Иван Кузьмич Кондратьев

Могила шведского короля Магнуса II.

К чрезвычайным обстоятельствам Валаамской обители принадлежит один случай, в котором выразилось провидение Божие о спасении жизни и души одного из венценосцев Швеции, католика и гонителя православной церкви.

Спустя несколько лет по заключении Дерптского мира, в 1371 г., валаамские иноки, после сильной бури на Ладожском озере, спасли от потопления человека, носившегося по волнам на корабельной доске: спасенный был король шведский Магнус II Смек. Старцы в несчастии короля видели особый промысл Божий, призывавший его в свою ограду, как, некогда, гонителя Савла. Мирные кущи иноков, убеждения старцев, воспоминание горьких дней протекшей жизни сильно взволновали сердце Магнуса. Он увидел в своей судьбе звание Божие, и решился остаток дней посвятить на угождение Богу в тихой пустыне, присоединился к единой истинной св. Православной церкви, составил духовное завещание и с именем Григория принял святую схиму. Недолго судил Господь ему медлить в земной юдоли: через три дня по пострижении Он отозвал венценосца-схимника на вечный покой. Иноки погребли почившего на общем братском кладбище, где видна его могила и по настоящее время под густою сенью развесистых клёнов.

На могиле находится следующая надпись:

На сем месте тело погребено,

В 1371 году земле оно предано,

Магнуса, шведского короля,

Который, святое крещение восприя,

При крещении Григорием наречён.

В Швеции он в 1336 году рождён,

В 1360 г. на престол возведён.

Великую силу имея и оною ополчён,

Двоекратно на Россию воевал,

И о прекращении войны клятву давал;

Но, преступив клятву, паки вооружился,

Тогда в свирепых волнах погрузился.

В Ладожском озере войско его осталось,

И вооружённого флота знаков не оказалось;

Сам он на корабельной доске носился.

Три дня и три ночи Богом хранился,

От потопления был избавлен,

Волнами к берегу сего монастыря управен.

Иноками взят и в обитель внесён,

Православным крещением просвещён.

Облачен в монахи, удостоился схимы,

Пожив три дня, здесь скончался,

Быв в короне и схимою увенчался.

Так о судьбе короля Магнуса говорит предание монастыря. Предание это подтверждает самая могила: для того, чтобы выдумать могилу, невозможно представить никакого разумного побуждения. Подтверждается оно и духовным завещанием Магнуса, внесённым в нескольких русских летописях30. Подозревать его подлинность, приписывать его составление бедному греческому монаху, как говорит шведский историк о. Далин31, может только крайняя недоверчивость и фанатизм. Чтобы выйти из границ исторической веры и критики, необходимо признать подлинность завещания и истину преданий монастыря. К тому может побудить и следующий факт.

Лет 45 тому назад, в начале настоятельства игумена Дамаскина, три православных финна из глубины Финляндии, из прихода Юмаладскаго, ближайшего к Швеции, пришли на Валаам и просили на гробнице короля Магнуса отслужить панихиду32. Они свидетельствовали пред настоятелем и некоторыми бывшими у него братьями, что к этому побуждены чудесным сонным видением. Просьба финнов была исполнена33.

* * *

30

Соф. Врем. 1820 г., ч. 1 стр. 335; Росс. Лет. по Софийск. сп. С.-Петер. 1795 г. ч. I стр. 273. и Книга Степенная, ч. I. Москва 1795 г., стр. 484–486.

31

Шведская летопись говорит, что Магнус, потерявший на несчастной войне с новгородцами престол свой, утонул при переезде в лодке через Боллефиордский залив.

32

Надпись на могиле короля Магнуса время от времени обновляется.

33

См. в конец этой книги, в отдел чудотворений, это событие помещено в полном виде.


Источник: Сост. И. К. Кондратьев. Издание И. А. Морозова. Москва. Типография Вильде, Малая Кисловка, собственный дом. 1896. От Московского Духовно — Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, 26 июня 1896 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle