Д.П. Анашкин

Источник

Монастыри, монашество

Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. О преобразовании Елеонской и Горней женских обителей в монастыри

3/16 октября 1924 г.

Находя нецелесообразным сохранение за Начальником Российской Духовной Миссии в Иерусалиме прав и обязанностей настоятеля Елеонской и Горней женских обителей, просить благословения Свят. Дамиана, Патриарха Иерусалимского439, на преобразование их в самостоятельные женские обители (монастыри), а впредь до решения сего вопроса, названным обителям предоставить внутреннюю самостоятельность, присвоив Начальнику Духовной Миссии в отношении к сим обителям права и обязанности благочинного женских монастырей.

О чем Начальнику Российской Духовной Миссии в Иерусалиме, для объявления по принадлежности, и командированному в Иерусалим Архиепископу Анастасию440, для сведения, послать указы, сделать надлежащее сношение с Свят. Патриархом Иерусалимским.

Церковные Ведомости. 1924. № 23–24. С. 3

Резолюция Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян441. О монастырях и монашестве

Резолюция по докладу Архимандрита Серафима442 «Монастыри и монашество».

Постановили: 1) Исходя из непреложности исторического факта первостепенной миссионерской значимости монастырей в деле воспитания русской народной религиозности, именно в силу свободного тяготения к ним самого народа, Собор Русской Православной Церкви Заграницей полагает необходимым подготовить мысль церковных людей и самого эмигрантского монашества к тому, что дело возстановления Церкви в освобожденной России должно сопровождаться возстановлением монастырей исключительно общежительных на прежних и новых местах с поручением им, кроме основных и освященных традицией форм монашеского служения еще и новых, вызываемых исключительно обстановкой пореволюционного времени.

К этим формам могут быть отнесены: устройство при монастырях духовных школ, миссионерских и церковно-образовательных курсов, организация при монастырях разного рода социальной помощи: больниц, богаделен, детских приютов, народных безплатных столовых для бедняков, создание и распространение в народе религиозной здоровой печатной духовной литературы путем взятия в руки монашества непосредственного печатного дела (по примеру русских Афонских монастырей и Почаевской типографии Преподобного Иова, а также Казанско-Богородицкого монастыря в Харбине).

2) Собор полагает, что необходимо, как высшей церковной власти, так и церковных работникам на местах приложить все усилия к устроению новых обителей, в первую очередь в Западной Европе, и пополнению и усилению уже существующих монастырей.

3) Признать весьма важным образование кадров ученого монашества при будущей высшей богословской школе в Европе.

Церковная Жизнь. 1938. № 10. С. 158

Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Об инкорпорации и Уставе Новой Коренной Пустыни

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей 10/23 ноября 1955 года слушали: Докладную Записку Настоятеля Новой Коренной Пустыни Преосвященного Епископа Серафима443 о проведении инкорпорации Новой Коренной Пустыни с приложением копии акта инкорпорации и Устава.

Постановили: 1. Акт об инкорпорации принят к сведению. 2. Утвердить Устав Новой Коренной Пустыни в следующей редакции:

1) Новая Коренная Пустынь в гор. Магопак, Графства Путнам, Штата Нью-Йорк, есть религиозная Корпорация Русской Православной Греко-Кафолической Церкви Заграницей, надлежаще организованная на основании законов Штата Нью-Йорк, и будет всегда находиться в каноническом подчинении Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, возглавляемой Митрополитом Анастасием или его законным преемником, и под непосредственным руководством и управлением о. Настоятеля, назначенного на эту должность Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей.

2) Корпорация будет подчиняться как законам Штата Нью-Йорк, так и каноническим законам, и постановлениям Русской Православной Церкви Заграницей и Монастырскому Уставу, каковые будут обязательны для всех членов Корпорации.

3) Епископы Серафим Иванов, Никон Рклицкий444, игумен Иннокентий Быстров445, игумен Викторин Лябах446, Сергий Богданович и Филипп Линник будут тростистами Корпораций. Председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей является тростистом Корпорации по должности. В случае смерти, перехода из епархии или увольнения на покой, а также выбытия из состава Корпорации по каким-либо причинам кого-либо из тростистов на его место избирается другой порядком, установленным в п. 9 настоящего Устава.

4) Цели Корпорации следующие: а) совершение богослужений в церкви Монастыря (Корпорации) или других местах для членов Корпорации и окрестного Православного Греко- Кафолического населения, б) проповедание Христианской Православной Веры, в) ведение строго религиозной, нравственной и трудовой жизни, г) чтение лекций на религиозно- нравственные и научные темы, д) учреждение воскресной школы как для малолетних, так и для взрослых для обучения Закону Божию, е) учреждение приюта для мальчиков и дома для престарелых, ж) устройство Русского Церковно-Исторического Музея, з) устройство типографии не для извлечения прибыли, но для издания религиознонравственных книг, брошюр и журналов, и) устройство свечного завода для производства церковных свечей, i) участие в благотворительных, просветительных, и миссионерских начинаниях Русской Православной Церкви Заграницей, к) возделывание земли и ведение других видов подсобного хозяйства с обращением доходов на нужды Церкви и Корпорации, л) устройство и содержание кладбища для погребения усопших в соответствии с постановлениями Штата, Графства и города, м) постройка и содержание церкви, часовен и других зданий для нужд Корпорации, и т. д.

5) Корпорация имеет право приобретать посредством дара, пожертвования, завещания и других законных способов недвижимую и движимую собственность в Штате Нью- Йорк или вне его управлять ею, продавать и распоряжаться ею для собственной пользы и для вышеуказанных в п. 4 целей Корпорации.

6) Корпорация будет состоять из монахов, послушников и мирян-сотрудников. Однако одни лишь монахи и тростисты из мирян будут иметь право решающего голоса на общих собраниях Корпорации.

7) Общие собрания Корпорации созываются Настоятелем и ведутся под его председательством или под председательством исполняющего его должность лица, которые будут имет при равенстве голосов решающий голос.

8) Годовое Общее Собрание Корпорации будет происходить в Монастыре в первый понедельник после Нового Года.

9) Общее собрание Корпорации избирает тростистов в случае смерти или выбытия кого-либо из них, как указано в п. 2 настоящего устава, принимает Устав большинством голосов, изменяет и дополняет его большинством трех четвертей голосов присутствующих на Собрании членов Корпорации и решает все другие вопросы, предложенные на его рассмотрение Настоятелем или членами Корпорации.

Примечание: Устав или его дополнения, или изменения подлежат одобрению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.

10) Тростисты, согласно чартера, составляют Правление Корпорации и выбирают из своей среды Заместителя Председателя, Казначея и Секретаря.

11) Настоятель в церковно-каноническом отношении подчиняется непосредственно Председателю Архиерейского Синода, как своему епархиальному архиерею.

12) Все бумаги, исходящие из Корпорации, подписываются о. Настоятелем (он же Председатель Корпорации) или, в случае его отсутствия, его заместителем. Чеки и другие денежные документы подписываются о. Настоятелем и Казначеем. Акты продажи или залога имущества Корпорации подписываются о. Настоятелем, Казначеем и еще двумя тростистами-членами Правления (всего 4 подписи).

13) О. Настоятель имеет право по своему усмотрению избирать себе помощников из членов Корпорации по управлению Монастырем и ведению различных отраслей деятельности Корпорации.

14) Все члены Корпорации обязаны безпрекословно повиноваться о. Настоятелю и его помощникам.

15) Корпорация будет делать взносы в пределах возможного наравне с приходами епархии в пользу Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.

16) Образ жизни членов Корпорации, равно как совершение Божественных Служб будет следовать образцу русских монастырских подворий: а) как требуется Монастырским Уставом в Корпорации будет существовать строгое общежитие, причем все будет принадлежать членам Корпорации сообща и никакой частной собственности ее членам не дозволено будет иметь, б) никто из членов Корпорации не будет иметь права самовольной отлучки из монастыря без благословения Настоятеля, в) женщины не будут допускаться в келии монахов членов Корпорации, г) всем членам Корпорации (монахам и послушникам) запрещается курить, пить крепкие спиртные напитки и играть в карты или другие азартные игры, д) всякий мирянин, поступающий в Монастырь, обязан строго и безпрекословно повиноваться Настоятелю и его помощникам, а также выполнять все обязанности, возложение на него Настоятелем, без всякого вознаграждения в течение времени от 6 месяцев и до 3 лет, е) в случае, если такой мирянин при вступлении в Монастырь сделает вклад деньгами в кассу Монастыря, затем пожелает оставить Монастырь до принятия монашества, указанный вклад может быть возвращен ему при наличии специального об этом договора, ж) монах-брат Монастыря и член Корпорации в случае оставления Монастыря по собственному желанию не будет иметь права ни на какое-либо вознаграждение от Монастыря за его труд в Монастыре, ни на возвращение ему денег, внесенных им при поступлении в кассу Монастыря, ни на прибыль от его работы в Монастыре, з) в общих собраниях Корпорации имеют право участвовать все ее члены, и) члены Корпорации, не повинующиеся систематически о. Настоятелю или его помощникам, или нарушающие Каноны или Правила Русской Православной Греко-Кафолической Церкви Заграницей или Монастырского Устава или настоящего Устава, будут подвергаться дисциплинарным взысканиям, предусмотренным в вышеуказанных Канонах, Правилах и Уставах.

Церковная Жизнь. 1956. № 7–12. С. 70–72

Положение о монастырях Русской Православной Церкви Заграницей

Утверждено Собором Епископов Русской Православной Церкви Заграницей 30 октября/12 ноября 1959 года

1. В Русской Православной Церкви Заграницей для лиц обоего пола, желающих проводить монашеское житие, могут быть открываемы монастыри мужские и женские. Монастыри могут быть двух видов:

а) обыкновенные молитвенно-рабочие, как, например, Саровская пустынь,

б) миссионерско-просветительные, как Лесненский женский монастырь.

Житие монашеское в них должно быть благоустроено на незыблемом основании Слова Божия, при пособии наставлений и примеров Святых Отец, ибо только на сем основании здание духовной жизни и спасения воздвигается прочно и благонадежно.

2. Лица, поступаюшие в монастыри и принимающие иноческий постриг, среди других обетов дают обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Дающие обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должны основывать его на Слове Господнем: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф.1б:24).

Дающие обет целомудрия должны внимать слову Христову: «Могий вместити, да вместить» (Мф.19:12), и слову Апостольскому: «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви» (1Кор.7:32). Дающие обет нестяжания должны утверждаться на слове Христовом: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене» (Мф.19:21).

3. Лица, вступившие в монастырь, должны к верному и неослабному исполнению сих обетов постоянно побуждать себя словом Христовым «Никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» (Лк.9:62). О благотворности послушания, о потребности духовного руководства и об опасности поползновения жить по своей воле, они должны вразумлять себя словом премудрого Соломона: «Имже несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» (Притч.11:14), и словом Апостольским: «Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще: да с радостию это творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие» (Евр.13:17). От сих главных начал должны происходить и к ним быть применяемы все правила и распоряжения, благоустрояющие монастырское братство в целом и поведение каждого члена братства в отдельности, простирающиеся как на жизнь духовно-нравственную, так и на состояние внешнего благочиния и хозяйства.

4. Кроме монастырей в собственном смысле слова могуг быть открываемы также:

а) скиты,

б) крестовые иноческие братства при архиерейских домах,

в) синодальные, епархиальные и монастырские подворья и

г) женские иноческие общины.

5. Все эти виды иноческих обителей и общин находятся в каноническом ведении и подчинении своего Епархиального Архиерея, на территории епархии котораго, и с ведома и благословения которого они открываются, кроме обителей, непосредственно Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей подчиненных, каковые именуются «ставропигиальными».

6. Начало каждого монастыря, обители или иноческой общины может быть положено только с благословения Правящего Архиерея.

7. Все вышеуказанные монастыри, иноческие обители и общины в зависимости от разных обстоятельств их возникновения и условий существования могут быть общежительными или полуобщежительными. Общежительные монастыри и обители предоставляют членам своего братства или сестричества полное содержание: место для жилья, питание, одежду, лечение в случае болезни и т.д. Полуобщежительные монастыри и обители предоставляют лишь место для жилья и питание (полностью или частично). На остальные нужды их насельников или насельниц выдается ежемесячное денежное пособие, в размерах посильных для монастыря или обители и в соответствии с занимаемым служебным положением.

8. Все монастыри, обители и иноческие общины в своей внутренней жизни обязаны руководиться общими для всех иноков иноческими правилами и уставами, настоящим «Положением» и своим особым монастырским уставом, который должен быть утвержден Архиерейским Синодом.

9. Во главе каждой иноческой обители должен быть настоятель или настоятельница, которые, по усмотрению Правящего Архиерея, могут быть возводимы в сан игумена или игуменьи, а настоятели более важных по своему значению или многолюдных монастырей – в сан архимандрита. В епархиях, где имеются викарные епископы, имеющие свое пребывание в монастырях, они по решению Епархиального Архиерея и с утверждения Архиерейского Синода могут быть одновременно и настоятелями монастырей, в которых имеют свое пребывание.

10. Настоятели и настоятельницы монастырей и иных иноческих обителей в согласии с древними иноческими традициями избираются общим собором братий или сестер и по представлению Епархиального Архиерея утверждаются в должности Архиерейским Синодом. В случаях несогласий среди братий или сестер и в иных потребных случаях, а также во всех миссионерских монастырях, ради пользы церковной Епархиальный Архиерей назначает настоятеля или настоятельницу своею собственною властью, каковые и утверждаются в должности Архиерейским Синодом.

11. Настоятели и настоятельницы Подворий назначаются непосредственно Правящим Архиереем с донесением о том Архиерейскому Синоду.

12. Помощниками настоятеля по управлению в монастырях и более многолюдных обителях являются: наместник, благочинный, духовник, казначей, эконом и ризничий, а в женских монастырях и обителях – благочинная, казначея, экономисса и ризничая, которые избираются Собором братий или сестер и утверждаются Епархильным Архиереем или непосредственно назначаются Архиереем.

Вышеозначенные лица составляют в некоторых монастырях особый Духовный Собор монастыря или обители. Духовный Собор должен периодически собираться под председательством настоятеля для совместного решения важнейших текущих дел. Члены Духовного Собора утверждаются в своей должности по представлению настоятеля Епархиальным Архиереем.

13. Решения на Духовном Соборе принимаются по общему согласию его членов, а при разногласии – путем голосования, причем, в случае равенства голосов, голос настоятеля дает перевес. Все важные решения Духовного Собора поступают на утверждение Епархиальной власти. В миссионерско-просветительных монастырях настоятель, если окажется в меньшинстве при голосовании на Духовном Соборе, может приостановить приведение в исполнение принятого решения и представляет все дело на благоусмотрение Епархиального Архиерея.

14. В монастырях и обителях, где настоятелем является лицо в архиерейском сане, в случае возникшего между ним и Духовным Собором разногласия, Архиерей-настоятель может решить дело, ради церковной пользы по своему усмотрению, получив на это благословение и утверждение Епархиального Архиерея или Архиерейского Синода (если монастырь ставропигиальный).

15. Имущество монастыря или обители является их собственностью и записывается на их имя, ради чего каждый монастырь или обитель должны озаботиться приобретением прав юридического лица. Имущество подворий синодальных, епархиальных или монастырских является соответственно собственностью Архиерейского Синода, епархии или монастыря, как равно и имущество крестовых иноческих братств является собственностью архиерейских домов, при которых они состоят.

16. В документе, обеспечивающем юридическое лицо монастыря или обители, должно быть ясно сказано, что этот монастырь или обитель будет всегда находиться в юрисдикции Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей и что, в случае закрытия или ликвидации этого монастыря или обители, их имущество передается епархии, подчиненной Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей, или самому Архиерейскому Синоду непосредственно.

17. Во всех монастырях и обителях мужских и женских, существующих и могущих вновь быть открытыми, главой полномочного правления, зарегистрированного у гражданских властей в качестве юридического лица, имеющего право владеть имуществом (в США, Канаде, и Австралии – так называемых «тростистов»), является по положению сам Епархиальный Архиерей.

18. Приобретение и отчуждение недвижимой собственности монастыря или обители производится только с согласия и утверждения Епархиального Архиерея.

19. Все насельники или насельницы монастыря, или обители, начиная с самого настоятеля или настоятельницы, обязаны подчиняться уставу своего монастыря или обители, утвержденному для каждого монастыря или обители Епархиальным Архиереем, причем этот устав должен быть согласован с настоящим «Положением», которое имеет обязательную силу для всех монастырей и обителей Русской Православной Церкви Заграницей.

20. Никакой прежний образ жизни не препятствует христианину вступить в монашество (43-е правило VI Вселенского Собора1), а потому по решению настоятеля, вынесенному совместно с Духовным Собором, каждый желающий может быть принят в монастырь или обитель. О своем желании поступить в монастырь или обитель он должен сделать устное заявление или подать письменное прошение с изложением обстоятельств своей жизни и побуждений, в силу которых он решается посвятить себя монашеской жизни.

21. Допускается принятие в монастыри или обители также и так называемых «трудников» на разные сроки или пожизненно, – лиц, которые, не предполагая принимать иноческого звания, желают потрудиться на пользу монастыря или обители. Трудники обязаны во всем исполнять требования монастырского устава наравне с остальной братией, пока пребывают в монастыре или обители.

22. Все поступающие в монастырь или обитель, состоя под наблюдением и распоряжением настоятеля и подчиненных ему должностных лиц, в отношении к монастырским обязанностям и благочинию, должны быть сверх того вверяемы особому духовному руководству старца или старицы – опытного в духовной жизни монаха (монахини), прошедшаго достаточный многолетний искус иноческой жизни в монастыре, которому они должны часто открывать свое душевное состояние, занятия, недоумения, затруднения, смущения, искушения, погрешности, случающиеся неблагоприятные отношения к другим и получать от него (или нее) разрешение недоумений, исправление погрешностей и наставления, направляющие к преуспеянию их в духовной жизни.

23. Старцем для некоторых может быть сам настоятель (или настоятельница), для других общий духовник монастыря или обители, тщательно избираемый на сию должность с потребными для нее качествами и духовною опытностью, а для иных и другие из братии, способные назидать словом и примером личной жизни.

24. Братия и сестры не должны ничего особенного предпринимать по своей только мысли и воле, а всё творить с благословения настоятеля духовника или старца, дабы в дело своей воли не вкралось самоугодие или самомнение или тщеславие.

25. Все братия и сестры монастыря или обители обязаны беспрекословным послушанием своему настоятелю или настоятельнице и прочим начальственным лицам и подчиняться их распоряжениям. Только явно противоречащие вере и нравственности распоряжения могут быть не исполнены, но об этом должно быть немедленно доложено следующему, высшему по церковной иерархии, начальственному лицу. Порученные каждому монастырские послушания все должны нести ревностно и с усердием, помня, что они работают Богу, а не человекам.

26. Каждый монастырь (или обитель) должен иметь своего постоянного общего духовника, у которого вся братия должна непременно исповедоваться никак не реже четырех раз в году, во все многодневные посты, а священноиноки еще чаще – желательно перед каждым вступлением своим в чреду священнослужения.

27. Никто из священноиноков, кроме утвержденных для монастыря или обители духовников, не имеет права принимать к себе на исповедь ни братий, ни тем более приходящих в обитель мирян-богомольцев, без благословения настоятеля.

28. Никто не может быть пострижен в монашество без надлежащего предварительного испытания и убеждения в благонадежности данного лица к достойному прохождению иноческой жизни. Означенное испытание, как того требуют канонические правила (5-е правило Двукратного Собора447), должно продолжаться по крайней мере три года и только в особых случаях может быть сокращено до шестимесячного срока.

29. Никто из братий или сестер не имеет права отлучаться из монастыря или обители без благословения настоятеля или наместника.

30. Всем монашествующим и послушникам безусловно запрещается в пределах монастыря или обители или вне их курить, вкушать мясо и употреблять крепкие спиртные напитки.

31. Женщинам запрещается вход в келии братий в мужских монастырях, а мужчинам – вход в келии сестер в женских монастырях.

32. Настоятель, как начальник и представитель монастыря или обители, имеет особенную нужду принимать посетителей, богомольцев и благотворителей монастыря или обители, и руководствуется в этом собственным благорассуждением. Остальные же братья и сестры не часто должны принимать посторонних и всякий раз не иначе, как с ведома и благословения настоятеля или его заместителя, и при том в своих келиях принимать в мужских монастырях только лиц мужского пола, а в женских – только лиц женского пола.

33. Братия и сестры могут посещать друг друга в своих келиях – первые в мужских монастырях, а вторые – в женских, но не для праздного провождения времени и суесловия, а только для взаимного пособия в нуждах келейных, особенно для посещения больных и престарелых и служения им, а также с целью получения взаимного назидания и вразумления. Настоятель или его заместитель имеет право и долг в любое время обозревать все келии, посещая их в присутствии или отсутствии братий.

34. Настоятель монастыря или обители имеет право и долг быть в курсе всех взаимоотношений братий с мирянами. От него не должно быть скрыто, кто из братий кому пишет письма или от кого получает письма. Смотря по обстоятельствам, он может требовать предоставления ему для прочтения всех писем, и если он найдёт переписку не представляющей ни надобности, ни пользы, то он может требовать прекращения ее.

35. Настоятель должен быть ко всем членам братства благорасположен и о всех попечителей, но преимущественно добрые в поведении, верные в исполнении предписанных правил и старающиеся преуспевать в духовной жизни естественно должны пользоваться преимущественным его благорасположением, попечением, доверием и уважением. Это должно быть средством для утверждения их на благом пути, а вместе с тем и средством доставления им полезного и назидательного влияния на прочих.

36. Поскольку для претыкающихся в добром поведении нужны исправительные меры, настоятель имеет долг и право применять таковые без гнева, с внимательным рассмотрением вины, с точною справедливостью и кротостью, без раздражения. За разные провинности настоятель и, с его ведома и разрешения, другие начальственные лица могут накладывать на провинившихся епитимии; ставить на поклоны в келии и в храме, удалять от общей братской трапезы (со стоянием во время оной) на один или несколько дней, на время лишать права ношения подрясника, рясы или мантии. За особо важные проступки настоятель может отлучать от Св. Причащения виновного сроком не более, чем на полгода. В мужских монастырях настоятель может отстранить подчиненного ему священноинока от совершения Богослужения, с немедленным донесением о сем Епархиальному Архиерею, который и производит конечный суд над провинившимся. Высшею мерою наказания является удаление из монастыря или обители, каковая мера применяется лишь в случаях частого нарушения монастырского устава, упорного неповиновения начальствующим лицам, несмотря на все увещания, и в случаях великих смертных и нераскаянных грехов.

37. Послушники удаляются из монастыря или обители властью настоятеля после безуспешного увещания их об исправлении ими своего поведения. Рясофорные иноки удаляются по постановлению Духовного Собора (а где нет Духовного Собора, то – по решению настоятеля) после троекратного безуспешного увещания духовником, настоятелем и всем Духовным Собором. Дело об удалении рясофорного или мантийного монаха восходит на рассмотрение Епархиального Архиерея, который переводит виновного в другой более строгий монастырь или повелевает снять с него рясофор. Если дело идет о неисправимом мантийном монахе, то Духовный Собор может возбудить перед Епархиальным Архиереем дело о наложении на него соответственного взыскания.

38. Трудники и послушники, а также и рясофорные монахи сохраняют за собой право владеть движимой или недвижимой собственностью и распоряжаться ею. В случае оставления ими монастыря или обители, они могут получить обратно сделанные ими свои денежные вклады на монастырь или обитель, если это нарочито было оговорено в письменной форме при даче вклада.

Если такой оговорки не было сделано, то вклад остается в распоряжении монастыря или обители. Покинувшие монастырь или обитель трудники, послушники или рясофорные монахи не имеют права претендовать на получение ими от монастыря или обители какого-либо вознаграждения за свою работу в монастыре или обители. Этот параграф должен быть прочитан каждому вступающему в монастырь и иметь подпись прослушавшего его.

39. Перед пострижением в мантию постригаемые брат или сестра передают все свое имущество, движимое и недвижимое монастырю или обители, в котором принимают постриг, или кому хотят (6-е правило Двукратного Собора448), по своему усмотрению, ибо, давая иноческий обет вольной нищеты, они теряют право на владение и распоряжение своим имуществом. Вклады, сделанные ими ранее в монастырь или обитель, не могут быть взяты и переданы другим лицам. Монаху или монахине, постриженным в мантию, однако, не возбраняется владеть и распоряжаться по своему усмотрению необходимыми для келейного употребления вещами, как-то: одеждой, келейными иконами, книгами, а священно-инокам – облачением и необходимыми для богослужебного употребления предметами, полученными в дар или приобретенными с благословения настоятеля и духовника.

40. Все, вступающие на путь иноческой жизни, должны знать и помнить, что главное занятие истинного инока или инокини есть молитва, как келейная, так и церковная. Поэтому важнейшим предметом внимания монастырского начальства и усердия братии или сестер должно быть церковное Богослужение.

41. Во всех монастырях и обителях должны совершатся ежедневные богослужения и по возможности полный круг их. Лишь в малолюдных обителях, при малом количестве священнослужителей допустимы некоторые сокращения. Так, при отсутствии достаточного числа иеромонахов в будничные дни вместо полной литургии может совершаться лишь обедница.

Присутствие на Божественной литургии и на всех остальных богослужениях обязательно для всех братий и сестер, кроме занятых по благословению настоятеля или настоятельницы неотложными послушаниями.

42. Богослужение в монастырях и обителях должно совершатся истово-благолепно и по уставу. Все в нем должно назидать, а не соблазнять его участников и богомольцев. Храм, церковная утварь и облачения должны содержатся в чистоте и порядке, как того требует святыня места, посвященного Богу. Священнослужители должны со всем усердием готовиться к предстоящему им священнослужению и совершать его с полным вниманием и благоговением. В алтаре должен быть прислуживающий им пономарь. Чтение и пение на клиросе должно быть ясное, четкое, без всяких внешних эффектов и искусственно – театральных приемов, но осмысленное, доходящее до сознания молящихся (до ума).

43. В монастырях и обителях должно в особенности сохранятся древнее церковное пение, без всяких нововведений, несообразных с простотой и умилением, каковые особенно приличны Богослужению монастырскому. Недопустимо исполнение композиций светских композиторов, вводящих светский дух в Богослужение. Желательно в меру возможности восстановление древней церковной традиции антифонного пения на два клироса и с участием канонархов.

44. За полчаса до начала утреннего Богослужения особый будильщик обходит все келии с молитвой для благовременного возбуждения братии. Никто не имеет права отсутствовать за Богослужением, не испросив на то благословения настоятеля в случае благословной нужды; никто не имеет права и выходить из храма прежде окончания Богослужения кроме крайней нужды, в которой неукоснительно должно дать отчет начальству.

45. В конце утреннего и в конце вечернего Богослужения вся братия по целовании святых монастырских икон подходит к стоящему на своем месте настоятелю для принятия от него благословения.

46. По окончании Богослужения обыкновенно поставляется братская трапеза, в которой все должны принять участие. Никто, кроме больных или престарелых, не имеет права уклоняться от участия в общей братской трапезе и вкушать пищу отдельно и тем более у себя по келиям. В трапезной должна соблюдаться благоговейная тишина как бы во храме, и самая трапеза рассматривается, согласно древним иноческим традициям, как продолжение Богослужения, почему помещение трапезной устраивается наподобие храма со многими иконами и горящими лампадами. Никакие праздные разговоры в трапезной недопустимы. Братия вкушают пищу, слушая чтение житий святых или святоотеческих поучений с пением или чтением общей молитвы в начале и в конце трапезы, и с благословением настоятеля или его заместителя.

47. Позднее вхождение в трапезу или исхождение из ее прежде окончания без особо уважительной причины признается беспорядком и не оставляется без ответственности.

48. Никто не должен брать к себе и держать у себя в келии какую-нибудь пищу, кроме тех, которые получают на это особое разрешение настоятеля, как не могущие приходить в общую трапезу по болезни, глубокой старости или какой-либо уважительной причине.

49. Время, остающееся от Богослужения церковного и от дел общественного послушания, братия должны проводить в келиях и употреблять его сообразно с Апостольским наставлением; «искупующе время» (Ефес.5:16), стараясь приобрести от своего келейного пребывани душевную пользу. Такими «искупующими» время келейными занятиями признаются следующие:

а) келейное молитвенное правило по уставу и по рассуждению и благословению старца,

б) чтение душеполезных книг под руководством старца или настоятеля,

в) выписывание нужнейшего для себя из книг молитвенных или назидательных,

г) приготовительное к церковной службе упражнение в церковном чтении и простом нотном пении,

д) занятия, поручаемые настоятелем и исполняемые по долгу послушания,

е) рукоделие в пользу обители или для удовлетворения собственных нужд.

50. Для обязательного келейного чтения предлагаются: во 1-х Священное Писание, во 2-х писания Святых Отцов и жития Святых. Не возбраняется читать и книги мудрости человеческой, как, например, исторических и относящихся к исследованию природы, поскольку они помогают усматривать в творениях Божиих и в происшествиях мира Божию Премудрость и Божие Провидение, и Суд. Все другие книги и газеты можно читать только по благословению настоятеля.

51. Весьма приличным занятием для монастырской братии является иконописание, которое должно следовать древним образцам. В случаях благоприятных для того условий желательно открытие при монастыре или обители целой иконописной мастерской или школы, поддерживающей древние традиции иконописи.

52. В келиях и в келейных вещах, и в их расположении должны быть соблюдаемы чистота, порядок и приличие, соединенное с простотой. Излишние вещи, изысканные украшения и предметы роскоши не должны быть допускаемы.

53. В одежде братии должна быть соблюдаема чистота и простота, чуждая и роскоши, и неряшества. Вообще, одежда братии должна быть по возможности единообразна. Физические послушания могут исполняться в коротких подрясниках, нарочито определенных для этой цели, но не в мирской одежде.

54. Вся братия должна бережно относиться к монастырскому имуществу, храня его от утраты и повреждений. Оно всё должно быть записано в инвентарные книги. Всякий приход и расход должен без промедления записываться в книги с надлежащими расписками в получении денег.

Монастырские деньги должны храниться в надежном месте, а большие суммы непременно сдаваться в банк на книжку, откуда могут быть в случае нужды взимаемы лишь за подписью двух лиц: настоятеля и казначея. Все большие расходы, постройки и перестройки могут быть предпринимаемы только по решению Духовного Собора, с одобрения и утверждения Епархиального Архиерея.

55. Все хозяйственные работы в монастыре или обители должны предприниматься не иначе, как по решению Духовного Собора в видах целесообразности и пользы для монастыря или обители.

Все хозяйственные заготовления должны делаться благовременно и осмотрительно казначеем и экономом под надзором настоятеля или его заместителя с участием сведущих из братии.

56. В случае возможности и благоприятных для того условий при монастырях и обителях могут быть открываемы благотворительные и учебно-просветительные заведения, как-то: дома для престарелых, детские приюты, духовно-учебные заведения, а также больницы и амбулатории по решению Духовного Собора и с одобрения и утверждения Епархиального Архиерея и Архиерейского Синода.

57. Вышеозначенное «Положение» должно быть известно не только монастырским властям, но и каждому вступающему в иноческое братство или сестричество, который и расписывается в неуклонном исполнении предписанных в нем правил монашеского жития. Периодически по усмотрению настоятеля оно прочитывается за трапезой вслух всем.

58. Всякие могущие возникнуть недоуменные случаи, непредусмотренные настоящим «Положением», в зависимости от их важности, разрешаются в согласии с церковными канонами и общеиноческими правилами, настоятелями монастырей и обителей, Епархильными Архиереями и в конечной инстанции – Архиерейским Синодом.

59. На печатание богослужебных книг и молитвенников в монастырях, где имеются типографии, требуется предварительное благословение Архиерейского Синода. Другие духовно-нравственные и апологетические книги и брошюры, а также духовные журналы печатаются в монастырях с благословения Епархиального Архиерея.

Примечание: В основу настоящего «Положения» легли: «Правила благоустройства монашеских братств», составленные Преосвященным Филаретом, Митрополитом Московским, и утверждённые определением Святейшаго Синода 13–18 февраля 1853 года за № 183, а также «Инструкция Благочинному монастырей» – приложение к статье 643 «Сборника действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству Православного Исповедания».

Церковная Жизнь. 1961. № 1–2. С. 3–13

Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Об имущественных вопросах, связанных с монастырями и скитами

1/14 декабря 1999 г.

Имели суждение по ряду имущественных вопросов, связанных с нашими монастырями и скитами, как мужскими, так и женскими, а также и с приходами, которые не представляли своих документов инкорпорации касательно их церковного имущества. Имея в виду недавно происшедший случай захвата нашего Хевронского монастыря, после всестороннего обсуждения сего вопроса, Архиерейский Синод определяет:

Предписать всем Епархиальным Управлениям проверить имущественные документы монастырей, – как записано имущество монастырей и скитов (мужских и женских), находящихся на территории епархии. В документах должно быть четко указано, что монастырь является неотъемлемой частью Епархии, входящей в состав Русской Православной Церкви Заграницей. Копии документов должны храниться в Епархиальном Управлении.

Постановили: Дать циркулярный указ всем Епархиальным Преосвященным и приходам и обителям непосредственно Председателю Архиерейского Синода подчиненных, для надлежащего в чем следует руководства и исполнения.

Церковная Жизнь. 1999. № 5–6. С. 10

* * *

Примечания

439

Дамиан, патр. Иерусалимский (+ 1931).

440

Анастасий (Грибановский), митр. Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви (+ 1965).

441

В источнике дата отсутствует.

442

Серафим (Иванов), архиеп. Чикагско-Детройтский и Средне-Американский (+ 1987).

443

Серафим (Иванов), архиеп. Чикагский-Детройтский и Средне-Американский (+ 1987).

444

Никон (Рклицкий), архиеп. Вашингтонский и Флоридский (+ 1976).

445

Иннокентий (Быстров), архим. настоятель Новой Коренной пустыни в Магопаке (+ 1971).

446

Викторин (Лябах), архим. настоятель церкви прп. Сергия Радонежского, шт. Нью-Йорк (+ 1986).

447

См. приложение №58.

448

См. приложение №59.


Источник: Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей (1921-2007) / Сост. Д.П. Анашкин. — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013. — 619 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle