Хлеб наш насущный даждъ нам днесь
1. Под насущным хлебом, по словам св. Златоуста, разумеется хлеб повседневный. 2. Здесь не только разумеется хлеб, но и все нужное для сей временной жизни, например: пища, одеяние, покой или дом и проч., как некоторые толкуют. 3. Не просим богатства, но просим нужнаго для содержания сей жизни. «Не о деньгах, не о роскоши, не о дорогом одеянии, ни о ином подобном молитися повелел, но о хлебе только и о хлебе повседневном, да о утреннем не печемся,» говорит св. Златоуст. 4. Отсюда следует, что христианину не должпо заботиться о богатстве, о многоценном одеянии, о богатых домах, о богатой пище и прочем, сему подобном. Ибо христианин всегда должен быть готов, когда его позовет Господь его, и тогда все сие принужден будет оставить. Зовет же Господь всякого к Себе чрез смерть. «Хочет, говорит Златоуст, всегда нам готовыми быть, и довольствоваться тем, что нужно естеству нашему. 5. Когда молимся: даждь нам хлеб, – то исповедуем, что мы нищие, убогие и бедные, а потому должны всего просить у Бога, и все, что имеем, относить к Его благости, как воспевает Псалмопевец: очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении (Пс. 144, 15. 16). 6. Когда говорим: хлеб нам даждъ, этим выражаем, что не только о своем пропитании, но и о пропитании других просим, по любви христианской; ибо любовь христианская требует, чтобы мы не о себе только, но и о ближних наших заботились. 7. Известно то, что Бог как щедрый, не только христианам, но и не знающим Его подает временные блага; но христианам должно всегда просить у Него верою, как сынам у Отца, и тем показывать, что все то, что они имеют необходимое для жизни, есть добро Божие, и таким образом принимая благодеяние, благодарить Благодетеля.
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим
1. Под словом долги здесь разумеются грехи: слова, дела и помышления, противныя закону Божию. Поэтому св. Ев. Лука в своем благовестии написал: остави нам грехи наша (Лук.11:4). Называются же грехи долгами потому, что как в гражданской жизни долги обязывают должника к отдаче долга заимодавцу, а если он не отдает, то его заключают в темницу и держат там, пока не отдаст долгов своих; так и грехи обязывают нас к удовлетворению правды Божией (ибо всякий грех бывает против правды Божией), а когда не имеем, чем удовлетворитъ, то заключат нас в вечную темницу. 2. Сами мы заплатить этих долгов не можем; потому прибегаем к заслугам Христовым и милосердию Божию, и чтобы Бог оставил нам их туне и просим Его о семь: остави нам долги наша. 3. Когда просим: остави нам долги наша, то этим выражаем, что мы не только за себя, но и друг за друга должны молиться, и друг другу просить отпущения грехов. 4. Словами: остави нам долги наша ясно показывается, что и самые святые, в земной жизни своей согрешают и потому должны просить себе отпущения грехов, как написано: за то, т. е. за оставление грехов, помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребио (Пс. 31:6). Ибо молитва сия есть молитва святых: ибо кто истинно и от сердца называет Бога Отцем, тому надобно быть святым и чадом Божиим и Духа Божия иметь в себе живущаго, о Немже вернии вопиют: Авва Отче (Гал. 4:6). 5. Грехи здесь разумеются не те, которые совершаются свободно и обдуманно, как-то: блуд, воровство, хищение, злоба, лукавство, лесть и проч. От этих грехов святые далеки, но разумеются немощи, от которых ради слабости своей не могут уберечься, хотя и стараются о том. Об этих грехах молятся и святые: Отче наш остави нам долги наша. 6. Говорится: якоже и мы оставляем должником нашим. Этими словами научаемся, чтобы мы и сами оставляли грехи ближним нашим, когда от Бога просим и получаем оставление грехов своих. Он нам, по милосердию, прощает грехи и мы, подражая Ему, по милосердию, должны прощать грехи братиям нашим. Прощаем мы ближним, – оставляет и Бог нам грехи наши, не оставляем мы, – не оставляет и нам Бог, как Христос говорит: аще отпущаете человеком согрешения их, отпуститъ и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит согрешений ваших (Мф.6:14), что и притчею о заимодавце и должнике выясняется ( – 18, 23 – 35). 7. Кто из грешников, находящихся в грехах, и не оставляющих их, хочет молиться и просить у Бога оставления грехов, тому необходимо прежде самому оставить грехи свои, и так оставивши, просить Бога, чтобы благодатию Своею оставил их и избавил его от казни, которой грехи предают грешника; ибо и Бог не оставляет нам грехов, когда мы сами не оставляем их. А когда нам не оставляются грехи, то не иное что за сим последует, как казнь за грехи, как бывает это с должником, которому заимодавец не оставляет долга, ибо заключает его в темницу и держит там, пока не отдаст долга своего. Так и грешник, которому долги не оставляются, заключен будет судом Божиим в вечную темницу и будет казнию платить правде Божий за греховные долги, но никогда не заплатит. За прогневание и оскорбление вечного и безконечного Бога праведно воздается вечное и безконечное наказание; ибо правда Божия требует того, чтобы непокаявшийся грешник восприял достойное наказание. Но за нарушение вечнаго закона Божия и чрез то оскорбление безконечнаго величества Божия человеку ни ем иным удовлетворить не возможно, как вечною казнию и страданием. А что кающимся, перестающим грешит, скорбящим о грехах и просящим отпущения оставляются Богом грехи, – то это делает Бог, по одному милосердию Своему ради заслуг Христовых, ради которых в слове Своем обещал подать отпущение грехов всем кающимся и верующим во Христа, как это милосердие Божие изображается в Псалме 102: Благослови душе моя Господа. Но желающему каяться и получить отпущение грехов, ради страданий и смерти Христовой, непременно должно оставить грехи свои, ибо где нет оставления грехов, там нет истиннаго покаяния, где нет истиннаго покаяния, там заслуги Христовы не имеют места, где заслуги Христовы не имеют места, там нет отпущения грехов, где нет отпущения грехов, там следует осуждение и вечное страдание за грехи в аде. Итак, грешник, когда не оставляются ему грехи (а не оставляются ему потому, что сам не хочет оставит их), – за все те грехи, как должник за долги которыми обдолжился пред Богом, будет истязан, и так как не имеет чем заплатить, будет удовлетворять вечною смертию. Итак, желающему каяться и таким образом спастись, необходимо отстать от грехов и прибегнуть к милосердию Божию, и признать себя со смирением и сокрушением, виноватым пред Богом, просить прощения ради пролитой крови Христовой, которая за всякаго грешника пролита и очищает всякий грех; необходимо с блудным сыном, оставить чужую беззаконную страну, возвратиться к Отцу, с сокрушением и уничижением самого себя, повергнуть себя, как недостойнаго, пред милосердыми очами Его и взывать: Отче! согреших на небо и пред Тобою, и уже несмъ достоин нарещися сын Твой: сотвори мя, яко единаго от наемник Твоих (Лук.15:18,19). Помилуй меня благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, Который за всех и за меня грешного кровь Свою излиял и умер, ради Его неповиннаго страдания и смерти, прости мне повинному и остави долги мои. Так обратившемуся, исповедующему грехи свои, со смирением и сокрушением, просящему милости, без сомнения, оставятся Отцем Небесным все долги его, не по каким либо его заслугам, но по единой благодати, ибо самая кровь Сына Божия, пролитая за грешника, вопиет, да оставятся ему все долги и ктому не помянутся. Таковый грешник на себе испытывает милость Отца Небеснаго, как возвратившийся блудный сын узнал на себе милость благоутробнаго Отца Своего. Увидит Отец Небесный такового грешника, пришедшаго к Себе, воззрит на него милостивыми Своими очами, и мил Ему будет. Не услышит таковый сын выговора от Отца за своевольство, удаление и развращенное житие, но услышит одно слово Милосердаго Отца: изнесите одежду первую и облеците его и дадите перстень на руку его и сапоги на позе его, и приведие телец упитанный заколите, и ядие веселимся, яко сын Мой сей мертв бы и оживе и изгиблъ бы и обретеся (Лук.15:22–24). Но получившему от Бога такую великую милость должно и самому являть милость к ближнему своему и прощать ему согрешения его, да не изведает на себе тогоже, что узнал оный Евангельский должник, обдолжившийся своему Господину тьмою талантов, – он, получивши от Господина своего милость, не хотел помиловать товарища – клеврета своего, освободившийся от великаго своего долга, по одной милости Господина своего, не хотел оставить брату своему и малаго долга. Поэтому он подпал гневу своего Господина, и тяжкий долг свой опят увидел на себе, да еще и с выговором: раб лукавый! весь долг твой отпустах тебе, понеже умолил мя еси: не подобаше ли и тебе помиловать клеврета твоего, якоже и Аз тя помиловах! Прогневався Господь его предаде его мучителем, дóндеже воздаст весь долг свой. Тако, заключил Христос притчу оную, и Отец Мой Небесный сотворит вам, агце не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших согрешений их (Мф.18:32–35).
Не введи нас во искушение
1. Искушения нам бывают к добру, или к злу. Искушение к добру бывает от Бога, искушаться Которым просили Давид и другие святые: Искуси мя, Боже, и у веждъ сердце мое, истяжи мя, и разумый стези моя (Пс. 138:23). Не об этом искушении здесь говорится. Искушение к злу, или прельщение бывает или от диавола, который всячески старается уловить нас, прельстит, ко греху привести погубить, или от плоти, которая борет нас страстьми и похотьми, или от мира, который прелестию, суетою и соблазнами поощряет нас ко злу. Здесь говорится об этом искушении. 2. Бог, как Благий, никого не искушает к злу. Никтоже искушаем да глаголет, яко от Бога искушаем есмь: Бог бо несть искуситель злым, и не искушает Той никогоже. Кийждо же искушается от своея похоти влеком и прельщаем (Иак. 1:13, 14). Словами: не введи нас во искушение молим Бога, чтобы Он благодатию Своею сохранил нас от искушений мира, плоти и диавола. 3. А если впадем во искушение, то просим о том, чтобы Бог не попустил нам быть побежденными от них, но помог бы нам одолеть и победить их. 4. Отсюда видно, что мы сами по себе, без помощи Божией, безсильны и немощны. Если бы мы сами могли противиться искушению, то не было бы повелено нам просить в этом помощи. 5. Этим мы научаемся: как только почувствуемъ находящее на нас искушение, тотчас же молиться Богу и просить у Него помощи. 6. Научаемся еще отсюда и тому, чтобы не надеяться на себя и на свою силу, но на Бога. 7. Когда молимся: не введи нас во искушение, то не должны сами себя вдавать во искушение. «Когда побуждаемся на подвиг, сказал св. Златоуст, должны мужественно стоять, но непобуждаемые должны молчать и ожидать времени подвига, покажем и нежелание суетной славы и мужества.