№ 74. Сопроводительная записка сотрудника Отдела внешней политики (ОВП) ЦК ВКП(б) Б. Геминдера заместителю заведующего ОВП Б.Н. Пономареву с приложением материала о сотрудничестве части католического духовенства с народно-демократической властью317
г. Москва
12 июня 1946 г.
СЕКРЕТНО
Товарищу ПОНОМАРЕВУ
Посылаю Вам дополнительный материал к ранее посланной статье о реакционной деятельности католической церкви в странах народной демократии.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Упомянутое на 6 стр. (в двух экз.).
ГЕМИНДЕР Б.
Сотрудничество прогрессивных элементов католического духовенства с демократическими силами
В странах Восточной и Юго-Восточной Европы, как и в других странах, оккупированных немцами во время Второй мировой войны, некоторая часть католического духовенства, главным образом низшего духовенства, приняла участие в антифашистском движении, будучи или в рядах партизан или оказывая им свою поддержку.
В Чехословакии во время борьбы чехословацкого народа с немецкими захватчиками в 1943 году по инициативе священника из монашеского ордена миноритов Йозефа Фиала-Удавского был создан Славянский католический комитет.
Основной задачей этого комитета, как писала в июне 1945 г. «Правда» (орган компартии Словакии), было культивировать всеславянскую идею и помогать скорейшему разгрому немецкого фашизма и его союзников. Эти священники-антифашисты еще в период нелегальной борьбы включились в партизанское движение. С помощью нелегальных листовок, призывов и манифестов священники-патриоты воодушевляли трудящихся на борьбу против немецких оккупантов и призывали верующих помогать партизанам. Часть католического духовенства, откликнувшаяся на призыв, раз и навсегда рассчиталась с предателями из лагеря Тисо-Тука и их пособниками. После прихода Красной Армии Славянский католический комитет выпустил манифест, в котором призывал католическую общественность к сотрудничеству в деле организации национальных комитетов.
В освобожденной Чехословакии в работе Союза друзей СССР также принимают участие католические священники, а в некоторых местах они являются членами правления этого Союза.
В Польше некоторая часть католического духовенства также приняла участие в борьбе против немецких захватчиков, а после освобождения страны лояльно сотрудничает с демократическими силами.
Газета «Роботник» от 2.III.46 г. поместила статью Стефана Матушевского под заголовком «На стороне демократии».
«В огне борьбы, – пишет Стефан Матушевский, – которую вел польский народ против оккупантов, созрела также политическая сознательность польского духовенства. У нас можно было отметить явление, подобное тому, которое имело место несколько лет тому назад в Испании во время Гражданской войны, а также в ряде других стран с католическим большинством, особенно во Франции. Значительная часть духовенства, главным образом происходящего из народа, вопреки примиренческим тенденциям Ватикана и некоторых католических кругов внутри страны, связала себя со стремлениями и борьбой народа и выступила на стороне демократии и свободы. Многие католические ксендзы участвовали в партизанских отрядах, многие самоотверженно сражались в рядах польских воинских частей за границей. Нет ничего удивительного в том, что рядом с наиболее самоотверженными сынами народа и лучшими борцами за независимость и демократию оказались в немецких концентрационных лагерях тысячи ксендзов и монахов, тысячи представителей прогрессивной католической мысли. В памяти солдат Первой польской армии, сформированной в Советском Союзе, навсегда останется живой образ ксендза капеллана Кубша, который некоторое время сражался в партизанском отряде в Польше, а затем, преследуемый немцами, пробрался на территорию Советского Союза. Ксендз Кубш принимал участие в сражениях под Ленино...318 За свои заслуги ксендз Кубш получил высокие польские и советские воинские награды. Среди депутатов Крайовой Рады Народовой имеется выдающийся крестьянский деятель из Ржешовского округа319 ксендз Боровец. Он самоотверженно трудился, когда мы приступили к осуществлению земельной реформы, способствуя тому, что Ржешовское воеводство постоянно находилось на первом месте в кампании по разделу земли. На последней сессии КРН он выступил от имени своей партии с предложением охватить земельной реформой церковные имения. «Ибо, – заявил он, – нет никакого противоречия между нефальсифицированной христианской идеей и делом прогресса и общественной справедливости».
Примером лояльного отношения к демократическому строю освобожденной Польши и понимания гражданского долга является позиция Люблинской епископальной курии по вопросу о натурпоставках, сформулированная в воззвании к крестьянам. В своем пастырском послании епископат Люблина призывает верующих крестьян к добросовестному выполнению натурпоставок государству. В послании подчеркивается важность этого вопроса, в связи с чем епископат обращается с горячей просьбой к крестьянам расценивать натурпоставки этого года как гражданский долг, как долг по отношению к тем слоям народа, трудом которого пользуются взаимно все (имеются в виду, главным образом, рабочие. – Ред.)320.
Далее в послании говорится, что в сегодняшних тяжелых условиях выполнение натурпоставок будет являться долгом милосердия, долгом, продиктованным необходимостью спасения поляков.
В вопросе разрыва конкордата с Ватиканом положительную позицию занял епископ Силезии Адамский, который по этому поводу в ноябре 1945 г. заявил следующее: «Церковь не чувствует последствий этого факта, так как население по-прежнему пользуется полной свободой отправления своих религиозных обрядов». Касаясь нового закона о браке, епископ Адамский отметил, что в Силезии это право существует издавна и что практика гражданских записей дала удовлетворительные результаты.
В Югославии, по примеру Чехословакии и Польши, также имеется известная часть католического духовенства, которая принимала участие в освободительной борьбе и в современной обстановке поддерживает свое демократическое правительство. В Словении на приеме представителей католических священников председателем Народного правительства Кидричем в июле 1945 г. генеральный викарий Антон Вол прочел заявление священников. В первой части этого заявления представители епископства выражают свое сочувствие и помощь народному правительству Словении в его усилиях объединить весь словенский народ в своем государстве. Они обещают полную поддержку народным властям в работе по восстановлению народного хозяйства. Во второй части своего заявления они осуждают всякое пренебрежение патриотическим долгом. Заявление заканчивается словами: «Мы желаем, чтобы наше словенское правительство верило, что священники епископства искренне желают присоединения к новой Югославии». Некоторая часть католического духовенства выступила против клеветнического пастырского послания католических епископов, выпушенного ими перед выборами в конце сентября 1945 года. Во многих местах Люблянского округа настоятели и капелланы заявили прихожанам, что епископы заставили их читать пресловутое послание. В некоторых приходах священники, читая послание, выпускали из него места, а в других, как например, в Гросуплье и Суха Крайна, просто отказались его читать. В Топлице же и в Жуженберье во время чтения послания народ стал демонстративно выходить из церкви. Во многих округах Боснии и Герцеговины католическое население выражало негодование и открыто протестовало против явно клеветнического и провокационного содержания пастырского послания. Эти настроения особенно сильно проявлялись в тех краях, где народ во время оккупации имел возможность наблюдать преступную и предательскую деятельность отдельных католических священников, руководимых епископами и высшими духовными лицами. Здесь также многие католические священники решительно восстают против пастырского послания. Так, на недавно состоявшемся собрании в Ба- новичском округе было принято решение не читать послание, и это постановление было впоследствии проведено в жизнь. В одном местечке близ Льубушко священник категорически отказался читать послание в церкви и сказал своим прихожанам: «А где были эти епископы в 1941 г.? Почему они тогда молчали, и их голоса не были слышны?»
Один католический епископ, Добрешич, также осудил пастырское послание католических епископов и на конференции Народного фронта в Стари Баре, состоявшейся в октябре 1945 г.; в присутствии четырех тысяч граждан он заявил следующее: «Дисциплина, господствующая в католической церкви, заставила меня принять участие в конференции в Загребе 20 сентября 1945 года. Осуждая пастырское послание, я резко выступил против него в прениях. Я не подписал послания и не разрешил оглашать его на территории моей диоцезы321. Считаю, что оно идет вразрез с интересами нашего народа. Я – за народно-освободительное движение, а пастырское послание направлено против народа».
Во время борьбы Народно-освободительной армии Тито с фашистскими оккупантами незначительное количество низших священников вопреки открытой профашистской позиции католической церкви присоединилось к Народно-освободительному фронту. Среди них наиболее видными являются д-р Светозар Ритик, священник из Загреба, и д-р Метод Микуш – архивариус в Люблянском епископстве. В настоящее время они являются народными депутатами.
Таким образом, из вышеприведенных фактов видно, что в странах народной демократии известная часть католического духовенства, которая участвовала в народно-освободительной борьбе и пережила тяжелые времена немецкой оккупации, проявляет в настоящее время желание участвовать в строительстве и укреплении народной демократии.
Попов322
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 1010. Л. 68–74. Подлинник.
* * *
Примечания
По всей вероятности, материал был подготовлен в так называемом НИИ-205, входившем в структуру Отдела международной информации, а впоследствии Отдела внешней политики ЦК ВКП(б). Директором Института являлся чехословацкий коммунист Б. Геминдер. На документе имеется помета: «Документ использован. А. Смирнов. 25.1.47».
Около с. Ленино Могилевской области в октябре 1943 г. приняла первый бой с немецко-фашистскими захватчиками сформированная в СССР 1-я польская дивизия им. Т. Костюшко.
Так в тексте. Здесь и далее речь идет о Жешувском воеводстве.
Так в тексте.
Так в тексте. Следует читать: моего диоцеза.
Подпись сделана от руки чернилами.
