Источник

Глава 25

Зач. 104-е. Притча о мудрых и неразумных девах

Читается в субботу 17-й недели по Пятидесятнице, св. первомуч. Фекле, 24 сент., и иным мученицам, и при Елеосвящении


1. Тогда̀ ᲂу҆подо́бисѧ црⷭ҇твїе нбⷭ҇ное десѧти́мъ дѣ́вамъ, ꙗ҆́же прїѧ́ша свѣти́льники своѧ̑ и҆ и҆зыдо́ша въ срѣ́тенїе женихꙋ̀: Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

Притчу о девах И. Христос высказал с тою целию, чтобы побудить ко всегдашней готовности встретить внезапное пришествие Господа для всеобщего страшного суда над родом человеческим или для частного суда над душою всякого человека по смерти. О внезапности Своего пришествия Он беседовал выше (гл. 24, с 36 ст.). Притча о девах сходна с притчами: о рабах верном и неверном, которая высказана Господом ранее (24, 45 и дал.), и о талантах, которая высказана после (ст. 14 и дал.). Тогда, т. е. в тот день, когда Господь придет на суд. Царствие небесное, т. е. церковь Христова на земле и райское блаженство на небе, (чит. объясн. 2 ст. 3 гл.), уподобися (подобно) десятим девам, т. е. с членами церкви произойдет тоже, что случилось с десятью девами, приглашенными на брачный пир. Девы прияша (взяв) светильники, изыдоша в сретение (вышли навстречу) жениху. У Евреев был такой обычай во дни брачного пира, продолжавшагося от 3-х до 7-ми дней, по вечерам или по ночам жених провожал невесту из дома своего отца в дом её отца с возможною пышностию. Родители, родственники и подруги невесты выходили навстречу. При этой церемонии употреблялись светильники, и для большей торжественности, и для освещения пути. Подруги невесты, девицы, имевшия встретить ее с женихом, заранее выходили из дома отца её и ждали. Жених, это И. Христос (Еф. 5:32; Ап. 19:7.) Встреча жениха девами означает встречу Господа верующими во второе Его пришествие или вообще явление души по смерти человека на суд к Богу.


2. пѧ́ть же бѣ̀ ѿ ни́хъ мꙋдры̀ и҆ пѧ́ть ю҆рѡ́дивы. Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3. Ю҆рѡ́дивыѧ же, прїе́мшѧ свѣти́льники своѧ̑, не взѧ́ша съ собо́ю є҆ле́а: Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4. мꙋ̑дрыѧ же прїѧ́ша є҆ле́й въ сосꙋ́дѣхъ со свѣти̑льники свои́ми: Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

Пять же бе от них мудры и пять юродивы (из них пять было мудрых и пять неразумных). Мудрых, т. е. рассудительных, заботливых и предусмотрительных, и, наоборот, юродивых, неразумных. Поэтому первые взяли с собою масла (прияша елей) в запас в сосудах со светильниками своими, т. е. чтобы, в случае замедления жениха, не погасли их светильники, а вторые не взяли с собою масла в запас, т. е. не подумали о замедлении. Девы, вышедшия на встречу жениха своей подруги, должны были ждать его пришествия. Это, по толкованию св. Златоуста, означает неизвестность времени второго пришествия Христова и нашей смерти. Мудрые девы, взявшия с собою елей в запас, означают христиан, которые имеют чистую (истинную) и искреннюю веру и вместе с нею добрые дела; так как под светильниками в руках дев разумеется вера, а под елеем добрые дела. Неразумные же девы, не взявшия с собою елея в запас, изображают собою христиан только по имени, а не по жизни и делам, беспечных в отношении своего спасения, ленивых к молитве и не имеющих добродетелей. (Мих.). Если, по словам апост. Иакова, вера есть тело, а дела душа (2:14–26), толкует один из духовных писателей, то в притче о девах, вера есть светильник, а добрые дела елей в сосудах. В частности мудрые девы, по толкованию св. Златоуста, означают таких людей, которые хранят девство, которое есть великая добродетель, и не предаются беспечности, будто бы они исполнили все, и не нерадят о других добродетелях, но соединяют с девством и прочия добродетели, особенно же милосердие, помощь бедным. Неразумные же девы означают таких девственников, которые поступают иначе, высоко ставят свое девство и нерадят о других добродетелях, особенно о милосердии. Число пять не означает ровного числа спасающихся и погибающих, потому что цель притчи не в том, чтобы указать точно число тех и других, а в том, чтобы возбудить к бодрствованию всех (ст. 13). Относительно толкования частностей в притчах чит. в объясн. 1 ст. 13 гл.


5. коснѧ́щꙋ же женихꙋ̀, воздрема́шасѧ всѧ̑ и҆ спа́хꙋ. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6. Полꙋ́нощи же во́пль бы́сть: сѐ, жени́хъ грѧде́тъ, и҆сходи́те въ срѣ́тенїе є҆гѡ̀. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

Жених замедлил (коснящу жениху). Это означает большую или меньшую продолжительность времени до второго пришествия Христова или смерти. Задремали все и заснули (воздремашася вся и спаху). Это, как объясняет блаж. Феофилакт, не значит, что при втором пришествии Христовом все христиане окажутся спящими духовно, т. е. беспечными, холодными к вере, а указывает лишь на постоянную обязанность христиан бодрствовать духовно, т. е. быть готовыми к сретению Господа, и также к смерти. О словах в полночь раздался крик (в полунощи вопль бысть) и пр. св. Златоуст замечает так: «это говорит Господь, или сообразуясь с притчею, или показывает, что второе пришествие Христово случится ночыо». Этим указывается и на тот голос архангелов и на ту трубу Божию, при втором пришествии Христовом, о которых говорит ап. Павел (1 Гол. 4:16). Пришествие Господа в полночь означает внезапность сего пришествия для людей.


7. Тогда̀ воста́ша всѧ̑ дѣ̑вы ты̑ѧ и҆ ᲂу҆краси́ша свѣти́льники своѧ̑. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои
8. Ю҆рѡ́дивыѧ же мꙋ̑дрымъ рѣ́ша: дади́те на́мъ ѿ є҆ле́а ва́шегѡ, ꙗ҆́кѡ свѣти́льницы на́ши ᲂу҆гаса́ютъ. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут
9. Ѿвѣща́ша же мꙋ̑дрыѧ, глаго́лющѧ: є҆да̀ ка́кѡ не доста́нетъ на́мъ и҆ ва́мъ: и҆ди́те же па́че къ продаю́щымъ и҆ кꙋпи́те себѣ̀. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

Дадите нам от елеа вашего. Св. Златоуст такое значение дает этой просьбе к мудрым девам со стороны неразумных: это значит, что грешники будут искать помощи у других, у праведных; но что никто не может помочь им, хотя бы даже и желал. Идите же паче (пойдите лучше) к продающим и купите себе. Кто эти продающие? вопрошает св. же Златоуст, и отвечает: бедные. Где они? Здесь, и теперь только можно находить их, а не после. Настоящее, а не будущее время есть время заготовления. Потому не трать напрасно своего имущества на роскошь и для пустой славы, потому что там много для тебя нужно будет елея. Слова: еда како не достанет (чтобы не случилось недостатка) нам и вам, по толкованию св. Ефрема Сирина, показывают, что здешние труды наши весьма малы в сравнении с воздаянием нанебе». Эти слова весьма ясно указывают, что учение католиков о так называемых сверхдолжных заслугах святых угодников Божиих есть ложное учение.


10. И҆дꙋ́щымъ же и҆̀мъ кꙋпи́ти, прїи́де жени́хъ: и҆ готѡ́выѧ внидо́ша съ ни́мъ на бра́ки, и҆ затворє́ны бы́ша двє́ри. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились
11. Послѣди́ же прїидо́ша и҆ про́чыѧ дѣ̑вы, глаго́лющѧ: го́споди, го́споди, ѿве́рзи на́мъ. после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.

Готовые вошли (внидоша) на брак, т. е. в дом невесты на брачное пиршество. Это означает тех христиан, которые своею верою, покаянием во грехах и добрыми, благотворительными делами приготовили себя в царство небесное. И затворены быша (затворились) двери. Это означает, что, когда после всеобщего суда праведные войдут в царство небесное, то оно навсегда заключится, и грешники уже не будут иметь входа туда. Тогда ничье раскаяние, ничья молитва, ничьи вздохи уже не будут услышаны: только до всеобщего суда открыты двери милосердия Божия и врата царства небесного не только для праведников, но и для кающихся грешников. Господи! Господи! Это повторение слова: Господи, обнаруживает тревогу дев и опасение, что затворенные двери, пожалуй, уже не отворятся для них.


12. Ѻ҆́нъ же ѿвѣща́въ речѐ и҆̀мъ: а҆ми́нь глаго́лю ва́мъ, не вѣ́мъ ва́съ. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

Не вем (не знаю) вас не признаю вас истинными христианами. Своими учениками и, как оказавшихся по жизни не готовыми войдти в царство небесное, отвергаю вас, осуждаю на наказание адскими мучениями (чит. объясн. 23 ст. 7 гл.).


13. Бди́те ᲂу҆̀бо, ꙗ҆́кѡ не вѣ́сте днѐ ни часа̀, во́ньже сн҃ъ чл҃вѣ́ческїй прїи́детъ. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

В этих словах Господь прямо и ясно указывает цель, с которою Он произнес притчу, чтобы, как мы сказали выше, побудить нас ко всегдашней готовности встретить свою собственную смерть и второе страшное пришествие Его. Притча о десяти девах, подобно притче о браке царского сына (гл. 22) служит прямым обличением тех иноверцев (лютеран и др.) и сектантов (пашковцев, штунднетов и др.), которые учат, что в деле спасения нужна только одна сердечная вера во Христа, а дела не имеют значения. Их прямо обличают и слова св. апостола Иакова: вера без дел мертва есть (2:20).

Зач. 105-е. Притча о талантах

Читается в 16-ю неделю по Пятидесятнице.


14. Ꙗ҆́коже бо человѣ́къ нѣ́кїй ѿходѧ̀ призва̀ своѧ̑ рабы̑ и҆ предадѐ и҆̀мъ и҆мѣ́нїе своѐ: Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое
15. и҆ ѻ҆́вомꙋ ᲂу҆́бѡ дадѐ пѧ́ть тала̑нтъ, ѻ҆́вомꙋ же два̀, ѻ҆́вомꙋ же є҆ди́нъ, комꙋ́ждо проти́вꙋ си́лы є҆гѡ̀: и҆ ѿи́де а҆́бїе. и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

После притчи о десяти девах, поучающей всегдашней готовности встретить Господа (ст. 1–13), И. Христос предложил притчу о талантах, показывающую, как Он будет судить людей при втором Своем пришествии или в частности после смерти каждого. В этой притче Господь указывает, что те, которые употребляют полученные ими от Бога разнообразные дары, как-то: ум, положение в обществе, средства к жизни и др., во славу Божию, на истинную пользу себе и другим, получат награду, а нерадивые будут наказаны в загробной жизни. Господь Судия поступит на суде так же, как поступил в притче о талантах господин с своими слугами. Человек некий, господин, это Бог, наш Творец и Промыслитель, в частности Господь И. Христос, наш Спаситель. Рабы этого человека, это верующие люди. Господин этот отправлялся (отходя) в чужую страну. Это обстоятельство означает время нашей жизни до смерти, когда мы должны подвизаться для спасения своей души, и вместе долготерпение Божие к нам, грешным. Господин поручил (предаде) им (рабам своим) имение свое, т. е. роздал имение, но не затем, чтобы они только хранили его, а чтобы употребили в дело, как то видно далее из притчи. Это означает, что Господь дает каждому из нас Свои дары: дары естественные, как-то: душевные способности, то или другое положение в обществе, большия или меньшия средства к жизни и т. п. и дары духовные, напр., духовные дарования, как-то освящающие и спасающие дары Св. Духа, Евангелие и таинства и пр. Каковые дары каждый должен употреблять во славу Божию, на пользу себе и другим (св. Златоуст, митр. Филар.). Все эти дары, ниспосылаемые человеку от Бога, представляются в притче под видом талантов. Талант, это сумма, по одним, около 1800, а по другим около 2500 руб. (чит. объясн. 24 ст. 18 гл.). Таланты роздал господин рабам так, что одному (овому) дал (даде) пять, другому (овому) два, иному (овому) один каждому (противу силы) по силе его. Это значит, что дары раздаются от Бога, кому в большей, кому в меньшей мере, т. е. каждому столько, сколько нужно: потому что Бог знает, кто какие из даров и сколько может употребить в пользу. Напр., кто не способен стоять на высоте общественного служения, того Бог не поставляет так, и он может быть полезным на нисшей степени кто не сумеет употребить во благо богатство, того не наделяет Господь им и т. п. Но какие дары и сколько их ни получил бы человек от Бога, непременно должен стараться употреблять их во славу Божию и на пользу себе и другим. В этом состоит цель человеческой жизни. «Под талантами разумеется то, пишет св. Златоуст, что, по милости Божией, находится во власти каждого, напр., покровительство, или имение, или научение, или другое что-нибудь».


16. Ше́дъ же прїе́мый пѧ́ть тала̑нтъ, дѣ́ла въ ни́хъ и҆ сотворѝ дрꙋгі̑ѧ пѧ́ть тала̑нтъ: Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов
17. та́кожде и҆ и҆́же два̀, приѡбрѣ́те и҆ то́й дрꙋга̑ѧ два̀: точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

Получившие пять и два таланта употребили их в дело, и приобрели другие пять и два, т. е. пустили деньги в оборот, напр., на торговлю и т. п., и чрез это приобрели столько же. Эти два раба означают людей усердных в деле своего спасения, которые употребляют дарованные им от Бога блага во славу Божию, на пользу себе и ближним. Напр., кто имея здоровье, честным трудом пропитывает себя с семейством; имея богатство, помогает бедным; занимая известную должность, проходит ее честно и полезно для общества: те все употребляют свои таланты в дело и приобретают таланты на таланты. Блаженный Феофилакт рассуждает: «удвояет данный ему дар тот, кто, получив или дар слова или богатство или власть, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но и старается быть полезным и для других».


18. прїе́мый же є҆ди́нъ, ше́дъ вкопа̀ (є҆го̀) въ зе́млю и҆ скры̀ сребро̀ господи́на своегѡ̀. получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего

Этот раб не желал трудиться, ему не хотелось обременять себя работою, он хотел воспользоваться отсутствием своего господина, чтобы предаться праздности на свободе. Он означает собою вообще людей, нерадящих о своем спасении ленивых, которые не употребляют дарованных им благ на пользу, или злоупотребляют ими, напр., предаются лишь земным делам и мирским удовольствиям (Блаж. Иерон.). Из получивших таланты рабов оказался неисправным тот, который получил один талант. Мог оказаться таким и получивший пять, и нередко бывает среди нас, что люди с хорошими дарованиями и средствами не употребляют их во славу Божию и на пользу себе и другим как бы закапывают свои таланты в землю, тогда как, наоборот, люди и малоодаренные много и полезно трудятся. Этим Господь показывает, что не высокое или знатное положение, но то, много ли, мало ли дано нам талантов, а то, верно ли мы исполнили свой долг, вот что послужит к нашему оправданию на суде. Всякое положение в обществе само по себе почтенно, и всякий, в самом уничиженном положении, много может делать добра (1Кор.12:11–31). «Ты не беднее той вдовицы, поучает св. Златоуст, не ниже по званию Петра и Иоанна, которые были из простого народа и необразованы, но как они были усердны и делали все для общего блага, то и получили небесное наследие. Потому-то Бог дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, дабы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего».


19. По мно́зѣ же вре́мени прїи́де господи́нъ ра̑бъ тѣ́хъ и҆ стѧза́сѧ съ ни́ми ѡ҆ словесѝ. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

Но (мнозе) долгом времени. Этим указывается на большую и меньшую продолжительность жизни нашей и в частности на то, что второе пришествие Христово будет не так скоро, как предполагали было апостолы (24:3). Требует у рабов отчета (стязася с ними о словеси), т. е. требует отчета в том, как употреблены рабами данные им таланты – дары, чтобы сообразно с тем наградить или наказать их.


20. И҆ пристꙋ́пль пѧ́ть тала̑нтъ прїе́мый, принесѐ дрꙋгі̑ѧ пѧ́ть тала̑нтъ, глаго́лѧ: го́споди, пѧ́ть тала̑нтъ мѝ є҆сѝ пре́далъ: сѐ, дрꙋгі̑ѧ пѧ́ть тала̑нтъ приѡбрѣто́хъ и҆́ми. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21. Рече́ же є҆мꙋ̀ госпо́дь є҆гѡ̀: до́брѣ, ра́бе благі́й и҆ вѣ́рный: ѡ҆ ма́лѣ бы́лъ є҆сѝ вѣ́ренъ, над̾ мно́гими тѧ̀ поста́влю: вни́ди въ ра́дость го́спода твоегѡ̀. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22. Пристꙋ́пль же и҆ и҆́же два̀ тала̑нта прїе́мый, речѐ: го́споди, два̀ тала̑нта мѝ є҆сѝ пре́далъ: сѐ, дрꙋга̑ѧ два̀ тала̑нта приѡбрѣто́хъ и҆́ма. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23. Рече́ (же) є҆мꙋ̀ госпо́дь є҆гѡ̀: до́брѣ, ра́бе благі́й и҆ вѣ́рный: ѡ҆ ма́лѣ (мѝ) бы́лъ є҆сѝ вѣ́ренъ, над̾ мно́гими тѧ̀ поста́влю: вни́ди въ ра́дость го́спода твоегѡ̀. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Се другия пять талант приобретох ими (я приобрел на них, 20 ст.), се другая два таланта гириобретох има (22 ст.). Здесь указано количество приобретенного равное количеству, данному для круглоты чисел. В жизни невсегда бывает так: можно приобретать и больше и меньше, лишь бы приобретать, и награда не минует последовать за усердие и труд. Худо, вовсе не приобретать, а закопать талант, т. е. предаваться лености, не трудиться в пользу себе и другим (ст. 18). Нельзя не приметить радости, с какою являются к своему господину верные рабы: пять, два таланта ты дал мне, другие пят, два я приобрел на них. Не указывает ли это обстоятельство на спокойствие совести и духовную радость верных своему Господу христиан? Тут в этих словах верных рабов видится и их смирение: ты дал мне, и я приобрел; значит, если бы не дал, я ничего бы не приобрел. Так обыкновенно говорят о себе смиренные рабы Божии: мы рабы ничего нестоющие (Лк. 17:10). Не я, а благодать Божия сделала это (1Кор. 15:10). Над многим тебя (над многими тя) поставлю и проч. Тут означается награда и блаженство праведников. Над многим тебя поставлю: для верного раба награда, когда хозяих доверяет ему большую часть своего хозяйства, чрез что увеличивается его честь и благосостояние. Вниди в радость господа (господина.) твоего радость о том, что имение его хорошо употреблено верными рабами и чрез то улучшено его хозяйство. Этим означается блаженство праведников вместе со Христом (Рим. 8:17). Достойно примечания, что получивший пять и получивший два таланта, получают одинаковую награду. Это, по словам митр. Филарета, значит, что и совершивший малое получит равную часть с совершившим великое, если данную ему благодать, как бы она мала ни была, употребит по надлежащему.


24. Пристꙋ́пль же и҆ прїе́мый є҆ди́нъ тала́нтъ, речѐ: го́споди, вѣ́дѧхъ тѧ̀, ꙗ҆́кѡ же́стокъ є҆сѝ человѣ́къ, жне́ши, и҆дѣ́же не сѣ́ѧлъ є҆сѝ, и҆ собира́еши и҆дѣ́же не расточи́лъ є҆сѝ: Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л
25. и҆ ᲂу҆боѧ́всѧ, ше́дъ скры́хъ тала́нтъ тво́й въ землѝ: (и҆) сѐ, и҆́маши твоѐ. и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

Тут заключаются слова, которыми оправдывал себя ленивый раб. Он лгал, когда говорил, что убоялся, как бы не пропали деньги господина, и что господин очень взыскателен; это был только предлог, чтобы как-нибудь прикрыть свою леность: потому господин прямо называет его ленивым и при этом лукавым. Ленивый раб как бы хвалится тем, что он возвращает господину данный им талант в целости; но разве для того господин вручил ему талант, чтобы только сберечь его, а не приумножить? Так, напр., Господь дает богатство человеку не для того, чтобы он берег его у себя, но для того, чтобы благотворил ближним и чрез то умножал славу Божию; не затем Господь дает ум, дар слова, силы и способности телесные и душевные, чтобы человек ничего не делал, а для того, чтобы все это употреблял на пользу ближних и чрез то еще более укреплял эти дары Божии в самом себе, во славу Божию и во спасение себе. Наши ближние и есть торжники, умножающие наши таланты; лихва это их добрые дела, по нашему научению сделанные, их благодарения Господу за то доброе, которое они чрез нас получили, их и наше чрез них, по их молитвам, вечное спасение (Тр. л.). Ленивый раб изображает собою грешников, а что он извинял себя, и не сознавался и не просил прощения, это означает упорство и нераскаянность иных из грешников.


26. Ѿвѣща́въ же госпо́дь є҆гѡ̀ речѐ є҆мꙋ̀: лꙋка́вый ра́бе и҆ лѣни́вый, вѣ́дѣлъ є҆сѝ, ꙗ҆́кѡ жнꙋ̀ и҆дѣ́же не сѣ́ѧхъ, и҆ собира́ю и҆дѣ́же не расточи́хъ: Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л;
27. подоба́ше ᲂу҆̀бо тебѣ̀ вда́ти сребро̀ моѐ торжникѡ́мъ, и҆ прише́дъ а҆́зъ взѧ́лъ бы́хъ своѐ съ ли́хвою: посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью

Тут господин осуждает ленивого раба. И как он осудил раба его же собственными словами; так и Господь осудит грешников их же словами если вы знали, т. е. думали, что Я действительно таков, жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; то хотя не из любви к добру и ко Мне, а из страха, не надлежало ли вам отдать серебро мое торгующим (торжникам), и Я пришед получил бы мое с прибылью (аз взял бых свое с лихвою), т. е. не следовало бы скрывать Моих даров, а должно бы позаботиться о приумножении их. Отдать торгующим, т.е. если самому своею собственною деятельностью лень было приумножить полученное серебро, то по крайней мере отдал бы оное за известные проценты торгующим, и капитал все-таки умножился бы, т. е. позаботился, потрудился бы, насколько возможно. Это значит: никто и ничем не может оправдывать себя в том, что будто не мог ничего сделать во славу Божию, для нравственной пользы ближнего и своей собственной. Кто слаб силами, тот более молись, и Бог даст помощь; неведущий учись у разумного и опытного; подчиненный повинуйся властям; бедный служи другим, молись за них (чит. объясн. 18 ст.).


28. возми́те ᲂу҆̀бо ѿ негѡ̀ тала́нтъ и҆ дади́те и҆мꙋ́щемꙋ де́сѧть тала̑нтъ: итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29. и҆мꙋ́щемꙋ бо вездѣ̀ дано̀ бꙋ́детъ и҆ преизбꙋ́детъ: ѿ неимꙋ́щагѡ же, и҆ є҆́же мни́тсѧ и҆мѣ́ѧ, взѧ́то бꙋ́детъ ѿ негѡ̀: ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет;

Это значит, что кто заботится о добром употреблении даров Божиих, у того более и более умножаются самые дары, и наоборот, напр., кто учится усердно, тот более и более развивает свои способности и приобретает познания, а кто ленится, тот притупляет способности, забывает и то, что узнал было. Кто из богатых усердно помогает бедным, у того богатство не оскудевает, а умножается; а скупые в отношении к бедным, тратя богатство на собственные прихоти и удовольствия, беднеют. Кто воздержен, тот здоров и живет долго; а кто невоздержен, тот болеет и рано умирает. Слова: имущему и пр. сказаны были Господом и при другом случае. (Чит. объясн. 12с т. 13 гл).


30. и҆ неключи́маго раба̀ вве́рзите во тьмꙋ̀ кромѣ́шнюю: тꙋ̀ бꙋ́детъ пла́чь и҆ скре́жетъ зꙋбѡ́мъ. Сїѧ̑ гл҃ѧ возгласѝ: и҆мѣ́ѧй ᲂу҆́шы слы́шати да слы́шитъ. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

И неключимаго (негодного) раба вверзите во тьму кромешнюю (внешнюю) и пр. (чит. объясн. на это 8 гл. 12 ст.). Сия глаголя, возгласи и пр. А на это объясн. чит. 43 ст. 13 гл.).

Зач. 106-е. О втором пришествии Христовом и страшном суде

Читается в недгелю мясопустную.


31. Є҆гда́ же прїи́детъ сн҃ъ чл҃вѣ́ческїй въ сла́вѣ свое́й и҆ всѝ ст҃і́и а҆́гг҃ли съ ни́мъ, тогда̀ сѧ́детъ на прⷭ҇то́лѣ сла́вы своеѧ̀, Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

Здесь Господь И. Христос говорит о втором, славном и страшном пришествии Своем на землю, при конце мира, для всемирного суда. Этопоследняя беседа Его с учениками о последних днях мира. Сын человеческий, это Господь Иисус Христос (20 ст. 8 гл.). Во славе своей. В первый раз, для искупления мира, Господь приходил в смирении и уничижении, родился, напр., в пещере и жил на земле в образе раба; теперь же, для суда, явится в Своем прославленном виде, со всем величием и славою, как Единородный Сын Божий, как Царь и Судия всей вселенной, так что все святые ангелы явятся с Ним, как воинство сего Царя Небесного и как служители спасению человеков и потому свидетели всех их дел (13, 49. Евр. 1, 14). Сядет на престол славы Своея на славном Своем престоле (Сл. 28 ст. 19 гл.). Это значит то же, что Господь явится во второе пришествие Свое, как Царь и Судия вселенной. Образ взят с обыкновения царей восседать на особенном троне в особенно важных случаях. В последнее время, когда приближались крестные страдания и смерть И. Христа, Он часто упоминал апостолам о своей славе (16:27; 24:30; Мк. 8:38), с одной стороны для того, чтобы укрепить их веру на время Его страданий, а с другой, для того, чтобы показать, что за страданиями последует Его прославление.


32. и҆ соберꙋ́тсѧ пред̾ ни́мъ всѝ ꙗ҆зы́цы: и҆ разлꙋчи́тъ и҆̀хъ дрꙋ́гъ ѿ дрꙋ́га, ꙗ҆́коже па́стырь разлꙋча́етъ ѻ҆́вцы ѿ ко́злищъ: и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов

Пред пришествием Христовым, все умершие воскреснут, оставшиеся же в живых мгновенно изменятся сделаются такими же, какими будут воскресшие. Об этом так пишет св. апостол: Господь при возвещении, при гласе архангела и трубы Божией, сойдет с неба; и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господа на воздухе (1Сол. 4:16). Вострубит, и мертвые восстанут нетленными, и мы изменимся (1Кор.15:52). И предстанут (соберутся) пред Судиею мира все язы́цы (народы), все люди, все, начиная от первого, Адама, до последнего, кто родится в этот день. И разлучит их (отделит одних от других), якоже (как) пастырь разлучает овцы от козлищ (овец от козлов). Овцы здесь представляют праведников, а козлы грешников. «Наименованием праведников овцами, а грешников козлами показываются, пишет св. Златоуст, их внутренния расположения. Овцы животные чистые, тихия, покорные и приносящия большую пользу, а козлы животные нечистые, злые, горделивые и малополезные (Иез. 34:17). «Ныне в церкви Христовой, как на ниве, растут плевелы и пшеница люди добрые и злые, и мы не знаем, кто истинно и кто притворно добрые. В день же суда все откроется в настоящем виде и сделается ясным и очевидным для всякого» (Воскр. Чт.). «Какою-то несказанною силою, говорит св. Василий Великий, во мгновении времени все дела нашей жизни, как на картине, напечатлеются в памяти нашей души, и все они вдруг предстанут пред взором ума, каждое дело в собственном образе, как что было сделано».


33. и҆ поста́витъ ѻ҆́вцы ѡ҆деснꙋ́ю себє̀, а҆ кѡ́злища ѡ҆шꙋ́юю. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

Правая сторона место более почетное, назначаемое людям особенно близким (Пс. 109:1; Ефес. 1:20). Потому на этой стороне ставятся праведники, а грешники на противоположной, левой, как менее почетной. «О, ближний мои! восклицает при этом святитель Филарет. Где мы тогда будем? Что если не будем призваны на десную страну Царя и потом в царство, уготованное от сложения мира? Что если очутимся на шуией стране, между козлищами?!»... «Тогда добродетельный отец станет одесную, а порочный сын ошуюю; добродетельный супруг в лике праведных, а порочная супруга в сонме грешных; бедный Лазарь, которого не удостоивали и ласкового взгляда, явится на лоне Авраамовом, а гордый богач, окруженный ласкателями, на месте мучения; дикий, недавно обращенный ко Христу, займет место между избранными, а рожденный в христианстве останется между отверженными; простолюдин возлетит на облацех небесных, а недостойный служитель алтаря покроется срамом и стыдом» (Воскр. Чт.).


34. Тогда̀ рече́тъ цр҃ь сꙋ́щымъ ѡ҆деснꙋ́ю є҆гѡ̀: прїиди́те, блгⷭ҇ве́ннїи ѻ҆ц҃а̀ моегѡ̀, наслѣ́дꙋйте ᲂу҆гото́ванное ва́мъ црⷭ҇твїе ѿ сложе́нїѧ мі́ра: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35. взалка́хсѧ бо, и҆ да́сте мѝ ꙗ҆́сти: возжада́хсѧ, и҆ напои́сте мѧ̀: стра́ненъ бѣ́хъ, и҆ введо́сте менѐ: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36. на́гъ, и҆ ѡ҆дѣ́ѧсте мѧ̀: бо́ленъ, и҆ посѣти́сте менѐ: въ темни́цѣ бѣ́хъ, и҆ прїидо́сте ко мнѣ̀. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне

Благословенные, т. е. удостоившиеся благословения, благоволения и назначения к блаженству. Наследуйте царство, уготованное вам от сложения (от создания) мира. Бог от вечности предвидел падение людей, от вечности предопределил им и Спасителя и приготовил блаженное царство. Он от вечности предвидел и действия людей, от вечности же определил и воздаяние за них за добрые царство, а за злые мучения (Рим. 8:29–30; Еф. 1:4–11). С какими благами можно сравнить наименование благословенные, и притом благословенные от Отца? восклицает св. Златоуст. Сколько чести, сколько блаженства в этих словах! «На земле вы много страдали, за это от вечности Я уготовал вам царствие на небе. Здесь найдете вы желаннное успокоение, здесь отымется всякая слеза от очей ваших, здесь сретит вас вечная радость, вечное счастие и блаженство». (Воскр. Чт.). Взалкахся бо, и даете ми ясти (ибо алкал Я, и вы дали мне есть), т. е. у Меня не было хлеба, и вы подали Мне милостыню, и Я напитался ею. Возжадахся (жаждал), хотел пить, и напоисте Мя. Странен бех, и введосше Мене (был странником, и вы приняли Меня). На востоке, где гостинницы были очень редки, а путешествие было особенно утомительно по жаркому климату, гостеприимство считалось особенно важною добродетелью (Быт. 18:1–8; Мих.). Наг был, и одгясте Мя (и вы одели Меня). Наг, т. е. одет бедно, недостаточно для прикрытия тела от жара или холода (Иак. 2:5; Иов. 22:6). Болен (был), и посетисте Мене, навестили Меня, утешили своим теплым участием и добрым словом. В темнищ бех (был), и приидосте (пришли) ко Мне, и тут не забыли Меня, навестили Меня. Что будут ощущать сердца праведных, когда услышат они сии сладостные слова своего Господа и Спасителя, этого и представить нельзя. Господь Судия, творя суд, не упоминает ни о каких других добродетелях праведников, как только об одной добродетели милосердия, не упоминаем также и о вере. Почему же это? Не упоминает о вере потому, что она уже предполагается самыми делами милосердия, которые происходят от веры. Господь сказал апостолам: потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:35). О других добродетелях Господь не упоминает, потому что, кто имеет добродетель милосердия, тот непременно имеет и другия добродетели. С другой стороны – потому, что добродетель милосердия есть высшая из добродетелей, она покрывает и очищает самые грехи. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф.5:7). Милостыня очищает всякий грех (Тов.12:9).


37. Тогда̀ ѿвѣща́ютъ є҆мꙋ̀ првⷣницы, глаго́люще: гдⷭ҇и, когда̀ тѧ̀ ви́дѣхомъ а҆́лчꙋща, и҆ напита́хомъ; и҆лѝ жа́ждꙋща, и҆ напои́хомъ; Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38. когда́ же тѧ̀ ви́дѣхомъ стра́нна, и҆ введо́хомъ; и҆лѝ на́га, и҆ ѡ҆дѣ́ѧхомъ; когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39. когда́ же тѧ̀ ви́дѣхомъ болѧ́ща, и҆лѝ въ темни́цѣ, и҆ прїидо́хомъ къ тебѣ̀; когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

Тут в словах праведников выражается с одной стороны смирение их, отличительная черта истинных праведников, с другой стороны желание знать, каким образом они делали дела милости Самому Господу.


40. И҆ ѿвѣща́въ цр҃ь рече́тъ и҆̀мъ: а҆ми́нь гл҃ю ва́мъ, поне́же сотвори́сте є҆ди́номꙋ си́хъ бра́тїй мои́хъ ме́ньшихъ, мнѣ̀ сотвори́сте. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Господь называет Своими братьями вообще людей, так как, живя на земле, Он Сам был человеком (Богочеловеком, Евр. 2:11), особенно же из них истинных Своих последователей, как близких к Нему и по духу, и по жизни по жизни по Его примеру (Чит. объясн. 50ст. 12гл.). Меньшими братьями Своими Господь называет меньших, несчастных из людей: бедных «угнетенных и также смиренных, ради уничиженности их, как и Сам Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной (Фил. 2, 8). Сделанное нами добро, а также и зло (45 ст.) своим ближним Господь относит к Самому Себе, потому что единение Господа с истинными последователями Его самое тесное, так что Он в них и они в Нем (Ин.15:4–6; Мф. 10:40). Понеже сотвористе единому сих братий, Мне сотвористе. «На сии слова, написанные в Евангелии, поучает митрополит Филарет, ты можешь смотреть как на заемное письмо, которым Господь признал Себя должным тебе во всем, что ты подал или что благотворительно сделал нуждающемуся ближнему. Он уничижает Себя до образа должника твоего, чтобы привлечь тебя к благотворению и чрез благотворение к блаженству: такова дивная благость Его. Он занимает у тебя безделицы, прах, тлен, которые ты называешь благами земными, чтобы иметь случай, без оскорбления правосудия Своего, платить тебе истинным благом, нетлением, блаженством, с такою лихвою, который ты никогда исчислить не возможешь». В одном из духовных журналов (Дух. Бес. 71 г.) читаем следующее: «Тот, Кто дал тебе плоть Свою ясти, просит у тебя куска хлеба; ужели ты, в лице бедного, не напитаешь Его алчущего? Тот, Кто испил за тебя горькую чашу страданий и смерти, Кто дает тебе кровь Свою в питие жизни, просит у тебя чаши студеной воды; ужели ты в лице бедного нищего, не напоишь Его жаждущего? Тот, Кто крестом купил и даровал тебе небо, не имеет где главу преклонить; ужели ты, в лице странных, не введешь Его в дом свой и не отворишь двери Тому, Кто отверз тебе райския двери? Тот, Кто одел тебя в светлую боготканную одежду правды и веселия, терпит холод, едва прикрываясь рубищем; ужели ты, в лице беспомощных бедняков, не оденешь Его нагого? Кто исцелил тебя от смертельных ран греховных, лежит и страждет на одре болезни; ужели ты, в лице больных, не послужишь Ему в болезни? Тот, Кто избавил тебя от уз адовых и даровал тебе вечную свободу чад Божиих, сидит в темнице, обложенный оковами; ужели ты, в лице узников, не посетишь Его и не послужишь Ему? Ужели ты постыдишься мрачного жилища узников ради Того, Кто не постыдился сойти в ад для искупления грешников?"Господь говорит праведникам: поскольку вы сделали сие одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Это значит, что, делая то или другое благотворение ближнему, мы должны делать оное как меньшему брату Христа, как Самому Христу, ради Христа; тогда это благотворение будет спасительно для нас (Сл. 10:40–42); тем более не должны делать его по тщеславию, из корыстных целей: в таком случае мы будем делать его не для Христа, а для самих себя.


41. Тогда̀ рече́тъ и҆ сꙋ́щымъ ѡ҆шꙋ́юю (є҆гѡ̀): и҆ди́те ѿ менє̀, проклѧ́тїи, во ѻ҆́гнь вѣ́чный, ᲂу҆гото́ванный дїа́волꙋ и҆ а҆́ггелѡмъ є҆гѡ̀: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

Идите от Мене. «Совокупите тысячу геенов, восклицает св. Златоуст, это отнюдь не будет так тяжко, как быть извержену от славы, быть ненавидиму Богом. Лучше подвергнуться бесчисленным ударам молний, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас». Проклятии (в противоположность слову: благословеннии) значит лишенные даров Божия благословения и осужденные на бедствия и мучения. Так поражены были проклятием от Бога: змий, соблазнивший первых людей в раю, земля за грех сих людей. Каин за братоубийство и т. п. (Быт. 3:14–17; 4–1). Огнь вечный. Огонь изображает собою высшую степень мучений, так как казнь сожжения огнем есть самая жестокая (чит. объясн. 22 ст. 5 гл.). Об огне адском говорит Господь, что он приготовлен не для человека, а для диавола и ангелов его, т. е. для согрешившего и осужденного за то на вечные мучения, сатаны – главного из ангелов и увлеченных им, низших его ангелов (Иуд. 6; Апок. 12:8 – 9). Грешники осуждаются на одинаковые мучения с диаволами, потому что по делам своим становятся участниками того же зла, которым одержимы злые духи (Мих.). «Я царство готовил вам, огонь же не вам, а диаволу и ангелам его. Но так как вы сами себя ввергли в огонь, то и вините в том самих себя» (Злат.).


42. взалка́хсѧ бо, и҆ не да́сте мѝ ꙗ҆́сти: возжада́хсѧ, и҆ не напои́сте менѐ: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43. стра́ненъ бѣ́хъ, и҆ не введо́сте менѐ: на́гъ, и҆ не ѡ҆дѣ́ѧсте менѐ: бо́ленъ и҆ въ темни́цѣ, и҆ не посѣти́сте менѐ. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44. Тогда̀ ѿвѣща́ютъ є҆мꙋ̀ и҆ ті́и, глаго́люще: гдⷭ҇и, когда̀ тѧ̀ ви́дѣхомъ а҆́лчꙋща, и҆лѝ жа́ждꙋща, и҆лѝ стра́нна, и҆лѝ на́га, и҆лѝ бо́льна, и҆лѝ въ темни́цѣ, и҆ не послꙋжи́хомъ тебѣ̀; Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45. Тогда̀ ѿвѣща́етъ и҆̀мъ, гл҃ѧ: а҆ми́нь гл҃ю ва́мъ, поне́же не сотвори́сте є҆ди́номꙋ си́хъ ме́ньшихъ, ни мнѣ̀ сотвори́сте. Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

Взалкахся бо, и не даете Ми ясти (алкал Я, и вы не дали мне есть) и пр. «Заметь, пишет св. Златоуст, что у осуждаемых но было ни одной добродетели. Они не только не напитали алчущего, не одели нищего, но даже, что гораздо легче было исполнить, и больного не посетили... Таким образом все делало их достойными наказания: и удобность исполнить прошение, ибо Он просил только хлеба; и жалобный вид просящего, ибо Он был нищ; и естественное сострадание, ибо Он был человек; и особенная привлекательность обещания, ибо обещано царство; и страх наказания, ибо угрожала геенна; и важность приемлющего, ибо Сам Бог принимал в лице нищих»...


46. И҆ и҆́дꙋтъ сі́и въ мꙋ́кꙋ вѣ́чнꙋю, првⷣницы же въ живо́тъ вѣ́чный. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

В муку вечную, в живот вечный (в жизнь вечную). В Священном писании во многих местах говорится, что как блаженство праведных, так и мучения грешных будут вечны. «Напрасно изъясняют адский огонь действием совести, пишет митр. Филарет; напрасно вопрошают: какия это мучения? какой это огонь, который бы мог действовать на бессмертного человека? Но Кто может сие тленное облещи в нетление (1Кор. 15:44) и сделать тело духовным, Тому трудно ли приготовить столь тонкий и проницательный огонь, чтобы также был ощущаем бессмертным составом, как нынешний огонь нынешним телом? Тщетно некоторые, пишет тот же святитель, для смягчения страшной угрозы вечным адским огнем, прибегают к милосердию Божию, но какое милосердие для тех, кои с непреодолимым упорством отвергают милосердие? Бог есть единое бесконечное благо; уклонение от Него единое бесконечное зло» «Если бы Бог прославлял вечно, а наказывал временно, пишет один из духовных пастырей, то было бы вечным только Его милосердие, а правосудие не вечным, не действительным. Но Бог сколько милосерд, столько же и правосуден. Беспредельно Его милосердие, беспредельно и Его правосудие. Если бы грешник мог получить райское блаженство, то получил бы не на радость себе: он стал уже неспособен к блаженству. Душа его сроднилась со злом и грехом. И как несносны солнечные лучи для очей больных, так не может грешник вынести лицезрения Божия. Как не может рыба жить в воздухе, так неспособен грешник к райской жизни. Уже и теперь, в земной жизни, разве не скучает он в молитве? Разве не бежит из храма Божия? Что же он чувствовал бы в царстве небесном, где ангелы Божии и праведники прославленные обретают свое блаженство в славословии Бога Творца и Спасителя»? (Тр. л.)


Источник: Толкование на Евангелие от Матфея / Сост. свящ. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф "Насл. бр. Салаевых", 1899. - 306, IV с. : карт.

Комментарии для сайта Cackle