Миссионерство
Доклад Миссионерского Отдела . Принят в заседании Собора 16 (29) ноября 1921 г.
I. Задачи Заграничной Православной миссии
Руководясь учением Слова Божия и правилами Св. Отец, следуя постановлениям Всероссийского Московского Собора и сообразуясь с обстоятельствами жизни бегствующей паствы Заграничной Русской Церкви, Миссионерский отдел определяет круг задач и обязанностей заграничной православной миссии следующим образом:
1) Первая задача миссии состоит в утверждении верных чад церкви в догматах веры и началах христианской нравственности, а также в благочестии и верности праотеческим православнорусским обычаям и заветам.
2) Второй, неразрывной с первой задачей, является ограждение русских православных людей от тлетворного влияния, – а также – от соблазна и увлечения оккультными и теософскими мудрованиями, антихристианскими и богоборными масонскими течениями общественной мысли, распространяемыми печатно и при посредстве масонских организаций.
3) Вразумление заблуждающихся православных чад церкви и отпадших от нее.
4) Выявление пред духовным взором инославного и иноверного населения заграницы немерцающего света православия, чистоты и истины его догматов и величавой красоты его обрядов.
II. Условия Миссионерского Служения Заграничной Русской Православной Церкви опасности, угрожающие правоверию чад ее
Миссионерское служение Заграничной церкви находится в условиях крайне тяжелых, вследствие прибывания на чужбине, отсутствия организованной приходской и просветительной жизни, материальных средств и недостатка опытных деятелей, а также и по причине тех опасностей, которые угрожают правоверию русских православных людей.
В числе таковых опасностей необходимо отметить пропаганду нововерных учений сект адвентизма и баптизма, антихристианских и богоборных учений масонства и воинствующего католицизма.
Адвентизм и баптизм распространяются среди православного как русского, так и местного населения, в районах беженского разсеяния, при посредстве эвакуировавшихся по тем или другим причинам из России последователей этих сект, в том числе и возвратившихся из плена туземцев, – болгар, греков, сербов, мадьяр и др.
Но главную и планомерную пропаганду сектанства, особенно адвентизма, ведут заграничные сектантские миссии, располагающие огромными денежными средствами и готовой литературой, переведенной на русский, сербский, болгарский и греческий языки, не говоря уже о немецком. Средства и литература направляются в сектантские общины и ячейки, заложенные во всех городах не только столичных, но в простых селениях, – из Германии (Франкфурт-на-Майне) и из Америки (Нью-Йорк).
Учитывая религиозный подъем и мистическую настроенность народных масс в послевоенное время, пропаганда нововерия, особенно адвентизма, развивает агрессивную пропаганду всюду.
Наиболее опасной сектой является адвентизм или субботничество и не количеством отпадений, а тлетворностью своего учения. Секта эта по существу своего учения едва ли может быть названа христианской, так как проповедует и чтит непришедшего Христа, который будто бы не совершил своего дела спасения людей, а грядущего для тысячелетнего царствования со избранными, т. е. адвентистами.
В учении об уничтожении души вместе с телом, секта отрицает загробную жизнь и ведет к атеизму.
Нельзя упускать из виду также и роли еврейства в учении и средствах пропаганды адвентизма, через который перекидывается мост от христианства к Ветхому Завету.
Празднование субботы вместо воскресного дня является лучшим доказательством тому.
III. Пропаганда антихристианских и богоборческих учений
ведется под флагом теософии, аккультизма, материалистического социализма под видом большевизма и коммунизма.
Идеи антихристианских учений тонко проводятся как начала жизни в сознание русской беженской молодежи в разных интернациональных общественных и благотворительных учреждениях, как, напр., в «Христианском Союзе молодежи», насчитывающем в одной Европе до 6000 обществ, число членов этого союза достигает колоссальной цифры – 1 1/2 миллиона. Сюда же относится и общество «Маяк». Обе организации представляют собой масонский заговор против христианства и государственного национализма народов.
IV. Пропаганда католицизма
Римско-католическая миссия, возглавляемая «Черным Папой», главой иезуитского органа, – известная под названием «Propaganda Fidel», не могла не использовать катастрофического положения России и угнетенного состояния православной Церкви при господстве большевизма.
По откровенным заявлениям папских церковных политиков, несчастная, измученная Россия представляет легкую и удобную добычу и под девизом «теперь или никогда» воинствующий католицизм ведет планомерную и разностороннюю пропаганду как среди беженцев, так и в России и особенно на Украине. И по заявлению папского секретаря, кардинала Гаспари: «сыны католической церкви могут торжествовать блестящие успехи и на западе (Франция и Польша) и на востоке (Россия). Давно уже католическая церковь не одерживала таких крупных и полных побед.
Пропаганда католицизма ведется среди взрослых влиятельных или богатых русских людей и среди детей бедных русских беженцев. Последних католики охотно помещают в свои пансионы-школы, обращая особливое внимание на воспитательную часть. Известны случаи перехода нафанатизированных малолетних детей в католицизм по собственному настоянию.
Во всех крупных городах Европы и в районах беженского разселения действуют католические школы-пансионы для русских, что угрожает в будущем создать кадры русских католиков.
V. Мероприятия
Обращаясь к вопросу о мерах, способах и средствах миссионерского действования заграничной русской церкви, отдел полагает:
1) Высшее Церковное Управление является центральным органом Управления Заграничной внутренней миссии.
2) Для осуществления этой многотрудной своей задачи В. Ц. Управление выделяет из состава своего – «Миссионерский Совет», в лице епископа-председателя, одного члена Святейшего Синода и одного члена Высшего Церковного Совета.
3) Миссионерский Совет, вследствие сложности задач миссии и трудности их существования, требующего особых знаний и опыта, имеет в своем составе и распоряжении особых миссионеров в священном сане и светском положении (для борьбы с сектами, отрицающими священство).
4) Миссионеры ведут дело миссии на началах соработничества и взаимопомощи с приходским духовенством, являясь сведущими людьми и руководителями местных деятелей миссии. На обязанности миссионеров лежит изучение сектантских, инославных и других противоцерковных течений среди православного населения; организация приходских миссионерских кружков, сестричеств, лекции и принятие всех других мер ограждения православных чад церкви от лжеучений.
5) При Высшем Церковном Управлении организуется издательство повременной богословской литературы, в виде биллютеней о жизни церкви и состояния сектанства, листков, брошюр.
6) Православная Заграничная Миссия для осуществления своих духовно-просветительных задач пользуется всеми мерами – средствами и учреждениями, какие предусматриваются уставом организованного прихода, обращая особливое внимание на учреждение в приходах сестричеств, братств и миссионерских народных курсов.
7) Для противодействия католической пропаганде среди детей православных надлежит произвести регистрацию всех детей в приходе и устраивать с ними религиозные беседы в свободные от школьных занятий по Закону Божию.
8) Пригласить приходское духовенство изыскивать случаи возможно чаще посещать дома своих пасомых, особенно же коим угрожает пропаганда католицизма и сект.
9) В русских колониях, где нет ни русского, ни сербского храмов, с благословения местного епископа, организовывать молитвенные воскресные собрания для совместной молитвы, чтения Слова Божия и проповеди. Ведутся собрания молитвенные уполномоченным и благословенным на то мирянином, коего благословляет епископ, согласно постановления Московского Собора о допущении на церковную кафедру для проповеди слова Божия и мирян.
10) Библейские религиозно-просветительные кружки для чтения и изучения слова Божия – Библии, святоотеческой и апологетической литературы.
11) Религиозно-философский православный союз молодежи.
12) Детские праздничные собрания для катехизации и беседы о предметах веры и нравственности, для обучения пению.
13) Рекомендовать: певческие приходские кружки для церковного пения, и для исполнения художественной национально-патриотической песни.
14) Миссионерские краткосрочные курсы и женские миссионерские школы для подготовки деятелей в борьбе с сектантством и для ограждения пропаганды инославия.
15) Обратиться с пастырским посланием от собора епископов к православным русским людям о твердом стоянии в праотеческой вере и устоях нравственности и жизни по вере с предупреждением об угрожающих соблазнах и опасностях совращения в пагубные ереси.
16) Для успешного служения заграничной нашей миссии и выяснения света православия пред духовным взором инославного и иноверного населения заграницей необходима особливая подготовка кандидатов на должность пастырей и клириков заграничных русских церквей, путем командировок русских богословов для изучения языка, обычаев страны и ее религиозных вероисповеданий, на богословские факультеты и миссионерские институты. Для сего Высшему Церковному Управлению надлежит изыскать соответственные средства.
17) Ввиду многотысячных присоединений к Православной Церкви братьев Чехоморавов, послать от имени Карловацкого Русского Церковного Собора новопоставленному епископу Горазду429, а также православным русским людям Прикарпатской Руси приветствие в прилагаемой редакции.
18) В виду поступающих от проживающих заграницей старообрядцев австрийского священства сведений о стремлении последователей австрийского священства присоединиться к православной церкви, просить Преосвященного Митрополита Антония430 обратиться к заявителям с отеческим письмом для выяснения отношения Московского Собора к вопросу о присоединении старообрядцев к Православной Матери Церкви.
Деяния Русского Всезаграничного Церковного Собора.
1921. С. 75–80
Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. О Миссионерско-просветительном Комитете
29 ноября/12 декабря 1950 г.
При Архиерейском Синоде учреждается Миссионерско-просветительный Комитет под председательством архимандрита Аверкия431 с участием протопресвитера Михаила Польского432, протоиерея Василия Бощановского433, протоиерея Иоанна Легкого434 и протоиерея Всилия Демидова435.
Церковная Жизнь. 1951. № 2. С. 1–2
Определение Собора Епископов Русской Зарубежной Церкви. О внутренней миссии
9/22 ноября 1962 г.
Собор Епископов Русской Православной Церкив Заграницей, выслушав доклад Архиепископа Аверкия о необходимости усиления внутренней миссии в нашей Русской Зарубежной Церкви и учитывая все более и более развивающееся отступление от христианской веры, и благочестия («апостасию»), проникшее уже в недра нашей Церкви, считать безусловно необходимым всемерно поднять уровень пастырской работы по оцерковлению нашей паствы и поэтому постановляет:
1) Пастыри, кроме произнесения проповедей в храмах за богослужением, должны учить своих пасомых христианской вере и благочестию повсюду, при каждом удобном случае. При этом пастырям необходимо тщательно следить за тем, чтобы слово у них не расходилось с делом, и чтобы они сами исполняли то, чему учат свою паству. Особенно необходима систематическая катехизация как детей, так и взрослых, вне храма, путем устройства вне богослужебных собраний, по возможности, хотя бы раз в неделю.
2) Пастырям надлежит усилить свой подвиг душепопечения путем посещения домов своих пасомых, ради более близкого знакомства с их духовными нуждами и их лучшего окормления, а особенно посещения своих пасомых во время болезни как на дому, так и в больницах. Исповедь должна производиться более тщательно, а не только формально. Общая исповедь не должна допускаться, кроме самых крайних случаев, и то каждый раз с ведома и благословения Епархиального Архиерея.
3) Чрезвычайно важным признать и рекомендовать устройство по епархиям пастырских съездов и совещаний под руководством Епархиального Архиерея, а также краткосрочных пастырских курсов и общих говений духовенства.
4) Признать необходимым издание миссионерских листков и брошюр для бесплатной раздачи и возможно более широкого распространения духовнопросветительной литературы вообще.
5) Рекомендовать привлечение всех верующих к активному участию в богослужении путем чтения и пения в храме, через преподавание церковно-славянского языка и постепенное введение всенародного пения.
6) Благословить совершение хорошо знающими церковный устав верующими мирянами всех богослужебных последований суточного круга, кроме, конечно, Божественной литургии и таинств, по особовыработанному чину, с утверждением Епархиального Архиерея, в тех приходах или общинах, где нет своего постоянного священника.
7) Поощрять более частое устройство общих братских трапез по окончании богослужения, в духе древнехристианских «агап».
8) Признать нужным создание особого миссионерского центра из мирян и учреждение специального миссионерского фонда при Архиерейском Синоде для материальной поддержки дела внутренней миссии.
9) Признать важным и усиленно рекомендовать устройство как можно более торжественного празднования престольных праздников с непременным участием в них пастырей и верующих из других ближайших приходов.
10) Призвать пастырей к тщательному хранению и исполнению всех церковных канонов, благочестивых обычаев и традиций нашей Церкви, внушая то же своим пасомым, особенно же указывая им на тяжкий грех незаконных сожительств без церковного брака, на греховность устройств развлечений накануне воскресных и праздничных дней и во дни постов и на недопустимость для христиан злоупотребления спиртными напитками и увлечения нецеломудренными танцами.
11) Напомнить пастырям о том, что для успеха внутренней миссии им особенно важно постоянно назидаться и вдохновляться высокими примерами и образцами пастырского служения в Христовой Церкви всех веков, а в частности столь близким и дорогим нам образом величайшего пастыря нашего времени приснопамятного о. Иоанна Кронштадтского, указывающего нам на две важнейшие черты, необходимые для успеха пастырского служения – искренность не только на словах, но и на деле и непрестанное упражнение в подвиге молитвы.
Имея в виду страшную и несомненную угрозу для нас – потерять свою паству, соблазненную земными благами, и находящуюся под пагубным влиянием иноверной и безбожной среды, с чуждым русской православной душе бытом, – Собор Епископов горячо призывает всех наших пастырей проникнуться сознанием высокой важности именно духовного пастырского делания, которое должно быть в полной гармонии с выполнением пастырями своих чисто административных обязанностей.
Церковная Жизнь. 1962. № 7–12. С. 82–83
Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. По вопросу о постановке и развитии проповеди Православия среди инославных
11/24 сентября 1971 г.
По выслушании доклада протопресвитера Георгия Граббе436 по вопросу о постановке и развитии проповеди Православия среди инославных, Архиерейский Собор определяет:
1. Указать о. о. настоятелям на то, что повеление Спасителя Своим ученикам проповедывать Евангелие Царствия Его относится ко всем православным пастырям. Поэтому они с любовью и вниманием должны относиться ко всем инославным, интересующимся Православием, а о новообращенных должны иметь особое попечение, чтобы не только ввести их в православную жизнь, но и помочь им возрастать в Православии.
2. Признать полезным созыв миссионерско-богословского съезда в Преображенском монастыре в Бруклайне под председательством Преосвященного Архиепископа Монреальского и Канадского Виталия437, организацию коего поручить протопресвитеру Георгию Граббе и Архимандриту Пантелеймону438.
3. Просить наши церковные типографии, в меру возможности каждой, уделять достаточно внимания печатанию душеполезных изданий на английском, немецком, испанском и французском языках.
Церковная Жизнь. 1971. № 7–12. С. 49
Резолюция Миссионерско-издательской Комиссии, принятая 3-м Всезарубежным Собором и утвержденная Архиерейским Собором
Третий Всезарубежный Собор Русской Правславной Церкви Заграницей, выслушав доклады о пастырстве, а также о миссионерской и издательской деятельности нашей Церкви, с удовлетворением отмечает, что в Церкви непрерывно ведется пастырскомиссионерская работа, т. е. проповедь слова Божия, и что первым миссионером в приходе является священник-настоятель.
Священник должен «временне и безвременне», как говорит Апостол Павел, учить, наставлять, укреплять, разъяснять истины веры православной всем своим прихожанам и защищать их от еретических и других модных течений, в особенности же должен заботиться об укреплении в Православии новообращенных и живущих в смешанных браках. Для успешности пастырско-миссионерской деятельности нашего духовенства, Собор рекомендует:
1. Устройство библиотеки из книг религиозно-нравственного содержания как для самого себя, так и для своих прихожан.
2. Издание книг, брошюр и листков как на русском, так и на местных языках, могущих быть полезными для изложения истины и духовного развития прихожан. Такие издания полезно иметь в таких местах, в которых богомольцы и посетители храма легко могли бы брать их сами, а листки раздавать по окончании богослужения. Где это оказывается возможным, необходимо передавать такую литературу и русским людям из СССР.
3. Побуждать членов организаций и частных лиц, соприкасающихся с делом кинофильмов, диапозитивов и т. п. к изготовлению материалов для использования бесед и докладов на религиозно-культурные темы, с какой целью надлежит приглашать религиозно настроенных и опытных литераторов.
4. Архиерейскому Синоду и епархиальным Архиереям изыскивать пути к использованию радиовещания, телевидения и др. способов, как, напр., магнитофонных лент, а также граммофонных пластинок для распространения православного мировоззрения и культуры, здесь, в свободных странах, и там, в СССР.
5. Привлекать мальчиков к прислуживанию в алтаре и осмысленному чтению и пению на клиросе, а девочек к чтению и пению, предлагая им участвовать в работе сестричеств по уборке и украшению храмов, устройств трапез и т. п.
6. Организовывать хоры детей и молодежи для пения в церкви и устройства концертов не только в своем прихде, но и соседних городах, с миссионерскими целями.
7. Возможно чаще посещать дома прихожан, стараясь придавать беседе религиозный характер.
8. Устраивать паломничества в наши обители и Святые Места, а также общие поездки в другие приходы, в особенности на их храмовые праздники и т. п.
9. С амвона сообщать прихожанам о новых церковных изданиях и иметь при церквах киоски для продажи религиозной литературы.
Церковная Жизнь. 1974. № 7–12. С. 47–48
* * *
Горазд (Павлик), сщмч. еп. Чешский и Моравско-Силезский, первый Предстоятель возражденной Чешской Православной Церкви (+ 1942).
Антоний (Храповицкий), митр. Киевский и Галицкий, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви (+1936).
Аверкий (Таушев), архиеп. Сиракузский и Троицкий (+ 1976).
Польской Михаил, протопр. (+ 1960).
Бощановский Василий, протопр., настоятель храма св. Александра Невского в Лейквуде (+1961).
Иоанн (Легкий), еп. Буэнос-Айресский и Аргентино-Парагвайский (+1995).
Демидов Василий, прот. (+ 1952).
Григорий (Граббе), еп. Вашингтонский и Флоридский (+ 1995).
Виталий (Устинов), митр. Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви (+ 2006).
Пантелеймон (Метропулос), архим., настоятель Свято-Преображенского монастыря в Бостоне.