Сила веры

Источник

(По случаю крестного хода в память избавления России от нашествия Галлов) 1

Сегодня вспоминаем мы, бл. сл., сначала страшную и затем славную годину в истории нашего дорогого отечества. Это, в 1812 г. наведшее на всех ужас, нашествие Галлов и с ними двадцати разных языков на наше отечество и, затем славно совершившееся, избавление от сего нашествия. Сейчас, по совершении божественной литургии, в благодарную ко Господу Богу память сего славного избавления, со святынею столицы совершен будет крестный ход вокруг Кремля, составляющего сердце и святилище ее.

В св. книге Библии, в истории древнего народа Божия, читаем мы следующее. В царстве Иудейском мирно царствует благочестивый из царей Езекия. В 14-е лето его правления, по судьбам Божиим, за грехи, совершается разрушение царства Израильского Салманасаром царем Ассирийским. Салманасар умирает, и престол его переходит к надменному обширностью и могуществом царства, сыну его Сеннахириму. Сеннахирим направляет свое многочисленное войско против Иудейского царства, и вот берет один за другим укрепленные города Иудеи и является уже у самых стен Иерусалима славный и, так же, как и сам царь Сеннахирим, гордый своими успехами, воевода его Рапсак. Езекия приготовился к обороне. «Будьте мужественны и тверды! взывает он к своему войску и народу. Не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним; с ним слабая рука человеческая, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и ратоборствовать за нас». Между тем гордый Рапсак требует к себе царя Езекию, в надежде, что тот преклонится пред ним. Езекия посылает к Рапсаку своих вельмож. «Скажите своему царю, говорит Рапсак вельможам: на кого он надеется! Быть может, вы скажете: мы надеемся на Господа Бога нашего. Но спасли ли боги народы, каждый землю свою, от руки царя Ассирийскаго? Спасли ли Самарию от руки моей? Ужели после этого ваш Бог спасет Иерусалим». Те же слова писал в письме к Езекии и сам Сеннахирим. Тогда Езекия идет в храм на молитву, а царедворцев посылает к пророку Исаии просить его ходатайства пред Богом в своих трудных обстоятельствах. «О Господи Боже Израилев! молится Езекия к Богу в храме. Ты один над всеми царствами земли. Воззри и услышь слова Сеннахирима, который прислал хулить Тебя, Бога присносущаго. Спаси нас ныне от руки его. Тогда все царства узнают, что Ты един Бог». Пророк Исаия посылает к Езекии сказать: «возвестите царю: так говорит Господь Бог Израилев. Я услышал молитву твою. Не бойся слов, которыми поносили Меня слуги царя и сам он. Царь Ассирийский не войдет в этот город, а тою же дорогою, которую пришел, возвратится в свою землю: потому что Я буду охранять этот город, а там поражу его мечом». И действительно, скоро Рапсак был отозван от Иерусалима, потому что к Сеннахириму пришло известие, что идет на него царь Ефиопский; а затем, когда снова был сделан приступ к Иерусалиму, в одну ночь Ангел Господень поразил в стане Ассирийском 185.000 воинов, и Сеннахирим принужден был со стыдом удалиться из земли Иудейской в свою землю, где скоро был и убит. (4Цар.18–20; 2Пар.32).

Так некогда грозила страшная опасность царству Иудейскому, и так оно было спасено Богом от сей опасности! Читая сказание о сем в священ. книге, не видим ли мы весьма много сходственного в тогдашней судьбе царства Иудейского с судьбою нашего отечества в 1812 году? Появляется гордый повелитель Франции с мечтою подчинить себе весь свет. Уже покорил он себе многие царства Европы, остается покорить наше отечество. Из двадцати, побежденных им, народов составляет он войско и идет на Россию. «Мои народы, мои союзники, мои друзья! взывает он в речи к своим союзникам. Думайте со мною одинаково. Я поражу древних тиранов Европы (так называет он русских), не пройдет 6-ти месяцев, как две северные столицы Европы будут видеть в стенах своих победителей Европы». Александр I, известив все сословия о грозящей отечеству опасности, призывает их на защиту веры, отечества и престола. «Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорить наше любезное отечество... Да распространится в сердцах знаменитого дворянства нашего и всех прочих сословиях дух той правой брани, какую благословляет Бог и наша православная церковь... Да обратится погибель, в которую враг мнит низринуть нас, на главу его». «Я сам с вами, на начинающего Бог! Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем».2 Между тем епископом московским Августином, по повелению Государя, составлена была молитва об избавлении от врагов, которую с коленопреклонением читали во всех московских церквах. «Господи Боже сил! Боже спасения нашего! читалось в молитве. Призри в милостях и щедротах на смиренныя люди Твоя и человеколюбно услыши, пощади и помилуй нас. Се враг, смущаяй землю Твою и хотяй положити вселенную всю пусту, воста на ны... Услыши нас, молящихся Тебе, укрепи силою Твоею благочестивейшого Государя Императора Александра Павловича и подаждь ему победу на врагов, якоже Моисею на Амалика, Гедеону на Мадиама и Давиду на Голиафа. Приими оружие н щит и востани в помощь нашу, да постыдятся и посрамятся мыслящая нам злая, да будут пред лицем верного Ти воинства, яко прах пред лицем ветра, и Ангел Твой сильный да будет оскорбляяй их»... Встречая потом Государя Императора пред начатием войны, при входе в Успенский собор, преосвященный Августин сказал ему: «Царь! Господь с Тобой! Он гласом Твоим повелит буре, и станет в тишину, и умолкнут воды потопныя. С нами Бог, разумейте, язы́цы, и покаряйтеся, яко с нами Бог.» И что же? Россия спасена, а с нею и вся Европа. Правда, много Русских легло в борьбе со врагами, много городов и селений пострадало от них, Москва, сердце России, была отдана врагу, была поругана, ограблена и сожжена; но она в то же время послужила и могилою для врагов. Когда, не без воли Божией, Москва отдана была врагу, и он, войдя в нее, ожидал несомненной покорности от Русского царя, ему ответили молчанием. Затем и сама природа, но воле Божией, возстает на врагов: начались морозы, открылся недостаток в пище, и враг, преследуемый голодом и холодом, бежал. Из 600,000 приведенного в Россию войска спаслось немного. Сам предводитель вражеской силы, гордый в своих завоевательных мечтах, был лишен престола и умер в заточении на отдаленном острове. Тогда, в виду столь славных событий, не только Россию, но и всю Европу не мог не объять благоговейный ужас, подобно тому ужасу, который испытали ап. Петр и бывшие с ним рыболовы, когда, в закинутой ими, по повелению Господа, сети оказалось великое множество рыб.

Этот благоговейный ужас до сих пор не перестает обнимать всякого из нас, когда читаешь пли слышишь о событиях 12 года. И вот, в этом благоговейном и благодарном чувстве, уже 8 десятилетий, совершается у нас в Москве вокруг Кремля, в ближайший к 12 октября воскресный день, когда неприятель бежал из Москвы, торжественный крестный ход, а в праздник Рождества Христова, к которому Москва приведена была уже в некий порядок, отправляется молебен, за которым воспевается торжественная победная песнь: «С нами Бог, разумейте, язы́цы, и покаряйтеся, яко с нами Бог».

Таким образом, вникая в смысл события 12-го года, мы видим, что нашу Москву, а с нею и все наше отечество спасла от погибели та же вера, которая некогда сохранила царство иудейское при царе Езекии. Вера привела царя Езекию в храм для молитвы о защите отечества, она же побудила его обратиться и к пр. Исаии с просьбою о молитвенном ходатайстве пред Богом. Та жe вера, при нашествии врагов в 12-м году, одушевляет нашего Государя Александра Павловича, наше православное духовенство, воинство и весь народ. Вера – это великая непреодолимая сила. Верою израильтяне перешли Чермное море, как по суше, верою пали стены Иерихонские... Но что еще скажу? Не достанет мне времени говорит Апостол – чтобы повествовать о Гедеоне, Вараке, Сампсоне и Иефае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые верою побеждали царства, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр. 11:29–84). Вера, это – сила не только в личной отдельной жизни каждого из нас, но и в жизни целого общества и народа...

Поэтому, благочестивые слушатели, наш долг хранить ее в своих сердцах и умах, как драгоценное сокровище. Грустно видеть людей не имеющих веры, или теряющих ее. Поистине, жалки такие люди.

Храня веру, нам должно изучать ее не только в школе, но и продолжать изучение ее и по выходе из школы, в течение всей своей жизни, – изучать посредством чтения Библии, особенно Евангелия и Апостольских посланий и духовнонравственных книг, и посредством бесед о вере. Тогда не собьют с пути истинной веры, как нередко видим у себя за последнее время, никакие лжеучения Пашковцев, Толстовцев, Штундистов, раскольников, и друг., которые только сильны в такой среде, где малосведущи в истинах веры. – Наш долг содержать свою православную веру со всеми ее постановлениями и уставами, напр. соблюдать праздники, не опуская в эти дни Богослужений и не предаваясь увеселениям накануне их, не нарушать, (без крайней необходимости), постов, равно как и исполнять все другие церковные постановления. Все постановления и уставы православной церкви имеют целию наше нравственное усовершенствование: потому что сказано Господом и Его Апостолами: Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его; те которые Христовы, распяли плоть свою со страстями и похотями (Мф. 11:12. Гал. 5:24). Лютеране и подобные им христианские общества, а также и наши лжеучители, выродившиеся из того же лютеранства, отметают постановления и уставы Церкви, а следовательно и подвиги ради царства небеснаго, но они таким образом забывают указанные слова Христовы и Его Апостола.

В заключение еще раз повторим: будем дорожить своею православною верою, всячески блюсти ее, ибо она для человека есть великое сокровище и источник благ небесных и земных.

* * *

1

Произнесено в Успенском соборе 13 окт. 1891 г.

2

Слова Высочайшего Манифеста.


Источник: Сила веры : (По случаю крест. хода в память избавления России от нашествия галлов) : Произнесено в Усп. соборе 13 окт. 1891 г. / [Свящ. И. Бухарев]. - Москва : Унив. тип., ценз. 1893. - 7 с.

Комментарии для сайта Cackle