преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 260

Сейчас возвестили мне о скончавшейся нынче, в два часа, казначее М. М., мирною и спокойною кончиною; царство ей небесное и вечная память! – о чём мы обязаны молить премилосердого Господа; и тотчас же записали у нас имя её для поминовения на чтении псалтиря и литургиях, бываемых у нас в скиту; сообщил и в монастырь, чтобы там поминали на литургиях. – Я знаю, что тебя кончина её очень огорчила и не удивительно: живши вместе столько лет, и притом по делам и порядкам монастырским, она была для тебя правая рука; однако все это расчёты человеческие, и только по немощи нашей нас огорчают; а в судьбах промысла Божия совсем другое действие. – От Бога определен всякому из нас конец жизни, и когда оному быть; а от нас это сокрыто по всепремудрому Его о нас промыслу. И вот настало время отшествия её отселе, Бог послал ей болезнь, в течение которой сподобил её приготовиться к исходу в вечность. – Она удостоилась милости Божией, напутствована бывши таинствами: покаяния, причащения пречистых Христовых тайн, и елеосвещения, и в самой день кончины преобщения; душа её изшла от союз плоти, с надеждою получить милость Божию в вечности, мирно и спокойно; это и есть знак милосердия Божия к ней.

Мне жаль тебя, что очень скорбишь и огорчаешься о разлучении с нею, и советую тебе, прими здравое рассуждение, предайся воле Божией, и паче о такой её блаженной кончине радуйся; как знать: если б она еще пожила, могла ли бы так себя приготовить к исходу в вечность? А ведь что больше нужно, как только спасение души? Поминай её в молитвах церковных и келлейных, это доставит и ей пользу, и тебе утешение. Безгодной же скорбью её не воскресишь, а Бога прогневаешь. Святой Апостол запрещает скорбеть об умерших, подобно неверующим, не уповать на вечную жизнь; а нам верующим есть надежда на будущую жизнь. Ты скорбишь, что не будешь иметь такой деятельной помощницы в делах твоих; но Господь силен и оную тебе послать, и все дела твои исправить. – Желаю, да подаст Господь тебе духовное утешение; а ты оставь излишнюю скорбь, чрез которую можешь повредить своё здоровье, и всей обители будет скорбь. – Остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. М. 17 декабря вечером 1858 года.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

2. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

3. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Игнатий – епископ ростовский профессор Александр Павлович Лопухин

4. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

5. Краткие известия о существующих в расколе сектах, об их происхождении, учении и обрядах, с краткими о каждой замечаниями архимандрит Павел Прусский

6. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

7. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

8. Послания – Послание 298(486). Мирянину Григоре преподобный Феодор Студит

9. Дорожные заметки на пути по Монголии в 1847 и 1859 гг. архимандрит Палладий (Кафаров)

10. Sermons – All Saints Антоний, митрополит Су́рожский

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс