Источник

Братское слово старообрядцам и сектантам

Возлюбленные братия и сестры о Господе! Священным долгом своим почитаю – обратиться к вам с моим искренним – братским словом. Не буду говорить о ваших разных убеждениях касательно веры. Убеждения эти давно разобраны, как говорится, по ниточкам; и вы хорошо знаете, что они несостоятельны уже потому одному, что различны, а истина одна; они – убеждения, и, следовательно, в них – беда, угрожающая неверностию их, а всякая неверность в деле Веры пагубна. Нет мне нужды говорить о том, о чем говорено уже и писано на тысячу ладов; потому не стану касаться ваших различных верований.

Обратите только ваше внимание на следующие пункты:

1. Господствующая Вера в нашем любезном отечестве, – во всей России, есть Вера православно-христианская, принятая с православного востока, от греков, искони бывших православными, – каковою она и была у нас с самого начала Крещения Руси, каковою остается и доныне. Она дала нам и доселе дает многих святых угодников Божиих; она создала и созидает бесчисленные православные храмы Божии, в которых спасались и спасаются миллионы. – Это ли неистинная Вера?!

2. Избранные и Богом венчанные, крепко любимые, и высоко почитаемые своим народом Цари наши – все православные; Церковная Иерархия наша, во всех членах её, – православная; коренное население Святой Руси, в большинстве своем, православное: и только меньшинство сего населения, как печальное исключение, к сожалению, составляют, вместе с иностранцами, проживающими в России, наши доморощенные старообрядцы и разные сектанты. Не стыдно ли, не грех ли отворачиваться от родной святыни и семьи и становиться в ряды её недоброжелателей?!

3. И какая необходимость заставляет вас отделяться от единства Веры и Церкви православной? Мера истинная может быть только одна: та самая, которая насаждена на земле Господом нашим Иисусом Христом, утверждена святыми Апостолами, раскрыта Вселенскими соборами, руководившимися благодатию святаго Духа; Православная Церковь может быть также только одна, как говорится в Символе Веры: (верую) «во едину, святую, соборную и Апостольскую Церковь». После сего, есть ли какой смысл – искать других вер в других церквах? И для чего это нужно?

4. Не опасно ли отделяться от единой истинной Веры и от единой Православной Церкви, в которой и учение христианское сохраняется нерушимо, и все таинства совершаются правильно, и св. Крест со св. иконами почитается верно, и все соблюдается строго православно? Не значит ли вне такой Веры и за пределами такой Церкви делать свое спасение сомнительным? И какое удовольствие, какая охота – блуждать за оградою её, по разным дебрям и вертепам, укрываться и подвергаться разным неприятностям? Разумно ли это; и есть ли в этом какой-нибудь смысл?

5. Скажете, как и говорите, что в членах нашей Православной Церкви замечаются недостатки? Но где же их нет на земле? Они везде есть – и у нас, как и у вас. Что же из этого следует? Следует только то, что – после падения первых людей – весь мир во зле лежит. И потому-то нам нужно спасаться от зла; но где спасаться? Конечно, там, где есть верная и полная возможность спастись, то есть: в Православной Вере и Церкви, которая верных своих чад просвещает и освящает, а нерадивых и нераскаянных грешников отвергает от себя судом, данным ей от Бога, а не там, где ничего этого нет, и потому спасение больше, чем сомнительно.

6. А что спасение за пределами Православной Веры и Церкви сомнительно, это ясно видно из того, что в вероисповеданиях инославных, отделившихся от Церкви Православной, – истинно христианское учение искажается очевидно: в церкви католической измышлены новые догматы – исхождение св. Духа от Отца и Сына вопреки евангельскому учению, – непорочное зачатие Пресвятой Богородицы, – непогрешимость папы и пр.; а в церкви Лютеранской искажено почти все истинно христианское, и появились бесчисленные секты, заразившие собою и наших соотечественников, во время наплыва в Россию иностранцев. В этих ли разнообразнейших учениях искать спасения, когда в них и 70 мудрецов не разберутся?!

7. Откуда в Россию зашел раскол? Ведь при Патриархе Никоне появились только споры по случаю исправления церковных книг. Споры сии, без сомнения, кончились бы примирением: здравый смысл русского человека скоро понял бы, на какой стороне правда, если бы не раздула этих споров какая-то темная, незримая сила и не вооружила первых основателей раскола против истины, – против Православной Церкви. Откуда и теперь берутся предводители старообрядцев и сектантов наших? Очевидно оттуда же и такими же тайными путями. Кто эти вожаки, начетчики и попы раскольничьи? Едва ли кто верно укажет, кто они, откуда и где учились! Подумайте же, разумно ли и не опасно ли вверяться таким руководителям, и в таком важном деле, как Вера и спасение?!

8. Думаю, что ваши покровители и руководители постараются заглушить сие мое задушевное к вам слово и сделать его бесплодным для вас, как это они всегда почти делали и делают, по внушению какой-то темной силы, желая держать вас во тьме неведения и заблуждений. Но знайте и верьте, что сказать вам это слово заставило меня не что-нибудь другое, а одна искренняя моя и братская любовь к вам, и сердечное желание вам спасения, в надежде, что – при чтении его благодать Божия коснется душ и сердец ваших и просветит вас.

Говорю вам сие единственно потому, чтобы свято исполнить долг свой: привести во двор овчий и ины словесныя овцы, яже не суть от двора сего, да будет едино стадо и Един Пастырь: а самое дело предоставляю воле Божией и вашему благоразумию. Сказано: Аз насадих, Аполлос напои, а Бог возрасти. Аминь.

Ваш искренний доброжелатель, недостойный

Епископ Иустин.


Источник: Что такое жизнь и как должно жить : статьи для религиозно-нравственного чтения / [Собр. епископ Иустин]. - Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1901. - 452, II с.

Комментарии для сайта Cackle