Иван Кузьмич Кондратьев

Монастырское богослужение.

Богослужение в обители отправляется со всею точностью по церковному уставу. Утреня в будни начинается в три часа, в полиелейные дни–в два с половиной; на всенощное бдение ударяют в колокол в час27. Утренняя служба продолжается почти до шести часов. Потом во храме Преподобных начинается ранняя литургия, которая оканчиваются около восьми часов. В половине девятого ударяют к проскомидии в соборе. В девять часов звонят к поздней обедне; в будни она продолжается с небольшим полтора часа, в праздники–более двух. В воскресные дни после литургии бывает всегда соборный молебен Пресвятой Богородицы и преподобным отцам Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, и тогда служение литургии и молебна продолжается около трёх часов. Вечерня идёт около двух часов. В будни и на праздники Богородичные и святых на повечерии читается Акафист Пресвятой Богородице, а на праздники Господств и на воскресные дни–акафист Сладчайшему Господу Иисусу. Круглый год читается также на повечерии канон с припевами Христу Спасителю, Его Пренепорочной Матери и Ангелу-Хранителю. Вечернее правило, состоящее из многих поклонов, помянника и молитв на сон грядущий оканчивает суточную церковную службу.

Напев в монастыре знаменный, или, так называемый, „столповой“, старинный русский. Тоны сего напева величественны, протяжны, заунывны: они изображают стоны души кающейся, воздыхающей в стране своего временного изгнания о блаженной, желанной стране радования вечного, наслаждения чистого, святого...

Богослужение в обители бывает особенно торжественно в двунадесятые праздники, в праздники храмовые и высокоторжественные дни.

Тогда служит настоятель со священным собором, который составляют до 10 и 12 иеромонахов и до 4 и 5 иеродиаконов.

Престольные праздники бывают в следующие дни:

1. Праздник главный престольный, в летнем соборе, в день Преображения Господня, 6-го августа.

2. В зимней церкви, в день Успения Пресвятой Богородицы, 15-го августа.

3 и 4. В храме преподобных Сергия и Германа: первый в день их памяти, 28 июня, второй– в день перенесения св. мощей, 11-го сентября.

5. В нижней церкви при больнице, в пятницу, в неделю св. Пасхи, в день празднования Живоносному Источнику Пресвятой Богородицы.

6. В верхней больничной церкви, в день Святой Троицы.

7. В храме свв. Ann. Петра и Павла, 29-го июня.

В скитах:

В скиту Всех Святых в верхней церкви: в день празднования собора св. Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, 8-го ноября, и в день празднования собора Архангела Гавриила, 13-го июля, и в нижней церкви–в неделю Всех Святых, в восьмое воскресенье по святой Пасхе.

В скиту Свято-Островском в день преподобного Александра Свирского, 30-го августа.

В скиту св. Иоанна Предтечи: в верхней церкви, в день Рождества св. Крестителя, 24-го июня, и в день Усекновения честныя его главы, 29 августа, и в нижней в день св. Трёх Святителей, 30-го января,

В скиту св. Николая–в день памяти святителя, 6-го декабря, и в день перенесения св. его мощей, 9-го мая.

В скиту св. Прор. Илии—20—го июля, в день его памяти.

В скиту Коневской чудотворной иконы Божией Матери, 10 июля.

В скиту преподобного Авраамия Ростовского– 29-го октября, в день его памяти.

В Кладбищенской церкви во имя Всех преподобных Отецов в посте просиявших в день их памяти–в сырную субботу.

Во всех часовнях во дни празднования тем святым, в честь которых они устроены, также и у крестов, совершаются молебные пения с водоосвящением.

Крестных ходов на Валааме установлено три:

1. 1-го августа крестный ход на воду. С монастырской горы направляется он к месту, нарочно для этого устроенному на монастырском заливе. Оттуда, по совершении освящения воды, проходит он мимо гостиницы, обходит кругом монастыря и через Святые Ворота возвращается, в обитель. Во время этого хода братья поют догматики. Установлен он по общему церковному чиноположению для освящения воды.

2. 29-го июня, в день св. Ап. Петра и Павла. В соборном храме начинается тогда молебен Пресвятой Деве Богородице. С первою песнею канона выходят из храма и крестным ходом обходят кругом монастыря. Этот крестный ход установлен в обители с давнего времени. Он совершался по возобновлении монастыря во дни строителя Иосифа и игумена Ефрема и в последующее за тем время, до настоящих дней.

3. В неделю Всех Святых. В этот день совершается храмовой праздник в нижней церкви, в скиту Всех Святых. С молебным пением Царице Небесной выходят братья из соборного монастырского храма и по ездовой скитской дороге идут крестным ходом в скит.

По окончании в скиту литургии и молебна, ход возвращается в монастырь по скитской пешеходной дороге. Затем братия, с установленным пением, переезжает на пароме через монастырский залив, потом шествует мимо гостиницы и возвращается в собор через Святые Ворота. Этот крестный ход установлен в 1843 году, по перестройке скита, при настоятеле о. Дамаскине, в обители с особенною торжественностью при многочисленном стечении приезжих богомольцев.

О разрядах поминовения живых и усопших.

При отправлении Божественных литургий и при неусыпном чтении Псалтири, на Валааме совершается непрерывное поминовение как о здравии и спасении живущих, так и о вечном блаженном упокоении усопших благотворителей монастыря.

Поминовение это разделяется на четыре разряда.

Первый разряд составляет поминовение благотворителей при чтении Псалтири, в трёх скитах: Всех Святых, Святоостровском и Никольском, а также и в самой обители при больничной церкви Живоносного Источника Пресвятой Девы Богородицы, где братия, поочередно, день и ночь, читают псалмы Давида, умоляя милосердного Господа о здравии и спасении своих живых благотворителей и об упокоении со святыми усопших. Для такого поминовения при церквах находятся особенные синодики и по тройному числу славословий (слава Отцу и Сыну и Святому Духу) в каждой кафизме каждый синодик разделён на три части: в первой части записаны все имена живых: Государя и всего Царствующего Дома, Митрополита, братии и благотворителей, которым после первой славы каждой кафизмы просится от Господа здравия и спасения; во второй же и в третьей части записаны и поминаются имена усопших царей, некоторых митрополитов, братий и благотворителей, об упокоении которых молят по окончании второй и третьей славы кафизмы. Таким образом, в течение суток синодик придется повторить несколько десятков раз.

Второй разряд – поминовение благотворителей в храме преподобных и богоносных отцов Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, где под спудом почивают святые и многоцелебные их мощи. В этом храме ежедневно совершается ранняя Божественная литургия и во время её на проскомидии, на ектеньи, у престола Божия, а также и на литии ежедневно поминаются имена благотворителей, записанные в синодик этого разряда.

Третий разряд – поминовение благотворителей при совершении проскомидии в соборном храме, в котором ежедневно отправляется поздняя Божественная литургия и всегда прочитываются в алтаре синодики этого разряда.

Четвертый и последний разряд – поминовение, совершаемое в соборном же храме. Здесь во все время литургии за клиросом читаются синодики этого разряда, древние и новые. Новые прочитываются ежедневно, a древние, по их значительной величине, читаются по порядку. Чтение их начинается во время проскомидии и продолжается почти до самого конца службы, и на чём остановится чтец в этот день, с того начинает он чтение в следующий.

Так день и ночь стоит братия на молитвенной чреде о спасении себя и ближних.

* * *

27

За полчаса до благовеста, брат, имеющий послушание “будильника“, обходит все монастырские кельи и, подходя к каждой из них, сперва говорит: „Пению время, молитве час“, потом звонит в колокольчик, и наконец, произносит Иисусову молитву: „Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас“. По окончании молитвы, ожидает ответа и не прежде отходит к следующей кельи, как услышав из неё слово: „аминь».


Источник: Сост. И. К. Кондратьев. Издание И. А. Морозова. Москва. Типография Вильде, Малая Кисловка, собственный дом. 1896. От Московского Духовно — Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, 26 июня 1896 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle