Православие

Аудио-версия статьи

См. раздел ЧЕМ ОТЛИ­ЧА­ЮТСЯ РЕЛИ­ГИИ

***

Правосла́вие (греч. ὀρθοδοξία (орто­док­сиа) — пра­виль­ное суж­де­ние, пра­виль­ное учение, пра­виль­ное сла́вление (от греч. ὀρθός — прямой, сто­я­щий прямо, пра­виль­ный, + δοκέω — думаю) – 1) истин­ное рели­ги­оз­ное учение о Боге, о Его тво­ре­нии и Его отно­ше­нии к этому тво­ре­нию, о при­зва­нии и пред­на­зна­че­нии чело­века, о путях дости­же­ния чело­ве­ком спа­се­ния, даро­ван­ное через Гос­пода Иисуса Христа, рас­кры­ва­е­мое чело­веку посред­ством бла­го­дати Свя­того Духа, непре­станно пре­бы­ва­ю­щего в Единой Святой Собор­ной и Апо­столь­ской Церкви Хри­сто­вой; 2) един­ственно истин­ное направ­ле­ние хри­сти­ан­ства.

pravoslavie 2 - Православие

«Пра­во­сла­вие есть истин­ное Бого­по­зна­ние и Бого­по­чи­та­ние; Пра­во­сла­вие есть покло­не­ние Богу Духом и Исти­ною; Пра­во­сла­вие есть про­слав­ле­ние Бога истин­ным позна­нием Его и покло­не­нием Ему; Пра­во­сла­вие есть про­слав­ле­ние Богом чело­века, истин­ного слу­жи­теля Божия, даро­ва­нием ему бла­го­дати Все­свя­таго Духа. Дух есть слава хри­стиан (Ин.7:39). Где нет Духа, там нет Пра­во­сла­вия» (свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов).

Поня­тие Пра­во­сла­вие вклю­чает в себя три вза­и­мо­свя­зан­ные части.

Во-первых, слово Пра­во­сла­вие имеет веро­учи­тель­ный смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать чистое, целост­ное и неис­ка­жен­ное хри­сти­ан­ское учение, явлен­ное в цер­ков­ных дог­ма­тах. В дог­ма­ти­че­ском смысле Пра­во­слав­ное учение про­ти­во­стоит всем ересям как иска­же­ниям хри­сти­ан­ства и отра­жает пол­ноту Бого­ве­де­ния, доступ­ную чело­ве­че­скому роду. В таком зна­че­нии термин Пра­во­сла­вие встре­ча­ется уже в сочи­не­ниях апо­ло­ге­тов II века (в част­но­сти, Кли­мента Алек­сан­дрий­ского).

Во-вторых, слово Пра­во­сла­вие имеет цер­ков­ный или эккле­зио­ло­ги­че­ский смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать сооб­ще­ство авто­ке­фаль­ных хри­сти­ан­ских помест­ных Церк­вей, име­ю­щих между собой евха­ри­сти­че­ское обще­ние. 

В‑третьих, слово Пра­во­сла­вие имеет мисти­че­ский смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать хри­сти­ан­скую духов­ную прак­тику (опыт) Бого­по­зна­ния через стя­жа­ние Боже­ствен­ной бла­го­дати Свя­того Духа, спа­са­ю­щей и пре­об­ра­жа­ю­щей (обо­жи­ва­ю­щей) чело­века.

Все три смысла Пра­во­сла­вия вза­и­мо­свя­заны и не мыс­лимы один без дру­гого. Пра­во­слав­ное веро­уче­ние имеет своим источ­ни­ком мисти­че­ский опыт и пре­по­да­ется в Церкви Хри­сто­вой. Пра­во­слав­ная Цер­ковь являет одно дог­ма­ти­че­ское веро­уче­ние, осно­ван­ное на одном мисти­че­ском опыте. Пра­во­слав­ный мисти­че­ский опыт выра­жа­ется в хра­ни­мом Цер­ко­вью веро­уче­нии.

***

Слово Пра­во­сла­вие есть пере­вод гре­че­ского слова Орто­док­сия (Orthodoxia). Это слово состоит из двух частей. Первая часть Орто (Ortho) в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «прямой», «пра­виль­ный». Вторая часть докса (doxa) в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «знание», «суж­де­ние», «мнение», а также «сияние», «слава», «честь». Эти зна­че­ния вза­имно допол­няют друг друга, ибо пра­виль­ное мнение в рели­гии пред­по­ла­гает пра­виль­ное сла­во­сло­вие Бога, и, как след­ствие, при­част­ность к Его славе. В послед­нем зна­че­нии («слава») слово докса встре­ча­ется в Новом Завете наи­бо­лее часто. Напри­мер, Спа­си­тель «принял от Бога Отца славу (греч. doxa) и честь» (2Пет.1:17), был «увен­чан славою (греч. doxa) и честию через пре­тер­пе­ние смерти» (Евр.2:9), грядет «на обла­ках небес­ных с силою и славою (греч. doxa) вели­кою» (Лк.21:27), хри­сти­а­нин должен пре­об­ра­жаться «в тот же образ от славы (греч. doxa) в славу» (2Кор.3:18), «ибо Твоё есть цар­ство и сила и слава (греч. doxa) во веки» (Мф.6:13). Поэтому слово Орто­док­сия пере­ве­дено как Пра­во­сла­вие.

Когда появи­лось Пра­во­сла­вие?

Пра­во­сла­вие, как пра­виль­ная, истин­ная вера и пра­виль­ное почи­та­ние Бога, было осно­вано Иису­сом Хри­стом, т.е. пра­во­сла­вие — это изна­чаль­ное, аутен­тич­ное хри­сти­ан­ство. В 1054 году от единой Пра­во­слав­ной Церкви отко­лолся като­ли­цизм, далее от него отко­ло­лись про­те­станты.

***

Про­фес­сор Н.Н. Глу­бо­ков­ский:

Пра­во­сла­вие хочет быть полным откро­ве­нием хри­сти­ан­ства, чтобы послед­нее выра­жа­лось в нем адек­ватно и значит – пра­вильно. В этом смысле пра­во­сла­вие есть «правое испо­ве­да­ние» – орто­док­сия – потому, что вос­про­из­во­дит в себе весь разу­ме­е­мый объект, само видит и другим пока­зы­вает его в «пра­виль­ном мнении» по всему пред­мет­ному богат­ству и со всеми осо­бен­но­стями. <…>

По своему внут­рен­нему упо­ва­нию пра­во­сла­вие мыслит себя хри­сти­ан­ством в его изна­чаль­ной пол­ноте и непо­вре­жден­ной целост­но­сти. Оно прин­ци­пи­ально раз­гра­ни­чи­ва­ется от других хри­сти­ан­ских испо­ве­да­ний не как истина от заблуж­де­ний, а, соб­ственно, в каче­стве целого по срав­не­нию с частями. Послед­ние уже выде­ля­ются из него и для оправ­да­ния и обес­пе­че­ния своей авто­но­мии вынуж­да­ются наста­и­вать на прямом обособ­ле­нии с резким отте­не­нием своих отли­чи­тель­ных свойств и такой несрод­но­сти, кото­рая исклю­чает сме­ше­ние и пере­дачу. По самой своей целост­но­сти пра­во­сла­вие не чув­ствует к сему внут­рен­ней надоб­но­сти, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни жела­ния диф­фе­рен­ци­ро­ваться от них. <…>

Пра­во­сла­вие не имеет «сим­во­ли­че­ских книг» в тех­ни­че­ском смысле <…> Оно почи­тает себя правым, или под­лин­ным уче­нием Хри­сто­вым во всей пер­во­на­чаль­но­сти и непо­вре­жден­но­сти, а тогда – какая же может быть у него особая отли­чи­тель­ная док­трина, кроме Еван­гель­ско-Хри­сто­вой?! <…> Пра­во­сла­вие апел­ли­рует к старым, исконно хри­сти­ан­ским нормам и не ука­зы­вает для себя особых «сим­во­ли­че­ских книг», потому что не имеет ничего сим­во­ли­че­ски нового в дог­ма­ти­че­ском отно­ше­нии по срав­не­нию с эпохою до заклю­че­ния семи Все­лен­ских Собо­ров. Этим пока­зы­ва­ется, что пра­во­сла­вие сохра­няет и про­дол­жает изна­чаль­ное апо­столь­ское хри­сти­ан­ство по непо­сред­ствен­ному и непре­рыв­ному пре­ем­ству. В исто­ри­че­ском тече­нии хри­сти­ан­ства по все­лен­ной это есть цен­траль­ный поток, идущий от самого «источ­ника воды живой» (Апок.21:6) и не укло­ня­ю­щийся на всем своем про­тя­же­нии до скон­ча­ния мира.

свя­щен­ник Гри­го­рий Гри­го­рьев:

Бог – Он для всех наро­дов. Это не значит, что все рели­гии оди­на­ковы, вовсе нет, пра­во­сла­вие – это рели­гия, когда лест­ница была спу­щена с неба. Но когда люди пыта­ются стро­ить лест­ницу в небо…, воз­можно, они не знают о той лест­нице.

иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш):

Каково то глав­ное свой­ство пра­во­слав­ной жизни, лежа­щее в самой ее основе, по кото­рому можно опре­де­лить, не укло­ни­лись ли мы от Пра­во­сла­вия? Свой­ство это – регу­ляр­ное и созна­тель­ное уча­стие в Святых Таин­ствах Пока­я­ния и Евха­ри­стии.

***

Чем отли­ча­ется пра­во­сла­вие в разных стра­нах? «Пра­во­слав­ный мир очень раз­но­об­раз­ный. Суще­ствует набор правил и норм, кото­рый должен опре­де­лять жизнь пра­во­слав­ной церкви. Но жизнь оказыва­ется намного шире, чем эти нормы. Это опре­де­ля­ется мно­гими при­чи­нами: исто­ри­че­скими, куль­тур­ными, совре­мен­ной обще­ственно-поли­ти­че­ской ситу­а­цией.

Есть и быто­вые раз­ли­чия. Напри­мер, в рус­ских церк­вях не при­нято сидеть во время службы, а в гре­че­ской и боль­шин­стве других стоят лавочки. У греков при­нято испо­ве­до­ваться при­мерно раз в месяц, но это осно­ва­тель­ная беседа с духов­ни­ком. В рус­ских церк­вях при­нято испо­ве­до­ваться перед каждым при­ча­стием.

Есть раз­ли­чия и в системе управ­ле­ния церк­вей. Напри­мер, в гре­че­ской церкви нет жест­кой иерар­хии цер­ков­ной власти. А пред­сто­я­тель церкви, архи­епи­скоп Афин­ский, явля­ется лишь пред­се­да­те­лем Синода — его личные реше­ния не име­ют ника­кого вли­я­ния на жизнь отдель­ных епар­хий. Про­ти­во­по­лож­ная ситу­а­ция в Рус­ской церкви. Так про­ис­хо­дит в силу исто­ри­че­ских обсто­я­тельств и личных хариз­ма­ти­че­ских осо­бен­но­стей пред­сто­я­те­лей. Скажем, роль алек­сан­дрийского папы в период позд­ней Антич­но­сти была абсо­лют­ная — даже больше, чем власть рим­ских пап. Но сейчас наобо­рот: Алек­сан­дрий­ская цер­ковь явля­ется одной из наи­бо­лее демо­кра­тич­ных среди пра­во­слав­ных помест­ных церк­вей. Алек­сан­дрий­ский пат­ри­арх во всем сове­ту­ется со своим Сино­дом, посто­янно при­слу­ши­ва­ется к голосу веру­ю­щих — сейчас это уже не столько греки, сколько корен­ные жители афри­кан­ских госу­дарств. Вот недавно он пошел на бес­пре­це­дент­ный шаг, вос­ста­но­вив древ­ний инсти­тут диа­ко­нисс для женщин».
архи­манд­рит Кирилл

«Пра­во­слав­ные церкви отли­ча­ются в основ­ном народ­ными тра­ди­ци­ями и степе­нью модер­ни­за­ции. Бол­гары, напри­мер, пол­но­стью пере­шли на раз­го­вор­ный язык (но народу в храмах от этого стало не больше, а меньше). Греки и многие другие пере­шли на евро­пей­ский кален­дарь; рус­ские, сербы и гру­зины — нет. У помест­ных церк­вей есть свои святые, неко­то­рые осо­бен­ные празд­ники — напри­мер, Покров (хотя празд­ник и визан­тий­ский, сейчас он есть только в Рос­сии). Но в целом тра­ди­ция имеет тен­ден­цию к одно­род­но­сти — за счет усили­вшегося обще­ния пра­во­слав­ных разных стран».
Павел Кузен­ков, пре­по­да­ва­тель Сре­тен­ской ДС.

См. РЕЛИ­ГИЯ, ИСТИНА, ХРИ­СТИ­АН­СТВО, ОБО­ЖЕ­НИЕ, БОГО­ОБ­ЩЕ­НИЕ, АВТО­КЕ­ФА­ЛИЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки