Источник

Молитва Господня

Отче наш Иже еси на небесех!

Стих сей есть предисловие молитвы, из ко­торого научаемся: 1. Что Бог есть истинный Отец христиан, а они суть сынове Бо­жий верою о Христе Иисусе (Гал.3:26). Сле­довательно им должно призывать Его, как Отца, с упованием, как плотския дети при­зывают своих родителей, и к ним во всех нуждах руки свои простирают. 2. Бог есть Один Отец христианам, следо­вательно они между собою суть братия, как имеющие Одного Отца. 3. Христиане, как ду­ховные братья, должны иметь между собою любовь. 4. Должны друг за друга молиться, и как один глас от сердца испущать к Небесному своему Отцу: Отче наш! Слово сие, по словам св. Златоуста, научает нас тво­рить за братию общую молитву. Ибо не го­ворит: Отче мой, но Отче наш, что значит возсылать молитвы за общее тело, и не свою только пользу, но и пользу ближняго везде наблюдать. 5. Если христиане суть братия о Боге, то все имеют одну честь и славу, – все, говорю, господа и слуги, славные и неслав­ные, богатые и нищие, сановитые и худород­ные, как братия, и потому не должны друг друга презирать, потому что все едино суть о Христе Иисусе (Гал.3:28). Св. Златоуст говорит на сие место, что оно удаляет от нас неравенство и показывает великое равночестие Царя с нищим. 6. Когда хотят без зазрения совести, призывать и называть Его Отцем, то всячески должны беречься грехов и особенно добрыми нравами уподобляться Богу, как дети Отцу своему. 7. Из сего видно, что христианин неисправный, пока не позаботится об очищении себя истинным по­каянием, не может, с пользою для себя, призывать Бога, тем более не может назы­вать Его Отцем, и молитву сию произносить. Непременно надобно оставить грехи и при­хоти плотские, – покаяться и отступить от неправды, по учению Апостола: да отступит от неправды всяк именуя имя Господне (2Тим.2:19). Ибо как может сказать Ему: Отче наш тот, кто сам уподобляется нравами своими скотам или диаволу?! Те, которые называют Бога Отцем, и молятся Ему Отче наш, долж­ны быть сынами Божиими, а в сынах долж­ны быть свойства, подобные Отцу. Итак непременно должно по подобию блуднаго сына, прийти в себя, обратиться и возвратиться к Отцу, и пред Ним со смирением признать грех свой: Отче! согрешил на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой (Лук.15:17–21) и впредь не отлучаться от Отца Небеснаго, но работать Ему от чи­стаго сердца, иметь общение с Его дома­шними, то есть истинными христианами и вме­сте с ними возносить к Нему сей общий глас: Отче наш! 8. «Говорится на небесех не потому, чтобы Бог заключен был в небесах, но потому, что слово сие отводит молящагося от земли и возводит к небес­ным обителям,» говорит св. Златоуст, а также и потому, что там, на небесах, оте­чество избранных, там Бог показывает Себя в славе Своей и увеселяет души свя­тых. Но собственно говоря Бог есть на вся­ком месте – на небеси и на земли, как поет Псалмопевец: Бог наш на небеси и на земли (Пс. 113, 11). Далее посмотрим, о чем Хри­стос повелел христианам молиться.

Да святится имя Твое

1. «Да святится имя, то есть – до славится имя Твое,» – говорит св. Златоуст. 2. Это значит, чтобы мы ничего иного, как только славы Божией искали. Св. Златоуст пишет, что молитва того, кто называет Бога Отцем, бывает достойна тогда, когда он ничего не просит прежде славы Божией, но всему предпочитает хвалу Ему. 3. Имя Божие свято и славно без нашего прославления, но мы должны стараться, чтобы и в нас оно славилось. 4. Имя Божие прославляется тогда, когда часто про­поведуется слово Его, и мы исправляем жизнь свою по слову Его, как говорит Христос: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрые дела, и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех (Мф.5:16). 5. Этого мы сами, без благодати Божей делать не можем, потому и просим Отца Небеснаго, да милостивно подаст нам оное. 6. Отсюда видна немощь наша, что без Бога мы не мо­жем творить никакого добра, как говорит Христос: без Мене не можете творити ниче­соже (Ин.15:5). 7. Если просим, чтобы святилось и славилось имя Божие, то не долж­но нам искать славы своему имени от добрых дел. 8. Кто иначе учит или жи­вет, а не так как слово Божие научает, тот не прославляет имени Божия. А чтобы Сам Бог не допустил нас до этого, – мы молимся Ему: да святится имя Твое!

Да приидет Царствие Твое

1. По учению св. Златоуста под царствием Божиим здесь разумеется царствие небес­ное, которого ожидают истинные христиане, и молятся: да приидет Царствие Твое. И это, говорит, есть слово благоразумнаго сына, ко­торый не прилепляется к видимому и не по­читает за великое настоящаго, но спешит к Отцу и стремится к будущему. 2. Кто желает небеснаго Царствия, тот и молится: да приидет Царствие Твое; потому что надоб­но прежде презреть земное, и тогда желать небеснаго. 3. Так молящемуся надобно иметь чистую совесть, или очистить ее покаянием, и тогда молиться: да приидет Царствие Твое. Иначе нельзя желать и просить того, когда совесть, оскверненная грехами, грозитъ судом Божиим и вечною мукою! Как можно молиться и сказать: да приидет Царствие Твое, а в совести смущаться ожиданием вечной муки? Итак, непременно требуется, чтобы тот, кто желает и просить: да приидет Цар­ствие Твое, оставил грехи и очистил их покаянием, сокрушением и верою. Ибо Цар­ствие Божие уготовано праведным и святым и непременно приидет к ним; осквернен­ный же грехами напрасно будет ожидать его.

По учению св. Златоуста сие желание происхо­дит от чистой совести души, удаленной от земного.


Источник: Издание Афонскаго Русского Пантелеймонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, Большая Якиманка, собств. дом. 1895. От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва.3 Июню, 1895 года. Цензор, Протоиерей Александр Смирнов.

Комментарии для сайта Cackle