№ 44. Из материалов ТАСС. Обращение патриарха Румынского Никодима к православному духовенству страны в связи с открытием заседаний Св. Синода Румынской православной церкви
г. Бухарест–Москва
4 августа 1945 г.
СЕКРЕТНО
В связи с открытием собрания Священного Синода его председатель патриарх Никодим обратился ко всем служителям церкви с воззванием, которое опубликовано сегодня в газете «Скынтейя» и в остальных газетах.
«Со времени последнего собрания Священного Синода нашей святой православной Румынской церкви, – говорится в обращении, – в жизни страны и нашего народа произошли великие события. Как верховный пастырь святой церкви, заручившись согласием их преосвященств относительно того, что я намерен вам сообщить, я не могу не обратиться к вам с поучительным словом, разъясняющим каждому, как рассматривает наша святая церковь пережитые нами события и их последствия в нашей жизни. Первым и самым значительным событием, происшедшим за этот промежуток времени, следует считать решительный политический переворот, совершенный 23 августа 1944 г.193 С этого дня наша страна порвала цепи, связывающие ее с Германией, и перешла на сторону союзников, которые вели войну, окончившуюся освобождением народов. Наша армия только и ждала этого знака, чтобы присоединиться к союзным войскам в их борьбе против тех, кто и в прошлую войну, как и в настоящую, стремился к целям, враждебным интересам нашего народа. Поворот этот произошел без волнений, ибо его издавна желал народ, страдавший от противоестественного союза, навязанного нам силой немецких войск. Но только наш молодой, мудрый и любящий народ король Михай I проявил всю храбрость, необходимую для выполнения этого общего дела, и взял на себя всю опасность, связанную с подобным актом. Мы выражаем ему нашу благодарность за избавление нашей страны от невообразимых бедствий, которые мы должны были бы пережить в том случае, если бы это событие не произошло.
Мы должны с благодарностью и похвалой помнить о всех тех, кто помог ему в исполнении этого великого спасительного дела. Особенно мы должны помнить о нашей дорогой армии, которая после того, как она против своего желания проливала кровь в войне против Советского Союза, с большим воодушевлением встала рядом с храбрыми советскими войсками и начала войну против истинных наших врагов и врагов всех народов Европы, содействуя великими людскими жертвами победе справедливости и свободы. Несомненно, что 23 августа и последовавшее за ним наше освобождение не были бы возможны без великих побед русской армии над немцами. Вот почему мы не можем не упомянуть с похвалой и восхищением о делах этой славной армии и не можем не высказать нашу благодарность за пролитую ею кровь ддя освобождения Северной Трансильвании из-под гнета Хорти. Весьма значительную роль в ослаблении и поражении военных сил Германии сыграли армии остальных союзников – Америки и Англии, по отношению к которым наш народ хранит, как и раньше, особое почтение и любовь. Условия, на основании которых нашему государству было разрешено избежать наказания как народу, враждебному союзникам, и вновь получить Северную Трансильванию, были установлены в Соглашении о перемирии, заключенном нашей страной с союзниками 12 сентября 1944 г.194 Даже если некоторые пункты перемирия и кажутся нам трудными, то следует лишь подумать, что они гораздо легче того, что мы должны были бы перенести, если бы не заключили перемирие и если бы продолжали вести войну вместе с Германией до ее поражения. Мы должны выполнить налагаемые на нас обязательства, ибо честь требует сдержать данное слово, а их выполнение является условием для установления дружественных отношений с великим государством – нашим восточным соседом.
Священный Синод, уверенный в человечности и чести нашего восточного соседа, обращается с горячим призывом ко всем сынам церкви и просит их оказать поддержку деятельности государственных органов в выполнении условий перемирия. Все сыны народа должны в одинаковой степени переносить трудности, налагаемые перемирием, ибо весь народ был обрадован освобождением Северной Трансильвании и будет пользоваться плодами мирного процветания, которое настанет после выполнения перемирия. Мы все должны обеспечить будущее нашего народа сегодняшними усилиями.
Третьим и самым значительным событием, совершившимся за последнее время, было окончание войны победой союзников. Благодаря Богу, уничтожившему жестокий бич, который истребил миллионы невинных человеческих жизней и оставил за собой только слезы и тяжкие лишения, мы можем видеть, что победа союзников сопровождается торжеством демократии. Это должно нас радовать, ибо демократия составляет самую благородную и самую близкую Евангелию политическую идею, ибо она превыше всего ставит человека и его свободу, и долг каждого из нас заботиться об его судьбе. При режиме демократии люди уже не подразделяются на имеющих права и не имеющих, на почитаемых и презираемых, на счастливых обладателей бесчисленных богатств и на вечно бедных. При демократии все пользуются одинаковым почетом, одинаковыми правами и справедливым распределением богатств. Демократия является гарантией прав всех народов и всех людей на свободу, справедливость и равенство, согласно их способностям. Прекрасная идея составляет суть Сан-Францискской хартии195. Мы надеемся, что великие нации постараются обеспечить ей наиболее искреннее и полное применение, что явится залогом доброго мира между государствами и народами, мира между большими и малыми странами. Румынская православная церковь имеет особые основания радоваться торжеству демократических идей ввиду демократического характера ее учений и организации. Даже в дни диктатуры она старалась сохранить свою демократическую организацию, поддерживая представительные органы и систему выборов, лежащую в их основе. Вот почему мы имеем основания радоваться тому, что эти идеи восторжествовали и в нашей стране. Им следует оказать всяческую поддержку, чтобы они навсегда остались руководящими. Нынешнее правительство страны, как всякое другое, должно приложить все старания к тому, чтобы поставить нашу страну в один ряд с теми государствами, где уважают желания народа в соответствии с демократическими принципами. Исходя из этого, а также из положения, что «всякая власть дана Богом, и все души должны подчиняться высшим властям»196, мы призываем наш православный народ к послушанию правительству нашей страны, к поддержке его стараний преодолеть трудности настоящего времени и привести наше государство к свободе и независимости на благо всех граждан. Церковь считает должным принять участие в усилиях, прилагаемых нашим правительством для укрепления дружественных отношений между нашей страной и Советским Союзом, установлением тесных связей с православной Русской церковью и, следовательно, связи между душами обоих народов. Ввиду этого мы вместе с Русской церковью приступили к обмену учащимися, готовящимися стать священниками, чтобы увеличить взаимную любовь наших единоверных народов. Мы проникнуты уверенностью в том, что все вы, наши дорогие духовные дети, рассуждаете, подобно нам, и поддержите правительство в его деятельности, посвященной благу народов. Я даю вам свое патриаршее благословение, ожидая от Бога справедливого мира, который явится гарантией будущего нашего народа и нашей страны».
ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 70. Л. 70–73. Копия.
* * *
23 августа 1944 г. в результате Ясско-Кишиневской операции Красной Армии в Бухаресте произошел государственный переворот. Румынский диктатор маршал И. Антонеску был смещен, а Румыния вышла из войны на стороне гитлеровской Германии. 12 сентября 1944 г. в Москве было подписано Соглашение всех союзных держав о перемирии с Румынией, в преамбуле которого отмечалось, что Румыния признает факт своего поражения в войне (Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Документы и материалы. М., 1946. Т. 2. С. 205).
Соглашение о перемирии с Румынией от 12 сентября 1944 г. объявило недействительным Венский арбитраж (30 августа 1940 г.), по которому правительства Германии и Италии передали хортистской Венгрии северную и северо-восточную части Трансильвании. В Соглашении указывалось, что союзные державы согласны возвратить Румынии Северную Трансильванию или значительную часть ее, но это подлежало утверждению при окончательном мирном урегулировании.
Речь идет об Уставе ООН, принятом на конференции представителей 42 государств в г. Сан-Франциско (25 апреля – 26 июня 1945 г.). Конференция была созвана с целью учреждения всеобщей международной организации «для поддержания мира и безопасности». В преамбуле Устава подчеркивалось, что улаживание или разрешение международных споров должно проводиться «в согласии с принципами справедливости и международного права», что нации должны строить отношения между собой «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов», что ООН будет уважать основные права и свободы человека «без различия расы, пола, языка и религии» (Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Т. 5. Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско. М., 1980).
Так в тексте. Точный синодальный перевод: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога».