№ 28. Докладная записка Г.Г. Карпова И.В. Сталину о предложениях Совета по делам РПЦ по ликвидации греко-католической церкви в СССР, укреплению влияния Русской православной церкви за рубежом и организации Всемирной конференции христианских церквей в Москве115
г. Москва
15 марта 1945 г.
СОВ. СЕКРЕТНО
СОВНАРКОМ СОЮЗА ССР
товарищу И.В. Сталину
В соответствии с указаниями товарища Молотова от 2 марта с.г. Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР провел предварительное изучение вопроса о взаимоотношениях между католицизмом и православием, о внешних связях Ватикана и Русской православной церкви в прошлом и представляет при этом на Ваше рассмотрение краткие материалы по этим вопросам и свои соображения.
Помимо догматических расхождений, основное различие между православием и католицизмом состоит в том, что православная церковь представляет собою соборную церковь – общество верующих, осуществляющих свои религиозно-нравственные цели при помощи духовенства, в то время как римско-католическая церковь является кастовой организацией духовенства, в которой верующие миряне лишены права участия в церковной жизни.
Власть римско-католической церкви всего мира, как известно, сосредоточена в одних руках, в лице Римского папы, считающегося наместником Христа на земле.
Православная же церковь единого всемирного духовного и административного центра не имеет и является объединением национальных автокефальных церквей на соборных началах (Вселенские поместные соборы).
Константинопольский патриарх, признаваемый по традиции Вселенским, является первым среди равных православных патриархов в вопросах церковно-догматического характера.
В то время как православная церковь свою деятельность ограничивает вопросами религиозно-нравственного характера, римско-католическая церковь на протяжении всей своей истории боролась, не останавливаясь ни перед какими средствами, за сосредоточение в своих руках, помимо духовной, также и светской власти.
В соответствии с этим и внешние связи православной и римско-католической церквей были различными, как по форме, так и по содержанию.
Православная церковь и, в частности Русская православная церковь, не имела и не могла иметь своих дипломатических представителей при правительствах других стран, а Римский папа, как государь Ватикана, имеет своих дипломатических представителей в других странах.
Лишившись в 1870 году территории Папской области и светской власти, папа упорно и настойчиво, в течение более полустолетия, добивался восстановления утраченных прав и, в конце концов, в 1929 году, путем блока с фашистским правительством Муссолини (Латеранское соглашение), папе удалось восстановить свою светскую власть на территории Ватикана, за укрепление которой ведется настойчивая борьба и по сегодняшний день.
Политический блок с фашизмом усилил профашистскую деятельность Ватикана, особенно ярко выраженную в дни войны.
Римско-католическая церковь в своем стремлении к мировому господству ведет настойчивую и систематическую борьбу за поглощение православия католицизмом.
В этой борьбе известное место занимает униатство, путем которого римско-католической церкви удалось отвлечь от православия некоторую часть населения западных областей Украины.
Римско-католическая церковь рассматривает униатство как переходную ступень к полному окатоличиванию населения западных районов для отрыва их от России.
Русская православная церковь в прошлом не вела систематической организованной борьбы против католичества внутри страны, если не считать организации, преимущественно в западных районах, так называемых православных братств при церквах и монастырях, ставивших своей задачей укрепление православной церкви в этих районах, религиозно-просветительную, миссионерскую и благотворительную цели.
По данным Синода, к 1914 году насчитывалось свыше 700 епархиальных и приходских братств. Наиболее крупными братствами были: Варшавское, Минское, Виленское, Гродненское, Холмское, Могилевское, Брест-Литовское, Рижское, Либавское.
Русская православная церковь вне России также не вела борьбы с католицизмом и не ставила перед собой такой задачи. Поэтому она не использовала такую оппозицию Ватикану, как старокатоличество, возникшее в недрах самой римско-католической церкви, порвавшее связи с Ватиканом и находящееся ближе к православию, чем к католицизму.
Заграничная деятельность Русской православной церкви сводилась лишь к обслуживанию православного населения за границей православными храмами, имевшимися при посольствах и миссиях в столичных центрах и некоторых крупных городах Европы, Азии и Америки.
Православные храмы имелись в Риме, Берлине, Париже, Лондоне, Вене, Брюсселе, Стокгольме, Копенгагене, Бухаресте, Пекине, Токио, Тегеране, Буэнос-Айресе и других городах мира. По данным Синода, в 1912 году насчитывалось 55 посольских православных церквей за границей. При некоторых заграничных церквах создавались братства и попечительства с религиозно-нравственными и благотворительными целями.
В Азии и в Америке имелись православные духовные миссии, в задачу которых входило распространение православия среди языческого и инославного населения и благотворительная деятельность. Такие миссии были в Китае, Японии, Корее и Северной Америке.
На Ближнем Востоке заметную роль играла Иерусалимская духовная миссия, через которую осуществляло свою деятельность Русское Императорское Палестинское общество, основанное в 1882 году. Иерусалимская миссия и Палестинское общество обслуживали паломников и направляли свою деятельность на усиление православного влияния в этих местах в противовес католицизму.
Из сказанного следует, что Русская православная церковь, в прошлом не прилагавшая достаточных усилий для борьбы с католицизмом, в настоящее время может и должна сыграть значительную роль в борьбе против римско-католической церкви (и против униатства), ставшей на путь защиты фашизма и добивающейся своего влияния на послевоенное устройство мира.
В борьбе с Ватиканом, кроме православной церкви, надо использовать старокатоличество, являющееся серьезной оппозицией римско-католической церкви.
Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР считает возможным войти со следующими предложениями:
1. Мероприятия по отрыву приходов греко-католической (униатской) церкви в СССР от Ватикана и последующему присоединению их к Русской православной церкви116.
В этих целях целесообразно провести следующее:
а) организовать в г. Львове православную епархию, поставив во главе ее епископа с титулом епископа Львовского и Тернопольского, который объединит православные приходы Львовской, Станиславской, Дрогобычской и Тернопольской областей;
б) предоставить епископу и всем священнослужителям данной епархии права на проведение миссионерской работы;
в) предоставить в распоряжение епархии в г. Львове в качестве кафедрального собора один из греко-католических (униатских) соборов;
г) укрепить Почаевскую лавру православную в г. Кременец Тернопольской области, сделав настоятеля ее викарием Львовского епископа;
д) от имени патриарха и Синода Русской православной церкви выпустить специальное обращение к духовенству и верующим униатской церкви и широко распространить его по униатским приходам;
е) организовать внутри униатской церкви инициативную группу, которая должна будет декларативно заявить о разрыве с
Ватиканом и призвать униатское духовенство к переходу в православие117.
2. Использование старокатолических групп, их оппозиции Ватикану и другие мероприятия по борьбе с римо-католиками в западных республиках СССР:
а) изыскать возможности по организации в Латвии и Литве инициативных групп старокатоликов и, рассматривая их как оппозицию Ватикану, поддерживать их и укреплять, предоставляя им храмы, утварь и т.п.;
б) способствовать установлению связи старокатолических групп в СССР со старокатолическими церквами в других странах;
в) организовать православные братства в городах: Риге, Вильнюсе, Гродно, Луцке, Львове и Черновцах, предоставив этим братствам право на проведение миссионерской и благотворительной деятельности. Задача братства – укрепление православия и противопоставление его католицизму.
3. Мероприятия по укреплению влияния Русской православной церкви за границей:
а) принять меры к ликвидации автокефалии Польской православной церкви и присоединить ее в целом к Московской патриархии118;
б) оформить принятие в юрисдикцию Московской патриархии причта и прихода русской церкви в г. Бари (Италия), согласно имеющегося с их стороны обращения. Командировать для этого в г. Бари представителя Московской патриархии;
в) оформить присоединение к Московской патриархии Му- качевско-Прешовской православной епархии (Закарпатская Украина), согласно выявленного с их стороны коллективного желания и согласия Синода Сербской православной церкви119. Для этого вызвать из Белграда в Москву епископа Мукачевско-Прешовской епархии Владимира, с последующим направлением его в Мукачево;
г) ускорить приезд из Парижа в Москву митрополита Евлогия, являющегося экзархом Вселенского патриарха по всей Европе и высказывающего желание перейти в юрисдикцию Московской патриархии. Если соглашение состоится, то Московская патриархия будет иметь только во Франции 57 церквей и, кроме того, отдельные церкви в Англии, Чехословакии, Швеции, Австралии, в Алжире и Марокко.
Если приезд в Москву Евлогия задержится из-за его болезни, то можно вызвать в Москву его викария архиепископа Владимира.
Также пригласить в Москву из Парижа игумена Стефана Светозарова, возглавляющего во Франции 4 православных прихода патриаршей ориентации, и протоиерея Лосского, возглавляющего в Париже подворье и братство «св. Фотия». В настоящее время оба письменно выразили свое желание воссоединения с Русской православной церковью;
д) провести в мае месяце с.г. выезд церковной делегации в Англию, в составе 3 человек, во главе с митрополитом Николаем, как ответный визит на посещение архиепископом Йоркским Москвы.
Эта делегация прозондирует почву для организации в Лондоне русского православного прихода и обсудит с архиепископом Кентерберийским вопрос об участии Англиканской церкви во всемирной конференции христианских церквей120;
е) считать возможным, чтобы Синод Русской православной церкви поставил через НКИД СССР вопрос о возврате бывших посольских православных церквей за границей и, прежде всего, во Франции, Италии, Венгрии, Чехословакии, Югославии, Болгарии, Греции, Швеции и в Палестине.
По мере возврата церковных зданий незамедлительно организовывать приходы при них, для чего, в случае надобности, Московская патриархия должна будет командировать духовенство и прежде всего настоятелей церквей.
Эти приходы должны будут ставить своей задачей обслуживание духовных потребностей православных верующих, а значит, и укрепление православия в этих странах и популяризацию авторитета Московской патриархии.
В последующем на базе этих церквей возможно восстановление духовных миссий, к организации которых сейчас имеются серьезные препятствия;
ж) в целях большего сближения Русской православной церкви с православными церквами в Югославии, Болгарии и Румынии, руководствуясь имеющимися приглашениями, командировать с 25 марта с.г. в Софию церковную делегацию из 4 человек, во главе с архиепископом Псковским и Порховским Григорием; в Белград – церковную делегацию из 5-ти человек, во главе с епископом Кировоградским и Одесским Сергием и с 5 апреля с.г. в Бухарест – церковную делегацию из 5 человек, во главе с епископом Кишиневским Иеронимом121;
з) имея приглашение патриарха Александрийского и всея Африки Христофора и патриарха Антиохии и всего Востока Александра, организовать в течение лета с.г. поездку патриарха Московского и всея Руси Алексия, в сопровождении соответствующей сану свиты, по странам Ближнего Востока (Сирия, Ливан, Палестина и Египет). Срок поездки согласовать с вышеуказанными патриархами122.
Наряду с ответными визитами одной из целей поездки будет изыскание возможностей к организации русских православных приходов в Бейруте, Дамаске, Иерусалиме, Каире и Александрии и обсуждение с восточными патриархами предпосылок к созыву в Москве всемирной конференции христианских церквей;
а) на основе достигнутого соглашения между Синодом Русской православной церкви и церковной делегацией от митрополита всея Америки Феофила в данное время командируется в США архиепископ Ярославский и Ростовский Алексий, на которого возложено провести в мае–июне с.г. в США всеамериканский православный собор.
Если митрополитом Феофилом будет одобрено решение Синода Русской православной церкви (с которым делегация Феофила согласилась), то Московская патриархия будет иметь в Америке свою епархию (Экзархат), в составе 370 церквей, вместо 12-ти сейчас находящихся в юрисдикции Московской патриархии.
4. По организации всемирной конференции христианских церквей123:
В целях противопоставления претензиям Ватикана на руководящее мировое значение организовать и провести в Москве всемирную конференцию всех христианских (некатолических) церквей.
православные церкви:
Русская, Сербская, Грузинская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Болгарская, Румынская, Греческая, Финляндская;
неправославные церкви:
старообрядцы австрийского толка (СССР и Румыния);
старообрядцы-беспоповцы (СССР и Америка);
Коптская церковь (Египет и Эфиопия);
Армяно-григорианская церковь (СССР, Ближний Восток, Балканы, Франция и Америка);
Англиканская церковь (Великобритания, Америка и Канада);
Протестантская и Методистская церковь (США, Англия, Финляндия и СССР).
Кроме того, если выявят свои взаимоотношения с Русской церковью, на конференции могут участвовать главы или их представители от старокатолической церкви (Франция, США, СССР); Всемирного союза баптистов (США и Англия); от евангелических христиан (Америка и СССР).
На конференции поставить следующие доклады:
– об абсолютной несостоятельности католического догмата, что папа Римский является наместником Христа на земле; о противоречиях догмата о непогрешимости папы данным Священного писания, истории и логике;
– о фашизме как антихристианской доктрине;
– о профашистской и антидемократической линии Ватикана в довоенные годы;
– о Ватикане как покровителе гитлеризма в годы переживаемой войны;
– об единодушии Русской и восточных православных церквей, а также Англиканской и других неправославных церквей в деле борьбы с фашистскими угнетателями;
– о фашистских новоявленных «крестоносцах», варварски разрушающих храмы;
– о попытках Ватикана вмешаться в дело организации послевоенного устройства мира.
Решения данной конференции будут представлять собою серьезные протесты всего христианского (некатолического) мира против деятельности и замыслов Ватикана и, безусловно, сыграют положительную роль в деле изоляции Ватикана и снижения авторитета папы.
На подготовку созыва такой конференции необходимо будет 5–6 месяцев.
5. Другие мероприятия:
В том случае, если вышеуказанные предложения будут правительством одобрены, необходимо разрешить и провести следующее:
а) при Синоде Русской православной церкви организовать миссионерский совет, который будет заниматься братствами и миссиями;
б) для подготовки кадров священнослужителей и миссионеров, по типу и программе Московских пастырско-богословских курсов, открыть курсы в городах: Ленинграде, Киеве, Минске, Луцке, Львове и Ставрополе;
в) для изготовления богослужебных книг, а также в целях печатания других изданий Московской патриархии и Синода (что сейчас является узким местом), а также в связи с развертыванием миссионерской деятельности за границей предоставить Московской патриархии право иметь свою типографию на один печатный станок;
г) предоставить в Москве для Сербской, Грузинской, Антиохийской и Александрийской церквей по одной церкви, как ранее имевших в Москве свои подворья.
Продолжая изучение вопроса, прошу Ваших указаний по представленным предложениям.
Приложение: материалы за №№ 1–6124.
Председатель Совета
по делам Русской православной церкви
при СНК СССР
Карпов Г.Г.
ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 29. Л. 101–109. Подлинник. Опубл.: «Русская православная церковь стала на правильный путь». Докладные записки председателя Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Г.Г. Карпова И.В. Сталину. 1943–1946 гг. // Исторический архив. 1994. № 4. С. 92–97.
* * *
На документе имеется следующая резолюция: «Т-щу Карпову. Согласен. И. Сталин».
К кампании против греко-католической (униатской) церкви был подключен и Совет по делам религиозных культов при СНК СССР. 13 марта 1945 г. председатель Совета И.В. Полянский направил в правительство специальную записку о положении униатской церкви в СССР, в которой, оперируя фактами из истории церкви на территории Западной Украины, Западной Белоруссии и Литвы, пытался доказать наличие постоянной вражды между униатами и православными, особо подчеркивая провокационную роль Ватикана в разжигании конфликтов между указанными конфессиями. Высказываясь за проведение жесткой политики против униатской церкви на Западной Украине, Полянский подчеркивал: «С начала Отечественной войны греко-католическая церковь заняла в лице ее иерархии определенно антисоветские позиции и вела прогитлеровскую деятельность, выразившуюся, в частности, в сформировании и финансировании дивизии СС [“Галиция”], вошедшей в состав гитлеровской армии. Униатская церковь была вдохновителем украинского националистического движения, положившего начало бандеровскому и ОУНовскому бандитизму. Будучи вынужденными ходом войны изменить свою ориентацию, униатские иерархи занимают до сих пор вынужденные позиции, пытаясь одновременно восстанавливать разорванные войной связи с папой. Следует ожидать, что греко-католическая церковь, особенно ее иерархия во главе с митрополитом Иосифом Слипым, будет предпринимать попытки к полному переходу в католичество и ликвидации последних признаков восточного обряда» (ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 17. Л. 6–66).
Решение о судьбе греко-католической церкви, принятое в Москве, начало претворяться в жизнь. На Западной Украине антиуниатскую кампанию курировал непосредственно 1-й секретарь ЦК КП(б)У и председатель СНК УССР Н.С. Хрущев. Идеологическое наступление на униатов началось публикацией 8 апреля 1945 г. в львовской газете «Вильна Украина» статьи «С крестом или ножом» журналиста Я. Галана, которому было поручено разоблачать деятельность униатской церкви как антинародную и антисоветскую, представляя в соответствующем свете и ее руководителя митрополита Андрея Шептицкого. Одновременно власть перешла к конкретным мероприятиям запретительно-репрессивного характера: в апреле–мае 1945 г. за «активную предательскую и пособническую деятельность в период немецко-фашистской оккупации» были арестованы возглавивший церковь после смерти Шептицкого митрополит Иосиф Слипый, епископы и наиболее видные священники. В мае 1945 г. во исполнение намеченного плана во Львове была образована инициативная группа по воссоединению униатов с Русской православной церковью. В ее состав вошли протопресвитер Гавриил Костельник, священники Антоний Пельвецкий и Михаил Мельник, проф. Сергей Хруцкий. В качестве первостепенной задачи группа выдвинула объединение единомышленников из числа греко-католического духовенства западных областей Украины, а конечной целью назвала созыв Собора для решения вопроса о воссоединении.
Подробнее см. док. № 30.
Мукачевско-Прешовская епархия на территории Чехословакии входила в юрисдикцию Сербской православной церкви. После войны решение о ее переходе в ведение Московской патриархии, несмотря на официально выраженное желание православного населения Закарпатья, затягивалось из-за неясности вопроса о территориальной принадлежности Закарпатской Украины. Когда же по соглашению от 29 июня 1945 г. между СССР и Чехословакией Закарпатская Украина была передана Украинской ССР на правах Закарпатской области, г. Мукачево – административный центр Мукачевско-Прешовской епархии, оказался отделенным от части епархии на территории Словакии. Вопрос о судьбе Мукачевско-Прешовской епархии решился только весной 1946 г. ее присоединением к Чешской православной епархии, фактически перешедшей в управление Московской патриархии. См. док. №№ 65, 66.
Запланированный визит состоялся в мае 1945 г. Основным итогом поездки митрополита Николая в Лондон явилось достигнутое с руководством Англиканской церкви в лице архиепископа Йорского единство взглядов на Ватикан как общего врага православия и англиканства.
Все визиты состоялись. См. док. №№ 32, 34, а также материалы, опубликованные, см.: Журнал Московской Патриархии. 1945. № 6 (июнь).
Патриарх Алексий впервые за всю историю Русской православной церкви совершил паломничество в Святую Землю в мае–июне 1945 г.
Всемирную конференцию христианских (некатолических) церквей провести в Москве не удалось. Частично сформулированные в Записке задачи антиватиканского характера были решены на совещании глав православных церквей, собравшемся в советской столице в июле 1948 г. См. док. № 188.
Не публикуются.