новоопределенного местному благочинному.

Отличившиеся из наставников и их помощников, за усердие, деятельность и успехи, епархиальным начальством представляются Святейшему Синоду к особым наградам.

Воспитанники семинарий, пробыв в звании наставников, с особенным одобрением начальства, более 6 лет, получают полуторный, а более 12 лет, двойной оклад жалованья.

IV. Прием воспитанников в училища и число воспитанников

В сельские училища допускаются дети государственных крестьян и других свободных состояний двоякого рода, именно: дети, долженствующие принять религиозно-нравственное образование с обучением грамоте и без обучения грамоте.

От детей, вступающих в сельское училище, не требуется никаких предварительных сведений, а требуется только, чтоб они не имели болезней, имели оспу2 и были не меньше 8 и не старше 12 от рождения

Прием учеников в училище бывает только раз в год, пред началом учения, по окончании полевых работ.

Поскольку религиозно-нравственного образования есть такая обязанность, которую Господь нашью Иисус Христос неотъемлемо возложил на Своих учеников, переемствуюшее их служению духовенство в отношении ко всем людям (Мф.28:19:20), следовательно и ко всем детям без изъятия, то местные священники со своими причтами должны убеждать всех родителей к отдаче своих детей в училище; потому что на всех родителях в отношений к детям лежит одна из самых важных их обязанностей воспитывать детей в наказании и учении Господни (Ефес.6:4).

Сему обязано ревностно содействовать добрыми советами и убеждением местного начальства, которое обязано особенно заботиться об отдаче в училища сирот и бедных, и о содержании их на счет родственников или из запасов собственного продовольствия местных магазинов.

Местное же начальство должно содействовать епархиальному и в том, чтобы родители не отвлекали своих детей от учения в свободное от работ время, потому что от такового отвлечения может происходить большой беспорядок в преподавании предметов учения и затруднительность в обучении.

Класс из детей с обучением грамот может иметь до 50 учеников. Ежели же их будет более, то учреждается другой параллельный класс, в который определяется помощник наставнику. Класс сей открывается и при меньшем числе учеников, в надежде умножения, но если по каким-либо обстоятельствам число их уменьшится до 20 и не будет возрастать, то от соображения и соглашения начальства епархиального и государственных имуществ зависеть будет продолжать ли существование училища или закрыть оное, и учеников обратить в другое.

Класс из детей без обучения грамоте должен существовать, не смотря на число их; но если их более 50, то дается наставнику помощник.

V. Предметы учения общие

В сельских училищах преподаются всем воспитанникам:

1) Священная история Ветхого и Нового Завета в простейшем, насколько раз повторяемом рассказе о главнейших событиях, без обязательства буквально вытверживать на память.

2) Главнейшие истины веры по Символу веры с необходимейшим и простейшим изъяснением его из катехизиса, с обязательством знать Символ веры на память, впрочем, без обязательства знать на память изъяснение его.

3) Правила богоугодной жизни, именно: а) две главных заповеди Господа, в которых весь закон и пророцы висят (Мф.22:37–40); б) десять Божьих заповедей, данных в Ветхом Завете. Сии заповеди изучаются на память. При том они должны быть простейшим образом истолкованы с приложением к частным обязанностям христианина и сына церкви и отечества и, разумеется, с оставлением под покровом скромности предметов, о которых детскому возрасту понятия иметь не должно.

4) Главнейшие и нужнейшие молитвы, тоже с изучением их на память, именно: молитва, так называемая, Иисусова молитва Господня: Отче наш, славословие Пресвятой Троицы, Слава Отцу и проч. Молитва Пресвятой Троицы, Святый Боже и проч. Биоматери: Богородица Дева радуйся, и проч. Для более возрастных и более способных молитва утренняя: сна восстав и пр., молитвы пред началом учения и после учения, пред обедом и после обеда, молитва по числу суточных часов: Господи, не лиши мене небесных Твоих благ и пр. – перед сном: Боже вечный и Царю всякого создания и проч. Богоматери: Заступнице усердная и пр. Ангелу Хранителю: Ангеле Христову, Хранителю мой святой и покровителю и проч.

Примеч. Все эти мотивы должны быть изучаемы не после означенных предметов, но в то же время, уделяя полчаса иди четверть часа от того времени, в которое должны быть изучаемы означенные предметы.

VI. Предметы учения частные, учебники, способ преподавания и книги для домашнего чтения

В сельских училищах некоторым воспитанникам, по их желанию, кроме сказанных предметов, преподаются:

1) чтение церковной и гражданской печати;

2) чистописание;

3) первые четыре правила арифметики со счетами, и

4) церковное пение.

Способ преподавания грамоты употребляется обыкновенный.

Учебные книги – букварь, часослов, псалтирь, прописи и проч. для сих воспитанников употребляются те же, какие в духовных училищах.

Наставник, в случае какого-либо недостатка в учебных книгах и других вещах, без замедления относится к окружному начальнику и, ежели не будет удовлетворен, доносит благочинному, который относится к управляющему палатою и, в случае нужды, к епархиальному начальству.

Книги для домашнего чтения должны быть употребляемы только вполне добро нравственные, утверждающие народ в вере и благочестии, или доставляющие ему истинно полезные сведения в его житейском состоянии, но и сии не иные, как одобренные духовным начальством. Все книги более или менее противные сим качествам, особенно питающие чувственность, пустую любознательность, рассеянность, брожение политических мыслей и забвение о душе, должны быть тщательно удаляемы от народа.

VII. Время учения, испытаний, продолжение курса и отчетность

Учение в сельских училищах начинается по окончании летних работ, а именно с 15 дня сентября или 1 октября и продолжается до 15 дня апреля или 1 дня мая. Учение прекращается на святки (с 23 декабря по 8 января), на последние дни сырной недели, на первую и последнюю неделю великого поста и на Пасху. На первой или последней неделе поста ученики приобщаются святых Тайн и во все сии три недели ходят в церковь, если не ко всем службам, то, по крайней мере, к часам, вечерней и литургии.

Учение, кроме воскресных и праздничных дней, бывает ежедневно по утру – для всех вместе и нераздельно с 7 до 9 часов, а для грамотных продолжается с 9 до 11 и еще после обеда с 2 до 4 часов, кроме субботы, в которую учение бывает только поутру.

Впрочем, ежели учитель – священник и один при церкви, то ему дозволяется по требованию обстоятельств и переменять означенные часы, но не дозволяется употреблять на учение менее четырех часов в день.

Учитель священник, который часто отвлекается в приход очень важными потребностями, обучение чтению и письму может поручить на время своего отсутствия одному из старших и успешнейших своих учеников или оставить, с надлежащим поручением одного из прочих членов причта, но всем другим предметам, кроме повторений, непременно всегда учит сам. Классы начинаются и оканчиваются молитвою. Молитву читает один ученик вслух всех, а другие произносят за ним то же тихо. Учитель наблюдает, чтобы молитва была совершаема непременно и с должным благоговением.

Курс учения продолжается три года. После трех лет учащиеся увольняются из училища. Впрочем, не довольно успевшие могут, ежели пожелают, продолжать учиться и далее трех лет до изучения всего нужного.

Испытание производится дважды в год весною пред окончанием учения и в декабре.

К обоим испытаниям учитель приготовляет в двух экземплярах три ведомости: 1) о том, что им преподано ученикам; 2) об учениках грамотных и 3) об учениках неграмотных, с означением в той и другой ведомостях имени каждого ученика, лет, времени вступления в училище, поведения, способностей, прилежания и успехов по каждому предмету, какому учился, с надлежащими отметками и за своею подписью.

Испытание частное благочинный производит один с местным священником, ежели он не учитель, основательно входя в познание всех учеников.

При испытании благочинный входит в положение училищ во всех отношениях; обращает внимание на способ обучения, благонадежность наставников и их помощников, на умственные и нравственные успехи учеников, на учебные пособия, на книги, читаемые учениками в домах и на помещениях учителя, на то, во все ли учебные дни наставник был в классе, все ли должные часы проводит в наставлении учеников и т. п.

После испытания составляет он журнал на все бывшее и усмотренное при испытании и подписывает его сам и местный священник, ежели он не учитель.

К сему испытанию могут быть допускаемы родители и родственники учеников и окружной начальник.

Публичные испытания благочинный производит в присутствии окружного начальника или, ежели он в отлучке, его помощника, местного причта, волостных и сельских начальств, родителей и родственников и посторонних посетителей.

По окончании публичного испытания, благочинный немедленно, с предложением вышеозначенного журнала и опытов чистописания, препровождает оба экземпляра означенных трех ведомостей к епархиальному преосвященному, со своими замечаниями об учениках, равно и со своим отзывом о наставнике и его помощнике, при чем прилагает и послужной о тех наставниках и помощников список, со своею о них рекомендацией. Один из сих экземпляров епархиальным начальством отсылается в палату государственных имуществ для сведения об учащихся и изучавшихся чему должно.

Примеч. Так поступает благочинный, когда нет назначенного епархиальным преосвященным особенного ревизора. В сем же последнем случае во все означенные права благочинного при испытании учеников входит при благочинном ревизоре и доставляет епархиальному начальству означенную отчетность за подписью и благочинного.

Ревизоры назначаются наипаче из ректоров и смотрителей училищ, из ректоров семинарий3 или иных почетных и надежных лиц.

VIII. Награды и наказания учеников

Учитель имеет книгу для ежедневной отметки о прилежании и поведении учеников отличившихся, или в чем-либо неисправных.

Ученики, постоянно отличающиеся успехами в преподаваемых предметах и жизнью по заповедям Божьим, поощряются осторожною похвалою в присутствии прочих воспитанников, старшинством места в выставлении иметь их на доске4, а на экзамене награждаются неграмотные похвальными ластами, а грамотные листами или книгами, изготовленными для сей цели от ведомств государственных имуществ, одобренными духовным начальством.

Священники, впрочем, и сами могут награждать успешнейших учеников собственными средствами, как-то: дозволить грамотным стоять на клиросе, читать и петь во время богослужения, а неграмотным носить свечу, подавать кадило и тому подобное при богослужении, давать с благословления просфору, обращаться с таковыми c особенным вниманием и ласкою.

Постоянное хождение ученика в классы, при богоугодном поведении и успехах в учении, дает ему пред другими право на получение значительной награды.

Ленивые и худого поведения ученики, смотря по степени их вины, при недействительности увещаний и выговоров, наказываются наставником проставлением на кодоне и задержанием в училище на один или два часа после учения.

За совершенную леность и безнравственность, если уже все меры окажутся к исправлению безуспешными, ученики исключаются из училища благочинным или ревизором.

Один иди несколько из отличнейших грамотных и неграмотных учеников, смотря по числу учащихся, назначаются наставником старшими над другими того или другого рода учениками, которые способствуют ему в надзоре за ними для отличия имеют малую трость, с которою предшествуют прочима, когда идут из училища в церковь по два в ряду

IX. Выпуск учеников из училищ

Хотя полный курс, как определено выше, оканчивается в три года, но родители могут взять сына своего из училища во всякое время и прежде окончания курса.

Равным образом, с согласия родителей или заступающих место их ближайших родственников, воспитанник может оставаться в училище и долее трехгодичного курса.

Х. Обязанности наставников

1) Наставник в назначенные часы всегда должен быть в классе и освобождается от сего только болезнью; но в сем случае непременно должен просить местного священника или товарища, ежели он сам священник, или одного из прочих членов причта, если нет товарища, заступить его место и уведомить благочинного – для сведения.

2) Пред начинанием всякого нового урока наставник испытывает, не позабыли ли ученики прежнего урока и готовы ли к новому. Ленивых записывает он в журнал.

3) Дабы достигнуть цели учреждения сельских училищ, наставник должен преподавать поселянским детям учение истинной веры с таким душевным чувством, чтобы вера через познание проникала в их сердце, и в нем укореняясь одушевляла из к жизни по вере и так ясно и внятно, чтобы они, по ясности и внятности преподавания, изучали те истины в самое время слушания и не имели нужды в новых усилиях для утверждения оных в памяти после. О семь должны заботиться особенно те наставники, которые учат неграмотных.

4) Христианские же заповеди или правила богоугодной жизни наставник должен, кроме того, преподать так, чтобы дети со времени выслушания и вразумления тех заповедей начали стараться жить по тем заповедям.

5) Ученик считается успешным, ежели он узнал преподанное ему и удовлетворительно может рассказать то, а грамотный – дать удовлетворительный опыт своего знания на деле; но сам наставник должен почитать за истинный, достойный похвалы успех своих учеников не только ясное и отчетливое изучение ими истин веры и правил богоугодной жизни, но наипаче истинное благоговение к вере и ревностное исполнение ими тех заповедей пли правил.

XI. Обращение учителя с учениками

К цели образования, столь важной по своим последствиям, наставник должен идти путем терпения и кротости, соразмеряя требования свои с возрастом детей и природными способностями каждого. Первый долг его в обращении с ними – снисходить к их неразумию или не удобопонятливости с благодушием и никогда не выражать своей нетерпеливости и досады бранью и криками, дабы через то, с одной стороны, не подавать воспитанникам дурного примера запальчивости и неумения владеть собою, а с другой – не наводить на них страха и смущения, и тем не отбивать охоты к самому учению школы.

Надежным средством к успеху наставник должен почитать привязанность и доверие к нему детей, а это достигается не угрозами и суровостью, но ласковым обхождением как в классах, так и вне оных, одобрением похвальных побуждений, беспристрастием, возбуждением благородного соревнования и отеческою заботливостью, в особенности о сиротах. Он должен со всевозможною внимательностью замечать и со всею любовью, со всяким терпением исправлять все проступки учеников против Божьих заповедей, искоренять все дурные привычки, непрестанно напоминать им Божьи заповеди, впрочем, делать это так, чтобы не вселить в ученика мысли о его неисправимости. К наказаниям же, степень коих определена выше, наставник прибегает как к мере, вынужденной необходимостью, употребляя их без жестокосердия, но соразмеряя всегда со степенью вины, возраста и природных свойств наказываемого.

XII. Сумма на содержание учителей

Жалованья наставнику из священников или диаконов, где учеников с учением грамоте не более 25.85 руб.; там, где число их простирается от 25 до 40 человек, по 100 руб., за высшее число по 115 руб. сер. Помощнику же наставница, определенному в случае, объясненном выше 75 руб. сер.

За учеников, которые учатся вере и правилам богоугодной жизни вместе с учащимися грамоте, сами не учась грамоте, жалованья не полагается. А епархиальное начальство, в случае хорошего успеха, награждает за то наставника по своему усмотрению иным образом.

Но ежели где-либо желающие принять религиозное образование будут только не учащиеся грамоте, и число их окажется более 50 человек, там учреждается для них училище и наставнику назначается такое же жалованье, какое назначено наставнику с обучением грамоте, и ему в помощь, ежели число учащихся простирается за 80 человек, дается помощник, как и наставнику с обучением грамоте.

Жалованье наставники получают из волостного правления. Настоящий проект правил Святейший Синод, по определению 6 15 июля 1851 г., препроводил к министру государственных имуществ, при чем сообщил, что «на изложенных в семь проекте условиях Синод признает возможным и полезным принять сельские училища в свое заведывание, если на то последует Высочайшее соизволение». Ответ министра последовал лишь в январе 1853 года, но это был ответ не на вопрос. Вместо того, чтобы подвергнуть синодальный проект рассмотрению, министр доставил Синоду контрпроект, под заглавием: «Положение о сельских приходских школах». В этом положении на духовное начальство возлагались обязанности назначать учителей в школы, следить за нравственным направлением учащихся и способами преподавания, но без права принимать меры улучшению школьного дела, так как высший контроль над школами приложенное к «Положению» «Наставление местным управлениям государственными имуществами об обязанностях их по устройству сельских приходских школ и заведыванию последними» был вверен чинам ведомства министерства; они открывают и закрывают школы, переводят их из одного селения в другое, без всякого сношения с духовным начальством; они же и контролируют училища. Чтобы управление государственными имуществами, сказано в «наставлении», могло иметь возможность судить об успехах учащихся, для этого вменяется в обязанность окружным начальникам непременно присутствовать при испытаниях, бывающих в школах, а в случае особых каких-либо к тому препятствий назначать для сего своих помощников. По окончании испытаний, окружной начальник представляет в палату получаемые от наставника, во-первых – копию с журнала о том, что происходило и усмотрено при испытании, во-вторых – ведомость о том, что было преподаваемо детям, в-третьих – список ученикам, и в-четвертых – опыты чистописании учащихся. Управляющий палатою не должен ограничиваться только внешнею стороною школы и получением от окружных начальников списков; он обязан, при общем обозрении вверенной ему части, непременно лично посещать школы и наблюдать, чтобы такие же посещения делались и окружными начальниками. Заметив, что дети, учащиеся в какой-либо школе, не оказывают успеха в учении или нравственном отношении от недостатка внимательности наставника или мало способности в этой должности, управляющий палатою лично передает о том местному епархиальному начальству, от коего завидеть будет дальнейшее распоряжение. Святейший Синод не принимает во всем этом никакого участия, а епархиальным архиереям отведено унизительное для их положения место – быть простыми исполнителями требований управляющих палатами относительно назначения в училища преподавателей и смещения тех из них, которых управляющий, на основании донесения своих чиновников, признает неблагонадежными. Попечительность министерства до того простерлась, что оно, вместе с «Наставлением» палатам, составило и препроводило в Святейший Синод «Наставление епархиальным начальствам об обязанностях духовного ведомства по заведыванию сельскими приходскими школами». «Наставление епархиальному начальству», заметил по этому поводу архиепископ Григорий, «не нахожу нужным: оно само может составить и дать его», а митрополит Филарет писал: «есть сомнение о самом заглавии. Название наставления приличествует части сей статьи, в которой действительно дается наставление наставнику. Вообще же статья имеет содержание законоположительное, подобно, как и статья, надписанная: положение о сельских приходских училищах. Статья: наставление епархиальным начальствам, к консистории не обращена. Обращена она частью в благочинным и наставникам, которые не суть епархиальное начальство; а более обращена к действию епархиального архиерея. Следственно заглавие значит: наставление епархиальным архиереям. Давать им наставление есть дело Святейшего Синода, и на другое начальство сей обязанности закон не возлагает. Что касается статей «Положения», то содержание их вызвало у митрополита Филарета следующие вопросы и мысли: § 13.2. «Практическое правописание с объяснением грамматических правил» возможно ли без преподавания всей грамматики; а сие удобно ли сделать общим предметом учения для обучающихся крестьянских детей? § 23. Ученикам отличнейшим, по окончании учения, и по достижении совершеннолетия предоставляется преимущественное право избрания в сельские и волостные должности и в писари, с освобождением от рекрутской повинности. Будет ли благоприятно для доброго устройства крестьянских обществ, если двадцатидвухлетние грамотеи займут должности, и получат вид преимущества и некоторой власти над шестидесятилетними опытными, набожными, честными крестьянами, хотя бы были и безграмотные? Не будет ли вредно для нравов и для единодушия обществ, если порядок патриархальный, вековой, глубоко основанный в природе, потрясен будет новым, поверхностным преходящим порядком школы? Полезно ли побуждать крестьянских детей к учению обещанием, что они будут важные в крестьянстве люди, и могут получить освобождение от рекрутской повинности? Отличными учениками сделаться мечтают многие, хотя редкие действительно такими бывают, а ожидаемое отличное место в обществе и отличные ученики не всегда находят: что же будет, если из сельских училищ будут десятки и сотни детей, мечтавших о должностях и о свободе от рекрутства, и потом разочарованных? Так ли охотно примутся они за соху, как принялись бы за нее, не заразившись мечтою стать выше своего состояния? И в званиях, высших крестьянского, поощрения к учению внешними наградами, часто возбуждает ревность, частью повреждает чистоту ее. Прежде шли учиться по долгу звания, по любви и благоговению к науке и целю имели успех: по провозглашении договорных наград и не призванные идут учиться, имея науку не целью, а средством, превращая ее в дорогу, которую поспешно и небрежно попирают, чтобы дойти до блестящей награды, и которую вскоре оставляют позади себя. В крестьянстве особенно надобно, чтобы поощрение к учению заключалось в обыкновенном крестьянском быте. Крестьянин, который увидит, что сын соседа читает и поет в церкви, разумнее отца говорить о вере, поверяет и записывает домашние счеты, в праздник читает для семьи назидательную книгу, – вероятно, скажет: надобно и мне послать сына в школу. § 26. «Наставники и их помощники по окончании испытаний представляются к наградам» – Достанет ли наград, если после каждого испытания?

Само собою понятно, что на предложенных министерством основаниях не могло последовать соглашения, и оно действительно не последовало. Министерство никак не соглашалось отступиться от роли командующего над духовенством в деле просвещения народа святой веры Христовой, которое искони было делом церкви. Переписка длилась около шести лет; предлагались разные компромиссы, но они не могли примирить основные начала воззрений Святейшего Синода и министерства государственных имуществ на характер школьного дела в России. В 1859 году, по предложению министра государственных имуществ, министерства народного просвещения и Святейшего Синода, для пересмотра положения о сельских школах. Комитет окончательно похоронил это дело.

Так погибла хорошая мысль, обещавшая добрые плоды для темного русского народа. Какое-то тупое, ничем не объяснимое недоверие к духовенству, которому каждый православный открывает на исповеди самые сокровенные изгибы своей души, лишило в свое время бедное наше крестьянство хорошей церковной школы и надолго затормозило естественный ход ее развития.

А. Гаврилов

* * *

1

Редакционные правки м. Филарета печатаются курсивом.

2

Слова: «имели оспу» митрополит Филарет, дополнив словами «прежде того», заметил: «А если кому за упрямством не привили оспу, неужели его не учить религии?».

3

Слова: «из ректоров семинарий» м. Филарет оскорбил, заметив: «у ректоров семинарий много дела более нужного».

4

Слова: «выставлением имен их на доске» м. Филарет оскорбил, заметив: «мне кажется это не для сельских, слишком питает тщеславие и зависть».


Источник: Гаврилов А.В. Страница из истории церковно-приходской школы // Христианское чтение. 1895. № 7-8. С. 91-113.

Комментарии для сайта Cackle