А.А. Завьялов

Источник

1871 г.

9.-слушали предложение Г. Обер-Прокурора, от 31 Июля прошлого года за 8739, в коем изъяснено: из числа Духовных Консисторий, выписывающих из конторы Московской Синодальной Типографии метрические листы для церквей, только тринадцать, при требованиях своих, присылают в Контору деньги за листы, а все остальные выписывают оные в долг, выплачивая таковой, по мере доставки от церквей, в течение нескольких лет. Вследствие сего недоимка за означенные листы по Московской Типографии, числящаяся собственно на Консисториях, равняется более чем третьей части всего долга типографского, а именно к 17 Октября 1870 г. 49.971 р. 62 к. В виду сего обстоятельства, а также возможности для Консисторий, подтверждённой примером 13 из них, выписывать метрические листы на наличные деньги, Контора Московской Синодальной Типографии, для сокращения размера ежегодной недоимки на Консисториях за листы и самой переписки по взысканию этой недоимки, а ещё более для того, что с прекращением таковой недоимки типографский капитал ежегодно может иметь для своих оборотов лишних 46 т. руб., просит Хозяйственное Управление войти в сношение с Епархиальными Преосвященными, чтобы они сделали распоряжение о выписке Консисториями листов на наличные деньги. По уважительности обстоятельств, приведённых Конторою Московской Синодальной Типографии в основание вышеизложенного ходатайства её и в том соображении, что в церквах во всякое время может быть на лицо потребное количество денег на выписку листов для приходских книг, доставка же этих денег в Консистории при заявлениях о требующихся для каждой церкви листах не будет обременительною для церквей, а пересылка оных из Консисторий в Контору Синодальной Типографии, при требованиях сказанных листов для всех церквей в епархии, не только не затруднительна для самих Консисторий, но при установлении правильного порядка по сему предмету, может ещё способствовать сокращению в них переписки, Хозяйственное Управление полагало предоставить Епархиальным Преосвященным сделать распоряжение, чтобы подводимые им Консистории с 1871г., при требованиях из Конторы Московской Синодальной Типографии, печатных метрических, исповедных и обыскных листов для церквей, высылали в контору и деньги, следующие за те листы, и чтобы за востребованные уже в долг листы на 1871 г. озаботились уплатить причитающуюся сумму в настоящем году. Приказали: Поручить Епархиальным Преосвященным сделать надлежащие распоряжения о том, чтобы по вверенным им епархиям означенные недоимки были уплачены в настоящем году и чтобы на будущее время подведомые им Консистории при требованиях из Конторы Московской Синодальной Типографии печатных метрических, исповедных и обыскных листов для церквей, высылали в Контору и деньги следующие за те листы; о чём, для исполнения, послать Преосвященным циркулярные указы, с прилож. ведомости об означенных недоимках. Марта 7 дня 1871 г.

12.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 12 Февраля сего года за № 1808, с изъяснением заключения Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде о предоставлении Всемилостивейше жалуемых духовным лицам наперсных крестов, заготовляемых в Святейшем Синоде, в собственность удостоенных такового пожалования. Приказали: Принимая во внимание, что для духовных лиц, награждаемых наперсными крестами, равно как и для семейств их не может не быть желательным, чтобы эти знаки Высочайшей милости оставались на память в их семействах и имея в виду, что в настоящее время наперсные кресты, жалуемые из Кабинета Его Величества, не возвращаются в Кабинет, – Святейший Синод определяет: объявить по Духовному ведомству циркулярным указом, что и Всемилостивейше жалуемые духовным лицам наперсные кресты, заготовляемые в Святейшем Синоде, отныне должны оставаться в собственности тех лиц, коим пожалованы. Марта 13 дня 1871 года.

15.-предложение Господина Синодального Обер-Прокурора, от 29 Января сего года за № 1160, с следующим заключением Хозяйственного Управления: «Имея в виду, что, на основании Высочайше утверждённых 22 Мая 1862 г. сметных правил по исполнении государственной росписи и смет Министерств и Главных Управлений из остатков от некомплекта медицинских чинов и преподавателей в учебных заведениях награды и пособия не назначаются, без всякого ограничения времени, за которое образовались таковые остатки, за исключением лишь тех случаев, когда преподаватели, кроме своей должности, занимали вакантные должности других преподавателей, что при получении преподавателями в преобразованных духовно-учебных заведениях возвышенных по новым штатам окладов содержания, нет основания делать для них исключения из общего, существующего для всех учебных заведений правила по отношению к остаточным суммам, что установленный ныне, взамен свечного, процентный сбор с церковных доходов кружечных, кошельковых и свечного, пособие из казны и проценты с капитала, составляющие главнейшие статьи доходов по учебной части духовного ведомства представляют определённую цифру и не могут возрастать и только сбережением остатков и причислением их к капиталу могут увеличиваться средства учебной части для покрытия новых издержек и что разрешение Святейшего Синода 28 Июня 1867 г. о предоставлении Преосвященным 33-х епархий, из остатков от суммы, ассигнованной на содержание личного состава в духовно-учебных заведениях, производить выдачу пособий начальникам и наставникам Семинарий и Училищ, было временное только на 1867 г. и притом для непреобразованных Семинарий и Училищ, когда оклады преподавателей были весьма незначительны, Хозяйственное Управление полагало бы сообщить всем Епархиальным Преосвященным, для надлежащего руководства, что из остаточных сумм от сметных ассигнований на содержание личного состава Управления и учащих в духовно-учебных заведениях не могут быть производимы награды и пособия, за исключением только образовавшихся от жалованья служащих при означенных заведениях чиновников, а именно: Библиотекаря и его Помощника, Секретаря и его Помощника, Эконома и от сумм на канцелярские расходы и на писцов по Академиям, Эконома, Секретаря и от суммы на канцелярские расходы и на писцов по Семинариям, а за тем все прочие остатки от содержания преподавателей и по другим статьям как в Академиях, так и Семинариях и Училищах, за исключением сумм, могущих быть разрешёнными, по § 105 Устава Академий 30 Мая 1869 г. на сверхсметные расходы сих заведений, должны быть вполне высылаемы в Хозяйственное Управление для обращения в состав духовно-учебного капитала на удовлетворение потребностей по учебной части духовного ведомства». Приказали: Заключение Хозяйственного Управления утвердить и, для надлежащего по оному руководства и исполнения в духовно-учебных заведениях, сообщить циркулярным указом всем Епархиальным Преосвященным. Марта 23 дня 1871 года.

16.-слушали дело по предложению Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 13 Ноября 1870 г., по возбуждённому Преосвященным Саратовским вопросу: каким содержанием должны пользоваться священноцерковнослужители, находящиеся на епитимии в монастыре или же под следствием и судом, и исправляющие их должности? Приказали: В разрешение возбуждённого Преосвященным Саратовским вопроса, Святейший Синод, на основании примечания к пункту 5, статьи 187 Уст. Дух. Консист. и состоявшихся в разное время отдельных постановлений Синода, определяет: 1) священноцерковнослужителям, состоящим на епитимии в монастыре или Архиерейском доме, выдавать всё штатное жалованье и половину доходов, а остальную половину доходов выделять исправляющим должности за состоящих на епитимии, и 2) священноцерковнослужителям, временно устранённым от мест, по случаю состояния их под следствием и судом, выдавать половинную часть из доходов и из штатного жалованья, и если они по суду будут оправданы, то выдавать им и остальную половину жалованья, а исправляющим за подсудимых должности выделять половинную часть церковных доходов. Об этом, для единообразного исполнения и руководства по Духовному Ведомству, дать знать циркулярно печатными указами всем Епархиальным Преосвященным, а также Главным Священникам Гвардии и Гренадер и Армии и Флотов. Марта 31 дня 1871 года.

19.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 12 Марта 1871 года за № 3117, об изменении существующего в некоторых епархиях порядка получения из Духовных Консисторий и представления в оные церковными причтами метрических и других документальных книг, а также выдачи духовным лицам пожалованных им наград. Приказали: По дошедшим до Синодального Обер-Прокурора сведениям, в некоторых епархиях требуется, чтобы метрические и обыскные книги, исповедные росписи и приходо-расходные книги, представляемы были в Консистории лично чрез одного из членов причта, точно также для получения новых тетрадей для метрических и других книг непременно вызываются члены причтов, а иногда и для объяснений по замечаниям Консисторий на сии книги; сверх сего существует также в некоторых епархиях обычай вызывать в епархиальные города священнослужителей для вручения им Всемилостивейше пожалованных наград. Признавая сохранение такого рода обычаев стеснительным для городского и сельского духовенства, Г. Обер-Прокурор полагал бы необходимым поручить епархиальным Преосвященным объявить по епархиям, что метрические и обыскные книги, исповедные росписи и приходо-расходные книги могут быть доставляемы причтами в Консистории по почте или чрез Благочинных, без всякого обязательства являться для сего лично в Консисторию, и сделать распоряжение, чтобы Духовные Консистории, в случае замеченных, при ревизии помянутых книг, каких либо упущений или недостатков, требовали от причтов письменные объяснения непосредственно или чрез Благочинных; чтобы тетради для ведения метрических и других книг высылаемы были из Консисторий непосредственно причтам, смотря по удобству, или чрез Благочинных и непременно заблаговременно и чтобы наконец высылаемые из Святейшего Синода Всемилостивейше жалуемые священнослужителям знаки отличий отсылались удостоенным по почте, без вызовов их в епархиальные города для личного вручения им пожалованных наград. Признавая и с своей стороны обременительным для священнослужителей и вообще неудобным существующий в некоторых епархиях обычай личного представления в Духовные Консистории членами причта метрических и других документальных церковных книг и личного же получения из Консисторий новых книг, а также и обычай вызова в епархиальные города священнослужителей для вручения им Всемилостивейше пожалованных наград, Святейший Синод определяет: предписать Епархиальным Преосвященным сделать распоряжение, если только таковое не сделано уже прежде сего по непосредственному усмотрению Преосвященным, чтобы по вверенным им епархиям вышеизложенные стеснительные для городского, а тем более для сельского духовенства, обычаи, были немедленно отменены и чтобы в этом отношении во всех вообще епархиях ныне же был установлен тот порядок, который указан для сего в настоящем предложении Г. Синодального Обер-Прокурора; о чем и дать знать Преосвященным циркулярно печатными указами. Апреля 14 дня 1871 года.

21.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора от 26 Февраля сего года за № 2526, в коем изъяснено: Высочайше утверждённым в 21 день Декабря 1870 г. определением Св. Синода, между прочим, постановлено: доход от продажи венчиков и листов разрешительной молитвы, возлагаемых на усопших, предоставить в распоряжение Окружного Местного духовенства для обращения по назначению съездов оного, с утверждения епархиальных Архиереев, исключительно на содержание бедных учеников в духовных училищах, с тем, чтобы доход текущего года расходовался в следующем году и чтобы расходы, по заготовлению венчиков и листов разрешительной молитвы в Синодальных Типографиях, были относимы на этот же доход. Принимая во внимание, что с предоставлением означенного дохода в распоряжение местного духовенства, для употребления на содержание бедных учеников в духовных училищах, хотя и нужно ожидать возвышения сего дохода, при заботливости духовенства поддерживать между православными благочестивый обычай возлагать венчики на усопших, но независимо от сего было бы желательно оказать в этом деле содействие духовенству и иными средствами, зависящими от высшего духовного управления. Для достижения этой цели Хозяйственное Управление при Св. Синоде полагало-бы: 1) удешевить цены венчиков и листов разрешительной молитвы, по которым духовенство будет приобретать их из Синодальных Типографий, а именно: оставив прежнюю, весьма низкую цену раскрашенных венчиков по 1 р. 25 к. за одну тысячу экземпляров, раззолоченные низшего сорта венчики, вместо 4 р., отпускать по 3 р. за тысячу, таковые же высшего сорта, вместо 25 р. по 10 р., противуатласные вместо 67 р. 50 к. по 20 р. за одну тысячу экземпляров: затем только, по случаю увеличивающейся значительно цены на шёлк, венчики атласные, которые впрочем требуются в весьма незначительном количестве, отпускать вместо 181 р. по 300 р. за тысячу экземпляров. Листы же разрешительной молитвы, вместо 6 р. 66½ к. отпускать на простой бумаге по 5 р. и на голландской по 8 р. за тысячу и 2) возвысить установленные Св. Синодом цены для продажи в церквах венчиков и листов разрешительной молитвы, назначив за экземпляр венчика раскрашенного, вместо 1½ к. по 2 к., раззолоченные низшего сорта, вместо 3, по 6 к. высшего сорта, вместо 10, по 15 к., противуатласные, вместо 30, по 50 к., и атласные, вместо 60 к., по 1 р., а за листы разрешительной молитвы назначить на простой бумаге прежнюю цену 6 к. и на голландской бумаге, вместо 15 к., 25 к. При таком изменении цен ежегодный расход церквей по покупке венчиков и разрешительной молитвы будет простираться до 11.943 р. 75 к., т. е. менее настоящего на 4.894 р. 92 и. в год, а цифра годового дохода за венчики и листы разрешительной молитвы, ныне простирающаяся до 106.115 р., возвысится до 140.020 р. т. е. увеличится на 33.905 р.: при постоянном же возрастании требований на венчики и листы разрешительной молитвы, судя по данным прежних лет, доход этот должен ещё более увеличиться. Приказали: Признавая предположения Хозяйственного Управления уважительными и цели своей соответствующим, Св. Синод определяет: 1) отпускать из Московской Синодальной Типографии в епархии венчики и листы разрешительной молитвы, за наличные деньги, по следующим ценам: тысячу венчиков раскрашенных по одному рублю 25 к., раззолоченных низшего сорта по три руб., высшего сорта по десяти руб., противуатласных по двадцати рублей, и атласных по триста руб. и тысячу листов разрешительной молитвы на простой бумаге по пяти рублей, а на голландской бумаге по восьми руб. и 2) В церквах взимать: за экземпляр венчика раскрашенного две коп., раззолоченного низшего сорта пять коп., высшего сорта пятнадцать коп., противуатласнаго пятьдесят коп., и атласного один руб., за экземпляр же листа разрешительной молитвы на простой бумаге шесть коп. и на голландской двадцать пять коп., с тем, чтобы по этим ценам ни в каком случае не делалась никакая произвольная прибавка. Для исполнения сего определения, по духовному ведомству, объявить, циркулярно, печатными указами. Апреля 17 дня 1871 г.

28.-слушали предложенное Г. Синодальным Обер-Прокурором, за № 4585, отношение Преосвященного Херсонского по вопросу о том: может-ли лицо, не имеющее священного сана, но получившее образование в Семинарии, преподавать Закон Божий в светских учебных заведениях; если может, то подвергать-ли его, и где именно, испытанию посредством трёх пробных уроков и какое заведение должно судить о достоинстве сих уроков и выдавать свидетельство на звание законоучителя, или же, вместо всего этого, довольствоваться аттестатом об окончании семинарского курса. И по справке, Приказали: По рассмотрении представления Преосвященного Херсонского и по соображении с существующими постановлениями, Св. Синод находит: 1) постановлениями о сельских училищах (П. С. З. Ук. Сенат. 31 Янв. 1865 г. № 21610, Выс. ук. 27 Июня 1842 № 15794), в коих Закон Божий преподаётся наставниками совместно с другими предметами, в таковые наставники определяются, по избранию Архиереев, не только священники и диаконы, но даже причетники и ученики семинарии, не получившие места по своём увольнении из Семинарии; 2) Высочайше утверждённым в 14 день Июля 1864 г. положением о начальных народных училищах разрешается к преподаванию Закона Божия в таковых училищах допускать не только приходских священников, но и особых законоучителей, с утверждения Епархиального начальства и под наблюдением назначаемых от того-же начальства духовных лиц, а Высочайше утверждённым 16 Апреля 1869 г. журналом Присутствия по делам Православного Духовенства лицам, окончившим семинарский курс и не менее трёх лет пробывшим учителями в начальных школах, предоставлено право на занятие священнических мест, без прохождения предварительно должности псаломщика. Отсюда следует, что постановления о светских низших учебных заведениях не обусловливают права на преподавание в них Закона Божия посвящением преподавателя в священнослужительский сан, а требуют только от него соответственного богословского образования и признания за ним достоинства быть законоучителем со стороны Епархиального Начальства. Переходя за сим к вопросу: следует-ли лиц, назначенных на законоучительские должности из воспитанников семинарий, не имеющих священного сана, подвергать предварительному испытанию посредством пробных уроков, и принимая во внимание, что окончившие полный семинарский курс должны иметь достаточные богословские познания, и что принявшие из них священство, при определении на законоучительские должности, не подвергаются означенному испытанию, Св. Синод находит, что испытанию тому, при назначении в законоучители светских учебных заведений, не должны подлежать и воспитанники, окончившие курс учения в духовных семинариях, ещё не посвящённые в священный сан, если только Епархиальное Начальство признает за ними полную способность и благонадёжность к прохождению законоучительской должности. По сим соображениям Св. Синод определяет: в разрешение представления Преосвященного Херсонского дать знать указом, что к преподаванию Закона Божия в светских низших учебных заведениях, как частных, так и казённых, могут быть допускаемы из окончивших полный семинарский курс и лица не принявшие священного сана, если только они признаны будут Преосвященным вполне способными и благонадёжными к занятию законоучительской должности. При таковом ручательстве Преосвященного не предстоит надобностей подвергать таких лиц предварительному испытанию, посредством пробных уроков; но на Епархиальном Начальстве, согласно существующим постановлениям, сохраняется обязанность иметь за преподаванием сих законоучителей неослабное наблюдение чрез благочинных или особо назначаемых для того духовных лиц. Для общего же руководства, о настоящем определении Св. Синода дать знать и прочим Преосвященным циркулярным указом. Мая 4 дня 1871 г.

35.-слушали доклад Синодальной Канцелярии (по 1 Отделению) о том, что при введении в действие Временных Правил о пенсиях священнослужителям епархиального ведомства и вдовам их, на изложенных в циркулярном указе Св. Синода, от 23 Сентября 1866 г., основаниях, Синодом положено было сообщать о назначенных, по распоряжению его, пенсиях и пособиях одновременно как подлежащим Епархиальным Начальствам особыми от Синода указами, для выдачи пенсионерам указов из Консисторий на получение пенсий, так и Хозяйственному Управлению для подлежащих со стороны оного сношений с Министерством Финансов о производстве, откуда следует, назначенных пенсий. Но так как при таком порядке извещения от Епархиальных Начальств пенсионерам о назначении им Синодом пенсий делались прежде, чем могли последовать требуемые по сему предмету распоряжения со стороны Министерства Финансов, в особенности при недостатке положенного на пенсии кредита, то весьма многие из пенсионеров, не получая, долгое время из Казённых Палат и Казначейств расчётных листов на получение назначенных им пенсий, стали обращаться с жалобами на это в Св. Синод, Хозяйственное при оном Управление и Министерство Финансов. Посему и в устранение на будущее время обременительной по таковым жалобам переписки, Св. Синод, согласно особому заявлению Министра Финансов, от 15 Декабря 1869 г. № 5867, и заключению Хозяйственного Управления, определением 22 Января/ 16 Марта прошлого 1870 г., отменив извещение Синодскими указами Преосвященных о назначенных пенсиях, предоставил Хозяйственному Управлению извещать о сем Епархиальные Начальства, по получении от Департамента Государственного Казначейства отзывов о том, что со стороны оного распоряжение о производстве пенсий уже сделано, с тем, чтобы Управление о сей перемене в порядке извещения уведомило Преосвященных. Несмотря на это, некоторые Духовные Консистории, по получении от Хозяйственного Управления уведомлений о назначенных пенсиях, сообщают Синодальной Канцелярии, что они затрудняются, на основании сих уведомлений, выдавать пенсионерам указы на получение пенсий, так как по предписанному в указе Св. Синода, от 23 Сентября 1866 г., порядку, таковые указы положено выдавать из Консисторий на основании указов Св. Синода. Приказали: 1) Дать знать Преосвященным Епархиальным Архиереям циркулярным указом, что за отменою, по определению Св. Синода 22 Января/ 16 Марта 1870 г., указных от Синода извещений о назначении духовным лицам пенсий, требуемые на получение таковых пенсий указы из Консистории должны быть выдаваемы пенсионерам на основании уведомлений о том Хозяйственного Управления; при чем в сих указах Консисторий слова: «слушали указ Св. Синода от такого-то года, месяца и числа за №», должны быть заменены словами: «слушали последовавшее, в исполнение определении Св. Синода, отношение Хозяйственного Управления при Св. Синоде, от такого-то года, месяца и числа за №»; 2) поручить Хозяйственному Управлению сообщить о сем Министерству Финансов, в следствие вышеприведённого отношения Статс-Секретаря Рейтерна за № 5867, для сообщения о таковом изменении подведомственным Министерству Палатам. Июля 8 дня 1871 г.

45.-слушали предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, 14 Мая сего года за № 5453, составленный, по поручению Св. Синода, в Хозяйственном Управлении проект правил о порядке снабжения церквей венчиками и листами разрешительной молитвы и об учёте имеющих поступать от продажи их сумм. По справке, Приказали: означенные правила утвердить, разослав оные, для руководства по Духовному ведомству, при печатных указах. Июня 10 дня 1871 года.

Правила: 1) Снабжение церквей венчиками и листами разрешительной молитвы возлагается на Духовные Консистории, которые соблюдают, чтобы к концу каждого года имелось в запасе такое количество оных, какое необходимо на будущий год, по соображению с требованиями предшествовавших лет.

2) Церковные причты обращаются с заявлениями о потребном для церквей количестве венчиков и листов разрешительной молитвы к местным благочинным, которые, составив из сих заявлений общую ведомость, с показанием всех подведомственных им церквей, препровождают таковую в Духовную Консисторию к 1 Сентября.

3) Духовные Консистории изготовляют общее требование венчиков и листов разрешительной молитвы для всей епархии и отсылают его в начале года в Московскую Синодальную Типографию с препровождением причитающихся за то денег из суммы, полученной за проданные венчики и листы разрешительной молитвы в предшествовавшем году.

4) Московская Синодальная Типография обязана иметь постоянно в запасе достаточное количество венчиков и листов разрешительной молитвы и, по мере получения требований от Консисторий, рассылать их немедленно, так чтобы все Духовные Консистории снабжены были оными благовременно и непременно до истечения года.

5) Доставленные из Синодальных Типографий венчики и листы должны быть записываемы в Духовных Консисториях своевременно в приход и расход по шнуровым книгам. Равным образом полученные из Духовных Консисторий венчики и листы разрешительной молитвы немедленно записываются в церквах на приход в особые шнуровые тетради, скреплённые благочинными, и затем, по мере распродажи, выписываются своевременно в расход, по тем же тетрадям.

6) Выручаемые за проданные в церквах венчики и листы разрешительной молитвы деньги церковные причты отсылают сполна к концу года в Духовные Консистории.

7) Духовные Консистории отсылают эти деньги в Правления Духовных училищ по расчёту поступившей суммы от церквей каждого училищного округа, за исключением употреблённых на выписку венчиков и листов разрешительной молитвы на будущий год.

8) Так как Высочайше утверждёнными в 18 день Марта 1810 г. правилами постановлено, чтобы венчики и листы разрешительной молитвы ни в какой, кроме Синодальных Типографий, не были печатаемы, а продажа их нигде, кроме как при церквах, не была производима, то как благочинные, так и церковные причты должны принимать деятельные меры к отклонению всех случаев, от коих может сокращаться сбор по сему предмету.

9) Благочинные, при каждом осмотре в установленные сроки и в других случаях церквей своего ведомства, свидетельствуют книги прихода и расхода венчиков и вырученную сумму, на основании общих правил для освидетельствования всего имущества и доходов церковных, обращая преимущественно строгое внимание на то, соразмерна ли продажа венчиков и листов разрешительной молитвы по каждому приходу с числом умерших в известное время, в какой степени причты заботятся об увеличении сего дохода и в случае оказавшегося значительного неравенства, дознают о причинах оного.

10) За предоставлением венчикового дохода в распоряжение окружного местного духовенства, наблюдение за правильностью продажи в церквах венчиков и листов разрешительной молитвы зависит от усмотрения училищных съездов Духовенства, которым Духовные Консистории доставляют сведения о количестве затребованных церквами венчиков и листов разрешительной молитвы и полученных от церквей денег по продаже их.

11) Церковные причты обязаны деятельно наблюдать и заботиться, чтобы умершие прихожане были погребаемы с возложением на них венчиков и листов с разрешительною молитвою. В случае же препятствий к тому они обращают внимание на поводы уклонения прихожан и по возможности, устраняя их, направляют дело к пользе церкви. Равным образом и церковные старосты, как лица, ближайшим образом наведывающие церковными доходами и обязанные заботиться об увеличении их, должны и в сем деле действовать для пользы церкви вместе с причтом.

12) Так как сбор за венчики и листы разрешительной молитвы, подобно прочим церковным доходам, много зависит от расположения прихожан к церкви, то духовенство обязало исполнение сего производить без всякого вида понуждений, а посредством благоразумных внушений прихожанам, что обычай возлагать венчики и листы разрешительной молитвы на усопших установлен св. церковью, и потому надлежит соблюдать оный из послушания к уставам её и из уважения к усопшим.

13) Под опасением строгого взыскания воспрещается продажа венчиков и листов разрешительной молитвы, под каким бы то ни было предлогом и побуждением, за произвольно возвышенную цену, так как отступление от положений по этому предмету Св. Синода может служить одним из существеннейших препятствий к достижению цели установленного сбора.

50.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 24 Июня сего года за № 2364, в коем изъяснено, что Комитет о раненых, сообщая, что Капитулом орденов отослано в 1870 г. золотых и серебряных медалей, Всемилостивейше пожалованных разным лицам для ношения на шее, за заслуги по православному духовному ведомству, всего на сумму 3614 р., но что деньги сии, следующие в пользу инвалидов, поступали не в полном количестве и сведения по сему предмету доставлены Комитету только от весьма немногих Епархиальных управлений, – просит подтвердить циркулярно о точном исполнении постановлений касательно взыскания следующих за медали денег и передачи их по принадлежности, для причисления к инвалидному капиталу. – Предлагая, для зависящего распоряжения, упомянутое отношение Комитета о раненых Св. Синоду, в подлиннике, Его Сиятельство присовокупил, что, при отсылке по Епархиальным Преосвященным медалей, всегда объясняется о взыскании следующих за оные денег. Приказали: Дав знать о содержании выше изъяснённого отношения Комитета о раненых подведомственным Св. Синоду правительственным местам и лицам, подтвердить им циркулярным указом, для зависящих со стороны их распоряжений, чтобы следующие в пользу инвалидов за Всемилостивейше жалуемые для ношения на шее, за заслуги по православному духовному ведомству, золотые и серебряные медали деньги были взыскиваемы с тех, кому пожалованы таковые знаки отличия, при самой выдаче оных и безотлагательно были отсылаемы в С.-Петербурге-в главное, а в губернских-в местные Губернские Казначейства, с уведомлением, в тоже время, Комитета о количестве таковых денег. Августа 10 дня 1871 г.

56.-слушали предложение Г. Исправляющего должность Синодального Обер-Прокурора, за № 8394, следующего содержания: Государственный Контролёр, в отношении, от 17 Июня настоящего года за № 1843, сообщил Обер-Прокурору Св. Синода, что при рассмотрении Омскою Контрольною Палатою разного рода операций, совершённых подрядным способом, замечено, что на все почти контракты, заключаемые на неопределённые суммы, употребляется гербовая бумага в 1 р. и за тем, по истечении контрактного срока, не производится никаких довзысканий гербовых пошлин, не смотря на то, что произведённые по этим контрактам уплаты простираются иногда до весьма значительных размеров, далеко превышающих размер, соответствующий рублёвой бумаге. На заявление об этом, некоторые управления Тобольской губернии, по ведомству которых производятся разного рода казённые операции, сообщили Контрольной Палате, что в Уст. Пошл. не упоминается о довзыскании впоследствии каких бы то ни было дополнительных пошлин по контрактам, заключённым на неопределённую сумму на листе гербовой бумаги рублёвого достоинства. Между тем смысл действующих по сему предмету узаконений, по мнению Г. Государственного Контролёра, совершенно ясен, именно: статьёй 147 Уст. Пошл. прямо установлено: чтобы, при взыскании с контрактов гербовых пошлин, принималась в соображение, на основании ст. 4 того же Уст., именно та сумма, на которую контракт заключается: статья же 157 того же Уст., на которую ссылаются упоминаемые выше учреждения Тобольской губ., не составляет в сем отношении исключения, ибо, дозволяя писать контракт, по которому нельзя вперёд определить следующей по оному суммы, на гербовой бумаге рублёвого достоинства, она имеет в виду только эту невозможность указать, при таких условиях, ценность требуемой гербовой бумаги, но отнюдь не ограничить всего гербового сбора, причитающегося в пользу казны по сумме предстоящих по контракту платежей, только сим рублёвым размером. Если бы столь очевидное дело могло ещё требовать подтверждения, то в делах Государственного Контроля имеется, между прочим, указ Правительствующего Сената, от 3 Декабря 1869 г. за № 63296, из коего явствует, что контракты, заключённые, по неопределённости, при совершении их, суммы платежей по оным, на гербовой бумаге рублёвого достоинства, должны впоследствии, когда сумма платежей определится, подлежать непременному взысканию дополнительных гербовых пошлин, на точном основании ст. 147 Уст. Пошл. Принимая во внимание, что, не смотря на ясный смысл относящихся к сему вопросу узаконений, возбуждения недоразумений, подобных настоящему, возможно ожидать и в будущем, Государственный Контролёр счёл нужным войти по настоящему предмету в сношение с Министром Финансов, который, согласно с его мнением, пришёл к убеждению в необходимости сделать по всем ведомствам подтверждение: чтобы гербовые пошлины по контрактам, написанным, при неизвестности суммы подряда, на гербовой бумаге в 1 р., были удерживаемы с подрядчиков, при окончательном с ними расчёте, в таком размере, сколько будет их следовать по приложенной к ст. 4 Уст. Пошл. табели, соответственно действительной контрактной плате и чтобы о таком удержании было оговариваемо в самых контрактных условиях. Вследствие сего Государственный Контролёр просит о вышеизложенном объявить учреждениям Духовного ведомства. Приказали: Предписать Епархиальным Преосвященным сделать распоряжение, чтобы гербовые пошлины по контрактам, написанным, при неизвестности суммы подряда, на гербовой бумаге в 1 р., были удерживаемы с подрядчиков при окончательном с ними расчёте в том размере, сколько будет их следовать по приложенной к ст. 4 Уст. Пошл. табели, соответственно действительной контрактной плате и чтобы о таком удержании было оговариваемо в самых контрактных условиях; о чём и дать знать по Духовному ведомству циркулярным указом, к исполнению и руководству. Сентября 10 дня 1871 г.

59.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, за № 1488, о ревизии делопроизводства в Московской Синодальной Конторе. Приказали: Рассмотрев записку о ревизии дел Московской Синодальной Конторы, произведённой Г. Исправляющим должность Товарища Синодального Обер-Прокурора, и приняв в основание соображения, изложенные, между прочим, в этой записке, о делах некоторых монастырей, Святейший Синод определяет: 1) В предупреждение тех неблагоприятных последствий, кои могут происходит для монастырских начальств от несвоевременного заявления местным полицейскому начальству и Консистории о лицах, поступающих на жительство в монастыри, – подтвердить монастырским начальствам о строгом соблюдении законов, установленных относительно сего заявления. 2) В виду того, что послушники, при увольнении из монастырей во временные отлучки по разным случаям, а также и для богомоления на продолжительный срок, находясь вне надзора Духовного Начальства, не представляют никакого ручательства в соблюдении ими правил монастыря, а при неблагоповедении могут навлекать незаслуженное нарекание на иноческое одеяние, им присвоенное, – предписать монастырским начальствам отнюдь не дозволять послушникам таковых отлучек из монастырей, разве только по нуждам монастырским или в случае особенно уважительных причин и притом под личною ответственностью настоятеля монастыря. 3) Во избежание могущих представиться случаев, что светские лица, принятые в монастырь в качестве послушников и оставившие монастырь или по нежеланию, или за признанием их недостойными восприять иночество, поступят в другой монастырь, предписать монастырским начальствам, чтобы, при увольнении таковых лиц из монастырей, причины увольнения их были объясняемы на увольнительных свидетельствах, на основании коих лица эти были приняты в монастырь. 4) Вследствие замеченного уклонения монастырских начальств от исполнения правил, указанных в ст. 1234, Т. X, ч. 1, относительно имуществ, остающихся после духовных властей (245 ст. Т. IX, о Духовен.), подтвердить сим начальствам о точном исполнении сих правил, как относительно описи имущества, остающегося после духовных властей, так и относительно распоряжений о предъявлении духовных завещаний, если таковые окажутся после умерших, и о вызове наследников. О чём и объявить циркулярными указами по Духовному Ведомству. Октября 19 дня 1871 года.

64.-по выслушании дела, возбуждённого по жалобе частного лица на неудовлетворение его деньгами за келью, построенную сим лицом во время проживания оного в монастыре, между прочим, Приказали: Обращая внимание на настоящий случай и принимая в соображение, что по 262 ст. IX т. Свод. Зак. дозволяется внутри монастыря строить кельи на собственное иждивение только монашествующим, но не частным лицам, Святейший Синод признаёт необходимым дать знать по Духовному Ведомству печатными указами о точном исполнении упомянутого закона, с тем, что если будет настоять, по местным обстоятельствам, крайняя надобность в разрешении строить кельи частным лицам, проживающим в монастыре, на собственные их средства, то таковое давать под непременным условием, выраженным в законе (262 ст. IX т.), т. е., что после смерти или выбытия из монастыря сих лиц, таковые их постройки должны быть обращаемы в пользу монастырскую, в чём и отбирать подписки при самом разрешении. Ноября 10 дня 1871 года.


Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

Комментарии для сайта Cackle