Источник

№ 104. Письмо А.М. Александрова Г.Г. Карпову с приложением перевода служебной записки министра юстиции Польши Г. Свентковского о положении православной церкви в стране480

г. Москва

31 марта 1947 г.

СЕКРЕТНО

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

тов. КАРПОВУ Г.Г.

В одной из последних бесед с советником посольства СССР в Польше тов. Яковлевым В. Г. министр юстиции Польши Свентковский сообщил, что он очень озабочен отсутствием нормальных отношений между православной церковью в Польше и Московской епархией481. Свентковский сказал, что он не хочет сейчас решать вопроса о том, должна ли православная церковь в Польше иметь автокефалию или нет. Это, по его мнению, вопрос будущего, но для него ясно, что существующая автокефалия была установлена незаконно, без согласия Московского патриарха. Свентковский считает, что сейчас наиболее актуальной задачей является – сменить архиепископа Дионисия482, который сотрудничал с немцами. Пока Дионисий стоит у руководства, Москва не захочет с ним разговаривать, а внутри страны поляки будут продолжать судить о православной части населения Польши по преступному поведению Дионисия во время оккупации, в то время как в действительности православное население является лучшим элементом в стране. Однако Свентковскому не ясно, кого можно будет назначить на место Дионисия.

В ходе беседы Свентковский развил следующий план действий:

1. Православная общественность Польши обратится к польскому правительству и потребует отстранения Дионисия как человека, сотрудничавшего с немцами и скомпрометировавшего себя рядом актов, враждебных Советскому Союзу (обращение, по мнению Свентковского, надо поручить подготовить бывшему депутату сейма Серебренникову).

2. * Представитель польского правительства вызовет к себе Дионисия, припугнет его судом за сотрудничество с немцами и, указав на незаконность его назначения главой церкви в Польше, противоречащего каноническим установлениям православной церкви, предложит ему удалиться в монастырь*483.

3. Затем из представителей церкви и православной общественности надо будет создать временный орган управления церкви, который выделит делегацию к Московскому патриарху для обсуждения вопроса о судьбе православной церкви в Польше и назначении главы этой церкви.

В заключение беседы Свентковский вручил тов. Яковлеву свою докладную записку на имя бывшего премьер-министра Польши Осубка-Моравского484 по вопросу о православной церкви в Польше.

Вышеизложенное сообщается для Вашего сведения.

Приложение: упомянутое – копия докладной записки министра юстиции Польши Свентковского.

ЗАВЕДУЮЩИЙ IV ЕВРОПЕЙСКИМ

ОТДЕЛОМ МИД СССР

А. АЛЕКСАНДРОВ

КОПИЯ

Перевод с польского

К ВОПРОСУ О ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПОЛЬШЕ

1. ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

До войны в Польше насчитывалось 4 миллиона 200 тысяч православных (на 1.I.1937 г.).

В настоящее время вследствие репатриации украинского и белорусского населения в Советский Союз количество православных в Польше снизилось до 200 тыс., которые организованы в 150 православных парафиях485. Ряд православных парафий создается на возвращенных землях из польских репатриантов, прибывших из Пинска, Вильно и Гродзенска486. Эти репатрианты приехали в Польшу вместе со своими душ-пасторами, выдающими себя поляками487.

Следует полагать, что количество православных в Польше не будет в дальнейшем уменьшаться, так как период репатриации, предусмотренный соглашением, уже окончился.

До войны, согласно официальной, можно полагать, фальсифицированной статистике (работа «Наука и воспитание», изданная Министерством вероисповеданий), на 1.I.1937 г. в Польше было свыше 500 тысяч поляков православного вероисповедания. Наибольшее количество православных поляков проживало в центральных воеводствах, главным образом в Люблинском, откуда за последнее время репатриированы в Советский Союз украинцы. Оставшиеся там православные являются гражданами польской национальности.

Проживающее в Польше православное население, особенно сельское, независимо от его национальности, положительно относится к народной демократии и правительству национального единства и поэтому преследуется со стороны реакции и лесных банд.

Самым лучшим доказательством этого является факт убийства лесными бандами более ста жителей деревни Вежховины Красноставского уезда. Население деревни Вежховины – это православные поляки, которые направили свою молодежь на службу в органы безопасности и гражданской милиции. Отсюда месть и ненависть к ним со стороны лесных банд.

2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПОЛЬШЕ

Нынешнее правовое положение православной церкви в Польше достойно сожаления.

Декрет президента Польской Республики от 18.XI.1938 г. об отношениях государства к Польской автокефальной православной церкви (Сб. законов Щольской) Республики постановление 597), а также внутренний статут этой церкви (сб. законов П.Р., пост. 679, 1938 г.) не могут иметь применения вследствие совершенно отличных политических и национальных отношений в возрожденной Польше, находящейся в ином географическом положении.

В каноническом отношении православная церковь не может надлежащим образом управляться, так как нет трех епископов. Формально существует только варшавская парафия и часть бе- лостокской парафин, в то время как до войны было пять парафий (Варшавская, Волынская, Полесская, Гродненская и Виленская).

Православная церковь в Польше является единственной в Европе православной церковью, которая не урегулировала своих отношений с Московским патриархом.

Православная церковь в европейских странах, освобожденных от немецко-гитлеровской оккупации, особенно в славянских государствах (Югославия, Болгария, Чехословакия), уже имеет своих руководителей (патриархов, экзархов), на которых не тяготеет обвинение в антисоветской деятельности в период оккупации. Только в Польше во главе православной церкви продолжает находиться митрополит Дионисий, известный своими выступлениями во время войны против Московского патриарха.

В 1945 г. Московский патриарх Алексий с церковной делегацией посетил Иерусалим и Восточных патриархов. За все время существования Русской православной церкви это была первая поездка Московского патриарха в Иерусалим. Митрополит Николай, делегат Московского патриарха, посетил Англию и Францию. Делегации Московского патриарха посетили Югославию, Румынию и Чехословакию. В мае 1944 г. патриарх Алексий по приглашению экзарха и Синода Болгарской православной церкви посетил Болгарию, где был на церковных торжествах в связи с тысячелетием Рильского монастыря488. Среди славянских государств Польша является единственной страной, в которой православная церковь не имеет урегулированных и дружественных отношений с Московским патриархом.

Недавно Чехословакию посетил г. Карпов, председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР489. Господин КАРПОВ был официальным гостем чехословацкого правительства и экзарха Чехословацкой православной церкви в Чехословакии архиепископа Элеутерюша490. Приезд г. Карпова в Чехословакию был связан с манифестацией дружбы и славянского сотрудничества. Господин Карпов публично выразил удовлетворение по поводу урегулирования отношений Чешской православной церкви с Московским патриархом, что «будет способствовать дальнейшему укреплению дружбы между народами СССР и Чехословакией». Господин Карпов сделал в Чехословакии ряд докладов (в Товариществе культурного сотрудничества с СССР, в зале Яна Гуса в Праге, для офицеров в Братиславе – по просьбе министра национальной обороны генерала Свободы) по вопросу о свободе совести и правовом положении православной церкви, а также церкви других вероисповеданий в Советском Союзе.

Неурегулирование отношений православной церкви в Польше с Московским патриархом приводит к внутренним конфликтам в этой церкви. Часть духовенства (Белостокское воеводство) подчиняется непосредственно Минскому архиепископу, отказывая в послушании митрополиту Дионисию. Ныне эти отношения с Варшавской митрополией улучшаются, но раскол в церкви все еще существует.

Отношение правительства Национального единства, точнее говоря, министра гражданской администрации491, к митрополиту Дионисию является отрицательным. Министр гражданской администрации не имеет никакого плана разрешения жгучей проблемы урегулирования положения православной церкви в Польше, что болезненно отражается на религиозных интересах польского православного населения. Это население лишено церковного управления, опирающегося на каноны своего вероисповедания.

*Православной церкви отказывают в возобновлении изучения православной теологии в Варшавском университете, в то время как там уже открыты факультеты римско-католической и евангелийской теологии492. Таким образом, польское государство отказывается от возможности демократического воспитания духовенства Польской православной церкви, которая ныне, как и вся православная церковь, идет на полное сотрудничество с народной демократией. В Болгарии, например, сотрудничество правительства с Болгарской православной церковью настолько гармоническое, что премьер Димитров на официальных приемах выступает обычно в сопровождении экзарха Болгарской православной церкви, который стал как бы неотлучным товарищем премьера в его публичных выступлениях493. Это происходит совершенно естественно потому, что православная церковь как национальная не подвергается ныне враждебным реакционным влияниям из-за границы и идет на сотрудничество с демократическими правительствами. Отсутствие активной, конструктивной и плановой политики в области вероисповеданий, безразличие ко всем этим вопросам особенно классическим образом проявляются по отношению к Польской православной церкви. Проживающее в Польше православное население, относящееся наиболее лояльно к Народной Польше и наиболее привязанное к ней, лишено нормальной религиозной организации, до сего времени не имеет в польском войске православных священников, в то время как там есть римско-католические и евангелистские священники, а также священники других вероисповеданий, представляющих гораздо меньшее количество населения.

Следует опасаться, что *такое безразличие со стороны правительственной администрации может привести к падению положительного настроения православного населения494. Я опасаюсь, что, например, на возвращенных землях польские православные парафин, поскольку они не будут включены в хорошо организованный и гармонически сотрудничающий с правительством церковный организм, могут стать в будущем орудием безразлично или даже *враждебно относящихся к Народной Польше пронемецких кругов*. Польская православная церковь сохранится в Польше так же, как она сохранилась в Чехословакии, Франции и других странах, где она насчитывает еще меньше верующих, чем в Польше. * Польская православная церковь должна сыграть свою положительную роль в польском государстве. Исторический шанс в этом отношении не может быть потерян*.

3. ПРОБЛЕМА АВТОКЕФАЛЬНОСТИ

Согласно канонам православной церкви, отвечающим интересам нашего государства, православная церковь в каждом независимом государстве должна быть автокефальной, т.е. независимой от иностранных церковных кругов. Автокефальность не исключает, конечно, братских отношений с иностранной православной церковью, особенно с Константинопольским патриархом (имеющим моральный примат в православной религии) и «третьим Римом» – Московским патриархом495.

Довоенная автокефальность Польской православной церкви, полученная на основе враждебного отношения к Советскому Союзу и Московской епархии, хотя и принята довоенными правительствами, имеет, по моему мнению, в каноническом отношении такие недостатки, которые позволяют *признать ее несуществующей в правовом отношении. Автокефальность была не признана рядом православных епископов в Польше и, что самое главное, она не признана Русской православной церковью в лице патриарха Тихона и его преемников Петра и Сергия*.

Что послужило поводом непризнания автокефальности? Этим поводом было отсутствие самого главного (с канонической точки зрения) элемента автокефальности – благословения согласия на автокефальность со стороны Русской церкви, т.е. Церкви-Матери, от которой отделилась Польская православная церковь в момент получения Польшей независимости после Первой мировой войны. Тогда этот вопрос ограничился получением согласия на автокефальность со стороны Константинопольского патриарха и руководителей православной церкви разных государств, что было недостаточно в каноническом отношении496.

Польша как независимое государство имеет полное право на автокефальность своей православной церкви. Подвергать сомнению автокефальность является равносильным подтверждению сомнения в независимости, чего быть не может. Автокефальность церкви имеет, например, Советская Грузинская Республика в СССР. Почему же ее не могла бы получить Польша?

Если православная церковь в Польше не должна подвергнуться анархии (несоблюдение субординации, раскол), она должна при помощи польского правительства получить (или добиться подтверждения довоенной) автокефальность, что может наступить только при установлении через посредство польского правительства отношений с Московским патриархом и достижений полной договоренности с ним. Здесь должны быть приняты во внимание и полностью уважаться каноны православной церкви. В противном случае они не будут связывать верой духовенство и православное население. Эти каноны полностью уважаются советским, болгарским, чехословацким и югославским правительствами, т.к. они полностью отвечают интересам государства.

В славянских государствах только Чехословакия не имеет – автокефальности. Чехословацкая православная церковь, с согласия правительства Чехословакии подчиняясь в духовном отношении Московской епархии, удовлетворилась церковной автономией.

Польская православная церковь в период, предшествовавший разделам Польши, была автокефальной. Она имеет за собой традиции автокефальности. *От автокефальности нельзя отказываться еще и потому, что отсутствие таковой имело бы свой негативный политический резонанс (проблема нашей независимости)*.

4. ВЫВОДЫ

Вопрос о Польской православной церкви необходимо сдвинуть с мертвой точки. Урегулирование прерванных когда-то в период довоенных правительств отношений с Московской епархией, что в каноническом отношении вызвало бы состояние «отступничества» или раскола в Польской православной церкви, является в настоящее время нетрудным. Этот вопрос, по моему мнению, скорее носит персональный, чем принципиальный характер. Не может быть достигнуто соглашения с Московской епархией, а также разрешен вопрос об автокефальности Польской православной церкви до тех пор, пока во главе польской церкви стоит митрополит Дионисий, *оставление которого на этом посту являлось бы своего рода вызовом по адресу Московской епархии*.

Согласие и сотрудничество между православной церковью славянских государств является необходимым элементом истинного согласия и славянского сотрудничества. Понимая это, Чехословакия, между прочим, поспешила урегулировать отношения в области вероисповедания с Советским Союзом.

Будучи в Москве, я имел возможность в неофициальной беседе с г. Карповым, председателем Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР, затронуть вопрос об автокефальности Польской православной церкви. Наши взгляды по этому вопросу были едиными.

Предлагаю следующий план урегулирования вопроса о Польской православной церкви:

1) Начать переговоры между Московской епархией и ответственными кругами Польской православной церкви (епископом Тимофеем) в направлении согласного разрешения вопроса об автокефальности и замещения постов в польской православной митрополии (возможно, путем назначения специального представителя правительства).

2) После разрешения вопроса, указанного в пункте 1, созвать, согласно канонам православной церкви, Всепольский собор Польской православной церкви при участии делегата правительства и делегата Московского патриарха со следующей повесткой дня:

а) избрание главы Польской православной церкви;

б) принятие организационного статута Польской православной церкви.

3) После согласного разрешения вопроса, указанного в пункте 2, правительство должно принять к сведению избрание митрополита и придать правовую силу принятому собором организационному статуту Польской православной церкви.

С польского перевел – П.Турпитько.

ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 17. Л. 131–142. Подлинник.

* * *

Примечания

480

На документе имеются следующие резолюции и пометы: «т. Белышеву. Подготовить письмо срочно. Карпов. 3/ІV»; «т. Уткину. С. Белышев».

481

Так в тексте. Здесь и далее речь идет о Московской патриархии.

482

Так в тексте. Правильно: митрополита Дионисия.

483

На полях документа напротив текста, отмеченного *–*, рукой Г.Г. Карпова сделана приписка: «Патриарх согласен. 3/ІV».

484

Э. Осубка-Моравский ушел в отставку с поста премьер-министра в январе 1947 г. после выборов в сейм.

485

Помимо репатриации, сокращение численности православных в Польше было связано с территориальными изменениями, в частности, включением восточных земель Польши в состав Украинской, Белорусской и Литовской ССР.

486

Так в тексте. Следует читать: из района г. Гродно.

487

Так в тексте. Следует читать: священниками, выдающими себя за поляков. По-видимому, речь идет о полонизированных белорусах и литовцах.

488

Так в тексте. Дата визита и цель указаны ошибочно. Торжества в связи с 1000-летием кончины Св. Иоанна Рыльского прошли в Болгарии в мае–июне 1946 г.

489

См. док. № 73.

490

Так в тексте. Правильно: экзарха Русской православной церкви в Чехословакии архиепископа Елевферия.

491

Так в тексте. Здесь и далее правильно: министр общественной администрации.

492

Речь идет о восстановленном после войны теологическом факультете Варшавского университета, студенты которого изучали римско-католическую и евангелическую (протестантскую) теологию.

493

Автор документа рисует идиллическую картину отношений между экзархом Стефаном и официальными властями. Эти отношения были далеко не столь безоблачны.

494

Текст, отмеченный *–*, здесь и далее подчеркнут.

495

Имеется в виду политическая теория, сформулированная в XV–XVI вв. и обосновывавшая историческое значение столицы Русского государства как всемирного политического и церковного центра. Поначалу она акцентировала широкую миссионерскую деятельность Русской церкви среди нехристианских народов (Подробнее см.: Бессмертный А.Р. Национализм и универсализм в русском религиозном сознании // На пути к свободе совести. М., 1989. С. 133). Однако после Второй мировой войны созвучные теории настроения приобретали иное качество: с утверждением «вселенскости» русского православия советское политическое руководство связывало возможности дополнительного закрепления статуса СССР как сверхдержавы и распространения советского влияния в мире по церковным каналам.

496

С канонической точки зрения автокефалия могла быть дарована при наличии следующих четырех условий: воля народа, создающего автокефальную церковь; согласие Матери-Церкви, из которой выделяется новая церковь; признание новой церкви другими автокефальными церквами; согласие того государства, в котором учреждается новая церковь.


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации ; Редкол.: Т.В. Волокитина (отв. ред.) [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 1: 1944-1948. - 886, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle