святитель Иустин (Полянский)

Хлеб наш насущный даждъ нам днесь

1. Под насущным хлебом, по словам св. Златоуста, разумеется хлеб повседневный. 2. Здесь не только разумеется хлеб, но и все нуж­ное для сей временной жизни, например: пища, одеяние, покой или дом и проч., как некоторые толкуют. 3. Не просим богатства, но просим нужнаго для содержания сей жизни. «Не о деньгах, не о роскоши, не о дорогом одея­нии, ни о ином подобном молитися пове­лел, но о хлебе только и о хлебе повседневном, да о утреннем не печемся,» говорит св. Златоуст. 4. Отсюда следует, что хри­стианину не должпо заботиться о богатстве, о многоценном одеянии, о богатых домах, о богатой пище и прочем, сему подобном. Ибо христианин всегда должен быть готов, ко­гда его позовет Господь его, и тогда все сие принужден будет оставить. Зовет же Гос­подь всякого к Себе чрез смерть. «Хочет, говорит Златоуст, всегда нам готовыми быть, и довольствоваться тем, что нужно естеству нашему. 5. Когда молимся: даждь нам хлеб, – то исповедуем, что мы нищие, убогие и бедные, а потому должны всего просить у Бога, и все, что имеем, отно­сить к Его благости, как воспевает Псал­мопевец: очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении (Пс. 144, 15. 16). 6. Когда говорим: хлеб нам даждъ, этим выражаем, что не только о своем пропита­нии, но и о пропитании других просим, по любви христианской; ибо любовь христианская требует, чтобы мы не о себе только, но и о ближних наших заботились. 7. Известно то, что Бог как щедрый, не только христианам, но и не знающим Его подает вре­менные блага; но христианам должно всегда просить у Него верою, как сынам у Отца, и тем показывать, что все то, что они име­ют необходимое для жизни, есть добро Бо­жие, и таким образом принимая благодея­ние, благодарить Благодетеля.

И остави нам долги наша, якоже и мы оста­вляем должником нашим

1. Под словом долги здесь разумеются грехи: слова, дела и помышления, против­ныя закону Божию. Поэтому св. Ев. Лука в своем благовестии написал: остави нам грехи наша (Лук.11:4). Называются же грехи долгами потому, что как в гражданской жизни долги обязывают должника к отдаче долга заимодавцу, а если он не отдает, то его заключают в темницу и держат там, пока не отдаст долгов своих; так и гре­хи обязывают нас к удовлетворению пра­вды Божией (ибо всякий грех бывает про­тив правды Божией), а когда не имеем, чем удовлетворитъ, то заключат нас в вечную темницу. 2. Сами мы заплатить этих долгов не можем; потому прибегаем к за­слугам Христовым и милосердию Божию, и чтобы Бог оставил нам их туне и про­сим Его о семь: остави нам долги наша. 3. Когда просим: остави нам долги наша, то этим выражаем, что мы не только за себя, но и друг за друга должны молиться, и друг другу просить отпущения грехов. 4. Словами: остави нам долги наша ясно пока­зывается, что и самые святые, в земной жиз­ни своей согрешают и потому должны про­сить себе отпущения грехов, как написано: за то, т. е. за оставление грехов, помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребио (Пс. 31:6). Ибо молитва сия есть молитва святых: ибо кто истинно и от сердца называет Бога Отцем, тому надобно быть святым и чадом Божиим и Духа Божия иметь в себе живущаго, о Немже вернии во­пиют: Авва Отче (Гал. 4:6). 5. Грехи здесь разумеются не те, которые совершаются свободно и обдуманно, как-то: блуд, воровство, хищение, злоба, лукавство, лесть и проч. От этих грехов святые далеки, но разумеются немощи, от которых ради слабости своей не могут уберечься, хотя и стараются о том. Об этих грехах молятся и святые: Отче наш остави нам долги наша. 6. Говорится: якоже и мы оставляем должником нашим. Этими словами научаемся, чтобы мы и сами оставляли грехи ближним нашим, когда от Бога просим и получаем оставление грехов своих. Он нам, по милосердию, прощает грехи и мы, подражая Ему, по милосердию, должны прощать грехи братиям нашим. Прощаем мы ближним, – оставляет и Бог нам грехи наши, не оставляем мы, – не оставляет и нам Бог, как Христос го­ворит: аще отпущаете человеком согрешения их, отпуститъ и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит согрешений ва­ших (Мф.6:14), что и притчею о заимодав­це и должнике выясняется ( – 18, 23 – 35). 7. Кто из грешников, находящихся в гре­хах, и не оставляющих их, хочет мо­литься и просить у Бога оставления грехов, тому необходимо прежде самому оставить грехи свои, и так оставивши, просить Бога, чтобы благодатию Своею оставил их и избавил его от казни, которой грехи предают грешника; ибо и Бог не оставляет нам грехов, когда мы сами не оставляем их. А когда нам не оставляются грехи, то не иное что за сим последует, как казнь за грехи, как бывает это с должником, которому заимодавец не оставляет долга, ибо заклю­чает его в темницу и держит там, пока не отдаст долга своего. Так и грешник, которому долги не оставляются, заключен бу­дет судом Божиим в вечную темницу и будет казнию платить правде Божий за гре­ховные долги, но никогда не заплатит. За прогневание и оскорбление вечного и безко­нечного Бога праведно воздается вечное и безконечное наказание; ибо правда Божия тре­бует того, чтобы непокаявшийся грешник восприял достойное наказание. Но за нару­шение вечнаго закона Божия и чрез то оскор­бление безконечнаго величества Божия чело­веку ни ем иным удовлетворить не воз­можно, как вечною казнию и страданием. А что кающимся, перестающим грешит, скорбящим о грехах и просящим отпущения оставляются Богом грехи, – то это делает Бог, по одному милосердию Своему ради за­слуг Христовых, ради которых в слове Своем обещал подать отпущение грехов всем кающимся и верующим во Христа, как это милосердие Божие изображается в Псалме 102: Благослови душе моя Господа. Но желающему каяться и получить отпущение грехов, ради страданий и смерти Христовой, непременно должно оставить грехи свои, ибо где нет оставления грехов, там нет истиннаго по­каяния, где нет истиннаго покаяния, там заслуги Христовы не имеют места, где за­слуги Христовы не имеют места, там нет отпущения грехов, где нет отпущения гре­хов, там следует осуждение и вечное страдание за грехи в аде. Итак, грешник, когда не оставляются ему грехи (а не оста­вляются ему потому, что сам не хочет оста­вит их), – за все те грехи, как должник за долги которыми обдолжился пред Богом, будет истязан, и так как не имеет чем заплатить, будет удовлетворять вечною смер­тию. Итак, желающему каяться и таким образом спастись, необходимо отстать от гре­хов и прибегнуть к милосердию Божию, и признать себя со смирением и сокрушением, виноватым пред Богом, просить прощения ради пролитой крови Христовой, которая за всякаго грешника пролита и очищает всякий грех; необходимо с блудным сыном, оста­вить чужую беззаконную страну, возвратиться к Отцу, с сокрушением и уничижением самого себя, повергнуть себя, как недостой­наго, пред милосердыми очами Его и взы­вать: Отче! согреших на небо и пред Тобою, и уже несмъ достоин нарещися сын Твой: сотвори мя, яко единаго от наемник Твоих (Лук.15:18,19). Помилуй меня благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, Который за всех и за меня грешного кровь Свою излиял и умер, ради Его неповиннаго страдания и смерти, прости мне повинному и остави долги мои. Так обратившемуся, исповедующему грехи свои, со смирением и сокрушением, просящему милости, без со­мнения, оставятся Отцем Небесным все долги его, не по каким либо его заслугам, но по единой благодати, ибо самая кровь Сына Бо­жия, пролитая за грешника, вопиет, да оста­вятся ему все долги и ктому не помянутся. Таковый грешник на себе испытывает ми­лость Отца Небеснаго, как возвратившийся блудный сын узнал на себе милость благо­утробнаго Отца Своего. Увидит Отец Небес­ный такового грешника, пришедшаго к Се­бе, воззрит на него милостивыми Своими очами, и мил Ему будет. Не услышит таковый сын выговора от Отца за своеволь­ство, удаление и развращенное житие, но услы­шит одно слово Милосердаго Отца: изнесите одежду первую и облеците его и дадите пер­стень на руку его и сапоги на позе его, и приведие телец упитанный заколите, и ядие веселимся, яко сын Мой сей мертв бы и оживе и изгиблъ бы и обретеся (Лук.15:22–24). Но получившему от Бога такую великую милость должно и самому являть милость к ближнему своему и прощать ему согрешения его, да не изведает на себе тогоже, что узнал оный Евангельский должник, обдолжившийся своему Господину тьмою талантов, – он, по­лучивши от Господина своего милость, не хотел помиловать товарища – клеврета сво­его, освободившийся от великаго своего долга, по одной милости Господина своего, не хо­тел оставить брату своему и малаго долга. Поэтому он подпал гневу своего Господина, и тяжкий долг свой опят увидел на себе, да еще и с выговором: раб лукавый! весь долг твой отпустах тебе, понеже умолил мя еси: не подобаше ли и тебе помиловать клеврета твоего, якоже и Аз тя помиловах! Прогневався Господь его предаде его мучите­лем, дóндеже воздаст весь долг свой. Тако, заключил Христос притчу оную, и Отец Мой Небесный сотворит вам, агце не отпу­стите кийждо брату своему от сердец ваших согрешений их (Мф.18:32–35).

Не введи нас во искушение

1. Искушения нам бывают к добру, или к злу. Искушение к добру бывает от Бога, искушаться Которым просили Давид и дру­гие святые: Искуси мя, Боже, и у веждъ сердце мое, истяжи мя, и разумый стези моя (Пс. 138:23). Не об этом искушении здесь го­ворится. Искушение к злу, или прельщение бывает или от диавола, который всячески старается уловить нас, прельстит, ко греху привести погубить, или от плоти, которая борет нас страстьми и похотьми, или от мира, который прелестию, суетою и соблазнами поощряет нас ко злу. Здесь говорится об этом искушении. 2. Бог, как Благий, ни­кого не искушает к злу. Никтоже искуша­ем да глаголет, яко от Бога искушаем есмь: Бог бо несть искуситель злым, и не искуша­ет Той никогоже. Кийждо же искушается от своея похоти влеком и прельщаем (Иак. 1:13, 14). Словами: не введи нас во искушение молим Бога, чтобы Он благодатию Своею сохранил нас от искушений мира, плоти и диавола. 3. А если впадем во искушение, то просим о том, чтобы Бог не попустил нам быть побежденными от них, но по­мог бы нам одолеть и победить их. 4. От­сюда видно, что мы сами по себе, без по­мощи Божией, безсильны и немощны. Если бы мы сами могли противиться искушению, то не было бы повелено нам просить в этом помощи. 5. Этим мы научаемся: как только почувствуемъ находящее на нас искушение, тотчас же молиться Богу и просить у Него помощи. 6. Научаемся еще отсюда и тому, чтобы не надеяться на себя и на свою силу, но на Бога. 7. Когда молимся: не введи нас во искушение, то не должны сами себя вдавать во искушение. «Когда побуждаемся на под­виг, сказал св. Златоуст, должны муже­ственно стоять, но непобуждаемые должны молчать и ожидать времени подвига, по­кажем и нежелание суетной славы и муже­ства.


Источник: Издание Афонскаго Русского Пантелеймонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, Большая Якиманка, собств. дом. 1895. От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва.3 Июню, 1895 года. Цензор, Протоиерей Александр Смирнов.

Комментарии для сайта Cackle