Источник

Молитва повседневного исповедания Богу человека, полагающего начало спасения

(Святителя Димитрия Ростовского)

Найдя уединенное место, и будучи один – сам с собою, сядь и размышляй о твоей жизни: приведи на ум все грехи, от юности тобою соделанные, – исповеданные и неисповеданные. Воспомянув же их – все, воздохни из глубины сердца, бей себя в перси и, если будет тебе возможно, восплачь... И, встав, упади на колена, и вознеси ум твой от земли к Престолу Божию, окружаемому Херувимами и Серафимами. Там, узрев умными очами Бога, сидящего на высоком и превознесенном Престоле, видящего приход твой, провидящего все пути твои, и внимающего, что хочешь говорить, – там пади у премилосердых ног Его и начни со страхом говорить Ему так:

Начало исповедания

Боже Преблагий, Источниче благости, бездна милости! Создателю, Искупителю и Спасителю мой! Тебе, ведующему сокровенное – тайное, испытующему сердца и утробы, исповедую грехи мои, и приношу беззакония мои пред всевидящее Око Твое, в слух всех Твоих Ангелов и Архангелов.

Господи мой и Творче! согрешил я (тем и тем).

Здесь с усрамлением и стыдением лица твоего, с трепетом сердца и со слезами, перечисли все грехи свои подробно, тихо – как бы шепотом на ухо, устами твоими говори: сим и сим опечалил я Тебя – Господа моего4.

Окончив исповедание грехов5, молись:

Вот язвы и струпы и гноения мои, о Милостивый Врачу! Вот тяжкое мое бремя, о Благий Господи! Вот стыд мой и нагота моя, о Долготерпеливый Судие! Сими деяниями моими я опечалил, прогневал и раздражил Твою благость; сими осквернил образ Твой, оскорбил Св. Духа Твоего и Ангела-Хранителя моего отгнал от себя; сими попрал дражайшую Кровь Твою, излиянную за меня, и ни во что вменил ее; сими погубил душевную красоту, лишился благодати Твоей, и соделался вертепом разбойников, – жилищем бесов и страстей; сими растлил Церковь Твою, искупленную Кровию Твоею, – оскверняя все тело мое, – творя уды мои, удами блудничими, – осквернил душу скверными помышлениями, – хульными, гордыми, мерзкими, блудными; сими услаждаясь и сим соизволяя, я был радостию для бесов и плачем для Ангелов; и – умерла душа моя, лежит, как в гробе, в злом обычае, – засыпана прахом нечувствия, и завалена камнями ожесточения. Вот, Господи, беззакония мои, превзошедшие главу мою, умножившиеся паче влас главы моей, и паче числа песка морского! Исповедуя их, сак себя обличаю, осуждаю и обвиняю. И не только сии, которые припомнил, но и которых не помню, которых не разумею, что они – грехи, и которых не умею исповедать, – все – сии повергаю в превеликое милосердие Твое, Всемилостивый и незлобивый Боже!

После таких и столь многих моих студных делах, по столь великом помрачении и безумии ума моего, по столь лютых падениях и нечувствии, едва пришед в себя и из глубины отчаяния моего, воззрев на Твое великое милосердие, непреодолимое всеми человеческими грехами, я уведал – убедился, что Ты не хочешь смерти грешника, но милостиво ожидаешь обращения его, – что за одних грешников нещадно излиял Ты Кровь Свою, да призовешь их к покаянию.

Уразумев это, я окаянный, я грешный, превзошедший грехи всего мира, вторый – злыми делами – диавол, подражатель Иуды, сообщник распинателям, – я окаянный и беззаконный, – неопределимое море всяких мерзостей, я скверный, – бездонная пропасть всех нечистот, бесстыдный делатель всего злого – прибегаю и припадаю к Тебе – Всемилостивому и Всещедрому – с покаянием, в болезни сердца моего, вопия: Согреших, Отче, на небо и пред Тобою, – согрешил и беззаконовал, – был преступником заповедей Твоих, – согрешил, как иной никогда не согрешил; несмь достоин нарещись сын Твой, – недостоин воззреть и видеть высоту небесную, недостоин открыть уст моих пред Тобою, быв доселе врагом Твоим.

Но молю Твою благость и мольбу приношу Твоему незлобию: Помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!

Помилуй, прости, очисти, ибо у тебе очищение есть. Господи! аще хощеши, можеши мя очистити. Вем, яко хощеши всем спастися: спаси убо и мене, можеши бо, елика хощеши. Преклонися, Господи, на милость, помяни древния милости и щедроты Твои, и прости мои согрешения, не помяни моих злых деяний, не вниди в суд с рабом Твоим, не воздаждь мне по делам моим, не яростию Твоею обличи меня, и не гневом Твоим накажи меня.

Отверзи мне двери благости Твоей, отверзи ми двери покаяния, в покаянии приими мя и в разум призови, возстави падшего, взыщи заблудшего, обрящи погибшего, исцели уязвленного, воскреси мертвого. Господи, Боже сил! Обрати мя, яви ми Лице Твое, и спасен буду, Лице Твое просвети на раба Твоего. Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши Лице Твое от Мене? Отврати лице Твое от грех моих, не отврати же Лица Твоего от Мене, яко скорблю, скоро услыши мя.

Вем, яко несмь достоин человеколюбия и милосердия Твоего, но достоин всяких мук, какие имеет ад, достоин неусыпающего червя, скрежета зубов, кромешной тьмы, неугасимого огня, уготованного диаволу и аггелам его, – достоин тартара, которого и сам сатана трепещет... Но насколько велико правосудие Твое, настолько велика и милость Твоя, и нет греха, побеждающего человеколюбие Твое. Потому, не отчаиваюсь, но надеюсь на Твою неисчерпаемую и непрестанно на всех неоскудно изливающуюся благодать и неизреченное милосердие. Надеюсь на Тебя, Господи, и уповаю, да не постыжусь во веки. Ты, Боже, упование мое, упование же не посрамляет. Не посрами меня, Господи, на страшном суде Твоем, пред тьмами темь небесных сил и всех Твоих Святых.

Сердечно жалею, что прогневал Тебя – Создателя моего, опечалил злобами моими вечную и нескончаемую Благость. Кого непрестанно имел любить и заповеди Твои хранить, Того, как бы ненавидя отдал себя бесчисленным грехам; Кого имел усердно желать, о Том едва мало когда помышлял и пренебрегал; Кем имел сладостно насыщаться, Сего преогорчевал и отвергал; к Кому имел прилепиться, от Того отторгся; для Кого Одного имел жить, для Того умер, и живу для греха, сластей и страстей; Кого имел бояться и почитать, Того преобидел и обесчестил – в меньшей братии и в себе самом, всего себя оскверняя делами, словами и помышлениями; Кого имел благодарить и славословить непрестанно при Нем пребывая, от Того отвращался, отбегал на пути развращенные, и ленился открывать уста на славу Его пресвятого имени.

О желание мое! О милостивый мой Боже! Не до конца прогневайся на меня грешного. Обо всем этом я болезненно ныне жалею и не перестану жалеть. О если бы я никогда не прогневал Господа моего! Лучше бы мне прежде умереть, чем раздражать Благого Господа моего! Для того ли я родился, для того ли воспитан, для того ли и живу до ныне, чтобы тяжко оскорблять Тебя – Владыку моего? Да разразится ныне сердце мое болезнию, да распадется и сокрушится окаменение мое жалостию, да истаю весь, как воск, внутренним горением, потому что утратил Бога моего, отпал от благодати Его, оскорбил благоутробие Его, лишился любви Его, отстранился от славы Его, остался без милостивого присещения Его.

Да изводят очи мои – днем и ночью – исходища вод о том, что я не сохранил Закона Твоего, Господи, ибо много преступил, много согрешил пред Тобою. О сем смущается сердце мое, – и не так страшится муки, не так болезнует о лишении небесных благ, как о том скорбит, что я прогневал Тебя – всего Благого, всего сладкого, всего любезного, всего вожделенного: только об этом не перестану жалеть отныне и до века. Да исчезнет в болезни живот мой, и лета мои ввоздыханиях; да изнеможет в болезни душа моя, и да смятутся кости мои о том, что я тяжко опечалил Бога моего, Творца моего, Владыку моего, Искупителя моего.

И что сотворю? Знаю, что, Ты – Бог мой благ, Создатель мой милосерд, Искупитель мой Щедр и милостив, так милостив, что и души Своей не пощадил, но за нас грешных положил ее, и не по беззакониям нашим творишь нам, ни по грехам нашим воздаешь нам. Се сотворю: упаду у пречистых Твоих ног, поклонюсь, припаду и восплачу пред Тобою – Господом, сотворившим меня. Я – бездна грехов, повергаю себя в бездну милосердия Твоего, Боже мой! И умоляю Тебя – настави меня на истинное покаяние и приведи в чувство меня – нечувственного и окамененного. Ты принял многих кающихся грешников – Давида, Манассию, Иосию, мытаря, блудницу, блудного сына, разбойника, Петра, Савла, Фотинию, Таисию, Пелагию, Марию Египетскую; не отринь и меня, превзошедшего их грехами, ибо Ты пришел – не праведных призвать, но грешных на покаяние. Призови же и меня, более всех грешного. Если я и ничего доброго не сделал пред Тобою; то дай мне, по благодати Твоей, положить доброе начало. И сподоби меня, Господи, возлюбить Тебя, как прежде я возлюбил тот самый грех, и – поработать Тебе без лености, как прежде поработал я льстивому сатане. Но и более желаю поработать Тебе – Господу Богу моему Иисусу Христу, во все дни остальной жизни моей, если Ты подашь мне в помощь благодать Твою.

Дивлюсь, о Всемилостиве! воистину многому Твоему долготерпению. Как не навел Ты на меня праведного суда Твоего, в то время, когда совершались беззакония мои? Как не обличил Ты меня яростию Твоею, и не казнил меня гневом Твоим? Как не поразил Ты меня с высоты молниею? Как не повелел земле поглотить и низвесть меня в ад живого, или как не попустил похитить меня какой-либо наглой – внезапной смерти? И когда долго сему удивлялся, – познал, что Твое безмерное милосердие – долготерпеливо и милостиво – ожидало моего покаяния и исправления скверного моего жития, – ожидало и оставляло меня без казни, да прииду в чувство, и познаю мои беззакония, и оставлю злые мои дела и начинания.

Познав же это, я пришел к Тебе с покаянием, не сам собою, но Ты меня наставил и привел к Тебе. И чего ради сотворил Ты сие? И что Тя подвигло к такому милосердию? И какая Тебе нужда – призывать меня? Не вем. Одно только то знаю, что я грешен и безответен, и был доселе врагом Твоим, и остаюсь еще неисправленным. Но поскольку Ты Сам воззвал и привел меня к Себе; то просвети ум мой, отверзи уста мои, научи меня, что творить пред Тобой, и очисти многие мои беззакония, омой мои беззакония и мерзости, окропи меня иссопом милости Твоей, убели меня паче снега, да стою пред Тобою не скверным и не мерзким. Лучше бы мне было скрыться где-либо в темных недрах земных, нежели стоять пред величеством неприступной славы Твоей, – стоять в таком стыде, так бесстыдно обнаженному, гнусному, всему покрытому греховными сквернами, когда будут смотреть на меня все Твои, предстоящие Тебе Херувимы и Серафимы. Но нет такого места, которое бы могло сокрыть меня от очей Твоих, светлейших более солнца.

Дивлюся же и недоумеваю о том, как Ты не гнушаешься такими мерзкими моими сквернами, и попускаешь мне стоять пред Тобою, особенно же, дерзостно и бесстыдно, беседовать с Тобою? Как не гнушаешься смотреть на нечистоту сердца моего и на мерзость души моей? Как Твои предстоятели не отринут и не отгонят меня от Лица Твоего, – огненными своими оружиями внезапно воспретив мне? Как они, возгнушавшись мною, не ввергнут меня связанного во тьму кромешную? Но этого не хочет Твое незлобие и крайнее благоутробие; ибо многа, воистину многа милость Твоя: она выше небес, глубже адской бездны, пространнее всей земли и моря. Такая благость Твоя не хочет и моей погибели, но ожидает обращения, и радуется о покаянии грешников. Велика Твоя милость, Господи, что ты долго терпишь на мне, много раз обещавшем каяться, и опять в тоже, еще худшее, впадавшего; много-много раз я обещал покаяние, и клятвами подтверждал это, но солгал, – страстный. Каюсь со трепетом: не поразишь ли меня, Господи?! Но через час опять тоже творю... А Ты и еще милосердствуешь о мне, не погубляя меня с беззакониями моими!!

Слава долготерпению Твоему! Слава милосердию Твоему! Слава благоутробию Твоему! Слава множеству щедрот Твоих! Слава многому множеству благости Твоей, Слава милостивому Лицу Твоему! Господи мой! Ему же ныне предстоя, приношу Тебе волю и намерение мое, заложенное в надежде помощи Твоей, – отныне, от сего дня, от сего часа, от сей черты – момента, исправить, по силе моей, злое и окаянное житие мое; а о прошедших грехах до смерти болезновать и жалеть буду, и о приходящих опасно блюстись – помощию Твоею.

Веси, Господи Боже мой, что я ненавижу мерзких дел моих, и самого себя ненавижу их ради, – ненавижу всескверного жития моего, и более ими раздражать Тебя – Благого Бога моего не желаю, – только Ты, Господи, дай мне помощь, ибо без Твоей всесильной помощи и благодати никак не могу отстать от моих злых дел и греховного обычая, и никакого доброго дела не могу сотворить, без Тебе бо не могу творити ничесоже. Имею волю каяться, если Ты, Боже, поможешь мне, Ты, можешь очистить меня. Господи! помоги мне, и спасуся.

Верую, Господи, Твоему благоутробию, – помоги моему неверию. Верую, что Ты близок ко всем, призывающим Тебя в молитве. Истинно, истинно, истинно желаю всем сердцем обратиться к Тебе Богу моему – в покаянии. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися!

Потом, встав от земли, утверждаяся во уповании на Господа и, размышляя о Его великой благости и милосердии, читай псалом 102, да утешится душа твоя.

1. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – имя Снятое Его!

2. Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его, –

3. Прощающего все беззакония твои, исцеляющего все недуги твои.

4. Избавляющего от истления жизнь твою, венчающего тебя милостию и щедротами.

5. Исполняющего добрые желания твои, обновляющего, по подобию орлей, юность твою.

6. Господь творит милости и суд всем обидимым.

7. Он показал Моисею пути Свои, сынам Израилевым – изволения Свои.

8. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:

9. Не до конца гневается, и не вовек негодует;

10. Не по беззакониям нашим творит нам, и не по грехам нашим воздает нам.

11. Как высоко небо от земли, так велика милость Господня к боящимся Его.

12. Как далек восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши.

13. Как отец милует сынов, так ущедряет Господь боящихся Его.

14. Ибо Он знает из чего мы созданы, – помнит, что мы – прах.

15. Дни человека, как трава, – как цвет полевой, так он отцветает.

16. Как только дух пройдет в нем, – уже и не будет его, и не узнает он места своего.

17. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его.

18. И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнить их.

19. Господь на небесах поставил Престол Свой, и царство Его всеми обладает.

20. Благословите Господа все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие Слово Его, послушные голосу Слов Его.

21. Благословите Господа все силы Его, слуги Его, творящие волю Его.

22. Благословите Господа все дела Его. На всяком месте владычества Его, благослови, душа моя, Господа!

Если же всего сказанного невозможно будет обнять памятию; то положи в уме своем и держи следующие краткие правила: 1) Исповедую Богу все грехи мои; 2) считаю себя недостойным милосердия Его, но достойным вечных мук; 3) но не отчаиваюсь; 4) а смиренно прошу прощения; 5) полагаю намерение исправить жизнь мою; 6) несомненно верую, что грехи мои будут прощены.

Молитва сия, в высшей степени, полезна и необходима всякому человеку, кающемуся во грехах своих, и полагающему начало спасения своего. Потому не мешает иметь ее у себя каждому грешнику, и почаще, со вниманием, молитвенно прочитывать ее.

Общая исповедь пред духовником

Исповедаюся Господу Богу-Вседержителю, Единому во святой Троице славимому и поклоняемому – Отцу и Сыну и Святому Духу, и Преблагословенной Приснодеве Богородице Марии, Св. Архангелам и Ангелам и всем Святым, и тебе, честный отче, во всех моих грехах, соделанных мною – мыслию, словом, делом и всеми моими чувствами, во всей моей прошедшей жизни даже до сего часа.

Исповедую, что согрешил гордостию, тщеславием, превозношением, завистию, ненавистию, желанием чести, сребролюбием, гневом, унынием, леностию, чревоизлишеством, святотатством, неправедною клятвою, татьбою, присвоением чужого, прелюбодеянием, всяким видом любодеяния, плотским похотением, нечистым лобзанием и осязанием, рукоблудением и всеми всесквернейшими нечистотами, объядением, пьянством, праздным разглагольствием, лукавыми увещаниями и ласканиями, неведением того, что должно ведать, небрежением, даванием и принятием подарков, чтобы покривить душою, взиманием лихвы, недостаточным подаванием милостыни, презрительным отношением к убогим, неприветливостию и неугощением нищих, притеснением домочадцев, непосещением болящих и сущих в темнице, непогребением мертвых, неодеянием неимущих, ненасыщением алчущих, ненапоением жаждущих, – небрежным исполнением дел Церковных, недостойным причащением Тела и Крови Господней, не воздаянием почитания праздникам Господним, Богородичным, и чествования Святым Ангелам и угодникам Божиим, нетрезвенно и нечисто провождением их, – поблажкою на злое старейшинам, согласием на их неправды, незащищением пред ними невинных, неутешением сих последних, а напротив – желанием им зла и вреда, – оклеветанием старейших себя и начальников, поношением и хулением их, не сохранением верности друзьям и благодетелям своим и невоздаянием должного им повиновения, – гордым хождением в Церковь Божию, не подобающим в ней стоянием, сидением и неподобным из ней исхождением, праздным в ней разглагольствием, незаконным деянием, скверным с прочим собеседованием, нечистым сердцем и скверными руками прикосновением к священным сосудам и приступанием к святому служению, нерадивым совершением в Церкви Божией – молитв, псалмопения и звания Божия, всезлейшими помышлениями, развратными размышлениями и поучениями, ложными мнениями, безрассудным осуждением, согласием на злые и неправедные советы, скверными вожделениями и услаждениями, праздными, излишними, нечистыми и досадительными словами, лжами, прельщениями, многоразличными клятвами, непрестанными оклеветаниями, возбуждением ссор и раздоров, насмешками над ближними, праздным глумлением, наруганием, прением, лестию, лукавством, наушничеством, суетным и тщетным радованием и злорадованием, и всем злым, – роптанием языка и хулением, шутовством, смехотворением, заспанием, злоглаголанием, укорением, сквернословием, лицемерием, противным Богу бдением, телесным похотением, блудными помышлениями, нечистыми услаждениями, взиранием на зверское и скотское совокупление с нечистою совестью, в вере, надежде и любви согласием диаволу, преступлением Божиих заповедей, небрежением о моем предложении любви к Богу и ближним, – зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием – похотным и нечистым, и всеми погибельными помышлениями, глаголаниями, произволениями и деяниями. Согрешил я этими и прочими всеми беззакониями, какими только человеческая немощь может согрешить, против Господа и Создателя своего – или помышлением, или словом, или делом, или услаждением, или вожделением, – согрешил и признаю себя больше всех людей виновным пред Лицем Божиим, и исповедаю все сии и иные бесчисленно многие мои грехи, соделанные мною волею и неволею, ведением и неведением, самим собою, или чрез других, или соблазнением брата моего. Во всех грехах моих, о которых помнил и о которых сказал, а также и в тех, о которых, ради их множества, не мог вспомнить и высказать, – во всех сих – сказанных и не сказанных, по их множеству и моему беспамятству, грехах – каюся, скорблю и признаю себя виновным и безответным пред Господом Богом моим. Того ради смиренно прошу и молю Пресвятую и Преблагословенную Деву-Богородицу, вся небесныя Силы, всех святых угодников Божиих, и тебя, честный отче иерее, в присутствии которых, я все исповедал, да будете мне, в день судный, свидетелями против диавола, врага и ненавистника рода человеческого, – что я все сие исповедал, – и да помолитеся о мне грешном Господу Богу моему. И прошу тебя, честный отче, как имеющего, данную тебе от Христа Бога, власть – разрешать, отпускать и оставлять грехи исповедавшим, – разреши меня от всех сих сказанных тебе грехов моих, – очисти мне все, и прости, и дай мне за все мои согрешения епитимию; ибо истинно жалею о моих согрешениях, и имею волю каяться – искренно раскаяться в них, а вперед, сколько можно, при помощи Божией, блюстись от них. Прости меня, отче святый, и разреши, и помолись о мне грешном. Аминь.

* * *

4

Для сего, хорошо бы на свободе переписать все свои грехи, чтобы не забывать о них и чтобы они всегда были пред очами, как у св. Царя Давида (Пс.50:51)

5

Образцы которого смотри в конце сего под названием: «Общая исповедь пред духовником».


Источник: Что такое жизнь и как должно жить : статьи для религиозно-нравственного чтения / [Собр. епископ Иустин]. - Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1901. - 452, II с.

Комментарии для сайта Cackle