Свв. мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий

Св. Назарий родился в Риме. Отец его был иудей, а мать, Перпетуя, христианка, принявшая крещение от св. апостола Павла. Пришедший в юношеский возраст Назарий долго размышлял, какой веры ему держаться, той, к которой принадлежит отец, или той, какую исповедует мать. Наконец, он склонился на сторону последней и принял крещение от римского епископа Лина. Между тем родители Назария умерли, оставив его единственным наследником. Достигнув совершенного возраста, он взял часть имения и ушел из Рима в город Медиолан. Там он жил, творя милостыню нищим и помогая томящимся в темницах узникам, щедро уделяя для того из взятого им с собой имения. Между тем на престол римский вступил Нерон, ненавистник христиан, и начал против них жестокое гонение. Все темницы Римской империи переполнились христианскими узниками. Назарий усердно служил им, ободрял и утешал. Начальником Медиолана Анулином были взяты в темницу и два христианских юноши Гервасий и Протасий. Беседуя с ними в темнице, Назарий был глубоко умилен той полнотой божественной любви, какой исполнены были эти узники. Назарий сердечно привязался к ним и желал разделить с ними страдания за Христа. Анулин, услыхав о Назарии, призвал его к себе и стал спрашивать, кто он. Назарий безбоязненно отвечал ему, чей он сын и где родился, и открыто исповедывал себя христианином. Анулин начал убеждать его поклониться идолам. Назарий же снова исповедывал Христа и укорял языческих богов. Разгневанный Анулин велел бить его по устам, но Назарий не прекращал своей горячей речи. Тогда Анулин, придя в ярость, велел бить Назария палками, а потом с бесчестием изгнать из города. Назарий, радовался, что удостоился принять страдание и бесчестие ради Христа; уходя из города, он скорбел только о том, что разлучается с Гервасием и Протасием. Между тем во сне явилась Назарию его мать и велела идти в Галлию и там проповедовать Христа.

Исполняя повеление матери, Назарий отправился в Галлию, где, переходя из города в город и от селения в селение, проповедовал учение Христово. В одном городе Назарий крестил трехлетнего сына бедной женщины по имени Келсий и взял мальчика к себе на воспитание. Мальчик обладал хорошими способностями и быстро усвоил наставления Назария, а когда подрос, то скоро почти совсем сравнялся в познаниях со своим учителем. Воспитанный в благочестии, Келсий всей душой был предан Христу, и когда достиг юношеского возраста, просил учителя взять его на проповедь Евангелия. Назарий исполнил желание своего ученика, и они вместе проповедовали по разным селениям. Начальник той страны Диновий велел взять их обоих и, избив, заключить в темницу. Наутро Диновий хотел снова мучить Назария и Келсия, но его жена, жалея молодость Келсия, упросила мужа отпустить его на свободу. Диновий не стал противоречить жене и велел освободить юношу. Освобожденный Келсий стал умолять Диновия, чтобы освободить и Назария, отказываясь в противном случае воспользоваться данной ему свободой. Тогда Диновий отпустил обоих.

После того Назарий с Келсием пришли в город Тимир и учили там о Христе. Озлобленные язычники взяли их и отправили в Рим на суд к Нерону. Твердо и безбоязненно исповедовали они перед Нероном веру во Христа. Тогда слуги императора повергли Назария и Келсия на землю и без милосердия били их. Нерон надеялся, что после таких истязаний они одумаются и принесут жертвы идолам, но святые мученики были непоколебимы. Разгневанный Нерон приказал влачить их по земле. Мученики только воздавали хвалу Богу и радовались, что терпят страдания за имя Христово. Видя твердость Назария и Келсия, Нерон велел отдать их на растерзание зверям, но те, к великому изумлению мучителей, не прикоснулись к свв. мученикам. Не зная, как погубить исповедников Христа, Нерон распорядился, чтобы их бросили в море, но Назарий и Келсий прошли по воде, как по суше. Слуги царя, пораженные этими чудесными знамениями, сами уверовали: они будто по приказанию Нерона освободили мучеников, а Нерону сказали, что, наконец, их погубили.

После этого Назарий в сопровождении Келсия опять пошел в Медиолан. Там он нашел Гервасия и Протасия, все еще томившихся в заключении, ходил к ним в темницу и беседовал с ними. В то же время он проповедовал в городе о Христе, о чем донесли начальнику города Анулину. Тот повелел призвать святителя к себе, вспомнил о нем и стал расспрашивать, где он был и откуда пришел. Когда же Назарий рассказал, что он с Келсием был в руках самого Нерона, который дал им свободу, Анулин весьма изумился, так как знал о ненависти Нерона к христианам. Тогда правитель стал убеждать их поклониться идолам, но они вместо того громко исповедовали Христа. Придя в ярость, язычники били мучеников по устам и заушали их, а потом бросили обоих в темницу, где заключены были Гервасий и Протасий. Все четверо были весьма утешены, что они вместе. Между тем Анулин послал письмо к Нерону, спрашивая, как ему поступить с Назарием и Келсием. Нерон оскорбился, узнав, что слуги его, которым он дал приказание как бы то ни было погубить Назария, не исполнили приказания, и велел Анулину теперь же умертвить мучеников. Тогда, по повелению Анулина, Назарию и Келсию были усечены головы мечом. Один христианин, живший на краю города, перенес тайно честные мощи мучеников в свой дом. Дочь его лежала без движения в расслаблении, но как только мощи страдальцев внесены были в дом, она тотчас поднялась на ноги, точно и не была вовсе больна. Отец возрадовался о милости Божией, поданной его дочери через мучеников Христовых, и с честью предал их погребению недалеко от своего дома.

Между тем в Медиолан вскоре пришел военачальник Астазий, посланный в поход против Моравии. Он страшно ненавидел христиан и никогда не упускал случая проявить эту ненависть. На этот раз в Медиолане, по его желанию, были замучены томившиеся в темнице Гервасий и Протасий. Христианин Филипп с честью похоронил честные их останки возле своего дома.

Мощи свв. мучеников Назария, Келсия, Гервасия и Протасия очень долгое время находились под спудом, так что никто даже не знал о месте их погребения. Только в IV в. св. Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше в царствование Феодосия Великого обрел мощи сначала свв. мучеников Гервасия и Протасия, а потом в царствование сыновей Феодосия – Аркадия и Гонория – мощи свв. Назария и Келсия.

Св. Церковь установила празднование в честь этих четырех мучеников 14 октября.


Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..

Комментарии для сайта Cackle